«история россии»





Скачать 334.37 Kb.
Название«история россии»
Дата публикации14.03.2015
Размер334.37 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > История > Рабочая учебная программа


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт гуманитарного и социально-экономического образования

Кафедра Отечественной истории


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «ИСТОРИЯ РОССИИ»

по направлению «050400 – Социально-экономическое образование. Профиль: Социология, Политология»

по циклу ДПП. 02 – Дисциплины профильной подготовки

(федеральный компонент)
Очная форма обучения Заочная форма обучения

Курс – 4 Курс – 4

Семестр – 8 Семестр – 8

Объем в часах всего – 100 Объем в часах всего – 100

в т.ч.: лекции - 30 в т.ч.: лекции - 10

практические занятия - 20 практические занятия – 4

самостоятельная работа - 50 самостоятельная работа – 86

Экзамен – 8 семестр Зачёт – 8 семестр
Екатеринбург

2012

Рабочая учебная программа по дисциплине «Отечественная история».
ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Екатеринбург, 2012. с. 26
Составитель: Суворов Максим Викторович, кандидат исторических наук, доцент кафедры Отечественной истории
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры отечественной истории Института гуманитарного и социально-экономического образования УрГПУ. Протокол от 02.05.2012 № 10

Зав. кафедрой _______________ М.В. Попов

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Изучение данного курса в вузе предусмотрено Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования 03. Программа составлена в строгом соответствии со стандартом. В то же время многие положения стандарта расширены и развиты в соответствующих темах программы с учетом особенностей развития исторической науки на современном этапе и специфики преподавания социально-гуманитарных дисциплин в педагогических высших учебных заведениях.

Цель курса «Отечественная история» состоит в том, чтобы студенты факультетов неисторических специальностей получили знания по проблемам истории России, что позволило бы обученным правильно ориентироваться в социальном пространстве, сформировало бы у них умение при изучении явлений современной жизни учитывать генетические корни и исторические судьбы этих явлений, формировало бы будущих специалистов, воспитанных на началах патриотизма и гуманизма.

Задачи курса предполагают:

  • знакомство студентов с основными научными концепциями исторического развития;

  • овладение обучающимися основными понятиями исторической науки;

  • изучение хронологии событий истории Советского Союза и России на современном этапе;

  • получение знаний студентами об основных направлениях и результатах внутренней и внешней политики государства в 1917 – 2007 гг;

  • изучение основных проблем социально-экономической истории страны;

  • информированность обучаемых и оценка деятельности основных исторических личностей;

При составлении разделов в данной программе использованы материалы программ, изучающихся на исторических факультетах ведущих вузов России. Одновременно автор стремился адаптировать содержание тем для изучения студентами на факультетах неисторических специальностей.

Курс Отечественной истории, изложенный в данной программе, предназначен для изучения студентами обучающимися по направлению «050400 – социально-экономическое образование. Профиль 050402 – Экономика»». Изучение истории России происходит на четвёртом курсе в течение одного семестра. Чередование лекционных и практических (семинарских) занятий может быть как еженедельное, так и основанное на выделении вначале нескольких недель для чтения лекций, а затем нескольких для проведения семинарских занятий.

Формой отчетности по результатам изучения курса на дневном отделении является экзамен, на заочном – зачёт. В межсессионный период контроль за самостоятельной работой студентов осуществляется проведением контрольных работ и в виде выполнения обучаемыми контрольных заданий и тестов, написанием ими рефератов.

Контрольные вопросы и темы рефератов контрольных работ, докладов и сообщений содержатся в подготовленных на кафедре и опубликованных «Методических материалах по Отечественной истории для дневного отделения неисторических специальностей». УрГПУ. Екатеринбург, 2007, а также в «Практикуме по Отечественной истории. Методические рекомендации по организации семинарских занятий». УрГПУ. Екатеринбург, 2006 (см. приложение).

Для студентов – заочников опубликованы «Методические материалы по курсу «Отечественная история»». УрГПУ. Екатеринбург, 2007», содержащие аналогичные задания и рекомендации, а также планы семинарских занятий (см. приложение). С целью проведения тестовых заданий в помощь преподавателям на кафедре Отечественной истории подготовлено пособие «Отечественная история с древнейших времен до наших дней: тесты для студентов неисторических специальностей». УрГПУ. Екатеринбург, 2006 (см. приложение).

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2.1.Учебно-тематический план очной формы обучения

п/п

Наименование
раздела, темы


Всего трудоем-кость

Аудиторные
занятия


Само-стоя-тель-ная работа

Всего

Лекции

Практи-чес-кие

Лабора-тор-ные

1



Тема I. Россия в условиях общенационального кризиса в 1917 – начале 1920-х гг.

20



6



4



2



-



14



2



Тема II. Советское общество в начале 1920-х – конце

1930-х гг.

16



10



6



4



-



6



3



Тема III. СССР в годы Второй мировой войны. Послевоенное развитие страны (1939 – 1953 гг.).

14



8



4



4



-



6



4


Тема IV. Социально – экономические, политические изменения в СССР в 1953 – первой половине 1980-ых гг.

14


8


4


4


-


6


5

Тема V. СССР в условиях перестройки: 1985-1991 гг. Распад СССР.

18

10

6

4

-

8

6


Тема VI. Россия на новом этапе исторического развития: 1991 -2007 гг.

18


8


6


2


-


10





Итого

100

50

30

20




50


2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения

п/п

Наименование
раздела, темы


Всего трудоем-кость

Аудиторные
занятия


Само-стоя-тель-ная работа

Всего

Лекции

Практи-чес-кие

Лабора-тор-ные

1



Тема I. Россия в условиях общенационального кризиса в 1917 – начале 1920-ых гг.

20



-



-



-



-



20



2



Тема II. Советское общество в начале 1920-ых – конце 1930-ых гг.

16



4



-



4



-



12



3



Тема III. СССР в годы Второй мировой войны. Послевоенное развитие страны (1939 – 1953 гг.).

16



-



-



-



-



16



4



Тема IV. Социально – экономические, политические изменения в СССР в 1953 – первой половине 1980-ых гг.

16


-


-


-


-


16


5



Тема V. СССР в условиях перестройки: 1985-1991 гг. Распад СССР.

16

-

-

-

-

16

6


Тема VI. Россия на новом этапе исторического развития: 1991 -2007 гг.

16

10


10


-


-


6





Итого

100

14

10

4




86


3. Содержание дисциплины
Тема I. Россия в условиях общенационального кризиса (1917 - начало 1920-х гг.)
II съезд Советов и установление советской власти. Первые мероприятия большевистского правительства. Судьба Учредительного собрания и формирование советской политической системы. Выход России из мировой войны. Брестский мир.

Гражданская война и интервенция. Их результат и последствия.

Вопрос о начале гражданской войны и ее виновниках. Военная интервенция и ее влияние на ход и итоги гражданской войны. Основные этапы гражданской войны. «Красный» и «белый» террор.

Политические партии России в условиях гражданской войны. Начало складывания однопартийной системы. Российская эмиграция. Реорганизация и милитаризация деятельности советского тыла. Переход к осуществлению политики «военного коммунизма», ее сущность.

Причины поражения «белых» и победы «красных» в гражданской войне. Итоги и уроки гражданской войны. Ее влияние на последующее развитие советского общества.

Тема II. Советское общество в начале 1920-х - конце 1930-х гг.
Политический кризис в стране начала 1920-х гг. и переход к НЭПу. Решения X съезда РКП(б). Социально-экономическое развитие страны в 1920-е гг. Дискуссии о перспективах социалистических преобразований в России и судьба «ленинского наследия»: Л.Д. Троцкий, Г.Е. Зиновьев и Л.Б. Каменев, Н.И. Бухарин. Кризис НЭПа. Формирование однопартийного политического режима и политическая борьба в руководстве страны. Возвышение И.В.Сталина. Национальные отношения в условиях советского строя. Образование СССР.

Переход к политике форсированных социально-экономических и культурных преобразований в конце 1920-х гг. Социально-экономическое развитие страны в 1930-е гг.: первые пятилетки и их итоги. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Формирование и упрочнение административно-бюрократической системы. Монопольное положение ВКП(б) в структуре государственных и общественных организаций. Массовые репрессии 1930-х гг. Режим личной власти И.В.Сталина. Сопротивление сталинизму.

Советское государство в системе международных отношений в 1920-е-1930-е гг. Внешнеполитическая и военная доктрина большевистского руководства. Деятельность Коминтерна. Дипломатические инициативы советского правительства в 1920-е гг. Борьба за создание системы коллективной безопасности в условиях нарастания опасности фашистской агрессии в 1930-е гг. Поворот во внешней политике СССР в 1938-1939гг. Советско-германский договор о ненападении 1939г., его современные оценки.

Культурная жизнь страны в 1920-х – 1930-х гг.
Тема III. СССР в годы Второй мировой войны. Послевоенное развитие страны (1939-1953 гг.)
СССР в начальный период Второй мировой войны (1939 – июнь 1941 гг.) Экономическое развитие страны в начале третьей пятилетки. Курс на укрепление обороноспособности страны. Идейно-политическая и психологическая подготовка населения страны к войне. Состояние вооруженных сил. Планы советского политического и военного руководства в отношении войны.

Советско-германские отношения после начала Второй мировой войны. Расширение границ Советского Союза в 1939-1940 гг. Советско-финская война. Реакция стран Запада на внешнюю политику Советского Союза. Последствия курса на сближение с Германией.

Великая Отечественная война (1941-1945 гг.). Причины, начало и основные этапы Великой Отечественной войны. Политический план «Ост» и военные планы немецкого командования. Причины поражения Красной Армии в начальный период войны.

Принятие организационных и экономических мер по мобилизации населения и ресурсов страны на ведение войны. Укрепление административно-командной системы в военный период.

Морально-психологическое состояние советского общества в годы войны. Массовый героизм на фронте и в тылу. Борьба советских людей на оккупированных территориях. Коллаборационизм, его истоки и размах. Националистические формирования. Власов и власовцы. Попытка создания единого антибольшевистского фронта.

Складывание антигитлеровской коалиции и проблема помощи союзников СССР. Характер антигитлеровского союза. Проблема второго фронта в Европе. Решения вопросов о сферах влияния и будущем послевоенной Европы и Азии (Тегеранская, Ялтинская и Потсдамская конференции). Проблема репараций. Итоги, цена победы и уроки Второй Мировой войны.

СССР в послевоенный период (1945-1953гг.). Восстановление хозяйства страны после войны. Цели экономической и социальной политики. Характер и содержание послевоенной аграрной политики. Отмена карточной системы. Потребительский рынок и уровень жизни отдельных социальных групп.

Общественно-политическая жизнь страны. Усиление командно-административной системы руководства обществом. «Апогей» сталинизма. Причины, направленность и размах репрессий после войны. Компания по борьбе с космополитизмом и «низкопоклонством». «Ждановщина» и лысенковщина.

Международное положение СССР после войны и начало глобального военно-политического противоречия СССР и США. Внешнеполитическая доктрина И.В. Сталина и ее реализация в 1945-1953 гг. И.Сталин и У.Черчиль о причинах «холодной войны». Доктрина Трумэна и план Маршала Коммунистическое движение. Коминформ. Советско-югославский конфликт.
Тема IV . Социально-экономические, политические

изменения в СССР в 1953 г. – первой половине 1980-х гг.
Советское общество в начале 1950-х гг.: необходимость преобразований. Борьба за власть после смерти И.В. Сталина: Л.П. Берия, Т.М. Маленков, Н.С. Хрущев. Подходы нового политического руководства к реформам XX съезд КПСС и осуждение «культа личности Сталина». Либерализация режима. XXII съезд КПСС - курс на форсированное строительство коммунизма. Попытки осуществления Н.С. Хрущевым экономических реформ в условиях НТР и ее влияния на ход общественного развития. Реорганизация управления в промышленности, преобразования в области сельского хозяйства. «Оттепель» в духовной жизни. Власть и интеллигенция. Реформа народного образования. культурные достижения.

Внешняя политика советского руководства: поиски новых подходов и стереотипы мышления ХХ съезд КПСС и новая концепция внешней политики. Мирные инициативы советского руководства. Обострение конфронтации СССР и США в начале 1960-х гг.: Берлинский, Карибский и Суэцкий кризисы. Углубление противоречий с Китаем и Албанией. Кризис 1956 г. в Венгрии и военная акция СССР.

Противоречивость перемен. Обострение социально-экономических трудностей. Сопротивление власти. События в Караганде (1959г.) и Новочеркасске (1962г.). Кризис политического руководства. Октябрьский (1964г.) Пленум ЦК КПСС и причины смещения Н.С. Хрущева.

СССР в середине 1960-х – первой половине 1980-х гг.: нарастание кризисных явлений. Противоречия и недостатки экономической реформы середины 1960-х гг. Снижение темпов экономического развития и нарастание технологической отсталости и зависимости экономики страны от импорта из ведущих стран мира. Замедление темпов в осуществлении важнейших социальных программ.

Советская внешняя политика. Рост и укрепление власти партийно-государственного аппарата. Л.И. Брежнев и его окружение. Попытки повышения роли Советов в общественно-политической жизни страны. Конституция СССР 1957 г. Падение авторитета КПСС. Ю.В. Андропов, К.У. Черненко.

Нарастание кризисных явлений в духовной жизни советского общества. «Двойная» мораль. Культ «маленького человека». Диссидентство. Культура. Наука. Образование.

Внешняя политика Советского Союза. Военно-политическое противостояние СССР и США: новое соотношение сил. реакция мировой общественности на ввод советских войск в Чехословакию. Политика “разрядки” в первой половине 1970-х гг. Ввод советских войск в Афганистан и его последствия. Обострение международной обстановки на рубеже 1970-х – 1980-х гг. СССР и страны «социалистического содружества». Углубление противоречий между СССР и Китаем. Советский союз и страны «третьего мира». Советско-японские отношения: проблемы развития.

Тема V. СССР в условиях перестройки. 1985-1991 гг.

Распад СССР
Необходимость кардинальных перемен в социально-экономической и политической жизни советского общества М.С. Горбачев и начало перестройки в СССР. Попытка реформирования с сохранением социалистического выбора. Гласность и идеологический плюрализм. Возникновение общественных движений и партий. Поляризация общественных сил. Реформирование политической системы. Первый съезд народных депутатов. Введение института президентской власти в СССР.

Углубление экономического кризиса в стране и нарастание социальной напряженности. Поиски путей реформирования хозяйственного механизма. Судьбы экономических программ.

Поворот советской дипломатии к ослаблению международной напряженности. Концепция нового политического мышления во внешней политике СССР. Конец «холодной войны». Позиция СССР в отношении краха социалистической системы в Восточной Европе.

Нарастание центробежных сил. Кризис СССР как союзного государства. «Парад суверенитетов». Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации. Выборы первого президента РФ. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Противоречия перестройки и причины ее неудач. Распад СССР. Беловежские соглашения. Образование СНГ.
Тема VI. Россия на новом этапе исторического развития.

1991-2007 гг.
Экономическое и социально-политическое развитие. Начало экономических преобразований: либерализация, ваучерная приватизация. Трудности перехода к рынку. Экономических кризис 1998 г. и его последствия. Итоги реформ.

Противостояние двух ветвей власти 1992-1993 гг. Выборы 12 декабря 1993 г. Принятие новой Конституции России. Социально-политическое развитие страны в 1994-1996 гг. Парламентские выборы 1995 г., их итоги. Президентские выборы 1996 г. Усиление политического противостояния в обществе. Правительственная чехарда, попытки импичмента. Парламентские выборы 1999 г. Отставка президента Б.Н.Ельцина. Президентские выборы 2000 г.

Принятие Федеративного договора. Первая и вторая чеченские войны, их причины, отношение к ним в обществе. Сепаратизм и угроза распада России.

Изменение соотношения сил в мире после распада СССР. Россия и СНГ. Участие российских войск в «горячих точках» ближнего зарубежья. Экономические взаимоотношения стран СНГ. Попытки усиления интеграции. Отношение России и Белоруссии, Казахстаном, Киргизией.

Отношение России со странами дальнего зарубежья. Российско-американские договоренности. Россия и НАТО.

Курс президента В.В. Путина на консолидацию общества . Внутренняя политика в начале XXI века. Восстановление позиций России на международной арене. Парламентские и президентские выборы 2007 – 2008 гг.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ


  1. Становление Советского государства. Выход России из Мировой войны (осень 1917 г. – весна 1918 г.).

  2. Гражданская война и военная интервенция. Их причины, результаты и последствия.

  3. Экономический и политический кризис в России в начале 1920-х гг. Новая экономическая политика.

  4. Образование СССР. Национальные отношения в условиях советского строя.

  5. Политика форсированных социально-экономических и культурных преобразований. Итоги первых пятилеток.

  6. Внешняя политика Советской России и СССР в 1920-х гг.

  7. Формирование административно-бюрократической системы. Тоталитарное государство. Массовые репрессии 1930-х гг.

  8. Советское государство в системе международных отношений в 1930-х гг. Эволюция внешнеполитических приоритетов.

  9. Внешняя и внутренняя политика СССР в условиях начавшейся Второй мировой войны (сентябрь 1939 – июнь 1941 гг.).

  10. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Причины, основные этапы, цена победы, исторические уроки.

  11. Изменения в мире после окончания Второй мировой войны. Причины и начало «холодной войны».

  12. Экономическое, политическое и духовное развитие СССР во второй половине 1940-х – начале 1950-х гг.

  13. Реформы в советском обществе в 1950-х – начале 1960-х гг. Н.С. Хрущев.

  14. Внешняя политика СССР в годы «оттепели»: новации и догмы.

  15. СССР в середине 1960-х – первой половине 1980-х гг. Нарастание кризисных явлений.

  16. Внешняя политика СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг. Доктрины и практика.

  17. Советский Союз в условиях перестройки. Распад СССР (1985-1991 гг.).

  18. Россия на новом этапе исторического развития (1992-2007 гг.).


Темы для рефератов, сообщений и контрольных работ


  1. Кронштадский мятеж (весна 1921г.).

  2. Исторические портреты В.И. Ленина, Н.И. Бухарина, Л.Б. Каменева, Г.Е. Зиновьева, А.И. Рыкова, Л.Д. Троцкого, И.В. Сталина.

  3. Народное образование в 1920-е гг. на Урале.

  4. Тоталитаризм как исторический феномен.

  5. Политические процессы в 1920-х – 1930-х гг.

  6. Система ГУЛАГа и её роль в экономике СССР.

  7. Угроза войны против СССР в конце 1920-х – начале 1930-х гг.: миф или реальность?

  8. «Триумф и трагедия» дипломатической судьбы Г.В.Чичерина

  9. М.М. Литвинов – искусный дипломат и мастер политической

  10. интриги.

  11. Прибалтика в 1940-1941: добровольное вхождение или насильственное присоединение?

  12. Причины поражений Красной армии в начальный период Великой Отечественной войны.

  13. Н.С. Хрущёв: политический портрет.

  14. Внешняя политика в годы «оттепели»: новации и догмы.

  15. Экономическая реформа второй половины 1960-х гг. Образование политических партий и движений в конце 1980-х – начале 1990-х гг.

  16. «Бархатные революции» в Восточной Европе.

  17. Б.Н. Ельцин – политическая биография.

  18. М.С. Горбачёв – политическая биография.


Темы лекционных занятий


  1. Россия в условиях общенационального кризиса (1917 – начало 1920-ых гг.).

  2. Советское общество в начале1920-ых – конце 1930-ых гг.

  3. СССР в годы Второй мировой войны (1939 -1945гг.).

  4. Послевоенное развитие Советского Союза (1946 – 1953 гг.).

  5. Социально-экономические, политические и духовные изменения в СССР в 1953г. – первой половине 1980-ых гг.

  6. СССР в условиях перестройки: 1985 -1991 гг. Распад СССР.

  7. Россия на новом этапе исторического развития: 1991 - 2007 гг.


Темы семинарских занятий1


  1. Советское государство в годы НЭПа.

  2. Советское общество в конце 1920-х – 1930-х гг.

  3. Внешняя политика советского государства 1920-е – 1930-е гг.

  4. Борьба советского народа с агрессией фашистской Германиию1941 –1945 гг.

  5. Реформы в советском обществе в 1950-ых – 1960-ых гг.

  6. Советская внешняя политика в условиях «холодной» войны.

  7. Советский Союз в годы «перестройки». 1985 – 1991 гг.


4. Самостоятельная работа и организация контрольно-оценочной деятельности. Темы, вынесенные на самостоятельное обучение для студентов заочного отделения.


  1. Тема II. Советское общество в начале 1920-х – конце 1930-х гг.

  2. Тема III. СССР в годы Второй мировой войны. Послевоенное развитие страны. (1939 -1953 гг.).

  3. Тема IV. Социально-экономические, политические изменения в СССР в 1953 – первой половине 1980-х гг.

  4. Тема V. СССР в условиях «перестройки». 1985-1991 гг. Распад СССР.

  5. Тема VI. Россия на новом этапе исторического развития (1991 – 2007 гг.)


ТЕСТЫ

ВАРИАНТ 1
Тема II

1. Что из перечисленного было проведено советским руководством в период НЭПа?

1. восстановление частной собственности на землю,

2. денационализация мелкого производства,

3. свободная торговля на внешнем рынке.

2. Когда началась «сплошная коллективизация» в СССР?

1. Осень. 1927 г.

2. осенью 1929 г.

3. в начале 1930 г.
3. Что послужило поводом для усиления массовых репрессий во второй половине 1930-х гг.?

1. Убийство С.М. Кирова,

2. Усиление внутрипартийной борьбы в ВКП (б),

3. Ухудшение экономического положения в стране.
Тема III

4. Кто из перечисленных политических деятелей принимал участие в Тегеранской и Ялтинской конференциях?

1. И.Сталин,

2. Н.Чемберлен,

3. Б.Муссолини,

4. Ф.Рузвельт,

5. У.Черчиль

5. Когда закончилась Вторая мировая война?

1. 2 сентября 1945 г.

2. 9 мая 1945 г.

3. 30 апреля 1946 г.
6. Какое сражение считается коренным переломом в Великой Отечественной войне?

1. Курская битва,

2. Московская битва,

3. Сталинградская битва.
7. Каковы причины "холодной войны"?

1. стремление СССР подтолкнуть социалистические революции,

2. агрессивная политика стран капитализма,

3. противостояние двух систем, стремление получить одностороннее

превосходство.
Тема IV

8. В чем состояло главное достижение социальной политики в 1950-1960-е гг.

1. сокращение пенсионного возраста,

2. расширение масштабов жилищного строительства,

3. отмена обязательной прописки по месту жительства.

9. Когда первый космонавт совершил полет в космосе?

1. 4. октября 1957 г.

2. 12 апреля 1961 г.

3. 28 октября 1964 г.
10. Кто в 1970-1980-х годах фактически был главой СССР, хотя юридически таковым не являлся?

1. Председатель Верховного Совета СССР,

2. Председатель Совета министров СССР,

3. Генеральный секретарь ЦК КПСС.

11. Какое явление хозяйственной жизни СССР называли "теневой экономикой"?

1. Продажу товаров на колхозном рынке,

2. валютные махинации,

3. подпольную, скрытую от учета и контроля государства экономическую деятельность
12. Что означает понятие "диссидентство"?

1. особый жанр постмодернистской литературы,

2. движение интеллигенции, выступающей за свободу творчества,

3. противостояние господствующей идеологии.
Тема V

13. Какой лозунг положил начало разработки политического курса, названного "перестройкой"?

1. ускорение темпов социально-экономического развития,

2. свобода слова и политический плюрализм,

3. приватизация и развитие рыночных отношении
14. Когда СССР прекратил свое существование?

1. 25 декабря 1991 г.,

2. 21 августа 1991 г.,

3. 3 октября 1993 г.
Тема VI

15. В каком году принята Конституция Современной России?

1. 1991 г.

2. 1993 г.

3. 1996 г.

16. Какая партия завоевала большинство в Государственной Думе на парламентских выборах в 1996 г.?

1.КПРФ

2.ЛДПР

3.Наш дом Россия
ВАРИАНТ 2
Тема II

1.какой слой населения в 1920е-1930-е гг. большевистским руководством и официальной пропагандой в СССР относился к «эксплуататорским» классам?

1. «батраки»

2. «кулаки»

3. «бедняки»

4. «середняки»
2. Когда образовался СССР?

1.март 1921 г.

2.декабрь 1922 г.

3.май 1929 г.

4.май 1930 г.
3.Что такое «ежовщина»?

1.политика форсированной индустрии

2.политика раскулачивания

3.борьба против инакомыслия в идеологии

4.массовые необоснованные репрессии в 1937-1938 гг.
Тема III

4. Война СССР с какой страной предшествовала Великой Отечественной войне?

1. с Францией

2.с США

3.с Италией

4.с Финляндией
5.Кто из советских военачальников руководил операциями в битве под Москвой в 1941-1942?

1. Г.К.Жуков

2.К.К.Рокосовский

3.И.С.Конев

4.Р.Я.Малиновский
6.Когда Советский Союз испытал свою первую атомную бомбу?

1.в 1947 г

2.в 1949 г.

3.в 1990 г.

4.в 1053 г.
Тема IV

7. Чем объяснял в докладе на ХХ съезде КПСС Н.С.Хрущев массовые репрессии, в какой стране?

1. происками внешних врагов

2.ошибками партии

3.негативными чертами личности И.В. Сталин

4.принципиальной ошибочностью марксизма-ленинизма
8. Каким образом в 1950 – гг. Н.С.Хрущев пытался решить в СССР «зерновую проблему»?

1.повышение урожайности пшеницы

2.выращивание кукурузы

3.освоением целинных и залежных земель

4.закупкой хлеба
9.Кого из писателей в период «застоя» причисляли к «диссидентам»-противникам правящего режима?

1. А.Твардовский

2.А.Сурков

3.А.Солженицын

4.В.Кочетов
Темы V

10.Кто был руководителем государства в эпоху «перестройки»?

1. Ю.Андропов

2.Л.Брежнев

3.Н.Хрущев

4. М.Горбачев
11.Что было новым в проводившихся в марте 1989 г. выборах высших государственных органов в СССР?

1.выборы были равными

2.голосование было тайным

3.выборы были альтернативными

4. выборы были всеобщими
12. Как называлась внешнеполитическая доктрина, разработанная М.С.Горбачевым?

1.мирное сосуществование

2.мирное содружество

3.новое мышление

4.разрядка международной напряженности

Тема VI

13.Какая из перечисленных стран относится к странам «ближнего зарубежья»?

1. Польша

2.Чехия

3.Армения

4.Иран
14.Когда в России была ликвидирована Советская власть?

1.в августе 1991 г.

2.в январе 1992 г.

3.в сентябре 1993 г.

4.в январе 1994 г.
15. Кто был избран первым президентом России?

1. М.Горбачев

2. Б.Ельцин

3 Е.Гайдар

4. В.Путин
Ключи к тестам см. в сборнике «Отечественная история с древнейших времен до наших дней: тесты для студентов неисторических специальностей».


5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ, ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ
В процессе изучения данного курса студенты должны знать:

  • фактический материал по основным периодам истории России;

  • различные исторические концепции;

  • хронологию и персоналии основных исторических событий;

уметь:

  • владеть элементами историографического подхода к освещению исторических событий;

  • пользоваться справочником, энциклопедиями, историческими картами, схемами и т.д.;

  • раскрыть и объяснить причинно-следственные связи исторических событий.


Критерии экзаменационных оценок
Нормы оценки знаний предполагают учет индивидуальных особенностей студентов, дифференцированный подход к обучению, проверке знаний.

Развернутые устные ответы студентов на экзаменах оцениваются по четырёхбальной системе. При этом учитываются: глубина знаний (опора на теоретические положения российской и зарубежной исторической науки), полнота знаний, логичность изложения материала, включая обобщения, выводы (в соответствии с заданным вопросом), соблюдение норм литературной речи.

Оценка «Отлично» – материал усвоен в полном объеме, изложен логично, без существенных ошибок, не требует дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны, применяются умения, необходимые для ответа, речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложный вопрос.

«Хорошо» – в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания.

«Удовлетворительно» – в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное (пересказ учебника), несистематизированное, содержит существенные ошибки, в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная.

«Неудовлетворительно» – главное содержание материала не раскрыто.
6.УЧЕБНО-МЕТОДИЧКСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
6.1. Рекомендуемая литература

Основная

1. Барсенков, А.С. История России, 1917 – 2004 [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов по спец. 020700 История/А.С. Барсенков, А.И. Вдовин. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 816 с. Хранение: АБ, К26 Количество: 4, 1

2. Зуев М.Н. История России с древнейших времен до начала XXI века [Текст]: учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы/М.Н. Зуев. – 9-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2006. – 928 с. Хранение: АБ Количество: 1

3. История России (IX – XX вв.) [Текст]: учеб. для студентов вузов неист. спец./С.Н. Полтрак, З.О. Дживиашвили, А.В. Кириллов и др.; под ред. А.Ю. Двориченко, В.С. Измозика. – 2-е изд., исправ. и доп. – М.:Гардарики, 2003. – 530 с. Хранение: АБ Количество: 3

4. История России [Текст]: учеб. для студентов вузов/А.С. Орлов [и др.]; Моск. гос. ун-т. Ист. фак. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2006. – 528 с. Хранение: АБ, К26 Количество: 99, 1

5. История России: IX – XXI века: От Рюрика до Путина [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов по гуманитар. спец./ отв. ред. Я.А. Перехов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: МарТ, 2003. – 672 с. Хранение: АБ, К26 Количество: 2, 1

6. История России [Текст]: учебно- метод. пособие для студентов вузов/А.В. Лубский, М.В. Братолюбова, И.Г. Брызгалва и др.; под ред. Г.Н. Сердюкова. – М.: МарТ; Ростов н/Д: МарТ, 2004. – 2004. – 544 с. Хранение: АБ, М19, К 26 Количество: 27, 1, 1

7. Кузьмин, А.Г. История России с древнейших времен до 1618 г. [Текст]: учеб. для студентов вузов: в 2 кн./А.Г. Кузьмин; под общ. Ред. А.Ф. Киселева. – М.: ВЛАДОС.- Кн.1. – 2003. – 448 с. Хранение: АБ, К26 Количество: 4, 1

8. Отечественная история [Текст]: Курс лекций по истории России с древнейших времен до наших дней для студентов неист. спец./Урал. гос. ун-т, каф. Отеч. истории; под ред. В.В. Чернышкова. – Екатеринбург: [б. и.] Ч. 5. , 2003. – 87 с. Хранение: АБ, М19 Количество: 24, 1

9. Россия в мировой истории [Текст]: учеб. для студентов техн. вузов/В.С. Порохни. - 2-е изд., исправ. и доп. – М.: Логос, 2003. – 592 с. Хранение: АБ, М19 Количество: 8, 1, 1

10. Скворцова, Е.М. История Отечества [Текст]: учеб. для студентов вузов/Е.М. Скворцова, А.Н. Маркова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 845 с. Хранение: АБ. М19, К26 Количество: 9, 1

Дополнительная

1. Барсенков, А.С. История России, 1938 – 2002 [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов по спец. 020700 История/А.С. Барсенков, А.И. Вдовин.- М.: Аспект Пресс, 2003. – 540 с. Хранение: АБ, К26 Количество: 4, 1

2. Вишняков, С.А. История государства и культуры России [Текст]: учеб. пособие/С.А. Вишняков. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 128 с. Хранение: АБ, К26 Количество: 2, 1

3. Данилов, А.А. История России. IX – XIX вв. Справочные материалы. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 432 с. Хранение: АБ, М19, СБО, К26 Количество: 12, 1, 1, 1

4. Данилов, А.А. История России. XX век. Справочные материалы. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 336 с. Хранение: АБ, К26, СБО Количество: 1, 1, 1

5. История России XIX – начла XX веков [Текст]: учеб. для студентов вузов по гуманитар. спец./В.А. Георгиев [и др.]; под ред. В.А. Федорова. – 4-е изд., переаб. И доп. – М.: Проспект: Вебли, 2006. – 536 с. Хранение: АБ Количество: 60

6. История России с древнейших времен до конца XVII века [Текст]: учеб. пособие для вузов по спец. 030401 «История»/Л.Н. Вдовина [и др.]; под ред. Л.В. Милова. – М.: Эксмо, 2006. – 768 с. Хранение: АБ Количество: 1

7. Кто был кто в Великой Отечественной войне. 1941 – 1945 гг. Люди. События. Факты./ Под ред. О.А. Ржетевского. – М., 2000 Хранение: АБ, К26, СБО Количество: 1, 1, 1

8. Милов, Л.В. История России XVIII – XIX веков [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов по спец. 030401 «История»/Л.В. Милов, Н.И. Цимбаев; под ред. Л.В. Милова. – М.: Эксмо, 2006. – 784 с. Хранение: АБ Количество: 1

9. Некрасова, М.Б. История России [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов по неист. спец./М.Б. Некрасова. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 365 с. Хранение: АБ, М19, К26 Количество: 8, 1, 1

10. Новейшая история России, 1914 – 2002 [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов по спец. 020700 «История»/С-Петерб. гос. ун-т; В.А. Кутузов, Н.Б. Лебина, И.С. Ратьковский и др.; под ред. М.В. Ходякова. – М.: Юрайт, 2004. – 525 с. Хранение: АБ, М19, К26 Количество: 18, 1, 1

11. Новейшая отечественная история. XX век [Текст]: учеб. пособие для студентов по спец. 020700 «История» и 032600 «История»: в 2 кн.(Университетское образование) Кн.1. – 2004. – 447 с.: ил. Хранение: АБ, М19, К26 Количество: 8, 1, 1

12. Павленко, Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года [Текст]: учеб. для студентов вузов по направлению и спец. «История»/Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров; под ред. Н.И. Павленко. – 3-е изд., перераб. – М.: Высш.шк., 2004. – 536 с. Хранение: АБ, К26 Количество: 9, 1

13. Россия в мировой истории [Текст]: учеб. для студентов техн. вузов оп дисциплине «Отечеств. история»/В.С. Порохня, И.Н. Андреева, А.В. Бармина и др.; под ред. В.С. Порохни. – М.: Логос, 2003. – 592 с. Хранение: АБ. К26 Количество: 4, 1

14. Россия. XX век. Документы и материалы [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов по спец. 020700 «История», направлению 520800 «История»: в 2 кн./Сост. А.Н. Бачинин и др.; под ред. А.Б. Безбородова. – М.: Высш. шк. Кн.1. – 2004. – 400 с. Хранение: АБ, К26 Количество: 9, 1

15. Семеникова, Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций [Текст]: учеб. для вузов по спец. «История»/Л.И. Семеникова. – 6-е изд., перераб. – М.: Университет, 2003. -75 с. Хранение: АБ Количество: 2

16. Семин, В.П. История Отечества [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов/В.П. Семин. – М.:Акад. Проект, 2005. – 560 с. Хранение: АБ, М19 Количество: 9, 1

17. Хрестоматия по истории России с древнейших времен др 1618 г. [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов по спец. 032600 «История»Под ред. А.Г. Кузьмина, С.В. Перевезенцева. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 656 с. Хранение: КЛ9 Количество: 100

18. Хрестоматия мо истории России [Текст]: учеб. пособие для студентов неист. фак. Вузов/А.С. Орлов, В.А. Георгиева, Т.А. Сивохина; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Ист. фак. – М.: Проспект, 2004. – 592 с. Хранение: АБ, М19 Количество: 4, 1

6.2. Информационное обеспечение дисциплины
Ресурсы локального доступа

1. Лекции по Отечественной истории для студентов неисторических специальностей. [Электронный ресурс]: учебное пособие. Екатеринбург. 1 электрон. опт. диск.(CD-ROM).
Ресурсы удаленного доступа

1. Электронная библиотека УрГПУ – http://e-lib.uspu.ru

2. Рабочая учебная программа по истории России для неисторических специальностей – http://distant.uspu.ru

7.МАТЕРИАЛЬНО–ТЕХНИЧЕСКОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
При изучении данной дисциплины рекомендуется использовать:

- учебно-наглядные пособия (таблицы, схемы, карты и др.),

- карточки раздаточного материала,

- аудиовизуальные материалы,

- специализированные аудитории, музеи,

- технические средства обучения (компьютерная техника, аудио-, видеоаппаратура).


8. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ ПРОГРАММЫ
Суворов Максим Викторович,

кандидат исторических наук,

доцент кафедры Отечественной истории УрГПУ,

Тел.: (343) 235 – 76 – 51.




РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА



по дисциплине «ИСТОРИЯ РОССИИ»
для специальности/по направлению по направлению «050400 – Социально-экономическое образование. Профиль «050402 – Экономика»» по циклу ДПП.Ф.02 – Дисциплины профильной подготовки

(федеральный компонент)

Подписано в печать Формат 60х84/16

Бумага для множительных аппаратов. Усл. печ. л. .

Тираж экз. Заказ .

Уральский государственный педагогический университет.

620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.

1 Тематика, списки литературы по темам и методические рекомендации для студентов опубликованы на кафедре: «Практикум по Отечественной истории. Методические рекомендации по организации семинарских занятий. УрГПУ. Екатеринбург, 2006».



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«история россии» iconЗагладин Н. В. История. История России и мира. 10-11 кл
Государственному образовательному стандарту по истории. Планирование адаптировано к учебному плану мбоу всош №5, предназначено для...
«история россии» iconДоклад директора / публичный отчет
России. На изучение курса истории в 7 классе отводится 70 часов, из них, согласно программе, новая история изучается 30 часов, история...
«история россии» iconМетодика преподавания бурятского языка раздел 1
России. На изучение курса истории в 7 классе отводится 70 часов, из них, согласно программе, новая история изучается 30 часов, история...
«история россии» iconРабочая программа дисциплины историческая география россии направление...
«Современная история России», «Этнология и социальная антропология», «Историческое краеведение», «Историческая демография», «Социальная...
«история россии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 03 История России...
Дисциплина «История России (1945-2007 гг.)» рассчитана на студентов очной формы обучения по направлению 032600 История
«история россии» iconРабочая программа по истории (учебный предмет) 7 (классы) (2012-2013 уч год)
России. На изучение курса истории в 7 классе отводится 70 часов, из них, согласно программе, новая история изучается 30 часов, история...
«история россии» iconПаспорт проекта лингвистических классов гимназии №33 “Buryatia welcomes...
России. На изучение курса истории в 7 классе отводится 70 часов, из них, согласно программе, новая история изучается 30 часов, история...
«история россии» iconРабочая программа по курсу «История. История России и мира» 10 класс (базовый уровень)
Учебник: Загладин Н. В., Симония Н. А. История. История России и мира. 10 класс. М.: Русское слово,2007
«история россии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Всеобщая история. История России» 10 – 11 классы. Автор составитель: Алексашкина Л. Н. и авторской программы к учебникам «Дрофы»,...
«история россии» iconПояснительная записка рабочая программа по истории России предназначена...
Хvi века. 6 класс; Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. Конец ХVI – ХVIII век. 7 класс; Данилов А. А., Косулина Л. Г. История...
«история россии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
России. На изучение курса истории в 8 классе отводится 68 часов, из них, согласно программе, новая история изучается 28 часов, история...
«история россии» iconТематическое планирование курса «История России» по программе А....
Что изучает история Отечества. История России- часть всемирной истории. История региона- часть истории Родины. Исторические источники...
«история россии» iconРабочая программа Курса истории 7 класса к учебникам: Данилов А....
Данилов А. А. История России: История России. Конец XVI-XVIII век Учебник. 7 класс: / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. –М.: Просвещение,...
«история россии» iconДанилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца 16 века
Количество часов в неделю 2; на год 70 часов: История средних веков 34 часа, история России 36 часов
«история россии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Н. В. Загладина, С. И. Козленко, Х. Т. Загладиной «История. История России и мира», 2010 г., в соответствии с учебником: «Всемирная...
«история россии» iconДанилов А. А., Косулина Л. Г. Учебник История России, XIX век
Рабочая программа по истории для 8 класса состоит из двух больших модулей: Новая история ( 19 век) и история России (19 век); составлена...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск