Скачать 0.5 Mb.
|
ГОУ ВПО «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра физики и гуманитарных дисциплин Первушина Л.В. История фармации: пособие к семинарским занятиям для студентов (специальность: фармация) Орел 2008 г. УДК 61(09)(072.8) П 265 Печатается по решению редакционно-издательского Совета Орловского государственного университета, протокол № от История фармации: пособие к семинарским занятиям для студентов (специальность: фармация) Составитель: Первушина Л.В.- доцент кафедры физики и гуманитарных дисциплин МИ ОГУ, кандидат биологических наук. Рецензенты: Пособие составлено согласно выделению этапов развития медицины и фармации, которые характеризуются определенным уровнем знаний по лекарствоведению; формированию системных знаний о развитии медицинской и фармацевтической деятельности в интегративной связи с возникновением и сменой общественно-экономических формаций, историей, философией, достижениями естествознания. В пособии учтена интеграция с такими дисциплинами как история развития ботаники, физиологии, анатомии, химии, физики, латинского языка. Предназначается для самоподготовки студентам медицинского института Орловского государственного университета. © ГОУ ВПО Орловский государственный университет ВВЕДЕНИЕ. Преподавание фармацевтических дисциплин, направленное на подготовку высококвалифицированных специалистов-провизоров должно включать основательное знакомство с её историей, на возможность изучения специфических аспектов фармацевтической истории, на понимание путей развития фармации как науки. История медицины и фармации как наука и предмет преподавания повышает уровень общей и профессиональной культуры будущих специалистов. Являясь составной частью общей истории науки и культуры, история фармации дает ключ к пониманию современного этапа развития всей фармацевтической науки и аптечной службы. Преподавание истории медицины и фармации призвано раскрыть общие закономерности исторического процесса становления и развития врачевания и фармации с древних времен до современности; продемонстрировать достижения каждой новой эпохи в области фармации в контексте поступательного развития духовной культуры человечества; показать взаимодействие и единство национальных факторов в формировании фармацевтической науки и практики; познакомить студентов с историей врачебной и фармацевтической этики в различных странах мира. Преподавание истории медицины и фармации закладывает основы исторического мышления, вводит студентов в мир их будущей профессии, повышает уровень их профессиональной культуры, воспитывает чувство профессиональной этики. В основу пособия положены современные методологические и дидактические подходы обучения. Пособие по истории фармации исходит из требований квалификационной характеристики провизора-выпускника, Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040500 – Фармация и концепции непрерывного фармацевтического образования. Пособие построено на основе ряда принципов: научности, системности, гуманистичности, прогностичности, практической значимости, позволяющих планировать определенный научно-педагогический эффект. Основная задача семинаров - глубокое изучение истории развития фармацевтической науки, самостоятельная работа студентов над литературными источниками и освоение ими прочитанного лекционного курса. На семинарских занятиях раскрываются основные черты отечественной, советской и российской фармации: самобытность, оригинальность, прогрессивность, патриотизм, гуманизм, изучается героизм медиков в военное и мирное время. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Студент должен знать:
Студент должен уметь:
Тематический план лекций по истории фармации для студентов специальности «фармация».
Тематический план семинарских занятий.
Занятие №1. Тема №1. Типы эмпирической медицины. Лекарствоведение у первобытных народов. Значение изучаемой темы. История медицины и фармации в своем развитии прошла длительный путь на всех этапах исторического развития. В процессе выработки навыков изучения первоисточников имеет важное значение исторический метод, принципы истории медицины и их практическое применение. Изучение данной темы немыслимо без понимания первоисточников - материальной основы изучаемой науки. История медицины - наука о возникновении, развитии и современном состоянии медицины и здравоохранения на современном этапе развития общества (М.К.Кузьмин). История медицины состоит из:
Общая история медицины - изучает узловые вопросы развития медицины в целом, ее характерные особенности и отличительные черты в различные периоды развития человечества, а также в различных странах. Частная история медицины - изучает возникновение и развитие отдельных медицинских дисциплин и их выдающихся представителей. Изучение частной истории медицины продолжается на отдельных дисциплинах учебного плана. Особенность истории медицины заключается в накапливании и аккумулировании фактов и событий. Это динамичная наука, оказывающая большое воздействие на людей. Она учит преодолевать трудности, не повторять ошибок прошлого, видеть перспективу в развитии медицины и фармации на современном этапе развития общества. Принципы истории медицины и фармации: -принцип историзма; -принцип преемственности идей и открытий; -принцип поиска; -принцип общего и частного; -оценки главного и второстепенного; -принцип сочетания интернационального и национального; Практическое использование этих принципов в научных исследованиях и преподавании истории медицины и фармации имеет огромное значение в деле дальнейшего развития этой науки. Цель занятия. Познакомить студентов со спецификой истории медицины и фармации; изложить цели и задачи лекций и семинаров, особенности работы над первоисточниками; выяснить какими историческими знаниями обладает студент; познакомить с контрольными вопросами и темами докладов. Для реализации цели занятия и активного участия студентов разрабатываются следующие вопросы:
Содержание занятия. История медицины и фармации как наука. Значение истории медицины и фармации. Общая и частная история фармации. Принципы истории фармации (общие и частные). Периодизация и хронология всемирной истории медицины и фармации. Истоки фармации. Возникновение зачатков врачевания и лекарствоведения в первобытную эпоху. Науки, дающие возможность составить общее представление о древнейшей стадии существования человечества. Представления первобытного человека о причинах болезней. Первые целебные свойства, применяемые для лечения болезней. Эмпирическая медицина, типы эмпирической медицины. Народная медицина и её значение. Фетишизм, анимизм, тотемизм, магия. Формирование лечебной магии и культовых обрядов, появление профессиональных служителей культа. Собственно народная и псевдонародная медицины. Традиционные методы лечения. Оценка первобытного врачевания как источника современной медицины и фармации. Тема: №2. Значение истории медицины и фармации в подготовке современного провизора. Классики медицины об этике врача. Краткое изложение истории медицинского института Орловского государственного университета, Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова. Значение изучаемой темы. Изучение истории медицины и фармации имеет огромное познавательное и идейно-воспитательное значение. История медицины стоит в одном ряду с общественными науками, но имеет свою специфическую особенность формирования нравственных начал и качеств врача, провизора - гуманиста и патриота. Ее изучение имеет большое идейно-нравственное значение еще и потому, что современный провизор готовится в новых исторических условиях, когда необходимо в обязательном порядке раскрывать гуманность и традиции отечественной медицины. Мнение ученых древнего Египта, др. Индии, Китая, Греции (Чараки, Сущрута, Гиппократа) об этике врача в эпоху рабовладельческого строя. Вопросы этики в трудах отечественных ученых (Д.С.Самойлович, М.Я.Мудров, Н.И.Пирогов и др.) в период феодализма и развития капитализма. Вопросы врачебной этики в эпоху капитализма. Вопросы этики советского врача в трудах Н.А.Семашко, И.П.Павлова, И.В.Давыдовского и др. Основные термины и понятия
Темы рефератов:
Литература:
Занятие №2 Лекарствоведение в странах древнего Востока (Шумер, Вавилония, Ассирия). Значение изучаемой темы. Развитие медицины и фармации в период развития первых цивилизаций имеет свои характерные особенности и черты. Эти особенности формировались под воздействием природно-климатических условий, общественно-экономических предпосылок, особенно в период складывания и утверждения рабовладельческих отношений. Цель занятия. Показать значение древневосточных культур для развития медицины и фармации последующих веков. После изучения темы студент должен знать и уметь объяснить основные термины и понятия, иметь представления об основных этапах культурного преобразования человечества, признаках и отличительных чертах цивилизаций. После изучения темы студент должен знать и уметь объяснить основные термины и понятия, дать характеристику культурного вклада древних государств Междуречья в развитие цивилизаций, уметь охарактеризовать особенности рациональной и магико-религиозной медицины Месопотамии. Содержание занятия. Основные этапы культурного преобразования человечества: дикость-варварство-цивилизация. Отличительные черты цивилизации как социального явления. Наиболее древние цивилизации и источники знаний о них. Шумеро-аккадская цивилизация, вклад в мировую культуру. Города-государства Месопотамии: Вавилон, Ниневия. Клинописные тексты медицинского содержания. Древнейшая фармакопея в истории человечества (клинописная табличка из г.Ниппур). Клинописные тексты «библиотеки» Ашурбанапала. Возникновение эмблем медицины и фармации (эмблема Нингишзиды). Основные направления врачевания: асуту, ашипуту. Рациональная и иррациональная медицина Месопотамии. Представления о причинах болезней в древней Месопотамии, наборы лекарственных средств, применяемые врачами. Врачеватель Муккалим и его помощник «аптекарь». Законы Хаммурапи, правовые аспекты деятельности врачевателей. Основные термины и понятия Цивилизация Хаммурапи Ашипуту Междуречье Вавилон Первая фармакопея Клинопись Асуту Глиняная печать Темы рефератов:
Литература:
. Занятие №3 Лекарствоведение в Древнем Египте. |
Учебно-методическое пособие по курсу «культурология» для самостоятельной... В учебно-методическом пособии содержатся вопросы к семинарским занятиям и основная литература, темы докладов и литература для подготовки... | Учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям... Поликарпова Е. В. Философские проблемы науки и техники. Учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям. – Таганрог:... | ||
Учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям... Поликарпова Е. В. Философские проблемы науки и техники. Учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям. – Таганрог:... | Методические указания для подготовки к семинарским занятиям для студентов... История государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время) [Текст]: методические указания для подготовки к семинарским... | ||
Методические указания и планы к семинарским и практическим занятиям... Орлов И. И., Половинкина М. Л. Методические указания и планы к семинарским и практическим занятиям по курсу «История культуры и искусств»... | Учебно-методическое пособие для студентов факультета «Финансы и кредит» Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной формы обучения в помощь для эффективной подготовки к семинарским... | ||
История экономических учений методические указания к семинарским занятиям Панасенкова Т. В., Родионова Н. Д., Чернышева Н. И. История экономических учений: методические указания к семинарским занятиям Ростов-на-Дону,... | Методические указания к семинарским занятиям по философии для студентов... Поэтому необходимо серьезно и правильно организовать свою подготовку к семинарским занятиям. Это поможет закрепить знания и существенно... | ||
Методические указания к семинарским занятиям для студентов специальности «социология» Овчинникова, Э. В. Методология и методика социологических исследований [Текст]: методические указания к семинарским занятиям для... | Политологи я Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов университета. Оно рассчитано на самостоятельное творческое осмысление курса... | ||
Программа рекомендуется для направления подготовки (специальности)... «специализированные дисциплины». Специализация по ветеринарной фармации включает следующие дисциплины: фармацевтическая химия, токсикологическая... | Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей... Минаков В. Б. Политология. Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей очной формы обучения. Тюмень:... | ||
Учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям по философии | Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по дисциплине... «Юриспруденция», утвержденного Министерством образования Российской Федерации 27. 03. 2000 г. (номер государственной регистрации... | ||
Учебно-методическое пособие для студентов специальностей: 080109... Данное учебно-методическое пособие целостно воспроизводит современную теорию спора и содержит конспективное изложение учебного материала,... | Методические указания для студентов специальность «фармация» Методические указания для студентов (специальность «фармация»). Курс «экстремальная медицина» |