Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 7 Безопасный отдых и туризм Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050104 «Безопасность жизнедеятельности»





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 7 Безопасный отдых и туризм Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050104 «Безопасность жизнедеятельности»
страница1/11
Дата публикации16.01.2015
Размер1.64 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Туризм > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
федеральное Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
СД.Ф.7 Безопасный отдых и туризм

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям
050104 «Безопасность жизнедеятельности»
Очная / Заочная форма обучения

Утверждено на заседании

кафедры БЖД и ОМЗ

ФК и БЖД ___факультета

(протокол № 8 от 29.02.2008 г.)

Зав. кафедрой

__________________

Раздел 1. Программа учебной дисциплины.


    1. Автор программы: Рябков И.И., ассистент кафедры БЖД и ОМЗ




    1. Рецензенты:

1) Цапенко А.В., зам. начальника отдела Главного управления МЧС России по Мурманской области;

2) Мещерова И.А., зав. кафедрой БЖД и ОМЗ, к.п.н., доцент (МГПУ)


    1. Пояснительная записка:


Программа учебной дисциплины «Безопасный отдых и туризм» разработана в соответствии c требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и требованиями к обязательному минимуму и уровню подготовки выпускников по специальности 050104 «Безопасность жизнедеятельности».

Цель курса: дать будущим специалистам в области безопасности жизнедеятельности теоретические знания и сформировать практические умения и навыки по вопросам организации безопасного отдыха и туризма, обеспечения безопасности жизни человека в условиях автономного существования в природе и городе.
Основные задачи:

  • раскрыть теоретические основы организации туристических походов;

  • ознакомить студентов с наиболее распространенными опасностями во время туристических походов;

  • изучить правила техники безопасности при проведении туристических походов;

  • обучить практическим навыкам организации туристических походов;

  • дать представление об ориентировании на местности;

  • овладеть способами ориентирования на местности с использованием различных средств;

  • раскрыть особенности акклиматизации человека к различным условиям на Земле;

  • изучить основные правила, нормы, закономерности и способы обеспечения безопасности жизни человека в условиях автономного выживания человека в природе;

  • обучить студентов практическим навыкам и умениям выживания в природной окружающей среде разных климатических зон;

  • дать представление об оказании первой медицинской помощи в условиях автономного существования в природных и городских условиях;

  • дать представление о психологии выживания в экстремальных ситуациях.


В результате изучения курса студенты должны знать:

  • наиболее распространенные опасности во время отдыха на природе и туристических походов;

  • правила организации и проведения выездов на природу и туристских походов;

  • правила техники безопасности при проведении туристских походов;

  • требования к личному и групповому туристическому снаряжению;

  • должностные обязанности в туристической группе;

  • правила организации питания в туристическом походе;

  • основные требования к месту организации привала;

  • особенности дальнего и международного туризма;

  • климатографические особенности различных зон Земли;

  • особенности выживания в различных климатографических зон Земли;

  • особенности взаимоотношений с местным населением;

  • различные способы ориентирования на местности;

  • приемы ориентирования на местности без карты и без компаса;

  • теоретические основы безопасности жизнедеятельности человека в условиях автономного существования в природной среде;

  • проблемы добровольной и вынужденной автономии в природных и городских условиях;

  • виды и характер воздействия неблагоприятных факторов в условиях автономного существования в природной среде;

  • способы обеспечения жизнедеятельности и правила поведения при вынужденном автономном существовании;

  • особенности оказания первой медицинской помощи в условиях автономного существования;

  • психологические особенности выживания в экстремальных ситуациях;


Студенты должны уметь:

  • осуществить подготовку и проведение туристского похода;

  • организовать туристский быт;

  • осуществлять ориентирование на местности с использованием табельных средств и приборов;

  • ориентироваться без карты и без компаса;

  • использовать приемы ориентирования по местным признакам;

  • использовать визуальные и слуховые маркеры ориентировки;

  • сооружать временное укрытие;

  • разводить костер различными способами;

  • обеспечивать себя водой в условиях автономного существования;

  • осуществлять поиск и приготовление пищи в условиях автономного существования;

  • подавать сигналы бедствия;


Итоговая форма контроля по курсу - зачет.


    1. Извлечение из ГОС ВПО. Безопасный отдых и туризм.


Подготовка и проведение выездов на природу и туристических походов. Методика обучения правилам поведения на отдыхе и в туристическом походе. Наиболее распространенные опасности во время отдыха на природе и туристических походов. Правила поведения и меры по обеспечению безопасности. Дальний и международный туризм. Проблемы добровольной и вынужденной автономии в природных и городских условиях. Способы обеспечения жизнедеятельности и правила поведения при вынужденном автономном существовании. Действия при происшествиях за границей.


    1. Объем дисциплины и виды учебной работы




Шифр

и наименование специальности

курс

семестр

Виды учебной работы в часах

виды итогового контроля

трудоемкость

всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.

работа

050104

Безопасность жизнедеятельности со специализацией экологическая

безопасность

и охрана труда

(дневная форма обучения)

2

4

140

70

30

40

-

70

зачет

050104

Безопасность жизнедеятельности со специализацией экологическая

безопасность

и охрана труда

(заочная форма обучения)

2

4

140

6

2

4

-

134

зачет




    1. Содержание дисциплины

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах) дневная/заочная





п/п

Наименование

раздела, темы

Количество часов

всего ауд.

ЛК

ПР

Сам. Раб.



Подготовка и проведение выездов на природу и туристических походов.

Методика обучения правилам поведения на отдыхе и в туристическом походе.

4/4

2/2

2/2

10/10



Наиболее распространенные опасности во время отдыха на природе и туристических походов.

4

2

2

-/12



Правила поведения и меры по обеспечению безопасности.

4

2

2

10/12



Первая медицинская помощь в условиях автономного существования.

4

2

2

10/15



Психология выживания в экстремальных ситуациях.

4

2

2

10/10



Дальний и международный туризм.

Действия при происшествиях за границей.

4/2

2

2/2

10/15



Ориентирование на местности, в незнакомом городе.

12

4

8

-/15



Акклиматизация человека к различным природным условиям.

6

4

2

20/15



Проблемы добровольной и вынужденной автономии в природных и городских условиях.

12

4

8

-/15



Способы обеспечения жизнедеятельности и правила поведения при вынужденном автономном существовании.

16

6

10

-/15




Итого:

70/6

30/2

40/4

70/134



1.6.2. Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Подготовка и проведение выездов на природу и туристических походов.

Методика обучения правилам поведения на отдыхе и в туристическом походе.

Подготовка к походу, путешествию и подведение его итогов. Личное и групповое туристское снаряжение; требования к туристскому снаряжению. Выбор места для привала и ночлега (бивака); основные требования к месту организации привала. Должности в группе постоянные и временные. Питание в туристском походе. Туристские должности в группе. Взаимоотношения в группе и с местным населением.
Тема 2. Наиболее распространенные опасности во время отдыха на природе и туристических походов.

Система обеспечения безопасности в туризме. Объективные опасности: резкое изменение погоды, все технически сложные участки, гипоксия (горная болезнь), солнечные ожоги в горах и на снегу, ядовитые животные и насекомые, стихийные бедствия. Субъективные опасности: недисциплинированность членов группы, недостаточная физическая, техническая, морально-волевая подготовка участников похода, пренебрежение страховкой и ослабление внимания на простых участках маршрута, неумение оказать правильную первую доврачебную помощь, небрежное обращение с огнем и горячей пищей и др.
Тема 3. Правила поведения и меры по обеспечению безопасности.

Меры безопасности при проведении слетов и соревнований. Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий.
Тема 4. Первая медицинская помощь в условиях автономного существования.

Рекомендации по сохранению здоровья в условиях дикой природы. Первая медицинская помощь при укусах ядовитых хищников и насекомых. Термические поражения. Первая помощь при термических ожогах. Помощь при обморожении, замерзании, простудных заболеваниях. Профилактика теплового и солнечного ударов, ожогов, снежной слепоты. Ранения режущими и колющими орудиями, первая помощь при ранениях. Первая помощь при огнестрельном ранении. Профилактика отравления продуктами питания. Первая помощь при ушибах, растяжениях, вывихах, переломах, сотрясении мозга.
Тема 5. Психология выживания в экстремальных ситуациях.

Клинические особенности психогений при экстремальных ситуациях. Психические нарушения при остро возникших жизнеопасных ситуациях. Паника. Предотвращение и ликвидация. Факторы возникновения массовой паники. Механизмы развития паники. Личностные факторы выживания человека в природе.
Тема 6. Дальний и международный туризм.

Особенности дальнего и международного туризма. Опасные ситуации во время нахождения за границей или на незнакомой территории. Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях за границей.
Тема 7. Ориентирование на местности.

Понятие ориентирование и географическая проекция. Виды табельных приборов и средств ориентирования. Приемы ориентирования при помощи табельных средств и приборов. Ориентирование без карты и компаса. Приемы ориентирования по местным признакам. Ориентирование в незнакомом городе. Использование визуальных и слуховых маркеров ориентировки.
Тема 8. Акклиматизация человека к различным природным условиям.

Климатогеографические зоны Земли. Особенности выживания в джунглях. Особенности выживания в лесисто-болотистой местности. Особенности выживания в зимней аварийной ситуации. Особенности выживания в пустыне. Особенности выживания на море.
Тема 9. Проблемы добровольной и вынужденной автономии в природных и городских условиях.

Факторы выживания. Основные правила поведения в экстремальной ситуации. О резервных возможностях человеческого организма. Резервные возможности человеческого организма в экстремальных условиях. Голодание и его переносимость.
Тема 10. Способы обеспечения жизнедеятельности и правила поведения при вынужденном автономном существовании.

Ориентирование по местным предметам. Определение направления выхода. Выход к населенному пункту. Сооружение временного укрытия. Способы добычи огня, разведения костра. Обеспечение водой. Поиск и приготовление пищи. Сигналы бедствия.
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения дневная/заочная форма обучения


№ п/п

Наименование раздела дисциплины. Тема.

Форма

самостоятельной

работы

Кол-во

часов

Форма контроля выполнения

самостоятельной

работы



Подготовка и проведение выездов на природу и туристических походов.

Выбор места для привала и ночлега (бивака); основные требования к месту организации привала. Должности в группе постоянные и временные. Питание в туристском походе. Туристские должности в группе. Взаимоотношения в группе и с местным населением.

написание

конспекта

10/10

проверка

конспектов/

написание реферата по предложенной тематике



Наиболее распространенные опасности во время отдыха на природе и туристических походов.

Система обеспечения безопасности в туризме. Объективные опасности: резкое изменение погоды, все технически сложные участки, гипоксия (горная болезнь), солнечные ожоги в горах и на снегу, ядовитые животные и насекомые, стихийные бедствия. Субъективные опасности: недисциплинированность членов группы, недостаточная физическая, техническая, морально-волевая подготовка участников похода, пренебрежение страховкой и ослабление внимания на простых участках маршрута, неумение оказать правильную первую доврачебную помощь, небрежное обращение с огнем и горячей пищей и др.

написание

конспекта

-/12

проверка

конспектов/

написание реферата по предложенной тематике



Правила поведения и меры по обеспечению безопасности.

Субъективные опасности: недисциплинированность членов группы, недостаточная физическая, техническая, морально-волевая подготовка участников похода, пренебрежение страховкой и ослабление внимания на простых участках маршрута, неумение оказать правильную первую доврачебную помощь, небрежное обращение с огнем и горячей пищей и др.

Система обеспечения безопасности в туризме. Объективные опасности: резкое изменение погоды, все технически сложные участки, гипоксия (горная болезнь), солнечные ожоги в горах и на снегу, ядовитые животные и насекомые, стихийные бедствия.

написание

конспекта

10/12

проверка

конспектов/

написание реферата по предложенной тематике



Первая медицинская помощь в условиях автономного существования.

Помощь при обморожении, замерзании, простудных заболеваниях. Профилактика теплового и солнечного ударов, ожогов, снежной слепоты. Ранения режущими и колющими орудиями, первая помощь при ранениях. Первая помощь при огнестрельном ранении. Профилактика отравления продуктами питания. Первая помощь при ушибах, растяжениях, вывихах, переломах, сотрясении мозга.

написание

конспекта

10/15

проверка

конспектов/

написание реферата по предложенной тематике



Психология выживания в экстремальных ситуациях.

Клинические особенности психогений при экстремальных ситуациях. Психические нарушения при остро возникших жизнеопасных ситуациях. Паника. Предотвращение и ликвидация. Факторы возникновения массовой паники. Механизмы развития паники. Личностные факторы выживания человека в природе.

написание

конспекта

10/10

проверка

конспектов/

написание реферата по предложенной тематике



Дальний и международный туризм.

Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях за границей.

Особенности дальнего и международного туризма. Опасные ситуации во время нахождения за границей или на незнакомой территории.

написание

конспекта

10/15

проверка

конспектов/

написание реферата по предложенной тематике



Ориентирование на местности, в незнакомом городе.

Понятие ориентирование и географическая проекция. Виды табельных приборов и средств ориентирования. Приемы ориентирования при помощи табельных средств и приборов. Ориентирование без карты и компаса. Приемы ориентирования по местным признакам. Ориентирование в незнакомом городе. Использование визуальных и слуховых маркеров ориентировки.

написание

конспекта

-/15

проверка

конспектов/

написание реферата по предложенной тематике



Акклиматизация человека к различным природным условиям.

Особенности выживания в зимней аварийной ситуации. Особенности выживания в пустыне. Особенности выживания на море.

написание

конспекта

20/15

проверка

конспектов/

написание реферата по предложенной тематике



Проблемы добровольной и вынужденной автономии в природных и городских условиях.

Факторы выживания. Основные правила поведения в экстремальной ситуации. О резервных возможностях человеческого организма. Резервные возможности человеческого организма в экстремальных условиях. Голодание и его переносимость.

написание

конспекта

-/15

проверка

конспектов/

написание реферата по предложенной тематике



Способы обеспечения жизнедеятельности и правила поведения при вынужденном автономном существовании.

Ориентирование по местным предметам. Определение направления выхода. Выход к населенному пункту. Сооружение временного укрытия. Способы добычи огня, разведения костра. Обеспечение водой. Поиск и приготовление пищи. Сигналы бедствия.

написание

конспекта

-/15

проверка

конспектов/

написание реферата по предложенной тематике



    1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.
Тема 1. Подготовка и проведение выездов на природу и туристических походов. Методика обучения правилам поведения на отдыхе и в туристическом походе.

План

  1. Подготовка к походу, путешествию и подведение его итогов.

  2. Должности в группе постоянные и временные.

  3. Личное и групповое туристское снаряжение.

  4. Выбор места для привала и ночлега (бивака).

  5. Питание в туристском походе.

  6. Взаимоотношения в группе и с местным населением.


Литература

  1. Баланко С.В. Школа выживания. М. – 1992, - 135 с.

  2. Бардин К.В. Азбука туризма. – М., 1981.

  3. Личевский Э.Э. Психологический климат туристской группы. – М., 1981.

  4. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. – М., 1992.

  5. Штюрмер Ю.А.. Карманный справочник туриста-М., Профиздат -1982.

  6. Интернет ресурс клуба туристов «Московская застава». http://hibaratxt.narod.ru


Задания

  1. Опираясь на предложенную литературу, составить перечень личного снаряжения для походов в различных климатических зонах Земли.

  2. Опираясь на предложенную литературу и записи в тетрадях, подготовиться к 2-х дневному походу.

  3. Изучить предложенную литературу и подготовиться к проведению ролевой игры.


Тема 2. Наиболее распространенные опасности во время отдыха на природе и туристических походов.
План

  1. Система обеспечения безопасности в туризме.

  2. Объективные опасности.

  3. Субъективные опасности.

  4. Меры по исключению субъективных и преодолению объективных опасностей.


Литература

  1. Бардин К.В. Азбука туризма. – М., Просвещение, 1981.

  2. Биржаков М.Б. Безопасность в туризме. – М., 2005.

  3. Верба И.А., Голицин С.М., Куликов В.М. Туризм в школе: Книга руководителя путешествия. – М., ФиС, 1983.

  4. Линчевский Э.Э. Психологический климат туристской группы. – М., ФиС,1981.

  5. Лукьянов П.И. Зимние спортивные походы. – М., 1988.

  6. Маринов Б. Проблемы безопасности в горах. – М., ФиС, 1981.

  7. Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению и летнему отдыху детей и молодёжи. /Сост. Ю.С. Константинов. – М.: ЦДЮТур Минобразования России, 1999.

  8. Уилсон Н. Руководство по ориентированию на местности: выбор маршрута и планирование путешествия. – М., 2004

  9. Штюрмер Ю.А. Профилактика туристского травматизма. – М., ЦРИБ "Турист", 1992.

  10. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. – М., ФиС, 1983.


Задания

  1. Опираясь на предложенную литературу, сделать выписки в тетрадь о субъективных опасностях.

  2. Подготовиться к сюжетной игре «Субъективные опасности в походе».



Тема 3. Правила поведения и меры по обеспечению безопасности.
План

  1. Меры безопасности при проведении слетов и соревнований.

  2. Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий.


Литература

  1. Лукоянов П.И. Безопасность в лыжных походах и чрезвычайные ситуации зимних условий. – М.: ЦДЮТур Минобразования России, 1998.

  2. Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. - М., ЦРИБ "Турист", 1983.

  3. Верба И.А., Голицин С.М., Куликов В.М. Туризм в школе: Книга руководителя путешествия. – ФиС, 1983.

  4. Временные правила подготовки и проведения соревнований учащихся Российской Федерации «Школа безопасности». – М.: ЦДЮТур Минобразования России, 1999.

  5. Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению и летнему отдыху детей и молодёжи. /Сост. Ю.С. Константинов. – М.: ЦДЮТур Минобразования России, 1999.


Задания

  1. Опираясь на предложенную литературу, выписать в тетрадь меры по обеспечению безопасности туристических походов.

  2. Подготовиться к 2-х дневному походу.



Тема 4. Первая медицинская помощь в условиях автономного существования.

  1. Рекомендации по сохранению здоровья в условиях дикой природы.

  2. Первая медицинская помощь при укусах ядовитых хищников и насекомых.

  3. Первая помощь при термических ожогах.

  4. Помощь при обморожении, замерзании, простудных заболеваниях.

  5. Профилактика теплового и солнечного ударов, ожогов, снежной слепоты.

  6. Ранения режущими и колющими орудиями, первая помощь при ранениях.

  7. Первая помощь при ушибах, растяжениях, вывихах, переломах, сотрясении мозга.


Литература

  1. Аксенов Ю.В. и др. Медицина катастроф: Учебное пособие. – М., 1996.

  2. Биржаков М.Б. Безопасность в туризме. – М., 2005.

  3. Волович В.Г. Академия выживания. – М.: ТОЛК, 1996

  4. Основы медицинских знаний учащихся. Под ред. Гоголева М.И. - М., Просвещение, 1991.

  5. Поляков В.В. Безопасность человека в экстремальных условиях. - М.: Знание, 1992.

  6. Шимановский В.Ф., Стуков Г.А. Разбор несчастных случаев в туризме: Методические рекомендации. - М.: ЦРИБ «Турист», 1983.


Задания

  1. Опираясь на предложенную литературу, выписать в тетрадь способы и особенности оказания первой помощи при термических ожогах, обморожении, замерзании, простудных заболеваниях, ранениях режущими и колющими орудиями, ушибах, растяжениях, вывихах, переломах, сотрясении мозга.

  2. Опираясь на предложенную литературу, выписать в тетрадь способы профилактики теплового и солнечного ударов, ожогов, снежной слепоты.

  3. Подготовиться к решению практических задний во время 2-х дневного похода.


Тема 5. Психология выживания в экстремальных ситуациях.


  1. Клинические особенности психогений при экстремальных ситуациях.

  2. Психические нарушения при остро возникших жизнеопасных ситуациях.

  3. Паника. Факторы возникновения массовой паники.

  4. Механизмы развития паники.

  5. Предотвращение и ликвидация.

  6. Личностные факторы выживания человека в природе.


Литература

  1. Волович В.Г. С природой один на один. – М., 1989.

  2. Личевский Э.Э. Психологический климат туристской группы. – М., 1981.

  3. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. – М., 1992.


Задания

  1. Опираясь на предложенную литературу, выписать в тетрадь факторы возникновения паники, механизмы развития паники, способы предотвращения и ликвидации паники.

  2. Подготовиться к решению практических задач.


Тема 6. Дальний и международный туризм.
План

  1. Особенности дальнего и международного туризма.

  2. Опасные ситуации во время нахождения за границей или на незнакомой территории.

  3. Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях за границей.



Литература

  1. Арнольди И.А. Акклиматизация человека на севере и юге. – М.: Медгиз, 1962

  2. Талаев В.И. Ориентирование на местности без карты // Военные знания. 1997. Сентябрь.

  3. Уилсон Н. Руководство по ориентированию на местности: выбор маршрута и планирование путешествия. – М., 2004


Задания

  1. Опираясь на предложенную, литературу дополнить конспект.

  2. Подготовиться к решению практических задач.



Тема 7. Ориентирование на местности, в незнакомом городе. Действия при происшествиях за границей.
План

  1. Понятие ориентирование и географическая проекция.

  2. Виды табельных приборов и средств ориентирования.

  3. Приемы ориентирования при помощи табельных средств и приборов.

  4. Ориентирование по местным предметам.

  5. Определение направления выхода.

  6. Выход к населенному пункту.

  7. Ориентирование без карты и компаса.

  8. Приемы ориентирования по местным признакам.

  9. Использование визуальных и слуховых маркеров ориентировки.


Литература

  1. Алешин В.М., Серебреников А.В. Туристская топография. - М., Профиздат, 1985.

  2. Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. – М., 1983.

  3. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. – М., 1997.

  4. Куприн А.М. Занимательно об ориентировании: Пособие для учащихся. – М.: Толк, 1996 – 144 с., ил.


Задания

  1. Используя записи в тетради и дополнительные конспекты из предложенной литературы, подготовиться к решению практических задач на пересеченной местности.


Тема 8. Акклиматизация человека к различным природным условиям.
План

  1. Климатогеографические зоны Земли.

  2. Особенности выживания в джунглях.

  3. Особенности выживания в лесисто-болотистой местности.

  4. Особенности выживания в зимней аварийной ситуации.

  5. Особенности выживания в пустыне.

  6. Особенности выживания на море.


Литература

  1. Стрижев Ю.А. Туристу о природе. - М., Профиздат, 1986.

  2. Арнольди И.А. Акклиматизация человека на севере и юге. – М.: Медгиз, 1962.

  3. Григорьев В.Н. Водный туризм. - М., Профиздат, 1990.

  4. Ильичев Ю.А. Зимняя аварийная ситуация. – М. – 1991, 97 с.

  5. Палкевич Я. Выживание в городе. Выживание на море. – М., 1992.


Задания

  1. Опираясь на предложенную литературу, выписать в тетрадь особенности выживания в зимней аварийной ситуации, в пустыне, на море.

  2. Подготовиться к тесту.



Тема 9. Проблемы добровольной и вынужденной автономии в природных и городских условиях.
План

  1. Факторы выживания.

  2. Основные правила поведения в экстремальной ситуации.

  3. О резервных возможностях человеческого организма.

  4. Резервные возможности человеческого организма в экстремальных условиях.

  5. Голодание и его переносимость.


Литература

  1. Палкевич Я. Выживание в городе. Выживание на море. – М., 1992.

  2. Баланко С.В. Школа выживания. М. – 1992, - 135 с.

  3. Волович В.Г. Академия выживания. – М., 1996.

  4. Волович В.Г. Как выжить в экстремальной ситуации. – М., 1990.

  5. Волович В.Г. С природой один на один. – М., 1989.

  6. Кудряшов Б.Г. Энциклопедия выживания. Один на один с природой. Краснодар: «Советская Кубань», 1996. – 384 с.


Задания

  1. Используя записи в тетради и дополнительные конспекты из предложенной литературы, подготовиться к решению практических задач на пересеченной местности.



Тема 10. Способы обеспечения жизнедеятельности и правила поведения при вынужденном автономном существовании.

План

  1. Сооружение временного укрытия.

  2. Способы добычи огня, разведения костра.

  3. Обеспечение водой.

  4. Поиск и приготовление пищи.

  5. Сигналы бедствия.


Литература

  1. Ужегов Г.Н. Секреты выживания в чрезвычайных ситуациях. – М.: Толк, 1996 – 144 с., ил.

  2. Штюрмер Ю.А.. Карманный справочник туриста-М., Профиздат -1982.

  3. Волович В.Г. Академия выживания. – М.: ТОЛК, 1996.

  4. Ласлов А.Т. и др. Способы автономного выживания человека в природе. – М., 2004., 2005.


Задания

  1. Используя записи в тетради и дополнительные конспекты из предложенной литературы, подготовиться к решению практических задач на пересеченной местности.




    1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

      1. Рекомендуемая литература:


Основная:

  1. Аксенов Ю.В. и др. Медицина катастроф: Учебное пособие. – М., 1996.

  2. Балабанов И.В. Узлы. – Москва, 1998. – 80 с.

  3. Баланко С.В. Школа выживания. М. – 1992, - 135 с.

  4. Бардин К.В. Азбука туризма. – М., 1981.

  5. Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. – М., 1983.

  6. Верба И.А., Голицын С.М., Куликов В.М. Туризм в школе: Книга руководителя путешествия. – М.:, 1983.

  7. Волович В.Г. Академия выживания. – М., 1996.

  8. Волович В.Г. Как выжить в экстремальной ситуации. – М., 1990.

  9. Волович В.Г. С природой один на один. – М., 1989.

  10. Ильичев А.А. Популярная энциклопедия выживания.: Изд. 2-е, испр., доп. и перераб. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000, - 488 с, ил.

  11. Ильичев Ю.А. Зимняя аварийная ситуация. – М. – 1991, 97 с.

  12. Кошельков С.А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и соревнований учащихся. – М., 1997.

  13. Кудряшов Б.Г. Энциклопедия выживания. Один на один с природой. Краснодар: «Советская Кубань», 1996. – 384 с.

  14. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. – М., 1997.

  15. Куприн А.М. Занимательно об ориентировании: Пособие для учащихся. – М.: Толк, 1996 – 144 с., ил.

  16. Латчук В.Н., Марков В.В., Маслов А.Г. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 кл.; Метод. пособие. – М.: Дрофа; Дик, 1999. – 128 с.

  17. Личевский Э.Э. Психологический климат туристской группы. – М., 1981.

  18. Лукьянов Е.А. Материалы к курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». – Спб., 1996. – 141 с.

  19. Малахов Г.П. Голодание. – Спб, 1996.

  20. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Латчук В.Н. Способы автономного выживания человека в природе: Учепбн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.

  21. Михайлов Л.А., Копылов Н.Д., Щеголев И.А. и др. Основы безопасности жизнедеятельности человека: Методическое пособие для учителя. Для 5-6 классов: 2-е изд./Михайлов Л.А. и др. – Спб.: «Специальная литература», 1998. – 176 с.

  22. Михайлов Л.А., Старостенко А.В. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика обучения: 5 – 6 классы: Пособие для учителя. Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 240 с.

  23. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений / А.Г. Маслов, В.В. Марков, В.Н. Латчук, М.И. Кузнецов и др. – 5-е изд., испр, - М.: Дрофа, 2003. – 192 с., ил.

  24. Палкевич Я. Выживание в городе. Выживание на море. – М., 1992.

  25. Рыжавский Г.Я. Биваки. – М.: ЦДЮТ, 1995. – 112 с.

  26. Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению и летнему отдыху детей и молодежи / Сост. Ю.С. Константинов. – М., 1999.

  27. Талаев В.И. Ориентирование на местности без карты // Военные знания. 1997. Сентябрь.

  28. Ужегов Г.Н. Секреты выживания в чрезвычайных ситуациях. – М.: Толк, 1996 – 144 с., ил.

  29. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. – М., 1992.

  30. Штюрмер Ю.А.. Карманный справочник туриста-М., Профиздат -1982.

  31. Интернет ресурс клуба туристов «Московская застава». http://hibaratxt.narod.ru


Дополнительная:

  1. Арнольди И.А. Акклиматизация человека на севере и юге. – М.: Медгиз, 1962.

  2. Бардин К.В. Азбука туризма.- М., Просвещение, 1981.

  3. Берман А.Е. Путешествия на лыжах. М., ФиС, 1968.

  4. Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. - М., ЦРИБ "Турист", 1983.

  5. Верба И.А., Голицин С.М., Куликов В.М. Туризм в школе: Книга руководителя путешествия. – ФиС, 1983.

  6. Волков Н.Н. Спортивные походы в горах. - М., ФиС, 1974.

  7. Временные правила подготовки и проведения соревнований учащихся Российской Федерации «Школа безопасности». – М.: ЦДЮТур Минобразования России, 1999,

  8. Кощеев А.К. Дикорастущие съедобные растения в нашем питании. – М.: Пищ. пром-ть, 1980.

  9. Линчевский Э.Э. Психологический климат туристской группы. - М., ФиС,1981.

  10. Маринов Б. Проблемы безопасности в горах. - М., ФиС, 1981.

  11. Обручев С.В. Справочник путешественника и краеведа. – М.: Географгиз, 1949.

  12. Остапец - Свешников А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. – М.: Педагогика, 1985.

  13. Огородников Б.И. С картой и компасом по ступеням ГТО. - М., ФиС, 1989.

  14. Основы медицинских знаний учащихся. Под ред. Гоголева М.И. - М., Просвещение, 1991.

  15. Поляков В.В. Безопасность человека в экстремальных условиях. - М.: Знание, 1992.

  16. Рыжавский Г.Я. Биваки. - М., ЦДЮТур МО РФ, 1995.

  17. Стрижев Ю.А. Туристу о природе. - М., Профиздат, 1986.

  18. Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению и летнему отдыху детей и молодёжи. /Сост. Ю.С. Константинов. – М.: ЦДЮТур Минобразования России, 1999.

  19. Туризм и спортивное ориентирование. Учебник для институтов и техникумов физической культуры. Сост. Ганопольский В.И. - М., ФиС, 1987.

  20. Туристско-краеведческие кружки в школе. Под ред. Титова В.В. - М., Просвещение, 1988.

  21. Турова А.Д. Лекарственные растения СССР и их применение. - М.: Медицина, 1974.

  22. Ужегов Г.Н. Секреты выживания в чрезвычайных ситуациях. – «АНС», 1999.

  23. Школа альпинизма. - М., ФиС, 1989.

  24. Шимановский В.Ф., Стуков Г.А. Разбор несчастных случаев в туризме: Методические рекомендации. - М.: ЦРИБ «Турист», 1983.

  25. Штюрмер Ю.А. Профилактика туристского травматизма. - М., ЦРИБ "Турист", 1992.

  26. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. - М., ФиС, 1983.

  27. Штюрмер Ю.А. Краткий справочник туриста. - М., Профиздат, 1985.

  28. Энциклопедия туриста. – М.: Научн. изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1993.




    1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Материально-техническое обеспечение дисциплины должно состоять из следующего снаряжения:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 7 Безопасный отдых и туризм Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050104 «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. В методы самоспасения...
Цапенко А. В., зам начальника отдела Главного управления мчс россии по Мурманской области
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 7 Безопасный отдых и туризм Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050104 «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд безопасность жизнедеятельности...
«Безопасность жизнедеятельности со специализацией Экологическая безопасность и охрана труда»
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 7 Безопасный отдых и туризм Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050104 «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11, Дпп. Дс. 7 Основы...
«Безопасность жизнедеятельности» со специализацией «Экологическая безопасность и охрана труда», 050104 «Безопасность жизнедеятельности...
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 7 Безопасный отдых и туризм Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050104 «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 7 Безопасный отдых и туризм Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050104 «Безопасность жизнедеятельности» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 7 Безопасный отдых и туризм Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050104 «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины медицина катастроф направление...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 7 Безопасный отдых и туризм Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050104 «Безопасность жизнедеятельности» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 7 Безопасный отдых и туризм Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050104 «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 7 Безопасный отдых и туризм Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050104 «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 05. 01. 04 «Безопасность жизнедеятельности»
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 7 Безопасный отдых и туризм Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050104 «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 7 Безопасный отдых и туризм Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050104 «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Общая химия основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 7 Безопасный отдых и туризм Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050104 «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Экономика физической...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 7 Безопасный отдых и туризм Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050104 «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 7 Безопасный отдых и туризм Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050104 «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Биологическая химия...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 7 Безопасный отдых и туризм Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050104 «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины (гсэ. Ф. 02 Физическая культура)...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по университетским специальностям
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 7 Безопасный отдых и туризм Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050104 «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 4, Сд. В микология основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск