Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение
высшего профессионального образования
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Факультет истории
Программа дисциплины «Историческая текстология» для направления 030600.68 «История» подготовки магистра
Авторвы программы: И.Н. Данилевский, профессор, д.и.н. viddanin@mail.ru
Е.В. Акельев, доцент, к.и.н. eugene_akeliev@mail.ru
Одобрена на заседании кафедры истории идей и
методологии исторической науки «__»____________2011 г.
Зав. кафедрой И.Н.Данилевский
Рекомендована секцией УМС по истории «__»____________2011 г.
Председатель Н.А. Проскурякова
Утверждена УС факультета истории «__»____________2011 г.
Ученый секретарь О.С.Воскобойников Москва, 2011 Пояснительная записка
Курс раскрывает специфику работы историка с вербальными текстами, ее теоретических и эмпирических оснований, категориального аппарата и методологических принципов, предметного поля, когнитивных и социальных функций. Принципиальная новизна предложенной в курсе концепции состоит в том, что, в отличие от филолога-литературоведа, работа историка с текстом источника ориентируется не просто на выяснение формальных взаимоотношений текстов, классификацию списков и редакций (с конечной целью: определить список, по которому будет публиковаться данное произведение), а на изучение эволюции, развития текста как такового, в связи с изменением его смысловой структуры — с целью выявления его информативных возможностей для реконструкции изучаемой исторической реальности. Такая переориентация текстологии (критики текста) позволяет существенно уточнить место этой дисциплины в источниковедческом и конкретно-историческом исследовании, определить границы и возможности применения ее методов и выводов в работе историка.
В курсе прослеживается процесс становления текстологии (критики текста) – от ее зарождения на рубеже XVIII–XIX вв. как самостоятельного направления в изучении текстов до настоящего времени, когда она оформилась в специальную историко-филологическую дисциплину со специфическими методами и направлениями. В изложении последовательно реализуется ряд методологических принципов, обеспечивающих целостность изучения исторической текстологии: системный подход, историзм и соотнесенность текстологии с другими формами историко-филологического знания.
Структура лекционного курса включает теоретический и практический разделы.
Теоретический раздел предусматривает изучение теоретико-методологических основ текстологического анализа в историческом исследовании. В нем подробно рассматриваются генезис и эволюция базовых понятий современной исторической текстологии (текст, список, произведение, редакция и извод, оригинал и копия, подделка, протограф, архетип, атрибуция текста, автор, переписчик, текстологический анализ, разночтения, генетическая критика, авантекст, генетическое досье и др.). Центральное место в теоретическом разделе занимают проблемы использования результатов текстологического анализа в определении нарративного текста как исторического источника и его общей характеристике, влияния их на понимание текста через выявление его социальных функций, а также использование данных и методов текстологии в источниковедческом и конкретно-историческом исследовании. При этом в диахроническом аспекте анализируется взаимосвязь текстологии с историческим источниковедением и герменевтикой.
Значительная часть курса отводится практике работы магистрантов с вербальными текстами. На практических занятиях учащиеся осваивают умения и навыки текстологического исследования: формально-текстологического анализа и систематизации списков, составления и работы с генетическим досье исторических источников, выявления авантекста, круга чтения автора, структуры ретроспективной информации, методов вычленения верифицируемой и уникальной ретроспективной информации, приемы выявления повторяющейся информации (прямых и косвенных цитат, реминисценций, аллюзий, парафраз, топосов, «общих мест») и получения на ее основе косвенных ретроспективных характеристик описываемых событий, процессов и личностей. Особое место отводится проблеме общей характеристики исторического источника, как основы его использования в историческом исследовании. Концепция магистратуры «Информационные ресурсы исторической науки» предусматривает также углубленное изучение классических работ по текстологии в рамках «Исследовательского семинара». 1. Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.68 «История», обучающихся по магистерской программе и изучающих дисциплину «Историческая текстология» (дисциплина профессионального цикла, базовая часть).
Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования ГОБУ ВПО ГУ-ВШЭ по специальности 030600.68 «История». 2. Цели освоения дисциплины
Основная цель курса «Историческая текстология» — ознакомить студентов с базовыми принципами, понятиями, приемами и методами текстологического исследования. Курс предполагает, что магистранты овладеют теоретическими основами текстологического исследования, приобретут навыки текстологического анализа и умение использовать данные и методы современной критики текста в источниковедческом и конкретно-историческом исследовании.
Конкретными задачами изучения дисциплины являются:
1) знакомство магистрантов с понятийным аппаратом текстологического исследования;
2) освоение процедуры текстологического анализа;
3) приобретение навыков текстологического анализа, фиксации, корректного истолкования и использования полученных результатов;
4) знакомство с литературой по теории и практике текстологического исследования;
5) формирование у студентов профессиональных навыков критического восприятия и анализа исторических текстов разных жанров и эпох. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Студент, прослушавший курс, должен знать и понимать:
теоретические принципы и основные процедуры текстологического анализа и синтеза;
понятийный аппарат текстологического исследования;
правила фиксации и истолкования результатов текстологического исследования;
пределы текстологического анализа;
структуру информации в вербальном историческом источнике;
правила применения данных и методов текстологии в источниковедческом и конкретно-историческом исследовании;
возможности и пределы использования верифицируемой, уникальной и повторяющейся информации в исторической реконструкции;
литературу по теории и практике текстологического исследования.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения,
способствующие формированию и развитию компетенции
| Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения
| ОНК-4
| Дает определение понятиям «текст», «список», «произведение», «редакция», «извод», «генетическое досье», «авантекст», «исторический источник», знает специфику текстологии как вида знания, использует профессиональные навыки анализа исторических источников и литературы
| Лекции, практические занятия
| Владение практическими навыками применения общепрофессиональных знаний теории и методов исторических исследований; способностью выявлять, понимать, критически анализировать и излагать ретроспективную и актуальную информацию.
| ПК12, ПК14, ПК15, ПК16
| Дает определение видов ретроспективной информации, имеющейся в историческом источнике; понимает последовательность этапов текстологического исследования, владеет навыками текстологического анализа и синтеза, способен самостоятельно выявлять и корректно использовать верифицируемую, уникальную и повторяющуюся ретроспективную информацию в источниковедческом и конкретно-историческом исследовании; обосновывает выбор источников и методики работы с ними.
| Лекции, семинарские и практические занятия, дискуссии, написание контрольных работ и реферата.
|
4. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла магистерской программы.
Изучение данной дисциплины обеспечивает приобретение углубленного исторического образования, профессиональных знаний о специфике исследовательской работы в исторической науке и академических навыков, связанных с анализом текста исторических источников разных эпох и культур. Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
знать отечественную и всемирную историю на уровне программы бакалавриата по направлению «История»;
знать отечественную и всемирную историографию на уровне программы бакалавриата по направлению «История»;
знать отечественное и всемирное историческое источниковедение на уровне программы бакалавриата по направлению «История»;
понимать язык специальной литературы по текстологическим проблемам;
знать, как минимум, один иностранный язык в объеме, достаточном для свободного чтения литературы по текстологии (критике текста);
знать, как минимум, один классический язык в объеме, достаточном для чтения исторических источников соответствующей эпохи;
уметь работать с библиотечными фондами, научной периодикой, справочными материалами;
уметь работать с компьютером, ориентироваться в Интернет-ресурсах.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при подготовке магистерской диссертации по любой исторической теме, а также при изучении таких дисциплин, как «Теория и практика исторических реконструкций», «Теоретическое источниковедение», «История фальсификаций исторических источников», «Профессиональная экспертиза в исторической науке», «Структуры научного текста», «Гендерная история: источники и историография», «История герменевтических практик (Россия и Запад)», «Источники личного происхождения по истории Второй Мировой войны». Согласно Образовательному стандарту по направлению подготовки 030600.68 «История» (уровень подготовки: Магистр), реализация задач курса будет осуществляться в тесном взаимодействии с работой Исследовательского семинара.
5. Тематический план учебной дисциплины
Название раздела
| Количество часов аудиторных занятий
| Лекции
| Семинарские занятия
| Всего
| 1. Объект, предмет, задачи и методы исторической текстологии.
| 2
| 2
| 4
| 2. Понятийный аппарат текстологии.
| 2
| 2
| 4
| 3. Установление текста.
| 2
| 2
| 4
| 4. Основы текстологического анализа. Методика сравнения списков.
| 2
| 4
| 6
| 5. Изучение истории текста. Методика реконструкции этапов развития текста.
| 2
| 4
| 6
| 6. Генетическое досье и методы его формирования.
| 2
| 4
| 6
| 7. Фиксация результатов текстологического исследования.
| 2
| 4
| 6
| 8. Замысел произведения и его роль в эволюции текста. Методика выявления авантекста.
| 2
| 4
| 6
| 9. Текстологическое структурирование ретроспективной информации исторического источника.
|
|
| 18
| 9.1. Верифицируемая информация.
| 2
| 4
|
| 9.2. Уникальная информация.
| 2
| 4
|
| 9.3. Повторяющаяся информация.
| 2
| 4
|
| 10. Место текстологического анализа в общей характеристике исторического источника.
| 2
| 4
| 6
| 11. Использование результатов текстологического анализа в исторической реконструкции.
| 4
| 2
| 6
| Итого
| 28
| 44
| 72
|
Формы контроля знаний студентов.
Тип контроля
| Форма контроля
|
| Кафедра
| Параметры
| Промежуточный
| Коллоквиум
контрольная работа реферат
|
| КИИиМИН
| устно письменно, до 5 тыс. слов,
до 20.000 слов.
| Итоговый
| Экзамен
|
| КИИиМИН
| устно
|
Критерии оценки знаний, навыков
На коллоквиуме студенты должны продемонстрировать знание основных работ по текстологии, понимание базовых проблем, цели и задач исторической текстологии, владение специальной терминологией. При выполнении контрольных работ студенты должны продемонстрировать знание этапов текстологического анализа и владение основными приемами текстологического исследования. При написании реферата студенты должны продемонстрировать знание научной литературы, владение основными навыками работы с текстами источников, продемонстрировать умение структурировать ретроспективную информацию методами текстологии. При сдаче устного экзамен студенты должны продемонстрировать знание базовых понятий, основных методов анализа текстов исторических источников, понимание места и роли исторической текстологии в источниковедческом и конкретно-историческом исследовании, а также знание основных работ отечественных и зарубежных текстологов. 7. Содержание дисциплины Раздел 1. Объект, предмет, цель, задачи и методы исторической текстологии
Зарождение и развитие критики текста (текстологии). История текстологии в России. Место текстологии в гуманитарных исследованиях. Текстология и историческое источниковедение. Литература к разделу:
Основная
Данилевский И.Н. Текстология и генетическая критика в изучении летописных текстов // Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 12. М., 2005. С. 368–407.
Лихачев Д.С., при участии Алексеева А.А. и Боброва А.Г. Текстология (на материале русской литературы X–XVII веков). 3-е изд., перераб. и доп. СПб., 2001. С. 14–61.
Дополнительная
Гришунин А.Л. Исследовательские аспекты текстологии. М., 1998.
Томашевский Б.В. Писатель и книга. Очерк текстологии. 2-е изд. М., 1959.
Kenney R. History, Textual Criticism // Enciclopedia Britanica: Macropaedia. 15th ed. Chicago, 1985. Vol. 20.
Maas P. Textual Criticism. Oxford, 1958.
Non-Biblical Textual Criticism.
Textual criticism // New World Encyclopedia. Раздел 2. Понятийный аппарат текстологии
Текст. Внутренняя и внешняя форма текста. Список. Оригинал и копии. Черновик и беловик. Генетическое досье. Произведение (памятник). Редакции. Изводы. Протограф. Архетип. Автор, составитель, редактор. Генетическая критика. Генетическое досье. Авантекст. Литература к разделу:
Основная
Генетическая критика во Франции: Антология. М., 1999.
Лихачев Д.С., при участии Алексеева А.А. и Боброва А.Г. Текстология (на материале русской литературы X–XVII веков). 3-е изд., перераб. и доп. СПб., 2001. Гл. III. С. 128–150. Дополнительная
Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994. С. 384–391.
Гришунин А.Л. Исследовательские аспекты текстологии. М., 1998.
Томашевский Б.В. Писатель и книга. Очерк текстологии. 2-е изд. М., 1959. Раздел 3. Установление текста
Прочтение текста списка. Палеография и текстология. Выявление структуры текста. Деление на слова. Расстановка знаков препинания. Замысел произведения. Происхождение и выявление ошибок. Объяснение ошибок. Конъектуры. Проблема понимания текста. Фиксация и интерпретация «темных мест».
Литература к разделу:
Основная
Лихачев Д.С., при участии Алексеева А.А. и Боброва А.Г. Текстология (на материале русской литературы X–XVII веков). 3-е изд., перераб. и доп. СПб., 2001. Гл. IV. С. 151–173.
Дополнительная
Гришунин А.Л. Исследовательские аспекты текстологии. М., 1998.
Томашевский Б.В. Писатель и книга. Очерк текстологии. 2-е изд. М., 1959. С. 13–68. Раздел 4. Основы текстологического анализа. Методика сравнения списков
Методика текстуального сравнения. Установление разночтений и общих мест. Способы фиксации разночтений. Объяснение выявленных разночтений. Установление вставок и пропусков. Цитаты и их место в изложении. Центонно-парафразный принцип построения текстов. Установление относительной хронологии текстов. Литература к разделу:
Основная
Лихачев Д.С., при участии Алексеева А.А. и Боброва А.Г. Текстология (на материале русской литературы X–XVII веков). 3-е изд., перераб. и доп. СПб., 2001. Гл. V. С. 174–240.
Дополнительная
Гришунин А.Л. Исследовательские аспекты текстологии. М., 1998.
Томашевский Б.В. Писатель и книга. Очерк текстологии. 2-е изд. М., 1959. С. 13–68. Раздел 5. Изучение истории текста
Датировка этапов развития текста. Определение места возникновения произведения. Выяснение причин и условий появления и редактирования текста. Атрибуция текста. Определение замысла произведения и его редакций. Основная
Генетическая критика во Франции: Антология. М., 1999.
Лихачев Д.С., при участии Алексеева А.А. и Боброва А.Г. Текстология (на материале русской литературы X–XVII веков). 3-е изд., перераб. и доп. СПб., 2001. Гл. VII. С. 280–347.
Дополнительная
Гришунин А.Л. Исследовательские аспекты текстологии. М., 1998.
Томашевский Б.В. Писатель и книга. Очерк текстологии. 2-е изд. М., 1959. С. 13–68. Раздел 6. Генетическое досье и методы его формирования
Генетическая критика. Предмет и метод генетической критики. Приоритеты генетической критики. Объект и цели генетической критики. Теоретическая и практическая задачи генетической критики. Гипертекст. Понятие генетического досье. Транстекстуальность и интертекстуальность. Синоптическая таблица материалов. Ретроспективность генетического анализа.
Основная
Биази де, П.-М. К науке о литературе: Анализ рукописей и генезис произведения // Генетическая критика во Франции: Антология. М., 1999. С. 58–92.
Грезийон А. Что такое генетическая критика? // Генетическая критика во Франции: Антология. М., 1999. С. 26–55.
Левайан Ж. Письмо и генезис текста // Генетическая критика во Франции: Антология. М., 1999. С. 130–141.
Э Л. Текста не существует: Размышления о генетической критике // Генетическая критика во Франции: Антология. М., 1999. С. 115–126.
Дополнительная
Данилевский И.Н. Повесть временных лет: Герменевтические основы изучения летописных текстов. М., 2004. С. 49–76.
Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996. Раздел 7. Фиксация результатов текстологического исследования
Стеммы. Текстологические реконструкции: функции и научная ценность. Реконструкции текста.
Публикация текста. Типы изданий. Выбор основного текста. Фиксация разночтений. Расположение текстов редакций и состав текста. Литература к разделу:
Основная
Лихачев Д.С., при участии Алексеева А.А. и Боброва А.Г. Текстология (на материале русской литературы X–XVII веков). 3-е изд., перераб. и доп. СПб., 2001. Гл. XII. С. 446–469; Гл. XIII. С. 470–530.
Дополнительная
Бобров А.Г. Принципы издания древнерусских летописей // Лихачев Д.С., при участии Алексеева А.А. и Боброва А.Г. Текстология (на материале русской литературы X–XVII веков). 3-е изд., перераб. и доп. СПб., 2001. С. 718–745.
Лурье Я. С. Проблема реконструкции недошедших сводов при исследовании летописей // Текстология славянских литератур. Л., 1973. С. 137–145.
Лурье Я.С. Общерусские летописи XIV–XV вв. Л., 1976.
Приселков М.Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. 2-е изд. СПб., 2002. Раздел 8. Замысел произведения и его роль в эволюции текста
Замысел как основа текста произведения. Замысел и авантекст. Генетическое досье и выявление авантекста произведения. Авантекст как реконструкция последовательности генезиса текста. Замысел и проблема понимания текста в целом и его фрагментов. Верификация выявленного замысла. Смысловые уровни текста. Литература к разделу:
Основная
Грезийон А. Что такое генетическая критика? // Генетическая критика во Франции: Антология. М., 1999. С. 44–45.
Биази де, П.-М. К науке о литературе: Анализ рукописей и генезис произведения // Генетическая критика во Франции: Антология. М., 1999. С. 58–92.
Дополнительная
Данилевский И.Н. Повесть временных лет: Герменевтические основы изучения летописных текстов. М., 2004. С. 49–76.
Лихачев Д.С., при участии Алексеева А.А. и Боброва А.Г. Текстология (на материале русской литературы X–XVII веков). 3-е изд., перераб. и доп. СПб., 2001. Гл. VIII. С. 370–381. Раздел 9. Текстологическое структурирование ретроспективной информации исторического источника
Структура ретроспективной информации в историческом источнике. Возможности и пределы использования данных и методов текстологии в структурировании ретроспективной информации источника. Виды ретроспективной информации, выделяемой с помощью текстологического анализа. Понятие информации верифицируемой, уникальной и повторяющейся. «Темные места» и их интерпретация.
Верифицируемая информация. Методика идентификации информационных сообщений. Принципы необходимости и достаточности при идентификации информационных сообщений.
Уникальная информация. Выделение уникальной информации. Принципы проверки уникальной информацией. Информационный потенциал уникальных известий.
Повторяющаяся информация. «Общие места» и «топосы». Теория «литературного этикета». Интертекст и интертекстуальность. Цитаты прямые и косвенные. Центоны. «Память контекста» цитат. Реминисценции, аллюзии и парафразы. Центонно-парафразный принцип построения античных и средневековых текстов. Место повторяющейся информации в понимании смысла текста. Литература к разделу:
Основная
Данилевский И.Н. Повесть временных лет: Герменевтические основы изучения летописных текстов. М., 2004. С. 41–76.
Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд., доп. 1979. М., 1979. С. 80–102.
Пьеге-Гро Н. Введение в теорию интертекстуальности. М., 2008 Дополнительная
Пронштейн А.П., Данилевский И.Н. Вопросы теории и методики исторического исследования. М., 1986. С. 66–206.
Творогов О.В. Традиционные устойчивые словосочетания в «Повести временных лет» // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский дом) Академии наук СССР. М.; Л., 1962. Т. 18.
Творогов О.В. Задачи изучения устойчивых литературных формул древней Руси // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский дом) Академии наук СССР. М.; Л., 1964. Т. 20: Актуальные задачи изучения русской литературы XI–XVII вв.
Лихачев Д.С. Литературный этикет древней Руси: К проблеме изучения // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский дом) Академии наук СССР. М.; Л., 1961. Т. 17.
Kristeva Y. La révolution du langage poétique: L’avant-garde a la fin du XIX-e siècle. P., 1974. Раздел 8. Место текстологического анализа в общей характеристике исторического источника
Понятие общей характеристики исторического источника. Общая характеристика исторического источника как основа его понимания. Герменевтическая ситуация. Герменевтический круг. Текстологический анализ и выявление верифицируемых оснований для «скачка» в герменевтический круг. Верификация понимания текста и его фрагментов с помощью данных и методов текстологии. Корректировка общей характеристики текста источника данными и методами текстологии. Литература к разделу:
Основная
Данилевский И.Н. Повесть временных лет: Герменевтические основы изучения летописных текстов. М., 2004. С. 32–76. Дополнительная
Гадамер Г.-Г. О круге понимания // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.
Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988.
Зимин А.А. Трудные вопросы методики источниковедения Древней Руси / Источниковедение: Теоретические и методические проблемы. М., 1969.
Лурье Я.С. Логические основы критики источника // Источниковедческие разыскания. 1985. АН Грузинской ССР. Тбилиси. 1988. С. 32–39.
Лурье Я.С. О некоторых принципах критики источника // Источниковедение отечественный истории. M., 1973. Вып. 1. С. 78–100.
Лурье Я.С. О путях доказательства при анализе источников (на материале древнерусских памятников) // Вопросы истории, 1988. № 5. С. 61–68.
Шлейермахер Ф. Герменевтика. СПб., 2004.
Раздел 11. Использование результатов текстологического анализа в исторической реконструкции
Определение возможностей использования исторического источника в исторической реконструкции. Верифицируемая информация источника как основа верифицируемой исторической реконструкции. Возможности и пределы использования уникальной информации источника в исторической реконструкции. Место повторяющейся информации в исторической реконструкции. Профессиональная экспертиза исторической реконструкции. Литература к разделу:
Основная
Данилевский И.Н. Проблемы понимания памятников общественной мысли Древней Руси // Памятники общественной мысли Древней Руси: В 3-х т. [Сост., автор вступ. ст. и коммент. И. Н. Данилевский]. — М., 2010. Т. 2: Период ордынского владычества. С. 5–24.
Дополнительная
Данилевский И.Н. Верифицируемая информация о Ледовом побоище // Сборник материалов IV Региональных Чудских чтений. Псков, 2011.
Данилевский И.Н. Историческая реконструкция: между текстом и реальностью // Человек читающий: между реальностью и текстом источника. Сб. статей. М., 2011. С. 5–22.
8. Образовательные технологии
Данный курс состоит из лекций и практических занятий. Семинары строятся в виде обсуждения результатов самостоятельной работы студентов с текстами источников. В процессе занятий студенты осваивают методику текстологического анализа, выполняют задания по анализу конкретных текстов, уясняют возможности и пределы использования данных и методов текстологии в работе с историческими источниками в ходе источниковедческих и конкретно-исторических исследований, знакомятся со специальной литературой, обсуждают ее в аудитории, представляют конспекты, проводят небольшие самостоятельные исследования.
8.1. Вопросы и литература к семинарским занятиям
|