Скачать 56.72 Kb.
|
Инновационный опыт учителя русского языка и литературы Беганцовой Натальи Владимировны. Уроки русского языка в форме лабораторной работы. Ян Амос Коменский в своей «Великой дидактике» писал: «Природа все производит из корня и более ниоткуда. Ибо сколько на дереве ни появляется древесины, коры, листьев, цветов, плодов – все это рождается только от корня». Следовательно, правильно обучать учащихся – это значит развивать в них способность понимать, а не заполнять головы учеников готовой информацией. Актуальность. В связи с установкой на развитие мышления учащихся следует чаще применять такие методы обучения, которые формируют навыки исследовательской деятельности, в частности лабораторные работы по русскому языку. Обоснование. Привычным делом как для учителя, так и для ученика является лабораторная работа по химии, физики, биологии. На уроках русского языка термин «лабораторная работа» звучит редко, хотя лабораторная работа должна обрести свою концепцию и иметь свое определенное самостоятельное место в методике преподавания русского языка, т.к. заключает в себе огромный потенциал развития исследовательских навыков учащихся и может применяться не только на этапе усвоения и закрепления, но и на этапе объяснения нового материала, не только в старших классах, но и в среднем звене. Содержанием лабораторных работ является материал для самостоятельных наблюдений и выводов, ставящий перед учеником учебно-научные и творческие задачи, обеспечивающий новое и более глубокое рассмотрение языковых явлений, известных и неизвестных учащимся. Тематика лабораторных работ должна удовлетворять комплексу требований учебной программы, касающихся характера, содержания, материала, связи с другими формами учебной деятельности. Заслуживают одобрения и большого внимания темы комплексного характера, нацеливающие учащихся на решение ряда взаимосвязанных вопросов, имеющих отношение к разным языковым уровням. Задания при исследовательской методике могут быть различными. Если лабораторные занятия предшествуют практическим, то ставится задача исследовать какой-то частный вопрос; если же лабораторные работы следуют после практических, то они носят обобщающий характер. Лабораторным занятиям может быть посвящен весь урок, часть урока, а также они могут являться домашним заданием. Задание должно включать этапы исследования: *наблюдение и изучение фактов и явлений; *выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию; *выдвижение гипотезы; *построение плана исследования; *выяснение связей изучаемого явления с другими; *проведение лингвистического эксперимента; *решение лингвистической задачи; *обобщение результатов и формулировка вывода. Цели. Уроки в форме лабораторной работы могут обеспечивать следующие цели: 1.Повышение уровня знаний: постижение, прочное усвоение теоретического материала и овладение навыками грамотного письма и устной речи. 2.Включение полученных теоретических знаний и приобретенных умений и навыков в систему сознательной деятельности в изучении разделов программы по русскому языку. 3.Воспитание самостоятельности: - развитие навыков самостоятельно наблюдать, анализировать и обобщать языковой материал; - совершенствование навыков самостоятельной работы с научной литературой, фактическим материалом, навыков грамотного оформления полученных результатов, культуры научного изложения. 4. Приобретение навыков библиографической работы. 5. Развитие лингвистического мышления и формирование научного мировоззрения. 6. Совершенствование исследовательских навыков, связанных с узнаванием изученных категорий на основе анализа и синтеза. 7. Проверка прочности усвоенных знаний на основе лабораторного опробования. 8. Умение использовать полученные знания для решения определенной научной и практической задачи в результате лабораторного практикума. 9. Умение использовать различные приемы распознания ошибок и приемы устранения ошибок. 10. Формирование языковой и коммуникативной компетенции ученика. Практическая значимость. Уроки в форме лабораторной работы способствуют повышению уровня знаний, развитию навыков самостоятельно наблюдать, анализировать и обобщать полученный материал, развивают мышление учащихся, формируют навыки исследовательской работы, языковую и коммуникативную компетенцию ученика. Лабораторная работа в 10 классе. Тема: Культура речи и нормы современного русского литературного языка. Цели для учителя: - совершенствовать у учащихся правильную речь на основе понятия нормы; - помочь учащимся осмыслить связь культуры речи и языковой нормы на основе развития таких аналитических умений, как сравнение, сопоставление, анализ, выводы; - научить ориентироваться в языковых средствах для создания текста научного стиля в жанре аналитического сообщения. Цели для учащихся: - овладеть понятием нормы и признаками правильной речи; - уметь выявлять нарушения норм в тексте и находить способы устранения этих нарушений. Оборудование: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка; Орфоэпический словарь русского языка под ред. Р.И.Аванесова; Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка (издания последних лет). Ход выполнения лабораторной работы.
Материалы к лабораторной работе. Вариант № 1
интересуешься, да? – На природу. – Ну дак ты что… Знаешь-ко, куда сходи? К Косухину полю. Там толсто черемухи – я вчерась весь объелся. (Ф.Абрамов) 2. Полоскает – полощет, ве’рба – верба’, гектар – гектаров, ко’мпас – компа’с, дубрава – дуброва, собра’ла – собрала’. |
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка... Опыт работы учителя русского языка и литературы муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной... | Из опыта работы Семенчиной Анастасии Владимировны учителя русского языка и литературы Из опыта работы Семенчиной Анастасии Владимировны – учителя русского языка и литературы | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Моу «Бакчарская сош» по теме «Письменность и знания древних египтян» учителя истории Роголевой Натальи Маркеловны и учителя русского... | Самоанализ профессиональной деятельности Стефановой Ларисы Михайловны,... Й язык и литература. Мне была присвоена квалификация учителя русского языка и литературы. Педагогический стаж работы – 18 лет. 14... | ||
План самообразования учителя русского языка и литературы Ягофаровой Кадрии Касимовны План работы над методической темой по самообразованию учителя русского языка и литературы | Из опыта работы учителя русского языка и литературы первой квалификационной... Приемы и методы развития творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы | ||
Уроки русского языка и литературы: игровые технологии как средство... Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Екатерина Николаевна Артемьева, я учитель русского языка и литературы, стаж моей работы... | «Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы» Педагогами кафедры русского языка и литературы были даны открытые уроки на высоком методическом уровне | ||
Отчет о проведении «Недели русского языка и литературы» мо учителей русского языка и литературы «Неделя русского языка и литературы». Цель данного мероприятия-развитие познавательной деятельности учащихся, выявление одаренных... | «Проблема интеграции на уроках русского языка и литературы в 5-9классах» Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы федотовой о. Н | ||
Доклад на гмо учителей русского языка и литературы в рамках Единого методического дня Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы моу «Гимназия №6» г. Воркуты | Методическое объединение учителей русского языка и литературы Советского... Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы | ||
Республики Мордовия Аттестационный материал учителя русского языка... Занимаемая должность: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель русского языка и литературы (12 час.) | «Внедрение икт на уроках родного языка». Руководила этим экспериментом я Инновационный опыт учителя мокшанского языка и литературы Учкиной Валентины Васильевны | ||
Портфолио Шиловой Жанны Викторовны, учителя русского языка и литературы... Сведения об образовании – высшее, в 1983 году окончила флф хабаровского государственного педагогического института, учитель русского... | План работы окружного русского языка и литературы на 20 Диагностика педагогического состава (уточнение базы данных учителей русского языка и литературы, молодых специалистов) |