Рабочая программа Направление 030600 «История»





Скачать 324.82 Kb.
НазваниеРабочая программа Направление 030600 «История»
страница1/2
Дата публикации20.11.2014
Размер324.82 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Военное дело > Рабочая программа
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО Томский государственный университет
УТВЕРЖДАЮ
Декан

исторического факультета

________________ В.П. Зиновьев

«____» ________________ 2010 г.

СССР накануне и в начальный период

Великой отечественной войны

Рабочая программа
Направление 030600 «История»


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная

Томск

2010
1. Цели освоения учебной дисциплины

Сформировать глубокие и разносторонние знания об исторических событиях и процессах накануне и в начальный (22.06.1941–18.11.1942 гг.) период Великой Отечественной войны; научиться применять полученные знания в профессиональной деятельности, в том числе в педагогической, научно-исследовательской, культурно-просветительской и экспертно-аналитической.

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная дисциплина входит в раздел «Б.3» «Профессиональный цикл. Вариативная часть» ФГОС-3 по направлению 030600 – История.

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у студентов в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра, читаемых в 1–4 семестрах по отечественной и всеобщей истории, источниковедению.

Данная учебная дисциплина входит в совокупность дисциплин профессионального цикла, ориентированных на приобретение студентами базовых общекультурных и профессиональных компетенций.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

– основные современные концепции и подходы в изучении предвоенного и начального периода Великой Отечественной войны, современное состояние отечественной историографии по теме;

– специфику и особенности функционирования отечественной экономики, ее оборонных отраслей в предвоенный период;

– динамику становления и развития советских вооруженных сил в 20 – 30-е годы;

– основные боевые операции Красной Армии на начальном этапе Великой Отечественной войны.

Уметь:

– анализировать фактический материал по курсу;

– строить самостоятельные заключения;

– объяснить содержание основных терминов и понятий;

– работать с историческими источниками;

– применять полученные знания в практической деятельности.

Владеть:

– основными методами и приемами исторических исследований;

– способностью воспринимать многообразие интерпретаций исторических событий и процессов;

– основами информационно-аналитической деятельности и способностью их применить в профессиональной сфере.

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 030600 – История.

а) общекультурные (ОК):

– владение культурой мышления; способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

– способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

– способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

– способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12);

б) профессиональные (ПК):

– способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1);

– способность использовать в исторических исследованиях базовые знания теории и методологии исторической науки (ПК-4);

– способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);

– способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);

– способность к критическому восприятию концепций различных исторических школ (ПК-7);

– способность к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10);

– способностью к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, средств массовой информации (ПК-15).
4. Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицы, 40 часов.



п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы (в час.)

Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям)

В том числе

Лекции

Практи-ческие занятия

СРС

1.

Раздел 1. Теоретико-методологические основы курса

5













Эссе.


Тема 1. Основные проблемы предыстории и начального периода Великой Отечественной войны в освещении советской, западной и современной российской историографии.




1

2




2

Тема 2. СССР накануне и в начальный период Великой Отечественной войны: источниковая база.




2







2

2.

Раздел 2. СССР в предвоенные годы
















Тестирова-ние.

Подготовка реферата.

Тема 3. Экономическое развитие СССР в предвоенные годы. Становление советского военно-промышленного комплекса.




3

2




2

Тема 4. Красная Армия в середине 1920-х – начале 1940-х годов.




4–5

4




4

Тема 5. Международное положение и внешняя политика СССР в середине 1920-х – начале 1940-х годов.




6

2




2

3.

Раздел 3. СССР на начальном этапе Великой Отечественной войны
















Тестирова-ние.

Тема 6. Советские вооруженные силы накануне 22 июня 1941 г.




7

2




2

Тема 7. Боевые действия на советско-германском фронте летом–осенью 1941 г.




8–9

4




4

Тема 8. Контрнаступление Красной Армии под Москвой. Боевые действия на советско-германском фронте весной–осенью 1942 г.




10

2




2


5. Образовательные технологии

Сочетание лекционных и самостоятельных занятий с широким привлечением аудиовизуальных иллюстративных материалов (фрагменты документальных и художественных видеофильмов, кинохроники), схем и иллюстраций, подготовленных как в форме авторских видеороликов, так и в формате видеопрезентаций. Интенсивное использование иллюстративного материала предполагает активное участие аудитории в его обсуждении.

Для организации текущего контроля используется написание эссе, а также тестирование в конце освоения второго и третьего блоков программы. Программа самостоятельной работы студентов предусматривает изучение дополнительной литературы по дисциплине, подготовку и защиту рефератов.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости

По разделу 1.

Эссе:

– Проблема: Носило ли нападение Германии на СССР 22 июня 1941 г. превентивный характер?

По разделу 2.

Тестирование: (пример)

1. Каков был характер военно-экономического сотрудничества СССР и Германии в 1939-1941 гг.?

а) сотрудничество носило взаимовыгодный характер;

б) Советский Союз оказывал помощь Германии в ущерб своим интересам;

в) Германии оказывала помощь СССР в ущерб собственным интересам;

г) сотрудничество носило демонстративный характер, не влияя на экономику двух стран.
2. Какова была позиция Англии и Франции в отношении советско-финляндской войны?

а) под давлением союзников Советский Союз был исключен из Лиги Наций как государство-агрессор;

б) военное вмешательство на стороне Финляндии;

в) советская экспансия не встретила никакого противодействия;

г) ограниченная кампания в прессе, осуждавшая действия Красной Армии.
3. Военно-политические итоги советско-финляндской войны:

а) Финляндия подписала капитуляцию;

б) Красная Армия прорвала укрепления на границе с Финляндией;

в) военное вмешательство европейских государств остановило войну;

г) Красная Армия понесла тяжелые потери, превосходящие потери противника;

д) СССР получил часть финской территории.

Варианты ответа: 1) абв; 2) авг; З) бгд; 4) бвд.

4. Дипломатические итоги визита В. Молотова в Берлин в ноябре 1940 г.:

а) СССР присоединился к Тройственному пакту;

б) были устранены существовавшие взаимные претензии;

в) визит зафиксировал дальнейшее охлаждение в отношениях сторон;

г) был заключен военно-политический союз.
5. Благодаря сближению с Германией в 1939–1940 гг. Советский Союз сумел добиться:

а) расширения собственной территории в ходе военно-политической экспансии;

б) возможности использовать опыт начавшейся войны в развитии собственной армии;

в) создания антигитлеровской коалиции;

г) получения существенной военно-технической помощи Германии;

Варианты ответа: 1) абв; 2) абг; З) бвг; 4) авг.
6. Какие выгоды получил Советский Союз вследствие расширения территории в 1939–1940 гг.?

а) государственная граница была отодвинута на запад на 300–600 км;

б) численность населения увеличилась на 14 млн чел.;

в) увеличился военно-экономический потенциал государства:

г) была устранена угроза войны на два фронта;

д) удалось сократить военные расходы.

Варианты ответа: 1) абв; 2) абг; З) агд; 4) бвг.
7. Каковы были негативные следствия расширения территории СССР в 1939–1940 гг.?

а) появилась реальная угроза войны с Германией;

б) появилась общая граница с будущим противником;

в) возросла реальная угроза войны с Японией;

г) возникла необходимость строительства укрепления на новой границе;

д) появилась необходимость создания военной инфраструктуры на новой территории.

Варианты ответа: 1) абв; 2) абг; З) агд; 4) бгд.
8. С точки зрения советского политического руководства, массовые репрессии в условиях подготовки общества к войне выполняли задачу:

а) подавления открытого сопротивления режиму;

б) уничтожения разветвленной сети шпионских и террористических организаций;

в) уничтожения участников антисоветских вооруженных формирований периода гражданской войны;

г) уничтожения потенциальной возможности возникновения политической оппозиции в ходе войны.
9. Дата перехода Красной Армии к кадровой системе комплектования взамен смешанной:

а) 23 августа 1939г.;

б) 1 сентября 1939 г.;

в) 1 января 1940 г.;

г) 22 июня 1941 г.
10. Каковы были негативные следствия быстрого роста численности Красной Армии в 1939-1941 гг.?

а) в стране началось движение протеста против роста военных расходов;

б) обострились отношения с Англией и Францией;

в) требовался длительный период подготовки новых формирований;

г) резко увеличился объем военных расходов;

д) возникла острая нехватка командных кадров.

Варианты ответа: 1) абв; 2) бвг; З) вгд; 4) авд.
По разделу 3.

Тестирование: (пример)

1. Недостатки, имевшиеся в подготовке советских вооруженных сил к войне:

а) на вооружение не принимались образцы новой техники;

б) не был создан механизм, обеспечивающий взаимодействие армии и флота;

в) в соединениях Красной Армии не было создано современной системы связи;

г) структура механизированных и авиационных соединений оказалась не эффективной;

д) высший командный состав не изучал опыт войны в Европе;

е) не был решен вопрос об органе военно-политического руководства.

Варианты ответа: 1) абв; 2) бвг; З) вгд; 4) авд.
2. Последствия массовых репрессий в советских вооруженных силах:

а) массовое выдвижение не высшие командные должности; офицеров, не имевших надлежащего опыта;

б) падение авторитета командиров среди своих подчиненных;

в) падение престижа военной службы в обществе;

г) общее снижение уровня военного образования командного состава;

д) формирование политической оппозиции в вооруженных силах.

Варианты ответа: 1) абв; 2) абг; 3) вгд; 4) авд.
3. Почему высшее командование Красной Армии пришло к выводу о невозможности использования вермахтом в войне против СССР опыта «блицкрига»?

а) тактика «блицкрига» не могла обеспечить неожиданности;

б) Красная Армия хорошо изучила этот опыт;

в) тактика «блицкрига» доказала свою неэффективность;

г) командование Красной Армии полагало, что тактика «блицкрига» применима лишь в войне против слабого и отсталого противника.
4. В конце 1930-х годов отношение советского общества к будущей войне характеризовалось:

а) моральной готовностью к вступлению в войну;

б) боязнью войны и стремлением избежать ее любой ценой;

в) абсолютным безразличием;

г) ожиданием войны как возможности избавления от сталинизма.
5. Будущая война в советской пропаганде конца 1930-х – начала 1940-х годов представлялась как:

а) длительная борьба на истощение двух противостоящих коалиций;

б) череда локальных конфликтов на границах СССР;

в) скоротечная, решительная и победоносная для Советского Союза;

г) длительное, ожесточенное и кровопролитное противоборство с Германией.
6. К мерам подготовки советской экономики к войне относились:

а) создание новых отраслей экономики;

б) увеличение продолжительности рабочего дня и рабочей недели в промышленности;

в) перепрофилирование ряда предприятий на военное производство;

г) увеличение промышленного экспорта;

д) создание «предприятий-дублеров» на востоке страны.

Варианты ответа: 1) абвд; 2) абвг; З) бвгд; 4)авгд.
7. О нападении Германии на СССР советскому народу объявил:

а) В. Молотов;

б) М. Калинин;

в) С. Тимошенко;

г) И. Сталин.
8. В первые дни войны обязанности главнокомандующего войсками Красной Армии выполнял:

а) Г. Жуков;

б) К. Ворошилов;

в) С. Тимошенко;

г) И. Сталин.
9. Каким было соотношение войск Красной Армии и вермахта на западной границе к моменту начала войны:

а) вермахт имел подавляющее превосходство по всем показателям;

б) соотношение сил было равным;

в) вермахт имел превосходство в боевой технике;

г) Красная Армия имела значительное превосходство в боевой технике, но уступала в живой силе.
10 . Установите соответствие в приведенной таблице

1) генерал Г. Жуков

а) нарком обороны

2) генерал М Кирпонос

б) начальник Генерального штаба Красной Армии

3) генерал Ф. Кузнецов

в) командующий Северо-Западным фронтом

4) генерал Д. Павлов

г) командующий Юго-Западным фронтом

5) маршал С. Тимошенко

д) командующий Западным фронтом


11. Документ, определивший задачи Красной Армии по нанесению удара по противнику в первый день войны с Германией:

а) директива № 1 наркома обороны СССР;

б) директива №2 наркома обороны СССР;

в) директива №3 наркома обороны СССР;

г) приказ Ставки ВГК № 270.
12. Причины поражений Красной Армии в начале Великой Отечественной войны:

а) следствия репрессий в Вооруженных Силах СССР в предвоенный период;

б) устаревшее вооружение и боевая техника Красной Армии;

в) просчет советского руководства в определении сроков начала войны;

г) превосходство германской армии в уровне боевой подготовки и боевом опыте;

д) численное превосходство германской армии в боевой технике .

Варианты ответов: 1) абв; 2) авг; З) агд; 4) вгд.
13. В июле 1941 г. Главное политуправление Красной Армии обратилось к оказавшимся в окружении военнослужащим с призывом:

а) пробиваться из окружения любой ценой;

б) продолжать бои в составе регулярных формирований до последней возможности;

в) переходить на положение мирных жителей до прихода Красной Армии;

г) переходить к партизанской борьбе с противником.
14. Коллективный орган, осуществлявший в годы войны функции стратегического руководства советскими вооруженными силами

а) Ставка Верховного главнокомандования;

б) Высший военный совет;

в) Революционный военный совет;

г) Государственный комитет обороны.
15. В сентябре 1941 г. в ходе сражения под Киевом:

а) войска Красной Армии попали в окружение и были разбиты;

б) советские войска окружили немецкую армию Э.Манштейна;

в) Красная Армия перешла в наступление и начала освобождение советской территории;

г) были впервые применены реактивные установки «Катюша».
Написание и защита рефератов:

Студентам предлагается список дневников и воспоминаний советских и немецких военачальников Великой Отечественной войны, из которого они выбирают одну книгу и пишут по ней реферат. Главный сюжет в содержании реферата должен касаться авторского видения событий начального периода войны. В заключении студент должен выразить свое отношение к прочитанному. Защита реферата актуализирует владение культурой мышления, способность к восприятию, анализу и обобщению информации.

Список литературы:

Бок Ф. фон. Я стоял у ворот Москвы. Военные дневники 1941–1945. – М., 2006. – 512 с.

Гальдер Ф. Военный дневник. Ежедневные записи начальника Генерального штаба Сухопутных войск 1939–1942. Т. 3. От начала восточной кампании до наступления на Сталинград (22.6.1941 – 24.09.1942). – М., 1971.

Гейер Г. IX армейский корпус в Восточном походе 1941 года // От Буга до Кавказа. – М., 2004.

Гот Г. Танковые операции // Танковые операции. – Смоленск, 1999.

Гудериан Г. Воспоминания солдата. – Смоленск, 1999. – 656 с.

Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. В 2 т. Т. 1. – М., 2002.

Еременко А.И. На Западном направлении: Воспоминания о боевых действиях войск Западного, Брянского фронтов и 4-й ударной армии в первом периоде Великой Отечественной войны. – М., 1959.

Макензен Э. фон. От Буга до Кавказа (III танковый корпус в кампании против Советской России 1941 – 1942 годов) // От Буга до Кавказа. – М., 2004.

Манштейн Э. Утерянные победы. – М.-СПб., 2002. – 896 с.

Попель Н.К. В тяжкую пору. – М.-СПб., 2001.

Рокоссовский К.К. Солдатский долг. – М., 1997.

Рябышев Д.И. Первый год войны. – М., 1990.

Сандалов Л.М. Первые дни войны: Боевые действия 4-й армии 22 июня – 10 июля 1941 г. – М., 1989.
Формы итогового контроля:

Зачет в конце пятого семестра.

Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Советская военная доктрина в 20-е гг. Дискуссия по проблемам выбора геостратегической концепции.

  2. Военная доктрина и оперативно-стратегическое планирование накануне Великой Отечественной войны. Планы прикрытия западной границы.

  3. Дискуссии о подготовке Сталиным упреждающего удара по Германии.

  4. Техническая реконструкция советской промышленности в годы первых пятилеток.

  5. Становление и развитие советского военно-промышленного комплекса в 20 – 30-е годы. Оборонная составляющая предвоенных пятилетних планов.

  6. Красная Армия и военная реформа 20-х гг.

  7. Красная Армия в 30-е годы.

  8. СССР и проблема создания системы коллективной безопасности.

  9. Международное положение и внешняя политика СССР в 1939 – первой половине1941 гг.

  10. Участие Красной Армии в локальных вооруженных конфликтах и войнах (конец 20 – начало 40-х годов).

  11. Состояние Красной Армии накануне войны.

  12. Подготовка Германии к нападению на СССР. Соотношение сил Германии и СССР накануне войны.

  13. Боевые действия на советско-германском фронте летом-осенью 1941 г.

  14. Причины неудач РККА на начальном этапе Великой Отечественной войны: современные подходы и дискуссии.

  15. Московская битва.

  16. Летне-осенняя кампания 1942 г.



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Направление 030600 «История» iconРабочая программа Направление 030600 История
Данная дисциплина входит в раздел «б общепрофессиональный цикл. Базовая часть» по направлению 030600 история
Рабочая программа Направление 030600 «История» iconРабочая программа Направление 030600 История
Данная дисциплина входит в раздел «Б. 2». «Общепрофессиональный цикл. Базовая часть» по направлению 030600 – история
Рабочая программа Направление 030600 «История» iconРабочая программа Направление 030600 «История»
Данная дисциплина входит в раздел «Б. 3» «Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть» фгос-3 по направлению 030600...
Рабочая программа Направление 030600 «История» iconРабочая программа Учебная дисциплина Введение в специальность Направление...
...
Рабочая программа Направление 030600 «История» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 030600. 62 «История»
Рабочая программа Направление 030600 «История» iconРабочая программа дисциплины История древнего мира Направление подготовки 030600 «История»
...
Рабочая программа Направление 030600 «История» iconРабочая программа Направление 030600 История
Востоке; научиться применять полученные знания в исследовательской и аналитической работе по окончании учебного заведения, в преподавании...
Рабочая программа Направление 030600 «История» iconРабочая программа дисциплины Мифология Направление подготовки 030600 «История»
Эта задача решается на основе достижений отечественной и зарубежной исторической науки, а также в контексте разработок ученых-религиоведов...
Рабочая программа Направление 030600 «История» iconРабочая программа дисциплины (модуля) Философия и методология науки...
В конечном итоге формирование методологической культуры магистра, его интеллектуальной культуры в целом
Рабочая программа Направление 030600 «История» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Компетенции выпускника ооп магистратуры, формируемые в результате освоения магистерской программы
Рабочая программа Направление 030600 «История» iconПрограмма дисциплины «История российской государственности» для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Рабочая программа Направление 030600 «История» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
...
Рабочая программа Направление 030600 «История» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
...
Рабочая программа Направление 030600 «История» iconРабочая программа Направление 030600 История
Запада и средневековой истории; повысить профессиональный уровень работы с различными типами источников; научиться использовать полученные...
Рабочая программа Направление 030600 «История» iconРабочая программа Направление 030600 «История»
Сформировать глубокие систематизированные знания этнополитической истории России первой четверти ХХ в.; научить применять полученные...
Рабочая программа Направление 030600 «История» iconРабочая программа Направление 030600 История
Цель курса: формирование у студентов цельного представления об особенностях развития истории СССР в 1945-1964 гг., развитие навыков...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск