Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 118.61 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации09.05.2014
Размер118.61 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Интегрированный урок истории, русского языка и литературы

в 5 классе МОУ «Бакчарская сош» по теме «Письменность и знания древних египтян» учителя истории Роголевой Натальи Маркеловны и учителя русского языка и литературы Маркеловой Надежды Владимировны.

Слайд 1.
Цель:

- развитие интереса к учебным дисциплинам (история, русский язык, литература), показ связи между ними;

- закрепление и расширение изученного материала, знакомство с новыми терминами;
- умение работать с текстом, развитие памяти, внимания;
- приобщение к мировой культуре.
Оборудование: компьютер, проектор, карта «Древний Египет и Передняя Азия», медиапрезентация, раздаточный материал, ватманы, фломастеры, цветная бумага.

Учитель истории: сегодня на уроке мы продолжим путешествие по Древнему Египту. А куда мы отправимся, я думаю, вы догадаетесь сами, прочитав ключевые слова.

Слайд 2. Слова: Учитель, карандаш, буква, книга, ученик, парта.
Учитель истории: мы отправимся в древнеегипетскую школу. Но чтобы попасть в древнюю школу, вам необходимо выполнить 3 задания фараона.

Согласны!?

1 задание.

Терминологическая разминка.

  1. На каком материке находится Египет?

  2. Как называется главная река Египта?

  3. Что такое оазис?

  4. Как называется столица Египта?

  5. Кто такой фараон?

  6. Кто такие жрецы?

  7. Что такое храм?

  8. Кто такие вельможи?

  9. Что такое пирамида?

  10. Как называется самая высокая пирамида?

  11. Что такое сфинкс?

  12. Что такое папирус?

Слайд 3.
2 задание.

Чтобы не заблудиться, вам необходимо найти на карте Древний Египет.

3 задание. Учитель истории: для того чтобы выполнить это задание, я пригласила к нам учителя русского языка и литературы.

Учитель русского языка: Добрый день, ребята. Я бы очень хотела помочь вам продолжить путешествие, но чтобы двинуться дальше, надо проверить вашу память. Вспомните, как пишутся слова, с которыми вы познакомились на уроке истории.

(на партах учеников раздаточный материал №1).

  • Оазес

  • Папирас

  • Иероглефы

  • Мумея

  • Саркафаг

  • Свинкс

  • Фораон

Учитель русского языка: Кто нашёл ошибки в 3 словах? В 4-ёх? В 5-ти? В 6-ти? А кто нашёл ошибки во всех словах?

Проверим!!!

Молодцы! Вы хорошо поработали!

Нам надо двигаться вперёд, но, к сожалению, появилось ещё одно испытание. Фараон заявляет, что не пропустит дальше людей неграмотных, необразованных.

Послушайте меня, пожалуйста, я вам прочитаю текст, а вы должны найти 6 несоответствий, те есть фактических ошибок, того, чего нет на самом деле.

Текст с ошибками

В северо-восточной Африке простираются огромные пустыни. Красновато-жёлтые пески сменяются лишь широкими скалами. По этой земле несёт свои воды небольшая, мутная река Нил. Долина реки покрыта зеленью – по берегам растут финиковые пальмы, сосны и ели. В водах Нила обитают крокодилы, дельфины и множество рыб.

Нил впадает в Охотское море. Вдали от Нила среди песков и пустыни лишь изредка встречаются островки зелени – оазисы. Там растут пальмы и кустарники вокруг воды, бьющей ключом из-под земли, а в низинах лежит снег.

Египет – так называется страна, которая расположилась на берегах от первого порога до Баренцева моря.

Учитель русского языка:

  • Ребята, с помощью каких частей речи характеризуется Нил? А для чего нужны прилагательные в речи?

  • Ребята, а почему слова Нил, Африка, Охотское море, Баренцево море, Египет написаны с заглавной буквы?

  • А теперь перечитаем предложения, в которых допущены фактические ошибки, и подчеркнём в них грамматическую основу.

  • Молодцы!

Учитель истории: Итак, вы успешно справились со всеми заданиями фараона, но прежде чем начать наше путешествие, немного отдохнем.

Физкультминутка.

Учитель истории: Начнем путешествие.

Слайд 4.

Первые сведения о школах у древних египтян относятся к 3-му тысячелетию до н. э. Школа должна была подготовить ребенка, подростка, юношу к взрослой жизни.

Идеалом древнего египтянина считался немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек. Поэтому обучение и воспитание в Египте было особенным.

Судя по древнеегипетским папирусам, детям уделялось особое внимание, поскольку, согласно верованиям египтян, сыновья и дочери могли дать родителям новую жизнь, совершив погребальный обряд. Выполняя родительский долг наставника, египтяне считали, что поступают праведно и обеспечивают счастливое существование предкам в загробном мире. Как верили египтяне, боги, взвешивая душу умершего, на одну чашу весов кладут душу, а на другую "кодекс поведения". Если чаши уравновешивались, умерший мог начать новую жизнь в загробном царстве. С раннего детства египтяне готовились к загробной жизни и составляли поучения к детям, в которых отражали идею крайней важности воспитания и обучения: "Подобен каменному идолу неуч, кого не обучал отец".

Сначала школы возникали при храмах, а учителями в них были жрецы. В них обучали детей с 5 лет. Но не все египетские ребята ходили в школу. Дети простых ремесленников и земледельцев редко становились образованными людьми. Сначала школьник должен был научиться правильно и красиво писать и читать, затем - составлять деловые бумаги.

Слайд 5.

Для овладения грамотой ученику нужно было запомнить 700 иероглифов.

  • Иероглифы – это знаки – буквы (в переводе с греческого – “священные письмена”).

  • Сами египтяне называли их “божественная речь”. Они верили, что искусство письменности было даровано им Тотом, богом мудрости.


Слайд 6.
Первоначально иероглифы были похожи на рисунки и обозначали целые понятия. Такое письмо не передавало звуков речи, и многие слова, например имена, просто нельзя было изобразить. Для того чтобы решить эту проблему, древнеегипетские писцы придумали слоговое письмо, при котором отдельные знаки обозначали слоги и буквы.

К концу обучения школьник должен был овладеть двумя стилями письма: для повседневной жизни и для составления молитв.

Слайд 7.
В 3-ем тысячелетии до н. э. писали на глиняных черепках, коже и костях животных. Но уже появилась бумага – папирус, который изготовляли из болотного растения с тем же названием. Позже папирус стал основным материалом для письма.

Слайд 8.
У писцов и школяров имелся письменный прибор: чашечка для воды, деревянная дощечка с углублениями для чернил из сажи и охры, а также тростниковая палочка для письма. Почти весь текст писали черной краской. Красную краску использовали только для обозначения знаков препинания и выделения главных фраз. Школьные папирусы использовали несколько раз. Перед тем как еще раз написать что-либо на старом папирусе, ученики смывали с него ранее написанное. Затем учителя-писцы ставили на папирусе число, месяц, день и год урока, и ребята начинали выполнять задание учителя.

Слайд 9.
Учебники, по которым учились древние египтяне, представляли собой свитки, на которых были написаны тексты, предназначенные для переписывания и заучивания наизусть.

Учеба требовала большого труда. Занятия в школе шли с раннего утра до позднего вечера. Нерадивых учеников сурово наказывали. Учителя-писцы часто при наказании приговаривали: «».

Итак, сравним: чем отличается наша школа и древнеегипетская.

(работа с детьми по таблице на ватмане)

Египет

Современная Россия

Обучались с 5 лет

Обучаются с 7 лет

Обучаться могли не все

Обучаться должны все

Писали на глиняных черепках, коже и костях животных, папирусе

Пишут на бумаге

Тростниковая палочка для письма

Шариковая ручка

Занятия с раннего утра до позднего вечера

Занятия с 9 до 3

Нерадивых учеников наказывали

В школе нет наказаний


Слайд 10.
Умеющий читать и писать человек, казался египтянам настоящим мудрецом. Писцы пользовались почетом и принадлежали к высшему слою общества. О них говорили, что

“Их пирамиды – книги поучений,

Их дитя – тростниковое перо,

Их супруга – поверхность камня”.
Учитель русского языка: в папирусах довольно часто встречаются высказывания и такого типа:

Поучение Хети своему сыну Пепи.

О, если б я мог заставить тебя полюбить книги больше, чем свою мать, если б я мог показать красоты их перед тобой.

Должность писца лучше всех должностей. Даже когда писец – ребёнок, все приветствуют его.

Каждый ремесленник, работающий резцом, устаёт.

Брадобрей бреет до вечера. Он напрягает руки свои, чтобы наполнить желудок.

Строитель стен постоянно болен, так как предоставлен всем ветрам.

У земледельца работа вечная. Устаёт и он. Лишь придёт домой, как надо снова идти работать.

Прачечник стирает бельё рядом с крокодилом… Неспокойное это занятие.

Нет должности, где бы не было начальника, кроме должности писца, ибо он сам себе начальник.

Полюби книги, стань писцом, будешь свободным человеком!
Начало изучения египетской иероглифической письменности началось в 19 веке. В 1822 г. была найдена базальтовая плита с трёхъязычной надписью на египетском иероглифическом, египетском разговорном и древнегреческом языках. Тексты на камне высечены в 196 г. до н.э. и представляли собой благодарственную надпись египетских жрецов Птолемею V Епифану. Текст был дешифрован французским ученым Ж.Ф. Шампольоном.

Язык Древнего Египта достаточно сложен, далеко не все египтяне владели письмом, это была прерогатива знатных людей, и, прежде всего фараона, жрецов и конечно писцов, на подготовку лучших из них тратились годы. Ведь в древнеегипетском письме свыше 700 знаков, или иероглифов, большинство из которых очень сложны.

В одном отношении египтянам приходилось легче в учении, нежели нашим современникам: для египетской письменности не существовало жестких правил орфографии. Иероглифы могли писаться и читаться справа налево и слева направо, в зависимости от того, где они использовались.
Буквы писались таким образом, чтобы быть обращенными к читателю. Ни один из знаков не оказывался столь "невежливым" к читателю, чтобы показать ему свою спину. Эти же принципы можно видеть, когда речь двух собеседников обращена друг к другу.
Некоторые знаки размещались как вертикально, так и горизонтально. Многие египетские слова имели два или более различных написаний.

Давайте и мы с вами напишем свой текст, чтобы он защищал нас как фараонов от злых чар.
У вас на столах фломастеры. Пусть каждый попробует написать собственное имя. А как мы напишем? Ведь мы не изучали египетский язык? Я вам в этом помогу – и дам азбуку древних египтян.

Раздаточный материал (египетский алфавит)

– Пусть предубеждение об особой трудности египетского языка всё-таки не пугает вас – попытайтесь записать иероглифами свое имя. Вместо гласных используйте сходные по звучанию знаки. Правда, большинство из них не просто писать. Но и это лишь вопрос практики. Египетский алфавит состоит из двадцати четырех согласных. Безударные гласные могут быть пропущены или заменены близкими по звучанию.

Трудно?

Итак, сравним: чем отличается современный и древнеегипетский алфавит.

(работа с детьми по таблице на ватмане)


Египет

Современная Россия

750 букв

31буква

были только согласные

были и гласные, и согласные

сложно изображать

легче изображать

знаки-рисунки

буквы

один знак мог обозначать букву или целое слово

одна буква может обозначать разные звуки


Слайд 11.
К древнейшим текстам относятся многочисленные гимны, которые слагали жрецы в честь богов. Их записывали на папирусах и высекали на стенах пирамид. Кроме того, составляли магические тексты, с помощью которых душа могла преодолеть опасности на пути к Земле Вечности. Гробницы и саркофаги знатных людей древние египтяне украшали надписями, повествующими об их подвигах и деяниях.

Слайд 12.
Около 3600 лет назад на основе текстов пирамид и саркофагов была составлена дошедшая до нас “Книга мертвых”. На свитках были записаны и первые в мире сказки, которые придумывали для своих детей египтяне.

Учитель литературы: послушайте древнеегипетскую сказку.

Я спустился в море на ладье. На ней было 120 корабельщиков из Египта. Видели они много в жизни: небо, воду, и были их сердца храбрее, чем у львов. И они предсказали, что буря не придёт и непогоды не будет. Но буря поднялась, когда мы были в море. Поднялся ветер, усилился, появилась волна в 8 локтей. Плывущее дерево пробило ладью. И ладья погибла, и не осталось ни одного, кто был в ней. А я был выброшен морской волной на остров. Провёл я три дня в одиночестве, только сердце было моим спутником. Спал я в сени дерева. И я пошёл, чтобы узнать, нельзя ли чего поесть. Нашёл я смоквы и виноград, рыб и птиц. Богат был остров едой. Я насытился, взял огниво и разжёг огонь. Я сделал жертву сожжения богам. Тогда я услышал громовой голос. Я подумал, что это морская волна. Деревья ломались, земля двигалась. Когда я открыл лицо, я увидел, что это идёт Змей. Он был тридцати локтей, а борода больше двух локтей. Его тело было позолочено, а его брови из настоящего лазуревого камня. Он изгибался спереди. Он сказал мне: « Кто тебя сюда доставил? Кто тебя сюда доставил? Если будешь медлить с ответом, то станешь пеплом, превратишься в нечто невидимое». Я всё рассказал ему. Тогда он открыл рот, взял меня, нисколько не поранив. Он сказал, что я попал на остров Духа и пробуду на нём 4 месяца.

И сказал он: «Если ты силён духом и у тебя крепкое сердце, ты обнимешь своих детей, ты поцелуешь свою жену». Я ответил: «Я расскажу о твоей мощи своему государю, чтобы он узнал о твоём величии и чтобы тебе доставили благовонные мази и всякие ценности Египта». Тогда он посмеялся надо мной и сказал: «Я сам владыка, и всё, что ты мне обещаешь, есть на этом острове. Когда ты расстанешься с этим местом, то оно превратится в волны, и ты его никогда не увидишь».

И пришла ладья, Змей отпустил меня, пожелал здоровья и дал дары: благовония, хвосты жирафа, ладан, клыки слона, борзых собак, мартышек, обезьян и всего самого хорошего. И я погрузил всё в ладью и славил я владыку этого острова.

Через два месяца достигли мы берегов своей земли. Я представил государю дары с острова, а он славил бога за меня.

Внемли моей речи, слушайся людей.

Закончен рассказ этот от начала до конца и записан ловкими пальцами Именаа, сына Имены, да будет он жив и здоров!

  • Мы знаем три вида сказок. Напомните мне, пожалуйста.

  • К какому виду отнесём данную сказку? Почему? Докажите.

  • Прочитайте описание Змея. Чем он похож на сказочного героя? Чем он необычен?

  • Найдите концовку сказки. Похожа она на концовку русской народной сказки?

Учитель истории: итак, мы совершили путешествие. Вернемся к ключевым словам и попробуем им найти древнеегипетские соответствия.

Слайд 13. Слова: Учитель, карандаш, буква, книга, ученик, парта.

Слайд 14. Слова: жрецы, иероглифы, тростниковая палочка, папирус, писцы.

Учитель истории: итак, и в древнее время, и в современное человек должен быть грамотным, образованным, упорным в достижении цели, трудолюбивым. Это подтверждают слова, с которыми обращались к древнеегипетским детям, а мы хотели бы адресовать их и вам.

Обращение.
"Вставай на свое место! Книги уже лежат перед твоими товарищами. Читай прилежно книгу. Люби писание и ненавидь пляски. Целый день пиши твоими пальцами и читай ночью. Не проводи дня праздно, иначе горе твоему телу. Спрашивай совета того, кто знает больше тебя".

Слайд 15.

Учитель русского языка и литературы: нам очень хотелось бы, чтобы вы были именно такими, а сегодняшний урок вам понравился? Попробуйте оценить свою работу на уроке. Если вы хорошо работали и узнали что-то новое, поднимите зеленую карточку. Если что-то не понравилось, было скучно – синюю.

Домашнее задание:

История – п. 12, выписать в тетрадь науки, изучаемые в др. школе.

Русский язык – выписать из сказки 4 предложения и подчеркнуть в них грамматическую основу.

Литература – пересказать сказку.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск