Позднякова Алла Николаевна
Год рождения 1959
Учитель истории
Категория высшая
Окончила Могилевский государственный педагогический институт в 1980 году
Специальность – учитель истории и обществоведения
Педагогическое кредо : От простого к интересному, от интересного к сложному, от сложного к творчеству. от творчества – к саморазвитию и осознанию себя как личности.
Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность
Бернард Шоу
Ведущая идея опыта:
Создание на уроках истории условий для сознательного, активного участия школьников в творческой деятельности , приносящей радость открытия, преодоления, достижения своей цели, повышение мотивации к предмету. Противоречия , приведшие к использованию метода:
Традиционные методы и приемы обучения –
| Необходимость внедрения новой прогрессивной модели обучения
| Введение новых учебных предметов
| Перегрузка учащихся
| Возрастание требований к уровню подготовки выпускников средней школы
| Понижение мотивации к учению
|
Разработка и реализация творческих проектов
Теоретическая база
* Теория проектно-ориентированного обучения (Полат Е.С. и др.)
* Работы психологов и педагогов Г.А.Балла, М.И.Махмутова, Т.И.Шамовой и др., в которых рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся с помощью создания проблемных ситуаций.
Психологические исследования Р.М.Грановской, В.Н.Дружинина, Б.Б.Коссова, А.А.Леонтьева и др. по вопросам развития креативных способностей учащихся, особенностей их формирования в учебной и внеучебной деятельности.
Теория развивающего обучения Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова.
Достоинства метода проектов:
личностно ориентирован ;
использует много дидактических подходов;
самомотивируем, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере выполнения;
поддерживает педагогические цели на всех уровнях;
позволяет учиться на собственном опыте;
приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда .
Этапы становления опыта
1. Проектная деятельность как объект изучения
2 Использование элементов проектной деятельности
3 Проектная деятельность как предмет обучения
11 1
Принципы метода проектов
ориентация учащихся на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран, подходов в решении тех или иных проблем и т.д;
связь идеи (проблемы) проекта с реальной жизнью
интерес к выполнению проекта со стороны всех участников
ведущая роль консультативно-координирующей функции учителя;
самоорганизация и ответственность участников проекта
нацеленность на создание конкретного образовательного продукта
монопредметный и межпредметный характер проектов
временная и структурная завершенность проекта
использование исследовательских методов; определение проблемы, выдвижение гипотезы решения поставленных задач; обсуждение методов исследования полученных данных, подведение итогов.
Этапы работы над проектом
1 этап. Мотивационный.
2 этап. Планирующе-подготовительный.
3 этап. Информационно-операционный.
4 этап. Рефлексивно-оценочный. Степень активности – самостоятельности на разных этапах
1 этап УЧИТЕЛЬ - ученик
2 этап учитель – УЧЕНИК
3 этап учитель – УЧЕНИК
4 этап УЧИТЕЛЬ - ученик
В.А. Сухомлинский: «Страшная это опасность – безделье за партой, безделье месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и … ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли». В современной школе актуальной стала задача обновления содержания образования, понимаемого не только как определенный объем информации, но и как деятельность школьников и их отношение к изучаемому материалу. В этих условиях необходимо самим понимать смысл работы, определять ее цели и задачи, искать способы их решения. Все эти составляющие входят в содержание проектной деятельности и кардинально отличают ее от классических методов. В процессе работы над проектом учащиеся должны сами ставить цель, определять пути ее достижения, находить, обобщать и анализировать нужную информацию, делать выводы. Итогом должно стать получение цельного знания по предмету и овладение определенным исследовательским багажом.
Метод проектов был разработан во второй половине XIX века в США. Родоначальники метода Дж. Дьюи и Э.Дьюи, Х.Килпатрик, Э. Коллингс и др. выдвинули идею “обучения посредством делания”. Они считали, что ребенок будет учиться с интересом, если сможет увидеть применение результатов своего труда.
В советской педагогике метод получил распространение в 20-е годы XX века (В.Н.Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев). Его сторонники пытались преобразовать школу учебы в школу жизни, где приобретение знаний осуществлялось на основе труда, а содержание учебных программ базировалось на общественно-полезных делах. На основе проективной методики была создана комплексная система обучения, по которой учебные предметы заменялись выполнением практических проектов. Абсолютизация метода привела к резкому снижению общеобразовательной подготовки. В результате, проективная методика была осуждена и до 90-х г.г. XX века в практике советской школы не использовалась.
Метод проектов (проективная методика), как образовательная технология-это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими и теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая завершается практическим результатом, оформленным тем или иным способом.
Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов.
Исходя из преобладающего метода или вида деятельности, выделяют прикладные, исследовательские, информационные, ролево-игровые проекты.
Прикладные проекты отличают следующие черты:
четко обозначенный результат деятельности;
тщательное продумывание структуры проекта;
четкое распределение функций между участниками;
оформление итогов деятельности с последующим их представлением и рецензированием;
Исследовательские проекты подразумевают:
деятельность учащихся по решению творческих задач с заранее неизвестным результатом;
наличие этапов, характерных для любой научной работы.
Информационные проекты направлены на изучение характеристик процессов, явлений, объектов и предполагают анализ и обобщение выявленных фактов. Структура информационного проекта похожа на структуру исследовательского, что часто служит основанием для их интеграции.
Структура ролево-игровых проектов только намечается. Для них характерно:
конструирование гипотетической игровой ситуации;
исполнение определенных ролей, имитирующих деловые, социальные и другие отношения;
результат остается неизвестным до конца работы.
Ролево-игровые проекты позволяют участникам приобрести определенный социальный опыт.
В соответствии с предметно-содержательной областью выделяют монопроекты и межпредметные проекты.
По характеру контактов проекты бывают локальными, внутришкольными, региональными, национальными, международными; по количеству исполнителей– индивидуальными и коллективными; по продолжительности проведения – краткосрочными, средней продолжительности и долгосрочными.
Формы представления проекта
Доклад
Эссе
Реферат
Программа
Путеводитель
Письменное обращение
Газета
Плакат
Альбом
Альманах
Критерии оценки проекта
Актуальность
Практическая направленность
Значимость выполненной работы
Объем и полнота работы
Самостоятельность
Законченность
Подготовленность к восприятию другими людьми
Материальное воплощение
Оценка защиты проекта 1. Качество работы: полнота представления темы, аргументированность, убедительность представления проекта, объем и глубина знаний
2. Культура речи: использование наглядных средств, чувство времени, удержание внимания аудитории
3. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность , дружелюбность
4. Деловые качества докладчиков: готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность
5. Достижение цели проекта
Итоговая оценка состоит из средней рейтинговой оценки проекта+ самооценки + оценки учителя В реальной практике чаще всего происходит интеграция различных видов проектов, что обусловлено конкретными целями и задачами.
Так, в 5 классе, при изучении истории Древнего мира, мы с учащимися разрабатывали прикладной проект “По следам древних людей”. Целью работы было научиться всему, что когда-то открыл древний человек; попробовать все своими руками. Мы лепили глиняные горшки, украшали их первобытным способом и, таким образом, “открыли” керамику. В мастерской “первобытного художника”, с увлечением, выцарапывали наскальные рисунки на гипсовых заливках. Ученики пробовали создать модель доисторического жилища из “костей” и “шкур” мамонта. Во время изучения тем по культуре Древнего Египта рисовали иероглифы, а на уроках по аналогичной теме из истории Междуречья учились писать “клинописью” на глиняных табличках. Оформляли сборники задач по счету лет в истории.Пятиклассники с большим интересом работали над проектом и лучше усваивали соответствующий учебный материал.
На уроках истории в 6, 7, 8-х классах мы разрабатывали разнообразные ролево-игровые проекты. Примером может служить проект “Деятельность парламента в средневековой Англии”. Для выполнения проекта конструировалась гипотетическая среда средневековой Англии. Среди участников распределялись роли депутатов палаты лордов и палаты общин; избирался спикер парламента. В процессе подготовки проекта мы изучали историю возникновения, традиции работы средневекового парламента, костюмы представителей различных сословий. Пришлось даже изготовить оригинальное “кресло” для спикера – мешок, набитый шерстью. По этому поводу даже возникла дискуссия: почему спикер парламента в средневековой Англии во время заседаний сидел на мешке с шерстью? В итоге было воспроизведено заседание английского парламента со всеми атрибутами. Шестиклассники не только хорошо усвоили эту тему, но и приобрели определенный опыт общественной деятельности.
В 10-11 классах проекты стали более сложными, с использованием ИКТ. Ребята самостоятельно работают над выбранной темой и презентуют готовый проект. Например , видеофильм «Древний Китай,» «Древнее Междуречье» ( информационные проекты), видеофильм «Древний Египет» , «Наука в 19 веке» , как ролево-игровые проекты, «Дети войны», «Белорусская культура в послевоенное время» -исследовательские проекты и др. Применение проективной методики на уроках истории и в процессе внеклассной работы очень перспективно, так как позволяет решить ряд важных образовательных задач: выдвигать темы проектов, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся.
Конечно, необходимо учитывать и недостатки проективной методики:
неравномерность нагрузки на разных этапах деятельности;
повышение эмоциональной нагрузки на учителя и учеников.
Однако плюсов у метода гораздо больше. Работа над проектами требует от учителя организаторского мастерства, увлеченности, терпения, наличия собственных навыков научно-исследовательской работы. Однако результат оправдывает усилия, а исследовательские навыки, полученные в процессе работы, помогут выпускникам расширить свои знания об окружающем мире, реализовать свой личный творческий потенциал
Метод проектов имеет прикладное значение. Метод проектов – один из методов в обучении детей, стимулирующий интерес учащихся к проблеме. В методологическом аспекте метода проектов важен деятельностный подход; потребность в самоактуализации, самореализации личности. Например, если у ребенка есть задатки, а деятельности нет, то задатки не проявляются. Обучение – это тоже деятельность. Потребность в самоактуализации – это реализация потенциала, заложенного природой. Проектная деятельность – («проектирование» - прорыв)- развивает критическое мышление ребенка. Литература
1. Балаян Г.В. Метод проектов на уроке истории // Школьные технологии, 1997, №1., с.116-119. 2. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование, 2000, №9, с.177-180. 3. Митрофанов К., Богоявленский Б. О конкурсах исследовательских работ. // Первое сентября. История, 2000, №24, с.1-3. 4. .Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, №7, с.151-157. 5. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч, 2003, №6, с.36-44. 6. Организация проектной учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов / Авт.-сост. И.И.Белова, С.М.Гетманцева, Ю.Н.Гребенникова, О.А.Гущина. – Великий Новгород, 2002. – 63 с. 7. Богомолова Л.И. Сравнительный анализ двух педагогических технологий 20-х гг. // История педагогических технологии: Сб. науч. тр. / Отв. ред. М.Г. Плохова, Ф.А. Фрадкин. – М.: НИИ ТиИП АПН РСФСР, 1992. 8. Бойцов М.И. Приобщение учащихся к исследовательской работе в обучении: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1975. 9. Бондарчук Т.В. Ориентация учащихся на познание как ценность (на материале работы Ученического Научно-Исследовательского Общества Ломоносовской гимназии Санкт-Петербурга): Дисс. … канд. пед. наук. – СПб., 1997. 10. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1999. 11. Гузеев В.В. "Метод проектов" как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. – 1995. – №6. – С. 35-39. 12. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. – М.: Совершенство, 1997. 13. Ивочкина Т., Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. – 2000. – №3. 14. Исследования юных // Приложение к журналу «Внешкольник». Вып. 1. – 1997. 15. Левин Л. Новые пути школьной работы. Метод проектов. – М., 1925. 16. Леонтович А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической деятельности // Народное образование. – 1999. – №10. 17. Леонтович А., Монахов Д. Опыт организации исследовательской деятельности учащихся в учебном заведении: годовой цикл работы в исследовательской группе // Лицейское и гимназическое образование. – 1997. – С. 124-132.
|