Пояснительная записка Программа предусматривает изучение древней истории Удмуртии в 5-х классах и рекомендуется в качестве базового курса по истории Удмуртии, интегрированного с федеральным компонентом исторического образования.





Скачать 152.22 Kb.
НазваниеПояснительная записка Программа предусматривает изучение древней истории Удмуртии в 5-х классах и рекомендуется в качестве базового курса по истории Удмуртии, интегрированного с федеральным компонентом исторического образования.
Дата публикации27.04.2015
Размер152.22 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > История > Пояснительная записка
Пояснительная записка

Программа предусматривает изучение древней истории Удмуртии в 5-х классах и рекомендуется в качестве базового курса по истории Удмуртии, интегрированного с федеральным компонентом исторического образования.

Цель курса: дать определенную систему знаний по истории родного края, формировать у учащихся понимание конкретности исторического процесса, соотнесения его с соответствующими процессами в России. Основным принципом построения курса является сквозная идея преемственности исторического развития и взаимовлияния, взаимопроникновения культур народов, населявших Прикамье в разные времена. Отсюда и задача - формирование понимания сложности и многообразия прошлого объективного подхода к анализу исторических событий, уважения национальных чувств и интересов, осознания необходимости дружбы, сотрудничества и взаимопомощи народов, живущих на территории республики.

Основным принципом построения курса является преемственность исторического развития и взаимосвязь культур и народов, населявших Прикамье в разные исторические эпохи.

Программа рассчитана на курс основной общеобразовательной школы в изучении предмета история, культура и литература родного края (Историческое краеведение). Данная программа составлена на основе базисного плана. Курс изучения исторического краеведения рассчитан на 5 класс, исходя из 1 часа в неделю, всего 34 часа в учебный год.

В ходе занятий учащиеся должны овладеть навыками самостоятельной работы с разнообразными видами источников, научиться ориентироваться в учебной, справочной и исследовательской литературе по темам курса, выработать навыки научного спора, умение корректно отстаивать свои суждения, взгляды, оценки.

Программа составлена с учетом обязательного минимума содержания национально - регионального компонента краеведческого образования для основной школы. В программе содержится перечень основных разделов, тем, практических работ, содержание учебных тем, количество часов по каждой теме.

Программа рекомендуется в качестве содержания базового курса по истории Удмуртии, интегрированного с федеральным компонентом исторического образования. Данное условие может быть реализовано при соблюдении определенных требований: во-первых, учет возрастных, физиологических и психологических особенностей учащихся; во-вторых, умелая организация учебно - воспитательного процесса, адаптирование Программы к профильным и общеобразовательным классам в условиях модернизации современной школы.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения исторического краеведения ученик 5 класса должен

знать/ понимать

- основные этапы и ключевые события истории Удмуртии; выдающихся деятелей истории родного края;

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

- изученные виды исторических источников;

уметь

- соотносить даты событий истории Удмуртии с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории;

- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

- показывать на карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ, отчетов об экскурсиях, рефератов;

- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории родного края, достижениям отечественной культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;

- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Учебно-тематический план

5 класс

Историческое краеведение (34 часа)

п/п

Раздел

Тема

Кол-во часов (всего)

1

Раздел 1. Древняя история.

Тема 1. Введение. Моя родина Удмуртия




11

2




Введение




3




1-3. Удмуртия – часть России




4




4-6. Основные достопримечательности нашей республики




5




7. Выдающиеся люди родного края




6




8-9. Наш район (город) в составе Удмуртии




7




Проверочная работа по теме 1. Введение. Моя родина Удмуртия.




8

Тема 2. Историческое заселение Урала.




7

9




10. Освоение Урала и расселение первых людей




10




11-12. Древние памятники Прикамья




11



13-14. Мастера по камню




12




15. Древние люди уральской языковой семьи




13




Проверочная работа по теме 2. Историческое заселение Урала.




14

Тема 3. Развитие первобытного общества и железного века в Прикамье.




11

15




16. Занятия и орудия труда людей Прикамья в эпоху металла




16




17. Ананьинская культура – период современного проживания племен




17




18. О чем «рассказал» Ананьинский могильник?




18




19-20. Жизнь людей пьяноборской культуры




19




21. Религиозные верования пьяноборцев




20




22. Мастера одежды




21




23. Возникновение изобразительного искусства у древни х народов Прикамья




22




24-25. Древнеудмуртские гончары




23




Проверочная работа по теме 3. Развитие первобытного общества и железного века в Прикамье.




24




Итоговое повторение.

4

25




Контрольная работа.

1


Содержание учебной программы

ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ (5 КЛАСС). 34 часа.

Тема 1. Введение. Моя родина Удмуртия. (11 часов)

Территория, границы, природные богатства Удмуртии. Экономика республики. Национальный состав населения. Удмуртия в многонациональной семье народов России. Топонимика края.

Достопримечательности современной Удмуртии. Вклад Удмуртии в материально-духовную культуру России и мира. Выдающиеся люди родного края.

Наше селение, район или город в составе Удмуртии. Его достопримечательности, население.

Тема 2. Историческое заселение Урала. (7 часов)

Палеолит, мезолит и неолит в Прикамье. Освоение Урала и расселение первых людей. Характеристика природных условий Прикамья. Орудия труда. Уклад жизни населения. Древние стоянки каменного века в поволжско-приуральском регионе. Каповая пещера (Южный Урал), Островская стоянка им. М.Б.Талицкого (Северный Урал), Медвежья пещера, Бызовая стоянка (Северный Урал). Стоянки эпохи мезолита в Удмуртии: у деревень Баринка, Кыйлуд, Степин-цы, Кичаны, Муки-Какси. Стоянки эпохи неолита в Удмуртии: у деревень Среднее Шадбегово (Игринский район), Новый Мултан, Кочур, Кыйлуд (Увинский район).

Тема 3. Развитие первобытного общества в период бронзового и железного веков в Прикамье. (11 часов)

Уральская языковая общность. Появление металла. Изготовление металлических изделий. Сетевое рыболовство. Первые землевладельцы и скотоводы. Переход к железному веку. Возведение городищ. Занятия ананьинцев. Торговый караван. Внешний вид людей. Погребальный обряд. Характеристика пьяноборской эпохи. Древний эпос пермских народов о периоде господства и распада патриархального рода. Особенности появления религии, формы верований. Древние культы. Происхождение изобразительного искусства. Развитие видов искусства: наскальные изображения, орнамент, изображения животных и человека. Начала счета и письма.

Итоговое повторение. (4 часа)

Контрольная работа. (1 час)

Содержание учебной программы

Название раздела, темы

Кол-во часов

Содержание учебного материала

Темы прак. и лаб. работ

Раздел 1. Древняя история.

Тема 1. Введение. Моя родина Удмуртия

11




Проверочная работа по теме 1. Введение. Моя родина Удмуртия.


Введение.




Знакомство с курсом «историческое краеведение Удмуртии»

Удмуртия – часть России

3

Удмуртия в составе России. Занятия жителей Удмуртии сегодня. Удмуртия в многонациональной семье народов. Легенды и были Прикамья.

Основные достопримечательности нашей республики

3

Ижевский железоделательный завод. Ижевский оружейный завод. Сибирский тракт – государева дорога. Собор Александра Невского. «Черное золото».

Выдающиеся люди родного края




Кавалерист – девица Надежда Дурова. П.И. Чайковский. Кедра Митрей. Знаменитый конструктор «АК».

Наш район (город) в составе Удмуртии

2

Поселение на реке Лоза. Достопримечательности. Жизнь людей сегодня.

Тема 2. Историческое заселение Урала

7




Проверочная работа по теме 2. Историческое заселение Урала.


Освоение Урала и расселение первых людей




Эпоха камня, бронзы, железа. Природа Прикамья.

Древние памятники Прикамья

2

Стоянки. Селища и городища. Могильники. Культовые места, клады и случайные находки. Древние стоянки каменного века. Памятники эпохи мезолита. Неолит в Прикамье.

Мастера по камню

2

Самый доступный и качественный материал. Обработка камня. Строительство жилищ.

Древние люди уральской языковой семьи




Уральская языковая семья. Речь, Внешний вид. Культурные связи.

Тема 3. Развитие первобытного общества и железного века в Прикамье

11




Проверочная работа по теме 3. Развитие первобытного общества и железного века в Прикамье.

Итоговое повторение

Контрольная работа


Занятия и орудия труда людей Прикамья в эпоху металла




Появление металла. Изготовление металлических изделий. Сетевое рыболовство. Первые землевладельцы и скотоводы. Переход к железному веку.

Ананьинская культура – период современного проживания племен




Название культуры. Возведение городищ. Занятия ананьинцев. Торговый караван.

О чем «рассказал» Ананьинский могильник?




Внешний вид людей. Одежда мужчин. Одежда женщин. Погребальный обряд.

Жизнь людей пьяноборской культуры

2

Территория. Городище Чеганда I. Хозяйство. Торговля с соседями.

Религиозные верования пьяноборцев




Религиозные верования пьяноборцев.

Мастера одежды




Женский костюм. Обувь.

Возникновение изобразительного искусства у древни х народов Прикамья




Изображения животных и человека. Орнамент. «Звериный стиль. Галановская секира.

Древнеудмуртские гончары

2

Древнеудмуртские гончары.


Календарно - тематический план.


Сроки

Раздел. Тема.

Ученик должен знать.

Ученик должен уметь.

Кимы

I четверть

II четверть

III четверть


Раздел 1. Древняя история.

Тема 1. Введение. Моя родина Удмуртия.

Термины: Россия, Удмуртская Республика, границы, земледелие, животноводство, «черное золото», национальность, легенды, финно-угорская языковая семья, кенеш, Инмар, обряд, империя, фабрика, мастеровые, верстовые столбы, кандалы, археолог, тамга, родовая община, государственный совет, археология, палеолит, мезолит, могильник, культовые места, клады, бронза, тигль, сетевое рыболовство, патриархат, каури, башлык, гривна, полба, височные подвески, фибула, пяслица, гончар, штамп.

- сравнивать, сопоставлять, обобщать и разъединять исторические события и делать выводы;

- работать со справочной, художественной и научной литературой;

- вырабатывать точку зрения по историческому событию и доказывать ее фактами;

- составлять рефераты, доклады, оформлять стенгазеты, альбомы.


Проверочная работа по теме 1. Введение. Моя родина Удмуртия.

Проверочная работа по теме 2. Историческое заселение Урала.

Проверочная работа по теме 3. Развитие первобытного общества и железного века в Прикамье.
Итоговое повторение.
Контрольная работа.

Введение

Удмуртия – часть России

Основные достопримечательности нашей республики

Выдающиеся люди родного края

Наш район (город) в составе Удмуртии

Проверочная работа по теме 1. Введение. Моя родина Удмуртия.

Тема 2. Историческое заселение Урала

Освоение Урала и расселение первых людей

Древние памятники Прикамья

Мастера по камню

Древние люди уральской языковой семьи

Проверочная работа по теме 2. Историческое заселение Урала.

Тема 3. Развитие первобытного общества и железного века в Прикамье

Занятия и орудия труда людей Прикамья в эпоху металла

Ананьинская культура – период современного проживания племен

О чем «рассказал» Ананьинский могильник?

Жизнь людей пьяноборской культуры

Религиозные верования пьяноборцев

Мастера одежды

Возникновение изобразительного искусства у древних народов Прикамья

Древнеудмуртские гончары

IV четверть


Проверочная работа по теме 3. Развитие первобытного общества и железного века в Прикамье.










Итоговое повторение.










Контрольная работа.











Литература

Литература для учителя:

  1. Атаманов М.Г. История Удмуртии в географических названиях. Ижевск, 1997.

  2. Варгин Л.И. Рассказы по истории Удмуртии. Ижевск: Издательство ИУУ, 1995.

  3. Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск, 1994.

  4. Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С. Этнография удмуртов. Ижевск, 1997.

  5. Владимирова Р.А., Корепанов К.И., Никулин Т.Е. Примерные планы – конспекты уроков по истории Удмуртии. Ижевск: Издательство ИУУ, 1995.

  6. Волкова Л.А. О наших предках – хлеборобах. Ижевск, 1996.

  7. Гришкина М.В. Удмурты. Этюды из истории IX – XIX веков. Ижевск, 1994.

  8. Туров В.А., Кожевникова Е.М., Братухин Н.И. Историческое краеведение Удмуртии в 5-6 классах. Ижевск: Издательство ИУУ УР, 2000. – 108 с.

  9. Шумилов Е.Ф. Город на Иже. Ижевск, 1998.

Литература для учащихся:

  1. Варгин Л.И. Рассказы по истории Удмуртии. Ижевск: Издательство ИУУ, 1995.

  2. Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С. Этнография удмуртов. Ижевск, 1997.

  3. Волкова Л.А. О наших предках – хлеборобах. Ижевск, 1996.

  4. Туров В.А., Кожевникова Е.М., Братухин Н.И. Историческое краеведение Удмуртии в 5-6 классах. Ижевск: Издательство ИУУ УР, 2000. – 108 с.

  5. Шумилов Е.Ф. Город на Иже. Ижевск, 1998.

Контроль уровня обученности



п/п

Контрольно-измерительные материалы

Самостоятельные работы

Контрольные работы

1

Проверочная работа по теме 1. Введение. Моя родина Удмуртия.

За курс «Исторического краеведения»

2

Проверочная работа по теме 2. Историческое заселение Урала.

3

Проверочная работа по теме 3. Развитие первобытного общества и железного века в Прикамье.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Программа предусматривает изучение древней истории Удмуртии в 5-х классах и рекомендуется в качестве базового курса по истории Удмуртии, интегрированного с федеральным компонентом исторического образования. iconПояснительная записка по истории Удмуртии 8 класс
Рабочая программа по истории Удмуртии для 8-го класса разработана на основе примерной программы основного общего образования
Пояснительная записка Программа предусматривает изучение древней истории Удмуртии в 5-х классах и рекомендуется в качестве базового курса по истории Удмуртии, интегрированного с федеральным компонентом исторического образования. iconПояснительная записка Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...
Пояснительная записка Программа предусматривает изучение древней истории Удмуртии в 5-х классах и рекомендуется в качестве базового курса по истории Удмуртии, интегрированного с федеральным компонентом исторического образования. iconПояснительная записка 4 тематический план 5 содержание дисциплины...
Изучение археологии позволяет понять органическое единство прошлого и настоящего, раскрывает законы исторического процесса, фундаментальные,...
Пояснительная записка Программа предусматривает изучение древней истории Удмуртии в 5-х классах и рекомендуется в качестве базового курса по истории Удмуртии, интегрированного с федеральным компонентом исторического образования. iconПоложение о проведении республиканского конкурса «Бренд Удмуртии-2013»...
Изучение темы «Реклама в системе маркетинговых коммуникаций». Подготовка к практическим занятиям по теме
Пояснительная записка Программа предусматривает изучение древней истории Удмуртии в 5-х классах и рекомендуется в качестве базового курса по истории Удмуртии, интегрированного с федеральным компонентом исторического образования. iconПояснительная записка рабочая программа по истории создана на основе...
Основные содержательные линии исторического образования реализуются в рамках одного курса истории
Пояснительная записка Программа предусматривает изучение древней истории Удмуртии в 5-х классах и рекомендуется в качестве базового курса по истории Удмуртии, интегрированного с федеральным компонентом исторического образования. iconПояснительная записка рабочая программа по истории 6 класс базовое изучение предмета
Рабочая программа по истории (6 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного...
Пояснительная записка Программа предусматривает изучение древней истории Удмуртии в 5-х классах и рекомендуется в качестве базового курса по истории Удмуртии, интегрированного с федеральным компонентом исторического образования. iconРабочая программа по истории Брянского края. (10 класса. Базовый уровень). Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...
Пояснительная записка Программа предусматривает изучение древней истории Удмуртии в 5-х классах и рекомендуется в качестве базового курса по истории Удмуртии, интегрированного с федеральным компонентом исторического образования. iconПояснительная записка Данная рабочая программа по истории для учащихся...
Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. В основу планирования курса взята авторская программа: А....
Пояснительная записка Программа предусматривает изучение древней истории Удмуртии в 5-х классах и рекомендуется в качестве базового курса по истории Удмуртии, интегрированного с федеральным компонентом исторического образования. iconРабочая программа дисциплины история удмуртии направление подготовки «Международные отношения»
Удмуртии сквозь призму профессиональных компетенций, через профессиональные нормы оценивать исторические явления, события, процессы...
Пояснительная записка Программа предусматривает изучение древней истории Удмуртии в 5-х классах и рекомендуется в качестве базового курса по истории Удмуртии, интегрированного с федеральным компонентом исторического образования. iconПояснительная записка рабочая программа курса всеобщей истории для...
Н. В. Загладина. Программа курса и тематическое планирование к учебнику Н. В. Загладина Всеобщая история Конец XIX начало XXI века....
Пояснительная записка Программа предусматривает изучение древней истории Удмуртии в 5-х классах и рекомендуется в качестве базового курса по истории Удмуртии, интегрированного с федеральным компонентом исторического образования. iconРабочая учебная программа по Всеобщей истории и истории России в...
Данная программа соответствует федеральному компоненту Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и предусматривает...
Пояснительная записка Программа предусматривает изучение древней истории Удмуртии в 5-х классах и рекомендуется в качестве базового курса по истории Удмуртии, интегрированного с федеральным компонентом исторического образования. iconРабочая программа дисциплины история и культура удмуртии направление...
Нелинейное построение курса, по проблемным полям, в соответствии со спецификой направления подготовки бакалавров преследует цель...
Пояснительная записка Программа предусматривает изучение древней истории Удмуртии в 5-х классах и рекомендуется в качестве базового курса по истории Удмуртии, интегрированного с федеральным компонентом исторического образования. iconПояснительная записка рабочая программа интегрированного курса отечественной...
«История России ХХ – начало XXI века» (Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. /...
Пояснительная записка Программа предусматривает изучение древней истории Удмуртии в 5-х классах и рекомендуется в качестве базового курса по истории Удмуртии, интегрированного с федеральным компонентом исторического образования. iconРабочая программа по истории средних веков (6 класс) Пояснительная
Рабочая программа по истории (6 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного...
Пояснительная записка Программа предусматривает изучение древней истории Удмуртии в 5-х классах и рекомендуется в качестве базового курса по истории Удмуртии, интегрированного с федеральным компонентом исторического образования. iconПояснительная записка Изучение базового курса информатики рекомендуется...
Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования. В федеральном базисном учебном...
Пояснительная записка Программа предусматривает изучение древней истории Удмуртии в 5-х классах и рекомендуется в качестве базового курса по истории Удмуртии, интегрированного с федеральным компонентом исторического образования. iconПояснительная записка рабочая программа по истории составлена в соответствии...
Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17. 07. 2009 №148-фз)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск