Скачать 114.2 Kb.
|
Н. И. Глощенюк (п. Чунский) Зачем нужно краеведение в школьной программе? Культура народа определяется тем, как он относится к своему прошлому. А. С. Пушкин Прежде, чем делиться своими размышлениями о роли краеведения и краеведческого музея школы, хочу сказать несколько слов о своей школе и школьном краеведческом музее. У истоков основания школьного краеведческого музея стояли замечательные педагоги: директор школы Н.И. Корейко и учитель истории А.П. Воронова. В результате туристических походов по району были собраны и накоплены предметы быта сибиряков, письма земляков-фронтовиков и реликвии, которые стали первыми экспонатами в созданном в 1976 году музее. В этом же году музей был паспортизирован, ему присвоено название «Школьный краеведческий музей», выдано свидетельство # 2747. Понятно, что за это время накоплен не малый опыт исследовательской, теоретической и практической работы. Более 10 лет я являюсь руководителем краеведческого музея в одной из лучших школ не только района, но и области. По итогам Всероссийского конкурса нашей Сунской средней школе #29 — дважды (2002 и 2003гг.) присвоено почетное звание «Школа года». Определённый вклад в завоевании этого титула внесён и школьным музеем и всеми учащимися краеведами. Если учесть, что под краеведением понимается изучение общественно-политических, культурных, экономических, природных явлений родного края, а краеведческие знания — это знания комплексные: исторические, историко-культурные, историко-экономические, географические и другие, то краеведческая работа в нашей школе отвечает всем этим требованиям. Значение краеведческого образования, его роль особенно возрастают особенно сейчас, в наши дни, когда страна и общество находятся на переломе, когда разрушаются многие стереотипы и концепции, резко повышается роль регионов, их историческое начало. Важно, чтобы наши дети не выросли Иванами — не знающими родства, а были достойными гражданами достойной страны. Как руководитель школьного краеведческого музея, я исхожу из принципов, что одним из элементов школьного образования и воспитания является краеведение. Надо отметить, что в настоящее время возрос интерес к краеведению, культуре, истории городов и сёл, биографиям и судьбам земляков. В связи с этим и в нашей школе администрация стала активно помогать в работе по краеведению. В начале учебного года на одном из заседаний педагогического совета под руководством администрации школы, утверждается работа музея: определяются система, содержание и методика, которая соответствует общепедагогическим, дидактическим и предметно-методическим принципам и задачам поставленным педагогической наукой перед обществоведческими предметами, а также, внеклассной работой и школьным краеведением. На педсовете и заседании совета музея определяются цели и задачи краеведческой работы; основные цели таковы: - способствовать формированию гражданской личности - воспитывать любовь к родному краю и ответственность за происходящее на родной земле - развивать познавательные способности ребят через личное восприятие а) истории в целом б) краеведческого материала - Содействовать осуществлению общего образования; нравственному, эстетическому, патриотическому воспитанию. - Расширить знания учащихся и краеведов в частности по истории, этнографии, географии родного края, осветить страницы Сибири и Иркутской области, остающимися за рамками школьного курса. - Познакомить учащихся с памятниками истории и культуры края — привить чувство ответственности и заботы за их судьбу. - Дать представление о социально-экономическом, политическом процессах края, соотнести с аналогичными явлениями страны. Главными задачами в работе с ребятами краеведами я считаю, являются: - дать представление о краеведении, методах и приёмах работы. - познакомить краеведов с формами самостоятельной работы по изучению родного края, приобщая к поисково-исследовательской работе и развивая творческие способности и умения самостоятельно добывать знания. Содействовать самоопределению личности учащихся, созданию условий для её реализации (в ходе подготовки к занятиям, профессиональной ориентации и т.д.) Педсоветом и советом музея определены: - формы отчетности: научно-практические, тематические конференции, рефераты по избранной теме и др. - формы работы: проведение тематических классных часов, экскурсий в музей, экспедиции и походы по памятным местам, встречи в форме “круглого стола”, заседаний (например: импровизированное заседание комитета комсомола или пионерского сбора, и многое другое) - обязательная интеграция с другими предметами — литературой, ИЗО, географией и совместное проведение мероприятий; корректировка программного материала. Таким образом, историческое краеведение включено и является обязательным в системе школьного образования. По словам академика Д.С Лихачёва, “самым массовым видом науки” является краеведение, в силу конкретности, образности, наполнения близким, знакомым материалом оно доступно самым различным слоям общества, от учеников, от студентов до пенсионеров. И, как руководитель краеведческой работой (не по обязанности, а по зову сердца) я в этом убедилась. Постараюсь показать на конкретных примерах. Поскольку я — учитель истории, с этого и начну. Школьная программа по истории Отечества (а ранее по истории СССР в IV, VII — Х кл.) предусмотрено изучение истории края с древнейших времён до наших дней. Конечно же местный материал стал неотъемлемой и обязательной частью изучения отечественной истории. На уроках, факультативных занятиях, в ходе экскурсий в школьный краеведческий музей, туристических экспедиций по краю я рассказываю о том, что Иркутская область и Чунский район — где мы живём, богата разнообразными и разновременными археологическими памятниками. На территории Чунского района в разное время краеведами было найдено немало древних орудий труда, украшений, осколков керамической посуды. В ходе изучения истории края установили, что из животных в нашем крае обитали два гиганта — мамонт и носорог. Зуб мамонта хранится сейчас в районном краеведческом музее. В школьных музеях есть образцы скребков, наконечники для стрел и копья. Нами предположительно установлено, что на территории Чунского района было 16 стоянок древнейшего человека. Когда мы говорим о заселении края, то естественно раскрываем увязку наименований населённых пунктов, порогов на реках и др. географических названий с именами первопроходцев. Так, например, первоначальное название деревень Ондрино, Савино, Филькино, Ганькино, Сережкино связано с первопоселенцами, название порогов на реке Чуне — Тюменец и др — с первопроходцами. В годы гражданской войны на территории района действовали два фронта, название которых определили населённые пункты, где располагались штабы армий: Баёрский (с. Баёр) и Шиткинский (с. Шиткино). На уроках истории в среднем звене мы говорим и стоянках древнейших людей на территории нашего края (только на территории Чунского района обнаружены места 16 стоянок), о людях населяющих наш район, их занятиях, обычаях, традициях. Звучат названия знакомых с детства мест, ребята воспринимают информацию с большой заинтересованностью, обмениваются мнениями делятся впечатлениями об услышанном в семье. На уроках природоведения, географии, биологии, химии проникаются чувством гордости за свой край, в котором огромное количество редчайших природных ресурсов и полезных ископаемых. История нашей страны строится на краеведческих материалах, придающих ей свой неповторимый образ. Краеведческий принцип изменения истории помогает учащимся осознано воспринимать самые сложные вопросы социально-экономического, политического, культурного развития страны. При изучении периода коллективизации в нашей стране мы говорим о создании колхозов на территории района: используем краеведческий материал, старшеклассники знакомятся с процессом создания коллективных хозяйств на местном материале, слышат знакомые с детства названия населённых пунктов, знакомые фамилии предков своих одноклассников, друзей, знакомых. Использование краеведческого материала активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в проведение их конкретность и убедительность. Так, например, при изучении темы “Культ личности И.В. Сталина”, участники факультативных занятий вычертили план посёлка с указанием мест, где были зоны и лагеря времён ГУЛАГа и первые производственные объекты, которые основополагающими в возникновении поселка Чунского — нашего родного, очень красивого теперь посёлка. Благодаря краеведению, я вношу в учебно-воспитательный процесс элемент живого созерцания во время экскурсии по посёлку, району. Учащиеся видят водонапорную башню из кирпича, и сразу возникает масса вопросов — когда возведена? Кем? Почему? и ответы: строили пленные японские солдаты (после военных событий 1945 года на Дальнем Востоке); башня обеспечивает и сейчас водой огромный район. При посещении базового предприятия — Чунского ЛЗК — основного места работы родителей учащихся — мы не только наблюдаем за процессом трудовой деятельности взрослых, осознаём необходимость существования этого предприятия, как добывающего и перерабатывающего древесину, но и экономическую связь с другими регионами даже странными — наш лес вывозится на экспорт в Японию, Китай, страны центральной Азии, Ближнего Востока и другие. Учащиеся от близких, доступных непосредственному наблюдению фактов и явлений сделают глубокий вывод о значимости предприятия, труда своих родных на таком предприятии, осознают ход исторического процесса. Краеведение отрывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, ведь им большую часть работы приходится вести индивидуально: - в поисках истины, изучать первоисточники или архивные материалы, встречаться со старожилами, ветеранами. Записывать отрабатывать записи воспоминаний, рассказов. - делать зарисовки, вычерчивать схемы, планы, карты. - собранный материал подготовить для использования на классных часах или написание отчетного реферата. Особенно интересной кажется ребятам поисковая работа по литературному краеведению. Мы встречаемся с местными писателями, поэтами. Когда к нам в гости приходит Тамара Григорьевна Шуринова- учитель начальных классов, теперь на пенсии, у нас в музее праздник. Тамара Григорьевна пишет чудесно- неповторимые, светлые стихи о своем селе, где она родилась, о речке на которой она выросла, полях и березах, которые она помнит. Какой изумительно- красивый слог у Тамары Григорьевны — как задушевная песня. Вчитайтесь, вслушайтесь. Деревня моя Деревня моя- детства тихая пристань, Где полнились травы алмазами росс, Пьянела весною от цвета черемух И крепла думою в крещенский мороз. То прятала плечи под бархат тумана, Невестой ступив на резное крыльцо, Рубинами бусы из Марьиных ягод, Парным молоком умывала лицо. А ветер играл полем ситца в горошек, Гофрово вздыхала мехами гармонь Полоскою алой косынка на зорьке Характером- заводь, а нравом- не тронь. Долбленкой скользила по страсти разлива, Весельце играло упругим ребром. Река уносила ненужные ссоры, В ячейках скользила литым серебром. В канун Рождества по овинам гадала, От строго слова смеялась до слез, Как щедрая мама гостей привечала, Познала измену, любила всерьёз. Умаяло время певучий бубенчик, По камушкам страсти надежда течёт. А детская верность — как память потомкам, Повинную голову меч не сечет. И канула в лету как добрая сказка, Судьбою отпущен безвестности рок, В лесах онемело охрипшее эхо, Кукушка устала отсчитывать срок. (из книги Т.Г.Шуриновой “След по росной траве”). К этому замечательному стихотворению местный музыкант А. Сапожников написал музыку, а местный фольклорный ансамбль “Чунарочка” исполняет в ходе праздничных концертов. Рассказывая о своей родной деревне с красивым названием Берёзовая, Тамара Григорьевна с любовью говорит обо всём: людях, которые жили рядом с ней, поднимали деревню после войны, о своём отчиме, ставшим ей роднее родного — первом председателем колхоза “Красный охотник”,о своём двоюродном брате — из простого деревенского паренька выросшего в доктора технических наук, профессора, академика АН высшей школы, преподавателя Красноярского технологического университета. Не менее интересными бывают встречи с писателями — поэтами: Павлом Григорьевичем Твердохлебом — бывшим директором Чунского ЛЗК, автором книги “Чуна — моя любовь, Моя печаль”. Встречи с ним — это беседы о становлении Чунского района, о военных годах, это наставления молодёжи: какими быть, что лучше, что нежелательно — т.е. это встречи - размышления. Такими же желанными бывают встречи с ветераном Великой Отечественной войны — председателем Совета ветеранов, необычайной судьбы человеком — Анатолием Акимовичем Игнатовым и многие другие встречи. Краеведческая работа многогранна, она носит исследовательский и прикладной характер, общественно-полезный и образовательно-воспитательный характер. Готовясь к 50-летию образования Чунского района, мы собрали огромный материал по истории предприятий, учреждений, организации района. Так например: нами восстановлена история районной больницы районной библиотеки; написана история посёлков Чунский, Октябрьский, Лесогорск и др, ряда улиц в этих поселках. Наши исследовательские работы были опубликованы в местной газете “Чунский вестник”, и вошли в историко-краеведческий сборник “Земля чунская” по истории района. Материалы об интересных судьбах, связанных с районом общим названием “Судьба, связанная с районом” так же вошли в сборник и были отмечены Дипломами, Грамотами на областных и Всероссийских конкурсах по теме “Человек в истории”. Понятно, что все материалы используются во внеклассной работе — при проведении “Круглых столов”, встречах с ветеранами и др. уже не говоря об обязательном проведении классных часов. Так учащиеся всех классов знакомятся и с историей своей малой родины и с теми, кто эту историю создавал. Ведя поисковую работу по теме “История народного образования в районе” ребята познакомились с документами по истории народного образования в целом в стране, параллельно устанавливая хронологию событий в родном крае. Тема: “Учительские династии” была представлена на областной научно- практической конференции и войдет в сборник по истории образования Иркутской области. Ребята-краеведы не только сами узнали много интересного о первых школах и первых учителях, но и проводили классные часы в школе, опубликовали материал в районной газете, фрагменты поискового материала не раз использовались в передаче на ТВ “Чуна”. В своей практической, поисковой работе мы также тесно сотрудничали с различными учреждениями и общественными организациями. К 55-летию победы советского народа в ВОВ нами была оказана существенная помощь районному военному комиссариату по уточнению списков участников и ветеранов войны, за что отмечены грамотой РВК. Собирая материал по теме “Чуна лагерная” тесно сотрудничали с архивами районов г.Тайшета, г.Красноярска, г. Потьма — в этот город были переведены заключённые из Чуны, после расформирования Чунских лагерей ГУЛАГа и частей “Озерлаг”, “Тайшетлаг”, “Ангарлаг” и др., устанавливая, уточняя списки репрессированных и реабилитированных пришлось плодотворно потрудиться в архивах райсобеса, РВК, г. Иркутска и г.Красноярска, (Так как часть нашего района являлась административной единицей красноярского края). Переписывались с комитетом по реабилитации. Пятый год поддерживаем связь с краеведами школы #4 имени Циолковского г. Омска, делясь опытом краеведческой работы. Значительную помощь в поисковой работе нам оказывает поселковая администрация, отдел по молодёжной политике и спорту и Советом ветеранов постоянно производим совместные мероприятия Клубы интересных встреч: “Как начиналась война”. Этот праздник со слезами на глазах”.и др. После которого обязательно пьём чай, поём фронтовые (и не только) песни, читаем стихи. В итоге хочу подчеркнуть: что сейчас в условиях сложного процесса обновления страны, возрождения традиций и духа краеведческого движения позволяет сохранить нравственные критерии российской духовности, патриотизма, содействовать процессу упрочнения общества. В моих размышлениях ясно прослеживается, что краеведение является не просто совокупностью сведений о какой-то конкретной территории, но и школой познания, школой культурного и экологического воспитания, средством передачи накопленных знаний и традиций, формы общения людей поколений разного уровня культуры и образования. Мы точно знаем и видим, что краеведение несет в себе любовь к родному краю, родине, к её духовной культуре, является мощным воспитательным средством, приобщает к познанию истоков наших. Поэтому в этой связи краеведение является способом освоения и сохранения исторического опыта, своеобразным отбором всего рационального в природопользовании, хозяйственном укладе народных промыслах, образе жизни и традициях. Следовательно, приобщение подрастающего поколения к основам краеведения приобретает первостепенное значение. По мнению педагогов нашей школы, ребята, работающие в краеведческом музее, серьёзнее относятся к окружающему миру, более самостоятельны и воспитаны, ответственнее относятся к происходящим событиям. Они хорошо помнят слова А.С. Пушкина, что “Культура народа определяется тем, как он относится к своему прошлому”, которые взяты эпиграфом к моим размышлениям о значении и роли краеведения. |
Дорогие гимназисты! Пришло время попробовать свои силы в научной... Вы спросите, зачем это нужно? Отвечаем: ваше обучение в вузах потребует от вас владения всеми навыками самостоятельной исследовательской... | Рабочая программа учебного предмета «Краеведение» Краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования, помогает реализовать в школьной практике принципы... | ||
Урока в предметной учебной программе Урок №64 по теме «Зачем летают в космос?» «Зачем летают в космос?», согласно тематическому планированию, составленному по программе «Окружающий мир» («Мир вокруг нас»), 1... | Пояснительная записка к курсу «краеведение» Предлагаемая рабочая программа по «Краеведению» адресована 6-9 классам основной школы. В 6-7 классах, согласно рекомендациям регионального... | ||
План работы школьной библиотеки на 2013 2014 учебный год I Образовательная — поддержка и обеспечение образовательных целей, сформированных в концепции школы и в школьной программе | Реферат по дисциплине «Краеведение» Тема: «История Анабарской кольчуги» Собрать материалы об участниках школьной краеведческой экспедиции – воспоминания, фотографии | ||
Поход по магазинам, прогулка в парке, все это хорошо, но нужно подготовиться к ним. Зачем? Аем первые уроки безопасности. Сказки «Гуси-лебеди», «Колобок», «Машенька и медведь» помогут малышу понять, как опасно убегать от... | Семинара была очень актуальна – «Реализация регионального компонента... Наши учителя преподают следующие учебные курсы: экологическое краеведение, биологическое краеведение, географическое краеведение,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Действительно, а зачем она вообще нужна, эта музыка? Денег в будущем больших не сулит, трудится надо долго и упорно – зачем? Зачем... | Учебно-тематический план курса, требования к уровню подготовки обучающихся.... Для изучения учебного предмета «Краеведение» на ступени основного общего образования отводится 140 часов. В том числе: в VI классе... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Встреча с Гномом Экономом; зачем нужно изучать экономику; кто впервые ввел понятия «экономика» | Содержание школьной программы по лыжной подготовке В школьной программе по физической культуре лыжная подготовка введена обязательным разделом с 1-го по 4-ый классы. Уроки по лыжной... | ||
Методические рекомендации к программе «Историческое краеведение» (9 класс) Донецкий Б. «Кочующая» крепость // Памятники Отечества: Альманах. 1998. №1/2 (39). «Сердце Поволжья» | Сергеевна Программа «Краеведение» Историческое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования... | ||
Journref Зачем собственно нужно научный стиль? Его функциональное назначение состоит в том, чтобы обеспечить адекватную передачу научной информации,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Зачем нужно знать стили языка? (Чтобы правильно общаться в школе с учителем и одноклассниками, на улице с друзьями, дома со старшими).... |