Рабочая программа дисциплины «Теория менеджмента»





НазваниеРабочая программа дисциплины «Теория менеджмента»
страница1/12
Дата публикации29.02.2016
Размер1.2 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Экономика > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет




УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета экономики, менеджмента

и информационных технологий

______________ С.А. Баркалов

«8» сентября 2014 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


дисциплины
«Теория менеджмента»
Направление подготовки (специальность) 80200.62 Менеджмент

Профиль (Специализация) нет

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр

Нормативный срок обучения 4года

Форма обучения очная

Автор программы: д.т.н., профссор кафедры управления строительством Половинкина Алла Ивановна, ст.преподаватель Киреева Е.А.

Программа обсуждена на заседании кафедры управления строительством (протокол №1 от «29» августа 2014г.)

Воронеж 2014

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Цель дисциплины

Целью преподавания дисциплины «Теория менеджмента» состоит в содействии формированию профессиональных и общекультурных компетенций, необходимых выпускнику, освоившему образовательную программу подготовки бакалавров по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010 г. N 544.

Развитие рыночной экономики предопределяет курс на интенсификацию производства и повышение его эффективности, что сопровождается усовершенствованием управления и планирования всех сторон деятельности организаций, любой формы собственности. Улучшение хозяйственного руководства неразрывно связано с возрастанием значимости научного управления.
1.2. Задачи освоения дисциплины

Основными задачами преподавания теории управления является получение студентами знаний и навыков и:

  • формирование понимания управления как области профессиональной деятельности, требующей глубоких теоретических знаний.

  • освоение студентами общетеоретических положений управления социально-экономическими системами;

  • формирование творческого инновационного подхода к управлению.


2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Теория менеджмента» (Б3.Б.1) относится к базовой части профессионального цикла.

Знания, полученные в ходе изучения дисциплины, необходимы для продолжения обучения по следующим дисциплинам профессионального цикла: управление человеческими ресурсами, стратегический менеджмент, инновационный менеджмент, государственное и муниципальное управление, управление изменениями, управление качеством, риск-менеджмент и др.

3. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ(МОДУЛЮ)

Процесс изучения дисциплины «теория менеджмента» направлен на формирование следующих компетенций:

- профессиональных (ПК):

  1. знанием основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1);

  2. способностью проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2);

  3. готовностью к разработке процедур и методов контроля (ПК-3);

  4. способностью использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4);

  5. способностью эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5);

  6. владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);

  7. способностью к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7);

  8. способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);

  9. владеть методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций (ПК-18);

  10. знанием современных концепций организации операционной деятельности и готовностью к их применению (ПК-22);

  11. знанием современной системы управления качеством и обеспечения конкурентоспособности (ПК-23);

  12. способностью решать управленческие задачи, связанные с операциями на мировых рынках в условиях глобализации (ПК-24);

  13. знакомством с основами межкультурных отношений в менеджменте, способностью эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде (ПК-25);


- общекультурными (ОК):

  1. готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

  2. способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8);

  3. умением критически оценивать личные достоинства и недостатки (ОК-11);

  4. осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);

  5. способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13);

  6. способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19);


В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • этапы развития менеджмента как науки и профессии;

  • закономерности, принципы развития и функционирования организации;

  • основные бизнес-процессы в организации;

  • принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования;

  • роли, функции и задачи менеджера в современной организации

  • типы организационных структур, их основные параметры, принципы их проектирования и реформирования;

  • основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля;

  • виды управленческих решений и методы их принятия;

  • теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства;

  • признаки и типы организационной культуры и методы ее формирования;

  • основные теории и подходы к осуществлению организационных изменений;

  • основные модели и способы моделирования организационного поведения;


Уметь:

  • анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию;

  • анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию;

  • организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач;

  • ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;

  • анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности;

  • диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию;


Владеть:

- современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации.
4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 16 зачетных единиц, 576 часов.

(из них: 288 часов аудиторной нагрузки, 144 часов практические занятия; 144 часов – самостоятельной работы).

Она рассчитана на изучение в течение четырех семестров (1-4), включает лекционные, практические занятия, курсовую и самостоятельную работу студентов.

Для контроля уровня сформированности компетенций, качества знаний, умений и навыков, стимулирования самостоятельной работы студентов применяется рейтинговая система оценки уровня освоения учебной дисциплины.

Содержание дисциплины «Теория менеджмента» разделено на 11 тематических модулей, по окончании изучения которых осуществляется текущий контроль усвоения учебного материала. В течение семестра проводятся модульно-рейтинговые мероприятия, в том числе и в форме тестирования для проверки самостоятельной работы студентов.


Вид учебной работы

Всего

часов

Семестры

1

2

3

4

Аудиторные занятия (всего)

288

72

72

72

72

В том числе:
















Лекции

144

36

36

36

36

Практические занятия (ПЗ)

144

36

36

36

36

Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего)

144

36

36

36

36

В том числе:
















Курсовой проект
















Курсовая работа

4










18

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

144

36

36

36

36

Общая трудоемкость час

зач. Ед.

576

144

144

144

144

16

4

4

4

4


Примечание: здесь и далее числитель – очная/знаменатель – заочная формы обучения.
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Содержание разделов дисциплины

п/п

Раздел дисциплины

История развития управленческой мысли

Содержание раздела



МОДУЛЬ 1. Введение в менеджмент. Донаучный период развития менеджмента

Периодизация истории науки об управлении. Развитие управленческой мысли в Древнем Мире. Управленческая мысль в эпоху феодализма. Управленческая мысль Ближнего и Дальнего Востока. «Развитее управленческой мысли в XVIII-XIX вв.Первые научные подходы к управлению: А. Смит, Ч. Беббидж, Р. Оуэн.



МОДУЛЬ 2. История научного менеджмента.

Основоположник научного менеджмента - Ф. У. Тейлор. Последователи Ф.У. Тейлора – Г.Л. Гантт, Ф. И. Л. Гилбрет, Г.Эмерсон. Вклад представителей школы научного менеджмента в развитие управленческой мысли. Бюрократия Вебера. Функции управления. Принципы управления. Отделение собственности от контроля. Менеджмент - бум. Школа человеческих отношений. Школа поведенческих наук. Эмперическая школа. Школа социальных систем. Новая школа науки об управлении. Управление в России ХХв.



МОДУЛЬ 3. Организация как система управления

Понятие системы управления. Организация как открытая система. Понятие и особенности социальных организаций. Модели организаций как объектов управления

Признаки и законы организации. Внутренняя и внешняя среда организации. Теория организационного потенциала. Организационно-правовые формы предпринимательства. Типы организаций по взаимодействию с внешней средой. Структурно-функциональный подход в организации (организационная психология).



МОДУЛЬ 4. Планирование - функция менеджмента.

Планирование и прогнозирование. Модель функции планирования. Методы планирования. Цель и целепологание. Миссия и цель организации. Выбор миссии организации. Атамчук о целепологании. Функции целей и требования к ним. Стратегическое и текущее планирование. Как составлять планы.



МОДУЛЬ 5. Организация - функция менеджмент

Основные идеи организации. Функция организация. Организационные структуры управления. Механические структуры управления. Органические структуры управления. Проектирование ОСУ. Горизонтальное и вертикальное разделение труда в организации. Принципы формирования организационных систем управления. Проектирование должностных инструкций. Факторы влияния на виды организационных структур управления



МОДУЛЬ 6. Мотивация - функция управления

Общая характеристика мотивации. Содержательные теории мотивации: Гуманистическая теория А.Маслоу. Теория Альдерфера. Двухфакторная теория Ф.Герцберга. Концепция трех потребностей МакКлелланда. Процессуальные теории мотивации: Теория ожидания В.Врума. Теория справедливости Дж.Адамса. Комплексная модель мотивации Портера-Лоулера. Теория подкрепления Б.Скиннера. Теория постановки целей Лока.



МОДУЛЬ 7. Контроль - функция менеджмента.


Понятие, сущность и предмет контроля. Виды контроля. Формы контроля. Возникновение и решение задач контроля. Средства контроля. Методы контроля. Стадии и диапазон контроля. Организационные инструменты контроля. Контроллинг.



МОДУЛЬ 8. Руководитель и его роль в менеджменте.

Методы управления.

Личность в системе управления. Формы власти и влияния Функции руководителя. Качества руководителя. Базовые понятия теории лидерства. Методы управления: организационно-административные, экономические, социально-психологические. Стили управления: одномерные, многомерные. Взаимодействие человека и организации. Делегирование и ответственность. Соотношение полномочий и власти.



МОДУЛЬ 9. Ресурсы менеджмента. Обзор управления за рубежом.

Ресурсная модель организаций. Понятие управленческого решения. Алгоритм принятия УР. классификация УР. Ресурсы времени в организации. Система информационного обеспечения управления. Роль коммуникационного процесса в обеспечении информацией системы управления организацией. Эффективность управления. Модели зарубежного менеджмента. Модель "А" с сравнении с моделью "Я". Основные тенденции развития компаний в будущем. Современные принципы менеджмента. Теории О и Е как стратегия организационных изменений.



МОДУЛЬ 10. Научные основы организационного поведения

История развития организационного поведения. Сущность и система организационного поведения. Базисные концепции организационного поведения. Модели организационного поведения. Моделирование организационного поведения. Тенденции развития моделей организационного поведения. Моделирование организационного поведения. Анализ современных проблем управления организационным поведением. Организационное поведение российского работника.



МОДУЛЬ 11. Организационная культура

Признаки и типы организационной культуры. Функции организационной культуры. Формирование организационной культуры. Особенности деловой культуры. Понятие и структура репутации и имиджа организации. Управление репутацией. Применимость зарубежного опыта к национальным особенностям России. Функции организационной культуры.



МОДУЛЬ 12. Изменения в организационном поведении

Поведенческий маркетинг. Способы преодоления сопротивления. Сущность и факторы стресса в организации. Психическое состояние персонала Управление стрессом. Показатели эффективности в организации. Способы повышения эффективности организационного поведения.


5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

  1. 1.

Управление человеческими ресурсами

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  1. 2.

Управление изменениями










+

+




+

+







+




  1. 3.

Государственное и муниципальное управление

+










+

+

+




+




+

+

  1. 4.

Методы принятия управленческих решений




+




+







+

+













  1. 7.

Корпоративная социальная ответственность







+




+




+







+







  1. 8.

Управление проектами







+




+




+

+

+




+

+

  1. 9.

Стратегический менеджмент

+

+

+




+

+













+

+

  1. 10

Риск менеджмент







+

+




+

+










+




  1. 11

Управление реформиро-ванием и реструктури-зацией предприятия (организации)







+

+




+

+

+







+

+
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «Теория менеджмента» iconРабочая программа дисциплины Теория менеджмента: организационное поведение
Дисциплина «Теория менеджмента: организационное поведение» входит в профессиональный цикл дисциплин ( Б. 3). Преподавание дисциплины...
Рабочая программа дисциплины «Теория менеджмента» iconРабочая программа по дисциплине «Теория менеджмента»
Рабочая программа учебной дисциплины «Теория менеджмента» предназначена для бакалавров очной формы обучения и составлена в соответствии...
Рабочая программа дисциплины «Теория менеджмента» iconСто алтгту 14. 62 2433. 2012 Приложение в силлабус (памятка)
Тема Общая теория управления. Функции и методы менеджмента. Основные понятия менеджмента. Развитие и становление менеджмента. Развитие...
Рабочая программа дисциплины «Теория менеджмента» iconРабочая программа Учебной дисциплины управление персоналом для направления...
Изучение дисциплины базируется на таких курсах, как «Экономическая теория», «Теория организации и организационное поведение», «Основы...
Рабочая программа дисциплины «Теория менеджмента» iconТеория менеджмента 2 (организационное поведение)
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «История аграрных отношений», «Экономическая теория»
Рабочая программа дисциплины «Теория менеджмента» iconРабочая программа учебной дисциплины наименование дисциплины Инструментальные...
Одновременно курс создает предпосылки для дальнейшего расширения теоретического арсенала молодого специалиста по дисциплинам: «Теория...
Рабочая программа дисциплины «Теория менеджмента» iconРабочая программа дисциплины
Изучение дисциплины базируется на знаниях и навыках, полученных при освоении дисциплин: «Управление человеческими ресурсами» «Теория...
Рабочая программа дисциплины «Теория менеджмента» iconПрограмма дисциплины «Политическая теория» для направления 03200. 62 «Политология»
«Политология» отделения прикладной политологии факультета менеджмента. Она определяет содержание и структуру учебной дисциплины «Политическая...
Рабочая программа дисциплины «Теория менеджмента» iconБизнес-планирование является базовой частью профессионального
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Экономическая теория», «Информационные технологии в менеджменте»,...
Рабочая программа дисциплины «Теория менеджмента» iconРабочая программа дисциплины теория государства и права (наименование...
...
Рабочая программа дисциплины «Теория менеджмента» iconРабочая программа дисциплины Теория менеджмента: история экономической мысли
Практические навыки, позволяют слушателям данного курса впоследствии принимать эффективные управленческие решения в условиях неопределенной...
Рабочая программа дисциплины «Теория менеджмента» iconРабочая программа учебной дисциплины теория менеджмента: история...
Профиль подготовки: «Менеджмент на предприятиях ресторанно – гостиничного бизнеса»
Рабочая программа дисциплины «Теория менеджмента» iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине: теория менеджмента (история...
Теория «человеческих отношений» Э. Мейо. Теория поведенческих наук и концепция мотивации А. Маслоу, Д. Макгрегора, Ф. Герцберга
Рабочая программа дисциплины «Теория менеджмента» iconРоссийской федерации
...
Рабочая программа дисциплины «Теория менеджмента» iconРабочая программа дисциплины для направлений 080400. 62 «Управление персоналом»
Рекомендовано Ученым советом Факультета менеджмента, Факультета государственного и муниципального управления и Заочного факультета...
Рабочая программа дисциплины «Теория менеджмента» iconРабочая программа Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины...
«Теория менеджмента», «Методы принятия управленческих решений», «Информационные технологии в менеджменте». Дисциплина «Управление...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск