Реферат Тема: «Формы и методы обучения на уроках истории Удмуртии»





Скачать 146.28 Kb.
НазваниеРеферат Тема: «Формы и методы обучения на уроках истории Удмуртии»
Дата публикации14.03.2015
Размер146.28 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > История > Реферат
Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

РЕФЕРАТ

Тема: «Формы и методы обучения на уроках истории Удмуртии»

Учитель истории, обществознания и краеведения

Деветьярова Лилия Харисовна

Учитель 1 квалификационной категории

г. Глазов

2013г.

Оглавление

стр.

Введение 3-4

  1. Формы и методы преподавания истории Удмуртии. 5-12

  2. Применение проектных методов обучения

с использованием работы в группах. 13-15

  1. Заключение. 16

  2. Приложение. 17

  3. Список использованных источников 18




  1. Введение

Главная цель современного образования − формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. Формирование у учащихся способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности возлагается в первую очередь на образование и главным образом на среднюю школу.

История родного края является основой духовного и нравственного возрождения нашего общества, имеет большое значение в образовательно-воспитательном процессе. Оно включает в себя обширный материал по географии, истории.

Изучение курса истории Удмуртии, направлено на воспитание гражданина России, патриота малой Родины, осознающего свою идентичность как члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности и желающего принять активное участие в развитии культуры родного города и края.

Что такое история родного края? Это наша историческая память. Память ныне живущих о тех, кто ушел, оставив след в истории своей малой Родины.

Надо ли заниматься краеведением? Надо ли это современным учащимся? Такими вопросами я задалась когда начала преподавать данный предмет полным курсом.

С  вопросом «Нужен ли предмет История Удмуртии современным детям?» я обратилась к учащимся 7-х и 9-х классов нашей школы.

И вот какие ответы я получила.

  • история родного края интересна,

  • это важно знать, чтобы уважать историю предков,

  • всегда интересно, откуда ты родом,

  • уважающие себя люди должны знать свой род полностью или хотя бы до седьмого колена,

  • не зная истории родного края нельзя ощущать себя образованным человеком.

Но не все ответы были однозначными, некоторые учащиеся (в основном это были ученики старших классов) ответили так:

  • краеведение нам неинтересно

  • эти знания нам не пригодятся в будущем

Из этого можно сделать вывод: что учащиеся разного возраста относятся к истории родного края неоднозначно.

Отсюда возникало немало трудностей, с которыми приходилось сталкиваться в подготовке и проведении уроков краеведения. Также возникал ряд вопросов:

  • какие методы и формы целесообразно применять в краеведческой работе?

  • Как сделать урок истории родного края интересным и нужным современным школьникам?

Моя недолгая практика преподавания истории родного края показывает, что наряду с проверенными методами, учащиеся с большим интересом воспринимают содержание, полученное при помощи новых форм и методов обучения. В этом случае процесс изучения истории родного края становится интересным, увлекательным, развивает навыки самообразования.

1. Формы и методы преподавания истории Удмуртии
Предмет истории родного края предусматривает активную самостоятельную работу учащихся. На наших уроках мы стараемся реализовать личностные особенности, самобытность, уникальность каждого обучающегося, даем возможность проявить самостоятельность, отстаивать свои позиции по каждому изучаемому вопросу, использовать субъективный опыт.
Необходимо на уроке найти такие эмоциональные струны души, чтобы весь материал проходил через сердце обучающегося, создать на уроке комфортную, бесконфликтную обстановку, ситуацию успеха для каждого. С этой целью необходимо так разработать сценарий урока, подобрать средства и методы обучения, продумать дидактические и деловые игры, тесты, организовать творческую работу, чтобы обучающиеся сначала почувствовали себя россиянами, жителями Удмуртии, а потом осознали это.
На уроках истории Удмуртии применяются различные методы обучения при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение, развиваются способности учеников.

Поэтому следует применять методы обучения, направленные на повышение познавательной активности и самостоятельности, побуждающие искать ответы на вопросы.

Рассмотрим некоторые методы обучения, использующиеся на наших уроках.

Объяснительно-иллюстративный и словесно-печатный методы обучения служат важнейшими источниками получения знаний, позволяют в сжатые сроки и экономным путем передать обобщенные результаты познавательной деятельности предшествующих поколений, вооружают обучающихся систематическими знаниями. Здесь главное действующее лицо – учитель, несущий готовые знания, и достигающий цели лишь в том случае, если его рассказ или текст заставляют учащихся активно мыслить. Например, работая над составлением родословного древа, обучающиеся получают информацию о важности знаний по истории своего рода, примерах составления родословных великих людей, затем «вырастят» в тетради дерево, в корнях которого лежит слово «род», а ветвями дерева будут слова, образованные от данного корня (для составления древа используется словарь В.Даля, статья «род»). Ученики составят совместно с родственниками свое родословное древо, сосчитают количество родственников, увеличивающихся в геометрической прогрессии (я – один, родителей у меня – двое, бабушек и дедушек – четверо (вот они  СЕМЬ Я), прабабушек и прадедушек – восемь…), узнают глубину семейной памяти, отметят ее на ленте времени, получат ответ на вопрос: «Кто мы? Откуда мы?».
При опросе изученного материала и закреплении приобретенных на уроке знаний преобладает воспроизводящая деятельность обучающихся - репродуктивный метод обучения.

Используя картонную картосхему, учащиеся знакомятся с контуром Удмуртии, ее городами, реками, субъектами РФ, граничащими с Удмуртской Республикой. На контурной карте УР отмечают административно-территориальные центры, пути следования ученых, исследующих край в прошлом. В 6 классе при выполнении данной работы большим помощником является учебник.



Скучное задание можно оживить, предложить в знакомом контуре Удмуртии увидеть то, что ни кому еще не удавалось увидеть: медвежонка, гнома, белочку или других животных а потом устроить вернисаж рисунков «Знакомая незнакомка»:



Домашние задания в старших классах (8-9 классы) даются исследовательского характера: написать эссе на заданную тему («Самое знаменательное событие ХХ века, повлиявшее на историю моей семьи», «Самое трагическое событие в истории семьи», «История страны – история семьи»). Провести небольшой социологический опрос на уровне параллели 5- ,6-х ,7-х классов («Игры и игрушки трех поколений»)- результаты опроса удивляют самих учащихся, которые узнают - во что играли их бабушки и прабабушки. Подготовить сообщение («Моя семья в годы Великой Отечественной войны», «Имена в нашей семье»), написать сочинение («Награды в нашем доме», «Школа во времена моей бабушки, или кто такие пионеры», «Кем я могу гордиться в нашей семье»). Подобные творческие работы имеют огромное образовательное и воспитательное значение. Обучающиеся выполняют их с огромным увлечением и чувством ответственности, которое порождается сознанием важности порученного им дела.
Еще одно задание – составление карты звездного неба Удмуртии. Обучающиеся проводят астрономические наблюдения за звездным небом, делают рисунки расположения созвездий на ночном небе в разные сезоны.

В течение учебного года каждый обучающийся по желанию может создать личностно-ориентированную папку творческих работ. Например, работы могут быть следующие: «Родословное древо моей семьи», «История моего имени, именины, почему мне дали это имя, что в имени моем мне предначертано», «Происхождение моей фамилии», «Впиши себя в историю своей семьи (мои достижения)», «Реликвии моей семьи», «Важные события в истории моей семьи», «История страны – история семьи», «Из папиного армейского альбома», «Любимые семейные праздники», «Герб и девиз нашей семьи», «Семейное хобби», «Приходите в гости к нам (семейный уклад, хобби, фирменное блюдо)», «Загляните в семейный альбом»… По итогам годовой творческой работы желательно провести семейный праздник «Крепка семья – крепка Россия», на котором демонстрируются лучшие папки учащихся.
Обучающиеся, владеющие компьютерными технологиями, могут представить проекты-презентации на электронных носителях: «Природа края», «Птицы нашего двора», «История школы», «История школьного музея», «История улицы, на которой я живу», «Улицы, названные в честь: героев гражданской войны, Великой Отечественной войны», «Знаменитые спортсмены нашего города и нашей республики», «М.Т.Калашников – наш земляк».

Составление «Книги памяти» тоже один из методов, который заинтересует ребят, потому что нет ни одной семьи, которой не коснулась бы Великая Отечественная война. Многие родственники погибли, некоторые пропали без вести, поэтому каждому будет, что узнать у родителей и рассказать это в классе , а затем по всем правилам оформления исторических документов ,записать новые сведения в книгу. Подробно об одной из этих методик рассказывает в своей статье Колеватов. «Как дань глубокого уважения к светлой памяти воинов, ценою жизни отстоявших свободу и независимость нашей родины».

Составление «Книги памяти» очень большая и кропотливая работа, требующая не только внимательности, но и умения сопоставлять и общаться с людьми.

Для обучающихся 5-6 классов важно «почувствовать» изученный материал, для этого используются элементы творческих мастерских: на уроках или дома изготавливаются макеты внутреннего убранства дома, тканого полотна, орнаментированного коврика, орудий труда земледельца, оружия и приспособлений охотника, рыболова, посуды изучаемого народа, предметов быта, национальных кукол.



На уроке может быть использован пластилин, глина, нитки, ткань, бумага для оригами. Рассказ учителя о промыслах удмуртов сопровождается практическими работами: изготовляется полотно из цветной бумаги, из ниток и лоскутков создаются народные куклы, постигая искусство гончаров, осваивается жгутиковая техника лепки посуды, способы нанесения орнамента на изделие.

Эти образцы, макеты становятся наглядными пособиям при изучении нового материала. Печатное слово представляется в виде рисунка, кроссворда, ребуса. Знакомство с лекарственными травами закрепляется сбором гербария «Способы народной медицины».

История родного края предусматривает учебно-исследовательскую работу. Исследовательские методы обучения позволяют углубить знания по теме, познакомить с научными методами работы, расширить кругозор. Исследование можно провести по истории, природе края, фольклору, литературным произведениям. Например, проверьте, правильны ли народные приметы, расскажите о результатах своих наблюдений.
Фольклорные источники можно использовать как исторический источник на уроке. После прочтения легенд, притч удмуртского народа, ребята выясняют, что можно узнать о жизни народа в далеком прошлом, по сказкам определяют занятия жителей Удмуртии, их взаимоотношения с другими народами. Можно дать задание самим учащимся придумать притчу (поучительную сказку).
Важное место в обучении краеведения занимают экскурсии по родному краю, посещение музеев. После экскурсии выполняется творческая работа: отчет об экскурсии, написание мини сочинения и т.д.
Занятия могут проводиться в музеях, музейных комнатах нашего города.

Исследовательско - поисковый метод позволяет глубже изучить тему, прочувствовать и понять её, сделать самостоятельный вывод по отношению к данному событию, установить причинно-следственные связи с событиями истории и современностью. Активная познавательная деятельность учащихся в процессе самостоятельной работы оказывают воспитательное воздействие на подрастающее поколение.
Проводятся уроки разные по форме: урок с использованием музейного экспоната «Музейная редкость», урок  воображаемое путешествие «Путешествие в страну исторических источников», «Путешествие по Сибирскому тракту», урок творчества «Промыслы древних удмуртов», драматизация «Легенды и сказки удмуртского народа как исторический источник», урок спектакль «Мултанский процесс», «Русские писатели об Удмуртии», персонификация «Основатель Ижевского оружейного завода – А.Ф.Дерябин», «Записки кавалерист - девицы», заочное путешествие «По городам Удмуртии».

В работе помогают родители. Формы работы с родителями и детьми могут быть разнообразны; уроки с приглашенными родителями «Ответы дает семья», «Диспут поколений», «Из бабушкиного сундука», «Семейные реликвии», «Семейное портфолио»,  симпозиум (дети готовят заранее вопросы родителям), «Мой папа – солдат», «Урок мечты о будущем».

Продолжением уроков служит внеурочная работа по краеведению с семьями обучающихся классные часы, праздники:  «Праздник профессий родителей», «Праздник семейных династий», «Дела давно минувших лет», «Самая читающая семья», «Презентация семьи», «Праздник древо жизни», «Форум семей», «Симпозиум поколений», «От всей души», «Люди нашего дома», конкурс «Самый лучший папа»,  литературно-музыкальная гостиная, «Почтовый ящик (урок письма родителей и детей)», День творчества детей и родителей, город мастеров.

2. Применение проектных методов обучения с использованием работы в группах.

Суть проектного метода − стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие мышления.

По определению И. Д. Чечель, «метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путём самообразования). Активное включение учащихся в создание тех или иных проектов даёт ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде».
На мой взгляд, одной из современных и активных методов обучения из выше перечисленных, является проектная методика обучения с использованием работы в группах.

Групповые методы обучения позволяют решать комплекс задач и прежде всего, повышать интенсификацию урока, развивать самостоятельность учащихся, их самоуправление, способствовать углубленному усвоению программного материала ,отрабатывать комплекс практических умений и навыков. Конечные цели групповой формы работы в проектной деятельности можно определить так:

  • образовательная – получение знаний за наиболее короткий срок путем перераспределения материала отдельных тем курса

  • воспитательная – сплочение коллектива

  • развивающая – отработка практических умений

Проектный метод обучения можно использовать на уроках: «Прошлое, настоящее и будущее нашей школы», «Наш класс в будущем» и многие другие темы.

Как пример, можно предложить учащимся тему: «Чудеса Удмуртии» (это может быть любой объект - горд, памятник природы, событие, историческая личность). В нашем случае «Чудеса Удмуртии. Городище Иднакар».

Этапы данной проектной деятельности:

1 этап. Организационная работа – создание команды, определение правил и ролей (3-4 команды). Я использую два основных принципа формирования групп – свободное (по желанию) и организованное учителем (учащиеся при входе в класс берут карточки, различные по цвету или форме ,конечно деление на группы должно происходить с учетом психологических особенностей учащихся ,но к сожалению не всегда это получается. Затем назначаются консультанты и пред учащимися ставятся задачи и объясняется последовательность выполнения работы.

2 этап. Выбор проблемы – постановка целей (мотивационный блок). В нашем исследовании цель: выяснить уникальность историко - археологического памятника «Иднакар» и его право претендовать на звание одного из чудес Удмуртии.

3 этап. Исследование – сбор и анализ информации по проблеме из разных источников. На данном этапе происходит:

  • знакомство с материалом, планирование работы в группах;

  • распределение заданий консультантами среди участников;

  • индивидуальное выполнение задания, обсуждение индивидуальных результатов работы в группах, обсуждение общего проекта (замечания, дополнения).

В данном проекте предполагается исследовательская работа в ее различных формах – социологические опросы, интервьюирование, анализ литературы, работа в сети интернет и др. Необходимо дать учащимся рекомендации, как работать с литературными источниками в виде памяток (алгоритм действий).

В исследования обращаем внимание на грамотность, научность, правильность информации .

4 этап. Оформление и формулирование ожидаемых результатов – что хотят достичь участники проектной работы. Результатом может быть письмо, листовка, макет, памятка, коллаж, доклад, театрализованное представление, презентация, путеводитель и т.д.

5 этап. Представление проектов и ли распространение информации о результатах исследования. Завершенный проект получает общественную оценку (одноклассников, учителей, родителей), что придает смысл деятельности, повышает мотивацию и ответственность.

6 этап. Оценка результатов проекта и работы команды.

Это, на мой взгляд, самый трудный из всех этапов групповой работы. Он вызывает целый ряд вопросов и споров. Поэтому в самом конце урока разбираются положительные и отрицательные моменты выступления, предоставляется слово консультанту, который характеризует работу каждого члена группы. Разумеется, что оценка заранее согласуется со всеми участниками группы при обсуждении.

7 этап. Рефлексия (анализ собственной деятельности).

Группа отвечает на вопросы: что удалось в проекте, что не получилось и почему,что хотелось бы осуществить в будущем?

Оппоненты, которых выдвигают другие группы, делают свою оценку, указывают на положительные и отрицательные стороны проекта в соответствии с принятыми в самом начале критериями (приложение №2). Выдвигают свои предложения по доработке и совершенствованию проекта, если это необходимо. Жюри, оценивает вклад каждой группы в разработку проекта и его качество. На основании суммарных баллов можно установить рейтинг групп и в случае необходимости выставить дифференцированные отметки. Я в конце урока подвожу общий итог относительно качества проекта.

Хотелось бы добавить, что для эффективного проведения такой формы работы необходимо знать не только уровень знаний класса, но и особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе.

Таким образом, проектные методы с работой в группах, дают возможность приобрести: опыт творческой деятельности; знания; психологическую, теоретическую и практическую готовность к самообразовательной деятельности; способность преодолевать конфликты, возникающие в процессе работы в группе; способность быть лидером команды и брать на себя ответственность, способность работать в команде.

3.Заключение.
Выбор того или иного метода, формы обучения на уроках истории родного края и во внеурочной деятельности определяется конкретной дидактической задачей, содержанием изучаемого материала, уровнем развития обучающихся. При подготовке урока необходимо помнить слова  Сократа: «В каждом человеке солнце, только дайте ему засветиться». Изучая свою семью, свой край, историю своей «малой» родины школьник зажигает свою путеводную звезду, ведущую его к познанию истории.

Список использованных источников:

1. Клименко А.В., Подколзина О.А. Проектная деятельность учащихся.//Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – №9. – С.69-75.

2. Новикова Т. Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование. – 2000. – № 7. – с 151-157

3. Новожилова Н.В. Использование Интернет – технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся. // Завуч. – 2003. – №8. – С.118-125.

4. Проект "Гражданин" – способ социализации подростков.//Народное образование. – 2000. – № 7.

5. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения.//Практика административной работы в школе. – 2003. – №6. – С.24-31.

6. Ермолаева Л. К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению / Л. К. Ермолаева // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2002. — № 3. —  С. 40—47.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат Тема: «Формы и методы обучения на уроках истории Удмуртии» iconПояснительная записка по истории Удмуртии 8 класс
Рабочая программа по истории Удмуртии для 8-го класса разработана на основе примерной программы основного общего образования
Реферат Тема: «Формы и методы обучения на уроках истории Удмуртии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Этому могут способствовать активные формы и методы обучения. К тому же, знания, усвоенные «активно», прочнее запоминаются и легче...
Реферат Тема: «Формы и методы обучения на уроках истории Удмуртии» iconПояснительная записка Программа предусматривает изучение древней...
Программа предусматривает изучение древней истории Удмуртии в 5-х классах и рекомендуется в качестве базового курса по истории Удмуртии,...
Реферат Тема: «Формы и методы обучения на уроках истории Удмуртии» iconУчебно-методический комплекс по (предмету, курсу, факультативу, спецкурсу)....
Формы и методы формирования системного мышления в ходе изучения курсов истории (обществоведения)
Реферат Тема: «Формы и методы обучения на уроках истории Удмуртии» iconУроках изо. 18. Принципы и методы обучения изо относительно концепции Приобщение к
Методы педагогической драматургии в обучении изо. 11. Подготовка учителя к уроку. Конспект урока и его виды. 12. Рисование с натуры,...
Реферат Тема: «Формы и методы обучения на уроках истории Удмуртии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая тема: Активные формы и методы изучения учебного материала на уроках физической культуры
Реферат Тема: «Формы и методы обучения на уроках истории Удмуртии» iconФормы и методы контроля и оценки результатов обучения (для разработки...
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения (по профессиональному модулю)
Реферат Тема: «Формы и методы обучения на уроках истории Удмуртии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель, который работает с шестилетними детьми, должен использовать на уроках разнообразные формы и методы обучения
Реферат Тема: «Формы и методы обучения на уроках истории Удмуртии» iconРекомендации по использованию данной технологии на уроках
Для активизации познавательной деятельности учащихся необходимо разнообразить формы, средства, методы и технологии обучения и методического...
Реферат Тема: «Формы и методы обучения на уроках истории Удмуртии» iconПоложение о проведении республиканского конкурса «Бренд Удмуртии-2013»...
Кейс-метод одна из наиболее эффективных технологий личностно-ориентированного обучения, поэтому внедрение учебных кейсов в практику...
Реферат Тема: «Формы и методы обучения на уроках истории Удмуртии» iconИнтерактивные формы работы с учащимися в учебном процессе
В этой связи в учебной деятельности должны использоваться такие методы обучения, которые будут способствовать самореализации личности...
Реферат Тема: «Формы и методы обучения на уроках истории Удмуртии» iconУроков на тему: «Площадь простых фигур»
Чтобы обеспечить нормальное функционирование класса, формы и методы обучения должна обладать не меньшим разнообразием. Путь к успеху...
Реферат Тема: «Формы и методы обучения на уроках истории Удмуртии» iconУроках истории и обществознания. Обществознание, 9 класс. Тема урока: «Формы культуры»
Учащиеся озвучивают свой список и определяют некоторые признаки той или другой формы. Но в разных формах попадаются одни и те же...
Реферат Тема: «Формы и методы обучения на уроках истории Удмуртии» iconРабочая программа дисциплины история удмуртии направление подготовки «Международные отношения»
Удмуртии сквозь призму профессиональных компетенций, через профессиональные нормы оценивать исторические явления, события, процессы...
Реферат Тема: «Формы и методы обучения на уроках истории Удмуртии» iconТемы практических занятий по истории семинар № Тема
Методология изучения истории: понятие, методы, формационный и цивилизационный подходы к истории, школа «Анналов»
Реферат Тема: «Формы и методы обучения на уроках истории Удмуртии» iconДоклад: «Дополнительные формы обучения и тестовый контроль знаний,...
Тема: Дополнительные формы обучения и тестовый контроль знаний, как средство повышения активности и самостоятельности, учащихся на...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск