Учебно-методическое пособие. Волгоград 2004 удк 93: 008: (470+571) (07) ббк 63 (2) я 73





НазваниеУчебно-методическое пособие. Волгоград 2004 удк 93: 008: (470+571) (07) ббк 63 (2) я 73
страница1/12
Дата публикации10.12.2014
Размер1.46 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > История > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра истории и культурологии



«РОССИЯ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ»
Учебно-методическое пособие.

Волгоград

2004

УДК 93: 008: (470+571) (07)

ББК 63.3. (2) Я 73

Р76
Учебное пособие «Россия в мировой цивилизации» разработано коллективом кафедры истории и культурологии Волгоградского государственного медицинского университета (проф. Петрова И.А. (темы N 1, 3, 9, 10, 16, 22, 25, 27), доц. Скворцов Ю.Е. (темы N 17, 18), доц. Медведева Л.М. (темы N 26), доц. Пащенкова Е.И.(темы N 11-14,), доц. Кибасова Г.П.(темы N 5-8, 19), ст. преп. Черемушникова И.Н. (темы N 4, 5), доц. Каден А.Г. (тема N 2, 19), ст. преп. Петров А.В.(темы N 1, 10), преп. Чернышева И. В. (тема N 15), преп. Киценко Р.Н.(темы N 20, 21), Киценко О.С. (тема N 24), Кобылкин Р.А. (темы N 23), Под редакцией зав. кафедрой, проф. Петровой И.А.

Рецензенты:

- Зав. кафедрой истории, политологии и экономики Российского государственного медицинского университета доктор ист. наук, профессор Ковтюх Г.С.

- Зав. кафедрой политологии Волгоградского государственного технического университета доктор ист. наук, профессор Першин Н.Н.


Р76 «Россия в мировой цивилизации». Учебное пособие./Под общей редакцией проф. Петровой И.А. Изд. 2-е., доп. и испр. – Волгоград : ВолГМУ, 2003. – 111 с.

Учебное пособие раскрывает основные положения тем курса “Россия в мировой цивилизации”, содержит примерные планы семинарских занятий с темами рефератов, а также списки рекомендуемой литературы и исторических источников. Авторы учебного пособия ставили перед собой задачу оказать помощь студентам ВУЗов, изучающим курс истории, в соответствии с Государственным стандартом 2000 г..

Учебное пособие “Россия в мировой цивилизации утверждено Центральным Методическим Советом ВолГМУ (протокол заседания N 4 от 21 мая 2003 г).


Вместо эпиграфа

На заре современной исторической науки, в конце XVIII века, один из ее основателей, английский просветитель лорд Болингброк писал: «Любовь к истории кажется неотделимой от человеческой природы, потому что она неотделима от любви к самому себе. …Ребенок внимает с восторгом сказки своей няни, он учится читать и пожирает с жадностью невероятные легенды и рассказы; в более зрелом возрасте он усердно занимается историей или тем, что он принимает за историю, – официальным вымыслом; и даже в старости желание узнать, что произошло с другими людьми, уступает лишь желанию узнать, что произошло с нами самими. Как жаль, … что даже самая лучшая история так редко говорит что-либо нашему разуму! За это мы не должны винить никого, кроме самих себя»1

Со времени Болингброка историческая наука сильно изменилась, но в чем-то она осталась прежней. Сегодня, когда профессиональные историки стремятся познать законы исторического развития человеческого общества в его целостности и многообразии, когда история все больше становится похожей на естественные науки, оперируя статистическими, социологическими данными, привлекательность ее для широкой публики заключается все в том же, – в изучении судеб людей. Состояние современной исторической науки, продолжая аналогии Болингброка можно сравнить с восприятием молодого человека, только вступающего в жизнь. Для него не существует авторитетов, он все должен попробовать сам, проверить и понять. Сегодняшняя история динамична и дискуссионна. Переломное состояние науки объясняется переходным состоянием мировой цивилизации, становлением постиндустриального общества, контуры которого уже определены, а вот его параметры еще весьма расплывчаты. В сознании каждого человека существует своя история, проблема в том, чтобы она наиболее точно отражала объективную реальность. Изучая историю, Вы можете почувствовать дух времен прошедших, попытаться спрогнозировать будущее и определиться в своем теперешнем бытии. Ограниченный объем нашего общеобразовательного курса делает невозможным расширение фактических знаний, но интерес к историческому прошлому России, ее роли в мировой истории, развитая потребность знать свое прошлое заставит Вас и в дальнейшем обращаться к книгами и дочитать недочитанное. Успехов Вам!

Пояснительная записка.

Настоящее учебно-методическое пособие содержит планы семинарских занятий по курсу «Россия в мировой цивилизации», изучаемого студентами первокурсниками всех факультетов ВолГМУ. Планы семинаров составлены в соответствии с требованиями Государственного Стандарта по истории и рабочей программы курса. По каждой теме они включают в себя введение в тему, основные вопросы, список обязательной для изучения литературы и методические рекомендации по подготовке каждого вопроса плана, которые ориентируют студентов на современный анализ проблем исторического процесса, побуждают к их самостоятельному осмыслению.

Кроме этого, к большинству тем курса предлагаются темы рефератов, а также список дополнительной литературы, которая рекомендуется как для подготовки рефератов, так и для самостоятельного, более углубленного изучения студентами, интересующимися проблемами истории и работающими в студенческих научных кружках по истории. Отметим, что учебным планом курса предусматривается обязательное выполнение каждым студентом не менее одного реферата. Данное пособие поможет студентам лучше организовать свою самостоятельную работу, сделать ответы на семинарах полными и убедительными и в конечном счете – успешно подготовиться и сдать экзамены.

Тема 1. Введение. История как наука.

Термин «история» происходит от греческого слова «ίστορία»– исследование, рассказ. Первоначальное значение этого слова продолжает широко использоваться в бытовой лексике и литературе. Это слово вошло во все современные языки. В науке термин “история” используется в большинстве языков, в двух основных смыслах:

  • История – как всякий процесс развития в природе и обществе, т.е сам объективный процесс развития Вселенной, Земли, природы, общества

  • История – как наука, изучающая развитие человеческого общества во всей его конкретности и многообразии. История дает нам знание о прошлом с целью понимания настоящего и перспектив развития в будущем.

Известный русский историк В.О. Ключевский (1841-1911) писал, что история как наука имеет двоякий смысл: как движение во времени, процесс и как познание этого процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием научного исторического знания является сам исторический процесс, т.е. ход, условия человеческого общежития, жизнь человечества вообще в ее развитии и результатах.

Историческая наука развивалась по тем же основным законам, что и все научное знание в целом. В период специализации наук (ХVIII – первая половина ХХ вв.) «история» превратилась в комплекс наук, исполняющих роль интегративного познания человека и человеческого общества в их развитии.
План

1 История как наука. Структура исторического знания.

2. Место истории в системе научного знания.

3. Методология истории и ее периодизация.

Обязательная литература:

  1. Яковец Ю. История цивилизаций. Учебное издание. – М.: Владар, 1995. – С. 28-40, 53-70, 102-107.

  2. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник. 2-е изд. – М.: ООО ТК Велби, 2000. – С.3-6.

  3. Островский А.В. История цивилизаций. Учебник. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – С.8-14.

  4. Петрова И.А., Петров А.В. История развития естествознания. // Вестник ВМА, т.55. вып. 5. – Волгоград, 1999. – С. 204-207.

Дополнительная литература:

1. Марк Блок. Апология истории или ремесло историка. – М.: Наука, 1986. – С. 6-29.

2. К. Маркс, Ф. Энгельс. Манифест коммунистической партии. Любое издание.

3. А. Дж. Тойнби. Постижение истории. – М.: Прогресс, 1991. – С. 14-42.

4. Методологические поиски в современной исторической науке. // Новая и новейшая история. – 1996. – № 4. – С. 24-48.

  1. Нарочницкая Н. Россия и русские в мировой истории. Гл.1, разд.1. – М.: «Международные отношения», 2003. – С. 9-20.


Методические рекомендации.

Подготовку к первому семинарскому занятию рекомендуется начать с краткого ознакомления с имеющейся учебной литературой. Сравните учебники, просмотрев оглавление. Чем они отличаются? Насколько они совпадают с программой изучаемого курса? Какие разделы в них представлены, и какие проблемы курса практически отсутствуют? Просмотрите конспект первой лекции. Какие вопросы плана семинара совпадают с вопросами, рассмотренными на лекции? Какие вопросы оставлены на Вашу самостоятельную подготовку?

После этого можно приступать к подготовке первого вопроса плана семинара.

Прежде всего, на основе многолетнего изучения истории в школе и прослушанной лекции попытайтесь самостоятельно сформулировать определение истории как науки. Теперь обратитесь к конспекту лекции и проверьте себя. Есть ли важные моменты, которые, на Ваш взгляд, упустил лектор.

Прочитайте указанные страницы учебника под ред. А.С. Орлова. Выделите характеристику видов исторических источников. Затем прочитайте 5-10 стр. учебника Островского. Какие новые идеи вы находите здесь? В тетради для семинарских занятий по истории разделите первую страницу на две приблизительно равные части. В первой постарайтесь записать план ответа на вопрос: «История как наука». Вторая половина остается чистой для ваших записей в ходе семинарского занятия.

После этого можно перейти к разбору вопроса о структуре исторического знания. Посмотрите на схему «структура исторического знания», данную Вам на лекции. Прочитайте 26-27 стр. учебника Ю.В. Яковца. Найдите отличия в этой схеме и схеме, данной в лекции. Попробуйте найти линии взаимосвязи исторической науки с такими естественными науками, как химия и биология, а также с гуманитарными науками (например: филология, философия, социология) и с точными науками (алгебра, геометрия). Просмотрите первые страницы работы Яковца. Дополните свой план ответа по вопросу: «История как наука».

Подготовку по второму вопросу целесообразно ограничить материалами лекции и базовых школьных знаний по истории развития различных наук. Проанализируйте схему, данную на лекции - «Развитие науки». Вспомнить материал лекции вам поможет статья И. Петровой, опубликованная в Вестнике ВМА за 1999 г. Разберитесь в следующих моментах:

  • что мы подразумеваем под термином наука?

  • можем ли мы говорить о возникновении образования и науки в первобытном обществе?

  • с какого времени мы начинаем историю науки?

  • какие основные этапы в развитии науки мы можем выделить?

  • как менялась структура научного знания в период дифференцированной науки?

  • каково место медицинских наук в этой структуре?

  • современные тенденции в развитии науки.

Особое внимание необходимо обратить на этапы развития исторического знания. Подумайте, как уровень развития исторической науки отражал уровень развития научного знания в целом? Вспомните известных Вам русских историков (Н.Карамзин, С.Соловьев, В.Ключевский). К какому этапу развития исторической науки относилась их деятельность. По материалам лекции выясните, с творчеством каких историков связан прогресс исторической науки (Геродот, Августин, Н. Макиавелли, Дж. Вико и др.) Интересные материалы можно найти на сайтах www.sci.aha.ru, www. examen.ru.

Третий вопрос является, с одной стороны, итогом двух предыдущих, а с другой - его изучение дает базу для современного осмысления всего курса истории. Вернитесь к составленному плану ответа на первый вопрос. Еще раз вспомните определение истории как науки. Из второго вопроса выделите основные этапы развития истории. Теперь попробуйте определить, что позволяет нам выделять эти этапы. Как менялась историческая наука?

Из материалов лекции сформулируйте определение хронологического, формационного и цивилизационного подходов. Подумайте над следующими вопросами:

  • достоинства и недостатки хронологического подхода в исторической науке; можно ли сегодня отказаться от использования методов данного подхода?

  • что является базой формационного подхода к изучению истории, на каких основных законах развития общества он основан?

  • что означает понятие “общественно-экономическая формация”

  • в чем заключаются основные отличия цивилизационного и формационного подходов?

  • какие два направления в цивилизационном подходе к истории развиваются в современной исторической науке?

  • выделите особенности общецивилизационного (культурологического) метода в изучении истории человечества;

  • почему цивилизационный подход к изучению истории становится наиболее популярным в историографии и социологии XX века? (П. Сорокин, К. Ясперс, А. Тойнби и др.).

Для более глубокого понимания данных вопросов прочитайте материалы, указанные в разделе историографических источников данного плана семинара. Теперь обратитесь к таблице «Периодизация истории», данной на лекции. Выявите различия в периодизации истории при использовании различных методологических подходов. Отметьте для себя, что и общецивилизационный, и локально-цивилизационный подходы к изучению истории не отрицают хронологический и формационный подходы, а включают их в качестве конкретных методик. Использование той или иной методологии в современной исторической науке зависит от конкретной темы исследования.
Тема 2. Предпосылки становления и развития человеческой цивилизации.
Современная историография рассматривает человека в его триединой сущности. Во-первых, как физическое тело, которое подчиняется всем физическим законам, действующим на планете Земля. Во вторых, человек является сложной биологической системой тесно связанной со всей биосферой земли. Наконец, человек является существом социальным и духовным. Духовность и социальность человека и его социализированность во многом предопределяются биологической организацией, прежде всего, наличием у него второй сигнальной системы.

Появление современного человека – это результат длительного эволюционного процесса Вселенной, Земли, природы и общества. Эволюционные процессы, часто незаметные в ходе повседневной жизни, не останавливаются ни на мгновение. От них во многом зависит дальнейший ход истории, существование жизни на нашей планете. К сожалению, современная наука не обладает достаточными знаниями, которые позволили бы выработать стратегию действий человечества в соответствии с законами эволюционного развития, а не вопреки им.

Человек выделяется из животного царства около 1 млн. лет назад. Преобладающий характер биолого-генетической эволюции до этого времени сомнений не вызывает. В дальнейшем биолого-генетическая эволюция весьма медленно уступает место лидерства социобиологической эволюции. Изменения человеческого общества идут стремительно ускоряющимися темпами, на фоне которых биолого-генетические изменения представляются незначительными. Однако первопричиной культурной эволюции остаются биологические инстинкты: получение энергии (добывание пищи), защита и репродуктивное поведение.

Несмотря на отдаленность и большую продолжительность периода дикости, можно более или менее конкретно анализировать образ жизни первобытного человека не ранее периода в 40 тысяч лет до н.э. Современные знания этого периода весьма неполны. Археологические сенсации 70-х годов пока дали слишком ограниченный материал, который к тому же недостаточно изучен смежными науками.

В современной исторической науке общество собирателей и охотников, или период дикости, связывают с каменным веком (палеолитом), точнее с его древним периодом и средним каменным веком – мезолитом. Неолит, или новый каменный век открывает следующий период культурной эволюции человечества – период аграрной культуры.
План.

  1. В.И. Вернадский о ноосфере.

  2. Роль космической и биологической эволюции в становлении и развитии человечества. Эволюция человека в концепциях современной науки.

  3. Дикость (эпоха охотников и собирателей). У истоков культурной эволюции.

Источники:

  1. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. /Россия в мировой цивилизации. Хрестоматия. – М.-В-д: Издатель, 2003. – С. 7-16.

Обязательная литература:

  1. Островский А.В. История цивилизаций. – Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – С.15-25.

  2. Яковец Ю.В. История цивилизаций. – М.: ВлаДар, 1995. – С. 97-102.

  3. Джил Бейли и Тони Селдон. Доисторический Мир. – Оxford - М.: «РОСМЭН», 1995. – С. 8-23, 146-153.

Рефераты.

  1. Проблемы развития вселенной в истории науки.

  2. Эволюция продолжается. Проблемы биологической эволюции.

  3. Жизнь человека в эпоху палеолита.

Дополнительная литература:


  1. Аксенов Г.П. Вернадский. – М.: Мол. гвардия, 2001. – 484с.: ил. – (ЖЗЛ).

  2. Джеймс П., Торп Н. Древние изобретения.– Минск: Попурри, 1997. – 768 с.

  3. Древнейшие цивилизации. /Под. ред Г.М. Бонгардт-Левина. – М.: Мысль, 1989. – 480 с.

  4. Журов Ю.В. Средняя продолжительность жизни человека как критерий прогресса в историческом развитии. // Новая и новейшая история. – 1994. – № 4. – С. 94-105.

  5. Кууси П. Этот человеческий мир. – М.: Прогресс, 1988. – С. 128-173.

  6. Молони Нора. Археология. – Oxford - М.: РОСМЭН, 1996. – С. 28-45.

  7. Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Гл.1, Соч. Маркс – Энгельс. 2 изд. Т. 21. – С. 23-178.

  8. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Политиздат, 1991. – С. 54-70.


Методические рекомендации.
Изучение данной темы начните с работы над текстом статьи В.И. Вернадского. По первому вопросу постарайтесь ответить на следующие вопросы: какова основная мысль В.И. Вернадского в этой статье. Что означают термины: геосфера, биосфера, ноосфера (по В. Вернадскому)? Как они связаны с человеком и его историей? Как Вы думаете, что ждет человечество в ближайшем будущем? Какие проблемы человечеству придется решать, чтобы сохранить возможность развития цивилизации?

Подготовку по второму вопросу начните с прочтения 8-13 страницы книги Дж. Бейли и Т. Селдона. Составьте краткий план ответа по вопросу о космической эволюции. Как возникла и развивалась Земля? Откройте 152 стр. этой же книги. Выпишите очень кратко геологические эпохи в развитии нашей планеты и соответствующие изменения географии и климата. При подготовке реферата по данному вопросу также рекомендуется начать с этой увлекательной книги.

Эта работа пригодится и при подготовке вопроса о биологической эволюции. Кроме продолжения таблицы на стр. 153, совершенно необходимо вспомнить некоторые темы школьного курса биологии, в первую очередь, теорию А.И. Опарина о происхождении жизни, а также материалы лекций по эволюционистике, читаемых вам по биологии. Кроме этого, очень интересные материалы можно найти на сайтах в Интернете: www/ bolshe. ru/ book; www/examen. ru; www/ glossary. ru.

Безусловно, центральной частью второго вопроса и всего семинара является вопрос о становлении биологического типа современного человека (homo sapiens sapiens). Здесь Вас подстерегают определенные сложности, так как в различных русскоязычных изданиях (особенно в учебниках по биологии) приводятся устаревшие данные и классификации. Это связано с тем, что с ископаемыми останками людей в большей степени работают зарубежные археологи. Российская археология столь древними пластами истории человечества просто не занимается. Основные открытия в этой области были сделаны еще в первой половине ХХ века. Поэтому наиболее интересные источники мы можем найти на английском языке. Не случайно в списках литературы присутствуют две переводные книги Оксфордского университета. Тем не менее, подготовку к этой части вопроса рекомендуется начать с прочтения 97 и 98 страниц учебника Яковца и первой главы учебника Островского (15-25 стр.). Из указанных материалов необходимо выделить принципиальные отличия в биологической эволюции человека и животных, место человека в биологической эволюции.

Классификацию видов homo, данную в лекции, желательно дополнить материалами указанных в списке литературы Оксфордских изданий. Отметим, что даже в разных изданиях одного университета можно обнаружить определенные различия трактовок археологических открытий 70-80-х годов ХХ столетия. Эти различия для нас не носят принципиального характера, но зато позволяют усвоить наиболее распространенную классификацию и проследить антропогенез.

После прочтения рекомендуемой литературы запишите в своих тетрадях сущностные характеристики основных видов древних людей: Australopithecus, homo habilis, homo erectus, homo sapiens. Почему в современной науке историю человека как вида принято начинать с австралопитека (южной обезьяны)? С какими археологическими находками связаны представления об их существовании?

Работу над третьим вопросом рекомендуется закончить уже на семинаре или в ходе самостоятельной работы под руководством преподавателя, так как существующий обширный материал по развитию человеческого общества в период охоты и собирательства нуждается в строгом отборе. Для начала такой работы используйте схему таблицы «Основные этапы человеческой цивилизации», данную Вам на лекции. Учтите, что работа с этой таблицей предстоит Вам в течение всего семестра, поэтому лучше эту таблицу заполнять под контролем преподавателя. Предварительные наброски по графам таблицы Вы можете сделать по материалам лекции, а также по материалам уже изученных страниц рекомендуемых учебников.

Для этого ответьте на следующие вопросы:

  • Когда человек начал использовать каменные орудия?

  • Что означает термин палеолит и какие периоды в нем выделяются?

  • Какие способы обработки камня были известны первобытным людям, как они менялись?

  • Почему мы такое большое значение придаем тому, что человек научился вначале поддерживать, а затем и добывать огонь?

  • Как менялась пища человека?

  • Где жили древнейшие люди?

  • Когда человек изобрел лук и стрелы?

  • Что означает термин мезолит?

Графы 9 и 10 (социальные группы) предполагают знание таких понятий, как «первобытное стадо», род, племя, родовая община, соседская община, матриархат, патриархат.

Изучение религиозных верований людей позволяет нам понять «менталитет» (образ мыслей) наших предков. В каком хронологическом порядке следует расставить следующие религиозные верования: язычество, фетишизм, колдовство, анимизм, тотемизм, политеизм, буддизм? Все ли они имеют отношение к истории человека периода дикости?

Заканчивая подготовку к семинару, выделите дискуссионные проблемы рассматриваемой темы и сформулируйте свою точку зрения по ним.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие. Волгоград 2004 удк 93: 008: (470+571) (07) ббк 63 (2) я 73 iconУчебное пособие Волгоград 2005 удк 93: 008: (470+571) (07) ббк 63 (2) я 73
Черемушникова И. Н. (темы n 4, 5), доц. Каден А. Г. (тема n 2, 19), ст преп. Петров А. В.(темы n 1, 10), преп. Чернышева И. В. (тема...
Учебно-методическое пособие. Волгоград 2004 удк 93: 008: (470+571) (07) ббк 63 (2) я 73 iconМетодическое пособие Волгоград 2011 ббк 85. 315 В11
В мире музыкальных инструментов : методическое пособие / Волгогр. Оунб им. М. Горького, Отдел аудиовизуальных материалов и литературы...
Учебно-методическое пособие. Волгоград 2004 удк 93: 008: (470+571) (07) ббк 63 (2) я 73 iconУчебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г....
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов магистров, обучающихся на педагогическом факультете тгу по направлению «Педагогика»....
Учебно-методическое пособие. Волгоград 2004 удк 93: 008: (470+571) (07) ббк 63 (2) я 73 iconМетодическое пособие Волгоград 2012 ббк 78. 34 О-11
О статистике – вообще и библиотечной, в частности : методическое пособие / Волгогр. Оунб им. М. Горького, Отдел нииМР; [сост.: Н....
Учебно-методическое пособие. Волгоград 2004 удк 93: 008: (470+571) (07) ббк 63 (2) я 73 iconУчебно-методическое пособие Красноярск сфу 2012 удк 504. 004. 4 (07) ббк 28. 0я73
Экологическая информатика: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М. А. Субботин. – Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. – 9 с
Учебно-методическое пособие. Волгоград 2004 удк 93: 008: (470+571) (07) ббк 63 (2) я 73 iconУчебно-методическое пособие Елабуга, 2009 ббк 63. 3 (2р-6т) удк 9 (с14Тат)
Султанов А. А., старший преподаватель, заведующий кафедрой юридических дисциплин еф исгз
Учебно-методическое пособие. Волгоград 2004 удк 93: 008: (470+571) (07) ббк 63 (2) я 73 iconУчебно-методическое пособие для бакалавров направления 080100. 62...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очного и заочного отделения с целью организации и обеспечения учебного процесса...
Учебно-методическое пособие. Волгоград 2004 удк 93: 008: (470+571) (07) ббк 63 (2) я 73 iconУчебно-методическое пособие для подготовки к практическим занятиям...
Л 61 Липовая Т. Б. Экономика организаций(предприятий). Учебно-методическое пособие для подготовки к практическим занятиям / Пятигорск:...
Учебно-методическое пособие. Волгоград 2004 удк 93: 008: (470+571) (07) ббк 63 (2) я 73 iconУчебно-методическое пособие Для студентов вузов Кемерово 2012 удк...
Учеб метод пособие / авт сост. Г. П. Ковалева. Кемеровский технологический Институт пищевой промышленности. – Кемерово, 2012. – 74...
Учебно-методическое пособие. Волгоград 2004 удк 93: 008: (470+571) (07) ббк 63 (2) я 73 iconУчебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения...
Ш 34 Швелидзе В. Б английский язык. Учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения. Пятигорск: кмвис фгбоу...
Учебно-методическое пособие. Волгоград 2004 удк 93: 008: (470+571) (07) ббк 63 (2) я 73 iconУчебно-методическое пособие для студентов дневного и заочного отделений...
Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методическое пособие. Волгоград 2004 удк 93: 008: (470+571) (07) ббк 63 (2) я 73 iconУчебно-методическое пособие по французскому языку Казань 2012 удк: 811. 133. 1 Ббк: 81. 2 Фр А13
...
Учебно-методическое пособие. Волгоград 2004 удк 93: 008: (470+571) (07) ббк 63 (2) я 73 icon2011 удк 330. 101(07) ббк 65. 01я73
М экономика: учебно-методическое пособие для практических занятий и самостоятельной работы студентов: вид издания [Текст] / сост....
Учебно-методическое пособие. Волгоград 2004 удк 93: 008: (470+571) (07) ббк 63 (2) я 73 icon1930-2010) Библиографический указатель Волгоград 2010 удк 013: 378. 662(470. 45)
История Волггту (1930-2010) : библиогр указатель / сост. Н. С. Заруднева; отв за вып. И. М. Рамзина, Н. Н. Аржановская; нтб волггту....
Учебно-методическое пособие. Волгоград 2004 удк 93: 008: (470+571) (07) ббк 63 (2) я 73 iconУчебно-методическое пособие для иностранных студентов. Волгоград 2004
Учебно-методическое пособие предназначено для иностранных студентов первого курса всех факультетов. В нем рассматриваются теоретические...
Учебно-методическое пособие. Волгоград 2004 удк 93: 008: (470+571) (07) ббк 63 (2) я 73 iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск