Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: Специальность 040101. 65 «Социальная работа»





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: Специальность 040101. 65 «Социальная работа»
страница1/6
Дата публикации08.12.2014
Размер0.59 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА»
кафедра отечественной истории

КУРС ПО ВЫБОРУ «ЭТНОЛОГИЯ»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Направление подготовки: Специальность 040101.65 «Социальная работа», квалификация - специалист


КРАСНОЯРСК 2012

Рабочая программа составлена д.и.н., профессор В.П. Кривоногов

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры отечественной истории

«20» июня 2012 г.
Заведующий кафедрой Н.Н. Дроздов

д.и.н., профессор
Одобрено научно-методическим советом исторического факультета

«27» июня 2012 г.
Председатель НМСС

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ КУРС ПО ВЫБОРУ «ЭТНОЛОГИЯ» С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ НАПРАВЛЕНИЯ 040101.65 СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

на 2012/13 учебный год


Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решение (протокол №, дата) кафедрой, разработавшей программу

Отечественная история

Отечественной истории

Согласование темы «История этнологии»

Протокол кафедры №10

20 июня 2012 г.

Социология

Кафедра философии и социологии

Согласование темы «Понятие этнос и основные подходы классификации этносов»

Протокол кафедры №10

20 июня 2012 г.

Политология

Политологии и права

Согласование темы «Современные тенденции этносоциального развития и основные проблемы этнологии»

Протокол кафедры №10

20 июня 2012 г.


Зав. кафедрой

отечественной истории Н.Н. Дроздов

Председатель НМСС_________________________

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
Дополнения и изменения рабочей программы на 2012/2013 учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1.Обновлена карта литературного обеспечения дисциплины

2. Внесены корректировки в банк контрольных заданий и вопросов по дисциплине
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
пересмотрена и одобрена на заседании кафедры отечественной истории
20. 06. 2012 г., протокол №10


Внесенные изменения утверждаю:
Зав. кафедрой Н.Н. Дроздов

Оглавление


  1. Пояснительная записка С.6

  2. Рабочая программа дисциплины С.7

    1. Выдержка из стандарта С. 8

    2. Введение С. 9

    3. Содержание теоретического курса дисциплины С. 11

    4. Тематический план С. 18

    5. Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины С.19

    6. Карта литературного обеспечения ...С. 22

    7. Технологическая карта рейтинга ...С. 24

  3. Методические рекомендации для студентов С.26

  4. Банк контрольных заданий и вопросов С. 29

  5. Вопросы к зачету С. 47

  6. Тематика рефератов С. 49


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) курс по выбору «Этнология» для студентов очной формы обучения по специальности 040101.65 «Социальная работа» состоит из следующих элементов:

  1. Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы.

  2. Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины курс по выбору «Этнология».

  3. Банка контрольных заданий и вопросов по дисциплине курс по выбору «Этнология», который представлен различными заданиями, что позволяет углубить и расширить теоретический материал по изучаемым темам.

  4. Вопросов к зачету, который является итоговым контролем освоения студентом компетенции и знаний по дисциплине курс по выбору «Этнология».

  5. Тематики рефератов, которая отражает наиболее актуальные и значимые проблемы этнологии, и проверяет освоение вопросов рекомендованных для самостоятельного изучения студентом.

Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено курсовых работ, то они отсутствуют; рефераты на выбор являются формой контрольной работы.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ЭТНОЛОГИЯ

ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования для направления 040101.65 «Социальная работа» утверждён 10.03.2000 г.

Дисциплина «Этнология» является курсом, устанавливаемых вузом, в рамках общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин направления, поэтому в ГОС ВПО обязательные дидактические единицы дисциплины не предусмотрены.
В соответствии с учебным планом, утвержденным учебно-методическим управлением ВУЗа, дисциплина реализуется на 1 курсе во 2 семестре. На изучение дисциплины выделено 72 часа. Из них 30 ч. — аудиторная нагрузка (16 – лекционные, 14 – семинарские) и 42 ч. — самостоятельная работа студентов. Форма контроля - зачет.


Форма занятий

Трудоемкость

В часах

В кредитах

Лекционные

16

0,5

Семинарские

14

0,4

Лабораторные

-

-

Самостоятельные

42

1,1

Всего

72

2


РАБОЧАЯ МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Введение
Дисциплина реализует следующие основные задачи ОПП:

1) обеспечивает приобретение системы знаний в области этнологии;

2) способствует дальнейшему формированию знаний в области мировой и российской истории, а также археологии;

3) осуществляет подготовку к ведению профессиональной деятельности в области социальной работы, в частности, в общении с людьми разных национальностей.

Дисциплина обеспечивает образовательные интересы личности студента, обучающегося по данной ОПП, заключающиеся в:

- приобретении представлений об основах этнологии;

- приобретении знаний о многообразии народов России и мира.

Дисциплина удовлетворяет требования заказчиков выпускников университета по данной ОПП в их готовности к использованию в работе при организации социального взаимодействия материала дисциплины курс по выбору «Этнологии».

Изучение отечественной истории, концепций современного естествознания и социологии предшествует изучению дисциплины курс по выбору «Этнология».

Материал, полученный студентами при изучении дисциплины курс по выбору «Этнология», будет использоваться в дисциплинах «Культурология», «Социальная культура в XX веке», «Философия», «История психологии» а также возможно его использование в ходе преддипломной практики.

В системе культурно-исторических наук курс по выбору «Этнология» занимает своё особое место наряду с социологией, отечественной историей, философией, политологией и др.

Объективными факторами, обусловливающими и подчеркивающими важную роль и необходимость изучения этнологии являются:

  • развитием межрегионального и межнационального взаимодействия в рамках Российской Федерации;

  • проблема сохранения преемственности традиций, этнической идентичности, сохранения связи со своей малой Родиной

  • обновление содержания исторического образования для студентов исторических факультетов.

Цель преподавания дисциплины – приобретение студентами специальных компетенций в области этнологии.

Задачи преподавания дисциплины:

  1. раскрыть перед студентами значимость этнологии для развития современного общества;

  2. формировать у студентов знания о значении этнологии для раскрытия истории культуры, науки и техники, для осознания поступательного развития общества, его единства и противоречивости;

  3. представить теоретические основы этнологии;

  4. развивать историческое мышление, общую культуру, способность к творческой деятельности, умения прогнозировать, анализировать, проектировать, корректировать, оценивать;

  5. воспитывать самостоятельность, деловитость, уверенность в собственных возможностях;

  6. формировать у будущих специалистов историческую культуру и развивать интеллектуальный потенциал личности.

Исходя из государственного образовательного стандарта, к изучившие курс «Этнология» должны:

Знать:

- историю формирования и развития этнологических (этнографических) знаний с начала великих географических открытий;

- основные проблемы этнологии (этнографии) в трудах зарубежных и отечественных ученых;

- научные классификации народов Мира;

- различные методологические концепции и подходы в этнологии;

- методику анализа социально-значимых проблем и процессов.

Уметь:

- анализировать теоретическую литературу по этнологии, определяя принадлежность ее авторов к одной из научных школ и направлений логически мыслить, вести научные дискуссии;

- анализировать современные проблемы отечественной этнологии;

- определять вклад ведущих ученых в развитие этнологии России;

- формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории этнологической науки;

- извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.

Владеть:

- способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области этнологии;

- навыками анализа исторических и этнографических источников и научной литературы;

- приемами ведения дискуссии и полемики.

Технология процесса обучения по дисциплине курс по выбору «Этнология» включает в себя прослушивание студентами курса лекций, работу на семинарских занятиях, подготовку и защиту рефератов, итоговую проверку знаний в виде экзамена.


Содержание теоретического курса дисциплины

Модуль 1 Теория и история мировой этнологии (основные направления и концепции)

Тема 1. Этнология: предметная область, социальные задачи.

Этнология - наука о народах. Понятийный аппарат. Научные и популярные журналы «Этнографическое обозрение», «Северные просторы» и др. Структура научных учреждений.

Цели и задачи этнологии. Значение этнологии в современном мире. Исследования национальных культур и межнациональных отношений. Борьба с расизмом, шовинизмом, национализмом. Анализ межнациональных конфликтов и способы их разрешения. Воспитание национальной толерантности.

Этнография и этнология: единство описания и аналитики. Эволюция представлений о предмете этнологии и этнографии. Место этнологии в системе гуманитарных и естественных наук. Уровни исследования — источниковый, систематический, аналитический. Технологии формирования этнографического источника. Полевые исследования в современной этнологии/этнографии: задачи и методы. Методы обработки этнографического материала: дескриптивный метод — монографическое и тематическое описание; типологический метод – функциональные, конструктивные и стилистические типологии. Статистические источники и методы. Этническое картографирование – способы картографирования признаков, атрибутирующих этнос (антропологические особенности, территориальное размещение, язык, конфессия, материальная и духовная культура). Аналитический уровень: метод историзма, сравнительно-исторический метод; метод пережитков. Сферы применения сравнительно-исторического метода в этнографии/этнологии. Исследовательские процедуры в системном подходе — элементный и структурный анализ. Функциональный аспект системного подхода. Генетический и прогностический аспекты системного анализа. Избирательность методов в зависимости от предмета этнографического/этнологического исследования. Прикладная и неотложная этнология. Этнология и субдисциплины.

Процесс антропогенеза и изменения биосферы. Очаги расогенеза. Становление социальных отношений. Этнология и системы хозяйствования традиционной культуры. Новые качества биосферы и создание ноосферы и социосферы (концепции Э. Ле-Руа, П. Тейяра де Шардена, И. Вернадского).

Предметная область этнологии: этногенез, историческая эволюция этносов, современная жизнь этносов, возможные пути развития этноса, расселение народов, их этнонимия, социальные группы, классы, группы населения, исторические институты, этническая социология, демографические процессы, хозяйственные занятия, обрядовая жизнь, языки, проблемы этнического самопознания, политические проблемы, связанные с этническими процессами.

Социальные функции этнологии: этнологическая наука реализуется с помощью разнообразных институтов, с обществ, организаций ученых, которые накапливают, организуют информацию об этносах и передают в форме научных разработок, просветительской деятельности РГО, РАН, музеи. Университеты, периодические издания). Задачи этнологии (научно-познавательная, самоидентификации, познание этноса).

Тема 2 История этнологии

Древнейшие образцы описаний народов мира. Потребность в этнографических знаниях в древности. Мифология «Чужого». Этнографический кругозор античных авторов; прообраз целостного описания этноса. Античность: Геродот. От стратегий описания к первым обобщениям. Попытки объяснения сходств и различий народов. Средние века. Марко Поло, Афанасий Никитин. Великие географические открытия: Васко да Гама, Христофор Колумб, Магеллан. Колониальный раздел мира. Политические и экономические аспекты формирования всемирного свода этнографических знаний ХII – ХIV вв. Космографии. Расширение этнографических знаний в эпоху великих географических открытий конца XV – середины XVII в.

Историко-эволюционные идеи просветителей ХVIII вв. Создание первых периодизаций развития человечества. Родиноведение эпохи создания национальных государств Европы. Роль открытий в естественных и гуманитарных науках в развитие представлений о расовом, языковом и культурном многообразии мира. Теории расизма, географического детерминизма, концепции «золотого века» и «благородного дикаря». Дифференциация сфер научного знания на рубеже ХVIII – ХIХ вв. Научные экспедиции. Исследования в Африке, Америке, Австралии. Выделение этнологии/этнографии как самостоятельной науки. Теоретические концепции в этнологии: эволюционизм, диффузионизм, социологическая школа, функционализм, американская школа исторической этнологии, этнопсихологическое направление, структурализм, культурный релятивизм, неоэволюционизм. Национальные школы в этнологии ХХ в.

История этнографии в контексте политической истории Российского государства. Истоки зарождения отечественной этнографической науки. Формирование знаний о народах России в XVIII в. Начало изучения Сибири. Обобщающие труды по этнографии народов России ХVIII – ХIХ вв. Россия: исследования Сибири, Дальнего Востока. Мессершмидт, Паллас, Кастрен, Радлов. Миклухо-Маклай.Практика кругосветных и трансконтинентальных путешествий. Стратегии освоения внутренних колоний и их научное обеспечение. Открытие этнографического отделения ИРГО. Азиатский вектор российской этнографии ХIХ вв.. Основные направления – официальная, миссионерская, демократическая, «ссыльная», земская этнография и проч.. Отечественное славяноведения. Русская национальная идея – ее возникновение и формы академического и публицистического освоения. Роль ИРГО в изучении России и зарубежных стран в ХIХ – начале ХХ в. Российский эволюционизм. Прикладная этнография. Политические идеи и теоретические искания в российской и советской этнографии XX в. Советский период: исследование народов Сибири. Долгих, Потапов, Васильев, Алексеенко, Соколова, Томилов, Смоляк, Гурвич, Вайнштейн, Грачева и др. Этнология в Красноярском крае.

Появление теоретических концепций этноса и их развитие. Мировая и российская этнология – перекличка идей и методов. Советская этнография/этнолгия – ведущие исследовательские центры. Основные направления развития постсоветской этнографии/этнологии.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: Специальность 040101. 65 «Социальная работа» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: Специальность 040101. 65 «Социальная работа» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: Специальность:...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: Специальность 040101. 65 «Социальная работа» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Направление подготовки: специалитет...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: Специальность 040101. 65 «Социальная работа» iconУчебно-методический комплекс дисциплины (курс по выбору) Направление...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: Специальность 040101. 65 «Социальная работа» iconУчебно-методический комплекс дисциплины социальная экология Специальность...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: Специальность 040101. 65 «Социальная работа» iconУчебно-методический комплекс дисциплины базы данных в социальной...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта 2-го поколения...
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: Специальность 040101. 65 «Социальная работа» iconУчебно-методический комплекс дисциплины семьеведение направление...

Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: Специальность 040101. 65 «Социальная работа» iconУчебно-методический комплекс дисциплины социология Специальность...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: Специальность 040101. 65 «Социальная работа» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Концепции современного естествознания»
Министерством образования Российской Федерации 10 марта 2000 г. Номер государственной регистрации 83 мжд/сп. Специальность 040101....
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: Специальность 040101. 65 «Социальная работа» iconМетодические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных...
Выпускная квалификационная работа — это итоговая исследовательская и, главное, самостоятельно выполненная работа студента дневной,...
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: Специальность 040101. 65 «Социальная работа» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
...
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: Специальность 040101. 65 «Социальная работа» iconУчебно-методический комплекс дисциплины компьютерный практикум Направление...
Министерством образования Российской Федерации 10 марта 2000 г. Номер государственной регистрации 521100-doc 84 гум/бак. Направление...
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: Специальность 040101. 65 «Социальная работа» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Основы профориентологии для...
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В его основу положены требования к обязательному...
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: Специальность 040101. 65 «Социальная работа» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология...
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: Специальность 040101. 65 «Социальная работа» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма...
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: Специальность 040101. 65 «Социальная работа» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В 1, Д. С. 4, Сд психология...
Авторы-составители программы: Синкевич И. А., канд пед наук, доцент, Тузова О. Н., канд психол наук, старший преподаватель


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск