Скачать 69.36 Kb.
|
Куприенко И. Г. учитель географии ГОУ Центр образования № 627, г. Москва Конспект урока по теме урока:«Африка. Географическое положение, история исследования»(география, 7 класс) Цели и задачи урока:
Материалы и оборудование:
Ход урока:I. Организационный момент.Учитель:
Беседа с учениками. II. Объяснение нового материала.План:
Подготовка. Учитель предлагает 6 ученикам подготовить по ролям рассказ об истории открытия и исследования Африки. Учащиеся должны выучить свой текст, научиться показывать на карте все географические объекты, о которых они будут рассказывать классу, с помощью интерактивного плаката, а также подготовить костюм. Учитель: – История освоения Африки длилась очень долго. И поможет нам разобраться с ней интерактивный плакат «Из истории исследований и открытий» и команда любителей истории.
– В глубь веков уходят первые воспоминания о материке Африка. Накопившиеся сведения передавались, как по эстафете, от одной цивилизации к другой. Первые в этом длинном историческом марафоне были мы, древние египтяне. Мы изучали землю к западу и к югу от своего государства. Мы дали описание Ливийской пустыне и верхнего течения реки Нил.
– Следующими были мы, финикийцы. Мы устремились к южному Средиземноморью. На территории современного Туниса мы основали знаменитую колонию Карфаген, первыми открыли Атласскую горную систему. Финикийцы продвигались на запад, вышли к Атлантическому океану. Но, к сожалению, мы, древние народы, не имели истинного представления о размерах материка и считали Африку гигантским островом, а название было дано не сразу. Известные части материка называли Ливией.
– Мы, арабы, изучали береговую линию материка. Очень подробно изучали мы восточное побережье Африки. Открыли Эфиопское нагорье, озёра Чад и Тана, описали Драконовы горы и нижнее течение реки Замбези. В XIV веке арабские путешественники пересекли пустыню Сахара, а в XV веке обошли весь материк с юга. Все народы тщательно скрывали информацию о своих открытиях. В Европе об этих открытиях узнали значительно позже, и поэтому им пришлось как бы заново открывать материк.
– В XI веке Португалия явилась первой из европейских стран, приступивших к изучению материка. Португальцы ставили перед собой задачу найти кратчайший путь в Индию. Они открыли устье реки Конго, прошли все западное побережье. В 1498 году эскадра под командованием Васко да Гамы обогнула южное побережье материка и прошла вдоль восточного. Таким образом, заканчивающийся XV век ознаменовался важнейшим событием: наконец в представлениях европейцев контуры материка приобрели достоверные очертания. Продолжая изучение Африки, португальцы открыли истоки Голубого Нила. Но они, так же как и древние народы, держали свои открытия в тайне (рассказ сопровождается показом маршрута путешествия Васко да Гамы).
– Большую роль в изучении Африки сыграл Давид Ливингстон. Живя в Англии, он изучал нравы, обычаи, языки племён, что во многом предопределило успех его экспедиции. В 1849 году Ливингстон пересекает с юга на север пустыню Калахари и описывает ее природу. В 1853 году он совершает новое путешествие и изучает реку Замбези. Открывает водопад, который он называет «Виктория». Изучает озёра Ньяса и Таганьика. К этому времени больной малярией Ливингстон стал жаловаться на здоровье, его самочувствие с каждым днём ухудшалось. В Европе 5 лет о нём ничего не слышали, а солдаты, бежавшие из экспедиции, распространяли слухи о его гибели. Первого мая 1873 года Ливингстон умер. Африканцы за 1500 км доставили его забальзамированное тело к морю, откуда оно было отправлено в Англию. Ливингстон был одним из немногих, искренне желающих помочь африканцам. Он был против колонизации.
– Я хочу вам рассказать о вкладе русских путешественников и учёных в исследование Африки. И начну я свой рассказать с российского писателя и государственного деятеля Егора Петровича Ковалевского. Он открыл приток Нила – реку Тумат и тем самым опроверг мнение немецких учёных Гумбольта и Риттера, утверждавших, что у Нила есть лишь один приток – река Атбара. Следующим в моём повествовании будет российский этногеограф Африки Василий Васильевич Юнкер. Он путешествовал по Северной и Восточной Африке, изучал южные районы Судана, составил подробное описание долины Нила и прилежащих к ней пустынных территорий. Одним из крупнейших географических достижений его было то, что он фиксировал положение водораздела Нил – Конго почти на всём его протяжении (1200 км). Вывезенную из Африки этнографическую коллекцию Юнкер подарил Российской Академии наук. В 1926 году Африку посетил русский ботаник, растениевод, генетик и организатор науки Николай Иванович Вавилов. Его интересовали древние очаги культурных растений. Больше всего исследований он провел в Эфиопии. Н.И. Вавилов установил, что горные районы Эфиопии – один из центров происхождения культурных растений, родина твёрдых сортов пшеницы, сорго, бананов, кофе. Весь рассказ сопровождается показом материалов электронного плаката. Класс во время докладов должен заполнять табличку:
Учитель: – Для того чтобы дать характеристику физико-географического положения материка, необходимо ответить на следующие вопросы:
Игра-путешествие. Найдите на контурной карте нужные названия и подпишите. (Отвечая, учащиеся выходят к доске и отмечают объекты на карте с помощью Чертежника.)
III. Закрепление. Выполнение географического диктанта – фронтальный опрос. Ученики должны будут устно дать определение понятиям, представленным в диктанте. Проверка осуществляется с помощью программы по итогам ответов. IV. Итог урока.Повторение ключевых моментов по темам:
IV. Домашнее задание.На контурную карту нанести элементы береговой линии, крайние точки, моря и океаны, омывающие Африку. |
План-конспект урока по теме «Choosing a profession» План конспект урока №4 по теме №6 Shopping for everything с проектной деятельностью в 4-а классе, аттестующегося учителя Шмарцевой... | Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
Конспект урока Тема урока: «Чтение слов с буквой ш. Сочетание ши.» Методика преподавания интегрированных уроков осуществляется путем межпредметных связей с созданием реальных жизненных ситуаций. Конспект... | Конспект урока № английского языка в 11 классе Тема урока: Профессия,... Материальное обеспечение урока: Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, видеофрагменты по теме, авторские упражнения... | ||
Конспект урока в 10 б классе По теме «Экзотические фестивали в англоязычных странах и России» Задачи урока: контроль монологической речи по теме урока (защита проектов), формирование навыков диалогической речи, практика в аудировании,... | Конспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений... План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
Конспект урока Тема урока Обобщение по теме «Строение атома» Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока | Конспект урока математики в начальной школе План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
Конспект открытого урока по окружающему миру План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | Конспект урока по обществознанию по теме «Экономика и государство» На изучение данной темы отводится два урока. В ходе первого урока учащиеся изучают | ||
Конспект урока окружающего мира 3 класс Тема: Животноводство План-конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные и их места обитания" | Конспект и презентация урока по теме "Водород" Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа») | ||
Урок по теме «cinema» Конспект открытого урока английского языка по теме "Кино" Цели урока: систематизировать знания чащихся по теме “Кино”; совершенсвовать знания, умения, навыкиучащихся в области устной речи,... | Конспект урока Предмет Номер урока в системе изучаемой темы Заключительный (6-й) урок по теме «Решение уравнений». На предыдущем уроке каждой из пяти групп... | ||
Конспект открытого урока по теме «Значение закона сохранения импульса. Реактивное движение» Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Номер урока в теме №1 (и не обязательно) | Конспект урока по теме «Равнобедренный треугольник и его свойства» План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория |