Скачать 1.18 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» Учебно-методический комплекс по дисциплине ЭТНОЛОГИЯ для всех специальностей и направлений подготовки МГГУ 020801 Экология (Экологическая экспертиза) Утверждено на заседании кафедры истории факультета истории и социальных наук Протокол № 1 от 07.09.2010 г. Зав. кафедрой истории ___________________ (В.В. Кузь) Автор: Гуляев Л.Л., старший преподаватель кафедры истории Рецензенты:
Пояснительная записка Курс Этнологии является одним из важнейших в рамках подготовки специалистов в области гуманитарных и социальных наук. Именно поэтому курс Этнологии является одним из важнейших предметов общегуманитарной подготовки. Изучение Этнологии выполняет не только собственно образовательные функции, но и фундаментальные воспитательные и мировоззренческие функции. Слово «этнология» (от греч. «этнос» – народ и «логос» – понятие, учение) употребляется в современной этнологической науке в нескольких значениях. Во-первых, этнология рассматривается как научная дисциплина, которая тесно переплетается с этнографией, во многом совпадая с ней. Однако между ними есть различия, прежде всего в целях и методах исследования. Этнография занимается непосредственным наблюдением, описанием и оценкой определенной деятельности членов какой-либо этнической группы. Целью этнологических исследований является обогащение знаний об этнонациональной сфере общества новыми теоретическими выводами, решение конкретных задач практического значения. В этой связи нередко различия между двумя близкими научными дисциплинами сводят к тому, что этнография – это чисто описательная дисциплина, а этнология - теоретическая дисциплина. В современном понимании этнология изучает не только происхождение этносов, их основные характеристики и свойства, отношения между этносами и их изменения, обусловленные этническими процессами, но также этносоциальные, этнополитические, этнопсихологические, этнолингвистические и другие процессы и отношения этнонациональной сферы общества. В отличие от других дисциплин этнология рассматривает проблематику национальных отношений через призму этнических процессов, т.е. анализирует их состояние и развитие с учетом этнических и межэтнических аспектов. В связи с этим этнология взаимодействует со многими общественными науками: историей, географией, социологией, политологией, культурологией, психологией, демографией, антропологией. Этнология изучает: возникновение этносов (этногенез); историческую эволюцию этносов (этническую историю); современную жизнь этносов и возможные пути их развития в ближайшем будущем – этническое прогнозирование. Термином «этнология» обозначается та область научного знания, объектом исследования которой является этнос, а предметом исследования являются основные свойства этноса. В последнем из указанных смыслов этот термин и применяется при изучении данной дисциплины. Итак, под этнологией в данном курсе понимается наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и взаимодействия этнических систем, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды. Общая актуальность изучения материала дисциплины может быть сведена к следующим позициям. 1. Для современного мира характерно возрастание роли этнических факторов в жизни многих стран мира, в том числе Российской Федерации. Этнология имеет познавательное, теоретическое и практическое значение для формирования у студентов этнической и конфессиональной толерантности. 2. В самой этнологической науке также наблюдаются весьма существенные изменения: формируется новые направления этнологических исследований, появляются новые методы этнологии. Все это также обусловливает актуальность изучения основ этнологии. 3. Этнология систематизирует знания об этносе и его свойствах, о методах его изучения различными школами и направлениями в этнологической науке Главной целью этнологии как учебной дисциплины является изучение основ этнологических знаний и этнологической науки, становления и эволюции направлений и школ в этнологии, их связи с современными этносоциальными процессами. В этой связи основными задачами курса являются следующие:
В результате изучения курса «этнологии» студент должен знать содержание основных положений науки этнологии, ее проблематику, взаимодействие с другими науками и учебными дисциплинами, основные принципы классификации этносов, типологию этнических общностей, проблему этногенеза и основные этапы этнической истории, выделять этнический фактор и характеризовать основные современные тенденции этносоциального развития, ознакомиться с содержанием исследований представителей основных школ и направлений в этнологии, уметь характеризовать и сравнивать содержание и направленность тех или иных этнологических концепций. Настоящая программа является учебно-методическим комплексом, который может организовать самостоятельную работу студента по изучению Этнологии. Учебная программа курса отражает основные дидактические единицы, включенные в Государственный стандарт ВПО. Также программа включает в себя, планы лекций и семинарских занятий, задания для самостоятельной работы студентов, вопросы к экзамену/зачету. Вместе с тем, в данное пособие включены основные разделы, обеспечивающие изучение Этнологии как учебного курса (источники и литература, вопросы к экзамену и т.д.); в разделе «Тесты» размещено несколько несложных вопросов для самоконтроля студентов. Пособие составлено в соответствии с достижениями отечественной этнологической науки, включая исследования периода существования «советской этнографической школы»: С.А. Токарев, Ю.В. Бромлей, Р.Ф. Итс. При создании учебно-методического комплекса была использована программа «Этнология: Основная образовательная программа подготовки специалиста» /Авт.-сост. Д.В.Рыбин. – Мурманск: МГПУ,2006. – 26 с. В пособие вошли наиболее важные вопросы по проблематике этнологической науки. Особое внимание уделяется изучению основных принципов классификации этносов, основных школ и направлений в этнологии, значению этнической культуры в существовании этноса, проблеме и специфике межэтнического конфликта. Данный учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения специальностей МГПУ. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
1. Объем дисциплины и виды учебной работы по дисциплине 1. Факультет естествознания, физической культуры и безопасности жизнедеятельности
2. Факультет филологии, журналистики и межкультурных коммуникаций
3. Факультет истории и социальных наук
4. Факультет художественного образования, технологии и дизайна
|
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... Автор программы: Лештаев Алексей Александрович, кандидат биологических наук, доцент кафедры географии и экологии | Учебно-методический комплекс для студентов специальной медицинской... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, аспирантов, преподавателей учреждений системы высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс «Французский язык» «Иностранный язык» (в вузах неязыковых специальностей) по дисциплине «Французский язык» для обучения студентов всех специальностей... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Краеведение» предназначен... Методическое пособие утверждено на заседании кафедры общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин | ||
Учебно-методический комплекс «Немецкий язык» Примерной программой дисциплины «Иностранный язык» (в вузах неязыковых специальностей) по дисциплине «Немецкий язык» для обучения... | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 этноэкология основная... Автор программы: к п н., старший преподаватель кафедры географии и экологии Александрова Е. Ю | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «связи с общественностью»... Код и наименование специальности по Перечню направлений подготовки (специальностей) 020300 | Учебно-методический комплекс по дисциплине «информационный менеджмент»... Код и наименование специальности по Перечню направлений подготовки (специальностей) 020300 | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История» Учебно-методический комплекс по дисциплине история разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного... | Учебно-методический комплекс Для специальностей: 080301 «Коммерция... Учебно-методический комплекс «Финансы, денежное обращение и кредит» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология» составлен в... Дисциплина входит в федеральный и региональный компонент цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин и является обязательной... | Учебно-методический комплекс для студентов всех специальностей, кроме... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и примерной программой дисциплины «Иностранный... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Физическая культура является компонентом общекультурной подготовки специалиста и входит в число обязательных дисциплин цикла «Общие... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Физическая культура является компонентом общекультурной подготовки специалиста и входит в число обязательных дисциплин цикла «Общие... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... Учебно методический комплекс для студентов одо направление 022000. 62 "Экология и природопользование" базовая часть | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов всех направлений магистратуры Рассмотрено на заседании кафедры маркетинга, менеджмента и логистики №6 от 21. 02. 2013г |