Рабочая программа Направление 030600 История





Скачать 354.52 Kb.
НазваниеРабочая программа Направление 030600 История
страница1/4
Дата публикации31.12.2014
Размер354.52 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО Томский государственный университет

УТВЕРЖДАЮ

Декан исторического факультета

профессор ________ В.П. Зиновьев

«___» __________ 2011 г.


История Древней Греции и Древнего Рима

Рабочая программа




Направление 030600 – История

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная

Томск – 2011


I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1. Цели освоения учебной дисциплины

Сформировать

- глубокие и разносторонние представления об истории античной цивилизации, своеобразии ее путей развития, факторах, обусловивших особый характер исторических процессов в Древней Греции и в Древнем Риме;

- научиться применять полученные знания в исследовательской и аналитической работе по окончании учебного заведения, в преподавании истории в общеобразовательной школе.
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная дисциплина входит в раздел «Б.2». «Общепрофессиональный цикл. Базовая часть» по направлению 030600 – история.

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе и в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра по истории первобытного общества, истории Древнего Востока, археологии, истории отечества.

Данная учебная дисциплина входит в набор дисциплин общепрофессионального цикла, ориентированных на изучение всеобщей истории. Данная дисциплина предваряет историю средних веков.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

  • историю возникновения и развития античной цивилизации;

  • основные теоретико-методологические проблемы современного антиковедения;

  • основные методы работы с источниками по истории Древней Греции и Древнего Рима.

Уметь:

- выделять существенные черты в развитии культуры и общества античной цивилизации,

- анализировать античные тексты в соответствии с современными методами источниковедческого анализа,

- представлять результаты своей деятельности в виде письменных и устных ответов.
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению ВПО 030600 – История:
А) общекультурные (ОК):

- владеет культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке целей и путей ее достижения (ОК-1);

- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

- стремится к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства, способен изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способен к социальной адаптации (ОК-6);

- осознает социальную значимость своей профессии (ОК-8);

Б) профессиональные (ПК)

– способен использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1), археологии (ПК-2);

– способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);

– способен понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);

– способен к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7);

– способен к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8);

– способен к работе в архивах и музеях, библиотеках, владеет навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9);

– способен к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10);
4. Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет _____ зачетные единицы, 72 часа.






п/п


Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)


Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

лекции

СРС



Введение

2

1

Л: 2









Крито-Микенская цивилизация

2

2

Л: 2

СР: 2


Тест



Гомеровский период

2

3

Л: 2

СР: 2

Коллоквиум



Архаический период

2

4-5

Л: 4

СР: 4

Контрольная работа



Афины как тип полиса. Спарта как тип полиса.

Дебаты: Спарта и Афины как типы полисов

2

6-7

Л: 6

СР: 6


Участие в дебатах



Эпоха классики

2

7

Л:4

СР:4

Коллоквиум



Кризис греческого полиса

2

8

Л:2

СР:2






Эпоха эллинизма

2

9

Л: 2

СР: 2

Коллоквиум



Феномен Древнего Рима

2

10

Л: 2

СР: 2






Ранняя республика

2

11

Л: 2

СР: 2

Тест



Поздняя республика

2

12

Л: 2

СР: 2

Контрольная работа



Римская культура эпохи республики

2

13

Л: 2

СР: 2






Римское законодательство

Ролевая игра «Римский суд»

2

14

Л: 2

СР: 2

Участие в ролевой игре



Кризис и падение римской республики

2

15

Л: 2

СР: 2






Эпоха принципата. Феномен империи

Проблемный семинар «Феномен империи»

2

16-17

Л: 4

СР: 6

Участие в семинаре, индивидуальные проектные работы



Римская культура

Проблемный семинар

2

18

Л: 2

СР: 6

Участие в семинаре, коллективные проектные работы (презентации)



Кризис III века

2

19

Л: 2

СР: 2






Поздняя империя

2

20

Л: 2

СР: 2





Форма итогового контроля знаний студентов – экзамен
5. Образовательные технологии

Изучение дисциплины «Истории Древней Греции и Рима» основано на использовании как традиционных (лекции, семинары), так и интерактивных (проекты, ролевые игры, дебаты) образовательных технологий.

На проблемное обучение ориентированы проблемные семинары, дебаты, ролевые игры. В качестве исследовательских технологий предлагается подготовка и защита проектных работ по нескольким разделам курса. Разработка проектов осуществляется как по группам, так и в индивидуальном порядке, в зависимости от формата рассматриваемой проблемы.

Программа самостоятельной работы пересекается с информационно-коммуникативными технологиями. Предполагается работа с интернет-ресурсами, подготовка проектов, рефератов, изучение дополнительной литературы.


6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости.

Итоговая оценка на зачете складывается из нескольких составляющих:



Оценка за

тесты и контрольные работы


Оценка участие в индивидуальных и групповых проектных работах


Оценка за коллоквиумы


Оценка за ответ на экзамене

1/8

1/8

1/4

1/4

1/4

50%

50%


Тест «Крито-Микенская цивилизация» (примеры):

К какому времени относят появление Крито-Микенской цивилизации?

  1. II-I тыс. до н.э.

  2. III-II тыс. до н.э.

  3. 11-9 вв. до н.э.

  4. 8-6 вв. до н.э.



Масштабные раскопки Кносского дворца на Крите организовал:

  1. А. Эванс

  2. Ф. Шлиман

  3. Ф. Вольф

  4. М. Вентрис


Лабрис – это:

  1. Стиль росписи керамических изделий

  2. Двусторонний боевой или церемониальный топор

  3. Внутреннее укрепление крепости

  4. Представитель военно-жреческой знати


Задания контрольной работы «Феномен античного полиса»


  1. В чем на Ваш взгляд состоят главные особенности античного полиса? Каким образом Вы можете перевести этот термин на русский язык?

  2. Когда появился данный феномен?

  3. Опишите и проанализируйте все обстоятельства возникновения полиса в Древней Греции. Для этого последовательно объясните, какую роль в становлении полисного устройства сыграли:

  • дорийское завоевание,

  • географические условия Балканского п-ова,

  • особенности хозяйственного уклада греков,

  • система ценностей гомеровского общества,

  • Великая греческая колонизация

  • феномен старшей тирании

  1. Как бы Вы в целом определили понятие «архаическая революция» в Древней Греции? Каково место этого явления во всемирной истории?

  2. Какие типы полисов вы знаете. Чем они отличались друг от друга?

  3. Как особенности полисного устройства греков повлияли на ход Греко-персидских войн?

  4. В чем на Ваш взгляд состоит связь полисного уклада греков и Пелопоннесской войны?

  5. Как отразились особенности полисного сознания в греческой философии эпохи классики? Проиллюстрируйте это на примере софистов и Сократа.

  6. Причины кризиса полиса.

  7. Каковы были основные проявления кризис полиса в Древней Греции? Как Вы можете объяснить причины возвышения Македонии в IV в. до н.э. и Восточный поход Александра Македонского?

  8. Какие черты кризиса полиса, на Ваш взгляд, наиболее ярко проявились в культуре эпохи эллинизма (особенно в эллинистической философии).

  9. В чем на Ваш взгляд состоит связь между кризисом полисного сознания и появлением раннего христианства?



Занятие Дебаты по теме «Афины и Спарта – различные типы полисов».

Учащимся предлагается разделиться на две группы, каждая из которых должна представить преимущества своего полиса. Выбираются спикер, судья, экперт, тайм-кипер.

Ребята получают кейсы, содержащие информацию о государственном устройстве, образе жизни, экономике, политике (из источников, а не критической литературы).
Примеры проектных работ по теме «Феномен империи»:

Провести сопоставительный анализ форм политического устройства в Древней Греции и Древней Риме; показать особенности государственного устройства в Древнем Риме, начиная с правления императора Августа (феномен империи изнутри); провести сравнительный анализ государственного устройства Риме времен империи и Древнем Китае
Примерная тематика курсовых работ:


  • Феномен античного полиса и уникальность античного пути развития цивилизации.

  • Рождение Клио: формирование исторической науки в Древней Греции.

  • "Идеальное" государство Платона.

  • Проблема историчности личности Иисуса Христа.

  • Ф. Ницше и "классический идеал классической античности".

  • Суд над Сократом.

  • Эллинизм как проблема.

  • Мелочи афинского быта в комедиях Аристофана.

  • Проблема рабства у Аристотеля.

  • Личность и деятельность Александра Македонского в освещении античных авторов.

  • Теория «упадка нравов» у Саллюстия.

  • Личность Октавиана Августа: самооценка и оценка в веках.

  • Цицерон как теоретик и практик ораторского искусства.

  • Греческая и римская религии – сравнительный анализ.

  • Падение Западной Римской империи.


Вопросы к коллоквиуму
I. Основные сюжеты древнегреческой мифологии и эпоса

Кун Н.А. «Легенды и мифы Древней Греции» (любое издание)

Раздел: Боги и герои Древней Греции

Боги: Происхождение мира и богов, Зевс, Посейдон, царство Аида, Гера, Ио, Аполлон, Марсий, Артемида, Афина, Гермес, Арес, Афродита, Пигмалион, Нарцисс, Гефест, Деметра, Персефона, Триптолем, Дионис.

Герои: Прометей, Персей, Сизиф, Тантал, Пелопс, Европа, Геракл, Дедал и Икар, Тесей, Орфей и Эвридика, Атрей и Фиест.

Раздел: Древнегреческий эпос (Аргонавты, Агамемнон и его сын Орест.

Фиванский цикл).
II. 1. Гомер. «Илиада», «Одиссея».
III. 1. Плутарх. «Сравнительные жизнеописания»:

Фемистокл. Аристид. Кимон. Перикл. Алкивиад. Никий. Лисандр. Демосфен. Александр.

2. По учебнику:

а) греко-персидские войны;

б) внутриполитическое положение Греции во второй половине V в. до н.э.;

в) Пелопоннесская война.

г) военно-политическое положение Греции в первой половине IV в. до н.э.;

д) возвышение Македонии и установление ее гегемонии в Греции;

е) Восточный поход Александра Македонского. Держава Александра.

Особенности сдачи коллоквиумов:

Коллоквиум сдается в течение семестра в три этапа. За каждый блок выставляется оценка. Средний бал учитывается при выставлении итоговой оценки на экзамене.

Форма сдачи коллоквиума представляет использование технологии кейс-стади: студент не просто получает вопрос, на который должен дать ответ, но отрывок из источника. По этому фрагменту учащийся должен определить, о каком персонаже идет речь, о каком эпизоде повествуется, и рассказать об этом более подробно.

Примеры вопросов:

К первому коллоквиуму:

Кому посвящен гимн? Ч то вы помните об этом мифологическом персонаже?

«Нет никого, кто бы столько искусств не имел в обладание:

Над лучниками власть, и власть над певцами.

Ибо его достоянье и луки, и звучная песня.

…Удел – и пророки, и вещие камни».
Ко второму коллоквиуму:

«Дальше царский участок представил художник искусный:

Острыми жали серпами поденщики спелую ниву.

Горсти колосьев одни непрерывно там падали наземь, Горсти другие вязальщики свяслами крепко вязали.

Трое вязальщиков возле стояли. Им мальчики сзади,

Спешно сбирая колосья, охапками их подносили. /XVIII, 550-555/

Обрываем цитату. Кто сей художник искусный? Для кого он нарисовал эту картину? Ч то еще на ней изображено?
Для сдачи третьего коллоквиума также требуется очень хорошее знание источника.

Пример вопроса: Почему Аристида называли справедливейшим? Приведите из жизнеописания не менее трех примеров, доказывающих то, что это прозвище он получил неслучайно.

Или: в жизнеописании Лисандра говорится: «у Гилиппа в «черепичнике» живет множество сов». Что это за совы, как они туда попали?

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Направление 030600 История iconРабочая программа Направление 030600 История
Данная дисциплина входит в раздел «б общепрофессиональный цикл. Базовая часть» по направлению 030600 история
Рабочая программа Направление 030600 История iconРабочая программа Направление 030600 «История»
Данная дисциплина входит в раздел «Б. 3» «Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть» фгос-3 по направлению 030600...
Рабочая программа Направление 030600 История iconРабочая программа Учебная дисциплина Введение в специальность Направление...
...
Рабочая программа Направление 030600 История iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 030600. 62 «История»
Рабочая программа Направление 030600 История iconРабочая программа дисциплины История древнего мира Направление подготовки 030600 «История»
...
Рабочая программа Направление 030600 История iconРабочая программа Направление 030600 История
Востоке; научиться применять полученные знания в исследовательской и аналитической работе по окончании учебного заведения, в преподавании...
Рабочая программа Направление 030600 История iconРабочая программа Направление 030600 «История»
Великой Отечественной войны; научиться применять полученные знания в профессиональной деятельности, в том числе в педагогической,...
Рабочая программа Направление 030600 История iconРабочая программа дисциплины Мифология Направление подготовки 030600 «История»
Эта задача решается на основе достижений отечественной и зарубежной исторической науки, а также в контексте разработок ученых-религиоведов...
Рабочая программа Направление 030600 История iconРабочая программа дисциплины (модуля) Философия и методология науки...
В конечном итоге формирование методологической культуры магистра, его интеллектуальной культуры в целом
Рабочая программа Направление 030600 История iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Компетенции выпускника ооп магистратуры, формируемые в результате освоения магистерской программы
Рабочая программа Направление 030600 История iconПрограмма дисциплины «История российской государственности» для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Рабочая программа Направление 030600 История iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
...
Рабочая программа Направление 030600 История iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
...
Рабочая программа Направление 030600 История iconРабочая программа Направление 030600 История
Запада и средневековой истории; повысить профессиональный уровень работы с различными типами источников; научиться использовать полученные...
Рабочая программа Направление 030600 История iconРабочая программа Направление 030600 «История»
Сформировать глубокие систематизированные знания этнополитической истории России первой четверти ХХ в.; научить применять полученные...
Рабочая программа Направление 030600 История iconРабочая программа Направление 030600 История
Цель курса: формирование у студентов цельного представления об особенностях развития истории СССР в 1945-1964 гг., развитие навыков...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск