Скачать 354.52 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОУ ВПО Томский государственный университет УТВЕРЖДАЮ Декан исторического факультета профессор ________ В.П. Зиновьев «___» __________ 2011 г. История Древней Греции и Древнего Рима Рабочая программаНаправление 030600 – История Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Томск – 2011I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 1. Цели освоения учебной дисциплины Сформировать - глубокие и разносторонние представления об истории античной цивилизации, своеобразии ее путей развития, факторах, обусловивших особый характер исторических процессов в Древней Греции и в Древнем Риме; - научиться применять полученные знания в исследовательской и аналитической работе по окончании учебного заведения, в преподавании истории в общеобразовательной школе. 2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата Данная дисциплина входит в раздел «Б.2». «Общепрофессиональный цикл. Базовая часть» по направлению 030600 – история. Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе и в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра по истории первобытного общества, истории Древнего Востока, археологии, истории отечества. Данная учебная дисциплина входит в набор дисциплин общепрофессионального цикла, ориентированных на изучение всеобщей истории. Данная дисциплина предваряет историю средних веков. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать:
Уметь: - выделять существенные черты в развитии культуры и общества античной цивилизации, - анализировать античные тексты в соответствии с современными методами источниковедческого анализа, - представлять результаты своей деятельности в виде письменных и устных ответов. Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению ВПО 030600 – История: А) общекультурные (ОК): - владеет культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке целей и путей ее достижения (ОК-1); - готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3); - стремится к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства, способен изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способен к социальной адаптации (ОК-6); - осознает социальную значимость своей профессии (ОК-8); Б) профессиональные (ПК) – способен использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1), археологии (ПК-2); – способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5); – способен понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6); – способен к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7); – способен к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8); – способен к работе в архивах и музеях, библиотеках, владеет навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9); – способен к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10); 4. Структура и содержание учебной дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет _____ зачетные единицы, 72 часа.
Форма итогового контроля знаний студентов – экзамен 5. Образовательные технологии Изучение дисциплины «Истории Древней Греции и Рима» основано на использовании как традиционных (лекции, семинары), так и интерактивных (проекты, ролевые игры, дебаты) образовательных технологий. На проблемное обучение ориентированы проблемные семинары, дебаты, ролевые игры. В качестве исследовательских технологий предлагается подготовка и защита проектных работ по нескольким разделам курса. Разработка проектов осуществляется как по группам, так и в индивидуальном порядке, в зависимости от формата рассматриваемой проблемы. Программа самостоятельной работы пересекается с информационно-коммуникативными технологиями. Предполагается работа с интернет-ресурсами, подготовка проектов, рефератов, изучение дополнительной литературы. 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости. Итоговая оценка на зачете складывается из нескольких составляющих:
Тест «Крито-Микенская цивилизация» (примеры): К какому времени относят появление Крито-Микенской цивилизации?
Масштабные раскопки Кносского дворца на Крите организовал:
Лабрис – это:
Задания контрольной работы «Феномен античного полиса»
Занятие Дебаты по теме «Афины и Спарта – различные типы полисов». Учащимся предлагается разделиться на две группы, каждая из которых должна представить преимущества своего полиса. Выбираются спикер, судья, экперт, тайм-кипер. Ребята получают кейсы, содержащие информацию о государственном устройстве, образе жизни, экономике, политике (из источников, а не критической литературы). Примеры проектных работ по теме «Феномен империи»: Провести сопоставительный анализ форм политического устройства в Древней Греции и Древней Риме; показать особенности государственного устройства в Древнем Риме, начиная с правления императора Августа (феномен империи изнутри); провести сравнительный анализ государственного устройства Риме времен империи и Древнем Китае Примерная тематика курсовых работ:
Вопросы к коллоквиуму I. Основные сюжеты древнегреческой мифологии и эпоса Кун Н.А. «Легенды и мифы Древней Греции» (любое издание) Раздел: Боги и герои Древней Греции Боги: Происхождение мира и богов, Зевс, Посейдон, царство Аида, Гера, Ио, Аполлон, Марсий, Артемида, Афина, Гермес, Арес, Афродита, Пигмалион, Нарцисс, Гефест, Деметра, Персефона, Триптолем, Дионис. Герои: Прометей, Персей, Сизиф, Тантал, Пелопс, Европа, Геракл, Дедал и Икар, Тесей, Орфей и Эвридика, Атрей и Фиест. Раздел: Древнегреческий эпос (Аргонавты, Агамемнон и его сын Орест. Фиванский цикл). II. 1. Гомер. «Илиада», «Одиссея». III. 1. Плутарх. «Сравнительные жизнеописания»: Фемистокл. Аристид. Кимон. Перикл. Алкивиад. Никий. Лисандр. Демосфен. Александр. 2. По учебнику: а) греко-персидские войны; б) внутриполитическое положение Греции во второй половине V в. до н.э.; в) Пелопоннесская война. г) военно-политическое положение Греции в первой половине IV в. до н.э.; д) возвышение Македонии и установление ее гегемонии в Греции; е) Восточный поход Александра Македонского. Держава Александра. Особенности сдачи коллоквиумов: Коллоквиум сдается в течение семестра в три этапа. За каждый блок выставляется оценка. Средний бал учитывается при выставлении итоговой оценки на экзамене. Форма сдачи коллоквиума представляет использование технологии кейс-стади: студент не просто получает вопрос, на который должен дать ответ, но отрывок из источника. По этому фрагменту учащийся должен определить, о каком персонаже идет речь, о каком эпизоде повествуется, и рассказать об этом более подробно. Примеры вопросов: К первому коллоквиуму: Кому посвящен гимн? Ч то вы помните об этом мифологическом персонаже? «Нет никого, кто бы столько искусств не имел в обладание: Над лучниками власть, и власть над певцами. Ибо его достоянье и луки, и звучная песня. …Удел – и пророки, и вещие камни». Ко второму коллоквиуму: «Дальше царский участок представил художник искусный: Острыми жали серпами поденщики спелую ниву. Горсти колосьев одни непрерывно там падали наземь, Горсти другие вязальщики свяслами крепко вязали. Трое вязальщиков возле стояли. Им мальчики сзади, Спешно сбирая колосья, охапками их подносили. /XVIII, 550-555/ Обрываем цитату. Кто сей художник искусный? Для кого он нарисовал эту картину? Ч то еще на ней изображено? Для сдачи третьего коллоквиума также требуется очень хорошее знание источника. Пример вопроса: Почему Аристида называли справедливейшим? Приведите из жизнеописания не менее трех примеров, доказывающих то, что это прозвище он получил неслучайно. Или: в жизнеописании Лисандра говорится: «у Гилиппа в «черепичнике» живет множество сов». Что это за совы, как они туда попали? |
Рабочая программа Направление 030600 История Данная дисциплина входит в раздел «б общепрофессиональный цикл. Базовая часть» по направлению 030600 история | Рабочая программа Направление 030600 «История» Данная дисциплина входит в раздел «Б. 3» «Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть» фгос-3 по направлению 030600... | ||
Рабочая программа Учебная дисциплина Введение в специальность Направление... ... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 030600. 62 «История» | ||
Рабочая программа дисциплины История древнего мира Направление подготовки 030600 «История» ... | Рабочая программа Направление 030600 История Востоке; научиться применять полученные знания в исследовательской и аналитической работе по окончании учебного заведения, в преподавании... | ||
Рабочая программа Направление 030600 «История» Великой Отечественной войны; научиться применять полученные знания в профессиональной деятельности, в том числе в педагогической,... | Рабочая программа дисциплины Мифология Направление подготовки 030600 «История» Эта задача решается на основе достижений отечественной и зарубежной исторической науки, а также в контексте разработок ученых-религиоведов... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) Философия и методология науки... В конечном итоге формирование методологической культуры магистра, его интеллектуальной культуры в целом | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Компетенции выпускника ооп магистратуры, формируемые в результате освоения магистерской программы | ||
Программа дисциплины «История российской государственности» для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... ... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... ... | Рабочая программа Направление 030600 История Запада и средневековой истории; повысить профессиональный уровень работы с различными типами источников; научиться использовать полученные... | ||
Рабочая программа Направление 030600 «История» Сформировать глубокие систематизированные знания этнополитической истории России первой четверти ХХ в.; научить применять полученные... | Рабочая программа Направление 030600 История Цель курса: формирование у студентов цельного представления об особенностях развития истории СССР в 1945-1964 гг., развитие навыков... |