Скачать 165.77 Kb.
|
МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ «УТВЕРЖДАЮ»: Директор института изобразительных искусств и музейных технологий __________________ /В.И. Семенова/ «____» _______________ 20___г. ОД.А.06 История музеологии Рабочая программа для аспирантов специальности 24.00.03. «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов» очной и заочной форм обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: _____________________________/Семенова В.И./ «______»___________2011г. Рассмотрено на заседании кафедры истории, искусствоведения и музейного дела «____»_____________2011г., протокол № ________ Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Зав. кафедрой ______________________________/Семенова В.И./ «______»___________ 2011 г. Соответствует ФГТ ППО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/Евсеева О.Ю./ «______»_____________2011 г. Соответствует федеральным государственным требованиям к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) и учебным планам подготовки аспирантов «СОГЛАСОВАНО»: Начальник научного отдела ____________________ / Балина Л. Ф. / «СОГЛАСОВАНО»: Директор научной библиотеки _____________/Соколова Н. П./ «______»_____________201__ г. Семенова В.И. История музеологии. Рабочая программа для аспирантов специальности 24.00.03 – музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2011, … стр. Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура). © В.И. Семенова, 2011. 1.Пояснительная записка 1.1. Цели и задачи дисциплины История музеологии – дисциплина, исследующая историю зарождение, развитие и современное состояние научного направления в рамках музееведения, ориентированного на работу с историко-культурным наследием и музейными учреждениями в связи с развитием и формированием человеческой личности. Утверждение антропологического подхода в культурологии, интерес и рост исследований культуры повседневности, историко-культурного наследия, экологии повлияло на музейное дело. Системный, реализуемый на междисциплинарной основе подход к пониманию наследия и его роли в развитии личности, развитие музейной коммуникации привели к социализации музеев. Основная цель курса – приобретение представлений о музее как динамическом социокультурном институте, современная типология которого формировалась в виде рефлексии на социо-культурные и культурные вызовы общества и государства. Задачи курса: - изучить историю возникновения разных видов музеев в связи с социальными потребностями; - изучение истории формирования музейной науки, ее терминологии, методов работы с историко-культурным и природным наследием, презентацией разных видов памятников; - изучение историю эволюцию музея в контексте образовательно-просветительской парадигмы, государственного управления, появления методик и форм разных видов музейной деятельности (комплектования, научного описания, хранения); - иметь представление о теоретических моделях музеев, появление новых типов музеев и музейных учреждений. 1.2. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплине предшествуют следующие дисциплины, освоение которых необходимо для ее изучения: История и философия науки, Теория и история культуры. 1.3. Компетенции формируемые в результате освоения данной ООП ВПО. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: - знать социально-экономические и социокультурные предпосылки формирования и становления музея как социального института; - знать динамику представлений о культурном наследии в соответствии с общей парадигмой культуры эпохи4 - владеть терминологией, методами работы с историко-культурным наследием; - владеть современными формами презентации историко-культурного наследия. 2. Структура и трудоемкость дисциплины Год обучения 2. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет – 54 часа, из них: 18 – лекционных, 18 – семинарских, 18 – самостоятельная работа. 3.Тематический план
Планирование самостоятельной работы аспирантов
4. Содержание дисциплины Тема 1. Становление музея как социальный институт Теории происхождения музея. Понятие социального института. Основные этапы формирования музея как социального института. Формирование общественной потребности в хранении предметов, реликвий на память. Музей как место хранения коллекции с доступным обозрением (галерея Уффицы, мюнцкабинеты). Музеи как место хранения и научного исследования (Кунсткамера, Британский музей). Публичные музеи (Оружейная палата, Эрмитаж). Социальные функции современного музея – функция документирования, культурно-образовательная, досуговая. Тема 2. Музей в античной культуре. Этимология слова «музей». Мусеи античности как центры интеллектуальной жизни. Кабинет. Ликей. Академия. Музейон. Предмузейные собрания – сокровищницы (храмы, казна), реликварии, научные центры (музейоны), демонстрация предметов искусства (пинакотеки). Практика собирания, хранения и презентации в античности. Пинакотека. Глиптотека. Учет, принципы экспонирования и доступность для публики собраний античных храмов. Коллекционирование памятников Древней Эллады в эпоху эллинизма и в Древнем Риме. Тема 3. Музей в парадигме культуры эпохи Возрождения. Обращение к античности в эпоху Возрождения. Коллекционирование памятников античности как раритетов высокой культуры. Возникновение разных форм организации коллекций: кунсткамера, натуркабинет, галерея, «античный сад». Дворцовые музеи светских правителей. Университетские музеи. Анатомические театры. Становление музейной науки. Первые попытки изучения опыта предшественников коллекционерами: К. Найкель, О. Беттигер, Л.фон Ледебур, Г. Клемм, Э. Курциус. Тема 4. Музей в парадигме эпохи Просвещения. Академический музей – требование эпохи Просвещения. Кунсткамера Петра Великого как академический музей. История создания. Стратегия комплектования. Академические экспедиции. Участники экспедиций – собиратели коллекций. Методика научного описания. Структура фонда. Принцип построения экспозиции. Методы обеспечения сохранности. Профильный академический музей. Современные академические музеи. Тема 5. Музей и образование. История создания учебных музеев. Университетский музей. Роль университетской науки в становлении теории научного комплектования, разработке методов научного описания, систематизации, принципов экспонирования. Музей в Оксфорде. Музей МГУ. Современные университетские музеи. Музей в реформировании школьного образования. Школьные музеи. Становление музейной педагогики. Тема 6. Основные виды и типы музеев Музейная сеть. Классификация музеев по юридическому положению, по ведомственной принадлежности, по масштабу деятельности, по территориально-административному размещению, по назначению (функции), по профилю. Виды музеев. Типы музеев. Тема 7. Музей и государственное управление. Музей и колониальная политика. Выставки колониальных товаров. Возникновение колониальных музеев. Роль колониальных выставок в становлении этнографических музеев. Элементы «живого» музея в первых музеях-«скансенах». Всемирные выставки и развитие музейного дела. Музеи промышленного искусства. Земские музеи и аграрная реформа в России. Музей как школа агрономического знания сельского населения. Формы культурно-образовательной деятельности. Сибирские музеи местного края как формирование музея краеведческого типа. Роль «ссыльного» интеллектуального потенциала в исследовании ресурсов и их музейной презентации. Музеи и изучение этнографии аборигенов Сибири. Роль музеев в освоении территорий и их колонизации. Музей и национальное самосознание. Спортивное движение. Славянские олимпиады. Тема 8. Музейное дело и современность. Проекты новых моделей музея (Н.Ф. Федоров, Дж.К. Дан, П.А. Флоренский) Музей в региональном развитии Музей и экология 5. Семинарские занятия Тема 1. Музей как социальный институт
Тема 2. Музей в античной культуре.
Тема 3. Музей в парадигме культуры эпохи Возрождения.
Тема 4. Музей в парадигме эпохи Просвещения.
Тема 5. Музей и образование.
Тема 6. Основные виды и типы музеев
Тема 7. Музей и государственное управление.
Тема 8. Музейное дело и современность.
6.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 6.1.Примерная тематика контрольных работ и рефератов
6.2. Примерные вопросы к зачету
7.Образовательные технологии. В основе изучения дисциплины лежит имитационно-игровое моделирование дискуссии и полемики, а так же самостоятельное научное творчество. Учебный материал закрепляется посредством выполнения контрольных работ и трансформируется в практические компетенции при выполнении реферата. 8.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 8.1. Основная литература
http://www.museum.ru информационный ресурс музеи России http://www.museumstudy.ru Портал Российское музееведение http://ethnography.omskreg.ru кафедра музееведения и этнографии Омского Государственного Университета http://www.peterburgcity.ru/spb/museum/spb_museum.html Музейный мир Санкт-Петербурга путеводитель по музеям города. http://www.globmuseum.info/eskurs-v-istoriyu-muzejnogo-dela/ история музеев мира http://muzei.in/muzeevedenie-muzeologiya/ История музеев мира 9.Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины Дисциплина не нуждается в обязательном материально-техническом обеспечении, но для более качественного преподавания желательно наличие доступного для студента выхода в Интернет во время лекционно-семинарских занятий и консультаций. |
Рабочая программа для аспирантов специальности 24. 00. 03. «Музееведение,... Соответствует федеральным государственным требованиям к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского... | Рабочая программа подготовки аспирантов по специальности Рабочая программа предназначена для аспирантов, обучающихся в аспирантуре Института биологии Уфимского научного центра ран по специальности... | ||
Рабочая программа подготовки аспирантов по специальности Рабочая программа предназначена для аспирантов, обучающихся в аспирантуре Института биологии Уфимского научного центра ран по специальности... | Рабочая программа подготовки аспирантов по специальности Рабочая программа предназначена для аспирантов, обучающихся в аспирантуре Института биологии Уфимского научного центра ран по специальности... | ||
Рабочая программа подготовки аспирантов по специальности научных Рабочая программа предназначены для аспирантов, обучающихся в аспирантуре Института биохимии и генетики Уфимского научного центра... | Учебно-методический комплекс по дисциплине дс историко-культурные... Целью дисциплины является формирование у студентов системы знаний и умений об историко-культурных ресурсах Мурманской области ми... | ||
Учебно-тематический план и программа курса повышения квалификации... Специалисты, желающие повысить свою профессиональную квалификацию, получить возможность работы в области сохранения и использования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Строительство, ремонт и реставрация объектов культуры, обновление материально-технической базы отрасли | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Боме Н. А. Генная инженерия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 – Биотехнология... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Купчик Е. В. Функциональный аспект исследования русской речи. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Трофимова О. В. Методология лингвистических исследований. Аспирантский семинар Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Байдуж Л. М. Семантический синтаксис. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 – русский... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Медведев А. А. Религиозно-философские искания русской литературы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 Экология... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 – экология... |