Методические рекомендации по изучению дисциплины «отечественная история»





НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины «отечественная история»
страница1/6
Дата публикации30.12.2014
Размер0.69 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > История > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ

INTERNATIONAL BANKING INSTITUTE


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ


СОДЕРЖАНИЕ


 

I. Цели и задачи дисциплины

Основная цель — дать студентам знания о главных этапах и содержании истории России с древнейших времен до наших дней в контексте всемирно-исторического процесса, раскрыть место и значение истории в обществе, в жизни и деятельности человека, способствовать профессиональному становлению обучаемых, их гражданскому воспитанию.

Задачи:

  1. Изучить особенности и этапы становления Российской государственности и тенденции ее развития;

  2. Знать специфику формирования Российского государства;

  3. Понять проблемы социально-экономического, политического и культурного развития России;

  4. Ознакомиться с историческими фактами, датами, событиями и именами государственных, политических, военных, религиозных деятелей.

Студенты значительную часть курса осваивают с использованием Электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК), консультационной помощи и контроля преподавателя.

ЭУМК включает в себя:

  • рабочую учебную программу по дисциплине;

  • контент;

  • интеллектуальные тьюторы;

  • тесты закрытого типа;

  • хрестоматию;

  • презентации.

Заочная форма обучения предполагает, что в часы аудиторных занятий преподаватель разъясняет наиболее важные, основополагающие значения, методы, понятия предмета. После завершения изучения темы по контенту и хрестоматии обучаемым предоставляются тьюторы, тесты для самопроверки, насколько продуктивно освоен пройденный материал. Если студенты не могут ответить на поставленные вопросы, они должны вернуться к тексту контента и повторить содержание темы, прежде чем продолжать дальнейшее изучение материала.

Дисциплина «Отечественная история» изучается в тесной связи с другими учебными курсами гуманитарного цикла.

Структурно программа состоит из одного раздела, поделённого на 26 тем. Освоение исторического материала осуществляется в хронологической последовательности с древнейших времен до современности.

В первой — вводной — теме раскрываются теория и методология исторической науки, сущность, формы, функции исторического знания, источники по истории России, русская и зарубежная исторические школы.

В остальных темах последовательно рассматриваются проблемы и ход отечественной истории от этногенеза Восточных славян до России на современном этапе исторического развития.

II. Структура дисциплины определена содержанием рабочей учебной программы

Тема 1. Методология и теория исторической науки

Сущность, формы, функции исторического знания

Методы и источники изучения истории. Понятия и классификация исторического источника

Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. История России – неотъемлемая часть всемирной истории

Вопросы

Библиография

 

Тема 2. Проблема этногенеза восточных славян

Античное наследие в эпоху великого переселения народов

Славяне. Восточные славяне

Древняя Русь и её соседи: кочевники, балтские и финно-угорские племена

Основные этапы становления государственности

Византийско-древнерусские связи

Вопросы

Библиография

 

Тема 3. Развитие Древней Руси

Особенности социального строя Древней Руси

Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности

Принятия христианства и распространение ислама

Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв.: от Киевской Руси к Галицко-Волынской, Владимиро-Суздальской и Новгородской землям

Вопросы

Библиография

 

Тема 4. Борьба Руси с иноземными захватчиками

Угроза с Северо-Запада

Наступление рыцарей

Угроза с Востока

Русь и Орда: проблемы взаимовлияния

Социально-экономические и политические изменения в русских землях в XIII - XV вв.

Возвышение Москвы

Куликовская битва

Русь в конце XIV–XV вв.

Окончание монголо-татарского ига

Вопросы

Библиография

 

Тема 5. Создание единого Российского государства

Россия и средневековые государства Европы и Азии

Специфика формирования единого Российского государства

Иван III – «государь всея Руси»

Формирование сословной системы организации общества

Отношения государства и русской православной церкви

Реформы первой половины XVI в.

Иван IV Грозный. Опричнина

Социально-экономический кризис Московского государства

Вопросы

Библиография

 

Тема 6. Внешняя политика России в XVI в.

Борьба за западнорусские земли

Освоение Волжского пути. Присоединение Казанского и Астраханского ханств

Отношения с Крымским ханством

Ливонская война

Начало освоения Сибири. Походы Ермака

Вопросы

Библиография

 

Тема 7. Смутное время

Накануне Смуты

Первый Самозванец

Интервенция

Первое земское ополчение

Второе земское ополчение

Земский собор

Окончание Смуты

Вопросы

Библиография

 

Тема 8. Россия в XVII в.

Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Дальнейшая централизация государственной власти

Социально-экономическое развитие России в XVII в.: структура феодального землевладения, эволюция форм собственности

Соборное уложение 1649 г. Крепостное право в России

Церковная реформа

Социальные движения в XVII в.: Медный бунт, Соляной бунт, Новгородское и Псковское восстания, восстание Степана Разина

Внутренняя политика России в конце XVII в.

Вопросы

Библиография

 

Тема 9. Внешняя политика России в XVII в.

Возвращение западно-русских земель

Русско-украинско-польские отношения

Воссоединение Украины с Россией. Переяславская Рада

Русско-польская война. Русско-шведская война

«Вечный мир» 1686 г. Южное направление внешней политики

Вопросы

Библиография

 

Тема 10. Россия в начале XVIII в. Преобразования Петра I

Финансово-экономические реформы

Административные и сословные реформы

Военные реформы

Изменения в области культуры и быта

Вопросы

Библиография

 

Тема 11. Внешняя политика первой четверти XVIII в.

Переориентация внешней политики России с южного направления на северо-западное

Северная война. Основание Санкт-Петербурга

Полтавское сражение

Ништадский мирный договор. Рождение Российской империи

Восточные экспедиции Петра I

Вопросы

Библиография

 

Тема 12. Эпоха дворцовых переворотов

Характеристика дворцовых переворотов

Россия после Петра I. Рост дворянских привилегий в правление Анны Ивановны и Елизаветы Петровны

Переворот 1762 г. Воцарение Екатерины II

Просвещенный абсолютизм. Преобразования Екатерины II

Время Павла I

Вопросы

Библиография

 

Тема 13. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.

«Польский вопрос» и разделы Польши

Русско-турецкие отношения. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья к Российской империи

«Шведский вопрос»

Семилетняя война

«Американский вопрос»

Борьба с революционной Францией. Военные экспедиции А. В. Суворова и Ф. Ф. Ушакова

Вопросы

Библиография

 

Тема 14. Россия в первой половине XIX в.

Попытки преобразований Александра I

Внешняя политика первой четверти XIX в.

Отечественная война 1812 г. Образование Венской системы

Московский период и начало преследования французов

Консервативная политика Николая I

Внешняя политика второй четверти. Крымская война

Вопросы

Библиография

 

Тема 15. Российская империя в эпоху реформ второй половины XIX в.

Предпосылки и причины реформ 60-х гг.

Отмена крепостного права 1861 г.

«Буржуазные реформы»: судебная, военная, земская …

Реформы Александра III. Политика «традиционализма»

Реформы и реформаторы в России

Вопросы

Библиография

 

Тема 16. Особенности и основные этапы экономического развития России

Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное

Трудности переходного периода в России

Складывание банковско-финансовой системы

Промышленный переворот

Развитие городов. Образование буржуазии и пролетариата

Вопросы

Библиография

 

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины «отечественная история» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «отечественная история» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской литературы: часть 2 для студентов, обучающихся по направлению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «отечественная история» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «отечественная история» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «отечественная история» iconМетодические рекомендации студентам по самостоятельной работе и изучению...
...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «отечественная история» iconМетодические рекомендации студентам по самостоятельной работе и изучению...
Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 2201...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «отечественная история» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 3 Региональная...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 3 Региональная реклама и рекламные агентства для студентов, обучающихся по направлению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «отечественная история» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины «отечественная история» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины «отечественная история» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Административная...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины «отечественная история» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В...
«050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «отечественная история» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008
Информационные технологии: Методические рекомендации по изучению дисциплины / Сост. М. Н. Машкин. М.: Вгна, 2008. –16 с
Методические рекомендации по изучению дисциплины «отечественная история» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины "история дизайна, наука и техники"

Методические рекомендации по изучению дисциплины «отечественная история» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «отечественная история» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной литературы: средние века и Возрождение для студентов, обучающихся...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «отечественная история» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Б. 3В2 Основы нейропсихологии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск