Скачать 324.82 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОУ ВПО Томский государственный университет УТВЕРЖДАЮ Декан исторического факультета ________________ В.П. Зиновьев «____» ________________ 2010 г. СССР накануне и в начальный период Великой отечественной войны Рабочая программа Направление 030600 «История» Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Томск 2010 1. Цели освоения учебной дисциплины Сформировать глубокие и разносторонние знания об исторических событиях и процессах накануне и в начальный (22.06.1941–18.11.1942 гг.) период Великой Отечественной войны; научиться применять полученные знания в профессиональной деятельности, в том числе в педагогической, научно-исследовательской, культурно-просветительской и экспертно-аналитической. 2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата Данная дисциплина входит в раздел «Б.3» «Профессиональный цикл. Вариативная часть» ФГОС-3 по направлению 030600 – История. Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у студентов в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра, читаемых в 1–4 семестрах по отечественной и всеобщей истории, источниковедению. Данная учебная дисциплина входит в совокупность дисциплин профессионального цикла, ориентированных на приобретение студентами базовых общекультурных и профессиональных компетенций. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: – основные современные концепции и подходы в изучении предвоенного и начального периода Великой Отечественной войны, современное состояние отечественной историографии по теме; – специфику и особенности функционирования отечественной экономики, ее оборонных отраслей в предвоенный период; – динамику становления и развития советских вооруженных сил в 20 – 30-е годы; – основные боевые операции Красной Армии на начальном этапе Великой Отечественной войны. Уметь: – анализировать фактический материал по курсу; – строить самостоятельные заключения; – объяснить содержание основных терминов и понятий; – работать с историческими источниками; – применять полученные знания в практической деятельности. Владеть: – основными методами и приемами исторических исследований; – способностью воспринимать многообразие интерпретаций исторических событий и процессов; – основами информационно-аналитической деятельности и способностью их применить в профессиональной сфере. Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 030600 – История. а) общекультурные (ОК): – владение культурой мышления; способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); – способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); – способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10); – способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12); б) профессиональные (ПК): – способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1); – способность использовать в исторических исследованиях базовые знания теории и методологии исторической науки (ПК-4); – способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5); – способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6); – способность к критическому восприятию концепций различных исторических школ (ПК-7); – способность к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10); – способностью к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, средств массовой информации (ПК-15). 4. Структура и содержание учебной дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицы, 40 часов.
5. Образовательные технологии Сочетание лекционных и самостоятельных занятий с широким привлечением аудиовизуальных иллюстративных материалов (фрагменты документальных и художественных видеофильмов, кинохроники), схем и иллюстраций, подготовленных как в форме авторских видеороликов, так и в формате видеопрезентаций. Интенсивное использование иллюстративного материала предполагает активное участие аудитории в его обсуждении. Для организации текущего контроля используется написание эссе, а также тестирование в конце освоения второго и третьего блоков программы. Программа самостоятельной работы студентов предусматривает изучение дополнительной литературы по дисциплине, подготовку и защиту рефератов. 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости По разделу 1. Эссе: – Проблема: Носило ли нападение Германии на СССР 22 июня 1941 г. превентивный характер? По разделу 2. Тестирование: (пример) 1. Каков был характер военно-экономического сотрудничества СССР и Германии в 1939-1941 гг.? а) сотрудничество носило взаимовыгодный характер; б) Советский Союз оказывал помощь Германии в ущерб своим интересам; в) Германии оказывала помощь СССР в ущерб собственным интересам; г) сотрудничество носило демонстративный характер, не влияя на экономику двух стран. 2. Какова была позиция Англии и Франции в отношении советско-финляндской войны? а) под давлением союзников Советский Союз был исключен из Лиги Наций как государство-агрессор; б) военное вмешательство на стороне Финляндии; в) советская экспансия не встретила никакого противодействия; г) ограниченная кампания в прессе, осуждавшая действия Красной Армии. 3. Военно-политические итоги советско-финляндской войны: а) Финляндия подписала капитуляцию; б) Красная Армия прорвала укрепления на границе с Финляндией; в) военное вмешательство европейских государств остановило войну; г) Красная Армия понесла тяжелые потери, превосходящие потери противника; д) СССР получил часть финской территории. Варианты ответа: 1) абв; 2) авг; З) бгд; 4) бвд. 4. Дипломатические итоги визита В. Молотова в Берлин в ноябре 1940 г.: а) СССР присоединился к Тройственному пакту; б) были устранены существовавшие взаимные претензии; в) визит зафиксировал дальнейшее охлаждение в отношениях сторон; г) был заключен военно-политический союз. 5. Благодаря сближению с Германией в 1939–1940 гг. Советский Союз сумел добиться: а) расширения собственной территории в ходе военно-политической экспансии; б) возможности использовать опыт начавшейся войны в развитии собственной армии; в) создания антигитлеровской коалиции; г) получения существенной военно-технической помощи Германии; Варианты ответа: 1) абв; 2) абг; З) бвг; 4) авг. 6. Какие выгоды получил Советский Союз вследствие расширения территории в 1939–1940 гг.? а) государственная граница была отодвинута на запад на 300–600 км; б) численность населения увеличилась на 14 млн чел.; в) увеличился военно-экономический потенциал государства: г) была устранена угроза войны на два фронта; д) удалось сократить военные расходы. Варианты ответа: 1) абв; 2) абг; З) агд; 4) бвг. 7. Каковы были негативные следствия расширения территории СССР в 1939–1940 гг.? а) появилась реальная угроза войны с Германией; б) появилась общая граница с будущим противником; в) возросла реальная угроза войны с Японией; г) возникла необходимость строительства укрепления на новой границе; д) появилась необходимость создания военной инфраструктуры на новой территории. Варианты ответа: 1) абв; 2) абг; З) агд; 4) бгд. 8. С точки зрения советского политического руководства, массовые репрессии в условиях подготовки общества к войне выполняли задачу: а) подавления открытого сопротивления режиму; б) уничтожения разветвленной сети шпионских и террористических организаций; в) уничтожения участников антисоветских вооруженных формирований периода гражданской войны; г) уничтожения потенциальной возможности возникновения политической оппозиции в ходе войны. 9. Дата перехода Красной Армии к кадровой системе комплектования взамен смешанной: а) 23 августа 1939г.; б) 1 сентября 1939 г.; в) 1 января 1940 г.; г) 22 июня 1941 г. 10. Каковы были негативные следствия быстрого роста численности Красной Армии в 1939-1941 гг.? а) в стране началось движение протеста против роста военных расходов; б) обострились отношения с Англией и Францией; в) требовался длительный период подготовки новых формирований; г) резко увеличился объем военных расходов; д) возникла острая нехватка командных кадров. Варианты ответа: 1) абв; 2) бвг; З) вгд; 4) авд. По разделу 3. Тестирование: (пример) 1. Недостатки, имевшиеся в подготовке советских вооруженных сил к войне: а) на вооружение не принимались образцы новой техники; б) не был создан механизм, обеспечивающий взаимодействие армии и флота; в) в соединениях Красной Армии не было создано современной системы связи; г) структура механизированных и авиационных соединений оказалась не эффективной; д) высший командный состав не изучал опыт войны в Европе; е) не был решен вопрос об органе военно-политического руководства. Варианты ответа: 1) абв; 2) бвг; З) вгд; 4) авд. 2. Последствия массовых репрессий в советских вооруженных силах: а) массовое выдвижение не высшие командные должности; офицеров, не имевших надлежащего опыта; б) падение авторитета командиров среди своих подчиненных; в) падение престижа военной службы в обществе; г) общее снижение уровня военного образования командного состава; д) формирование политической оппозиции в вооруженных силах. Варианты ответа: 1) абв; 2) абг; 3) вгд; 4) авд. 3. Почему высшее командование Красной Армии пришло к выводу о невозможности использования вермахтом в войне против СССР опыта «блицкрига»? а) тактика «блицкрига» не могла обеспечить неожиданности; б) Красная Армия хорошо изучила этот опыт; в) тактика «блицкрига» доказала свою неэффективность; г) командование Красной Армии полагало, что тактика «блицкрига» применима лишь в войне против слабого и отсталого противника. 4. В конце 1930-х годов отношение советского общества к будущей войне характеризовалось: а) моральной готовностью к вступлению в войну; б) боязнью войны и стремлением избежать ее любой ценой; в) абсолютным безразличием; г) ожиданием войны как возможности избавления от сталинизма. 5. Будущая война в советской пропаганде конца 1930-х – начала 1940-х годов представлялась как: а) длительная борьба на истощение двух противостоящих коалиций; б) череда локальных конфликтов на границах СССР; в) скоротечная, решительная и победоносная для Советского Союза; г) длительное, ожесточенное и кровопролитное противоборство с Германией. 6. К мерам подготовки советской экономики к войне относились: а) создание новых отраслей экономики; б) увеличение продолжительности рабочего дня и рабочей недели в промышленности; в) перепрофилирование ряда предприятий на военное производство; г) увеличение промышленного экспорта; д) создание «предприятий-дублеров» на востоке страны. Варианты ответа: 1) абвд; 2) абвг; З) бвгд; 4)авгд. 7. О нападении Германии на СССР советскому народу объявил: а) В. Молотов; б) М. Калинин; в) С. Тимошенко; г) И. Сталин. 8. В первые дни войны обязанности главнокомандующего войсками Красной Армии выполнял: а) Г. Жуков; б) К. Ворошилов; в) С. Тимошенко; г) И. Сталин. 9. Каким было соотношение войск Красной Армии и вермахта на западной границе к моменту начала войны: а) вермахт имел подавляющее превосходство по всем показателям; б) соотношение сил было равным; в) вермахт имел превосходство в боевой технике; г) Красная Армия имела значительное превосходство в боевой технике, но уступала в живой силе. 10 . Установите соответствие в приведенной таблице
11. Документ, определивший задачи Красной Армии по нанесению удара по противнику в первый день войны с Германией: а) директива № 1 наркома обороны СССР; б) директива №2 наркома обороны СССР; в) директива №3 наркома обороны СССР; г) приказ Ставки ВГК № 270. 12. Причины поражений Красной Армии в начале Великой Отечественной войны: а) следствия репрессий в Вооруженных Силах СССР в предвоенный период; б) устаревшее вооружение и боевая техника Красной Армии; в) просчет советского руководства в определении сроков начала войны; г) превосходство германской армии в уровне боевой подготовки и боевом опыте; д) численное превосходство германской армии в боевой технике . Варианты ответов: 1) абв; 2) авг; З) агд; 4) вгд. 13. В июле 1941 г. Главное политуправление Красной Армии обратилось к оказавшимся в окружении военнослужащим с призывом: а) пробиваться из окружения любой ценой; б) продолжать бои в составе регулярных формирований до последней возможности; в) переходить на положение мирных жителей до прихода Красной Армии; г) переходить к партизанской борьбе с противником. 14. Коллективный орган, осуществлявший в годы войны функции стратегического руководства советскими вооруженными силами а) Ставка Верховного главнокомандования; б) Высший военный совет; в) Революционный военный совет; г) Государственный комитет обороны. 15. В сентябре 1941 г. в ходе сражения под Киевом: а) войска Красной Армии попали в окружение и были разбиты; б) советские войска окружили немецкую армию Э.Манштейна; в) Красная Армия перешла в наступление и начала освобождение советской территории; г) были впервые применены реактивные установки «Катюша». Написание и защита рефератов: Студентам предлагается список дневников и воспоминаний советских и немецких военачальников Великой Отечественной войны, из которого они выбирают одну книгу и пишут по ней реферат. Главный сюжет в содержании реферата должен касаться авторского видения событий начального периода войны. В заключении студент должен выразить свое отношение к прочитанному. Защита реферата актуализирует владение культурой мышления, способность к восприятию, анализу и обобщению информации. Список литературы: Бок Ф. фон. Я стоял у ворот Москвы. Военные дневники 1941–1945. – М., 2006. – 512 с. Гальдер Ф. Военный дневник. Ежедневные записи начальника Генерального штаба Сухопутных войск 1939–1942. Т. 3. От начала восточной кампании до наступления на Сталинград (22.6.1941 – 24.09.1942). – М., 1971. Гейер Г. IX армейский корпус в Восточном походе 1941 года // От Буга до Кавказа. – М., 2004. Гот Г. Танковые операции // Танковые операции. – Смоленск, 1999. Гудериан Г. Воспоминания солдата. – Смоленск, 1999. – 656 с. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. В 2 т. Т. 1. – М., 2002. Еременко А.И. На Западном направлении: Воспоминания о боевых действиях войск Западного, Брянского фронтов и 4-й ударной армии в первом периоде Великой Отечественной войны. – М., 1959. Макензен Э. фон. От Буга до Кавказа (III танковый корпус в кампании против Советской России 1941 – 1942 годов) // От Буга до Кавказа. – М., 2004. Манштейн Э. Утерянные победы. – М.-СПб., 2002. – 896 с. Попель Н.К. В тяжкую пору. – М.-СПб., 2001. Рокоссовский К.К. Солдатский долг. – М., 1997. Рябышев Д.И. Первый год войны. – М., 1990. Сандалов Л.М. Первые дни войны: Боевые действия 4-й армии 22 июня – 10 июля 1941 г. – М., 1989. Формы итогового контроля: Зачет в конце пятого семестра. Примерный перечень вопросов к зачету
|
Рабочая программа Направление 030600 История Данная дисциплина входит в раздел «б общепрофессиональный цикл. Базовая часть» по направлению 030600 история | Рабочая программа Направление 030600 История Данная дисциплина входит в раздел «Б. 2». «Общепрофессиональный цикл. Базовая часть» по направлению 030600 – история | ||
Рабочая программа Направление 030600 «История» Данная дисциплина входит в раздел «Б. 3» «Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть» фгос-3 по направлению 030600... | Рабочая программа Учебная дисциплина Введение в специальность Направление... ... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 030600. 62 «История» | Рабочая программа дисциплины История древнего мира Направление подготовки 030600 «История» ... | ||
Рабочая программа Направление 030600 История Востоке; научиться применять полученные знания в исследовательской и аналитической работе по окончании учебного заведения, в преподавании... | Рабочая программа дисциплины Мифология Направление подготовки 030600 «История» Эта задача решается на основе достижений отечественной и зарубежной исторической науки, а также в контексте разработок ученых-религиоведов... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) Философия и методология науки... В конечном итоге формирование методологической культуры магистра, его интеллектуальной культуры в целом | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Компетенции выпускника ооп магистратуры, формируемые в результате освоения магистерской программы | ||
Программа дисциплины «История российской государственности» для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... ... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... ... | Рабочая программа Направление 030600 История Запада и средневековой истории; повысить профессиональный уровень работы с различными типами источников; научиться использовать полученные... | ||
Рабочая программа Направление 030600 «История» Сформировать глубокие систематизированные знания этнополитической истории России первой четверти ХХ в.; научить применять полученные... | Рабочая программа Направление 030600 История Цель курса: формирование у студентов цельного представления об особенностях развития истории СССР в 1945-1964 гг., развитие навыков... |