Курьезный случай





Скачать 87.32 Kb.
НазваниеКурьезный случай
Дата публикации20.06.2013
Размер87.32 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Курьезный случай

(из жизни студентов)
-1-
Жаркий май разматывал маховик надвигающегося лета. Уфа прикоснулась к первому теплу. Взглянув со стороны на улицы города, создавалось впечатление, что ничего особенного в жизни их обитателей не происходит. Все идет своим чередом. Однако был уже май и приближался июнь - пора экзаменов и зачетов. Именно в это время студенческое общежитие совершенно преображалось. Как в муравейнике, создавая нечто подобное броуновскому движению, в бешеном хаосе начинают носить свои тела студенты. Одни мечутся в поиске необходимой консультации, вторые – в надежде урвать конспект лекций, который естественно приобретает роль большого дефицита в среде нерадивых школяров. Ну а третьи, не находя себе места и, как бы в находясь в анабиозе, чувствуя скорый провал носятся в поисках любой еды.

Итак, на улице Фрунзе в пятиэтажном общежитии студентов истфака Башкирского госуниверситета страсти кипели вовсю. Первый курс дрожал, как осиновый лист, в шквальный ветер. Еще не успев забыть страшные воспоминания первой сессии, они оказались под прессом второй, еще более разрушительной. Не менее оптимистично выглядел третий курс. Главным своим несчастьем они по праву считали преподаватель истории средних веков Марка Абрамовича Рабиновича. Он слыл знатоком своего предмета.

«Для меня нет ни черных, ни белых пятен в истории», – говорил он про себя, при этом как бы забывая, что речь идет только о ее средней части.

– Каждый из вас, – говорил он обычно студентам, – должен знать

мой предмет хотя бы так, как знал я его еще в утробе моей бедной

матушки. Но при всем уважении студентов к юмору своего преподавателя, они хорошо знали, что смех на его лекциях обычно превращался в плач на экзаменационной сессии. Имея звания доцента и кандидата исторических наук, Марк Абрамович не мог смириться с тем, что студент, заканчивающий истфак, слабо разбирается в его предмете.

– Невозможно, – страстно говорил он, – понять настоящее, ос-

мыслить будущее, не познав прошлого. И он твердо следовал в своей деятельности этому постулату. Марк Абрамович был грозой студентов. Он был тем катализатором, который задолго до начала зачетов и экзаменов вырабатывал в своих подопечных почти смертельную дозу адреналина. А те, в свою очередь, из поколения в поколение передавали друг другу нашумевшие истории об ужасах, творимых этим на вид простоватым старичком. Все знали: у него «на кондачка» не пролетишь, и если кому-то посчастливилось получить по его предмету «хорошо» в зачетку, то он сразу же был произведен в своей среде, как минимум, в бакалавры.

Но все же не будем отвлекаться... Уже шел второй день, как начал свой отсчет самый тяжелый в студенческой жизни период – экзаменационная сессия.

-2-
Лева Клявлин безуспешно мусолил в руках потрепанный кусок пергамента, отдаленно напоминающего конспект лекций. По правую и левую стороны, как Пизанская башня, возвышались учебники и монографии средневековья. Левка был студентом уникальным – так его окрестили в группе, где он не столько учился, сколько просто числился в списках. Вот

уже третий год, как он, находясь в острых ежовых лапах деканата, чудом перескакивая от семестра к семестру, шел к диплому историка.

Ему везло – то он умудрялся вовремя взять академ, то полагался на совершенно уникальные способности списывать при любых

обстоятельствах и умении много говорить ни о чем. Собственно, он страдал наличием присутствия всякого отсутствия в исторических науках. Однако страсть получить высшее образование взяла верх настолько, что Клявлин, на удивление всего университета все же тянулся от курса к курсу, как тот пьяница, упавший лицом в лужу, инстинктивно разворачивает свое тело в противоположную от медвытрезвителя сторону. Левка понимал, что Рабиновича ему не пройти. Это не тот случай, где можно блеснуть эрудицией пустой риторики, при этом не понимая и сути предмета. В данной ситуации его язык становился его врагом. В этом заключалась его трагедия, которая должна была логично подвести черту в его эксперименте с учебой. Его девиз о том, что в институте только первые 10 лет учиться трудно, не находил

своего подтверждения в данной ситуации. Еще бы, Марк Абрамович

был хоть и стар, но его прыгучесть на лекциях не внушала оптимизма погребальным конторам. А затянуть свой срок отбывания в высшей школе на 15–20 лет не входило в планы даже Левки Клявлина. Впрочем, что я все о нем... Весь курс были в подобном оцепенении, ожидая скорый кошмар

Все студенты были прикованы к учебникам и конспектам. Девушки, а их было более половины, брали зубрешкой. Идя по ночному коридору общежития, непосвященному могло показаться, что он попал в заведение, обычно именуемое «желтым» домом. И слева, и справа, из комнат, кух-

ни и даже туалетов доносился мерный рокот дат, цифр, философских терминов, событий и т.п. Студенты, как мухи, попавшие под струю дихлофоса, ничего не замечали на своем пути.

Итак, Левка Клявлин делал последние петли на своем потрепанном пиджачке, заделывая потайной карман для «шпор». Закончив шитье, он приступил написанию каталога, по которому определял номер нужного листа с ответом на вопрос. Эту операцию он проделывал профессионально. Его тонкие «музыкальные» пальчики легко отсчитывали заготовленные листы ответов на экзаменационные билеты. Но в этот раз уверенность покинула его.
– Да, – почти обреченно вздохнул он, – с Марком у меня вряд ли что

обломится, пора бросать якорь.

Тем временем наступил день сдачи экзамена.

За несколько минут до подъема Левке приснился кошмарный сон, который воссоздал в его измученном мозгу сюжет картины «Утро стрелецкой казни»: Рабинович в красном кафтане Великого Петра, разъезжал на гнедом коне среди студентов. Те, в свою очередь, в одних кальсоны, стояли перед плахой и читали конспекты в ожидании исполнения приговора. Палач взметнул топор и...

– Московское время – шесть часов. Прослушайте новости

Маяка, – послышалось в усыпанном тараканами настенном

громкоговорителе.
-3-

Перед аудиторией уже толпились студенты.

Левка пришел в совершенно непонятном настроении. Видимо, ночь жутких снов настолько напугала его воображение, что он, как ни в чем не бывало, шел, весело напевая: «Утомленное солнце...»

Одногрупники с пренебрежением глядели на него.

– Ты что, рехнулся? – выпалила Лилька, дрожавшая как хвост

кота перед прыжком на мышь.

– Мы все тут ног под собой не чувствуем, а ему хны бы хоть...

– А мне наплевать, – ухмыльнулся Клявлин, – все равно «неуд».

Одним больше, одним меньше…

Тут произошло нечто ужасное. Дверь аудитории со скрипом растворилась, и оттуда показался Марк Абрамович.

– Товарищи студенты, прошу первых пять человек на экзамен.

Его появление произвело на студентов шокирующее действие.

Будто уроганом всех снесло по коридору, разбросав в один миг по туалетам, закоулкам и свободным аудиториям. В коридоре стоял только Клявлин. Рабинович, сделав паузу, мягко пролепетал.

– Так-с, молодой человек, Вас, кажется, Клявлин величать? На-

слышан, наслышан, – протянул он неспеша.

– Не соблаговолите ли Вы пригласить этот пух, который сейчас

разлетелся по углам, ко мне в аудиторию. Напомните, особенно да-

мочкам, что экзамен – это не спринтерское многоборье.

С этими словами он зашел в аудиторию и мягко сел на свой стул, приставив

согнутую клюку к столу. Клявлин вышел из оцепенения и побежал

вытаскивать толпу из импровизированных убежищ. Через пять ми-

нут все уже собрались в пяти метрах у открытых дверей аудитории,

но ближе подойти не решались.

Марк Абрамович, чувствуя студентов по запаху, снова встал и,

опершись о трость, прихрамывая, пошел к выходу очередной раз

зазывать студентов в аудиторию. Перед дверью у него запершило в горле и он , еле успев достать носовой платок, приглушенно чихнул, тем са-

мым спровоцировав предыдущее стихийное бедствие. Студентов

как ветром сдуло, а в коридоре один, стоял все тот же Клявлин.

– Так-с, молодой человек, – возобновил монолог доцент, – как

Вас по фамилии?

– Клявлин, – тихо произнес Левка, не понимая, как это доцент

мог мгновенно забывать только что произнесенную им же фамилию,

и притом в совершенстве знать, в каком году родился герцог Бе-

кингем и его теща.

– А, Клявлин, – снова начал Рабинович, – проходи, проходи, не

стесняйся, посмотрим, так сказать, на твои знания.

Клявлин с подавленным и бледным видом зашел в аудиторию.

Неведомая сила довела его до стола, на котором веером были раз-

ложены билеты. Рабинович сидел на стуле и постукивал указательным пальцем левой руки по рукояти клюки. На доске висела громадная карта, и

Левке вдруг начало казаться, что от нее повеяло формалином.

– Что-то я давненько не видел Вас на моих лекциях, – ехидно

протянул доцент и странно улыбнулся.

Тело Клявлина налилось свинцом.

– Ну ничего, ничего, молодой человек. Пусть это Вас не смуща-

ет. Вы, видимо, хорошо знаете предмет и без моей помощи, так что

берите билет и готовьтесь спокойно.

Левка протянул оцепеневшие пальцы и, закрыв глаза, вытащил

лист. Боясь прочитать вопросы, он быстро шагнул в сторону стола,

как вдруг его остановил знакомый до отвращения голосок.

– Номерочек билетика назовите, пожалуйста.

– Одиннадцатый, – обреченно вздохнул Клявлин.

– Да, молодой человек, не забудьте пиджачок со шпаргалками

повесить на вешалку, тем более, что сегодня, кажется, душновато.

Левка застыл в движении.

– Чему быть, тому не миновать, – сказал он про себя.

Взглянув на билет он понял, что взял в руки листок с приговором и единственное, что остается ему делать в данной ситуации, так

это вписать туда собственноручно свою фамилию.
-4-
Шла десятая минута так называемой подготовки к ответу. За

дверями шушукались девчата и мужики, выползшие уже к тому

времени на свет божий.

– Все ждут первого живца, – процедил сквозь зубы Левка. Вдруг

как гром среди ясного неба прогремело в аудитории:

– Так-с, хорошо. Давайте, молодой человек, пора отвечать.

– Так я еще не готов, – произнес сдавлено Клявлин.

– Ничего, ничего. Сейчас разберемся, кто готов, а кто не готов...

Клявлин надел пиджак и подошел к сидящему доценту.

– Что же Вы там написали? – поглядев на чистый лист бумаги,

задумчиво сказал Марк Абрамович.

– Хорошо, молодец, Клявлин. Ну, а что Вы добавите о распрях

графств?

Левка тупо смотрел на преподавателя, ничего не понимая.

– Ну ладно, – сделав паузу, он продолжил.

– Возьмите указку и покажите мне Париж.

– Что? – вопросительно поглядел Клявлин.

– Париж, милый, Париж.

«Издевается, – подумал Левка. – Ну, ничего, это ему в аду сочтется».

– Так что же, Вы не знаете, где находится столица Франции?

– Как не знаю, – почти прохрипел затравленный студент, подняв

указку и ткнув ею прямо в Эйфелеву башню, нарисованную на карте.

Доцент приподнялся со стула и, прихрамывая, с какой-то игри-

вой прыгучестью подошел к Клявлину, напевая вслух:

– Париж, Париж, ты мне радость даришь… – и чуть слышно,

словно призрак отца Гамлета, прошептал: – Давай зачетку.

Клявлин судорожно достал заветную книжку и нерешительно

протянул ее преподавателю. Марк Абрамович, наскоро что-то на-

писав в ней, вручил Левке и, хлопнув его по плечу, шепотом сказал:

– Чтобы Вашего духу не было. И громко добавил: – Вы свободны-с,

молодой человек...
-5-
Клявлин вышел за дверной проем «камеры пыток» и, может,

впервые почувствовал себя на миг виноватым, как тот микрофон

из общественного лифта. В руках он держал зачетку и, ничего не

видя перед собой, пошел по коридору, еле передвигая ступни. Тол-

па студентов окружила его. Каждый пытался вырвать заветную книж-

ку из его оцепеневших рук. Лилька, как всегда, проявила исключи-

тельную прыть и все же умудрилась выхватить ее. Возникла пауза, и

она восхищенно прокричала:

– Трояк!!! И кому, Левке Клявлину?

– Трояк, – пронеслось по строю студентов и эхом прокатилось по

коридору, отражаясь от стен, как от скал каньона глухой прерии...

Тут же в аудиторию влетели пятеро студентов и, наперебой хва-

тая билеты, расселись по своим местам. Через сорок минут первая

партия выскочила с «неудами», а к концу экзамена только один из

всей группы студент пил пиво, напевая себе под нос: «Париж, Па-

риж, ты мне радость даришь… Официант! Еще бутылочку!»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курьезный случай iconВнеклассное мероприятие по математике в 9-11 классах, Учитель. Дорогие...
Учитель. Дорогие ребята ! Я рада вас при­ветствовать на игре «Счастливый случай»!
Курьезный случай iconРешение: 1-й случай
Сентябрь- октябрь 2011г. –мониторинговые обследования готовности первоклассников к обучению в школе
Курьезный случай iconТематическое планирование 7 класс
Урок №9. Происхождение землетрясений. Правила эвакуации на случай пожара в школе
Курьезный случай iconТема занятия
Учитель. Дорогие ребята ! Я рада вас при­ветствовать на игре «Счастливый случай»!
Курьезный случай iconСогласовано
...
Курьезный случай iconС. В. К64 До школы 3 месяца!?
Учитель. Дорогие ребята ! Я рада вас при­ветствовать на игре «Счастливый случай»!
Курьезный случай iconТема Введение в юридическую психологию
Учитель. Дорогие ребята ! Я рада вас при­ветствовать на игре «Счастливый случай»!
Курьезный случай iconЗадание для выполнения рефератА
Конкурентная фирма в краткосрочном периоде: максимизация прибыли, минимизация убытков и случай закрытия
Курьезный случай iconУчитель: Шиловская Татьяна Евгеньевна
Цель урока: Формирование представления, что звуковая волна – частный случай механической волны
Курьезный случай iconОбщие требования к написанию конспекта
Цель урока: Формирование представления, что звуковая волна – частный случай механической волны
Курьезный случай iconМолекулярная физика и термодинамика лабораторная работа №5 энтропия
Учитель. Дорогие ребята ! Я рада вас при­ветствовать на игре «Счастливый случай»!
Курьезный случай iconТеория вероятностей и математическая статистика
Разберём весьма частный, однако, часто встречающийся случай:  состоит из конечного числа n равновероятных событий
Курьезный случай icon«Плавание тел» 2012-2013 уч г. Цель урока
Учитель. Дорогие ребята ! Я рада вас при­ветствовать на игре «Счастливый случай»!
Курьезный случай iconМ. В. Вербицкой и к фил н. К. С. Махмурян на основе аналитического отчет
Учитель. Дорогие ребята ! Я рада вас при­ветствовать на игре «Счастливый случай»!
Курьезный случай iconОбучение написанию эссе на английском языке
Цель урока: Формирование представления, что звуковая волна – частный случай механической волны
Курьезный случай iconБудущим 10-классникам
А. П. Чехов рассказы «Человек в футляре», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Чёрный монах»,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск