Рабочая программа Элективный курс «Истории Бурятии»





Скачать 175.24 Kb.
НазваниеРабочая программа Элективный курс «Истории Бурятии»
Дата публикации08.04.2015
Размер175.24 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Верхнежиримская средняя общеобразовательная школа »

Рассмотрена на заседании РМО (КМО)

Протокол № 10

«28»августа 2013г.

________ /Солодухина Т.К./

Согласовано:

Зам. директора по УВР

__________ /Клементьева З.П./

«24» сентября 2013г.

Утверждаю;

Директор школы:

_________ /Асташова М.У./

Приказ №108

«29» августа 2013г.


Рабочая программа

Элективный курс «Истории Бурятии»

Программа составлена:

Трифоновой Екатериной Васильевной,

учителем истории и обществознания.

2013 год

Пояснительная записка

ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА, СВЯЗЬ СО СМЕЖНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ.

Рабочая программа составлена на основе Закона «Об образовании» с учетом федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования 2004 года, Федерального базисного учебного плана, с учетом обязательного минимума содержания основных образовательных программ. Одной из важных функций обучения истории является формирование гражданственности, патриотизма, личной ориентации. Роль национально-региональной истории в этом процессе трудно переоценить, т.к. именно она позволяет проследить сочетание общего и особенного, специфичного в развитии народов, воспитать высококультурную личность, помочь ученику в ориентации в современном мире и идентификации себя с малой родиной и огромной страной, населенной разными народами. Региональная история, по сути, представляет собой не просто часть отечественной и мировой истории, а особый уровень исторического познания, от зрелости которого зависит прочность и гармоничность усвоения всей системы социогуманитарного знания.

Программа изучения истории Бурятии рассчитана на учащихся 11 класса. Психологи отмечают, что:

- этому возрасту соответствует развитые формы практического и образного мышления, складываются основы словесно-логического и теоретического мышления.

- школьники данной возрастной группы овладевают умениями формулировать четкие суждения и определения, строить умозаключения, делать содержательные выводы, проводить аналогии.

- подростки приобретают способность действовать в уме, которая обеспечивает возможность оперировать предметами не прямо, а опосредовано знаковыми образованиями, искать логические противоречия в суждениях. У них устойчиво проявляется рефлексивный характер мышления, появляется потребность мыслить самостоятельно.

При изучении национально-региональной истории необходимо включать ребенка в учебную деятельность как систему решения познавательных задач, применять такие формы совместной деятельности как дискуссионные группы, семинары по обсуждению проблем.

Особое значение в данном случае приобретет анализ различных источников информации, написание на их основе собственной версии события. Т.е. всего того, что направленно на тренировку и развитие вышеуказанных мыслительных операций и самоорганизации школьником своих мыслительных процессов.

Изучение национально-региональной истории на основе разных источников информации, составление на их основе обобщающего рассказа может содействовать развитию смысловой и логической памяти учащихся 11 классов. Изучение национально-регионального компонента истории как школьного предмета в 11 классе должно быть ориентировано:

  1. На совместную деятельность учащихся в группах,

  2. Проведение дискуссионных и проблемных уроков,

  3. Анализ различных источников информации,

  4. Систематическое решение учащимися познавательных задач, требующих письменного выражения мысли, проявления творчества и обоснования своей точки зрения. То есть всего того, что будет способствовать развитию мышления, внимания, памяти, воображения в старшем подростковом возрасте.

  5. На развитие творческого потенциала учащихся.

Связь со смежными дисциплинами.

• История

• Литература

• География

Программа адресована учащимся 11 класса МБОУ «Верхнежиримская СОШ» Тарбагатайского района.

Сроки и этапы реализации программы: Данная программа рассчитана на один учебный год –35часов, (1 часа в неделю).

Цели изучения курса истории Бурятии.

- воспитание патриотизма и гражданственности, толерантности, чувства уважения и внимания к истории, культуре своего и других народов региона с учетом общего и особенного в развитии региона и России;

- развитие умения получать информацию и самостоятельно ориентироваться в ней через расширение круга источников: исторические источники, фрагменты научных работ, археологические и этнографические реконструкции, фрагменты художественной литературы, личные наблюдения;

- формирование умения применять полученные в курсе истории Бурятии сведения, для определения своей жизненной позиции, для решения познавательных и практических задач в конкретных условиях;

- содействие становлению социальной ответственности личности через отношение к конкретным проблемам.

Достижению названных целей способствует решение ряда дидактических задач, прямо связанных с национально-региональным компонентом исторического образования:

- реализация возможности изучения истории Бурятии на межпредметном и внутрипредметном уровне.

- использование местного, близкого и понятного учащимся материала, позволяющего осознать себя в контексте российской и национальной культуры, национального менталитета региона, в качестве полноправного участника культурно-исторического процесса.

Организационные формы обучения.

Выдвижение особых целей изучения истории Бурятии, специфика отбора ее содержания и особая важность внутри предметных и меж предметных связей делают целесообразным определение требований к выбору организационных форм обучения. Среди методических приемов изучения местной истории можно отметить: составление тематических, синхронистических таблиц, проведение бесед, решение логических заданий, краеведческая конкретизация, краеведческое вступление, краеведческое дополнение, подготовка учащимися на основе изученного сообщения, исследование своей родословной, проведения закрепления на основе системы познавательных заданий, определяющих взаимосвязь местного материала с общим.

Обще учебные и предметные умения и навыки

- работа с источниками исторической, социальной, географической информации, в том числе с использованием современных средств коммуникации (Интернет), электронными версиями учебных пособий;

- свободное владение компьютером для решения познавательных задач, выполнения творческих работ;

- сравнение данных разных источников, формулировка на этой основе заключений и оценочных суждений;

- анализ явлений и событий, происходящих в природе и социальной жизни, с применением методов исторического, социального, географического познания;

- решение как индивидуально, так и в процессе работы в группе проблемных, логических, творческих задач;

- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

осуществление исследовательских работ, разработка индивидуальных и групповых проектов, овладение умениями исследовательской и проектной деятельности (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, определение круга источников, определение структуры работы и способов ее осуществления, формулирование набора аргументов, обоснование выводов и заключения, защита проекта на «круглом столе»);

- подготовка рефератов, выпускных работ по социальным дисциплинам, освоение приемов оформления академической работы;

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Раздел.

Тема

Наименование.

Кол-во часов.

1

1

Бурятия в начале XX века

3

2

2

Бурятия в 1917-1920-х гг.

5

3.

3

Бурятия в 1920-1930-е гг.

7

4.

4.

Бурятия - Монгольская АССР в годы ВОВ

3


5.


5.

Бурятия в послевоенные годы (1946-1960)

4

6.

6.

Бурятская АССР в 1970-1985 гг.

6

7.

7.

Бурятия во 2-й половине 1980-х начале 1990-х гг.

3

8.

8.

Бурятия в условиях трансформации российского общества (1992-2000-е гг.)

4







Итого:

35


Календарно-тематическое планирование




Тема

Форма урока

Дата

Кол-во часов

1

Революция 1905-1907 гг. бурятское национальное движение







1

2

Первая мировая война: влияние на экономику и политическую жизнь Бурятии







1

3

Политическое подполье в Забайкалье: июнь 1907- февраль 1917г.







1

4

Социалистическое, демократическое и национальное движение







1

5

Гражданская война и иностранная военная интервенция







1

6

Бурят-Монгольская автономная область Дальнего Востока







1

7

Национально-государственное строительство: образование Бурят-Монгольской автономной области РСФСР







1

8

Создание Бурят-Монгольской автономной республики







1

9

Восстановление и реконструкция народного хозяйства







1

10

Социалистическая индустриализация СССР и его осуществление в национальном регионе







1

11

Курс на коллективизацию сельского хозяйства







1

12

Репрессивная политика Советского государства в Бурят- Монгольской АССР в 1920-1930-е гг.







1

13

Государственное и национальное строительство(1923-1937)







1

14

Культурное строительство в Бурятии







1

15

Государственная политика по отношению к религиозным конфессиям







1

16

Войны Бурят - Монголии на фронтах войны







1

17

Всенародная помощь фронту







1

18

Культура Бурятии в годы ВОВ







1

19

Восстановление народного хозяйства и рост промышленного потенциала республики







1

20

Сельское хозяйство в конце 1940-х начале 1960-х гг.







1

21

Культура Бурятии в послевоенные годы







1

22

Состояние основных религиозных конфессий







1

23

Индустриальное развитие республики







1

24

Байкало- Амурская магистраль(Бурятский участок)







1

25

Сельское хозяйство в конце 1960-х 1980-е гг.







1

26

Материальное благосостояние населения БурАССР







1

27

Развитие культуры







1

28

Государство и религиозные конфессии







1

29

Перестройка и кризис экономики







1

30

Этнополитическая ситуация







1

31

Религиозный «ренессанс»







1

32

Социально- экономическое развитие республики на рубеже XX –XXI вв







1

33

Развитие политической ситуации. Создание им деятельность партий и движений







1

34

Бурятия в 2000-е гг.







1

35

Государственно - церковные взаимоотношения. (зачет)







1




итого







35


Содержание программы.

Тема 1. Бурятия в начале XX века.

Основные знания, закономерность, идея:

Хронология событий и процессов: строительство Транссибирской железной дороги 1891 – 1915, 1902-1903 забастовки железнодорожных рабочих, начало национально-освободительного движения, 1 мая 1905 года маёвка на Верхней Березовке, декабрь 1905 года выход газеты «Забайкальский рабочий», наказание революционных деятелей на станции в Мысовке, создание Верхнеудинского совета рабочих и солдатских депутатов, 23-25 апреля 1917 первый обще бурятский съезд и т.д.

География событий, явлений и процессов: основные районы выступлений революционных сил в нашем регионе, расположение Транссибирской магистрали.

История людей региона, развитие общества: формирование национальной интеллигенции, Ц. Жамцарано, М.Н. Богданов, Б. Барадин, А. Доржиев, Г.Цыбиков, Вамбо-Цыренов, И.В. Бабушкин, В.К. Курнатовский, А.А. Костюшко – Волюжанич, Ц. Ранжуров,

Экономическая, политическая история: Разработка угольных месторождений, развитие золотодобычи, лесообрабатывающая промышленность, изменение экономического развития бурятских и эвенкийских хозяйств, увеличение числа стачек в Ленско-Витимском районе, введение 8 часового рабочего дня, «Знамя бурятского народа», особенности крестьянского движения, причины революционно-демократических преобразований в крае, причины начала национального движения

Термины и понятия: «старо думцы», народники, обрусители, стачка.

Тема 2. Бурятия в 1917-1920 гг.

Развитие социалистического, демократического и национального движения. Гражданская война и иностранная военная интервенция. География событий, явлений и процессов: основные действия красных и белых сил в период гражданской войны на территории нашего края, территории и границы Бурят-Монгольской Автономной области и БМАСССР.

История людей региона, развитие общества: М. Сахьянова, С. Николаев, В. Трубачев, М.Ербанов, руководители партизанских отрядов: В. Третьяков, Н. Каландарашвили, П. Смолин, П. Балтахинов.

Тема 3. Бурятия в 1920-1930-е гг.

Восстановление и реконструкция народного хозяйства, индустриализации, коллективизация сельского хозяйства и культурной революции. Невиданные темпы индустриализации потребовали значительного увеличения капиталовложений.

Тема 4.Бурятия в годы ВОВ.

С созданием Бурят - Монгольского НИИЯЛИ появились научные труды по проблемам истории, этнографии, археологии, языкознания. Сформировалась бурятская художественная литература и профессиональное искусство.

Тема 5. Бурятия в послевоенные годы.

В послевоенные годы в Бурятии сформировался многоотраслевой хозяйственный комплекс. Реконструкция и техническое перевооружение предприятий позволили перевести их на выпуск новых видов продукции.

Тема 6. Бурятия АССР

Развитие материально- технической базы сельского хозяйства, мелиорации и водного хозяйства, химизации способствовали развитию колхозов и совхозов.

Тема 7. Бурятия во 2-й половине 1980-х начале 1990-х гг.

История людей региона, развитие общества: М. Сахьянова, С. Николаев, В. Трубачев, М.Ербанов, руководители партизанских отрядов: В. Третьяков, Н. Каландарашвили, П. Смолин, П. Балтахинов.

Тема 8.Бурятия в условиях трансформации российского общества (1992-2000-е гг.)

Для Российской Федерации начало1990-х ознаменовалось коренными экономическими преобразованиями, основным содержанием которых был переход от социалистической модели и тд.

Требования к уровню подготовки учащихся

Основные умения:

  • показывать на карте стоянки, поселения древних жителей региона;

  • использовать карту как источник по истории малой родины;

  • определять синхронность событий региона, центральной, европейской части России и Европы;

  • выделять характерные черты хозяйственного развития человека на определенном этапе археологической периодизации;

  • описывать образ жизни, социальные отношения, духовную жизнь древнего человека;

  • анализировать археологические реконструкции как исторический источник, восстанавливать историю древних племен региона по археологическим памятникам;

  • устанавливать причинно-следственные связи, составлять выводы, формулировать собственное мнение и т.п.

  • показывать на карте территорию государства Хунну, основные населения, городища;

  • объяснить происхождение названия хунну, сюнну, гунны;

  • определять синхронность событий региона, России и Центральной Азии; влияние хунну на историю других народов;

  • давать характеристику различным хозяйственным занятиям хунну, государственному устройству, различным категориям населения и т.д.;

  • анализировать письменные источники (китайские летописи), археологические и этнографические реконструкции;

  • устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и т.п.

  • давать характеристику историческим личностям и их поступкам;

  • готовить доклад и выступать с сообщениями перед аудиторией.

  • проводить исследовательскую работу.


Литература для учителя.

  1. Цыбиктаров А.Д. «Бурятия в древности». - У-У, 1999.

  2. Цыбиктаров А.Д. «Культура плиточных могил». – У-У, 1998.

  3. История Бурят-Монгольской АССР. Т 1, 1954.

  4. История Сибири. Т. 1. – Л., 1968.

  5. Давыдова А.В. Иволгинский комплекс. – Л., 1985.

  6. Крадин Н.Н. Империя хунну. – Владивосток, 1996.

  7. Цыбиктаров А.Д. Бурятия в древности. – У-У, 1999.

  8. Цыренова М.Г., Петряева Е.Ю., Задачник по Истории Бурятии( с древнейших времен до конца XVII века)

  9. Гумилев Л.Н. Хунну. – М., 1960.

  10. Зориктуев Б.Р. Прибайкалье в середине VI – н. XVII в. - У-У, 1997.

  11. Дашибалов Б.Б. Байкальская Сибирь в середине века. – У-У, 1997.

  12. Владимирцов Б.Я. Чингисхан. – У-У, 1995.

  13. Цыбиктаров А.Д. Бурятия в древности. – У-У, 1999.

  14. Нимаев Д.Д. Этногенез бурят. – Н., 1988.

  15. Егунов Н.П. Прибайкалье в древности и проблема происхождения бурятского народа. – У-У, 1984.

  16. История Бурят-Монгольской АССР. Т 1, 1954. – гл.

  17. Богданов М.И. Очерки истории бурят-монгольского народа. – Верхнеудинск, 1926

  18. Кудрявцев Ф.А. История Бурят-монгольского народа. – М.-Л., 1940

  19. Залкинд Е.М. Присоединение Бурятии к России. – У-У, 1958

  20. Санжиев Г.Л., Санжиева Е.Г. История Бурятии XVII-XIX вв. – У-У, 1999

  21. Бураева О.В. Этнокультурные связи русских, бурят, эвенков. – У-У, 2000.

  22. История Бурят-Монгольской АССР. – т.1, 1954.

  23. Эвенки Бурятии. – У-У, 1994.

  24. История Сибири4. Беликов В.В.. – т.2. – Л., 1968

  25. Очерки культуры Бурятии. Т.1. – У-У., 1955.

  26. Санжиев Г.Л., Санжиева Е.Г. Бурятия XVII – XIX вв. История. - У-У., 1992.

Литература для учащихся.

1.Василевич Г.М. Эвенки. – М., 1969.

2.Бураева О.В. Хозяйственные и этнокультурные связи бурят, русских, эвенков 17-18 веках.- У-У, 2000 г.

3.Бурятия в вопросах и ответах ч. 2, У-У, 1990.

4.История Бурятии. Учебное пособие ч. 1, У-У, 1995.

5.История Бурят-монгольской АССР. т. 1-2, У-У, 1959.

6.Бурятия в годы ВОВ. Сборник документов.- У-У 1975 г.

7.Цыренов Д.М. Наши земляки – герои Советского союза. – У-У, 1986 г.

8.Кузнецов И.И. Сталин и Красная Армия (1940-1953).- У-У, 1992 г.

9.История Бурятии в вопросах и ответах. Выпуск №3. – У-У 1992 г.

10.Очерки истории культуры Бурятии. Т. 2. – У-У 1974 г.

11.Тармаханов Е.Е. Промышленность и рабочий класс советской Бурятии (1938-1958). – Н, 1979 г.

12.Абаев Н.В., Балданов Б. М. Сравнительный анализ геополитической ситуации РБ и новых индустриальных стран Восточной Азии.- У-У,1998.

13.Республика Бурятия. Административно-территориальное устройство. – У-У, 1999 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Элективный курс «Истории Бурятии» iconРабочая программа предмет
Курс «История Бурятии» рассчитан на изучение истории Бурятии в 8 – 9 классе, всего 68 часов при нагрузке 1 час в неделю (в 8 классе...
Рабочая программа Элективный курс «Истории Бурятии» iconРабочая программа по истории Бурятии Класс
Учебная программа составлена на основе Бурятского регионального образовательного стандарта и авторской программы Бардымовой Э. А....
Рабочая программа Элективный курс «Истории Бурятии» iconЭлективный курс 9 кл. Мир профессий Составитель курса Шааф О. В.,...
Назначение документа – руководители спецкурсов, классные руководители, учителя, желающие вести элективный курс
Рабочая программа Элективный курс «Истории Бурятии» iconЭлективный курс "История русской культуры"
Элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, проявляющих интерес к истории русской культуры
Рабочая программа Элективный курс «Истории Бурятии» iconЭлективный курс по русскому языку «Необычные истории обычных слов»
Элективный курс «Необычные истории обычных слов (история языка и история общества)» рассчитан на 35 часов (1 раз в неделю) для учащихся...
Рабочая программа Элективный курс «Истории Бурятии» iconРабочая программа по литературе Бурятии для 10 б класса составлена...
Бурятии, краеведческих материалах. Литература Бурятии была и остается органической частью отечественной литературы. Но это не исключает...
Рабочая программа Элективный курс «Истории Бурятии» iconРабочая программа по литературе Бурятии для 11 а класса составлена...
Бурятии, краеведческих материалах. Литература Бурятии была и остается органической частью отечественной литературы. Но это не исключает...
Рабочая программа Элективный курс «Истории Бурятии» iconЭлективный курс «Задачи с параметром»
Элективный курс предназначен для реализации в 11классе общеобразовательной школы
Рабочая программа Элективный курс «Истории Бурятии» iconЭлективный курс по химии
Элективный курс «Рациональное питание» разработан в соответствии с концепцией предпрофильного образования
Рабочая программа Элективный курс «Истории Бурятии» iconЭлективный курс предпрофильной подготовки «Государственные символы России»
Приложение Элективный курс предпрофильной подготовки «Государственные символы России»/ Автор – составитель Рыбакова Н. А., учитель...
Рабочая программа Элективный курс «Истории Бурятии» iconЭлективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н....
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Рабочая программа Элективный курс «Истории Бурятии» iconЭлективный курс по математике «решение сюжетных задач»
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов. На его изучение отводится 17 часов
Рабочая программа Элективный курс «Истории Бурятии» iconЭлективный курс «Some Pages of British History» (From ancient time...
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, как курс по выбору в рамках предпрофильной подготовки
Рабочая программа Элективный курс «Истории Бурятии» iconОтчет по элективным курсам и факультативам учителя истории Зобова А. И. за 2009/2010 учебный год
Элективный курс по истории для 10 класса исследовательской направленности «Разгаданные тайны истории: от Хрущёва до Горбачёва и Путина»...
Рабочая программа Элективный курс «Истории Бурятии» iconЭлективный курс по теме «Алгебра матриц. Методы решения систем линейных...
Данный элективный курс рассчитан на 14 часов. Разработаны конспекты всех уроков элективного курса
Рабочая программа Элективный курс «Истории Бурятии» iconЭлективный курс по истории в 9 классах



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск