Рабочая программа по истории России предназначена для 6-9 классов общеобразовательных учреждений. Она состав­лена на основе Федерального государственного образователь­ного стандарта основного общего образования и Примерной программы по истории,





Скачать 390.25 Kb.
НазваниеРабочая программа по истории России предназначена для 6-9 классов общеобразовательных учреждений. Она состав­лена на основе Федерального государственного образователь­ного стандарта основного общего образования и Примерной программы по истории,
страница1/2
Дата публикации18.03.2015
Размер390.25 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
  1   2
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 46 г. Томск
Рассмотрено Утверждаю
на заседании МО Директор
гуманитарного цикла МАОУ СОШ № 46
Протокол №__от______ ________________
Руководитель МО
_______________Мазепа Е. В. Некрасова Н. Ю.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИСТОРИИ ДЛЯ 8 КЛАССА

НА 2013-2014 ГОД

учителя истории и обществознания

Трефиловой Анастасии Викторовны

Томск 2013

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории России предназначена для 6—9 классов общеобразовательных учреждений. Она состав­лена на основе Федерального государственного образователь­ного стандарта основного общего образования и Примерной программы по истории, а так же авторской программы Данилова А. А., Косулиной Л. Г., Морозова А. Ю. М.: Просвещение, 2011 год.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Определяет образовательные за­дачи и универсальные учебные действия на уроке, объем освоения и уровень владения компе­тенциями, раскрывает дополнительную внеурочную деятельность, направленную на усвоение предмета. Рассчитана на 46 учебных часов из расчета 2 часа в неделю. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник Юдовской А.Я. Баранова П.А. Ванюшкиной Л.М. Новая история, 1800-1913, для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010

Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования, программы по курсу всеобщей истории для учащихся 8 класса.

Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих цен­ностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и твор­чески применяющего исторические знания в учебной и соци­альной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и со­циализации учащихся.

Задачи изучения истории в основной школе:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоиден­тификации в окружающем мире;

  • формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и о судьбах населяющих её наро­дов, об основных этапах, о важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории, о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • воспитание патриотизма, уважения к своему Отечеству, правам и свободам другого человека, социальной ответствен­ности, приверженности к гуманистическим и демократичес­ким ценностям, убеждённости в необходимости соблюдения моральных норм, принятых в обществе;

  • развитие способности учащихся анализировать содержа­щуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловлен­ности;

формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явле­ний, в общении с другими людьми в современном обществе

Задачи изучения истории России в 8 классе:

  • формирование первичных ориентиров для гражданской самоидентификации на основе усвоения исторического опы­та народов России;

  • овладение учащимися основными знаниями по истории России XIX в., понимание ими места и роли Российской им­перии во всемирно-историческом процессе, значения насле­дия этого периода для современного общества;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к истории России XIX в. и гордости за героические свершения предков;

  • развитие способности учащихся анализировать инфор­мацию, содержащуюся в исторических источниках по исто­рии России XIX в.;

  • формирование у школьников умения применять знания по истории России в XIX в. для осмысления сущности со­временных общественных явлений.

Задачи изучения истории России в 9 классе:

— завершение формирования ориентиров для гражданс­кой, этнонациональной, социальной, культурной самоиденти­фикации в окружающем мире;

  • овладение учащимися основными знаниями по истории России XX — начала XXI в., понимание ими места и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к истории России XX в. и гордости за героические свершения предков в соответствии с идеями взаимопонимания, толерант­ности и мира между людьми и народами, в духе демократи­ческих ценностей современного общества;

  • развитие способности учащихся анализировать инфор­мацию, содержащуюся в исторических источниках по исто­рии России XX — начала XXI в. (с учётом особенностей дан­ных источников);

  • формирование у школьников умения применять знания по истории России XX — начала XXI в. для осмысления сущ­ности современных общественных явлений, в общении с дру­гими людьми в современном обществе.

Отбор учебного материала для содержания программы осу­ществлён с учётом целей и задач изучения истории в основ­ной школе, его места в системе школьного образования, воз­растных потребностей и познавательных возможностей уча­щихся 6—9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

В программе реализуются следующие принципиальные установки:

  • компетентностный подход к определению целей и со­держания школьного исторического образования, при кото­ром формируются компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении спосо­бов приобретения знаний из различных источников инфор­мации, в том числе внешкольных; компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина); компетентность в сфере социально-трудовой де­ятельности (навыки самоорганизации);

  • системный подход к анализу прошлого, позволяющий рассматривать историю России как совокупность взаимосвязанных фактов и явлений в их взаимодействии и развитии; грели различных аспектов системного подхода главное вни­мание уделяется системно-историческому, позволяющему выяснить условия возникновения исторических явлений, эта­пы развития, а также (в случае необходимости) современное состояние и возможные перспективы развития;

  • многофакторный (полифакторный) подход к изуче­нию причинно-следственных связей, в рамках которого наряду с экономическими и политическими факторами рассмат­риваются демографический, этнонациональный, религиозный, личностно-деятельный, природно-климатический, гео­графический и прочие факторы;

деятельностный подход к отбору исторического содер­жания, при котором учебно-методический комплекс, создан­ный на основе данной программы, должен помочь учителю сформулировать учебные задачи и обеспечить учащихся необ­ходимой информацией для самостоятельного решения этих залам учителем в роли консультанта), формирования соб­ственной позиции при оценке спорных исторических явлений;

- государственнический подход к реализации воспиты­вающей функции школьного исторического образования, в рамках которого формируется положительная гражданская идентичность учащихся, воспитываются патриотизм и уваже­ние к своему Отечеству, правам и свободам человека, соци­альная ответственность, приверженность к гуманистическим, демократическим и нравственным ценностям; при изучении позитивных и особенно негативных событий прошлого вы­полняется функция «врачевания» (М. Ферро), или «клиотерапии» (Б. Н. Миронов).

Главная (сквозная) содержательная линия курса — че­ловек в истории. В связи с этим особое внимание уделяет­ся характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине ми­ра, ценностям. Деятельность людей развёртывается в истори­ческом времени и историческом пространстве, а своим ре­зультатом имеет историческое движение. В программе в це­лостном и систематизированном виде рассмотрены следующие ключевые аспекты данной деятельности:

  • экономическая история России: развитие материально­го производства, эволюция трудовой и хозяйственной дея­тельности, изменение характера экономических отношений;

  • социальная история России: формирование, структура и эволюция этнических, конфессиональных, социальных и других общностей; динамика социальных взаимоотношений и социальных конфликтов;

  • политическая история России: зарождение и эволю­ция российской государственности, её исторические формы и типы; механизмы и модели функционирования и смены влас­ти, взаимодействия власти и общества на разных этапах раз­вития; основные вехи политической истории;

  • история внешней политики России: динамика статуса страны в системе международных отношений; особенности взаимодействия с различными народами и государствами; причины, ход и последствия важнейших военных конф­ликтов;

  • социокультурная история России: развитие и важней­шие особенности культуры многонационального российского народа; эволюция научных знаний и системы образования;

принятие, усвоение и творческое развитие традиционных рели­гий народов России; вклад народов России в мировую куль­туру; история повседневной жизни и быта представителей различных слоев российского общества; эволюция их ценност­ных ориентиров, потребностей, мотивации, картины мира.

Курс сочетает историю государства и населяющих его на­родов. Он даёт представление об основных этапах историчес­кого пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох. Важная особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории. При изуче­нии всех разделов курса предполагается обращение учащихся к материалу по региональной истории.

В программе не предписывается следование какой-либо единственной исторической доктрине, в ней используется познавательный потенциал принятых в современной истори­ческой науке различных подходов и не используются идеоло­гически окрашенные суждения и эпитеты.
В программе предусмотрены вводные и повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют активизации учеб­ной работы школьников, формированию у них целостных ис­торических представлений, установлению преемственности в изучении всеобщей и отечественной истории.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

— воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордос­ти за свою Родину, за историческое прошлое многонацио­нального народа России;

  • осознание обучающимися своей этнической принадлеж­ности, знание культуры своего народа и своего края в контек­сте общемирового культурного наследия;

  • усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшест­вующих поколений, способность к определению своей пози­ции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому чело­веку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, тради­циям, языкам, ценностям народов России и мира.

Метапредметные результаты изучения истории учащи­мися основной школы включают:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по ре­зультату и способу действия на уровне произвольного внима­ния, вносить необходимые коррективы в исполнение и спо­соб действия как в конце действия, так и по ходу его реали­зации;

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (опреде­ление и ограничение понятий, установление причинно-след­ственных и родовидовых связей и др.);

  • использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернет-ресурсов;

  • способность решать творческие задачи, представлять ре­зультаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллектив­ной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

  • владение умениями работать в группе, слушать партнё­ра, формулировать и аргументировать своё мнение, коррект­но отстаивать свою позицию и координировать её с партнё­рами, продуктивно разрешать конфликты на основе учёта ин­тересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

  • формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонациональ­ного государства; развитие у обучающихся стремления внес­ти свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством;

  • формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, куль­турной самоидентификации личности, миропонимания и по­знания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патрио­тизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми; усвоение базовых нацио­нальных ценностей и идеалов на основе изучения историчес­кого опыта России;

  • овладение целостным представлением об историческом пути народов России, базовыми знаниями о закономерностях российской истории;

  • формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности, осмысления жизни в современном поликуль­турном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;

  • развитие умения анализировать, сопоставлять и оцени­вать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, раскрывая её познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории России;

  • приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия своего народа, родного края, России, стремления сохранять и приумножать культурное наследие;

  • создание основы для формирования у части школьни­ков интереса к дальнейшему расширению и углублению ис­торических знаний и выбора истории как профильного пред­мета на ступени среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в. качестве сферы своей профессиональной де­ятельности..

Предполагается, что в результате изучения истории Рос­сии в основной школе учащиеся должны овладеть следующи­ми знаниями и умениями:

знаниями:

  1. ключевых исторических событий (время, место, участ­ники, обстоятельства);

  2. периодизации ключевых явлений и процессов (хроно­логические рамки, основания);

  3. основных информационных источников по историчес­ким периодам;

4) наиболее распространённых и научно обоснованных интерпретаций и оценок событий, явлений и личностей прошлого, нашедших отражение в учебнике и рекомендован­ной литературе;

умениями:

  1. извлекать необходимую информацию из различных ис­точников (первоисточники, исторические сочинения, учеб­ник, исторические карты, графики и пр.);

  2. сравнивать данные разных источников, исторические события и явления, определять общее и различия;

  3. различать факты и их интерпретации, оценки; класси­фицировать факты по различным основаниям; соотносить единичные факты и общие явления;

  4. давать определения важнейших исторических понятий через род и видовые отличия;

  5. на основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого и исторические объекты, харак­теризовать условия и образ жизни людей разных историчес­ких эпох, выявлять характерные, существенные признаки ис­торических событий и явлений;

  6. определять и аргументировать своё отношение к наи­более значительным событиям и личностям в истории России;

  7. применять исторические знания для интерпретации и оценки современных событий, в общении, в поликультурной среде.

Содержание программы

История России (50 ч.)

Глава 1. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (28 ч)

Россия в первой четверти XIX в. (13 ч)

Россия на рубеже веков. Территория. Население. Сословия. Экономиче­ский строй. Политический строй.

Внутренняя политика в 1801 — 1806 гг. Переворот 11 марта 1801 г. и первые преобразования. Александр I. Проект Ф. Лагарпа. «Негласный ко­митет». Указ о «вольных хлебопашцах». Реформа народного просвещения. Аграрная реформа в Прибалтике. Реформы М. М. Сперанского. Личность реформатора. «Введение к уложению государственных законов». Учреж­дение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка Спе­ранского: причины и последствия.

Внешняя политика в 1801 — 1812 гг. Международное положение Рос­сии в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Рос­сия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение российского присутствия на Кавказе. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Фин­ляндии. Разрыв русско-французского союза.

Отечественная война 1812 г. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков.

Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813 — 1825 гг. Начало заграничного похода, его цели. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и ме­сто России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка. Россия — мировая держава.

Внутренняя политика в 1814 — 1825 гг. Причины изменения внутри­политического курса Александра I. Польская конституция. «Уставная гра­мота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 20-х гг. Основные итоги внутренней политики Александ­ра I.

Социально-экономическое развитие. Экономический кризис 1812— 1815 гг. Аграрный проект А.А.Аракчеева. Проект крестьянской реформы Д. А. Гурьева. Развитие промышленности и торговли.

Общественные движения. Предпосылки возникновения и идейные ос­новы общественных движений. Тайные масонские организации. Союз спа­сения. Союз благоденствия. Южное и Северное общества. Программные проекты П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева. Власть и общественные движе­ния.

Россия во второй четверти XIX в (15 ч).

Династический кризис 1825 г. Смерть Александра I и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и его значение. Восстание Чернигов­ского полка на Украине. Историческое значение и последствия восстания декабристов.

Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Усиление социальной базы самодержавия. Попытки решения крестьянского вопроса. Ужесточение контроля над обществом (полицей­ский надзор, цензура). Централизация, бюрократизация государственного управления. Свод законов Российской империи. Русская православная цер­ковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями. Ill отделение царской канцелярии.

Социально-экономическое развитие. Противоречия хозяйственного развития. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промыш­ленного переворота. Первые железные дороги. Новые явления в промыш­ленности, сельском хозяйстве и торговле. Финансовая реформа Е. Ф. Кан-крина. Реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселе­ва. Рост городов.

Внешняя политика в 1826—1849 гг. Участие России в подавлении ре­волюционных движений в европейских странах. Русско-иранская война 1826—1828 гг. Русско-турецкая война 1828—1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Россия и Центральная Азия. Восточный вопрос во внешней политике России.

Народы России. Национальная политика самодержавия. Польский во­прос. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля.

Общественное движение 30—50-х гг. Особенности общественного движения 30—50-х гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С. С. Уварова. Либеральное движение. Западники. Т. Н. Гра­новский. С. М. Соловьев. Славянофилы. И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские. Революционное движение. А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Петрашевцы. Теория «общинного социализма».

Крымская война 1853 —1856 гг. Обострение восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. П. С. Нахимов, В. А. Корнилов. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Ито­ги войны.

Культура и быт в первой половине XIX в.

Развитие образования, его сословный характер.

Научные открытия. Открытия в биологии И. А. Двигубского, И. Е. Дядьковского, К. М. Бэра. Н. И. Пирогов и развитие военно-полевой хи­рургии. Пулковская обсерватория. Математические открытия М. В. Остро­градского и Н. И. Лобачевского. Вклад в развитие физики Б. С. Якоби и Э. X. Ленца. А. А. Воскресенский, Н. Н. Зинин и развитие органической хи­мии.

Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспеди­ции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Открытие Антарктиды. Дальневосточные экспедиции Г. И. Невельского и Е. В. Путятина. Русское географическое общество.

Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм).

Литература. В. А. Жуковский. К. Ф. Рылеев. А. И. Одоевский. Золотой век русской поэзии. А. С. Пушкин. М. Ю. Лермонтов. Критический реа­лизм. Н. В. Гоголь. И. С. Тургенев. Д. В. Григорович. Драматургические произведения А. Н. Островского.

Театр. П. С. Мочалов. М. С. Щепкин. А. Е. Мартынов.

Музыка. Становление русской национальной музыкальной школы. А. Е. Варламов. А. А. Алябьев. М. И. Глинка. А. С. Даргомыжский.

Живопись. К. П. Брюллов. О. А. Кипренский. В. А. Тропинин. А. А. Иванов. П. А. Федотов. А. Г. Венецианов.

Архитектура. Русский ампир. Ансамблевая застройка городов. А.Д.Захаров (здание Адмиралтейства). А. Н. Воронихин (Казанский со­бор). К. И. Росси (Русский музей, ансамбль Дворцовой площади). О. И. Бо-ве (Триумфальные ворота в Москве, реконструкция Театральной и Красной площадей). Русско-византийский стиль. К. А. Тон (Храм Христа Спасите­ля, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата).

Обобщение (1 ч). Россия на пороге перемен.

Глава 2. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. (22 ч)

Россия при Александре II (12 ч)

Отмена крепостного права. Социально-экономическое развитие стра­ны к началу 60-х гг. XIX в. Настроения в обществе. Личность Александра II. Начало правления Александра II. Смягчение политического режима. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Подготовка крестьян­ской реформы. Великий князь Константин Николаевич. Основные положе­ния крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.

Либеральные реформы 60—70-х гг. Земская и городская реформы. Соз­дание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Цензурные правила. Значение реформ. Незавершенность реформ. Борьба консервативной и либеральной группи­ровок в правительстве на рубеже 70—80-х гг. «Конституция» М. Т. Лорис-Меликова.

Национальный вопрос в царствование Александра //. Польское вос­стание 1863 г. Рост национального самосознания на Украине и в Белорус­сии. Усиление русификаторской политики. Расширение автономии Фин­ляндии. Еврейский вопрос. «Культурническая русификация» народов По­волжья.

Социально-экономическое развитие страны после отмены крепост­ного права. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного произ­водства. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Нача­ло индустриализации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата.

Общественное движение. Особенности российского либерализма сере­дины 50-х — начала 60-х гг. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либе­ральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и рефор­мы. М. Н. Катков.

Причины роста революционного движения в пореформенный период. Н. Г. Чернышевский. Теоретики революционного народничества: М. А. Баку­нин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев. Народнические организации второй поло­вины 1860—начала 1870-х гг. С. Г. Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и во­ли». «Народная воля». Убийство Александра II.

Внешняя политика Александра II. Основные направления внешней политики России в 1860—1870-х гг. А. М. Горчаков. Европейская полити­ка России. Завершение кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.

Русско-турецкая война 1877—1878 гг.: причины, ход военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. И. В. Гурко. Роль России в освобождении балкан­ских народов от османского ига.
Россия при Александре III (10 ч)
Внутренняя политика Александра III. Личность Александра III. Нача­ло нового царствования. К. П. Победоносцев. Попытки решения крестьян­ского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление репрессивной политики. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и ре­лигиозная политика Александра III.

Экономическое развитие страны в 80—90-е гг. Общая характеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н. X. Бунге

Экономическая политика И. А. Вышнеградского. Начало государствен­ной деятельности С. Ю. Витте. Золотое десятилетие русской промышлен­ности. Состояние сельского хозяйства.

Положение основных слоев российского общества. Социальная струк­тура пореформенного общества.

Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворитель­ность. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Кре­стьянская община. Усиление процесса расслоения русского крестьянства. Изменения в образе жизни пореформенного крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата.

Общественное движение в 80—90-х гг. Кризис революционного народ­ничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консер­ваторов. Распространение марксизма в России.

Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные направле­ния внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.

Развитие культуры во второй половине XIX в. Подъем российской де­мократической культуры. Просвещение во второй половине XIX в. Школь­ная реформа. Развитие естественных и общественных наук. Успехи физи­ко-математических, прикладных и химических наук. Географы и путеше­ственники. Сельскохозяйственная наука. Историческая наука.

Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература.

Русское искусство. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка» и П. И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматиче­ский театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни.

Развитие и взаимовлияние культур народов России. Роль русской куль­туры в развитии мировой культуры.

Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбани­зация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспор­та. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. До­суг горожан. Изменения в деревенской жизни.

НОВАЯ ИСТОРИЯ. XIX в. (18 ч)
Раздел 1. Становление индустриального общества XIX в. (10 ч)
Глава 1. Становление индустриального общества в XIX в. (4 ч)



      От традиционного общества к обществу индустриальному. Модернизация — процесс разрушения традиционного общества. Основные черты индустриального общества (классического капитализма): свобода, господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, быстрая техническая модернизация. Завершение промышленного переворота.
        Время технического прогресса. Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии.
      Капитализм свободной конкуренции. Экономические кризисы перепроизводства. Неравномерность развития капитализма. Усиление процесса концентрации производства и капиталов. Возрастание роли банков. Формы слияния предприятий. Корпорации и монополии. Монополистический капитализм, или империализм, его черты.
       Рост городов. Изменения в структуре населения индустриального общества. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий  класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах.
      Материальная культура и изменения в повседневной жизни общества. Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения. Развитие науки в XIX в. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. Наука на службе у человека. Художественная культура XIX столетия. Основные художественные течения. Романтизм и критический реализм в литературе (Джордж Байрон, Виктор Гюго, Генрих Гейне, Чарлз Диккенс, Оноре де Бальзак). Натурализм. Эмиль Золя. Джозеф Редьярд Киплинг. Воплощение эпохи в литературе.
      Изобразительное искусство. «Огненные кисти романтиков»: Эжен Делакруа. Реализм в живописи: Оноре Домье. Импрессионизм: Клод Моне, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар. Скульптура: Огюст Роден. Постимпрессионизм*: Поль Сезанн, Поль Гоген*, Винсент Ван Гог. Музыка: Фридерик Шопен, Джузеппе Верди, Жорж Бизе, Клод Дебюсси*. Архитектура. Рождение кино.
       Оформление консервативных, либеральных и радикальных политических течений в обществе. Либерализм и консерватизм. Социалистические учения первой половины XIX в. Утопический социализм о путях переустройства общества. Революционный социализм — марксизм. Карл Маркс и Фридрих Энгельс об устройстве и развитии общества. Рождение ревизионизма. Эдуард Бернштейн. Первый интернационал.


 
Глава 2. Строительство Новой Европы (6 ч)



       Франция в период консульства и империиРежим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства и империи. Жизнь французского общества в период империи. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию. Крушение наполеоновской империи. Венский конгресс. Священный союз и европейский порядок. Решение Венского конгресса как основа новой системы международных отношений.
      Англия в первой половине XIX вПолитическая борьба. Парламентская реформа 1832 г. Установление законченного парламентского режима. Чартистское движение. Англия — «мастерская мира». От чартизма к «почтительности». Внешняя политика Англии.
       Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации Бурбонов. Революции 1830 г. Кризис Июльской монархии. Выступления лионских ткачей. Революция 1848 г.
       Борьба за объединение ГерманииВильгельм I и Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северогерманского союза.
       Борьба за независимость и национальное объединение ИталииКамилло Кавур. Революционная деятельность Джузеппе Гарибальди. Джузеппе Мадзини. Национальное объединение Италии.
       Франко-прусская война и Парижская коммунаТретья республика во Франции. Завершение объединения Германии и провозглашение Германской империи. Парижская коммуна. Попытка реформ. Поражение коммуны.


Раздел II. Мир во второй половине XIX в. (8 ч)
Глава 3. Страны Западной Европы и США на рубеже XIX-XX вв. (5 ч)



       Германская империя. Политическое устройство. Причины гегемонии Пруссии в составе империи. Быстрое экономическое развитие. Юнкерство и крестьянство. Борьба Бисмарка с внутренней оппозицией. «Исключительный закон против социалистов». Политика «нового курса» — социальные реформы. Вильгельм II — «человек больших неожиданностей». От «нового курса» к «мировой политике». Борьба за «место под солнцем». Подготовка к войне.
       Создание Британской империиАнглийский парламент. Черты гражданского общества. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Пора реформ. Особенности экономического развития Великобритании. Ирландский вопрос. Рождение лейбористской партии. Джеймс Рамсей Макдональд. Реформы во имя  классового мира. Дэвид Ллойд Джордж. Внешняя политика. Колониальные захваты.
       Третья республика во Франции. Особенности экономического развития. От свободной конкуренции к монополистическому капитализму. Усиленный вывоз капитала. Особенности политического развития. Демократические реформы. Франция — первое светское государство среди европейских государств.
     Коррупция государственного аппарата. «Дело Дрейфуса». Движения протеста. Создание колониальной империи. Реваншизм и подготовка к войне.
       Италия: время реформ и колониальных захватов. Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Эмиграция — плата за отсталость страны. Движения протеста. Эра либерализма. Переход к реформам. Джованни Джолитти. Внешняя политика. Колониальные войны.
      Австро-Венгрия. «Лоскутная империя». Развитие национальных культур и самосознания народа. «Национальное возрождение» славянских народов Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Политическое устройство Австро-Венгрии. Национальный вопрос. Начало промышленной революции. Внешняя политика. 


Глава 4. Две Америки (1 ч)


      США в XIX в. Увеличение территории США. «Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. Сайрус Маккормик*. Идеал американского общества — фермер, «человек, у которого нет хозяина». Плантационное хозяйство на Юге. Положение негров-рабов. Движения протеста. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна.
      Нарастание конфликта между Севером и Югом. Авраам Линкольн — президент, сохранивший целостность государства. Мятеж Юга. Гражданская война. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян.
       США в период монополистического капитализма. Экономическое развитие после гражданской войны. «Фермер чувствует себя покинутым». Господство трестов. Президентская республика. Структура американского общества. Нерешенные социальные проблемы. Американская федерация труда. «Прогрессивная эра». Теодор Рузвельт и политика реформ. «Доктрина Монро». Агрессивная внешняя политика США.
       Латинская Америка. Основные колониальные владения. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. Симон Боливар. Образование и развитие независимых государств. «Век каудильо». Экономическое развитие. «Латиноамериканский плавильный котел».

 


Глава 5. Традиционные общества  XIX в.: новый этап колониализма (1 ч)


      Япония. Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Революция Мэйдзи. Эпоха модернизации. Первые реформы. Новые черты экономического развития. Политическое устройство. Изменения в образе жизни общества. Поворот к национализму. Колониальная политика.
      Китай. Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов — попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Курс на модернизацию страны не состоялся. Восстание 1899—1900 гг. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав.
      Индия. Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857—1859 гг. Аграрное перенаселение страны, голод и эпидемии. Индийский национальный конгресс: «умеренные» и «крайние». Балгангадхар Тилак.
      Африка. Традиционное общество на Африканском континенте. Занятия населения. Культы и религии. Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства Либерия и Эфиопия. Борьба Эфиопии за независимость. Особенность колонизации Южной Африки. Создание ЮАС. Европейская колонизация Африки. Восстания гереро и готтентотов.

Международные отношения в конце XIX — начале XX в.  (1 ч)


№ урока

Название разделов, тем уроков

Кол-во часов

Дата проведения



1

2

3

4

5
6

7
8

9
10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Глава 1. Россия в первой половине XIX века

Россия в первой четверти XIX века

Внутренняя политика Александра I в1801- 1806 гг.

Внешняя политика в 1801- 1812 гг.

Реформаторская деятельность М.М.Сперанского

Отечественная война 1812г.

Заграничный поход русской армии. Внешняя политика 1813-1825гг.

Внутренняя политика Александра I в 1815-1825гг.

Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812г.

Общественное движение при Александре I

Обобщение по теме «Россия при Александре I»

Россия во второй четверти XIX века

Династический кризис 1825г. Выступление декабристов

Внутренняя политика Николая 1

Социально-экономическое развитие в 20-50-е гг

Внешняя политика Николая1

Общественное движение в годы правления Николая 1

Крымская война 1853-1856гг. Оборона Севастополя

Образование и наука

Русские первооткрыватели и путешественники

Художественная культура

Быт и обычаи

Обобщение Россия в годы правления Николая 1

20

9

1

1

1

1

1
1

1
1

1

11

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1




21

22

23-24

25
26

27

28
29

30
31

32

33-34

35

36

37

38

39

40

Глава 2. Россия во второй половине 19 века

Россия при Александре II

Накануне отмены крепостного права

Крестьянская реформа 1861г.

Либеральные реформы 60-70-х гг.

Социально- экономическое развитие после отмены крепостного права

Общественное движение: либералы и консерваторы

Зарождение революционного народничества и его идеология

Революционное народничество второй половины 60- начала 80-х гг.

Внешняя политика Александра II

Русско-турецкая война 1877-1878гг.

Россия при Александре III

Внутренняя политика Александра 3

Экономическое развитие в годы правления Александра 3

Положение основных слоёв общества

Общественное движение в 80-90-х гг.

Внешняя политика Александра 3

Просвещение и наука. Литература и изобразительное искусство

Архитектура, музыка, театр, народное творчество

Быт: новые черты в жизни города и деревни

Итоговый тест по теме «Россия в XIX веке»

20

10

1

1

2

1
1

1

1
1

1

10

1

1

2

1

1

1

1

1

1

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по истории России предназначена для 6-9 классов общеобразовательных учреждений. Она состав­лена на основе Федерального государственного образователь­ного стандарта основного общего образования и Примерной программы по истории, iconРабочая программа по истории России 5-9 классы пояснительная записка
Рабочая программа по истории России предназначена для 6—9 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе Федерального...
Рабочая программа по истории России предназначена для 6-9 классов общеобразовательных учреждений. Она состав­лена на основе Федерального государственного образователь­ного стандарта основного общего образования и Примерной программы по истории, iconРабочая программа по истории 7 класс
Рабочая программа по истории для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по истории России предназначена для 6-9 классов общеобразовательных учреждений. Она состав­лена на основе Федерального государственного образователь­ного стандарта основного общего образования и Примерной программы по истории, iconРабочая программа по истории 8 класс
Рабочая программа по истории для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по истории России предназначена для 6-9 классов общеобразовательных учреждений. Она состав­лена на основе Федерального государственного образователь­ного стандарта основного общего образования и Примерной программы по истории, iconРабочая программа по истории 9 класс
Рабочая программа по истории для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по истории России предназначена для 6-9 классов общеобразовательных учреждений. Она состав­лена на основе Федерального государственного образователь­ного стандарта основного общего образования и Примерной программы по истории, iconРабочая программа по истории для 6 класса составлена на основе федерального...
Государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории мо РФ 2004 года, Программы общеобразовательных...
Рабочая программа по истории России предназначена для 6-9 классов общеобразовательных учреждений. Она состав­лена на основе Федерального государственного образователь­ного стандарта основного общего образования и Примерной программы по истории, iconРабочая программа по истории для 5 класса составлена на основе Федерального...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки...
Рабочая программа по истории России предназначена для 6-9 классов общеобразовательных учреждений. Она состав­лена на основе Федерального государственного образователь­ного стандарта основного общего образования и Примерной программы по истории, iconРабочая программа по истории России предназначена для 6-9 классов...
...
Рабочая программа по истории России предназначена для 6-9 классов общеобразовательных учреждений. Она состав­лена на основе Федерального государственного образователь­ного стандарта основного общего образования и Примерной программы по истории, iconРабочая программа истории России разработана на основе федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной...
Рабочая программа по истории России предназначена для 6-9 классов общеобразовательных учреждений. Она состав­лена на основе Федерального государственного образователь­ного стандарта основного общего образования и Примерной программы по истории, iconКосулина Л. Г. Брандт М. Ю. Россия в XX в. Программы общеобразовательных...
Рабочая программа по истории для 9 класса составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по истории России предназначена для 6-9 классов общеобразовательных учреждений. Она состав­лена на основе Федерального государственного образователь­ного стандарта основного общего образования и Примерной программы по истории, iconРабочая программа по курсу «История» предназначена для 7 8 класса...
Она составлена на основе: федерального государственного стандарта для общеобразовательной школы, примерной программы основного общего...
Рабочая программа по истории России предназначена для 6-9 классов общеобразовательных учреждений. Она состав­лена на основе Федерального государственного образователь­ного стандарта основного общего образования и Примерной программы по истории, iconРабочая программа по истории 6 класса разработана на основе Основной...
Примерной программы основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений с учётом авторской программы...
Рабочая программа по истории России предназначена для 6-9 классов общеобразовательных учреждений. Она состав­лена на основе Федерального государственного образователь­ного стандарта основного общего образования и Примерной программы по истории, iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа по истории России...
России разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного...
Рабочая программа по истории России предназначена для 6-9 классов общеобразовательных учреждений. Она состав­лена на основе Федерального государственного образователь­ного стандарта основного общего образования и Примерной программы по истории, iconРабочая программа по курсу «История России. XX век» для 9 класса...
Примерной программы по истории основного (общего) образования по истории мо РФ 2004 г. В планировании учтено прохождение обязательного...
Рабочая программа по истории России предназначена для 6-9 классов общеобразовательных учреждений. Она состав­лена на основе Федерального государственного образователь­ного стандарта основного общего образования и Примерной программы по истории, iconРабочая программа по истории для 10-11 классов разработана на основе...
Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа по истории России предназначена для 6-9 классов общеобразовательных учреждений. Она состав­лена на основе Федерального государственного образователь­ного стандарта основного общего образования и Примерной программы по истории, iconДанилов А. А., Косулина Л. Г. Россия в XX в. // Программы общеобразовательных...
Рабочая программа по истории для 9 класса составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по истории России предназначена для 6-9 классов общеобразовательных учреждений. Она состав­лена на основе Федерального государственного образователь­ного стандарта основного общего образования и Примерной программы по истории, iconРабочая программа по технологии для 5 классов составлена на основе...
Технология : программа. 5-8 классы / авт сост. А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. М. Вента-на-Граф, 2012


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск