Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
муниципального образования – городской округ город Скопин Рязанской области
391800, Рязанская область, г. Скопин, ул. К. Маркса, д.90 т. 2-01-49 E-mal: school2@pochtamt.ru «Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ№2»
__________И. А. Ланина
Экспериментальная образовательная программа
«Школа лидерства»
Срок реализации – 3 года
Возраст – 12- 16 лет
Автор: Мишакова В. А заместитель директора по учебно-воспитательной работе Скопин 2013
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
|
| Страницы
| 1.
| Введение
| 4
| 2.
| Пояснительная записка
| 5
| 3.
| Учебный план
| 14
| 4.
| Учебно-тематический план 1 года обучения
| 15
| 5.
| Содержание программы 1 года обучения
| 16
| 6.
| Учебно-тематический план 2 года обучения
| 21
| 7.
| Содержание программы 2 года обучения
| 22
| 8.
| Учебно-тематический план 3 года обучения
| 27
| 9.
| Содержание программы 3 года обучения
| 28
| 10.
| Методическое обеспечение
| 30
| 11.
| Список литературы
| 33
| 12.
| Приложения
| 35
| 12.1.
| Диагностический инструментарий
| 36
| 12.2.
| Достижения воспитанников
| 49
| 12.3.
| Дидактическое обеспечение
| 52
| 12.4.
| Методическое обеспечение
| 54
| 12.5.
| Творческие работы воспитанников
| 77
| ВВЕДЕНИЕ Нет такого человека, который не смог бы
значительно развить свои способности к лидерству,
немного поразмыслив над этим и попрактиковавшись. Лорд Слим Перед детьми – широкая и длинная дорога жизни. В ней будет все: успехи и неудачи, победы и поражения, радости и горести, любовь и разочарования – словом, все то, что и составляет полнокровную человеческую судьбу. И, конечно, каждому хочется, чтобы в жизни было больше успешности, побед, любви, хочется прожить жизнь счастливо и ярко.
Это зависит от многих обстоятельств, но главное – от самих ребят, от их желания, старания, способностей, от умения правильно выбрать решения, особенно в переломные моменты жизни. Они должны не просто иметь багаж знаний, а уметь применять его, уметь работать в коллективе.
Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости у него организаторских и коммуникативных качеств. Какими характерологическими качествами личности должен обладать настоящий лидер? Волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели; настойчив, умеет разумно рисковать. Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу; инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим; психически устойчив, не дает увлечь себя нереальными предложениями; хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям; самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи; требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу; критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны; надежен, держит слово, на него можно положиться; вынослив, может работать даже в условиях перегрузок; восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами; стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальной ситуации; оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам; решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя; способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать, и подбодрить.
Экспериментальная образовательная программа «Школа Лидерства» адресована руководителям творческих объединений культурологической направленности общеобразовательных школ и внешкольных учреждений дополнительного образования детей. Она предоставит дополнительную возможность создания благоприятных условий для развития и поддержки лидерских качеств одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА КЛАССИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Анализ сборников образовательных программ Министерства образования Российской Федерации для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ по детскому творчеству культурологической и художественно-эстетической направленностей (1987 года выпуска), а так же сборников образовательных программ лауреатов Всероссийских конкурсов авторских программ показал:
- что они не в полной мере учитывают потребности детей среднего школьного возраста в сфере формирования лидерских качеств личности
- что созданные в последние годы программы по развитие лидерских качеств, имеют в основном психологическую направленность.
При составлении данной программы учитывался следующий опыт работы:
- Авторская образовательная программа «Школа Лидера», автор – педагогический коллектив школы №24 г. Пскова.
- Авторская программа «Познай себя. Реализуй себя. Утверждай себя», автор Г.К. Селевко.
При составлении программы «Школа Лидерства» использованы теоретические и практические материалы известных психологов: Битяновой Н.Р., Пономоренко Л.П., Белоусовой Р.В., Дереклеевой Н.И., Савченко М.Ю.
Образовательная программа «Школа Лидерства» является экспериментальной, имеет культурологическую направленность и предполагает апробацию форм и современного содержания обучения через:
- «введение» в мир познания истоков, истории малой Родины и игрового пространства (первый год обучения),
- «переход» в мир формирования личностных качеств (второй год обучения)
- «погружение» в мир общения, общественной жизни (третий год обучения).
Содержание программы составлено, исходя из информационного, материально-технического и методического обеспечения. Методическое обеспечение данной программы (См. Приложение) содержит значительный объем материалов по организации образовательной деятельности в детском творческом объединении по культурологическому направлению деятельности.
По признаку «общие и профессиональные» (классификация Д.Н. Попова) данная образовательная программа является профессионально-прикладной. Жизненные планы, ценностные ориентации детей среднего школьного возраста отличаются резкой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном – каждый хочет занять достойное место в жизни. Профессионально-прикладная направленность экспериментальной образовательной программы «Школа Лидерства» призвана формировать навыки руководства и умения руководителя.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ Изменения, происходящие в социально-экономической среде, поставило общество перед решением многих важных проблем. Одной из них является развитие социальной активности, формирование самостоятельности мышления и деятельности личности.
Россия в наше время нуждаются в новом поколении активистов, людей обладающих стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе. Особую актуальность и остроту приобрела задача подготовки лидеров, стимулирование их организаторской деятельности.
Актуальность экспериментальной образовательной программы «Школа Лидерства» состоит в том, что позволяет параллельно решать задачи нескольких Государственных программ и приоритетных направлений.
В рамках государственной программы по профильному обучению, данная образовательная программа помогает воспитанникам определиться в выборе будущей профессии. Приобретая навык организационной работы, каждый ребенок получит не только уверенность в своих силах, но и возможность иметь дополнительную профессию (журналист, актер, диктор, историк-краевед), что немаловажно для самостоятельной взрослой жизни.
Экспериментальная образовательная программа при разработке опиралась на Федеральную целевую программы «Дети России», созданную по распоряжению Правительства Российской Федерации от 26 января 2007 г. № 79-р., которая включает в себя подпрограмму «Одаренные дети». Цель данной подпрограммы - обеспечение благоприятных условий для создания единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.
Формирование лидеров в обществе – не стихийный процесс, его нужно организовать, и это необходимо сделать в процессе воспитания и обучения. Важно, чтобы подростки владели демократической культурой личности, формами эффективной организации и управления, разрешения конфликтов, умением общаться и другими качествами, необходимыми для успешной жизни.
Система дополнительного образования может помочь в решении проблемы, разнообразить организованную досуговую деятельность включением детей в деятельность на добровольных началах, на основе личных интересов и внутренних побуждений, это способствует развитию лидерских навыков.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ Цель: создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки лидерских качеств одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности. Задачи способствовать формированию: лидерских качеств, навыков руководства и умений руководитель, психологической и коммуникативной культуры, способности к рефлексии. способствовать развитию: аналитического и критического мышления, самооценки, навыков работы в группе, в команде; творческих и интеллектуальных способностей; эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях, воли и настойчивости; умения самокритичного отношения к себе создать условия для: нравственного становления учащихся, мотивации к социально значимой деятельности, активизации ученического самоуправления, создания благоприятного психологического климата снижения уровня тревожности в детском коллективе. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ Экспериментальная образовательная программа «Школа Лидерства» адаптирована и рассчитана на психолого-педагогические, методологические, лингвистические аспекты обучения, развития и воспитания детей среднего школьного возраста.
В соответствии с санитарными нормами и требованиями к образовательным программам в системе дополнительного образования детей учитывается учебная нагрузка для детей среднего школьного возраста. Это возраст перехода от детства к юности.
Критериями среднего школьного возраста являются:
а) Осознание телесности: желание физического риска.
б) Психомоторное развитие: способность контроля экспрессии и умение экспрессивно выражать свои чувства, действия.
в) Социализация: чувство взрослости, личностное общение со сверстниками, группировки, внеучебная деятельность.
г) Эмоциональная сфера: формирование социальных чувств (дружбы, верности) и самоотношения.
д) Мотивация: перестройка и иерархизация интересов, самопознание: «Кто я?».
е) Воля: дисциплинированность, ответственность, стремление к сопротивлению, напряжению, волевому преодолению.
ж) Познавательная сфера: интерес к собственной личности, самопознание.
з) Речевая деятельность: подростковый сленг, вязкость, ригидность дискуссий, споров, подражание взрослым.
и) Я-образ: Я → сверстник (самопознание себя путем сравнения себя и сверстника).
к) Деятельность: личностно-эмоциональное общение со сверстниками.
Правильно организованное воспитание формирует нравственный опыт, который влияет на развитие личности. Поэтому в процессе обучения активно используется культурологический материал, направленный на формирование нравственности и патриотичности воспитанников.
Содержание программы «Школа Лидерства» дает возможность развиваться личности ребенка в практической деятельности – воспитанники приобретают конкретные организаторские умения и навыки.
Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей воспитанников, специфики содержания данной образовательной программы и возраста воспитанников:
Деловые и ролевые игры.
Упражнения на взаимодействия в группе.
Тренинги.
Творческие задания.
Конкурсы (участие в районных, областных и всероссийских).
Проигрывание ситуаций.
Дискуссии.
Моделирование.
Проектирование.
Встречи со специалистами и интересными людьми.
Экспресс тесты и опросы.
КТД.
Беседы.
СПЕЦИФИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПОДХОДА
К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Организация образовательного процесса происходит в учебном кабинете на базе Муниципального общеобразовательного учреждения «Тавровская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области».
Суть экспериментального подхода к содержанию и формам организации образовательной деятельности в рамках экспериментальной программы «Школа Лидерства»: выявление, развитие и поддержка лидерских качеств воспитанников в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности (краеведение, психология, избирательное право, журналистика, музыка, изобразительная деятельность, фото искусство).
Содержание деятельности воспитанников в рамках экспериментальной образовательной программы «Школа Лидерства» предусматривает обязательное участие в работе своего класса, школы, сотрудничество с отделом молодежи, районной избирательной комиссией.
Год обучения
| Периодичность
в неделю
| Кол-во часов
в неделю
| Кол-во часов
в год
| 1 год обучения
| 1 раза в неделю
| 4 часа
| 34 часа
| 2 год обучения
| 2 раза в неделю
| 6 часов
| 68 часов
| 3 год обучения
| 2 раза в неделю
| 6 часов
| 68часов
| Экспериментальная образовательная программа рассчитана на три года реализации. В группы первого года обучения принимаются все желающие. Специального отбора не проводится. В группы второго и третьего годов переводятся воспитанники успешно прошедшие тестирование по итогам первого (второго) года обучения, могут поступать и вновь прибывшие, после специального тестирования и опроса, при наличии определенного уровня общего развития и интереса.
Безусловно, учесть все особенности детей при организации учебной деятельности трудно. Но ориентироваться педагогу и учитывать, что в учебной группе присутствуют дети с самыми разными, часто противоположными физиологическими, психическими и психологическими характеристиками, необходимо.
Поскольку программа направлена на обучение детей среднего школьного возраста, то необходимо отметить следующие принципы организации обучения:
Принцип гуманизации и демократизации педагогических отношений. Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса и включающим в себя любовь к детям, заинтересованность в их судьбе; оптимистическую веру в ребенка, сотрудничество, мастерство общения.
Принцип интенсивного восприятия предполагает максимальное использование различных сенсорных каналов и разнообразных их сочетаний. Такое многоканальное восприятие дает возможность лучше узнать себя самого, что с одной стороны порождает массу вопросов, а с другой, позволяет найти способы решения ранее выявленных проблем, открывая тем самым путь к собственному развитию.
Принцип открытого общения. Педагог сообщает учащимся о чувствах, мыслях, ощущениях, которые вызывает у него тот или иной процесс или явление. Такая открытость способствует формированию доверительных отношений, располагает к высказыванию собственных чувств, позволяет вовлечь ребят в дискуссию, помогает созданию ситуации успеха.
Принцип природосообразности – необходимо учитывать природные задатки ребенка, и, опираясь на них, создавать максимально благоприятные условия для выявления способностей.
Принцип психологической комфортности, предполагающий охрану и укрепление психологического здоровья ребенка.
Принцип систематичности, т.е. наличие единых линий развития и воспитания.
Программа «Школа Лидерства» предполагает подготовку воспитанников к социально значимой роли: граждан России, лидеров школы и района, руководителей своей жизни. Обучение по экспериментальной образовательной программе «Школа Лидерства» представляет собой систему взаимосвязанных творческих заданий, деловых игр и тренингов, в ходе которых воспитанники будут анализировать и моделировать различные ситуации, высказывать и защищать свою и коллективную точки зрения, участвовать в дискуссиях и обсуждениях. В ходе занятий дети самостоятельно или при помощи педагога могут выявить свои слабые и сильные стороны, склонности и возможности.
|