Учебно-методический комплекс по дисциплине дс историко-культурные ресурсы мурманской области основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401 «История»





Скачать 165.76 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине дс историко-культурные ресурсы мурманской области основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401 «История»
Дата публикации02.05.2015
Размер165.76 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(М Г Г У)

Учебно-методический комплекс

по дисциплине

ДС.2. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ РЕСУРСЫ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности 030401 «История»

Утверждено на заседании

кафедры истории

факультета истории и социальных наук

Протокол № 1 от 12.09.2011 г.
Зав. кафедрой истории
___________________

(В.В. Кузь)

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1 Автор программы: Федоров П.В., д.и.н., профессор кафедры истории

1.2 Рецензенты: Крикун Е.Л., к.п.н., доцент кафедры истории.

Герасимов Д.А., к.и.н., доцент РГСУ (филиал в г. Мурманске).

1.3 Пояснительная записка:

  • Целью дисциплины является формирование у студентов системы знаний и умений об историко-культурных ресурсах Мурманской области ми теоретической и практическойотношения между теоретической и практическойциалиста, а также с задачами его воспаитаниятальност;

  • Задачи дисциплины:

А) ознакомление студентов с объектами историко-культурного туризма в одном из регионов - Мурманской области;

Б) выработка умений использования знаний об историко-культурных ресурсах Мурманской области при разработке туристических проектов.

  • Место курса в общей системе подготовки специалиста: дисциплина должна подготовить студентов к работе в сфере туристических услуг на территории Мурманской области.

  • В ходе освоения дисциплины студенты должны получить знания о первобытных памятниках на территории Мурманской области, памятниках архитектуры, памятниках историческим событиям и деятелям на Мурмане, памятных местах на Кольском Севере, музеях Мурманской области. Должны уметь использовать знаний об историко-культурных ресурсах Мурманской области при разработке туристических проектов.

  • ссылки на авторов и программы, которые использовались в подготовке


1.4 Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО специальности (направления), содержащее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов (выписка).
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа




1.

Историко-культурные ресурсы Мурманской области

III

5

28

14

10

4




24

Защита

Турпроекта,

коллоквиум


1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

1.

Первобытные памятники на территории Мурманской области

2

2







2

2.

Памятники архитектуры Кольского Севера

2

2







2

3.

Памятники историческим событиям и деятелям на Мурмане. Памятные места

4

4







2

4.

Музеи Мурманской области

2

2







2

5.

Моделирование экскурсии по городу Мурманску и Мурманской области

4




4




6




ВСЕГО:

14

10

4




14



Содержание разделов дисциплины.
Тема 1. Первобытные памятники на территории Мурманской области (2 часа)
История археологических исследований на Кольском Севере. Особенности местной археологической периодизации. Лабиринты. Петроглифы. Оленеостровский могильник. Сейды. Миф о «Гипорборее».
Тема 2. Памятники архитектуры Кольского Севера (2 часа)
Древнейшие жилища саамов. Поморский дом. Кольский острог. Воскресенский собор в Коле. Успенская церковь в с. Варзуге. Никольская церковь в с. Ковде. Первые каменные постройки в Коле. Архитектурные объекты Мурманска и населенных пунктов Мурманской области.
Тема 3. Памятники историческим событиям и деятелям на Мурмане. Памятные места

(4 часа)
Аникиева плита. Поклонный крест в Коле. Мурманский некрополь. Трифонов-Печенгский монастырь. Памятники революционной и военной истории Заполярья на территории Мурманской области. Памятник Жертвам интервенции. Мемориал Защитникам Советского Заполярья. Мемориал погибшим кораблям Мурманского тралового флота. Памятники революционерам, защитникам Заполярья, исследователям Кольского Севера. Военно-исторический мемориал на Западной Лице. Памятные места Мурманской области. Мемориальные доски.
Тема 4. Музеи Мурманской области (2 часа)
Музеи края как объекты туристического интереса. Краеведческие музеи. Мурманский областной краеведческий музей. Военно-исторический музей Северного флота. Областной художественный музей. Дом-музей С.М. Кирова в Кировске. Музей ВВС Северного флота. Дом-музей Ю.А. Гагарина. Подводная лодка К-21. Полярно-альпийский ботанический сад.

Геологический музей в Апатитах. Музей цветного камня в Мончегорске.

Тема 5. Моделирование экскурсии по городу Мурманску и Мурманской области

(4 часа) (семинар)
Концепция тура. Логический ряд объектов маршрута. Отбор информации. Литература об историко-культурных ресурсах Кольского Севера. Оформление концепции тура.

Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Первобытные памятники на территории Мурманской области

- работа по индивидуальным заданиям

2

Коллоквиум

2

Памятники архитектуры Кольского Севера

- работа по индивидуальным заданиям

2

Коллоквиум

3

Памятники историческим событиям и деятелям на Мурмане. Памятные места

- работа по индивидуальным заданиям

2

Коллоквиум

4

Музеи Мурманской области

- работа по индивидуальным заданиям

2

Коллоквиум

5

Моделирование экскурсии по городу Мурманску и Мурманской области

Подготовка турпроекта

6

Защита турпроекта




    1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.


Семинарское занятие

«Моделирование экскурсии по городу Мурманску и Мурманской области»
1. Коммуникации Мурманской области как фактор моделирования.

2. Программно-целевой подход в сохранении и использовании культурно-исторических объектов Мурманской области.

3. Концепция тура.

4. Оформление концепции тура.

Литература
Киселев А.А., Орешета М.Г., Марченко А.С. На перекрестках памяти. – Мурманск, 1985.

Федоров П.В. Памятные адреса в центре Мурманска (материал для моделирования экскурсий)// Наука и образование. – 2003. - № 4.

Киселев А.А., Тулин М.А. Улицы Мурманска. – Мурманск, 1991.

Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР. Мурманская область. – М., 1983.

Ушаков И.Ф. Историческое краеведение. – Мурманск, 1974.
Семинарское занятие будет проходить в виде защиты своего проекта разработки тура по предложенной тематике. Проект предполагает разработку каждым студентом проекта тура по Мурманской области по одной из тем, что предполагает выбор темы, схемы маршрута и вид транспорта, описание встречающихся на маршруте туристических объектов и, наконец, подготовку буклета. Тур должен включать не менее 5 туробъектов. Объекты для туристского посещения должны соответствовать теме маршрута, отбираться с учетом их пространственного расположения и маршрута передвижения. Студент сдает на проверку буклет тура, который оформляется в произвольной форме. Буклет должен содержать: название тура, маршрут, вид транспорта, название и краткое описание туристских объектов, включенных в тур, расчет дней. Буклет можно украсить фотографиями и рисунками. Лучшие проекты презентуются на семинарском занятии.

1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
1.8.1 Рекомендуемая литература учебные издания: учебники и учебные пособия, включая (при наличии) их электронные версии:

  • Основная:

Киселев А.А., Орешета М.Г., Марченко А.С. На перекрестках памяти. – Мурманск, 1985.

Федоров П.В. Памятные адреса в центре Мурманска (материал для моделирования экскурсий)// Наука и образование. – 2003. - № 4.


  • Дополнительная

Киселев А.А. Мурманск в истории улиц и площадей. – Мурманск, 2006.

Киселев А.А., Тулин М.А. Улицы Мурманска. – Мурманск, 1991.

Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР. Мурманская область. – М., 1983.

Музей рыбной промышленности Северного бассейна. – Мурманск, 1998.

Путеводитель по музею Северного флота. – Североморск, 1964.

Путеводитель по общественным музеям города Мурманска / Сост. С.П. Мартюшова - Мурманск, 1986.

Утков П.Ю., Федоров П.В. Кольский Север: история и культура: Учебно-наглядное пособие. – Мурманск, 2002.

Ушаков И.Ф. Историческое краеведение. – Мурманск, 1974.

Федоров П.В. Историческое регионоведение в поисках другой истории России (на материалах Кольского полуострова). – Мурманск, 2004.

Федоров П.В., Синицкий А.Н. Мемориальные кладбища и захоронения Мурманска и его окрестностей. – Мурманск, 2004.

Федоров П.В., Синицкий А.Н. Городские кладбища Мурманска. – Мурманск, 2004.

Федоров П.В., Синицкий А.Н. Кольский некрополь: опыт исторической реконструкции (ХIХ – начало ХХ вв.) – Мурманск, 2001.

1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины (учебные и учебно-методические средства дистанционного обучения: специализированные учебники с мультимедийными сопровождениями, электронные учебно-методические комплексы, включающие электрон-ные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-теститирующие комплекты, учебные видеофиль-мы, аудиозаписи, иные материалы, предназначенные для передачи по елекоммуникации-онным каналам связи).

1.9.1 Перечень используемых технических средств.

1.9.2 Перечень используемых пособий.

1.9.3 Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения.

1.9.4


    1. Примерные зачетные тестовые задания.

Тесты

1. Какое первоначальное название носила территория Мурманска до официальной закладки Мурманска?

А) Романов-на-Мурмане

б)Александровск

в) урочище Семеново
2. Где произошла закладка Мурманска в 1916 году?

А) на территории торгового порта

б) на месте нынешнего областного Дворца культуры им. С.М. Кирова

в) на месте нынешнего железнодорожного вокзала
3. Назовите первое каменное здание Мурманска.

А) здания областного Дворца культуры им. С.М. Кирова

б) здание областного драматического театра

в) здания областного художественного музея
4. На какой улице в Мурманске был уложен первый асфальт в 1939 году?

А) на проспекте Ленина

б) на проспекте Кирова

в) на улице Ленинградской
5. В каком году в Мурманске появилось городское автобусное сообщение?

А) в 1925 году

б) в 1934 году

в) в 1946 году
6. В каком году в Мурманске был пущен первый троллейбус?

А) в 1938 году

б) в 1952 году

в) в 1962 году
7. Назовите первый памятник Мурманска.

А) памятник Ленину

б) памятник Бредову

в) памятник Жертвам интервенции
8. Особенность памятника Жертвам интервенции в том…

а) что он является надгробием над братской могилой узников тюрьмы

б) что он первоначально проектировался как здание

в) что его строили заключенные
9. Где в Мурманске установлена мемориальная доска в память о месте, где в 1929 году выступал Максим Горький?

А)на ул. Горького

б) на ул. Дзержинского

в) на пр. Ленина
10. В 70-е годы фирма грамзаписи «Мелодия» записала «Песню о Мурманске», которую исполнил…

а) Муслим Магомаев

б) Эдуард Хиль

в) Иосиф Кобзон
11. Высота Мурманской телемачты на сопке Варничной составляет…

а) 142 метра

б) 192 метра

в) 210 метров
12. В 1933 году из Мурманска ушла знаменитая арктическая экспедиция…

а) челюскинцев

б) папанинцев

в) седовцев
13. Какой выдающийся ученый бывал в детские годы в Коле?

А) Дмитрий Менделеев

б) Михаил Ломоносов

в) Константин Циолковский
14. Как назывался главный, 19-главый собор Колы, погибший во время пожара 1854 года?

А) Вознесенский

б) Воскресенский

в) Успенский
15. Первыми русскими поселениями на Кольском Севере были…

а) Кола и Печенга

б) Кандалакша и Кола

в) Варзуга и Умба
16. Первое упоминание о Коле в письменных источниках относится…

а) к XII веку

б) к ХV веку

в) к ХVI веку
17. Сколько заповедников находится в Мурманской области?

А) 2

б) 3

в) 4
18. Самая высокая точка на Кольском полуострове – вершина горы Часначорр в Хибинах – имеет высоту…

а) 1147 метров

б) 2011 метров

в) 2659 метров
19. В Книгу рекордов Гиннеса занесено несколько объектов Мурманской области. Среди них…

а) Кольская сверхглубокая скважина близ города Заполярного как самое глубокое отверстие в земной коре

б) Мурманский океанариум как самый северный в мире

в) Мурманский троллейбус как самый северный в мире
20. Какие дома-музея существуют в Мурманской области?

А) А.Е. Ферсмана и Н.М. Книповича

б) Б.Ф. Сафонова и Н.А. Лунина

в) С.М. Кирова и Ю.А. Гагарина


    1. Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену).

Археологические памятники Кольского Севера.

Древние храмы Кольской земли.

Памятники Колы.

Памятники революции и Гражданской войны на Кольском Севере.

Памятники советской эпохи в Мурманской области.

Музеи Мурманской области.

Памятные места Мурманской области.

Памятники природы Кольского Севера.

Памятники архитектуры Мурманской области

1.12 Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав. кафедрой до начала сессии)

1.13 Примерная тематика рефератов.

Мурманск литературный: памятники и памятные места

По местам жизни и деятельности замечательных людей: Мурманск, Мурманская область

Мурманск. Проспект Ленина: туристский маршрут

Историко-природный маршрут в центре Мурманска.
1.14 Примерная тематика курсовых работ.

Разработка путеводителя по историко-культурным объектам Мурманской области
1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ.

1.16 Методика(и) исследования (если есть).

1.17 Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний

студентов по данной дисциплине.

РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины (или её разделов) и

контрольные задания для студентов заочной формы обучения.

РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала.



Тема 1. Первобытные памятники на территории Мурманской области
План лекции

  1. История археологических исследований на Кольском Севере.

  2. Лабиринты. Петроглифы.

  3. Оленеостровский могильник.

  4. Сейды.

Тема 2. Памятники архитектуры Кольского Севера
План лекции


  1. Жилища саамов и поморов.

  2. Древние храмы.

  3. Архитектура старинной Колы.

  4. Архитектурные объекты Мурманска и населенных пунктов Мурманской области.


Тема 3. Памятники историческим событиям и деятелям на Мурмане. Памятные места
План лекции


  1. Памятники древней истории.

  2. Памятники революции и Гражданской войны.

  3. Памятники советской истории

  4. Памятники Великой Отечественной войны.

  5. Памятные места.


Тема 4. Музеи Мурманской области
План лекции


  1. Музеи края как объекты туристического интереса.

  2. Краеведческие музеи Мурманской области.

  3. Музеи Северного флота.

  4. Дома-музеи.

  5. Природные музеи.



РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (Глоссарий).



Дом-музей (мемориальная квартира-музей) – учреждение, создающееся в зданиях или помещениях, где жили и работали выдающиеся люди – писатели, ученые, государственные деятели и т.д., собирающее, хранящее и экспонирующее их личные вещи и предметы, связанные с их жизнью.

Заповедник природный – обладающее особым правовым статусом заповедное место, где оберегаются и охраняются редкие и ценные растения, животные, природный ландшафт.

Историко-культурный ландшафт региона – совокупность историко-культурных достопримечательностей, традиций и черт региона, являющаяся одним из оснований его идентичности (своеобразия).

Краеведческий музей – культурно-просветительское учреждение, изучающее, хранящее и экспонирующее предметы, связанные с природным, историческим и культурным своеобразием края (района, города).

Мемориальная доска – доска с текстом в память о каком-то событии или выдающемся деятеле.

Монастырь – религиозная община монахов или монахинь, представляющая собой отдельную церковно-хозяйственную организацию.

Музей – учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов – объектов природы, истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

Музей-заповедник – обладающее особым правовым статусом заповедное место, где оберегаются и охраняются культурные ценности национального и мирового значения (памятники архитектуры и скульптуры, природные объекты).

Некрополь – кладбище, где похоронены выдающиеся деятели.

Острог – крепость в старых русских городах.

Памятник – скульптурное или архитектурное сооружение в память исторического события, выдающегося деятеля.

Памятник архитектуры – здание, строительное сооружение, представляющее историко-культурную ценность.

Памятник скульптуры – художественное произведение, созданное путем резьбы, высекания, лепки или отливки, ковки, чеканки.

Памятное место – место, связанное с каким-нибудь событием, жизнью и деятельностью выдающегося деятеля, известной личности.

Подворье – род гостиницы, преимущественно для духовных лиц (с церковью, часовней), принадлежащей архиерею или монастырю.

Региональный образ – обобщенное отражение наиболее колоритных местных специфических особенностей, отличающих эту территорию от любой другой.

Собор – главная или большая церковь в городе, монастыре.

Туристская достопримечательность – место или принадлежащий какому-нибудь месту объект, представляющий интерес для туризма.

Храм – здание для богослужения, церковь.

РАЗДЕЛ 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам


лекций (одна из составляющих частей итоговой государственной аттестации).


РАЗДЕЛ 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после

утверждения программы.


Характер изменений в программе

Номер и дата протокола заседания кафедры, на котором было принято данное решение

Подпись заведующего кафедрой, утверждающего внесенное изменение

Подпись декана факультета (проректора по учебной работе), утверждающего данное изменение














РАЗДЕЛ 7. Учебные занятия по дисциплине ведут:


Ф.И.О., ученое звание и степень преподавателя

Учебный год

Факультет

Специальность





































Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине дс историко-культурные ресурсы мурманской области основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401 «История» iconУчебно-методический комплекс
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401 "История"
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс историко-культурные ресурсы мурманской области основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401 «История» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф история древнего...
Кузь владислав Владимирович, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой всеобщей истории
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс историко-культурные ресурсы мурманской области основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401 «История» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф новая история стран...
Кузь в. В., кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой всеобщей истории (мгпу)
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс историко-культурные ресурсы мурманской области основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401 «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В. Социальное здоровье...
Писарев А. А., заместитель начальника управления по делам молодежи Мурманской области
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс историко-культурные ресурсы мурманской области основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401 «История» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф новейшая история...
«старой» терминологии. Поэтому на многие сюжеты Новейшей истории стран Азии и Африки теперь можно взглянуть по-новому, не отвергая,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс историко-культурные ресурсы мурманской области основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401 «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В северная Европа: история,...
Курс углубляет знания студентов, полученные в рамках изучения дисциплин профессионального цикла, и позволяет создать у будущих специалистов...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс историко-культурные ресурсы мурманской области основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401 «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 7 Безопасный отдых...
Цапенко А. В., зам начальника отдела Главного управления мчс россии по Мурманской области
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс историко-культурные ресурсы мурманской области основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401 «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. В методы самоспасения...
Цапенко А. В., зам начальника отдела Главного управления мчс россии по Мурманской области
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс историко-культурные ресурсы мурманской области основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401 «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс историко-культурные ресурсы мурманской области основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401 «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс историко-культурные ресурсы мурманской области основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401 «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс историко-культурные ресурсы мурманской области основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401 «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Биологическая химия...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс историко-культурные ресурсы мурманской области основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401 «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс историко-культурные ресурсы мурманской области основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401 «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Общая химия основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс историко-культурные ресурсы мурманской области основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401 «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Экономика физической...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс историко-культурные ресурсы мурманской области основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401 «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. 5 Экология почв основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск