Позднякова Алла Николаевна





Скачать 106.97 Kb.
НазваниеПозднякова Алла Николаевна
Дата публикации26.02.2015
Размер106.97 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Позднякова Алла Николаевна

Год рождения 1959

Учитель истории

Категория высшая

Окончила Могилевский государственный педагогический институт в 1980 году

Специальность – учитель истории и обществоведения

Педагогическое кредо : От простого к интересному, от интересного к сложному, от сложного к творчеству. от творчества – к саморазвитию и осознанию себя как личности.

Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность

Бернард Шоу

Ведущая идея опыта:

Создание на уроках истории условий для сознательного, активного участия школьников в творческой деятельности , приносящей радость открытия, преодоления, достижения своей цели, повышение мотивации к предмету.
Противоречия , приведшие к использованию метода:

Традиционные методы и приемы обучения –


Необходимость внедрения новой прогрессивной модели обучения


Введение новых учебных предметов

Перегрузка учащихся

Возрастание требований к уровню подготовки выпускников средней школы

Понижение мотивации к учению


Разработка и реализация творческих проектов

Теоретическая база

* Теория проектно-ориентированного обучения (Полат Е.С. и др.)

* Работы психологов и педагогов Г.А.Балла, М.И.Махмутова, Т.И.Шамовой и др., в которых рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся с помощью создания проблемных ситуаций.

  • Психологические исследования Р.М.Грановской, В.Н.Дружинина, Б.Б.Коссова, А.А.Леонтьева и др. по вопросам развития креативных способностей учащихся, особенностей их формирования в учебной и внеучебной деятельности.

  • Теория развивающего обучения Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова.



Достоинства метода проектов:

  • личностно ориентирован ;

  • использует много дидактических подходов;

  • самомотивируем, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере выполнения;

  • поддерживает педагогические цели на всех уровнях;

  • позволяет учиться на собственном опыте;

  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда .



  1. Этапы становления опыта

  2. 1. Проектная деятельность как объект изучения

  3. 2 Использование элементов проектной деятельности

  4. 3 Проектная деятельность как предмет обучения

  1. 11 1

Принципы метода проектов

  • ориентация учащихся на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран, подходов в решении тех или иных проблем и т.д;

  • связь идеи (проблемы) проекта с реальной жизнью

  • интерес к выполнению проекта со стороны всех участников

  • ведущая роль консультативно-координирующей функции учителя;

  • самоорганизация и ответственность участников проекта

  • нацеленность на создание конкретного образовательного продукта

  • монопредметный и межпредметный характер проектов

  • временная и структурная завершенность проекта

  • использование исследовательских методов; определение проблемы, выдвижение гипотезы решения поставленных задач; обсуждение методов исследования полученных данных, подведение итогов.



Этапы работы над проектом

1 этап. Мотивационный.

2 этап. Планирующе-подготовительный.

3 этап. Информационно-операционный.

4 этап. Рефлексивно-оценочный.
Степень активности – самостоятельности на разных этапах

1 этап УЧИТЕЛЬ - ученик

2 этап учитель – УЧЕНИК

3 этап учитель – УЧЕНИК

4 этап УЧИТЕЛЬ - ученик

В.А. Сухомлинский: «Страшная это опасность – безделье за партой, безделье месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и … ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли».
В современной школе актуальной стала задача обновления содержания образования, понимаемого не только как определенный объем информации, но и как деятельность школьников и их отношение к изучаемому материалу. В этих условиях необходимо самим понимать смысл работы, определять ее цели и задачи, искать способы их решения. Все эти составляющие входят в содержание проектной деятельности и кардинально отличают ее от классических методов. В процессе работы над проектом учащиеся должны сами ставить цель, определять пути ее достижения, находить, обобщать и анализировать нужную информацию, делать выводы. Итогом должно стать получение цельного знания по предмету и овладение определенным исследовательским багажом.

Метод проектов был разработан во второй половине XIX века в США. Родоначальники метода Дж. Дьюи и Э.Дьюи, Х.Килпатрик, Э. Коллингс и др. выдвинули идею “обучения посредством делания”. Они считали, что ребенок будет учиться с интересом, если сможет увидеть применение результатов своего труда.

В советской педагогике метод получил распространение в 20-е годы XX века (В.Н.Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев). Его сторонники пытались преобразовать школу учебы в школу жизни, где приобретение знаний осуществлялось на основе труда, а содержание учебных программ базировалось на общественно-полезных делах. На основе проективной методики была создана комплексная система обучения, по которой учебные предметы заменялись выполнением практических проектов. Абсолютизация метода привела к резкому снижению общеобразовательной подготовки. В результате, проективная методика была осуждена и до 90-х г.г. XX века в практике советской школы не использовалась.

Метод проектов (проективная методика), как образовательная технология-это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими и теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая завершается практическим результатом, оформленным тем или иным способом.

Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов.

Исходя из преобладающего метода или вида деятельности, выделяют прикладные, исследовательские, информационные, ролево-игровые проекты.

Прикладные проекты отличают следующие черты:

  • четко обозначенный результат деятельности;

  • тщательное продумывание структуры проекта;

  • четкое распределение функций между участниками;

  • оформление итогов деятельности с последующим их представлением и рецензированием;

Исследовательские проекты подразумевают:

  • деятельность учащихся по решению творческих задач с заранее неизвестным результатом;

  • наличие этапов, характерных для любой научной работы.

Информационные проекты направлены на изучение характеристик процессов, явлений, объектов и предполагают анализ и обобщение выявленных фактов. Структура информационного проекта похожа на структуру исследовательского, что часто служит основанием для их интеграции.

Структура ролево-игровых проектов только намечается. Для них характерно:

  • конструирование гипотетической игровой ситуации;

  • исполнение определенных ролей, имитирующих деловые, социальные и другие отношения;

  • результат остается неизвестным до конца работы.

Ролево-игровые проекты позволяют участникам приобрести определенный социальный опыт.

В соответствии с предметно-содержательной областью выделяют монопроекты и межпредметные проекты.

По характеру контактов проекты бывают локальными, внутришкольными, региональными, национальными, международными; по количеству исполнителей– индивидуальными и коллективными; по продолжительности проведения – краткосрочными, средней продолжительности и долгосрочными.

Формы представления проекта

  • Доклад

  • Эссе

  • Реферат

  • Программа

  • Путеводитель

  • Письменное обращение

  • Газета

  • Плакат

  • Альбом

  • Альманах

  • Видеофильм

Критерии оценки проекта

  1. Актуальность

  2. Практическая направленность

  3. Значимость выполненной работы

  4. Объем и полнота работы

  5. Самостоятельность

  6. Законченность

  7. Подготовленность к восприятию другими людьми

  8. Материальное воплощение

Оценка защиты проекта 1. Качество работы: полнота представления темы, аргументированность, убедительность представления проекта, объем и глубина знаний

2. Культура речи: использование наглядных средств, чувство времени, удержание внимания аудитории

3. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность , дружелюбность

4. Деловые качества докладчиков: готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность

5. Достижение цели проекта

Итоговая оценка состоит из средней рейтинговой оценки проекта+ самооценки + оценки учителя
В реальной практике чаще всего происходит интеграция различных видов проектов, что обусловлено конкретными целями и задачами.

Так, в 5 классе, при изучении истории Древнего мира, мы с учащимися разрабатывали прикладной проект “По следам древних людей”. Целью работы было научиться всему, что когда-то открыл древний человек; попробовать все своими руками. Мы лепили глиняные горшки, украшали их первобытным способом и, таким образом, “открыли” керамику. В мастерской “первобытного художника”, с увлечением, выцарапывали наскальные рисунки на гипсовых заливках. Ученики пробовали создать модель доисторического жилища из “костей” и “шкур” мамонта. Во время изучения тем по культуре Древнего Египта рисовали иероглифы, а на уроках по аналогичной теме из истории Междуречья учились писать “клинописью” на глиняных табличках. Оформляли сборники задач по счету лет в истории.Пятиклассники с большим интересом работали над проектом и лучше усваивали соответствующий учебный материал.

На уроках истории в 6, 7, 8-х классах мы разрабатывали разнообразные ролево-игровые проекты. Примером может служить проект “Деятельность парламента в средневековой Англии”. Для выполнения проекта конструировалась гипотетическая среда средневековой Англии. Среди участников распределялись роли депутатов палаты лордов и палаты общин; избирался спикер парламента. В процессе подготовки проекта мы изучали историю возникновения, традиции работы средневекового парламента, костюмы представителей различных сословий. Пришлось даже изготовить оригинальное “кресло” для спикера – мешок, набитый шерстью. По этому поводу даже возникла дискуссия: почему спикер парламента в средневековой Англии во время заседаний сидел на мешке с шерстью? В итоге было воспроизведено заседание английского парламента со всеми атрибутами. Шестиклассники не только хорошо усвоили эту тему, но и приобрели определенный опыт общественной деятельности.

В 10-11 классах проекты стали более сложными, с использованием ИКТ. Ребята самостоятельно работают над выбранной темой и презентуют готовый проект. Например , видеофильм «Древний Китай,» «Древнее Междуречье» ( информационные проекты), видеофильм «Древний Египет» , «Наука в 19 веке» , как ролево-игровые проекты, «Дети войны», «Белорусская культура в послевоенное время» -исследовательские проекты и др.
Применение проективной методики на уроках истории и в процессе внеклассной работы очень перспективно, так как позволяет решить ряд важных образовательных задач: выдвигать темы проектов, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся.

Конечно, необходимо учитывать и недостатки проективной методики:

  • неравномерность нагрузки на разных этапах деятельности;

  • повышение эмоциональной нагрузки на учителя и учеников.

Однако плюсов у метода гораздо больше. Работа над проектами требует от учителя организаторского мастерства, увлеченности, терпения, наличия собственных навыков научно-исследовательской работы. Однако результат оправдывает усилия, а исследовательские навыки, полученные в процессе работы, помогут выпускникам расширить свои знания об окружающем мире, реализовать свой личный творческий потенциал

Метод проектов имеет прикладное значение. Метод проектов – один из методов в обучении детей, стимулирующий интерес учащихся к проблеме. В методологическом аспекте метода проектов важен деятельностный подход; потребность в самоактуализации, самореализации личности. Например, если у ребенка есть задатки, а деятельности нет, то задатки не проявляются. Обучение – это тоже деятельность. Потребность в самоактуализации – это реализация потенциала, заложенного природой. Проектная деятельность – («проектирование» - прорыв)- развивает критическое мышление ребенка.
Литература

1.      Балаян Г.В. Метод проектов на уроке истории // Школьные технологии, 1997, №1., с.116-119.
2.      Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование, 2000, №9, с.177-180.
3.      Митрофанов К., Богоявленский Б. О конкурсах исследовательских работ. // Первое сентября. История, 2000, №24, с.1-3.
4.      .Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, №7, с.151-157.
5.      Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч, 2003, №6, с.36-44.
6.      Организация проектной учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов / Авт.-сост. И.И.Белова, С.М.Гетманцева, Ю.Н.Гребенникова, О.А.Гущина. – Великий Новгород, 2002. – 63 с.
7.      Богомолова Л.И. Сравнительный анализ двух педагогических технологий 20-х гг. // История педагогических технологии: Сб. науч. тр. / Отв. ред. М.Г. Плохова, Ф.А. Фрадкин. – М.: НИИ ТиИП АПН РСФСР, 1992.
8.      Бойцов М.И. Приобщение учащихся к исследовательской работе в обучении: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1975.
9.      Бондарчук Т.В. Ориентация учащихся на познание как ценность (на материале работы Ученического Научно-Исследовательского Общества Ломоносовской гимназии Санкт-Петербурга): Дисс. … канд. пед. наук. – СПб., 1997.
10.     Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1999.
11.     Гузеев В.В. "Метод проектов" как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. – 1995. – №6. – С. 35-39.
12.     Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. – М.: Совершенство, 1997.
13.     Ивочкина Т., Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. – 2000. – №3.
14.     Исследования юных // Приложение к журналу «Внешкольник». Вып. 1. – 1997.
15.     Левин Л. Новые пути школьной работы. Метод проектов. – М., 1925.
16.     Леонтович А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической деятельности // Народное образование. – 1999. – №10.
17.     Леонтович А., Монахов Д. Опыт организации исследовательской деятельности учащихся в учебном заведении: годовой цикл работы в исследовательской группе // Лицейское и гимназическое образование. – 1997. – С. 124-132.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Позднякова Алла Николаевна iconПросекова Алла Николаевна, 222-536-910

Позднякова Алла Николаевна iconРабочая программа по технологии Уровень образования (класс)
Учителя Калиниченко Татьяна Николаевна, Кусочек Наталья Николаевна, Сердюк Елена Ивановна, Ковалевская Людмила Ивановна
Позднякова Алла Николаевна iconДокладчики
Алла Невшупа, представитель Международного Бюро Федерального министерства образования и научных исследований
Позднякова Алла Николаевна iconПозднякова Елена Михайловна
Кадровый состав мбоу анастасиевскаясош им. Про РФ в. А. Гретченко на 2013 – 2014 учебный год
Позднякова Алла Николаевна iconНа Всероссийский конкурс «Урок XXI века»
Ольга Николаевна мастер по использованию средств икт. Она не только сама использует, но и другим помогает. На нее равняется школа....
Позднякова Алла Николаевна iconУчебно-методический комплекс
Автор программы: Радевкина Алла Валентиновна, старший преподаватель кафедры Дино мгпу
Позднякова Алла Николаевна iconМаткивская Алла Игнатьевна моу «сош №76»
Поэтому считаю целесообразным введение в педагогическую практику интегрированных творческих проектов
Позднякова Алла Николаевна iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республика Бурятия, Курумканский район, село Алла, улица Ленина 43, тел./факс 83014995243
Позднякова Алла Николаевна iconПетрова Алла Викторовна 2012 год пояснительная записка рабочая программа
Муниципальное образовательное учреждение «Абакановская средняя общеобразовательная школа»
Позднякова Алла Николаевна iconЗубарева Алла Геннадьевна, воспитатель мдоу «Детский сад «Ягодка»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с углубленным
Позднякова Алла Николаевна iconРабочая программа дисциплины «Теория менеджмента»
Автор программы: д т н., профссор кафедры управления строительством Половинкина Алла Ивановна, ст преподаватель Киреева Е. А
Позднякова Алла Николаевна iconКраткое содержание проекта Данный проект посвящен теме курса математики 6-го класса «Пропорции»
Вакалова Наталья Николаевна, Ильяшенко Татьяна Алексеевна, Лепяка Елена Николаевна, Перепелица Наталья Васильевна, Чикунова Татьяна...
Позднякова Алла Николаевна iconТемы рефератов по курсу Экологический менеджмент Преподаватель доцент Гатилова Алла Викторовна
Оценка экономического ущерба и платежи за загрязнение окружающей природной среды
Позднякова Алла Николаевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Романова Алла Александровна – учитель начальных классов, человек, влюбленный в свою профессию
Позднякова Алла Николаевна iconРазвитие личности на уроках физики Королькова Нина Николаевна
Королькова Нина Николаевна, преподаватель физики Государственного образовательного автономного учреждения начального профессионального...
Позднякова Алла Николаевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Республика Бурятия, Курумканский район, село Алла, улица Ленина 43, тел./факс 83014995243


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск