Методические рекомендации по изучению дисциплины "история дизайна, наука и техники"





Скачать 78.94 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины "история дизайна, наука и техники"
Дата публикации15.10.2013
Размер78.94 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > История > Методические рекомендации
к.п.н. Вильде Т.Н.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ "ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА, НАУКА И ТЕХНИКИ"

Основной задачей курса «История дизайна, науки и техники» является – развитие личности студентов, подготовка их к будущей профессиональной деятельности в качестве дизайнера. Программа предполагает развитие художественного восприятия и формирование аналитического мышления студентов, обеспечивает становление их профессионального самосознания. Изучение дисциплины ориентировано на овладение студентами системой знаний о формировании дизайна как творческой деятельности, о специфике развития дизайна в разных странах в различные исторические периоды, о тенденциях и проблемах современного дизайна. На практическом занятии студенты закрепляют знания, повторяя пройденный материал, в процессе прослушивания докладов (тезисов рефератов), приобретают умения и навыки публичного выступления.

Курс дисциплины закладывает знания необходимые для деятельности дизайнеров-проектировщиков. Он способствует выработке умения оперировать разнообразными историческими стилями, методически вести работу над проектом, а также формированию специалиста-дизайнера свободного в самостоятельном творческом поиске гармонизации среды.

Методические рекомендации преследуют цель помочь студентам в организации самостоятельной внеаудиторной работы по курсу, а также в углублении и систематизации предметных знаний по основной проблематике курса. Изучение истории дизайна, науки и техники ориентировано на овладение студентами системой знаний о сущности и динамике развития мировой истории науки, техники и дизайна, специфике развития науки, техники и дизайна в России, на приобретение умения ориентироваться в истории создания людьми материальных и духовных ценностей, в современных социокультурных процессах.

Знакомство с основными способами интерпретации научных результатов, с творчеством крупнейших ученых мировой истории будет способствовать развитию навыков творческого мышления, формированию способности квалифицированно оценивать самые разнообразные социокультурные явлений. Общий курс истории науки и техники, кроме того, является основой последующего изучения студентами ряда специальных наук, таких, как сравнительная история науки и техники, а также дисциплин, посвященных истории религиозных и атеистических учений, языкознания, экономических и правовых концепций, искусства и др.

Перед началом освоения дисциплины “История, дизайна, науки и техники” студенту необходимо внимательно ознакомиться с Программой курса, в которой раскрывается его структура, логика и последовательность изучения тем, фиксируется тот перечень знаний, которыми студент должен овладеть по завершению изучения курса.

В процессе обучения применяются такие формы, как лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа.

Каждому студенту целесообразно прослушать все лекции по курсу “История, дизайна, науки и техники”, составляя конспекты и выделяя в них наиболее значимые положения. Участие в семинарском занятии позволит студенту разобраться в сложных для него проблемах, получить ответы на вопросы, которые оказались непонятными. Обмен мнениями и активное обсуждение с другими студентами группы проблематики исторического развития дизайна, науки и техники будет способствовать более успешному овладению учебным материалом.

При подготовке к семинару студенту следует воспользоваться “Программой курса по истории дизайна, науки и техники”: прочитать перечень вопросов, а также список тем докладов и рефератов, ознакомиться со списком основной и обязательной литературы. После этого студенту предстоит законспектировать обязательную литературу. Для этого надо внимательно прочесть рекомендуемые тексты, а затем выписать в специальную тетрадь те идеи и выводы, которые важны для ответа на вопросы плана данного семинарского занятия. Далее студенту целесообразно перечитать конспект лекции по соответствующей теме, а затем изучить соответствующие разделы учебника или учебного пособия. Если какие-либо вопросы остались непонятными или же вызвали особый интерес, их надо зафиксировать и обратиться к дополнительной литературе. Такие вопросы, далее, следует предложить для общего обсуждения на семинаре. Вся необходимая для подготовки литература имеется в читальном зале библиотеки НГИ.

Кроме того, студенты получают от преподавателя индивидуальные задания на самостоятельную работу, заключающиеся в подготовке устных докладов, письменных рефератов, а также в решении проблемных задач. При подготовке доклада или реферата студент, изучив список рекомендуемой по данной проблематике литературы (такой список приводится в “Программе по курсу истории дизайна, науки и техники”) и проконсультировавшись с преподавателем, изучает литературу, составляет план своей работы и подбирает материал, позволяющий раскрыть основные вопросы этого плана. Далее студент подготавливает подробный конспект устного доклада или текст письменного реферата (объемом 15–20 страниц).

Реферат оформляется следующим образом. На его обложке должны быть указаны: название вуза, факультет и номер группы; фамилии и инициалы студента и преподавателя, под руководством которого готовится реферат; название реферата и год его подготовки. На первой странице текста приводится план работы, включающий в себя: введение, 3–4 главы, заключение и список использованной литературы. Эти разделы выделяются и в тексте реферата. Если студент цитирует какую-либо книгу, он должен сделать ссылку (в ней указываются: фамилия и инициалы автора книги, ее название, место и год издания, номер страницы). Кроме того, такие ссылки делаются и в случаях, когда в реферате нет прямой цитаты, но студент при рассмотрении того или иного вопроса опирается на определенную книгу.

При решении проблемных задач, полученных от преподавателя, студент подбирает и изучает литературу по данной проблематике, что позволяет ему найти правильный ответ, и письменно изложить его.

По учебному плану на изучение курса «История дизайна, науки и техники» отводится 62 часа в соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования, из них 17 часов – на аудиторную работу и 45 часов на самостоятельную работу студентов. В процессе аудиторной работы используются такие формы обучения как лекции и практические занятия.

Лекции – форма учебного занятия, цель которого состоит в рассмотрении теоретических вопросов излагаемой дисциплины в логически выдержанной форме. Очно-заочная форма обучения предполагает чтение лишь установочных лекций по каждому разделу курса. Лектор успевает только заложить фундамент знаний по дисциплине и наметить линию для дальнейшего самостоятельного изучения курса студентами. Он акцентирует внимание студентов на наиболее важных моментах обширного по объему изучаемого материала. Поэтому студентам настоятельно рекомендуется посещать все лекции и вести конспекты лекций, выделяя в них ключевые моменты. Для активизации процесса запоминания материала при конспектировании лекций необходимо учесть следующие рекомендации.

Целесообразно:

1.1.Разделить поле тетради на две части (сделав поля по 5 см.). Меньшее поле используется для опорных слов, составления небольших таблиц и схем, а основное поле – для остального текста;

    1. Выстраивать большую часть основного содержания структурно: в столбик в виде сравнительных таблиц;

    2. Максимально использовать схемы, чертежи и рисунки;

    3. Свести к минимуму информацию в форме развернутых предложений, используя для вступительной части и выводов;

    4. Выделять новые темы и опорные слова.

Для лучшего усвоения только что прослушанной лекции рекомендуется повторять мысленно содержание лекций каждый раз сразу после прочитанного лекционного материала, лучше во время ходьбы по дороге домой, а дома просматривать материал, который вызвал затруднение при воспоминании.

Лекции служат теоретической подготовкой к практическим занятиям по проектированию, конструированию и по другим дисциплинам, способствуют более профессиональному и осмысленному выполнению учебных заданий. В них раскрываются основные закономерности теории и методологии дизайн-проектирования. Знание исторических особенностей развития дизайна как составного элемента экономической системы является одним из важнейших условий освоения дисциплины, так как знание исторических процессов и изучение исторических объектов дизайна обеспечивает осознанный подход к процессу формообразования и значительно расширяет спектр возможностей для творческой реализации проектов.

Процесс обучения имеет две стороны: с одной стороны необходимо владеть теоретическими знаниями, с другой - нужна непрерывная практика для закрепления и совершенствования полученных знаний. Эти две составляющих учебного процесса должны находиться в постоянном взаимодействии, делая процесс обучения основам любой дисциплины более динамичным и результативным. Только руководствуясь опытом практической работы, в процессе которой развиваются практические умения и навыки, закрепляются и систематизируются полученные знания, опираясь на совет педагога-профессионала, можно решить различные учебные задачи. Поэтому, несмотря на приоритет лекционного материала, часть аудиторного времени по данному курсу отводится практической работе.

Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков.

Практическая работа предполагает выполнение конкретного задания или решение определенных задач под руководством педагога. Педагог по «Истории дизайна, науки и техники» должен не только сообщить обучаемым необходимые теоретические знания, развить практические умения и навыки, но и выработать у студентов понимание всей последовательности проделываемой работы, начиная от целей и задач и заканчивая техническим воплощением замысла. Стоит отметить, что не только раскрытие четкой последовательности выполнения заданий и озвучивание требований к работе будут способствовать формированию осознанного отношения к учебному процессу. Крайне важным при этом является решение текущих задач. Во время учебного процесса педагог должен обращать внимание студентов на эти моменты, делать их неотъемлемой частью работы. Только в этом случае возможен синтез и конструктивное использование знаний, полученных на за­нятиях по разным дисциплинам. Такой подход способен активизировать обращение обучаемых к использованию теоретических знаний в практической работе.

Чтобы добиться осознанного отношения к учебному процессу студентам необходимо научиться самостоятельно строить свою работу, искать идею, формулировать цели, выявлять скрытые проблемы, совершенствовать техническое мастерство.

При выполнении практической самостоятельной работы необходимо четко выполнять задачи и требования, поставленные педагогом. Также следует обратить внимание на тщательность исполнения работы.

При подготовке к семинару, который предполагает наряду с прослушиванием докладов ответы на теоретические вопросы, рекомендуется придерживаться следующей последовательности в работе:

      1. Сначала повторить, а при необходимости изучить зрительный ряд, относящийся к пройденному материалу: практические работы, схемы и иллюстрации в конспектах лекций и учебной литературе;

      2. Повторить специальные слова и выражения;

      3. Повторить текстовой материал лекций;

      4. Прочитать текст лекций и учебной литературы.

Освоение студентами знаний по курсу “ История дизайна, науки и техники ” контролируется преподавателем. При этом применяются следующие формы текущего и рубежного контроля. Основными формами контроля по данной дисциплине являются собеседование, опрос и тестирование. Это может быть тестирование в процессе прослушивания лекционного материала, а также промежуточное тестирование после изучения определенного раздела курса. Контроль может проходить и в форме диалога, а также ответов на вопросы во время чтения лекционного материала, опроса на семинаре по проблематике курса. Итоговый контроль по данной дисциплине может происходить в различных формах: в форме экзамена, состоящего из ответов по билетам по теоретической части курса или в форме студенческой конференции, на которой студенты защищают свою итоговую творческую работу. Выбор конкретной формы контроля принадлежит ведущему педагогу.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины \"история дизайна, наука и техники\" iconРабочая программа по дисциплине опд. Ф. 02 История дизайна, науки...
Целью дисциплины "История дизайна, науки и техники" является формирование у студентов знаний, умений и навыков промышленного искусства,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины \"история дизайна, наука и техники\" iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины \"история дизайна, наука и техники\" iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины \"история дизайна, наука и техники\" iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Административная...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины \"история дизайна, наука и техники\" iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В...
«050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины \"история дизайна, наука и техники\" iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008
Информационные технологии: Методические рекомендации по изучению дисциплины / Сост. М. Н. Машкин. М.: Вгна, 2008. –16 с
Методические рекомендации по изучению дисциплины \"история дизайна, наука и техники\" iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской литературы: часть 2 для студентов, обучающихся по направлению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины \"история дизайна, наука и техники\" iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины \"история дизайна, наука и техники\" iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины \"история дизайна, наука и техники\" iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология»
Методические рекомендации по изучению дисциплины \"история дизайна, наука и техники\" iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной литературы: средние века и Возрождение для студентов, обучающихся...
Методические рекомендации по изучению дисциплины \"история дизайна, наука и техники\" iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Б. 3В2 Основы нейропсихологии
Методические рекомендации по изучению дисциплины \"история дизайна, наука и техники\" iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дв 2 основы дизайна...
Педагогическое образование. Профиль «Дополнительное образование (дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера)»
Методические рекомендации по изучению дисциплины \"история дизайна, наука и техники\" iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности
Методические рекомендации по изучению дисциплины \"история дизайна, наука и техники\" iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Гражданское и патриотическое...
История со специализацией «Скандинавские страны: язык, история, культура» и 040101. 65 «Социальная работа»
Методические рекомендации по изучению дисциплины \"история дизайна, наука и техники\" iconМетодические рекомендации по организации практических и семинарских...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск