Скачать 156.92 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОУ ВПО Томский государственный университет УТВЕРЖДАЮ Декан исторического факультета ________________В.П. Зиновьев «____»___________________2010 г. ИСТОРИЯ РОССИИ (1945 – 2000-е гг.) Рабочая программа Направление 030600 – История Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Томск 2010 1. Цели освоения учебной дисциплины Цель курса: формирование у студентов цельного представления об особенностях развития истории СССР в 1945-1964 гг., развитие навыков и умения критически анализировать и применять полученные знания в образовательной, научно-исследовательской и общественно-политической деятельности. 2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата Данная дисциплина входит в раздел «Б.3». Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть» по направлению 030600 – история. Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе и в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра по отечественной и всеобщей истории, а также методологии истории, психологии, педагогики. Данная учебная дисциплина входит в набор дисциплин общепрофессионального цикла, ориентированных на изучение истории России (XX в.). 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен знать:
уметь: - объяснять содержание основных терминов и понятий; - применять полученные знания в научно-исследовательской и образовательной деятельности. Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению ВПО 030600 – История А) общекультурные (ОК): - владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке целей и путей ее достижения (ОК-1); - осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8); - способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10); Б) профессиональные (ПК) - способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1); – способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5); – способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6); – способность к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10); 4. Структура и содержание учебной дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет (1) зачетные единицы, 18 часов.
5. Образовательные технологии В данном курсе используются следующие образовательные технологии: лекции, коллоквиум, организация СРС, контрольные работы. С целью формирования общекультурных и профессиональных компетенций студентов применяются в часы СРС активные и интерактивные методы, направленные на формирование исследовательских компетенций. 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости По разделу 1. Эссе: Время и личность: существует ли преемственность Сталин – Хрущев Тесты: 1. Причиной возобновления политических репрессий после Великой Отечественной войны было 1) стремление ликвидировать появившиеся в сознании людей ростки свободы 2) отказ от довоенной модели общественно-политического развития 3) отвлечение населения от проблем восстановления хозяйства 4) присоединение новых территорий к СССР 2. Причиной, побудившей Н.С. Хрущева выступить на XX съезде партии с критикой «культа личности И.В. Сталина», было стремление 1) прекратить «холодную войну» со странами Запада 2) реабилитировать всех репрессивных сталинским режимом 3) снять напряжение в обществе отказом от продолжения прежней политики 4) изменить основы социалистического общества По разделу 2. Тесты: 1. Начало «холодной войны» связывают с деятельностью 1) Ф. Рузвельта, А. Громыко 2) Д. Эйзенхауэра, Н. Булганина 3) Дж. Кеннеди, Н. Хрущева 4) У. Черчилля, И. Сталина 2. В понимании Н.Хрущева принцип мирного сосуществования предполагал 1) изоляцию СССР на международной арене 2) приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми 3) соревнование 2-х общественных систем в социально-экономической сфере 4) отказ от поддержки международного коммунистического движения По разделу 3. Тесты: 1. С предложением использовать рыночные механизмы при восстановлении послевоенной экономики выступил в 1946 г. председатель Госплана СССР 1) Г.М. Маленков 2) Н.С. Хрущев 3) Л.П. Берия 4) Н.А. Вознесенский 2. Какие положения относились к курсу мероприятий, предложенному Н.С. Хрущевым после смерти И.В. Сталина? А) ужесточение национальной политики Б) приоритетное развитие предприятий группы «А» В) использование рыночных механизмов для разрешения кризиса в сельском хозяйстве Г) освоение целинных и залежных земель Д) приоритетное развитие предприятий группы «Б» Е) разоблачение политики массовых репрессий Укажите верный ответ. 1) ВГЕ 2) БГЕ 3) АБВ 4) ВГД Примерные темы рефератов:
Тематика курсовых работ:
Формы итогового контроля: Экзамен. 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение курса 1. Учебники и учебные пособия Барсенков А.С. Введение в современную российскую историю 1985 – 1991 гг.: Курс лекций. М.: Аспект Пресс, 2002. 367 с. Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1917 – 2004: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2005. 816 с. История России в новейшее время (1945 - 1999): Учебник для вузов / Под ред. А.Б. Безбородова. М.: “Олимп”, “Изд-во АСТ”, 2000. 464 с. История России, ХХ век: Лекции и учебно-методические материалы. М.: Изд-во Ипполитова, 2004. 500 с. Новейшая история Отечества: XX век: В 2 т. /Под. ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. 2-е изд. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. Т. 1. 496 с.; Т. 2. 448 с. Политические партии России: история и современность. М.: “Российская политическая энциклопедия” (РОССПЭН), 2000. 631 с. Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс советской истории. 1941-1991. М.: Высшая школа, 1999. 415 с. 2. Рекомендуемая литература (основная) Аксютин Ю.В. «Хрущевская оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. М.: РОССПЭН, 2004. 488 с. Алексеева Л.М. История инакомыслия в СССР. Новейший период. М.: ЗАО РИТЦ «Зацепа», 2001. 382 с. Афанасьев Ю. Феномен советской историографии //Отечественная история. 1996. № 5. Восленский М. Номенклатура. М.: Захаров, 2005. 640 с. Данилов А.А., Пыжиков А.В. Рождение сверхдержавы: СССР в первые послевоенные годы. М.: РОССПЭН, 2001. 304 с. Дело Берии: Пленум ЦК КПСС (июль 1953 г.): Стенографический отчет //Известия ЦК КПСС. 1991. № 2. 3убкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945 - 1964. М.: Россия молодая, 1993. 198 с. Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945-1953. / РАН. Ин-т росс. истории. М. 2000. 230 с Лельчук В.С. Индустриализация СССР: история, опыт, проблемы. М.: Политиздат, 1984. Очерки истории советской внешней политики (1917-1991 гг.) М.: Вузовская книга, 2007. 332 с. Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945-1991. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000. 684 с. Поспеловский Д. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 1995. Россия в XX в. Историки мира спорят. М.: Наука, 1994. 752 с. Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945-1985). Новое прочтение. М.: Междунар. отношения, 1995. 512 с. Хрущев Н.С. О культе личности и его последствиях: Доклад ХХ съезду КПСС 25 февраля 1956 г. //Известия ЦК КПСС. 1989. № 3. 3. Рекомендуемая литература (дополнительная) Аджубей А. Те десять лет. М., 1989. (Знамя. 1989. № 6-7). Аксенов Ю.А. Апогей сталинизма: послевоенная пирамида власти //Вопросы истории КПСС. 1990. № 11. Аксенов Ю.А. Послевоенный сталинизм: удар по интеллигенции //Кентавр, 1991. № 12. Аксенов Ю.А. Путь к коммунизму: утопии и реалии //Вопросы истории КПСС. 1990. № 7. Аксенов Ю.А., Волобуев О.В. XX съезд КПСС?: новации и догмы. М., 1991. Арбатов А. Затянувшееся выздоровление (1953-1985 гг.) Свидетельство современника. М., 1991. Анашкин А.П. Лекции по истории внешней политики России (окт. 1917 - 1993 гг.): Учебное пособие. Барнаул: Изд-во АГУ, 1994. 224 с. Боффа Дж. История Советского Союза: В 2-х т. М.: Междунар. отношения, 1994. Т. 1. 629 с. Т. 2. 632 с. Вдовин А.И. Русские в ХХ веке. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. 448 с. Верт Н. История Советского государства. М., 1992. Геллер М., Некрич А. Утопия у власти. История Советского Союза с 1917 г. до наших дней: В 3-х книгах. М.: Изд-во «МИК», 1995. Т. 1.499 с. Т. 2. 432 с. Т. 3 476 с. Жуков Ю.Н. Борьба за власть в руководстве СССР в 1945-1952 гг. //Вопросы истории. 1995. № 1. Жуков Ю.Н. ХХ съезд КПСС: четыре десятилетия спустя //Крайности истории и крайности историков. М., 1997. Жуков Ю.Н. Борьба за власть в партийно-государственных структурах весной 1953 г. //ВИ. 1996. № 5-6. С. 39-57. Загладин Н.В. История успехов и неудач советской дипломатии. М.: Междунар. отношения, 1990. Зезина М.Р. Из истории общественного сознания периода "оттепели" //Вестник МГУ. Сер. 8. История. 1992. № 6. Зезина М.Р. Шоковая терапия: от 1953-го к 1956 году //Отечественная история. 1995. № 2. Зубкова Е.Ю. Маленков и Хрущев: личный фактор в политике послесталинского руководства //Отечественная история. 1995. № 4. Игрицкий Ю.И. Концепция тоталитаризма: уроки многолетних дискуссий на Западе //История СССР. 1990. № 6. Игрицкий Ю.И. Снова о тоталитаризме //Отечественная история. 1993. № 1. Игрицкий Ю.И. Меняющаяся Россия как предмет концептуального анализа //Отечественная история 1998. № 1. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства. М., 1991. Козлов В.А. Массовые беспорядки при Хрущеве и Брежневе (1953 – начало 1980-х гг.) Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999. 416 с. Костырченко Г.В. Компания по борьбе с космополитизмом в СССР //Вопросы истории. 1994. № 8. Кошкин А.А. Проблема мирного урегулирования с Японией. Исторический аспект //Вопросы истории. 1997. №.4. Кречмар Д. Политика и культура при Брежневе, Андропове и Черненко. 1970 - 1985. М.: АИРО-ХХ, 1997. 320 с. Кушнир А.Г. Генезис политико-административного устройства Советской России. М., 1991. Малиа М. Советская трагедия: История социализма в России. 1917-1991. М.: “Российская политическая энциклопедия” (РОССПЭН), 2002. 584 с. Медведев Ж.А. Загадка смерти Сталина //Вопросы истории. 2000. № 1. Медведев Ж.А. Как создавалась атомная бомба в СССР //Вопросы истории. 2000. № 7. Медведев Р. Н.С. Хрущев. Политическая биография. М., 1990. Медведев Р. Они окружали Сталина. Любое издание. Наумов В.П. Н.С. Хрущев и реабилитация жертв политических репрессий //Вопросы истории. 1997. № 4. Наше Отечество: Опыт политической истории. М., 1991. Т.2. Пожаров А.И. КГБ и партия (1954-1964 гг.) //Отечественная история. 1999. № 4. Решения январского (1955 г.) пленума ЦК КПСС о Г.М. Маленкове (Вступление М. Реймана) //Вопросы истории. 1999. № 1. Сафонов В.П. СССР – США – Япония. 1945 – 1960 гг. М.: Издательский центр Института российской истории РАН, 2003. 422 с. Сидорова Л.А. Оттепель в исторической науке. Советская историография первого послесталинского десятилетия. М., 1997. Симонов К.М. Глазами человека моего поколения: Размышления о Сталине. М.: Правда, 1990. 426 с. Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. М.: РГГУ, 1997. Т.2. Апогей и крах сталинизма. Сталинское десятилетие холодной войны. Факты и гипотезы. М.: Наука, 1999.252 с. Стыкалин А.С. Еще раз о трактовке венгерских событий 1956 г. //Вопросы истории. 1998. № 10. Филитов А.М. СССР и ГДР: год 1953-й //Вопросы истории. 2000. № 7. Фурсенко А.А. Сталин И.В.: последние годы жизни и смерть //Исторические записки. № 3 (121). М., 2000. Хоскинг Дж. История Советского Союза. 1917-1991 гг. М., 1994Хрущев Н.С. Воспоминания: Избранные фрагменты. М.: Вагриус, 1997. 512 с. Шепилов Д.Т. Непримкнувший. М.: Вагриус, 2001. 398 с. Эггелинг В. Политика и культура при Хрущеве и Брежневе. 1953-1970 гг. М.: «АИРО-XX», 1999. 312 с. 4. Интернет-ресурсы http://history.tom.ru http://www.hrono.ru 8. Материально техническое обеспечение дисциплины Оргтехника: компьютер, проектор. Авторский комплект компьютерных презентаций. Интерактивная доска. Автор: Меркулов Сергей Александрович, ассистент кафедры современной отечественной истории. Рецензент: Луков Евгений Викторович – кандидат исторических наук, доцент кафедры современной отечественной истории Программа одобрена на заседании методической комиссии исторического факультета ТГУ Председатель комиссии, доцент______________В.Ю. Соколов Протокол №___от____»_____________2010 г. |
Рабочая программа Направление 030600 История Данная дисциплина входит в раздел «б общепрофессиональный цикл. Базовая часть» по направлению 030600 история | Рабочая программа Направление 030600 История Данная дисциплина входит в раздел «Б. 2». «Общепрофессиональный цикл. Базовая часть» по направлению 030600 – история | ||
Рабочая программа Направление 030600 «История» Данная дисциплина входит в раздел «Б. 3» «Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть» фгос-3 по направлению 030600... | Рабочая программа Учебная дисциплина Введение в специальность Направление... ... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 030600. 62 «История» | Рабочая программа дисциплины История древнего мира Направление подготовки 030600 «История» ... | ||
Рабочая программа Направление 030600 История Востоке; научиться применять полученные знания в исследовательской и аналитической работе по окончании учебного заведения, в преподавании... | Рабочая программа Направление 030600 «История» Великой Отечественной войны; научиться применять полученные знания в профессиональной деятельности, в том числе в педагогической,... | ||
Рабочая программа дисциплины Мифология Направление подготовки 030600 «История» Эта задача решается на основе достижений отечественной и зарубежной исторической науки, а также в контексте разработок ученых-религиоведов... | Рабочая программа дисциплины (модуля) Философия и методология науки... В конечном итоге формирование методологической культуры магистра, его интеллектуальной культуры в целом | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Компетенции выпускника ооп магистратуры, формируемые в результате освоения магистерской программы | Программа дисциплины «История российской государственности» для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... ... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... ... | ||
Рабочая программа Направление 030600 История Запада и средневековой истории; повысить профессиональный уровень работы с различными типами источников; научиться использовать полученные... | Рабочая программа Направление 030600 «История» Сформировать глубокие систематизированные знания этнополитической истории России первой четверти ХХ в.; научить применять полученные... |