Скачать 178.67 Kb.
|
Комитет по образованию г.Улан-Удэ Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 1 СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ: Зам.директора по УВР Директор школы № 1 Селиванова Т.М._____________ Бакро О.Г.___________ «____»____________ 20___г. «___»____________20__г. Рабочая программа по истории Бурятии Класс: 10 «А», «Б» 11 «А», «Б» Количество часов: 68 (базовый уровень) Составитель: Нестерова Ю.А. Улан-Удэ 2011 Пояснительная записка Учебная программа составлена на основе Бурятского регионального образовательного стандарта и авторской программы Бардымовой Э.А. «История Бурятии с древнейших времен до наших дней» - Улан-Удэ: БИПКРО, 2008 г. История Бурятии представлена как составная часть российской истории и базируется на философских категориях общего и особенного. Это позволяет показать особенности развития Бурятии, обладающей сложившимися традициями и собственными жизненными устоями. Бурятия представляет собой регион, самобытность которой определяется геополитическими, социополитическими, культурными, психологическими, конфессиональными и другими факторами. Своеобразие Бурятии рассматривается с учетом природно-географических особенностей и национального состава населения республики, ее пограничного положения. Прослеживается влияние на историю Бурятии России и Востока с его многоликой культурой. Важное место в программе занимает история 20 столетия, в том числе ее советский этап, существенным фактором исторического развития Бурятии признаются особенности менталитета народов Бурятии. Формирование личности старшеклассника предполагает развитие самосознания, выбор жизненной позиции, нравственных и социальных ориентаций. Программа делится на 3 части и базируется на принятой в науке периодизации российской и всемирной истории: - Бурятия в древности и в период средневековья (с древнейших времен до рубежа XVI-XVII) - Бурятия в новое время (с рубежа XVI-XVII в. до конца XIX в.) - Бурятия в новейшее время (XX в.) Курс «История Бурятии» представляет собой один из возможных вариантов изучения в общеобразовательной школе. Предлагаемая программа может быть использована в 10-11 классах. Общий курс рассчитан на 68 часов (34 часа - 1 час в неделю в 10 классе и 34 часа - 1 час в неделю в 11 классе). Цели и задачи учебной дисциплины. Цели курса:
Задачи курса: - обеспечивать учащимся возможность овладеть знаниями об историческом пути Бурятии, о ее роли в истории России, о фактах, определявших в различные исторические эпохи судьбу Бурятии и населявших ее народов; - сформировать умения оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекать их из исторических источников; развивать способности анализировать и оценивать факты, явления и события, раскрывать причинно-следственные связи между ними; - приобщить учащихся к духовным и нравственным ценностям предшествующих поколений, к национальной культуре и народным идеалам, воплощенным в религиозных учениях, в искусстве и литературе, в фольклоре, народных обычаях и традициях; способствовать формированию национального самосознания, уважения к истории народов Бурятии; помочь школьникам понять проблемы и реалии современной Бурятии. Формы контроля уровня знаний Текущий: общественный смотр знаний, исторический диктант, проверочная работа, семинар, урок-диспут, защита рефератов, проектов учащихся, исторический бой, практическая работа, лабораторная работа с документами. Рубежный: тест, контрольная работа. Итоговый: контрольная работа, устный зачет. Промежуточная аттестация предусмотрена в виде тестирования в конце полугодия. Выходные данные материалов
1) История Бурятии с древнейших времен до начала ХХ в. – Улан-Удэ, «Бэлиг», 2009. (авторы: А.Д.Цыбиктаров, Б.Б.Дашибалов, В.В.Номогоева, И.Н.Шагдурова, Ю.Б.Санданов, Е.Е.Тармаханов, Т.Е.Санжиева). 2) История Бурятии с начала ХХ в. до начала ХХ1 в. - Улан-Удэ, «Бэлиг», 2009. (авторы: Е.Е.Тармаханов, Т.Е.Санжиева, Е.А.Высотина, Е.Е.Семенова, А.Д.Дашиева, М.Г.Цыренова). КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ 10 КЛАССА
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Глава 1. Бурятия в эпоху камня, бронзы и раннего железа (6 часов). Бурятия в эпоху палеолита (1 ч). Заселение древними людьми территории Бурятии. Природные условия Забайкалья в эпоху позднего палеолита. Хозяйство и занятия людей эпохи палеолита. Технологии изготовления орудий труда. Общественный строй. Бурятия в эпоху мезолита (1 ч.) Изменения в природе и их влияние на жизнь людей. Памятники среднего каменного века. Причины смены оседлого образа жизни на подвижный уклад. Хозяйство и занятия людей. Изменения в технологии изготовления орудий труда. Бурятия в эпоху неолита (1 ч.) Общие особенности неолитической эпохи. Неолит Прибайкалья. Неолит Забайкалья и зарождение производящего хозяйства. Изменения в технологии изготовления орудий труда. Антропологический тип людей эпохи неолита. Общественные отношения и некоторые черты мировоззрения. Бурятия в эпоху бронзы и раннего железа (1 ч.) Общие особенности бронзового века. Бронзовый век Прибайкалья. Изменения в общественном строе. Бронзовый век Забайкалья. Культура плиточных могил. Хозяйство и занятия (кочевое скотоводство). Погребальный обряд и религиозные верования. Климатические изменения и их влияние на жизнь населения бронзового века. Общественный строй. Зарождение металлургии железа и ее влияние на развитие хозяйства и общественных отношений. Бронзовый век лесной зоны региона. Бурятия в хуннское время (1 ч.) Образование государства Хунну и открытие археологических памятников азиатских хунну. Письменные источники. Государственный строй. Экономика хунну. Скотоводство. Земледелие. Металлургия и металлообработка. Обработка камня и кости. Гончарное дело. Жилища. Взаимоотношения хунну с соседними народами. Гибель государства Хунну. Антропологический состав населения державы Хунну. Повторительно-обобщающий (1 ч.) Урок-практикум. Глава 2. Бурятия в эпоху средневековья (5 часов) Ранние государства Центральной Азии и население Бурятии в эпоху раннего средневековья (1 ч.) Эпоха средневековья. Основные этапы и определение наименований в истории монголов. Сяньби, ухуань и шивэй. Расселение ранних монголов. Хозяйство и быт сяньби. Социальное устройство и аристократия ранних монголов. Археологические источники о ранних монголах в Забайкалье. Хозяйство и быт. Значение древних и ранних монголов в мировой культуре. Курыканы. Письменные источники о курыканах. Байырку: социальное устройство и политическая история, расселение. Тюрки. Уйгуры. Бурятия (Баргуджин-Токум) в Монгольской империи (1ч.) Кидании и усиление монгольских племен. Хозяйство и быт. Социальное устройство и культура киданей. Монгольская империя. Становление Монгольского государства. Значение Монгольской империи в мировой истории. Баргуджин-Токум в Монгольской империи. Расселение хори-монголов (курыканы). Культура средневекового населения Бурятии (1 ч.) Хозяйство и быт. Земледелие курыкан. Ремесла. Культурные связи и религиозные верования. Этногенез и культурогенез бурят (1 ч.) О формировании бурят (проблемы в исторической науке). Особенности культурогенеза в Бурятии. Повторительно-обобщающий (1 ч.). Урок-семинар. Глава 3. Бурятия в XVII-XVIII вв. (5 часов) Присоединение Бурятии к России (1 ч.) Присоединение Предбайкалья. Присоединение Забайкалья. Управление краем. Общественный строй. Охрана границ. (1 ч.) Хозяйственное освоение края (1 ч.) Земледелие. Скотоводство. Промыслы. Промышленность. Торговля. Культура. Формирование религиозных конфессий. Просвещение. (1 ч.) Распространение ламаизма. Распространение христианства. Старообрядцы. Образование. Повторительно-обобщающий (1 ч.) Контрольная работа. Глава 4. Бурятия в Х1Х в. (6 часов) Управление Бурятией. Реформа М.М.Сперанского (1 ч). Развитие сельского хозяйства (1 ч.) Скотоводство. Земледелие. Промыслы. Развитие промышленности и торговли (1 ч.) Политическая ссылка. Общественное движение (1 ч.) Декабристы в Бурятии. Братья Бестужевы. Братья Кюхельбекеры. Религия, образование, наука, культура, здравоохранение (1 ч). Буддизм. Христианство. Шаманизм. Образование. Наука. Здравоохранение. Повторительно-обобщающий (1 ч.) Защита проектов учащихся. Глава 5. Бурятия в начале ХХ века (7 часов). Административная и земельная реформы конца Х1Х – начала ХХ в. (1 ч.) Социально-экономическое развитие края (1 ч.) Промышленность. Сельское хозяйство. Торговля. Бурятия в период революции 1905-1907 гг. (1 ч.) Национальное движение и развитие общественно-политической мысли бурят в начале ХХ века (1 ч.) Аграрное движение (1 ч.) Развитие образования, культуры, здравоохранения и религии в начале ХХ в. (1 ч.) Защита проектов учащихся. Повторительно-обобщающий (1 ч.). Урок-семинар. Глава 6. Бурятия в период Первой мировой войны и падения самодержавия.(3 часа) Бурятия в годы Первой мировой войны (1 ч). Мобилизация населения на фронт. Воинская повинность для малочисленных народов России. Промышленность Сельское хозяйство. Бурятия в период Февральской революции (1 ч.) Революционное движение. Национальное движение. Повторительно-обобщающий (1 ч.) Итоговая контрольная работа (1 ч.) Итоговый урок (1 ч.) КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ 11 КЛАССА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1) История Бурятии с древнейших времен до начала ХХ в. – Улан-Удэ, «Бэлиг», 2009. (авторы: А.Д.Цыбиктаров, Б.Б.Дашибалов, В.В.Номогоева, И.Н.Шагдурова, Ю.Б.Санданов, Е.Е.Тармаханов, Т.Е.Санжиева). 2) История Бурятии с начала ХХ в. до начала ХХ1 в. - Улан-Удэ, «Бэлиг», 2009. (авторы: Е.Е.Тармаханов, Т.Е.Санжиева, Е.А.Высотина, Е.Е.Семенова, А.Д.Дашиева, М.Г.Цыренова).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ Учащиеся 10-11 класса должны знать/уметь: - показывать на карте стоянки, могильники, поселения, городища древнейших жителей края, их расселение и передвижение; территорию края в составе Центральной Азии, монгольского государства, районы хозяйственной специализации; находить на карте края памятники культуры (храмы, монастыри, крепости, памятники зодчества); - объяснять происхождение названий города, поселения, местности; - знать основные даты в истории края; - определять синхронность событий и процессов региональной, российской и центральноазиатской истории; - излагать ход, причины, характер заселения края, его значение для последующего развития края; - называть основные этнокультурные ареалы, складывавшиеся под влиянием различных культурно-исторических центров Центральной Азии, Средней Азии; - выделять общее и особенное в хозяйственном развитии края, его вклад в экономическое развитие и материальную культуру страны; - иметь представление о социальном и сословном составе населения края, его эволюции; давать характеристику различным категориям населения, описывать их образ жизни и быт; - уметь соотносить состав населения с особенностями экономического развития края; - характеризовать главные направления материального производства на территории Бурятии в 20 веке; - называть основные достижения культуры местности и края, описывать выдающиеся памятники (устного народного творчества), народные промыслы; знать их творцов; - давать оценку деятельности конкретных исторических лиц, оформлять знания о выдающихся земляках в реферативной форме; - используя интернет-ресурсы готовить и защищать проектные работы; - используя данные средств массовой информации проводить обзор текущих событий общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни Бурятии. Также к уровню усвоения учащихся относится освоение:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|
Рабочая программа предмет Курс «История Бурятии» рассчитан на изучение истории Бурятии в 8 – 9 классе, всего 68 часов при нагрузке 1 час в неделю (в 8 классе... | Рабочая программа по литературе Бурятии для 11 а класса составлена... Бурятии, краеведческих материалах. Литература Бурятии была и остается органической частью отечественной литературы. Но это не исключает... | ||
Рабочая программа по литературе Бурятии для 10 б класса составлена... Бурятии, краеведческих материалах. Литература Бурятии была и остается органической частью отечественной литературы. Но это не исключает... | Рабочая программа Элективный курс «Истории Бурятии» Обоснование разработки рабочей программы и характеристика предмета, связь со смежными | ||
Рабочая программа по Всеобщей истории 6 класс Рабочая программа по истории (6 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного... | Рабочая программа по истории. (10 класс. Базовый уровень). 1 Рабочая программа по истории (10 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного... | ||
Рабочая программа по истории. (10 класс. Базовый уровень). 1 Рабочая программа по истории (10 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного... | Рабочая программа по истории средних веков (6 класс) Пояснительная Рабочая программа по истории (6 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного... | ||
Рабочая программа по истории России. (10 класс. Базовый уровень). 1 Рабочая программа по истории (10 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного... | Рабочая программа по всеобщей истории. (10 класс. Базовый уровень). 1 Рабочая программа по истории (10 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного... | ||
Рабочая программа по истории. «Всеобщая история с древнейших времен... Рабочая программа по истории (10 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного... | Текстовый отчёт мбук «Удинский кдиц» за 2012 г Провести цикл мероприятий посвященных году истории России и году благоустройства Бурятии | ||
Рабочая программа по истории 9 класс. (102 ч.) История России. XX начало XXI века -68 часов Рабочая программа по истории для 9 класса составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа по истории 8 класс Рабочая программа составлена на основании Федерального компонента государственного стандарта, Примерной программы по истории и авторской... | ||
Рабочая программа по истории России и Всеобщей истории 11 класс учителя... Рабочая программа по истории для 11 класса составлена на основе Государственного стандарта общего образования, федеральной Примерной... | Тематическое планирование по Истории Средних веков и Истории России 6 класс Рабочая программа I вида составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории |