Скачать 65.77 Kb.
|
МБОУ «Краснопоселковская основная общеобразовательная школа» «Плавание тел» 2012-2013 уч.г. Цель урока: Выяснить условия плавания тел в жидкости, усвоить их на уровне понимания и применения, с использованием логики научного познания. Задачи:
Оборудование:
Ход урока Оргмомент. Беседа о временах года, о лете, о купании в водоёмах, плавании человека. Объявление темы урока. (Слайд 1) Актуализация знаний. Ребята, вы можете привести примеры тел, которые плавают на поверхности воды? А какие тела тонут в воде? А как ещё тело может вести себя в воде? Какие это тела? Попробуйте угадать, о каком плавающем теле пойдёт сейчас речь. Сегодня над морем Большая жара; А в море плывёт Ледяная гора. Плывёт и, наверно, Считает: Она и в жару не растает. (Дети отвечают: Айсберг. Слайд 2). А изменилось бы что-нибудь, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на керосин? (Учащиеся путаются в ответах.) Вы не можете точно ответить на этот вопрос. Но у вас уже появляются идеи, гипотезы. А вы хотите всегда правильно отвечать на вопрос: будет плавать или тонуть тело в той или иной жидкости? Давайте сегодня на уроке вместе решим проблему. Проблема. Выяснить: Каковы условия плавания тел в жидкости. Ребята, а вы знаете, какой учёный изучал плавание тел? (Дети отвечают: Архимед, показать Слайд 3 с фото скульптуры учёного). Решение проблемы - изучение нового материала. И начинаем шагать к нашей цели маленькими шажками. «Приложение» Выполняем первое задание на карточке к уроку. Задание 1. Обозначьте силы, действующие на тело, плавающее внутри жидкости. (Дети выполняют задание, проверяем вместе, используя слайд 4). Проведём опыт 1. Перед вами стакан с водой и два бруска: железный и деревянный. Давайте посмотрим, как они будут вести себя в воде. Опустите их в стакан с водой. (Дети проводят опыт и выполняют Задание 2, проверяем по слайду 5). А теперь сделайте вывод об условиях плавания тел в жидкости. (Учащиеся заполняют схему на карточках, сравнивая Архимедову силу и силу тяжести, действующие на тело, проверяем по слайду 6). Итак, мы решили проблему? Как вы думаете, удобно ли нам использовать полученные условия плавания тел для определения: будет ли тело плавать или тонуть в той или иной жидкости? (Дети отвечают, что неудобно, слишком долго придется вычислять). Гипотеза не доказана. Значит, проблема решена не до конца. Продолжаем исследования. Может ли тело в одной жидкости тонуть, а в другой плавать? Проведём опыт 2. У вас два стакана с водой, соль, кусочки картошки. Попробуйте доказать своё предположение. (Дети проводят опыт, они скорее всего догадаются, что в один из стаканов нужно добавить соль). Вывод: в пресной воде картошка тонет, а в солёной плавает. Значит, условие плавания тел зависит от соотношения плотности жидкости и плавающего тела. Докажем это ещё и теоретически. Запишите формулу, выражающую закон Архимеда. (Слайд 6). Запишите формулу для вычисления силы тяжести (Слайд 6). Какие одинаковые величины входят в обе формулы? А какая отличается? Значит, условие плавания тел будет зависеть от плотности веществ. Допишите в опорный конспект условия плавания тел, используя понятие плотности вещества. (Проверим по слайду 6). Вернёмся к моему вопросу. А изменилось бы что-нибудь, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на керосин? (Учащиеся с лёгкостью правильно отвечают на вопрос, используя таблицу плотности веществ). Поработаем с таблицей плотностей веществ.
Посмотрите, как человек плавает в Мёртвом море, плотность солёной воды которого значительно больше плотности пресной. (Слайды 7-8). Мы говорили об условии плавания твёрдых тел в жидкости. Проблема. А может ли одна жидкость плавать на поверхности другой? Проведём опыт 3. Наблюдение всплытия масляного пятна, под действием выталкивающей силы воды. Цель работы: Провести наблюдение за всплытием масла, погруженного в воду, обнаружить на опыте выталкивающее действие воды, указать направление выталкивающей силы. Приборы и материалы: сосуды с маслом, водой, пипетка. Последовательность проведения опыта. Возьмите с помощью пипетки несколько капель масла . Опустите пипетку на глубину 3–4 см в стакан с водой. Выпустите масло и пронаблюдайте, образование масляного пятна на поверхности воды. На основе проделанного опыта сделайте вывод. Снова вернёмся к таблице плотности веществ. Объясним, почему на воде образуется масляная плёнка. Итак, проблема решена, значит, жидкости, как и твёрдые тела подчиняются условиям плавания тел.
Продолжим беседу о жидкостях. Один неглубокий сосуд пригласил в гости сразу три несмешивающиеся жидкости разной плотности и предложил им располагаться со всеми удобствами. Как расположились жидкости в гостеприимном сосуде, если это были: масло машинное, мёд и бензин. (Задача на карточке). 1)Укажите порядок расположения жидкостей. Проверить по слайду 9. 2) В этот сосуд бросили три шарика: парафиновый, пробковый, фарфоровый. Нарисуйте, в какой части сосуда будут находиться эти шарики. Для проверки правильности выполнения задания включить слайд 10 или анимацию «Три жидкости» «Приложение 4». Учёные придумали интересный прибор – ареометр. Посмотрите. (Показать прибор в действительности и на слайде 11). Он представляет собой стеклянную трубку, запаянную с двух концов, на донышке трубки обычно насыпают песок. Прибор плавает на поверхности жидкости. Как вы думаете, для чего нужен этот прибор? На первом рисунке ареометр плавает в воде. Как изменится его расположение, если его погрузить в серную кислоту? (Работа со слайдом 12). А теперь проверим, как хорошо вы усвоили новый материал. Поможет нам в этом компьютер. (Если нет возможности использовать большое количество компьютеров на уроке, я предлагаю и печатную версию теста «Приложение 3».) Проводим опыт 4. Сделайте из фольги маленький кораблик, положите на поверхность воды. Кораблик плавает. А другой кусочек фольги плотненько сверните в комочек – он тонет. Почему же одно и тоже тело ведёт себя по-разному? Домашнее задание.
|
Конспект урока по физике "Плавание тел" (7-й класс) Тип урока: урок-исследование с элементами технологии дифференцированного обучения, икт, игровой технологии | Урок в 7 классе по теме: «Плавание тел. Условия плавания тел» Формировать умение наблюдать физические явления, анализировать их, делать выводы, развивать экспериментальные навыки | ||
План конспект урока Урок 15\2 График плавления и отвердевания кристаллических... ... | Конспект урока физики с применением эор в 8 классе по теме «Плавление... Цель урока: ознакомить с агрегатными состояниями вещества, с процессами плавления и отвердевания тел., а также с графиками плавления... | ||
Урока Учебная тема урока: «Вычисление объемов и площадей поверхностей... ... | Конспект урока по черчению в 8 классе Тема урока Чтение и выполнение... Закрепление знаний, умений и навыков по изучению, выполнению и чтению чертежей геометрических тел, совершенствование графических... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Повторить, обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Давление. Плавание тел» | Урок по теме «Движение и взаимодействие тел» ( 7 класс) Тип урока:... Цель урока: повторить изученный материал по теме «Движение и взаимодействие тел», подготовиться к контрольной работе | ||
Тематическое планирование базового изучения учебного материала по физике в 8 классе Цель урока: ознакомить с агрегатными состояниями вещества, с процессами плавления и отвердевания тел., а также с графиками плавления... | «Давление в жидкостях и газах»; «Физический бой» по теме «Давление... «я- концепции» учителя и ученика: я нравлюсь, я управляю, я нужен, я могу, я творю, я знаю, я владею; позволяющей развивать потребности... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: Объяснить плавание судов. Дать понятие осадки судна, ватерлинии, водоизмещения судна, его грузоподъемности | Агрегатное состояние вещества Цель урока: Ознакомить с агрегатными состояниями вещества, с процессами плавления и отвердевания тел, а также с графиками плавления... | ||
Доклад муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения... Оу казачинский детский сад №1) расположено по адресу: Красноярский край, Казачинский район, с. Казачинское, ул. Вейнбаума,2, тел.... | Владимирова Марина Алексеевна 2012 2013 уч год Цель урок Цель урока: сформировать у учащихся представление о правовом регулировании труда на территории Российской федерации, дать представление... | ||
Конспект урока по физической культуре для учащихся 2 класса (раздел... Обучение навыкам плавания способом кроль на груди и на спине, умение держаться и передвигаться по воде | Название: Плавание: кроль на спине, брасс на груди, кроль на груди Велико и прикладное значение плавания. Переплывать большие расстояния, оказывать помощь терпящему бедствие на воде должен уметь каждый... |