Роль тестовой подготовки в процессе преподавания истории





Скачать 393.61 Kb.
НазваниеРоль тестовой подготовки в процессе преподавания истории
страница1/3
Дата публикации28.03.2015
Размер393.61 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3



Роль тестовой подготовки в процессе преподавания истории

(Сообщение учителя истории Новожиловой С.В.)

2009 год
Введение

В России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Стратегия модернизации содержания общего образования предполагает, что в основу обновленного содержания должны быть положены ключевые компетентности, которые предполагают обладание человеком совокупностью знаний, умений, навыков, способов деятельности, опыта творческой деятельности, опыта личностного саморазвития, включающей его личностное отношение к предмету деятельности.

Вся многогранная работа школы в современных условиях направлена на развитие личности ребенка в условиях индивидуализации образовательного процесса. В решении данной задачи особая роль отведена учителям гуманитарных дисциплин. Именно на их уроках осуществляется процесс формирования качеств, именуемых общечеловеческими ценностями. Успешная реализация данной задачи зависит прежде всего от человеческого фактора — от уровня методологической, научно-исторической и методической подготовки учителей, от их педагогического мастерства и честного творческого отношения к своей сложной нелегкой, но почетной работе наставников и воспитателей подрастающего поколения.

В разрешении основного противоречия обучения истории, заключающегося в увеличении объема информации, ее противоречивости при сохранении сроков обучения наряду с разработкой вопросов оптимизации процесса обучения в целом все большее значение приобретает исследование вопроса контроля результатов этого процесса.

Многолетняя практика привела меня к выводу, что традиционных методов устного и письменного контроля обучения при всех их плюсах явно недостаточно. Особый интерес вызвал метод тестовой проверки знаний обучающихся. За рубежом этот метод давно и широко практиковался. Тестом называется стандартное задание, по результатам выполнения которого судят о знаниях, умениях и навыках или личностных характеристиках исследуемого лица. В последние пять лет в школах России метод тестовой проверки знаний находит все большее применение. Это связано с внедрением единого государственного экзамена, который проводится, как известно, в форме тестирования. Учитывая то, что ЕГЭ стало обязательным, данным вопросом следует заниматься систематически и целенаправленно. Появились исследования наших дидактов и учителей- практиков в методических журналах и другой литературе, сборники тестовых заданий, контрольно-измерительные материалы по ЕГЭ.

Цель представляемой курсовой работы- показать роль, место, необходимость тестовой системы в современном образовательном процессе. Исходя из цели, мною были поставлены следующие задачи:

  • доказать обоснованность данной образовательной методики;

  • выделить особенности отбора содержания учебного материала при составлении тестов;

  • показать классификацию тестовых заданий;

  • показать роль тестовой системы в организации учебно- познавательной деятель­ности детей;

  • охарактеризовать различные функции тестовых заданий на различных этапах урока.

Работа состоит из введения, 5 глав и заключения. Я обратилась к исследованиям

1
Е.И.Захаровой, С.А.Морозова , Л.П.Панова, Е.В.Порубаева, А.В. Старикова, А.Я.Юдовской, В.М.Кадневского, А.Ю.Лазебниковой, М.Ю.Брандта

Среди 50 учащихся 9, 10 классов своей школы в начале текущего учебного года

был проведен опрос, цель которого - выяснить, какой вид проверки и оценки знаний учащихся является, по их мнению, наиболее объективным и оптимальным, то есть позволяет: Ц) исключить зависимость от взаимовлияния личностей учителей и учащихся; (2) с наименьшими затратами сил и времени учителя и ученика проверить достаточно большой объем материала. Были получены следующие результаты:

Устный опрос- 27 % ;

Письменный опрос- 7 %

Тестирование- 60 %

Работа в группе- 6 %

Использование КИМов (тестов) может позволить решить проблему создания условий:

для объективной оценки учебных достижений учащихся с помощью «безличного» инструмента;

для развития индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка через ограничение давления на личность.

Современные контрольно-измерительные материалы (тесты) могут являться эффективным средством развития учебно- интеллектуальных умений и одним из способов формирования исторического мышления.

2
Глава I. Психолого- педагогическое обоснование образовательной методики

Что такое тест и когда можно использовать тестирование?

Тест (от англ. - испытание, исследование) - метод исследования и испытания способностей человека к выполнению той или иной строго определенной работы, выяснения умственного развития, профессиональных наклонностей с помощью стандартных схем и форм .

Классификация педагогических тестов в методической литературе разнообразна. С точки зрения целей применения можно выделить :

- тесты достижений - позволяют проверить уровень знаний учащихся, оценить
понимание ими материала;

- критериально-ориентированные тесты - позволяют сопоставить уровень
индивидуальных учебных достижений с полным объемом знаний, умений и навыков;

  • нормативно-ориентированные тесты - сравнивают испытуемых друг с другом по уровням и учебным достижениям;

  • аттестационные тесты - определяют степень обученности учащихся по разделу, всему курсу;

  • тесты прогнозирования результатов обучения - позволяют оценить готовность учащихся к определенному виду работы, усвоению материала.

Психолого-педагогическое обоснование сложившейся технологии я вижу в следующем.

  1. Тестирование — один из способов повышения интереса к общественным наукам, ибо, работая с тестом, можно получить много новой информации, не содержащейся в учебниках, но знание которой необходимо. Это достигается при условии творческого подхода учителя и учеников к составлению тестовых заданий. Творчество, поиск, исследования, сотрудничество учителя и обучающихся рождает хороший результат. Важно, чтобы тестовые задания были яркими, запоминающимися. Тогда они вызывают дополнительный интерес у ребят.

  2. Использование разноуровневых тестов позволяет каждому обучающемуся «поднять свою планку». Это создает ситуацию успеха, повышая уровень мотивации. Задача учителя заключается в том, чтобы правильно и терпеливо управлять этим процессом, улучшая этим психологический климат во взаимоотношениях с обучающимися.

  3. Тестовая проверка знаний выступает как метод стимулирования ответственности в учении. Практика показывает, что с увеличением нагрузки, обучающиеся, допустившие ошибки, стремятся их исправить не из-за боязни иметь низкие оценки по предмету, а из-за того, что они понимают опасность накопления пробелов в знаниях.

  4. Применение тестирования для измерения уровня знаний, умений, личностных ориентации подчеркивает основную функцию теста — диагностическую.

  5. Тест — это не только инструмент контроля; задания такого типа весьма способствуют усвоению новой информации, формированию интеллектуальных умений и систематизации знаний.

  6. Использование тестов позволяет в короткий промежуток времени урока проверить знания многих обучающихся, создавая этим самым резерв времени учителя для решения других задач, способствует повышению уровня накопляемости оценок, освобождает учителя от изнурительной работы по проверке письменных заданий.

  7. Не подлежит сомнению, что использование тестов активизирует мыслительную деятельность обучающихся, повышает их интерес к истории.


3



  1. Использование тестов способствует систематическому повторению ранее изученного материала в том случае если на уроке используются тесты не только по изучаемой теме, но и по изученным ранее.

  2. Тесты являются эффективным заданием для самоконтроля. Они помогают обучающемуся разобраться в том, что они знают, а что не знают. При неправильном ответе обнаруживается потребность уточнить, осмыслить правильный ответ.

10. Применение тестов наряду с другими формами контроля дает учителю
информацию о степени усвоения обучающимися учебного материала. Использование
данных о результатах контроля дает возможность строить обучение, ориентируясь на эти
результаты, что позволяет повысить его эффективность.

Поскольку выполнение заданий осуществляется, как правило, индивидуально, это дает возможность составлять различные по сложности задания, изменять время на выпол­нение каждого из них, т.е. использовать элементы дифференцированного подхода к обучению, что особенно важно в настоящее время.

  1. Одним из наиболее важных преимуществ тестовых заданий является высокая степень объективности выставляемых оценок, поскольку имеется возможность точного подсчета числа верных и неверных ответов. В обычных условиях на оценку ответа обучающегося действует целый ряд объективных и субъективных факторов: личное отношение учителя к обучающемуся, к классу в целом, дисциплины, настроения педагога и т.д. Иногда обучающемуся только кажется, что его ответ оценен неправильно, но не редко школьники подмечают верно отсутствие четких критериев при выставлении оценок.

  2. Тесты на сегодняшний день единственный вид контроля который может осуществляться с помощью средств машинной техники. Навыки, приобретённые нашими выпускниками в школе, помогают им при поступлении в вузы и снимают многие проблемы в процессе их учебы в институтах.

  3. Недостатком тестирования является то, что это «немая» форма проверки знаний, а наш предмет требует логического проговаривания материала. И тут на помощь приходят «говорящие» тесты. Суть этой работы такова: ученик, отвечая по тесту, объясняет вариант своего ответа. Для некоторых обучающихся важно иметь постоянно перед глазами вопросы, так как часто эти вопросы забываются и отвечающий умолкает, не зная, о чем го верить. Кроме того тесты позволяет задействовать сильных учеников для работы со слабыми. Тесты составляются так, что они являются алгоритмом ответа для обучающихся. Тест является составной частью методики. Однозначным является факт, что применение тестов на уроках истории способствует реализация триединой дидакти­ческой цели (ТДЦ) урока — обучать, развивать, воспитывать.

Обучение истории, как и любому другому предмету, предполагает прежде всего развитие внимания обучающихся. Предлагаемые учителем тестовые задания способствуют концентрации внимания на конкретном вопросе, чтобы осмыслить его суть и выбрать вариант правильного ответа. Очень важно развитие внимания прежде всего через хорошо продуманную и организованную самостоятельную работу.

Одной из ключевых задач тестирования является развитие исторического мышления обучающихся как одной из сторон их общего мышления — процесс познавательной деятельности. «Речь идет о таком развитии мышления, которое органически связано с рассмотрением коренных вопросов истории, помогает лучшему их усвоению...» ( Методика обучения истории в средней школе: в 2 ч- М, 1999 4,2-с гг.).

4
Мышление начинается с вопроса и слагается из таких мыслительных операций как анализ и синтез, сравнение и систематизация, абстрагирование и обобщение. В этой связи очень важно правильно сформулировать тестовые задания.

Тестирование ставит обучающихся перед необходимостью:

  • самостоятельно анализировать учебный исторический материал, находить в нем главное (главные факты, теоретические положения, оценки, определения) и абстра­гироваться от второстепенного;

  • правильно локализовать исторические события и явления во времени и пространстве;

  • анализировать факты, выделять, сравнивать и обобщать их существенные признаки и связи, прослеживать закономерности общественного развития;

  • соотносить исторические факты и теорию между собой, применять теоретические положения для осмысления исторических фактов;

  • вырабатывать умения дискутировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Тестирование способствует развитию памяти обучающихся, это связано с многократными повторениями и применением на уроках различных, по возможности новых связей и отношений.

Воспитательная цель обучения истории при тестировании реализуется через познание истории своего народа, способствует воспитанию патриотизма. Это особенно актуально в настоящее время когда в так называемый переходный период идет переоценка ценностей и в обществе существует мировоззренческий вакуум.

Следует иметь в виду, что тесты являются эффективным средством самоконтроля за степенью усвоения учебного материала, умения самостоятельно находить допущенные ошибки, намечать способы устранения допущенных ошибок и пробелов.

Бесспорным является то, что тестирование помогает сегодня осуществлять личностный; индивидуальный подход в обучении, что он помогает раскрыть возможности ребенка, создать условия для того, чтобы он мог проявить себя.

В то же время тестирование нельзя абсолютизировать, рассматривать его как универсальный метод проверки знаний обучающихся. Он эффективен в том случае, если оптимально сочетается с другими методами.

Методика применения тестовых заданий предполагает соблюдение учителем ряда условий.

  1. Задания обучающимся должны предлагаться визуально, ибо восприятие большого количества слов на слух не всегда продуктивно, хотя иногда и необходимо,

  2. Обучающиеся должны не только назвать, но и обосновать, почему ими избран данный вариант ответа.


5

Глава И. Особенности отбора содержания учебного материала, его преобразования и предъявления

Очевидным является то, что результат работы учителя во многом зависит от содержания его творческой лаборатории. Учитель, положительно оценивающий метод тестирования и желающий применять его в практике своей работы должен иметь наборы тестовых заданий по каждому курсу, по каждой теме, оптимальным является наличие нескольких вариантов, что значительно расширяет диапазон их применения.

Учитывая то, что в годы, предшествующие ЕГЭ отечественная дидактика методу тестирования достаточного внимания не уделяла, предметно-методические журналы содержали очень мало материала по данной проблеме, предлагаемые тестовые задания отличались сухостью формулировок, примитивностью, отсутствием связей, учитель сам вынужден был искать выход. Я его нашел в работе по созданию авторских тестов. Это очень кропотливый и трудоемкий процесс, требующий много времени, работы с разнообразной литературой, систематического анализа результатов работы и т.д.

Работая над составлением авторских тестовых заданий, я придерживаюсь следующих общеизвестных педагогических принципов:

  • связь обучения и воспитания с окружающей жизнью;

  • научная ценность материала;

  • доступность;

  • учет индивидуальных особенностей обучающихся с которыми работаю;

  • систематичность;

  • последовательность

В своей работе по составлению тестовых заданий я обращаю внимание на то, чтобы вопросы соответствовали обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования, содержанию программ по истории.

Какая литература в моем арсенале?

Это прежде всего школьные учебники истории разных авторов и изданий, исторические энциклопедии, справочники, картографический материал, материалы средств массовой информации, краеведческий материал и т.д.

Я стремлюсь к тому, чтобы предложенное ученику тестовое задание содержало в себе дополнительную информацию по данному вопросу, которая бы обучала, развивала, воспитывала ученика.

Такие тесты вызывают всегда повышенный интерес. Примером может служить тест по истории Отечества (7 кл.). Вот его содержание:

7 августа 1782 года в столетний юбилей воцарения Петра Первого на Сенатской площади Петербурга состоялось торжественное открытие знаменитого "Медного всадника" — памятника на пьедестале которого начертано "Петру Первому — Екатерина Вторая". Скульптор, отдавший памятнику 12 лет своей жизни на открытие даже не был приглашен. Автором этого памятника был

  1. Ф.И. Шубин; Б) Э.М. Фальконе;

  2. М.И. Козловский; Г) И.П. Мартос.

Очевидным является тот факт, что каждый ученик прежде чем выбрать правильный ответ из предложенных вариантов, должен глубоко осмыслить вопрос. Внимательно прочтя данное задание, желая или не желая того, он обязательно запомнит, что памятник Петру Первому был открыт в день векового юбилея его воцарения, что он создан был по инициативе Екатерины Второй, что установлен он на Сенатской площади Петербурга.

6
что памятник создавался 12 лет, что на открытие памятника скульптора не пригласили, запомнит надпись на пьедестале памятника и т.д.

Данное тестовое задание, сформулированное в духе ныне издаваемых сборников тестов выглядело бы примерно так:

Автором знаменитого памятника Петру Первому, установленному на Сенатской площади Петербурга был... и т.д.

Даже беглый взгляд на эти два варианта одного и того же задания показывает их очевидное различие. Выигрывает, несомненно, первое.

Следует иметь в виду, что в последние годы в связи с переосмыслением нашего прошлого появились новые оценки отдельных событий и исторических деятелей. Включение этих новых акцентов в тестовые задания способствуют формированию более объективных и взвешенных оценочных суждений. Например: тест по истории Отечества в 11 классе.

1 марта 1921 года началось выступление моряков Кронштадта, считавшихся гордостью революции. Главным требованием восставших были

A) восстановление в России монархии;

Б) посмертная реабилитация адмирала Колчака;

B) гарантия политических прав и свобод, «полное право крестьян над
землей», свобода торговли;


Г) ликвидация Советов как органов власти.

Правильный вариант ответа под буквой «в» коренным образом отличается от недавней трактовки этого события, которое в нашей исторической литературе квалифицировалось как контрреволюционный мятеж.

Общеизвестно, что в большинстве случаев выполнение тестовых заданий требует от обучающихся чисто интеллектуальных умений, а ответы характеризуют уровень знаний и степень сформированности умений. Однако следует предлагать задания, которые позволяют им продемонстрировать и способности давать оценки (в том числе эмоциональные) различным историческим явлениям. Примером может служить тест по истории Отечества в 6 классе.

Принятие христианства на Руси

  1. способствовало ее самоизоляции от других европейских стран; Б) не отразилось на международном авторитете государства;

  2. положило конец связям с Византией;

Г) способствовало улучшению связей с другими станами, приобщению к греческой византийской культуре. Опыт показывает, что полезны хронологические задания, способствующие закреплению временных представлений. Например: тест по истории Отечества в 8 классе.

Осужденные декабристы были амнистированы Александром II в

  1. 1855 году; Б) 1856 году;

  2. I860 году; Г) 1861 году.

В практике моей работы находят место тесты — ранжировки на знание хронологии. Вот вариант теста данного вида по истории Отечества в 11 классе.

Расположите в хронологическом порядке и укажите даты событий.

  1. Капитуляция Берлинского гарнизона.

  2. Окончание второй мировой войны.


7

  1. Тегеранская конференция.

  2. Сталинградская битва.

  3. Полное снятие блокады Ленинграда.

  4. Подписание пакта о ненападении между СССР и Германией.

  5. Атомная бомбардировка Хиросимы. * 8. Начало операции «Багратион».

9. Начало Сталинградской битвы.

10. Открытие второго фронта в Европе.
Результативным является выполнение тестовых заданий на

соотнесение событий и дат.

Например: тест по истории Отечества в' 11 классе. Соотнесите события и даты

  1. Ленский расстрел. 1. Октябрь 1905 г.

  2. Отречение Николая П. 2. 3 июня 1907 г.

  3. Победа вооруженного восстания в Петрограде. 3. 1905 -1907 гг.

  4. Работа Учредительного собрания. 4. 4 апреля 1912 г.

  5. Установление советской власти в Москве. 5. Май 1916 г.

  6. Расстрел царской семьи. 6. 2 марта 1917 г.

  7. Разгон Второй думы. Конец первой русской революции. 7. 3-24 июня 1917 г.

  8. Подписание Брестского мирного договора. 8. 25 октября 1917 г.

  9. Первый Всероссийский съезд Советов. 9. 12 ноября 1917 г.




  1. Всероссийская политическая стачка. 10. 5 - 6 января 1915 г.

  2. Брусиловский прорыв. 11. 3 марта 1918 г.

  3. Первая революция в России. 12. 17 июля 1918 г.

При составлении тестовых заданий я не оставляю без внимания вопрос формирования пространственных представлений обучающихся, осознанного усвоения картографических умений. Этому способствуют тестовые задания такого типа: тест по истории Отечества в 7 классе.

Государство монголо-татар Золотая Орда образовалось

A) по течение Днепра;

Б) в нижнем течении Волги;

B) по течению Дуная;

Г) между Волгой и Окой. Очевидным является то, что многие учителя истории испытывают определенные трудности в процессе изучения истории культуры. В результате обучающиеся плохо знают особенности различных направлений, памятники культуры, допускают смешение эпох. Г.М. Старобинская в статье «Тестовые задания на уроках истории в 5-6 классах» подчеркивает, что задания по теме культуры помогают школьникам не только запомнить изучаемый материал, но и лучше понять связь различных видов искусства. В свои тестовые задания я включаю информацию, которая не отражена в школьных учебниках, но имеет значение для формирования исторических знание. Это способствует обогащению представлений обучающихся, расширение диапазона видения учебного материала, самостоятельному добыванию знаний. Например, тест по истории Отечества в 10 классе.

Он внес большой вклад в развитие русской архитектуры во второй половине 18 века. Одним из красивейших зданий в Москве является дом Пашкова, построенный по его проекту. Из-за враждебного отношения Екатерины Второй остался неосуществленным проект Большого Кремлевского дворца, а Царицынский дворец под Москвой был разрушен по ее приказанию.


8

Речь идет об архитекторе

а) И.Е. Старове;

б) М. Ф. Казакове;

в) И. Камероне;

г) Б. И. Бажове.

Учитывая то, что уроки истории в ставших классах должны способствовать развитию критического мышления школьников, отдельные тестовые задания я составляю таким образом, чтобы обучающиеся могли сопоставить различные точки зрения. Выполняя такие задания, они становятся сторонниками одной из предложенных точек зрения, а могут сформулировать и свою. Например: тест по истории Сибири в 8 классе.

Следствием вхождения Сибири в состав России явилось

A) замедление темпов экономического и культурного развития коренных
народов;


Б) ускорение темпов ее экономического и культурного развития;

B) резкое падение уровня ее экономического и культурного развития;

Г) отсутствие ощутимого влияния на развитие ее экономики и культуры.

Второй пример: тест по истории Отечества в 10 классе.

Какая из предложенных оценок деятельности Ивана Грозного правильна

А) отстаивал интересы дворян, боролся против бояр;

Б) боролся против бояр и дворян, отстаивая интересы самодержавия.

Важной составляющей исторического образования является знание документов. При составлении тестовых заданий я этому вопросу уделяю особое внимание.

Практика показывает, что с помощью теста можно выявить время, место, причины и цели появления документа, направленность его содержания. Узнавание эпох по документу вызывает большой интерес обучающихся. Результат такой работы — умение соотносить исторический документ с конкретной эпохой. Например: тест по истории Отечества 10 классе.

В одном российском документе написано: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете в своих делах ответа дать не должен». К какому периоду отечественной истории относится этот документ:

  1. к эпохе Ивана Грозного;

Б) к эпохе Петра Первого;

  1. к 17 веку — времени правления Алексея Михайловича;

Г) к концу 15 века — времени правления Ивана Третьего.

В работе по составлению тестовых заданий я исхожу еще и из того, что уровень подготовки, уровень интеллектуального развития у каждого ребенка разный, а это значит, что степень сложности заданий должна быть различной. Прежде чем научить ребенка работать с частью В или С , необходимо научить его работать с частью А. С пятого класса, учитывая возрастные особенности детей, нужно использовать тесты. Даже самый простой вид тестов, направленный на выявление знаний элементарной информации ( терминов, фактов), необходим, поскольку без этих знаний нельзя справиться с более сложными заданиями. Кроме этого, формирование умений работать с элементарными тестами в 5- 6 классах позволит детям спокойно воспринимать сложные формы тестов в дальнейшем. Приучать к тестовым заданиям я начинаю с первых же уроков. На каждом уроке, кроме работы с картой, учебником, рабочей тетрадью и т. д. 5-6 человек получают тестовые задания (часть А).

9

За основу я беру образовательные стандарты. Отдельный блок тестовых заданий составлен на уровне требований данного документа. Второй блок заданий составлен на продвинутом уровне (выше требований обязательного минимума), третий блок на уровне ниже требований обязательного минимума.

Разноуровневые тестовые задания являются одним из инструментов дифференцированного обучения школьников. Следуя принципу доступности, я предлагаю ребятам такие задания, которые в данный момент они могут выполнять. Задание повышенной сложности, до выполнения которого ребенок еще не готов, обречено на невыполнение, что психологически травмирует его. Успешное же выполнение задания создает ситуацию успеха, рождает чувство удовлетворенности и является побудительным мотивом учиться лучше.

Важным фактором является то, что применение разноуровневых тестов позволяет осуществлять коррекцию знаний обучающихся. По мере усвоения материала на уровне простых заданий можно и нужно повышать степень их сложности, не забывая о принципе доступности, и так постепенно, двигаясь от простого к сложному, можно обучающегося подвести к базовому уровню, а в перспективе к продвинутому. В практике такие случаи встречаются, только не следует этот процесс форсировать. В данном случае необходимо терпение учителя. Это первое. Второе — успех возможен лишь в том случае, если тестирование будет сочетаться с другими формами работы, особенно с индивидуальной.

Развитию исторического мышления обучающихся способствует сотворчество их и учителя. Одной из форм этого сотворчества является составление тестовых заданий обучающимися под руководством учителя. Эта работа осуществляется в процессе учебной деятельности и во внеучебное время. В процессе данной работы дети учатся правильно формулировать вопросы и давать на них правильно сформулированные ответы. Высокие уровень увлеченности этим делом, стремление составить тестовое задание лучше других, оригинальнее — заставляет ребят работать не только с учебником, но и с другой £ -• литературой. Библиотека кабинета истории и школьная библиотека предоставляют хорошие возможности. Свою роль я вижу не только в оказании методической помощи, но и в создании психологического комфорта.

Сотворчество учителя и обучающихся способствует обучению, воспитанию и развитию детей, позволяет мне не только раскрывать, но и использовать творческий потенциал каждого ребенка.
10

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Роль тестовой подготовки в процессе преподавания истории iconВысшего профессионального образования
России, видеть место и роль российской истории во всемирно-историческом процессе
Роль тестовой подготовки в процессе преподавания истории iconЛекция Роль человеческого фактора в процессе подготовки управленческих решений
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование
Роль тестовой подготовки в процессе преподавания истории iconПравительство российской федерации
Книга в историческом контексте ее развития является объектом изучения дисциплины, в процессе преподавания которой показывается роль...
Роль тестовой подготовки в процессе преподавания истории iconМежгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации
Книга в историческом контексте ее развития является объектом изучения дисциплины, в процессе преподавания которой показывается роль...
Роль тестовой подготовки в процессе преподавания истории iconРабочая программа по истории средних веков для 6 класса составлена...
Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических...
Роль тестовой подготовки в процессе преподавания истории iconТесты для самоконтроля 54 11. Мультимедийные технические средства...
Книга в историческом контексте ее развития является объектом изучения дисциплины, в процессе преподавания которой показывается роль...
Роль тестовой подготовки в процессе преподавания истории iconМежгосударственный стандарт 1 – 2003 библиографическая запись. Библиографическое...
Книга в историческом контексте ее развития является объектом изучения дисциплины, в процессе преподавания которой показывается роль...
Роль тестовой подготовки в процессе преподавания истории icon2012 год в Татарстане станет годом историко-культурного наследия...
России в мировом историческом процессе. Ведь только изучая историю, человек обретает широту мышления, осознает роль своей страны...
Роль тестовой подготовки в процессе преподавания истории icon«Применение ит при использовании методов исторической лингвистики...
Охватывает 1490 символов, т ч латиницу, кириллицу, иврит, греческий, арабский и коптский алфавиты
Роль тестовой подготовки в процессе преподавания истории iconАннотации дисциплин базовой части фгос впо подготовки бакалавров...
Отечественная история, всемирный исторический процесс, этапы исторического развития России, место и роль России в истории человечества...
Роль тестовой подготовки в процессе преподавания истории iconДистанционный курс изучения истории преподаватель: ковалева татьяна сергеевна электронная почта
История России: познавательное, нравственное, культурное значение. Российская история как часть мировой и европейской истории. Закономерности...
Роль тестовой подготовки в процессе преподавания истории iconУчебно-методический комплекс для студентов по направлению 040200....
Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций
Роль тестовой подготовки в процессе преподавания истории iconАктивизация повседневного знания в аудитории в процессе преподавания...
Активизация повседневного знания в аудитории в процессе преподавания социологии: теоретико-методологические основы и методические...
Роль тестовой подготовки в процессе преподавания истории iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
При овладении материалом курса студенты опираются на знания и умения, полученные ими в процессе изучения общей теории языка, лексикологии,...
Роль тестовой подготовки в процессе преподавания истории iconТеория и методика реализации общекультурного потенциала математического...
...
Роль тестовой подготовки в процессе преподавания истории iconРеферат: Роль неолитической революции в истории человечества (на...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск