Урока Учебная тема урока: «Вычисление объемов и площадей поверхностей геометрических тел и их комбинаций»





Скачать 70.94 Kb.
НазваниеУрока Учебная тема урока: «Вычисление объемов и площадей поверхностей геометрических тел и их комбинаций»
Дата публикации12.10.2014
Размер70.94 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Сценарий урока по геометрии в 11 классе

«Главней всего погода в доме»

учителя математики МОУ СОШ № 2 ПУГАЧЕВОЙ ЕЛЕНЫ НИКОЛАЕВНЫ
Визитная карточка урока
Учебная тема урока: «Вычисление объемов и площадей поверхностей геометрических тел и их комбинаций»
Тип урока: урок совершенствования знаний и умений.
Цель урока: совершенствование навыков вычисления объемов и площадей поверхностей тел в ходе решения задач практического содержания.
Задачи урока:

- практическое применение формул вычисления объемов и площадей поверхностей геометрических тел;

- формирование базовых национальных ценностей: Семья, Добро,

- развитие коммуникативных способностей, приемов логического мышления.
Форма урока: практическая работа с элементами исследования.
Оборудование: мультимедийный проектор, документкамера, планшеты с названиями основных геометрических тел и формулами их объемов и площадей, магниты, калькуляторы.
Основная идея урока: в ходе решения задач практического содержания показать общекультурную ценность математики, подтверждая высказывание Р.Декарта, что «все вокруг происходит математическим путем»

Сценарий урока «Главней всего погода в доме»

(или «Вычисление объемов и площадей поверхностей геометрических тел и их комбинаций»)


  1. Организационный момент.

  1. Этап актуализации знаний.

Мы заканчиваем изучение школьного курса геометрии. Последние два года были, в основном, посвящены изучению стереометрии.

  • В чем отличие стереометрии от планиметрии?

У: стереометрия изучает геометрические тела в пространстве

  • Приведите примеры пространственных геометрических тел.

У: конус, шар, призма, пирамида, цилиндр (планшеты с названиями геометрических тел прикрепляются к доске)

  • Какие количественные характеристики описывают эти тела?

У: площадь боковой поверхности, площадь полной поверхности, объем.

На предыдущих уроках мы вывели формулы вычисления площадей поверхностей и объемов названных геометрических тел.

Задание: назвать для вычисления какой характеристики какого геометрического тела применяется следующая формула. (Учитель показывает формулу, учащиеся называют ее применение. Планшеты с формулами прикрепляются к доске так, чтобы получилась обобщенная схема «Формулы площадей поверхностей и объемов основных стереометрических тел»)

  • Напомните алгоритм решения задач на вычисление объемов или площадей поверхностей геометрических тел.

У:

  1. Определим вид тела или его частей.

  2. Запишем соответствующую формулу.

  3. Вычислим величины, входящие в формулу.

  4. Выполним вычисления по формуле.




  1. Практическая работа.

- постановка проблемы, определение цели работы.

Французский математик Рене Декарт сказал: «Все вокруг меня происходит математическим путем». Но, наверное, только математик может в полной мере это осознать.

Вы когда-нибудь задумывались о том, что ничего в этом мире не бывает случайным? Неслучайно светит солнце, неслучайно идет дождь. Да и предметы, окружающие нас, имеют неслучайную форму. В том числе и форма жилища человека – его дома – наверное, неслучайна.

Как много в жизни значит Дом!

Как много жизненности в нем!

Начало, цель, причал и завершенье,

Он - точка А и точка В

И в каждой бьющейся судьбе –

Тропинок и путей соединенье.

Человек за всю историю своего существования создавал жилища самой разнообразной формы.

  • Какие виды жилища человека вы знаете?

У: квартира, коттедж, юрта, чум, иглу, шалаш, землянка, изба.

  • Какую форму они имеют? (учащиеся по названным видам жилищ определяют комбинации каких геометрических тел они представляют)

  • Какие виды жилищ других живых существ вы знаете?

У: берлога, нора, гнездо.

  • Какую форму имеют они?

В жизни человека есть такое понятие, как комфортность. «Комфорт – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. (Толковый словарь С.И.Ожегова) И наоборот, если человек испытывает тревожность, подавленность, ему неуютно, он находится в состоянии дискомфорта. Думаю, что каждый из вас испытывал подобные ощущения.

  • Как вы думаете, есть ли связь между чувством комфортности и формой жилища? (дети высказывают свои мнения)

Итак, вы предполагаете, что форма жилища, его линейные размеры влияют на комфортность. Современный человек определяет форму своего жилища сознательно. В мире фауны животные инстинктивно в зависимости от условий обитания придают своему жилищу определенную форму. Да и форма многих этнических жилищ определялась интуитивно.

Итак, вопрос: так ли права природа в выборе формы звериного дома? Может ли человек с его мощным разумом, интеллектом, опытом превзойти природу в своем стремлении сделать свой дом более комфортным?

Поиску ответа на этот вопрос посвящается наша работа.

- выполнение практической работы.

Известна формула вычисления коэффициента комфортности жилища



Коэффициент комфортности всегда меньше или равен 1. Причем, чем ближе к 1 коэффициент комфортности, тем жилище комфортнее.
Задание 1. Вычислите коэффициент комфортности для своей комнаты. (Размеры комнаты вы должны были узнать у родителей) и сделайте вывод о комфортности нашего с вами жилища – комнаты в современном многоквартирном доме.

(учащиеся индивидуально выполняют задание, результаты записывают на контрольный листок. Все контрольные листки с помощью документкамеры проецируются на экран. Учитель тоже вычисляет коэффициент комфортности классной комнаты и записывает на контрольный листок.)

Вывод: современные жилища имеют, в основном, форму прямоугольных параллелепипедов, .

Задание 2. Работая в группах, вычислите коэффициент комфортности некоторых этнических жилищ. Сделайте вывод.

(С помощью презентации демонстрируются формы этнических жилищ:



  • Иглу – эскимосская хижина, построенная из снега. Это купол в человеческий рост, составленный из снежных блоков и низко пропиленной дверью;

  • Чум – конический шалаш из жердей, покрываемый берёстой, войлоком или оленьими шкурами;

  • Юрта – переносное жилище у кочевников, устанавливается 2-3 людьми в течение часа;

  • Дома-корзины «болотных арабов» - древней народности, проживающей в Междуречье и практически уничтоженной в 90-х годах XX века в ходе тотальной мелиорации. Дома строились из камыша и болотного ила на островах из камыша;

  • Шалаш – временное укрытие туристов и путников. )


По окончании вычислений осуществляется проверка результатов.

Вывод: жилище более комфортно, если оно представляет собой комбинацию «округлых» тел.

Задание 3. Работая в парах, вычислите коэффициент комфортности норы мышки-малютки. Решите задачу сначала в общем виде. Сделайте вывод.


Вывод: коэффициент комфортности шара равен 1 независимо от его радиуса.

Действительно, из всех тел равного объема шар имеет наименьшую поверхность, поэтому теплопотери минимизируются. И неслучайно, норы животных имеют сферическую форму, кошка сворачивается в клубок, да и самое первое жилище будущего человека – утроба матери, имеет форму, приближенную к шару.

- подведение итогов практической работы.

Современный человек с его неуемной фантазией порой создает дома самой причудливой формы. Их можно ругать, над ними можно посмеиваться, но уныния точно не будет. Вряд ли мы в них поселимся. Но и не отшатнемся в ужасе, когда пройдем мимо. Хотя бы улыбнемся. (презентация домов причудливой формы)


  1. Подведение итогов урока, домашнее задание.

Домашнее задание: изменить форму своей комнаты так, чтобы увеличить коэффициент комфортности. Необходимо предоставить расчет коэффициента комфортности настоящей комнаты и модернизированной, желательно сопроводить рисунком.

Конечно, комфортность жилища определяется не только его размерами и формой, но и влажностью, цветовым оформлением, запыленностью и т.д.

  • Но почему же народная мудрость утверждает: «С милым рай и в шалаше»? Хотя по нашим вычислениям шалаш имеет один из самых низких коэффициентов комфортности.

У: потому что человек там находится не один, а вместе с тем человеком, которого он любит.

Конечно, для психологического комфорта человека «главней всего – погода в доме, а все другое – суета». Желаю, чтобы в вашем доме всегда была теплая и добрая атмосфера, чтобы все жители вашего дома относились друг к другу с искренней любовью и нежностью.

Спасибо за урок, мне сегодня было очень комфортно. А вам? (рефлексия)
ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточки-задания для групп

Вариант 1.

Вычислите коэффициент комфортности:

  1. иглу диаметром 2 м,

  2. юрты диаметром 3 м, высотой цилиндрической части 1,5 м, высотой конической части 1 м.

Вариант 2.

Вычислите коэффициент комфортности:

  1. чума диаметром 3 м и высотой 2 м,

  2. шалаша длиной 2 м, высотой 1,5 м, шириной 1,25 м.

Вариант 3.

Вычислите коэффициент комфортности:

  1. дома-корзины высотой 2 м, длиной 4 м,

  2. иглу диаметром 2 м.

Вариант 4.

Вычислите коэффициент комфортности:

  1. чума диаметром 3 м и высотой 2 м,

  2. юрты диаметром 3 м, высотой цилиндрической части 1,5 м, высотой конической части 1 м.

Вариант 5.

Вычислите коэффициент комфортности:

  1. шалаша длиной 2 м, высотой 1,5 м, шириной 1,25 м.

  2. иглу диаметром 2 м.

Вариант 6.

Вычислите коэффициент комфортности:

  1. чума диаметром 3 м и высотой 2 м,

  2. дома-корзины высотой 2 м, длиной 4 м.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока Учебная тема урока: «Вычисление объемов и площадей поверхностей геометрических тел и их комбинаций» iconКонспект урока по черчению в 8 классе Тема урока Чтение и выполнение...
Закрепление знаний, умений и навыков по изучению, выполнению и чтению чертежей геометрических тел, совершенствование графических...
Урока Учебная тема урока: «Вычисление объемов и площадей поверхностей геометрических тел и их комбинаций» iconПлан открытого урока Предмет: Математика. Профессия: «Мастер отделочных...
Цель урока: Организовать повторение основных понятий по теме, сформировать понимание значимости математики в будущей профессии
Урока Учебная тема урока: «Вычисление объемов и площадей поверхностей геометрических тел и их комбинаций» iconТема: Вычисление площади криволинейной трапеции Цели урока: Обучающая
Закрепить навыки применения определенного интеграла к вычислению площадей криволинейных трапеций
Урока Учебная тема урока: «Вычисление объемов и площадей поверхностей геометрических тел и их комбинаций» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Ознакомить с соотношением единиц объема, учить переводить одни единицы объема в другие, продолжить работу над текстовыми...
Урока Учебная тема урока: «Вычисление объемов и площадей поверхностей геометрических тел и их комбинаций» iconТема урока: «Вычисление площадей с помощью интегралов» Цель урока
Обобщить и систематизировать теоретический материал по теме. Отработать навыки вычисления первообразных для функций. Отработать навыки...
Урока Учебная тема урока: «Вычисление объемов и площадей поверхностей геометрических тел и их комбинаций» iconТема: “Вычисление площадей плоских фигур
Рассмотрение разных способов (приближенный и точный) вычисления площади «криволинейной трапеции»
Урока Учебная тема урока: «Вычисление объемов и площадей поверхностей геометрических тел и их комбинаций» iconКонспект урока геометрии в 11 классе по теме «Решение одной задачи....
Научные доказательства свидетельствуют о том, что всестороннее развитие личности возможно только в процессе деятельности человека....
Урока Учебная тема урока: «Вычисление объемов и площадей поверхностей геометрических тел и их комбинаций» iconУрока по теме Тема урока
Инструктаж по тб. Моделирование геометрических операций и фигур. Практическая работа №1
Урока Учебная тема урока: «Вычисление объемов и площадей поверхностей геометрических тел и их комбинаций» iconУрока: Решение задач по теме «Объёмы тел вращения»
Учебник, раздаточные материалы, (опорные конспекты с приложенными к ним листами самоконтроля; формулы из планиметрии; формулы объёмов...
Урока Учебная тема урока: «Вычисление объемов и площадей поверхностей геометрических тел и их комбинаций» iconКонспект урока обозначение геометрических фигур фио (полностью) Голик Наталья Алексеевна
Цель урока: сформировать представление у учащихся о способе обозначения геометрических фигур буквами латинского алфавита
Урока Учебная тема урока: «Вычисление объемов и площадей поверхностей геометрических тел и их комбинаций» iconКонспект урока математики Тема: «Плоские и объёмные геометрические тела»
Цель урока: сформировать представление у учащихся о способе обозначения геометрических фигур буквами латинского алфавита
Урока Учебная тема урока: «Вычисление объемов и площадей поверхностей геометрических тел и их комбинаций» iconКонспект урока по теме «Теорема Пифагора» Учитель: Тихомирова Нина...
Изучить теорему Пифагора, расширить круг геометрических задач, решаемых учащимися
Урока Учебная тема урока: «Вычисление объемов и площадей поверхностей геометрических тел и их комбинаций» iconРисование с натуры натюрморта из геометрических тел (куба, цилиндра, конуса)
Перед уроком обязательно должен быть организован просмотр фильма «Рисование с натуры натюрморта из геометрических тел» с целью наблюдения...
Урока Учебная тема урока: «Вычисление объемов и площадей поверхностей геометрических тел и их комбинаций» iconКонспект урока тема урока: «От чего зависит давление газа» Богинский Владимир Гаррьевич
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Номер урока в теме №1 (и не обязательно)
Урока Учебная тема урока: «Вычисление объемов и площадей поверхностей геометрических тел и их комбинаций» iconКонспект урока по обществознанию Тема: «Развитие гражданского права в современной России»
МО, г. Климовск, ул. Рощинская, д. 17- а, тел./ факс: 60- 40- 70, тел.: 62- 21- 22
Урока Учебная тема урока: «Вычисление объемов и площадей поверхностей геометрических тел и их комбинаций» iconУрока Тема урока
Объявление конкурса, разделение на группы. Электризация тел, электрический заряд, конструирование электроскопа, жизнь и деятельность...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск