Рабочая программа для аспирантов специальности 24. 00. 03. «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов»





Скачать 171.94 Kb.
НазваниеРабочая программа для аспирантов специальности 24. 00. 03. «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов»
Дата публикации28.04.2015
Размер171.94 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор института изобразительных искусств

и музейных технологий

__________________ /В.И. Семенова/

«____» _______________ 20___г.


ОД.А.07 Музеефикация историко-культурного наследия
Рабочая программа

для аспирантов специальности

24.00.03. «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов»
очной и заочной форм обучения
«ПОДГОТОВЛЕНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

_____________________________/Семенова В.И./

«______»___________2011г.
Рассмотрено на заседании кафедры истории, искусствоведения и музейного дела

«____»_____________2011г., протокол № ________
Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Зав. кафедрой ______________________________/Семенова В.И./

«______»___________ 2011 г.
Соответствует ФГТ ППО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Евсеева О.Ю./

«______»_____________2011 г.
Соответствует федеральным государственным требованиям к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) и учебным планам подготовки аспирантов

«СОГЛАСОВАНО»:

Начальник научного отдела ____________________ / Балина Л. Ф. /

«СОГЛАСОВАНО»:

Директор научной библиотеки _____________/Соколова Н. П./

«______»_____________201__ г.
Семенова В.И. Музеефикация историко-культурного наследия. Рабочая программа для аспирантов специальности 24.00.03 – музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2011, 10 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура).

© В.И. Семенова, 2011.

1.Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи дисциплины

Музеефикация историко-культурного наследия – дисциплина, изучающая формы и способы сохранения памятников истории и культуры с целью их презентации и включения в современный культурный оборот. С этой проблемой человечество столкнулось в новое время, когда появилось осмысление важности сохранения объектов, являющихся материализованной памятью человечества об опыте и знаниях, приобретенных на протяжении своей истории.

Основная цель курса – приобретение знаний о способах и формах сохранения и презентации памятников истории и культуры, представленных разными видами и типами.

Задачи курса:

- освоить общетеоретические понятия «памятник истории и культуры», «историко-культурное наследие», «охрана историко-культурного наследия», «музеефикация»;

- изучить и усвоить классификацию и назначение памятников истории и культуры;

- изучение способы музеефикации памятников с целью их сохранения;

- изучить формы презентации разных типов памятников истории и культуры.

1.2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплине предшествуют следующие дисциплины, освоение которых необходимо для ее изучения: История и философия науки, Теория и история культуры.

1.3. Компетенции формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- знать основные термины, понятия в области музеефикации и презентации памятников истории и культуры;

- знать виды и типы памятников истории и культуры, их назначение;

- владеть навыками работы с памятниками истории и культуры и способами их презентации в зависимости от их типа и вида.

2. Структура и трудоемкость дисциплины

Семестр 5. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет - 54 часа, из них: 18 – лекционных, 18 – семинарских, 18 – самостоятельная работа.

3.Тематический план





Темы

Всего часов

виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

из них в интерактивной

форме

Формы контроля

лекции*

семинарские занятия*

самостоятельная работа*

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Теоретические основы музеефикации памятников истории и культуры.

8

2

4

2

3

Собеседование, опрос

2

Классификация и функции памятников истории и культуры.

8

4

2

2

3

Собеседование, опрос

3

Музеефикация памятников их охрана.

8

2

2

4

3

Опрос, к/р

4

Основные этапы и особенности музеефикации различных видов памятников.

8

2

4


2

3

Собеседование, опрос

5

Музеефикация памятников археологии.

8

4

2

2

3

Опрос, к/р

6

Музеефикация памятников и музеи.

14

4

4

6

3

Реферат




Итого:

54

18

18

18

18







из них часов в интерактивной форме




9

9











Планирование самостоятельной работы аспирантов



Темы

Виды СРС

Объем часов

обязательные

дополнительные

1

Теоретические основы музеефикации памятников истории и культуры.

Проработка лекций. Чтение литературы.

Консультация по теме.

2

2

Классификация и функции памятников истории и культуры.

Проработка лекций. Чтение литературы.

Консультация по теме.

2

3

Музеефикация памятников их охрана.

Проработка лекций. Чтение литературы. Подготовка контрольной работы.

Консультация по теме контрольной работы.

4

4

Основные этапы и особенности музеефикации различных видов памятников.

Проработка лекций. Чтение литературы.

Консультация по теме.

2

5

Музеефикация памятников археологии.

Проработка лекций. Чтение литературы.

Консультация по теме.

2

6

Музеефикация памятников и музеи.


Проработка лекций. Чтение литературы. Подготовка реферата.

Консультация по теме и проблематике реферата.

6




ИТОГО







18


4. Содержание дисциплины
Тема 1. Теоретические основы музеефикации памятников истории и культуры.

Определение основных понятий «памятник истории и культуры», «историко-культурное наследие», «культурный ландшафт». Междисциплинарные научные подходы к определению категорий: семиотический («памятник как культурный текст», «памятник внутри нас»); экологический (наследие как основа культурного генофонда Земли); аксиологический; познавательный.

Критерии ценностной характеристики историко-культурного наследия: хронологический, эстетический, сакральный, мемориальный. «Уникальное» наследие, его сущностные признаки. Понятие «общественной ценности» наследия.
Тема 2. Классификация и функции памятников истории и культуры.

Классификация памятников. Типы и виды памятников. Функции памятников истории и культуры. Основные направления использования памятников. Формы и методы использования памятников в различных областях человеческой деятельности.
Тема 3. Музеефикация памятников их охрана.

Определение музеефикации недвижимой части историко-культурного наследия как наиболее эффективного пути сохранения памятников. История музеефикации памятников. Расширение понятия «памятник» и увеличение круга объектов музеефикации.

Опыт музеефикации и типология музеефицированных объектов историко-культурного наследия в России и за рубежом. Музеефикация нематериальных объектов наследия.
Тема 4. Основные этапы и особенности музеефикации различных видов памятников.

Соотнесение памятника и проектируемой в нем экспозиции. Технические средства интерпретации историко-культурных объектов. Историко-культурное наследие и урбанистика. Музеефикация памятников архитектуры. Анастилоз. Музеефикация памятников науки и техники.
Тема 5. Музеефикация памятников археологии.

Виды памятников археологии: поселение, стоянка, городище, могильник, пещера, наскальная живопись. Классификация объектов по материалу остатков: из камня, сырцового кирпича, земля с деревянными конструкциями или без них. Музеефикация in situ. Музеи-раскопы. Защитные павильоны, навесы.

Перспективные методы музеефикации археологического наследия: метод «колпака», метод натурной консервации, метод реконструктивно-археологического макетирования. Музеефикация ландшафтов, среды.
Тема 6. Музеефикация памятников и музеи.

Музеи под открытым небом. Опыт А. Хазелиуса. Скансен.

Ансамблевые и средовые музеи. Археологические музеи-заповедники. Музейный парк. Создание музея на базе перемещенных памятников, in situ, in situ с включением прилегающего ландшафта, комплексные. Экомузеи.
5. Семинарские занятия
Тема 1. Теоретические основы музеефикации памятников истории и культуры.

  1. Определение основных понятий «памятник истории и культуры», «историко-культурное наследие», «культурный ландшафт». 2.

  2. Междисциплинарные научные подходы к определению категорий (семиотический, экологический, аксиологический; познавательный.

  3. Критерии ценностной характеристики историко-культурного наследия.

  4. Понятие «общественной ценности» наследия.


Тема 2. Классификация и функции памятников истории и культуры.

  1. Классификация памятников.

  2. Типы и виды памятников.

  3. Функции памятников истории и культуры.


Тема 3. Музеефикация памятников их охрана.

  1. Определение музеефикации.

  2. История музеефикации памятников.

  3. Опыт музеефикации и типология музеефицированных объектов историко-культурного наследия в России и за рубежом.

  4. Музеефикация нематериальных объектов наследия.


Тема 4. Основные этапы и особенности музеефикации различных видов памятников.

  1. Соотнесение памятника и проектируемой в нем экспозиции.

  2. Технические средства интерпретации историко-культурных объектов.

  3. Историко-культурное наследие и урбанистика.

  4. Музеефикация памятников архитектуры.

  5. Музеефикация памятников науки и техники.


Тема 5. Музеефикация памятников археологии.

  1. Виды памятников археологии: поселение.

  2. Классификация объектов по материалу остатков.

  3. Перспективные методы музеефикации археологического наследия.

  4. Музеефикация ландшафтов, среды.


Тема 6. Музеефикация памятников и музеи.

  1. Музеи под открытым небом.

  2. Ансамблевые и средовые музеи.

  3. Археологические музеи-заповедники.

  4. Экомузеи.


6.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

6.1.Примерная тематика контрольных работ и рефератов
Город как музей (на примере одного из городов мира)

Памятник археологии в городе.

Музей и нематериальное наследие: формы презентации.
6.2. Примерные вопросы к зачету


  1. Определение основных понятий «памятник истории и культуры», «историко-культурное наследие», «культурный ландшафт».

  2. Памятник как культурный текст.

  3. Наследие как основа культурного генофонда Земли.

  4. Критерии ценностной характеристики историко-культурного наследия.

  5. «Уникальное» наследие, его сущностные признаки.

  6. Понятие «общественной ценности» наследия.

  7. Классификация памятников истории и культуры.

  8. Функции памятников истории и культуры.

  9. Формы и методы использования памятников в различных областях человеческой деятельности.

  10. Определение музеефикации.

  11. История музеефикации памятников.

  12. Опыт музеефикации и типология музеефицированных объектов историко-культурного наследия в России и за рубежом.

  13. Музеефикация нематериальных объектов наследия.




  1. Основные этапы и особенности музеефикации различных видов памятников.

  2. Историко-культурное наследие и урбанистика.

  3. Музеефикация памятников архитектуры.

  4. Музеефикация памятников науки и техники.

  5. Музеефикация памятников археологии.

  6. Перспективные методы музеефикации археологического наследия.

  7. Музеефикация ландшафтов, среды.

  8. Музеефикация памятников и музеи.

  9. Музеи под открытым небом.

  10. Археологические музеи-заповедники.

  11. Экомузеи.


7.Образовательные технологии.

В основе изучения дисциплины лежит имитационно-игровое моделирование дискуссии и полемики, а так же самостоятельное научное творчество. Учебный материал закрепляется посредством выполнения контрольных работ и трансформируется в практические компетенции при выполнении реферата.
8.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
8.1.Основная литература

  1. Кимеев В.М. Экомузеи Притомья в постиндустриальном обществе: генезис, архитектоника, функции [Текст] / В.М. Кимеев. - Томск, 2008. 452 с.

  2. Медведь А.Н. Музеефикация памятников архъеологии в России (прошлое и настоящее) [Текст] / А.Н. Медведь. - Москва, 2004. 80 с.

  3. Методические рекомендации по экологическому мониторингу недвижимых объектов культурного наследия [Текст]/ Редактор-составитель: Ю.Л. Мазуров. – Москва: Российский НИИ культурного и природного наследия, 2001. 224 с.

  4. Наследие и современность. 2000. Вып. 8. С. 29-35.

  5. Проблемы охраны и использования историко-культурного наследия Сибири. [Текст] /науч редакторы А.М. Кулемизин, Ю.П. Алёхин /Кемерово, 1996 224с., илл.


8.2.Дополнительная литература

  1. Айдаров С.С. Методические основы консервации архитектурно-археологических памятников в Великих Болгарах [Текст] / С.С. Айдаров // Города Поволжья в средние века. - Москва, 1974. - С. 33-38.

  2. Арсеньева Т.М., Казакова Л.М. «Танаис» [Текст] / Т.М. Арсеньева, Л.М. Казакова / Российская музейная энциклопедия. В 2-х тт. Т 1. - Москва, 2001. - С. 224-225.

  3. Археологический фактор в планировочной организации территории [Текст] / Материалы совещания. - Москва, 1997. - С. 249-263.

  4. Музеефикация археологических памятников [Текст] / О.Н. Бадер / Советская археология. - 1978. - №3. - С. 138-153.

  5. Бедин В.И., Егоров В.Н., Мартынова Г.С. Новые принципы музейного показа археологического материала [Текст] / В.И. Бедин, В.Н. Егоров, Г.С. Мартынова / Наскальное искусство Азии. Вып. 2. - Кемерово, 1997. - С. 122-123.

  6. Булатов Н.М. Принципы организации археологических музеев-заповедников [Текст]/ Н.М. Булатов / Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры. Труды НИИ культуры. - Москва, 1975. - Вып. 28. - С. 75-105.

  7. Веденин Ю.А., Середина Е.В. Проблемы сохранения и развития культурного ландшафта в староосвоенных районах страны [Текст] / Ю.А. Веденин, Е.В. Середина / Географические проблемы интенсификации в староосвоенных районах: Сб. статей. - Москва, 1988.

  8. Веденин Ю.А. Место и роль наследия в возрождении культурного ландшафта России [Текст] / Ю.А. Веденин / Тезисы докладов II международной конференции по сохранению и развитию уникальных исторических территорий.- Москва, 1992.

  9. Галкина Е.Л. Музеи под открытым небом в РСФСР (современное состояние и перспективы развития) [Текст] / Е.Л. Галкина / На пути к музею XXI века: Сборник научных трудов НИИ культуры. - Москва, 1989. - С. 83-94.

  10. Гомес де Блавиа М. Музей как посредник [Текст] / М. Гомес де Блавиа // Мuseum. - 1999. - №200. - С. 21-26.

  11. Гоняный М.И., Зайцев А.К., Александровский А.Л., Гласко М.П., Янович Я.Д. Проблемы музеефикации Куликова поля [Текст] // Археологический фактор в планировочной организации территории. - Москва, 1997. - С. 120-163.

  12. Горбачев М.А. Реконструкция как метод музеефикации объектов археологического наследия: история и современное состояние [Текст] // Проблемы сохранения и музеефикации памятников историко-культурного наследия в природной среде. - Кемерово, 2001 - С. 93-96.

  13. Гущин Б., Гущина В. Кижи нужны всем [Текст] / Б. Гущин, В. Гущина // Museum. - 1993. - №175. - С. 46-50.

  14. Дельгадо К. Экомузей во Френе: вопреки исключению [Текст] / К. Дельгадо // Museum. - 2001. - №209. - С. 37-Добровольская Э.Д. Музеефикация памятников архитектуры: теория и практика // Музейное дело и охрана памятников. Вып. I.- Москва.- 1989.- С. 7.

  15. Дукельский В.Ю. Музей и культурно-историческая среда [Текст] // Музееведение: Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. Сб. научных трудов НИИ культуры.- Москва, 1989.- с.

  16. Дэвлет М.А. Реконструкция древних жилищ в музее-заповеднике «Томская писаница» и петроглифы [Текст] // Проблемы сохранения и музеефикации памятников историко-культурного наследия в природной среде.- Кемерово, 2001.- С. 30-39.

  17. Зданович Д.Г. Аркаим и «Страна городов»: Археологические очерки [Текст] /. - Челябинск, 2003. - 52.с.

  18. Зивадовский Б.М. Целевые установки и основные показатели к созданию Центрального биологического музея [Текст] // Советский музей. - 1932.- №5. - С. 32-35.

  19. Исторические музеи в системе культуры города [Текст] // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. - Омск, 1998. - №6. - С. 97-98.

  20. Йонг А., Скоугорд М. Первые музеи под открытым небом: о народных традициях - музейными средствами [Текст] // Museum. - 1993. - №175. - С. 27-33.

  21. Каменецкий И.С., Каулен М.Е. Музеефикация памятников [Текст] // Российская музейная энциклопедия.- Москва, 2001.- Т.1.- С 390.

  22. Кимеев В.М. Локальный музей под открытым небом как национально-культурный центр [Текст] / В.М. Кимеев/ Этнический и социально-культурные процессы народов СССР.- Омск, 1990.- С. 56-62.

  23. Комплексные региональные программы сохранения и использования культурного и природного наследия. - Москва, 1994. - 98 с.

  24. Кулемзин А.М. Охрана памятников в России как историко-культурное явление [Текст] / А.М. Кулемзин /. - Кемерово, 2001. - 328 с.

  25. Медведь А.Н. Проблемы музеефикации памятников археологии Москвы [Текст] // Проблемы археологии и истории Москвы и Подмосковья. - М. 1998. - С. 46-53.

  26. Молдовеану М. «Мир цистерианцев»: современный музей в древнем монастыре [Текст] // Museum. - 1999. - №199. - С. 23-27.

  27. Музей горонозаводского дела: Нижний Тагил. – Екатеринбург, 1992. - 145 с.

  28. Норденсон Э. Вначале был Скансен [Текст] / Э. Норденсон Э. // Museum. – 1985. - №145. - С 13-16.

  29. Ополовников А.В. Музеи деревянного зодчества [Текст] / А.В. Ополовников . – Москва, 1968. - 116 с.

  30. Пионтек Г.В. Типы этнопарков и музеев на открытом воздухе и организация в республиках Советского Востока [Текст] / Г.В. Пионтек / Географическое общество СССР. Доклады Восточной комиссии. Вып. 1-2. - Ленинград, 1965.

  31. Категория «культурное наследие» в общетеоретическом и прикладном значениях [Текст] / С.П. Постников / Проблемы культурогенеза и культурное наследие. - Санкт-Петербург, 1993. - С. 55-58.

  32. Размустова Т.О. Костенки [Текст] / Т.О. Размустова / Российская музейная энциклопедия: в 2 т. - Москва 2001. - Т. 1. - С. 292.

  33. Ривьер Ж.А. Эволюционное определение экомузея [Текст] / Ж.А. Ривьер // Museum. - 1985. - №148. - С. 2-3.

  34. Римский город и его показ публике [Текст] /Т. Томашевич-Бук // Мuseum. - 1985. - №147. - С. 3-6.

  35. Хаттон А. Музеи и наследие: есть ли между ними реальное противоречие [Текст] / А. Хаттон / Музееведение: Музеи мира. - Москва, 1991. - С. 67-69.

  36. Шульга П.И. Возрождение и развитие памятников истории, культуры и природы на принципах уникальной исторической территории. [Текст] / П.И. Шульга // Тезисы докладов II Международной конференции по сохранению и развитию уникальных исторических территорий. – Москва, 1992. - С. 325-331.

  37. Энгстрем Ч. Утверждение концепции экомузея в Швеции [Текст] / Ч. Энгстрем // Museum. - 1985. - №148. - С. 26-30.

  38. Эрреман Э. Музеи и туризм: культура и потребление [Текст] / Э. Эрреман // Museum. - 1999. - №199. - С. 5-9.


8.3.Интернет-ресурсы

  1. Зданович Д.Г. Аркаим и страна городов. - 1995 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nova.rambler.ru/cache?hilite=0000005456. (05.11.2009).

  2. Клуб исторической реконструкции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.dvinainform.ru/avtograf/2007/08/08/58985.shtml?pr

  3. Корявцев П.М. Ландшафтная археология округа Суотниеми в нижнем течении Вуоксы.- Санкт-Петербург, 2004 [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://perpettum.narod.ru/vuoksa2.htm (11.06.09).

  4. Пограничная крепость [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ivangorod.medieval.ru/

  5. Фестиваль в музее [Электронный ресурс].- Режим доступа: www.budo.tulaguide.ru/viewtopic.php?f=25&t=879


9.Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины

Дисциплина не нуждается в обязательном материально-техническом обеспечении, но для более качественного преподавания желательно наличие доступного для студента выхода в Интернет во время лекционно-семинарских занятий и консультаций.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа для аспирантов специальности 24. 00. 03. «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов» iconРабочая программа для аспирантов специальности 24. 00. 03. «Музееведение,...
Соответствует федеральным государственным требованиям к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского...
Рабочая программа для аспирантов специальности 24. 00. 03. «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов» iconРабочая программа подготовки аспирантов по специальности
Рабочая программа предназначена для аспирантов, обучающихся в аспирантуре Института биологии Уфимского научного центра ран по специальности...
Рабочая программа для аспирантов специальности 24. 00. 03. «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов» iconРабочая программа подготовки аспирантов по специальности
Рабочая программа предназначена для аспирантов, обучающихся в аспирантуре Института биологии Уфимского научного центра ран по специальности...
Рабочая программа для аспирантов специальности 24. 00. 03. «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов» iconРабочая программа подготовки аспирантов по специальности
Рабочая программа предназначена для аспирантов, обучающихся в аспирантуре Института биологии Уфимского научного центра ран по специальности...
Рабочая программа для аспирантов специальности 24. 00. 03. «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов» iconРабочая программа подготовки аспирантов по специальности научных
Рабочая программа предназначены для аспирантов, обучающихся в аспирантуре Института биохимии и генетики Уфимского научного центра...
Рабочая программа для аспирантов специальности 24. 00. 03. «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дс историко-культурные...
Целью дисциплины является формирование у студентов системы знаний и умений об историко-культурных ресурсах Мурманской области ми...
Рабочая программа для аспирантов специальности 24. 00. 03. «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов» iconУчебно-тематический план и программа курса повышения квалификации...
Специалисты, желающие повысить свою профессиональную квалификацию, получить возможность работы в области сохранения и использования...
Рабочая программа для аспирантов специальности 24. 00. 03. «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Строительство, ремонт и реставрация объектов культуры, обновление материально-технической базы отрасли
Рабочая программа для аспирантов специальности 24. 00. 03. «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Боме Н. А. Генная инженерия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 – Биотехнология...
Рабочая программа для аспирантов специальности 24. 00. 03. «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Купчик Е. В. Функциональный аспект исследования русской речи. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности...
Рабочая программа для аспирантов специальности 24. 00. 03. «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Трофимова О. В. Методология лингвистических исследований. Аспирантский семинар Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Рабочая программа для аспирантов специальности 24. 00. 03. «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Рабочая программа для аспирантов специальности 24. 00. 03. «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Байдуж Л. М. Семантический синтаксис. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 – русский...
Рабочая программа для аспирантов специальности 24. 00. 03. «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Медведев А. А. Религиозно-философские искания русской литературы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов...
Рабочая программа для аспирантов специальности 24. 00. 03. «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 Экология...
Рабочая программа для аспирантов специальности 24. 00. 03. «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 – экология...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск