Скачать 150.61 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Факультет истории, Институт развития образования Программа дисциплины «Источники личного происхождения по истории Второй мировой войны» для направления 030600.68 «История» подготовки магистра для магистерской программы «Информационные ресурсы исторической науки» Автор программы: О.В. Будницкий, профессор, д.и.н. obudnitskiy@hse.ru Одобрена на заседании кафедры политической истории «__»____________2011 г. Зав. кафедрой А.Б. Каменский Рекомендована секцией УМС по истории «__»____________2011 г. Председатель Н.А. Проскурякова Утверждена УС факультета истории «__»____________2011 г. Ученый секретарь О.С.Воскобойников Москва, 2011 1. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.68 «История», обучающихся по магистерской программе «Информационные ресурсы исторической науки» и изучающих дисциплину «Источники личного происхождения по истории Второй мировой войны» (дисциплина профессионального цикла, курс по выбору). Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования ГОБУ ВПО ГУ-ВШЭ по специальности 030600.68 «История». 2. Цели освоения дисциплины Основная цель курса «Источники личного происхождения по истории Второй мировой войны» — ознакомить студентов с базовыми принципами, понятиями, приемами и методами работы с источниками личного происхождения на материале истории Второй мировой войны. Курс предполагает, что магистранты овладеют теоретическими основами исследования различных видов источников личного происхождения, приобретут навыки анализа дневников, воспоминаний, писем, интервью (устной истории) и умение использовать данные и методы современной критики подобного рода источников в источниковедческом и конкретно-историческом исследовании. Конкретными задачами изучения дисциплины являются: 1) знакомство магистрантов с понятийным аппаратом исследования источников личного происхождения; 2) знакомство с литературой по теории и практике исследования источников личного происхождения, в том числе устных (oral history); 3) овладение технологией анализа текстов и устных источников; 4) формирование у магистрантов профессиональных навыков критического восприятия и анализа источников личного происхождения по истории Второй мировой войны. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Магистрант, прослушавший курс, должен знать и понимать:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4. Место дисциплины в структуре образовательной программы Дисциплина «Источники личного происхождения по истории Второй мировой войны» относится к вариативной части профессионального цикла магистерской программы, является дисциплиной по выбору. Изучение данной дисциплины обеспечивает приобретение углубленного исторического образования, профессиональных знаний о специфике исследовательской работы в исторической науке и академических навыков, связанных с анализом источников личного происхождения по истории Второй мировой войны. Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при подготовке магистерской диссертации по истории Второй мировой войны, источниковедению, а также при изучении таких дисциплин, как «Теоретическое источниковедение», «Историческая текстология», «Теория и практика исторических реконструкций», «Гендерная история: источники и историография», «Исследовательский семинар». 5. Тематический план учебной дисциплины
В ходе коллоквиума магистранты должны продемонстрировать знание особенностей источников личного происхождения, понимание особенностей источников личного происхождения по истории Второй мировой войны, владение специальной терминологией. При написании реферата магистранты должны продемонстрировать знание научной литературы, владение основными навыками работы с источниками личного происхождение, продемонстрировать умение анализировать и структурировать информацию, содержащуюся в источниках личного происхождения по истории Второй мировой войны, сопоставлять ее с информацией, содержащейся в других видах источников. При сдаче устного зачета магистранты должны продемонстрировать знание основных методов анализа источников личного происхождения, понимание места источников личного происхождения в источниковедении и конкретно-историческом исследовании истории Второй мировой войны. 7. Содержание дисциплины Тема 1. Изучение «человеческого измерения» Второй мировой войны: проблемы методологии и историографии. Применение методов исторической антропологии и социальной истории к изучению истории Второй мировой войны. Память о войне. Изучение человека на войне в зарубежной и российской историографии. Мужчины и женщины на войне. Быт войны. Литература к теме 1. Основная Гудков Л. «Память» о войне и массовая идентичность россиян // Неприкосновенный запас. 2005. №2-3 (40-41). С. 46-57. http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/gu5.html Никонова О. Женщины, война и «фигуры умолчания» // Неприкосновенный запас. 2005. №2-3 (40-41). С. 282-289. http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/ni32.html Дополнительная Сенявская Е.С. Военно-историческая антропология как новая отрасль исторической науки // Военно-историческая антропология. Ежегодник 2002. Предмет, задачи, перспективы развития. М., 2002. С. 5-22. Тема 2. Источники личного происхождения по истории Второй мировой войны Источники личного происхождения: мемуары, дневники, письма, устные рассказы (интервью). Источники личного происхождения в ряду других источников по истории Второй мировой войны. Методика анализа источников личного происхождения. Серии «Военные мемуары» и «Вторая мировая война в исследованиях, воспоминаниях, документах». Генеральские мемуары и «лейтенантская проза». Художественная литература как источник по истории Второй мировой войны Тема 3. Устная история Второй мировой войны Устная история: ее специфика, возможности и границы. Российские и германские проекты устной истории. Ресурсы интернет по устной истории Второй мировой войны. Тема 4. Case-studies: Боевые действия на Восточном/Западном фронте в дневниках и воспоминаниях советских и немецких солдат Плен глазами советских и немецких военнослужащих. Особенности восприятия событий Второй мировой войны советскими и германскими военнослужащими. Особенности фронтовых дневников. Дневники и воспоминания о Второй мировой войне: сравнительный анализ. Тема 5. Исследовательский проект по истории Второй мировой войны Выбор темы исследования. Постановка проблемы. Понятия актуальности и научной значимости. Формулировка цели и задач исследования. Предмет и объект исследования. Выбор методологии исследования. Историография и источники. Литература к темам 2-5. Основная
Дополнительная 1. Эткинд А. «Одно время я колебался, не антихрист ли я»: субъективность, автобиография и горячая память революции // Новое литературное обозрение. 2005. №73. http://magazines.russ.ru/nlo/2005/73/etk2-pr.html 2. Томпсон Пол. Голос прошлого. Устная история / Пер. с англ. М., 2003. http://www.opentextnn.ru/history/familisarchives/tompson/ 3. Память о блокаде: Свидетельства очевидцев и историческое сознание общества: материалы и исследования / Под ред. М.В. Лоскутовой. М.: Новое издательство, 2006.
журнала «Неприкосновенный запас» совместно с журналом Osteuropa // Неприкосновенный запас. 2005. №2-3 (40-41) (книжное издание, доп. М., 2005) http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/
Исследование. М.: ИРИ РАН, 1995. 6. Hellbeck J. “The Diaries of Fritsez and the Letters of Gretchens”: Personal Writings from the German-Soviet war and Their Readers // Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History. Vol. 10. No. 3 (Summer 2009). P. 571-606.
Источники. Чуркин В.В. Дневник ополченца 88-го артиллерийского полка 80-й стрелковой Любанской дивизии Василия Чуркина – в кн. Кормилицын С. В., Лысев А. В. Ложь от Советского Информбюро. СПб.: Нева, 2005 http://militera.lib.ru/db/churkin_vv/index.html Иноземцев Н. Н. Фронтовой дневник. М.: Наука, 2005. http://militera.lib.ru/db/inozemtsev_nn/index.html Фронтовой дневник Н.Ф. Белова. 1941-1944 годы. (Публикация Н. И. Баландина) // Вологда: Краеведческий альманах. Вып. 2. Вологда, 1997 http://www.booksite.ru/fulltext/vol/ogd/atwo/19.htm#27 Гельфанд В.Н. Дневники 1941-1946 гг. http://militera.lib.ru/db/gelfand_vn/index.html Сурис Б. Фронтовой дневник. М.: Центрполиграф, 2010. Лебедев Ю. По обе стороны блокадного кольца. СПб.: Издательский Дом «Нева», 2005 http://militera.lib.ru/db/buff_w/index.html Левинский Д. Мы из сорок первого… Воспоминания. М.: Новое издательство, 2005. 344 с. Самойлов Д. Поденные записи. Т. 1. М. Время, 2002. Соколов Б.Н. В плену. СПб.: Галея-принт, 2000 http://militera.lib.ru/memo/russian/sokolov_bn/index.html Чиров Д. Средь без вести пропавших. М.: РОССПЭН, 2010. Апель Ю. Доходяга. Воспоминания бывшего пехотинца и военнопленного (сентябрь 1943 – февраль 1945). М.: РОССПЭН, 2009. Сайер Г. Последний солдат Третьего рейха. М.: Центрполиграф, 2002. militera.lib.ru/memo/german/sajer/index.html Цизер Б. Дорога на Сталинград. М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. http://militera.lib.ru/memo/german/zieser_b/index.html Биркемайер В. Оазис человечности 7280/1. Воспоминания немецкого военнопленного. — М.: Текст, 2005. http://militera.lib.ru/memo/german/birkenmeyer_w/index.html Запп Ф. Сталинградский пленник. СПб.: Петербург-XXI век, 1998 http://militera.lib.ru/memo/other/sapp_f/index.html Фритцше К. Цель — выжить. Шесть лет за колючей проволокой. — Саратов, 2001 militera.lib.ru/memo/german/fritzsche_k/index.html 8.Оценочные средства для контроля и аттестации магистрантов Перечень вопросов к зачету:
Примерный список тем рефератов
Итоговой формой контроля является зачет, который проводится в устной форме. Устное собеседование на зачете проходит по билетам, включающим по два вопроса из приведенного выше списка. Вопросы составлены исходя из тематики прочитанных лекций и проблематики обязательной литературы по курсу. Зачету предшествует письменная работа (реферат) по одной из тем (рекомендательный список прилагается). Письменная работа должна представлять собой небольшое самостоятельное научное исследование (исследовательский проект) объемом не менее 20000 знаков, снабженное списком использованных источников и литературы. Помимо предложенных тем, реферат, по согласованию с преподавателем, может быть посвящен теме, предложенной магистрантов, но соответствующей содержанию курса. Оценка за реферат учитывается при выведении итоговой оценки по курсу. Промежуточной формой контроля является коллоквиум. Коллоквиум проводится во внеаудиторное время, по темам, объявленным заранее. Итоговая оценка складывается из следующих компонентов: 10% – работа на семинарских занятиях 10% – коллоквиум 40% – реферат 40% – устный зачет 10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основная литература по курсу Верт А. Россия в войне 1941-1945 (любое издание) Великая Отечественная война. 1941-1945: Военно-исторические очерки: в 4 кн. Кн.4. Народ и война. М., 1999. Память о войне 60 лет спустя – Россия, Германия, Европа. Специальный выпуск журнала «Неприкосновенный запас» совместно с журналом Osteuropa // Неприкосновенный запас. 2005. №2-3 (40-41) (книжное издание, доп. М., 2005). |
Программа дисциплины «Сценарный трейдинг» Правительство Российской... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Общие сведения о вто | Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский филиал Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |