Руководство социальный интеллект способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необ­ходима для эффективного межличностного взаимо­действия и успешной социальной адаптации





НазваниеРуководство социальный интеллект способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необ­ходима для эффективного межличностного взаимо­действия и успешной социальной адаптации
страница1/13
Дата публикации19.08.2013
Размер0.6 Mb.
ТипРуководство
100-bal.ru > История > Руководство
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Е. С МИХАЙЛОВА (АЛЕШИНА)

ТЕСТ ДЖ. ГИЛФОРДА ИМ.САЛЛИВЕНА

ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО


Социальный интеллект - способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необ­ходима для эффективного межличностного взаимо­действия и успешной социальной адаптации.

Методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена позволяет измерять как общий уровень социального интеллекта, так и частные способности к пониманию поведения (спо­собности предвидеть последствия поведения, аде­кватно отражать вербальную и невербальную экс­прессию поведения, понимать логику развития сложных ситуаций межличностного взаимодействия).

Методика является стандартизированным психоло­гическим тестом, имеет четкий алгоритм проведения и интерпретации и поэтому весьма проста в исполь­зовании. Она по праву считается одной из лучших в мировой психодиагностической практике и может быть рекомендована в качестве эффективного ин­струмента при решении широкого круга прикладных задач.


Е. С МИХАЙЛОВА (АЛЕШИНА) 1

ТЕСТ ДЖ. ГИЛФОРДА ИМ.САЛЛИВЕНА 1

ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА 1

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО 1

Введение 3

1. Концептуальные основы методики исследования социального интеллекта 5

1.1. Модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда 5

1.2. Социальный интеллект и проблема его измерения 7

2. Характеристика методики исследования социального интеллекта 9

2.1. Краткое описание методики 9

Субтест № 1. «ИСТОРИИ С ЗАВЕРШЕНИЕМ» 9

Субтест № 2. «ГРУППЫ ЭКСПРЕССИИ» 9

Субтест № 3. «ВЕРБАЛЬНАЯ ЭКСПРЕССИЯ» 9

Субтест № 4. «ИСТОРИИ С ДОПОЛНЕНИЕМ» 10

2.2. Надежность методики 10

2.3 . Валидность методики 10

3. Процедура тестирования 12

3.1. Правила предъявления субтестов. Инструкции 12

Субтест № 1. «ИСТОРИИ С ЗАВЕРШЕНИЕМ» 13

Субтест № 2. «ГРУППЫ ЭКСПРЕССИИ» 14

Субтест № 3. «ВЕРБАЛЬНАЯ ЭКСПРЕССИЯ» 14

Субтест № 4. «ИСТОРИИ С ДОПОЛНЕНИЕМ» 14

3.2. Комментарии по содержанию стимульного материала 15

4. Обработка тестовых данных 17

5. Интерпретация результатов тестирования 18

5.1. Интерпретация отдельных субтестов 18

Субтест № 1. «ИСТОРИИ С ЗАВЕРШЕНИЕМ» 18

Субтест № 2. «ГРУППЫ ЭКСПРЕССИИ» 18

Субтест № 3. «ВЕРБАЛЬНАЯ ЭКСПРЕССИЯ» 19

Субтест № 4. «ИСТОРИИ С ДОПОЛНЕНИЕМ» 19

5.2. Интерпретация композитной оценки социального интеллекта 20

5.3. Возможности уточнения интерпретации по профилям социального интеллекта 21

6. Использование методики исследования социального интеллекта для прогноза успешности педагогической деятельности и оценки коммуникативной компетентности учителей 23

Заключение 25

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 25

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 26

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 26

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 27

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 27

Литература 28

Введение


Перед Вами новая для русскоязычного читателя психодиа­гностическая методика, которая уже более тридцати лет широко применяется как у себя на родине - в Америке, - так и в евро­пейских странах. Методика представляет собой батарею стан­дартизированных тестов, направленных на диагностику различ­ных аспектов одного из наиболее интересных психических фе­номенов - социального интеллекта (способности понимать и прогнозировать поведение людей в разных житейских ситуациях, распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по невербальной и вербальной экспрессии).

Термин «социальный интеллект» был введен в психологию Э. Торндайком в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях» [27]. Многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого понятия. В 1937 году Г. Оллпорт связывал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Социаль­ный интеллект, по мнению Г. Оллпорта, - особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, про­дуктом которого является социальное приспособление, а не глу­бина понимания [15].

И наконец, в 60-е годы Дж. Гилфорд, создатель первого на­дежного теста для измерения социального интеллекта, рассмат­ривал его как систему интеллектуальных способностей, незави­симых от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации. Возможность измерения социального интеллекта вытекала из общей модели структуры интеллекта Дж. Гилфорда Поэтому в данном руковод­стве значительное внимание уделено описанию этой модели как теоретической основы построения методики.

В отечественной психологии понятие «социальный интел­лект» было введено Ю. Н. Емельяновым «Сферу возможностей субъект-субъектного познания индивида можно назвать его социальным интеллектом, понимая под этим устойчивую, основан­ную на специфике мыслительных процессов, аффективного реа­гирования и социального опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозиро­вать межличностные события» [3].

Значение данной стороны психики с особой наглядностью обнаруживается на многочисленных примерах, когда люди, отли­чающиеся высокими достижениями в изучении явлений матери­ального мира (имеющие высокий общий предметно-ориентиро­ванный интеллект), оказываются беспомощными в области меж­личностных отношений.

Методика исследования социального интеллекта вносит за­метный вклад в преодоление существующей диспропорции между большим количеством традиционных тестов интеллекта и недостатком методик для диагностики способностей к межлич­ностному познанию.

Предлагаемый адаптированный вариант тестовой батареи базируется на результатах французской адаптации, обобщенных в руководстве Парижского центра прикладной психологии 1977 года* [23].

По сравнению с французским руководством, в данной рабо­те существенно расширен раздел о теоретических основах по­строения методики, дополнены разделы о надежности и валидности, внесены некоторые коррективы в процедуру проведения в соответствии со спецификой отечественных социокультурных условий. Приводятся результаты стандартизации методики на российской выборке. Расширены интерпретационные возмож­ности теста, впервые предпринята попытка интерпретации выде­ленных профилей структуры социального интеллекта. Описаны диагностические возможности теста для прогноза успешности педагогической деятельности и для оценки коммуникативной компетентности учителей.

К несомненным достоинствам методики относятся:

1. Оперативность, легкость и экономичность процедуры про­ведения.

2. Качественный, вызывающий интерес обследуемых стимульный материал, допускающий также дидактическое использо­вание на семинарах и практических занятиях по психологии об­щения, при проведении групп социально-психологического тре­нинга.

3. Наличие стандартных нормативов.

4. Высокие психометрические характеристики (надежность, валидность).

5. Широкая сфера применения.

6. Возможность использования в широком возрастном диа­пазоне, начиная с 9 лет.

Появление первого варианта российской адаптации теста Дж. Гилфорда и М. Салливена - плод десятилетней работы ав­тора в русле исследований коммуникативных и рефлексивных способностей личности и их реализации в профессиональной сфере. Осуществление этой работы было бы невозможно без деятельного участия моих коллег и друзей, которым я выражаю сердечную благодарность: старшему научному сотруднику Ин­ститута общей и педагогической психологии РАО, кандидату психол. наук Н. А. Аминову - за предоставление информацион­ных методических материалов; психологу Д. Г. Сироткину - за перевод французского руководства; доценту Петрозаводского государственного университета, кандидату физ.-мат. наук В. Л. Аб-бакумову - за организацию квалифицированной статистической обработки данных; психологу-стажеру Ю. Р. Малко-Скрозь - за помощь в подготовке рукописи; тренеру и консультанту по орга­низационному развитию и менеджменту, кандидату психол. наук Н. Н. Лепехину; арт-терапевту и фотографу Р. И. Реснайс; имидж­мейкеру И. В. Терентьевой; актеру театра пантомимы «Лицедеи» Н. В. Терентьеву -за экспертную работу при валидизации теста.

Отдельная благодарность сотрудникам фирмы «ИМАТОН», сделавшей тест достоянием широкого круга практических психо­логов: директору фирмы А. Б. Балунову - за большой интерес к методике и создание творческой атмосферы в работе; психоло­гу-консультанту фирмы О. И. Муляр - за ценные замечания, тер­пение и высокий уровень редактирования рукописи руководства; художнику фирмы О. К. Лобанову - за технологическую изобре­тательность при воссоздании сложного стимульного материала.

Особая признательность моим учителям в психологии и психо­терапии: академику, доктору пед. наук, профессору Н. В. Кузьми­ной; доктору психол. наук, профессору Вашингтонского универ­ситета Л. М. Веккеру; заместителю директора Института психо­логии РАН, доктору психол. наук, профессору В. Н. Дружинину; академику МАНЭБ, доктору мед наук, профессору Ж. В. Сичко; доктору Дж. Дирк (Кенсингтон, США)
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Руководство социальный интеллект способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необ­ходима для эффективного межличностного взаимо­действия и успешной социальной адаптации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Международных Сотсязаний Роботов, мы проанализировали какими способностями должны обладать роботы, чтобы быть принятыми в мире Людей....
Руководство социальный интеллект способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необ­ходима для эффективного межличностного взаимо­действия и успешной социальной адаптации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь...
Руководство социальный интеллект способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необ­ходима для эффективного межличностного взаимо­действия и успешной социальной адаптации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Двадцать первый век требует от образованных людей таких способностей, как способность самостоятельно ориентироваться во всех видах...
Руководство социальный интеллект способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необ­ходима для эффективного межличностного взаимо­действия и успешной социальной адаптации iconОтчет о научно-исследовательской работе
Человеческий капитал, жизнеспособность, работоспособность, способность к инновациям, способность к обучению
Руководство социальный интеллект способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необ­ходима для эффективного межличностного взаимо­действия и успешной социальной адаптации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развивать у учащихся способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного...
Руководство социальный интеллект способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необ­ходима для эффективного межличностного взаимо­действия и успешной социальной адаптации iconАнатолий Скульский Спас (записки наблюдателя)
Мастер выработанная способность передачи определенных знаний системы Спас человеку. Способность воздействия на животных, растения...
Руководство социальный интеллект способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необ­ходима для эффективного межличностного взаимо­действия и успешной социальной адаптации iconМетодические рекомендации для студентов заочного обучения по дисциплине «Психология общения»
Ния на современном этапе. Методические основы понимания категории общения. Социально психологическая природа общения. Основные закономерности...
Руководство социальный интеллект способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необ­ходима для эффективного межличностного взаимо­действия и успешной социальной адаптации iconЗакон РФ «Об образовании»
Компетенция готовность (самостоятельно реализуемая способность) применять знания, умения, личностные качества и практический опыт...
Руководство социальный интеллект способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необ­ходима для эффективного межличностного взаимо­действия и успешной социальной адаптации iconУниженного обездоленного человека получает
Он творил в порыве вдохновения, и эта способность осталась у него на всю жизнь
Руководство социальный интеллект способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необ­ходима для эффективного межличностного взаимо­действия и успешной социальной адаптации iconИнновационный опыт учителя русского языка и литературы Беганцовой...
Ибо сколько на дереве ни появляется древесины, коры, листьев, цветов, плодов – все это рождается только от корня. Следовательно,...
Руководство социальный интеллект способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необ­ходима для эффективного межличностного взаимо­действия и успешной социальной адаптации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому качество обучения должно перейти на более высокий уровень. Это формирование практических умений, получение и анализ информации,...
Руководство социальный интеллект способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необ­ходима для эффективного межличностного взаимо­действия и успешной социальной адаптации iconУроке математики
Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающихся строить свою учебно-познавательную деятельность. К ним...
Руководство социальный интеллект способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необ­ходима для эффективного межличностного взаимо­действия и успешной социальной адаптации iconРеферат по теме: методы обработки информации в народном хозяйстве
Излучательная способность влажной почвы зависит от степени увлажнения ее, а также от засоленности и, естественно, от температуры....
Руководство социальный интеллект способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необ­ходима для эффективного межличностного взаимо­действия и успешной социальной адаптации iconСоциальный проект «Создание «Зелёного уголка» в помещении школы»
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося...
Руководство социальный интеллект способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необ­ходима для эффективного межличностного взаимо­действия и успешной социальной адаптации iconМетодическая разработка открытого урока английского языка «австралия»...
Развивать иноязычную языковую компетенцию способность обучающихся использовать полученную информацию в различных ситуациях, включая...
Руководство социальный интеллект способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необ­ходима для эффективного межличностного взаимо­действия и успешной социальной адаптации icon1. Музей как социальный и культурный институт. Классификация музеев. Музейная сеть РФ
Пк-9: способность в научно-исследовательской деятельности к работе в архивах и музеях, библиотеках, владение навыками поиска необходимой...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск