Реферат как форма отчёта о результатах учебной исследовательской деятельности





Скачать 69.98 Kb.
НазваниеРеферат как форма отчёта о результатах учебной исследовательской деятельности
Дата публикации24.04.2015
Размер69.98 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > История > Реферат
. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 38 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля»


Реферат как форма отчёта о результатах учебной исследовательской деятельности
Доклад учителя истории и обществознания

Данилова В.А.


Неотъемлемой частью культуры личности и социального опыта человечества является опыт творческой, исследовательской деятельности. Именно творческая исследовательская деятельность даёт человеку опыт существования в ситуации неопределённости. Организация учебной исследовательской деятельности является основой современного учебного процесса.

В этих условиях актуализируются вопросы организации исследовательской работы учащихся, научного руководства ею, необходима разработка единых согласованных требований к оформлению и защите результатов учебного исследования. Формы отчёта о результатах исследования могут быть различными: научный отчёт, реферат, доклад, эссе и т.д. В практике обучения реферат рассматривается как одна из основных форм отчёта, а защита реферата – одна из форм итоговой аттестации учащихся.

Слово «реферат», латинское по происхождению, означает краткое письменное изложение сущности какой-либо проблемы. Однако это не только пересказ прочитанного, но и анализ, обобщение и аргументированное изложение собственной точки зрения на рассматриваемую проблему. Основным критерием исследовательской, как и всякой творческой, деятельности является новизна.

Реферирование – создание нового текста, в котором излагается сущность вопроса на основе анализа, классификации, обобщения одного или нескольких источников.

Источниками реферата могут быть первоисточники (исторические документы) и вторичный текст, интерпретирующий научные, научно-популярные статьи, монографии.

Один раз в четверть после изучения отдельного раздела или нескольких, связанных друг с другом тем курса, учащимся в качестве отчётного задания предлагается написание реферата по выбору из предложенного учителем списка тем. Данное задание даётся ученикам заранее, как минимум за 1 месяц до дня сдачи реферата. Мною проводится установочное консультативное занятие, на котором учащимся разъясняются требования к написанию реферата, определяется круг проблем, которые им необходимо рассмотреть в процессе работы над рефератом.

Требования к рефератам учащихся на исторические темы:

  1. Самостоятельность. Недопустимо заимствование текстов из классических сочинений известных историков или монографий современных специалистов (откровенные плагиат или компилирование). Цитирование трудов историков допускается только при анализе их концепций или аргументации собственных выводов пишущего. При этом обязательны кавычки и сноски на труды в примечаниях.

  2. Автор реферата должен различать источники и исследовательскую литературу и во введении к реферату дать анализ использованной литературы и документов.

  3. Реферат на конкретно-историческую тему должен иметь следующую структуру :

- введение;

- первая глава или параграф;

- вторая глава или параграф;

- третья глава или параграф;

- заключение;

- библиография:

а) источники,

б) литература.

Название глав или параграфов не должно повторять название всей темы.

  1. Наличие научно-справочного аппарата:

а) подстрочные примечания;

б) библиография;

в) таблицы, схемы и т.д.

Объём реферата – 15-20 листов формата А 4(экзаменационного реферата – 25-30 листов). Текст печатается или выполняется аккуратным почерком.

Работа учащихся над рефератами состоит из следующих этапов:

1. Выбор темы.

Тема реферата выбирается в соответствии с интересами пишущего и с учётом имеющихся источников и литературы. Она может быть определена учащимися самостоятельно или при помощи учителя.

2. Сбор материала по выбранной теме.

После выбора темы составляется список литературы, содержащей сведения, позволяющие осветить проблему. Для этого целесообразно ознакомиться с соответствующими разделами систематических каталогов в библиотеках, обзорами литературы в книгах, журналах. После отбора необходимых материалов, следует наметить последовательность их изучения, что позволит наиболее точно определить примерные содержание и структуру реферата. При работе с источниками и литературой целесообразно на отдельных карточках выписывать основные положения, примеры, выводы изученных источников, точно указывая их авторов, названия, страницы.

3. Составление плана.

Определение содержания и структуры реферата позволят составить черновой вариант плана. Вначале рекомендуется сформулировать наиболее важные мысли и логику их изложения, а затем примерно определить основные пункты плана. План реферата состоит, как правило, из введения, трёх- четырёх основных пунктов и заключения, содержащего выводы по данной проблеме. Формулировки пунктов плана должны быть ясными, чёткими, по возможности краткими. В процессе работы первоначальные их варианты, как правило, пересматриваются (могут быть включены новые вопросы, изменена последовательность их освещения и т.д.).

Примерный план реферата на тему:

Северо-Восточная Русь в XI - XIII вв.

Содержание.

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1 Ростово-Суздальская земля в XI – первой половине XIIв……………4

1.1 Славянская колонизация края………………………………………………..4

1.2 Правление Юрия Долгорукого………………………………………………6

Глава 2 Андрей Боголюбский на «суждальском» столе………………………8

2.1 Политическая деятельность Андрея Боголюбского……………………….8

2.2 Военные походы князя………………………………………………………10

2.3 Развитие культуры Владимиро-Суздальского княжества……………….12

Глава 3 Владимиро-Суздальская Русь в конце XII - начале XIII в………… 15

3.1 Расцвет княжества в эпоху правления Всеволода Большое Гнездо……..15

3.2 Владимиро-Суздальское княжество перед монголо-татарским нашествием………………………………………………………………………17

Заключение………………………………………………………………………19

Список литературы……………………………………………………………………….21


  1. Работа над текстовой частью реферата.

После составления плана рекомендуется определить содержание и логику изложения отдельных вопросов. На этом этапе необходимо самое внимательное прочтение отобранной литературы с обязательным конспектированием сущности прочитанного, с выпиской отдельных цитат, записью собственных мыслей, возникающих во время чтения.

Когда подготовка текстовой части реферата будет закончена, рекомендуется ещё раз обдумать порядок изложения, уточнить формулировки пунктов плана, сверить с первоисточниками цитаты, которые будут приведены в реферате, после выполнения этой работы можно приступить к написанию текста реферата.

В реферате обязательно должны присутствовать введение и заключение. Во введении следует обосновать выбор темы реферата, показать её значимость, степень разработанности, кратко сформулировать задачи, которые автор намерен решить в процессе работы, дать краткую характеристику источников и литературы по данной теме. В заключении формулируются основные выводы по теме работы. При этом желательно, чтобы структура заключения соответствовала структуре реферата, содержались краткие выводы на вопросы, поставленные во введении.
5. Оформление реферата.

Завершающим этапом работы над рефератом является его оформление. Следует соблюдать нижеперечисленные требования к оформлению титульного листа , содержания, приведению цитат и библиографии.

Титульный лист. В верхней части титульного листа помещаются сведения об учреждении в котором выполнена работа:

Управление образования администрации г. Владимира.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 11.

В середине пишется тема работы. Ниже справа – фамилия её автора и научного руководителя (преподавателя). Внизу указывается место и год выполнения работы.

Текст работы пишется (печатается) на стандартных листах формата А4 с одной стороны ; слева оставляется поле в 3 см; справа 1-1,5 см; сверху и снизу 2,5 см. Нумерация страниц ведётся с титульного листа, но на нём цифр не ставится. На первой странице работы, следующей за титулом, делается оглавление (содержание), являющейся её планом с указанием страниц. Далее следует: введение, главы с параграфами, заключение, список литературы, приложения (если они есть). Каждая глава в тексте должна начинаться с новой страницы.

В текстовой части каждая цитата, взятая без изменения авторского текста, должна быть заключена в кавычки и иметь цифровую нумерацию, например: «Цена победы для советской стороны была немалой – в боях погибло 669 солдат и офицеров, имелось 1450 раненых, 52 человека пропало без вести». Сведения о первоисточниках указываются на той же странице в подстрочных примечаниях в конце страницы. Текст отделяется от подстрочных примечаний чертой, дальше пишутся подстрочные примечания. Например:

______________________________

Мусатов В.Л. СССР и венгерские события 1956 г.: новые архивные материалы // Новая и новейшая история, 1993, №1. – С.19.

Ссылки на первоисточник (сноски) могут быть оформлены и двумя другими вариантами: внутритекстовым и затекстовым. В первом случае первоисточник указывается сразу за цитатой в скобках. Во втором случае первоисточник указывается в примечаниях после текста работы. Если подряд приводятся цитаты из одного и того же издания, то в повторных ссылках ставятся слова «там же» и указывается новая страница (Там же, с. 18).

Завершает реферат список использованной при его написании литературы. Он представляет собой перечень книг и статей в алфавитном порядке по фамилиям авторов или названиям коллективных трудов (в том случае, когда авторы на титульном листе не указаны). При этом необходимо указывать фамилию и инициалы автора, точное название и место издания, издательство, год издания. Например, для книг монографического характера:

Курлов П.Г. Гибель императорской России. – М.: Современник, 1992.

Статьи в книгах необходимо описывать, давая полные сведения о сборнике, в котором они помещены, например:

Борисов Ю.С. Эти трудные 20-30-е годы. – В кн.: Страницы истории советского общества: Факты, проблемы, люди. / Под общей ред. А.Г. Кинкулькина. Сост. Г.В. Клокова и др. – М.: Политиздат, 1989, с.121-157.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат как форма отчёта о результатах учебной исследовательской деятельности iconСамостоятельная работа студента. Оформление текста рукописи сто 0493582-004-2009...
Уирс; отчета по научно- исследовательской работе студента нирс; отчета по учебной практике; отчета по производственной практике;...
Реферат как форма отчёта о результатах учебной исследовательской деятельности iconПоложение об ученическом реферате как форме индивидуальной учебно-исследовательской...
...
Реферат как форма отчёта о результатах учебной исследовательской деятельности iconПоложение об ученическом реферате как форме индивидуальной учебно-исследовательской...
...
Реферат как форма отчёта о результатах учебной исследовательской деятельности iconРеферат отчета о научно-исследовательской работе по теме: «Внерыночные...
В этом свете особую актуальность приобретают вопросы повышения эффективности деятельности государственного аппарата, увеличения удовлетворенности...
Реферат как форма отчёта о результатах учебной исследовательской деятельности iconРеферат может рассматриваться как один из этапов научно- исследовательской...
Большинство затруднений, особенно в начале исследовательской деятельности, обусловлены прежде всего непониманием природы как исследовательского,...
Реферат как форма отчёта о результатах учебной исследовательской деятельности iconПрограмма ноу «Эврика» (физико-математическая секция) «Основы учебной...
Основная часть. Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности
Реферат как форма отчёта о результатах учебной исследовательской деятельности iconРешение совета от 25 апреля 2012 года №11/4-1 «Об утверждении отчета...
Решение совета от 25 апреля 2012 года №11/4-1 «Об утверждении отчета о результатах деятельности руководителя администрации муниципального...
Реферат как форма отчёта о результатах учебной исследовательской деятельности iconПоложение о реферате как форме индивидуальной учебно-исследо­вательской...
...
Реферат как форма отчёта о результатах учебной исследовательской деятельности iconЧугайнова О. Г. Сургпу, г. Сургут Формирование исследовательских...
Осуществление исследовательской деятельности, решение комплекса исследовательских задач сегодня рассматривается не просто как право...
Реферат как форма отчёта о результатах учебной исследовательской деятельности iconШкольный реферат: каким он должен быть?
Слово “реферат”, в переводе с латинского, означает краткое письменное изложение сущности какой-либо проблемы. Основным критерием...
Реферат как форма отчёта о результатах учебной исследовательской деятельности iconРеферат Отчет состоит из Введения, двух разделов, списка используемых...
Содержание деятельности и результаты Мероприятия №7 «Подготовка и обучение различных возрастных групп населения г. Москвы основам...
Реферат как форма отчёта о результатах учебной исследовательской деятельности iconЗаключение о результатах публичных слушаний по проекту Генерального...
Об утверждении годового отчета, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчета о прибылях и убытках Общества
Реферат как форма отчёта о результатах учебной исследовательской деятельности iconРеферат «организация исследовательской деятельности учащихся на уроке и внеурочное время»
Основным средством организации различных видов учебно-исследовательской деятельности являются задания, активизирующие познавательную...
Реферат как форма отчёта о результатах учебной исследовательской деятельности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проект как форма организации исследовательской деятельности школьников на уроках и во внеклассной работе
Реферат как форма отчёта о результатах учебной исследовательской деятельности iconОтчет о результатах самообследования областного автономного образовательного...
Оаоу спо «Новгородский химико-индустриальный техникум» провел самообследование с целью обеспечения доступности и открытости информации...
Реферат как форма отчёта о результатах учебной исследовательской деятельности iconСтруктура отчета о ходе и результатах эксперимента
Отчет о результатах эксперимента – это документ, который содержит систематизированные данные о проведении эксперимента


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск