Е. С МИХАЙЛОВА (АЛЕШИНА) ТЕСТ ДЖ. ГИЛФОРДА ИМ.САЛЛИВЕНА ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО Социальный интеллект - способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.
Методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена позволяет измерять как общий уровень социального интеллекта, так и частные способности к пониманию поведения (способности предвидеть последствия поведения, адекватно отражать вербальную и невербальную экспрессию поведения, понимать логику развития сложных ситуаций межличностного взаимодействия).
Методика является стандартизированным психологическим тестом, имеет четкий алгоритм проведения и интерпретации и поэтому весьма проста в использовании. Она по праву считается одной из лучших в мировой психодиагностической практике и может быть рекомендована в качестве эффективного инструмента при решении широкого круга прикладных задач. Е. С МИХАЙЛОВА (АЛЕШИНА) 1
ТЕСТ ДЖ. ГИЛФОРДА ИМ.САЛЛИВЕНА 1
ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА 1
МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО 1
Введение 3
1. Концептуальные основы методики исследования социального интеллекта 5
1.1. Модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда 5
1.2. Социальный интеллект и проблема его измерения 7
2. Характеристика методики исследования социального интеллекта 9
2.1. Краткое описание методики 9
Субтест № 1. «ИСТОРИИ С ЗАВЕРШЕНИЕМ» 9
Субтест № 2. «ГРУППЫ ЭКСПРЕССИИ» 9
Субтест № 3. «ВЕРБАЛЬНАЯ ЭКСПРЕССИЯ» 9
Субтест № 4. «ИСТОРИИ С ДОПОЛНЕНИЕМ» 10
2.2. Надежность методики 10
2.3 . Валидность методики 10
3. Процедура тестирования 12
3.1. Правила предъявления субтестов. Инструкции 12
Субтест № 1. «ИСТОРИИ С ЗАВЕРШЕНИЕМ» 13
Субтест № 2. «ГРУППЫ ЭКСПРЕССИИ» 14
Субтест № 3. «ВЕРБАЛЬНАЯ ЭКСПРЕССИЯ» 14
Субтест № 4. «ИСТОРИИ С ДОПОЛНЕНИЕМ» 14
3.2. Комментарии по содержанию стимульного материала 15
4. Обработка тестовых данных 17
5. Интерпретация результатов тестирования 18
5.1. Интерпретация отдельных субтестов 18
Субтест № 1. «ИСТОРИИ С ЗАВЕРШЕНИЕМ» 18
Субтест № 2. «ГРУППЫ ЭКСПРЕССИИ» 18
Субтест № 3. «ВЕРБАЛЬНАЯ ЭКСПРЕССИЯ» 19
Субтест № 4. «ИСТОРИИ С ДОПОЛНЕНИЕМ» 19
5.2. Интерпретация композитной оценки социального интеллекта 20
5.3. Возможности уточнения интерпретации по профилям социального интеллекта 21
6. Использование методики исследования социального интеллекта для прогноза успешности педагогической деятельности и оценки коммуникативной компетентности учителей 23
Заключение 25
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 25
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 27
Литература 28
Введение Перед Вами новая для русскоязычного читателя психодиагностическая методика, которая уже более тридцати лет широко применяется как у себя на родине - в Америке, - так и в европейских странах. Методика представляет собой батарею стандартизированных тестов, направленных на диагностику различных аспектов одного из наиболее интересных психических феноменов - социального интеллекта (способности понимать и прогнозировать поведение людей в разных житейских ситуациях, распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по невербальной и вербальной экспрессии).
Термин «социальный интеллект» был введен в психологию Э. Торндайком в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях» [27]. Многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого понятия. В 1937 году Г. Оллпорт связывал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Социальный интеллект, по мнению Г. Оллпорта, - особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания [15].
И наконец, в 60-е годы Дж. Гилфорд, создатель первого надежного теста для измерения социального интеллекта, рассматривал его как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации. Возможность измерения социального интеллекта вытекала из общей модели структуры интеллекта Дж. Гилфорда Поэтому в данном руководстве значительное внимание уделено описанию этой модели как теоретической основы построения методики.
В отечественной психологии понятие «социальный интеллект» было введено Ю. Н. Емельяновым «Сферу возможностей субъект-субъектного познания индивида можно назвать его социальным интеллектом, понимая под этим устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события» [3].
Значение данной стороны психики с особой наглядностью обнаруживается на многочисленных примерах, когда люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира (имеющие высокий общий предметно-ориентированный интеллект), оказываются беспомощными в области межличностных отношений.
Методика исследования социального интеллекта вносит заметный вклад в преодоление существующей диспропорции между большим количеством традиционных тестов интеллекта и недостатком методик для диагностики способностей к межличностному познанию.
Предлагаемый адаптированный вариант тестовой батареи базируется на результатах французской адаптации, обобщенных в руководстве Парижского центра прикладной психологии 1977 года* [23].
По сравнению с французским руководством, в данной работе существенно расширен раздел о теоретических основах построения методики, дополнены разделы о надежности и валидности, внесены некоторые коррективы в процедуру проведения в соответствии со спецификой отечественных социокультурных условий. Приводятся результаты стандартизации методики на российской выборке. Расширены интерпретационные возможности теста, впервые предпринята попытка интерпретации выделенных профилей структуры социального интеллекта. Описаны диагностические возможности теста для прогноза успешности педагогической деятельности и для оценки коммуникативной компетентности учителей.
К несомненным достоинствам методики относятся:
1. Оперативность, легкость и экономичность процедуры проведения.
2. Качественный, вызывающий интерес обследуемых стимульный материал, допускающий также дидактическое использование на семинарах и практических занятиях по психологии общения, при проведении групп социально-психологического тренинга.
3. Наличие стандартных нормативов.
4. Высокие психометрические характеристики (надежность, валидность).
5. Широкая сфера применения.
6. Возможность использования в широком возрастном диапазоне, начиная с 9 лет.
Появление первого варианта российской адаптации теста Дж. Гилфорда и М. Салливена - плод десятилетней работы автора в русле исследований коммуникативных и рефлексивных способностей личности и их реализации в профессиональной сфере. Осуществление этой работы было бы невозможно без деятельного участия моих коллег и друзей, которым я выражаю сердечную благодарность: старшему научному сотруднику Института общей и педагогической психологии РАО, кандидату психол. наук Н. А. Аминову - за предоставление информационных методических материалов; психологу Д. Г. Сироткину - за перевод французского руководства; доценту Петрозаводского государственного университета, кандидату физ.-мат. наук В. Л. Аб-бакумову - за организацию квалифицированной статистической обработки данных; психологу-стажеру Ю. Р. Малко-Скрозь - за помощь в подготовке рукописи; тренеру и консультанту по организационному развитию и менеджменту, кандидату психол. наук Н. Н. Лепехину; арт-терапевту и фотографу Р. И. Реснайс; имиджмейкеру И. В. Терентьевой; актеру театра пантомимы «Лицедеи» Н. В. Терентьеву -за экспертную работу при валидизации теста.
Отдельная благодарность сотрудникам фирмы «ИМАТОН», сделавшей тест достоянием широкого круга практических психологов: директору фирмы А. Б. Балунову - за большой интерес к методике и создание творческой атмосферы в работе; психологу-консультанту фирмы О. И. Муляр - за ценные замечания, терпение и высокий уровень редактирования рукописи руководства; художнику фирмы О. К. Лобанову - за технологическую изобретательность при воссоздании сложного стимульного материала.
Особая признательность моим учителям в психологии и психотерапии: академику, доктору пед. наук, профессору Н. В. Кузьминой; доктору психол. наук, профессору Вашингтонского университета Л. М. Веккеру; заместителю директора Института психологии РАН, доктору психол. наук, профессору В. Н. Дружинину; академику МАНЭБ, доктору мед наук, профессору Ж. В. Сичко; доктору Дж. Дирк (Кенсингтон, США)
|