Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования





Скачать 456.71 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования
страница1/3
Дата публикации01.03.2015
Размер456.71 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > История > Пояснительная записка
  1   2   3
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное учреждение

высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Факультет истории


Программа дисциплины «Историческая текстология»
для направления 030600.68 «История» подготовки магистра

Авторвы программы:
И.Н. Данилевский, профессор, д.и.н. viddanin@mail.ru

Е.В. Акельев, доцент, к.и.н. eugene_akeliev@mail.ru


Одобрена на заседании кафедры истории идей и

методологии исторической науки «__»____________2011 г.

Зав. кафедрой И.Н.Данилевский

Рекомендована секцией УМС по истории «__»____________2011 г.

Председатель Н.А. Проскурякова

Утверждена УС факультета истории «__»____________2011 г.

Ученый секретарь О.С.Воскобойников
Москва, 2011
Пояснительная записка

Курс раскрывает специфику работы историка с вербальными текстами, ее теоретических и эмпирических оснований, категориального аппарата и методологических принципов, предметного поля, когнитивных и социальных функций. Принципиальная новизна предложенной в курсе концепции состоит в том, что, в отличие от филолога-литературоведа, работа историка с текстом источника ориентируется не просто на выяснение формальных взаимоотношений текстов, классификацию списков и редакций (с конечной целью: определить список, по которому будет публиковаться данное произведение), а на изучение эволюции, развития текста как такового, в связи с изменением его смысловой структуры — с целью выявления его информативных возможностей для реконструкции изучаемой исторической реальности. Такая переориентация текстологии (критики текста) позволяет существенно уточнить место этой дисциплины в источниковедческом и конкретно-историческом исследовании, определить границы и возможности применения ее методов и выводов в работе историка.

В курсе прослеживается процесс становления текстологии (критики текста) – от ее зарождения на рубеже XVIII–XIX вв. как самостоятельного направления в изучении текстов до настоящего времени, когда она оформилась в специальную историко-филологическую дисциплину со специфическими методами и направлениями. В изложении последовательно реализуется ряд методологических принципов, обеспечивающих целостность изучения исторической текстологии: системный подход, историзм и соотнесенность текстологии с другими формами историко-филологического знания.

Структура лекционного курса включает теоретический и практический разделы.

Теоретический раздел преду­сматривает изучение теоретико-методологических основ текстологического анализа в историческом исследовании. В нем подробно рассматриваются генезис и эволюция базовых понятий современной исторической текстологии (текст, список, произведение, редакция и из­вод, оригинал и копия, подделка, протограф, архетип, атрибуция текста, автор, пере­писчик, текстологический анализ, разночтения, генетическая критика, авантекст, гене­тическое досье и др.). Центральное место в теоретическом разделе занимают проблемы использования результатов текстологического анализа в определении нарративного текста как исторического источника и его общей характеристике, влияния их на понимание текста через выявление его социальных функций, а также использование данных и методов текстологии в источниковедческом и конкретно-историческом исследовании. При этом в диахроническом аспекте анализируется взаимосвязь текстологии с историческим источниковедением и герменевтикой.

Значительная часть курса отводится практике работы магистрантов с вербальными текстами. На практических занятиях учащиеся осваивают умения и навыки текстологического исследования: формально-текстологического анализа и систематизации списков, составления и работы с генетическим досье исторических источников, выявле­ния авантекста, круга чтения автора, структуры ретроспективной информации, методов вычленения верифицируемой и уникальной ретроспективной информации, приемы выявления повторяющейся информации (прямых и косвенных цитат, реминисценций, аллюзий, парафраз, топосов, «общих мест») и получения на ее основе косвенных ретроспективных характеристик описываемых событий, процессов и личностей. Особое место отводится проблеме общей характеристики исторического источника, как основы его использования в историческом исследовании. Концепция магистратуры «Информационные ресурсы исторической науки» предусматривает также углубленное изучение классических работ по текстологии в рамках «Исследовательского семинара».
1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.68 «История», обучающихся по магистерской программе и изучающих дисциплину «Историческая текстология» (дисциплина профессионального цикла, базовая часть).

Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования ГОБУ ВПО ГУ-ВШЭ по специальности 030600.68 «История».
2. Цели освоения дисциплины

Основная цель курса «Историческая текстология» — ознакомить студентов с базовыми принципами, понятиями, приемами и методами текстологического исследования. Курс предполагает, что магистранты овладеют теоретическими основами текстологического исследования, приобретут навыки текстологического анализа и умение использовать данные и методы современной критики текста в источниковедческом и конкретно-историческом исследовании.

Конкретными задачами изучения дисциплины являются:

1) знакомство магистрантов с понятийным аппаратом текстологического исследования;

2) освоение процедуры текстологического анализа;

3) приобретение навыков текстологического анализа, фиксации, корректного истолкования и использования полученных результатов;

4) знакомство с литературой по теории и практике текстологического исследования;

5) формирование у студентов профессиональных навыков критического восприятия и анализа исторических текстов разных жанров и эпох.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
Студент, прослушавший курс, должен знать и понимать:

  1. теоретические принципы и основные процедуры текстологического анализа и синтеза;

  2. понятийный аппарат текстологического исследования;

  3. правила фиксации и истолкования результатов текстологического исследования;

  4. пределы текстологического анализа;

  5. структуру информации в вербальном историческом источнике;

  6. правила применения данных и методов текстологии в источниковедческом и конкретно-историческом исследовании;

  7. возможности и пределы использования верифицируемой, уникальной и повторяющейся информации в исторической реконструкции;

  8. литературу по теории и практике текстологического исследования.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения,

способствующие формированию и развитию компетенции

Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

ОНК-4

Дает определение понятиям «текст», «список», «произведение», «редакция», «извод», «генетическое досье», «авантекст», «исторический источник», знает специфику текстологии как вида знания, использует профессиональные навыки анализа исторических источников и литературы

Лекции, практические занятия

Владение практическими навыками применения общепрофессиональных знаний теории и методов исторических исследований; способностью выявлять, понимать, критически анализировать и излагать ретроспективную и актуальную информацию.

ПК12, ПК14, ПК15, ПК16

Дает определение видов ретроспективной информации, имеющейся в историческом источнике; понимает последовательность этапов текстологического исследования, владеет навыками текстологического анализа и синтеза, способен самостоятельно выявлять и корректно использовать верифицируемую, уникальную и повторяющуюся ретроспективную информацию в источниковедческом и конкретно-историческом исследовании; обосновывает выбор источников и методики работы с ними.

Лекции, семинарские и практические занятия, дискуссии, написание контрольных работ и реферата.


4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла магистерской программы.

Изучение данной дисциплины обеспечивает приобретение углубленного исторического образования, профессиональных знаний о специфике исследовательской работы в исторической науке и академических навыков, связанных с анализом текста исторических источников разных эпох и культур.
Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • знать отечественную и всемирную историю на уровне программы бакалавриата по направлению «История»;

  • знать отечественную и всемирную историографию на уровне программы бакалавриата по направлению «История»;

  • знать отечественное и всемирное историческое источниковедение на уровне программы бакалавриата по направлению «История»;

  • понимать язык специальной литературы по текстологическим проблемам;

  • знать, как минимум, один иностранный язык в объеме, достаточном для свободного чтения литературы по текстологии (критике текста);

  • знать, как минимум, один классический язык в объеме, достаточном для чтения исторических источников соответствующей эпохи;

  • уметь работать с библиотечными фондами, научной периодикой, справочными материалами;

  • уметь работать с компьютером, ориентироваться в Интернет-ресурсах.


Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при подготовке магистерской диссертации по любой исторической теме, а также при изучении таких дисциплин, как «Теория и практика исторических реконструкций», «Теоретическое источниковедение», «История фальсификаций исторических источников», «Профессиональная экспертиза в исторической науке», «Структуры научного текста», «Гендерная история: источники и историография», «История герменевтических практик (Россия и Запад)», «Источники личного происхождения по истории Второй Мировой войны». Согласно Образовательному стандарту по направлению подготовки 030600.68 «История» (уровень подготовки: Магистр), реализация задач курса будет осуществляться в тесном взаимодействии с работой Исследовательского семинара.

5. Тематический план учебной дисциплины


Название раздела

Количество часов аудиторных занятий

Лекции

Семинарские занятия

Всего

1. Объект, предмет, задачи и методы исторической текстологии.

2

2

4

2. Понятийный аппарат текстологии.

2

2

4

3. Установление текста.

2

2

4

4. Основы текстологического анализа. Методика сравнения списков.

2

4

6

5. Изучение истории текста. Методика реконструкции этапов развития текста.

2

4

6

6. Генетическое досье и методы его формирования.

2

4

6

7. Фиксация результатов текстологического исследования.

2

4

6

8. Замысел произведения и его роль в эволюции текста. Методика выявления авантекста.

2

4

6

9. Текстологическое структурирование ретроспективной информации исторического источника.







18

9.1. Верифицируемая информация.

2

4




9.2. Уникальная информация.

2

4




9.3. Повторяющаяся информация.

2

4




10. Место текстологического анализа в общей характеристике исторического источника.

2

4

6

11. Использование результатов текстологического анализа в исторической реконструкции.

4

2

6

Итого

28

44

72



  1. Формы контроля знаний студентов.

Тип контроля

Форма контроля




Кафедра

Параметры

Промежуточный

Коллоквиум

контрольная работа
реферат




КИИиМИН



устно
письменно, до 5 тыс. слов,

до 20.000 слов.

Итоговый

Экзамен




КИИиМИН

устно



    1. Критерии оценки знаний, навыков


На коллоквиуме студенты должны продемонстрировать знание основных работ по текстологии, понимание базовых проблем, цели и задач исторической текстологии, владение специальной терминологией.
При выполнении контрольных работ студенты должны продемонстрировать знание этапов текстологического анализа и владение основными приемами текстологического исследования.
При написании реферата студенты должны продемонстрировать знание научной литературы, владение основными навыками работы с текстами источников, продемонстрировать умение структурировать ретроспективную информацию методами текстологии.
При сдаче устного экзамен студенты должны продемонстрировать знание базовых понятий, основных методов анализа текстов исторических источников, понимание места и роли исторической текстологии в источниковедческом и конкретно-историческом исследовании, а также знание основных работ отечественных и зарубежных текстологов.
7. Содержание дисциплины
Раздел 1. Объект, предмет, цель, задачи и методы исторической текстологии

Зарождение и развитие критики текста (текстологии). История текстологии в России. Место текстологии в гуманитарных исследованиях. Текстология и историческое источниковедение.
Литература к разделу:

Основная

Данилевский И.Н. Текстология и генетическая критика в изучении летописных текстов // Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 12. М., 2005. С. 368–407.

Лихачев Д.С., при участии Алексеева А.А. и Боброва А.Г. Текстология (на материале русской литературы X–XVII веков). 3-е изд., перераб. и доп. СПб., 2001. С. 14–61.

Дополнительная

Гришунин А.Л. Исследовательские аспекты текстологии. М., 1998.

Томашевский Б.В. Писатель и книга. Очерк текстологии. 2-е изд. М., 1959.

Kenney R. History, Textual Criticism // Enciclopedia Britanica: Macropaedia. 15th ed. Chicago, 1985. Vol. 20.

Maas P. Textual Criticism. Oxford, 1958.

Non-Biblical Textual Criticism.

Textual criticism // New World Encyclopedia.
Раздел 2. Понятийный аппарат текстологии

Текст. Внутренняя и внешняя форма текста. Список. Оригинал и копии. Черновик и беловик. Генетическое досье. Произведение (памятник). Редакции. Изводы. Протограф. Архетип. Автор, составитель, редактор. Генетическая критика. Генетическое досье. Авантекст.
Литература к разделу:

Основная

Генетическая критика во Франции: Антология. М., 1999.

Лихачев Д.С., при участии Алексеева А.А. и Боброва А.Г. Текстология (на материале русской литературы X–XVII веков). 3-е изд., перераб. и доп. СПб., 2001. Гл. III. С. 128–150.
Дополнительная

Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994. С. 384–391.

Гришунин А.Л. Исследовательские аспекты текстологии. М., 1998.

Томашевский Б.В. Писатель и книга. Очерк текстологии. 2-е изд. М., 1959.
Раздел 3. Установление текста

Прочтение текста списка. Палеография и текстология. Выявление структуры текста. Деление на слова. Расстановка знаков препинания. Замысел произведения. Происхождение и выявление ошибок. Объяснение ошибок. Конъектуры. Проблема понимания текста. Фиксация и интерпретация «темных мест».

Литература к разделу:

Основная

Лихачев Д.С., при участии Алексеева А.А. и Боброва А.Г. Текстология (на материале русской литературы X–XVII веков). 3-е изд., перераб. и доп. СПб., 2001. Гл. IV. С. 151–173.

Дополнительная

Гришунин А.Л. Исследовательские аспекты текстологии. М., 1998.

Томашевский Б.В. Писатель и книга. Очерк текстологии. 2-е изд. М., 1959. С. 13–68.
Раздел 4. Основы текстологического анализа. Методика сравнения списков

Методика текстуального сравнения. Установление разночтений и общих мест. Способы фиксации разночтений. Объяснение выявленных разночтений. Установление вставок и пропусков. Цитаты и их место в изложении. Центонно-парафразный принцип построения текстов. Установление относительной хронологии текстов.
Литература к разделу:

Основная

Лихачев Д.С., при участии Алексеева А.А. и Боброва А.Г. Текстология (на материале русской литературы X–XVII веков). 3-е изд., перераб. и доп. СПб., 2001. Гл. V. С. 174–240.

Дополнительная

Гришунин А.Л. Исследовательские аспекты текстологии. М., 1998.

Томашевский Б.В. Писатель и книга. Очерк текстологии. 2-е изд. М., 1959. С. 13–68.
Раздел 5. Изучение истории текста

Датировка этапов развития текста. Определение места возникновения произведения. Выяснение причин и условий появления и редактирования текста. Атрибуция текста. Определение замысла произведения и его редакций.
Основная

Генетическая критика во Франции: Антология. М., 1999.

Лихачев Д.С., при участии Алексеева А.А. и Боброва А.Г. Текстология (на материале русской литературы X–XVII веков). 3-е изд., перераб. и доп. СПб., 2001. Гл. VII. С. 280–347.

Дополнительная

Гришунин А.Л. Исследовательские аспекты текстологии. М., 1998.

Томашевский Б.В. Писатель и книга. Очерк текстологии. 2-е изд. М., 1959. С. 13–68.
Раздел 6. Генетическое досье и методы его формирования

Генетическая критика. Предмет и метод генетической критики. Приоритеты генетической критики. Объект и цели генетической критики. Теоретическая и практическая задачи генетической критики. Гипертекст. Понятие генетического досье. Транстекстуальность и интертекстуальность. Синоптическая таблица материалов. Ретроспективность генетического анализа.

Основная

Биази де, П.-М. К науке о литературе: Анализ рукописей и генезис произведения // Генетическая критика во Франции: Антология. М., 1999. С. 58–92.

Грезийон А. Что такое генетическая критика? // Генетическая критика во Франции: Антология. М., 1999. С. 26–55.

Левайан Ж. Письмо и генезис текста // Генетическая критика во Франции: Антология. М., 1999. С. 130–141.

Э Л. Текста не существует: Размышления о генетической критике // Генетическая критика во Франции: Антология. М., 1999. С. 115–126.

Дополнительная

Данилевский И.Н. Повесть временных лет: Герменевтические основы изучения летописных текстов. М., 2004. С. 49–76.

Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.
Раздел 7. Фиксация результатов текстологического исследования

Стеммы. Текстологические реконструкции: функции и научная ценность. Реконструкции текста.

Публикация текста. Типы изданий. Выбор основного текста. Фиксация разночтений. Расположение текстов редакций и состав текста.
Литература к разделу:

Основная

Лихачев Д.С., при участии Алексеева А.А. и Боброва А.Г. Текстология (на материале русской литературы X–XVII веков). 3-е изд., перераб. и доп. СПб., 2001. Гл. XII. С. 446–469; Гл. XIII. С. 470–530.

Дополнительная

Бобров А.Г. Принципы издания древнерусских летописей // Лихачев Д.С., при участии Алексеева А.А. и Боброва А.Г. Текстология (на материале русской литературы X–XVII веков). 3-е изд., перераб. и доп. СПб., 2001. С. 718–745.

Лурье Я. С. Проблема реконструкции недошедших сводов при исследовании летописей // Текстология славянских литератур. Л., 1973. С. 137–145.

Лурье Я.С. Общерусские летописи XIV–XV вв. Л., 1976.

Приселков М.Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. 2-е изд. СПб., 2002.
Раздел 8. Замысел произведения и его роль в эволюции текста

Замысел как основа текста произведения. Замысел и авантекст. Генетическое досье и выявление авантекста произведения. Авантекст как реконструкция последовательности генезиса текста. Замысел и проблема понимания текста в целом и его фрагментов. Верификация выявленного замысла. Смысловые уровни текста.
Литература к разделу:

Основная

Грезийон А. Что такое генетическая критика? // Генетическая критика во Франции: Антология. М., 1999. С. 44–45.

Биази де, П.-М. К науке о литературе: Анализ рукописей и генезис произведения // Генетическая критика во Франции: Антология. М., 1999. С. 58–92.

Дополнительная

Данилевский И.Н. Повесть временных лет: Герменевтические основы изучения летописных текстов. М., 2004. С. 49–76.

Лихачев Д.С., при участии Алексеева А.А. и Боброва А.Г. Текстология (на материале русской литературы X–XVII веков). 3-е изд., перераб. и доп. СПб., 2001. Гл. VIII. С. 370–381.
Раздел 9. Текстологическое структурирование ретроспективной информации исторического источника

Структура ретроспективной информации в историческом источнике. Возможности и пределы использования данных и методов текстологии в структурировании ретроспективной информации источника. Виды ретроспективной информации, выделяемой с помощью текстологического анализа. Понятие информации верифицируемой, уникальной и повторяющейся. «Темные места» и их интерпретация.

Верифицируемая информация. Методика идентификации информационных сообщений. Принципы необходимости и достаточности при идентификации информационных сообщений.

Уникальная информация. Выделение уникальной информации. Принципы проверки уникальной информацией. Информационный потенциал уникальных известий.

Повторяющаяся информация. «Общие места» и «топосы». Теория «литературного этикета». Интертекст и интертекстуальность. Цитаты прямые и косвенные. Центоны. «Память контекста» цитат. Реминисценции, аллюзии и парафразы. Центонно-парафразный принцип построения античных и средневековых текстов. Место повторяющейся информации в понимании смысла текста.
Литература к разделу:

Основная

Данилевский И.Н. Повесть временных лет: Герменевтические основы изучения летописных текстов. М., 2004. С. 41–76.

Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд., доп. 1979. М., 1979. С. 80–102.

Пьеге-Гро Н. Введение в теорию интертекстуальности. М., 2008
Дополнительная

Пронштейн А.П., Данилевский И.Н. Вопросы теории и методики исторического исследования. М., 1986. С. 66–206.

Творогов О.В. Традиционные устойчивые словосочетания в «Повести временных лет» // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский дом) Академии наук СССР. М.; Л., 1962. Т. 18.

Творогов О.В. Задачи изучения устойчивых литератур­ных формул древней Руси // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский дом) Академии наук СССР. М.; Л., 1964. Т. 20: Актуальные задачи изучения русской литературы XI–XVII вв.

Лихачев Д.С. Литературный этикет древней Руси: К проблеме изучения // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский дом) Академии наук СССР. М.; Л., 1961. Т. 17.

Kristeva Y. La révolution du langage poétique: L’avant-garde a la fin du XIX-e siècle. P., 1974.
Раздел 8. Место текстологического анализа в общей характеристике исторического источника

Понятие общей характеристики исторического источника. Общая характеристика исторического источника как основа его понимания. Герменевтическая ситуация. Герменевтический круг. Текстологический анализ и выявление верифицируемых оснований для «скачка» в герменевтический круг. Верификация понимания текста и его фрагментов с помощью данных и методов текстологии. Корректировка общей характеристики текста источника данными и методами текстологии.
Литература к разделу:

Основная

Данилевский И.Н. Повесть временных лет: Герменевтические основы изучения летописных текстов. М., 2004. С. 32–76.
Дополнительная

Гадамер Г.-Г. О круге понимания // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988.

Зимин А.А. Трудные вопросы методики источниковедения Древней Руси / Источниковедение: Теоретические и методические проблемы. М., 1969.

Лурье Я.С. Логические основы критики источника // Источниковедческие разыскания. 1985. АН Грузинской ССР. Тбилиси. 1988. С. 32–39.

Лурье Я.С. О некоторых принципах критики источника // Источниковедение отечественный истории. M., 1973. Вып. 1. С. 78–100.

Лурье Я.С. О путях доказательства при анализе источников (на материале древнерусских памятников) // Вопросы истории, 1988. № 5. С. 61–68.

Шлейермахер Ф. Герменевтика. СПб., 2004.


Раздел 11. Использование результатов текстологического анализа в исторической реконструкции

Определение возможностей использования исторического источника в исторической реконструкции. Верифицируемая информация источника как основа верифицируемой исторической реконструкции. Возможности и пределы использования уникальной информации источника в исторической реконструкции. Место повторяющейся информации в исторической реконструкции. Профессиональная экспертиза исторической реконструкции.
Литература к разделу:

Основная

Данилевский И.Н. Проблемы понимания памятников общественной мысли Древней Руси // Памятники общественной мысли Древней Руси: В 3-х т. [Сост., автор вступ. ст. и коммент. И. Н. Данилевский]. — М., 2010. Т. 2: Период ордынского владычества. С. 5–24.

Дополнительная

Данилевский И.Н. Верифицируемая информация о Ледовом побоище // Сборник материалов IV Региональных Чудских чтений. Псков, 2011.

Данилевский И.Н. Историческая реконструкция: между текстом и реальностью // Человек читающий: между реальностью и текстом источника. Сб. статей. М., 2011. С. 5–22.

8. Образовательные технологии

Данный курс состоит из лекций и практических занятий. Семинары строятся в виде обсуждения результатов самостоятельной работы студентов с текстами источников. В процессе занятий студенты осваивают методику текстологического анализа, выполняют задания по анализу конкретных текстов, уясняют возможности и пределы использования данных и методов текстологии в работе с историческими источниками в ходе источниковедческих и конкретно-исторических исследований, знакомятся со специальной литературой, обсуждают ее в аудитории, представляют конспекты, проводят небольшие самостоятельные исследования.

8.1. Вопросы и литература к семинарским занятиям
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма дисциплины «Сценарный трейдинг» Правительство Российской...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Общие сведения о вто
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский филиал
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск