ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ федеральное Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский государственный педагогический университет»
(МГПУ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ СД.Ф.7 Безопасный отдых и туризм
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050104 «Безопасность жизнедеятельности» Очная / Заочная форма обучения
Утверждено на заседании
кафедры БЖД и ОМЗ
ФК и БЖД ___факультета
(протокол № 8 от 29.02.2008 г.)
Зав. кафедрой
__________________
Раздел 1. Программа учебной дисциплины.
Автор программы: Рябков И.И., ассистент кафедры БЖД и ОМЗ
Рецензенты:
1) Цапенко А.В., зам. начальника отдела Главного управления МЧС России по Мурманской области;
2) Мещерова И.А., зав. кафедрой БЖД и ОМЗ, к.п.н., доцент (МГПУ)
Пояснительная записка:
Программа учебной дисциплины «Безопасный отдых и туризм» разработана в соответствии c требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и требованиями к обязательному минимуму и уровню подготовки выпускников по специальности 050104 «Безопасность жизнедеятельности».
Цель курса: дать будущим специалистам в области безопасности жизнедеятельности теоретические знания и сформировать практические умения и навыки по вопросам организации безопасного отдыха и туризма, обеспечения безопасности жизни человека в условиях автономного существования в природе и городе. Основные задачи:
раскрыть теоретические основы организации туристических походов;
ознакомить студентов с наиболее распространенными опасностями во время туристических походов;
изучить правила техники безопасности при проведении туристических походов;
обучить практическим навыкам организации туристических походов;
дать представление об ориентировании на местности;
овладеть способами ориентирования на местности с использованием различных средств;
раскрыть особенности акклиматизации человека к различным условиям на Земле;
изучить основные правила, нормы, закономерности и способы обеспечения безопасности жизни человека в условиях автономного выживания человека в природе;
обучить студентов практическим навыкам и умениям выживания в природной окружающей среде разных климатических зон;
дать представление об оказании первой медицинской помощи в условиях автономного существования в природных и городских условиях;
дать представление о психологии выживания в экстремальных ситуациях.
В результате изучения курса студенты должны знать:
наиболее распространенные опасности во время отдыха на природе и туристических походов;
правила организации и проведения выездов на природу и туристских походов;
правила техники безопасности при проведении туристских походов;
требования к личному и групповому туристическому снаряжению;
должностные обязанности в туристической группе;
правила организации питания в туристическом походе;
основные требования к месту организации привала;
особенности дальнего и международного туризма;
климатографические особенности различных зон Земли;
особенности выживания в различных климатографических зон Земли;
особенности взаимоотношений с местным населением;
различные способы ориентирования на местности;
приемы ориентирования на местности без карты и без компаса;
теоретические основы безопасности жизнедеятельности человека в условиях автономного существования в природной среде;
проблемы добровольной и вынужденной автономии в природных и городских условиях;
виды и характер воздействия неблагоприятных факторов в условиях автономного существования в природной среде;
способы обеспечения жизнедеятельности и правила поведения при вынужденном автономном существовании;
особенности оказания первой медицинской помощи в условиях автономного существования;
психологические особенности выживания в экстремальных ситуациях;
Студенты должны уметь:
осуществить подготовку и проведение туристского похода;
организовать туристский быт;
осуществлять ориентирование на местности с использованием табельных средств и приборов;
ориентироваться без карты и без компаса;
использовать приемы ориентирования по местным признакам;
использовать визуальные и слуховые маркеры ориентировки;
сооружать временное укрытие;
разводить костер различными способами;
обеспечивать себя водой в условиях автономного существования;
осуществлять поиск и приготовление пищи в условиях автономного существования;
подавать сигналы бедствия;
Итоговая форма контроля по курсу - зачет.
Извлечение из ГОС ВПО. Безопасный отдых и туризм.
Подготовка и проведение выездов на природу и туристических походов. Методика обучения правилам поведения на отдыхе и в туристическом походе. Наиболее распространенные опасности во время отдыха на природе и туристических походов. Правила поведения и меры по обеспечению безопасности. Дальний и международный туризм. Проблемы добровольной и вынужденной автономии в природных и городских условиях. Способы обеспечения жизнедеятельности и правила поведения при вынужденном автономном существовании. Действия при происшествиях за границей.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Шифр
и наименование специальности
| курс
| семестр
| Виды учебной работы в часах
| виды итогового контроля
| трудоемкость
| всего аудит.
| ЛК
| ПР/СМ
| ЛБ
| Сам.
работа
| 050104
Безопасность жизнедеятельности со специализацией экологическая
безопасность
и охрана труда
(дневная форма обучения)
| 2
| 4
| 140
| 70
| 30
| 40
| -
| 70
| зачет
| 050104
Безопасность жизнедеятельности со специализацией экологическая
безопасность
и охрана труда
(заочная форма обучения)
| 2
| 4
| 140
| 6
| 2
| 4
| -
| 134
| зачет
|
Содержание дисциплины
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах) дневная/заочная
№
п/п
| Наименование
раздела, темы
| Количество часов
| всего ауд.
| ЛК
| ПР
| Сам. Раб.
|
| Подготовка и проведение выездов на природу и туристических походов.
Методика обучения правилам поведения на отдыхе и в туристическом походе.
| 4/4
| 2/2
| 2/2
| 10/10
|
| Наиболее распространенные опасности во время отдыха на природе и туристических походов.
| 4
| 2
| 2
| -/12
|
| Правила поведения и меры по обеспечению безопасности.
| 4
| 2
| 2
| 10/12
|
| Первая медицинская помощь в условиях автономного существования.
| 4
| 2
| 2
| 10/15
|
| Психология выживания в экстремальных ситуациях.
| 4
| 2
| 2
| 10/10
|
| Дальний и международный туризм.
Действия при происшествиях за границей.
| 4/2
| 2
| 2/2
| 10/15
|
| Ориентирование на местности, в незнакомом городе.
| 12
| 4
| 8
| -/15
|
| Акклиматизация человека к различным природным условиям.
| 6
| 4
| 2
| 20/15
|
| Проблемы добровольной и вынужденной автономии в природных и городских условиях.
| 12
| 4
| 8
| -/15
|
| Способы обеспечения жизнедеятельности и правила поведения при вынужденном автономном существовании.
| 16
| 6
| 10
| -/15
|
| Итого:
| 70/6
| 30/2
| 40/4
| 70/134
|
1.6.2. Содержание разделов дисциплины Тема 1. Подготовка и проведение выездов на природу и туристических походов.
Методика обучения правилам поведения на отдыхе и в туристическом походе.
Подготовка к походу, путешествию и подведение его итогов. Личное и групповое туристское снаряжение; требования к туристскому снаряжению. Выбор места для привала и ночлега (бивака); основные требования к месту организации привала. Должности в группе постоянные и временные. Питание в туристском походе. Туристские должности в группе. Взаимоотношения в группе и с местным населением. Тема 2. Наиболее распространенные опасности во время отдыха на природе и туристических походов.
Система обеспечения безопасности в туризме. Объективные опасности: резкое изменение погоды, все технически сложные участки, гипоксия (горная болезнь), солнечные ожоги в горах и на снегу, ядовитые животные и насекомые, стихийные бедствия. Субъективные опасности: недисциплинированность членов группы, недостаточная физическая, техническая, морально-волевая подготовка участников похода, пренебрежение страховкой и ослабление внимания на простых участках маршрута, неумение оказать правильную первую доврачебную помощь, небрежное обращение с огнем и горячей пищей и др. Тема 3. Правила поведения и меры по обеспечению безопасности.
Меры безопасности при проведении слетов и соревнований. Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий. Тема 4. Первая медицинская помощь в условиях автономного существования.
Рекомендации по сохранению здоровья в условиях дикой природы. Первая медицинская помощь при укусах ядовитых хищников и насекомых. Термические поражения. Первая помощь при термических ожогах. Помощь при обморожении, замерзании, простудных заболеваниях. Профилактика теплового и солнечного ударов, ожогов, снежной слепоты. Ранения режущими и колющими орудиями, первая помощь при ранениях. Первая помощь при огнестрельном ранении. Профилактика отравления продуктами питания. Первая помощь при ушибах, растяжениях, вывихах, переломах, сотрясении мозга. Тема 5. Психология выживания в экстремальных ситуациях.
Клинические особенности психогений при экстремальных ситуациях. Психические нарушения при остро возникших жизнеопасных ситуациях. Паника. Предотвращение и ликвидация. Факторы возникновения массовой паники. Механизмы развития паники. Личностные факторы выживания человека в природе. Тема 6. Дальний и международный туризм.
Особенности дальнего и международного туризма. Опасные ситуации во время нахождения за границей или на незнакомой территории. Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях за границей. Тема 7. Ориентирование на местности.
Понятие ориентирование и географическая проекция. Виды табельных приборов и средств ориентирования. Приемы ориентирования при помощи табельных средств и приборов. Ориентирование без карты и компаса. Приемы ориентирования по местным признакам. Ориентирование в незнакомом городе. Использование визуальных и слуховых маркеров ориентировки. Тема 8. Акклиматизация человека к различным природным условиям.
Климатогеографические зоны Земли. Особенности выживания в джунглях. Особенности выживания в лесисто-болотистой местности. Особенности выживания в зимней аварийной ситуации. Особенности выживания в пустыне. Особенности выживания на море. Тема 9. Проблемы добровольной и вынужденной автономии в природных и городских условиях.
Факторы выживания. Основные правила поведения в экстремальной ситуации. О резервных возможностях человеческого организма. Резервные возможности человеческого организма в экстремальных условиях. Голодание и его переносимость. Тема 10. Способы обеспечения жизнедеятельности и правила поведения при вынужденном автономном существовании.
Ориентирование по местным предметам. Определение направления выхода. Выход к населенному пункту. Сооружение временного укрытия. Способы добычи огня, разведения костра. Обеспечение водой. Поиск и приготовление пищи. Сигналы бедствия. 1.6.3. Темы для самостоятельного изучения дневная/заочная форма обучения
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины. Тема.
| Форма
самостоятельной
работы
| Кол-во
часов
| Форма контроля выполнения
самостоятельной
работы
|
| Подготовка и проведение выездов на природу и туристических походов.
Выбор места для привала и ночлега (бивака); основные требования к месту организации привала. Должности в группе постоянные и временные. Питание в туристском походе. Туристские должности в группе. Взаимоотношения в группе и с местным населением.
| написание
конспекта
| 10/10
| проверка
конспектов/
написание реферата по предложенной тематике
|
| Наиболее распространенные опасности во время отдыха на природе и туристических походов.
Система обеспечения безопасности в туризме. Объективные опасности: резкое изменение погоды, все технически сложные участки, гипоксия (горная болезнь), солнечные ожоги в горах и на снегу, ядовитые животные и насекомые, стихийные бедствия. Субъективные опасности: недисциплинированность членов группы, недостаточная физическая, техническая, морально-волевая подготовка участников похода, пренебрежение страховкой и ослабление внимания на простых участках маршрута, неумение оказать правильную первую доврачебную помощь, небрежное обращение с огнем и горячей пищей и др.
| написание
конспекта
| -/12
| проверка
конспектов/
написание реферата по предложенной тематике
|
| Правила поведения и меры по обеспечению безопасности.
Субъективные опасности: недисциплинированность членов группы, недостаточная физическая, техническая, морально-волевая подготовка участников похода, пренебрежение страховкой и ослабление внимания на простых участках маршрута, неумение оказать правильную первую доврачебную помощь, небрежное обращение с огнем и горячей пищей и др.
Система обеспечения безопасности в туризме. Объективные опасности: резкое изменение погоды, все технически сложные участки, гипоксия (горная болезнь), солнечные ожоги в горах и на снегу, ядовитые животные и насекомые, стихийные бедствия.
| написание
конспекта
| 10/12
| проверка
конспектов/
написание реферата по предложенной тематике
|
| Первая медицинская помощь в условиях автономного существования.
Помощь при обморожении, замерзании, простудных заболеваниях. Профилактика теплового и солнечного ударов, ожогов, снежной слепоты. Ранения режущими и колющими орудиями, первая помощь при ранениях. Первая помощь при огнестрельном ранении. Профилактика отравления продуктами питания. Первая помощь при ушибах, растяжениях, вывихах, переломах, сотрясении мозга.
| написание
конспекта
| 10/15
| проверка
конспектов/
написание реферата по предложенной тематике
|
| Психология выживания в экстремальных ситуациях.
Клинические особенности психогений при экстремальных ситуациях. Психические нарушения при остро возникших жизнеопасных ситуациях. Паника. Предотвращение и ликвидация. Факторы возникновения массовой паники. Механизмы развития паники. Личностные факторы выживания человека в природе.
| написание
конспекта
| 10/10
| проверка
конспектов/
написание реферата по предложенной тематике
|
| Дальний и международный туризм.
Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях за границей.
Особенности дальнего и международного туризма. Опасные ситуации во время нахождения за границей или на незнакомой территории.
| написание
конспекта
| 10/15
| проверка
конспектов/
написание реферата по предложенной тематике
|
| Ориентирование на местности, в незнакомом городе.
Понятие ориентирование и географическая проекция. Виды табельных приборов и средств ориентирования. Приемы ориентирования при помощи табельных средств и приборов. Ориентирование без карты и компаса. Приемы ориентирования по местным признакам. Ориентирование в незнакомом городе. Использование визуальных и слуховых маркеров ориентировки.
| написание
конспекта
| -/15
| проверка
конспектов/
написание реферата по предложенной тематике
|
| Акклиматизация человека к различным природным условиям.
Особенности выживания в зимней аварийной ситуации. Особенности выживания в пустыне. Особенности выживания на море.
| написание
конспекта
| 20/15
| проверка
конспектов/
написание реферата по предложенной тематике
|
| Проблемы добровольной и вынужденной автономии в природных и городских условиях.
Факторы выживания. Основные правила поведения в экстремальной ситуации. О резервных возможностях человеческого организма. Резервные возможности человеческого организма в экстремальных условиях. Голодание и его переносимость.
| написание
конспекта
| -/15
| проверка
конспектов/
написание реферата по предложенной тематике
|
| Способы обеспечения жизнедеятельности и правила поведения при вынужденном автономном существовании.
Ориентирование по местным предметам. Определение направления выхода. Выход к населенному пункту. Сооружение временного укрытия. Способы добычи огня, разведения костра. Обеспечение водой. Поиск и приготовление пищи. Сигналы бедствия.
| написание
конспекта
| -/15
| проверка
конспектов/
написание реферата по предложенной тематике
|
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу. Тема 1. Подготовка и проведение выездов на природу и туристических походов. Методика обучения правилам поведения на отдыхе и в туристическом походе.
План
Подготовка к походу, путешествию и подведение его итогов.
Должности в группе постоянные и временные.
Личное и групповое туристское снаряжение.
Выбор места для привала и ночлега (бивака).
Питание в туристском походе.
Взаимоотношения в группе и с местным населением.
Литература
Баланко С.В. Школа выживания. М. – 1992, - 135 с.
Бардин К.В. Азбука туризма. – М., 1981.
Личевский Э.Э. Психологический климат туристской группы. – М., 1981.
Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. – М., 1992.
Штюрмер Ю.А.. Карманный справочник туриста-М., Профиздат -1982.
Интернет ресурс клуба туристов «Московская застава». http://hibaratxt.narod.ru
Задания
Опираясь на предложенную литературу, составить перечень личного снаряжения для походов в различных климатических зонах Земли.
Опираясь на предложенную литературу и записи в тетрадях, подготовиться к 2-х дневному походу.
Изучить предложенную литературу и подготовиться к проведению ролевой игры.
Тема 2. Наиболее распространенные опасности во время отдыха на природе и туристических походов. План
Система обеспечения безопасности в туризме.
Объективные опасности.
Субъективные опасности.
Меры по исключению субъективных и преодолению объективных опасностей.
Литература
Бардин К.В. Азбука туризма. – М., Просвещение, 1981.
Биржаков М.Б. Безопасность в туризме. – М., 2005.
Верба И.А., Голицин С.М., Куликов В.М. Туризм в школе: Книга руководителя путешествия. – М., ФиС, 1983.
Линчевский Э.Э. Психологический климат туристской группы. – М., ФиС,1981.
Лукьянов П.И. Зимние спортивные походы. – М., 1988.
Маринов Б. Проблемы безопасности в горах. – М., ФиС, 1981.
Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению и летнему отдыху детей и молодёжи. /Сост. Ю.С. Константинов. – М.: ЦДЮТур Минобразования России, 1999.
Уилсон Н. Руководство по ориентированию на местности: выбор маршрута и планирование путешествия. – М., 2004
Штюрмер Ю.А. Профилактика туристского травматизма. – М., ЦРИБ "Турист", 1992.
Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. – М., ФиС, 1983.
Задания
Опираясь на предложенную литературу, сделать выписки в тетрадь о субъективных опасностях.
Подготовиться к сюжетной игре «Субъективные опасности в походе».
Тема 3. Правила поведения и меры по обеспечению безопасности. План
Меры безопасности при проведении слетов и соревнований.
Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий.
Литература
Лукоянов П.И. Безопасность в лыжных походах и чрезвычайные ситуации зимних условий. – М.: ЦДЮТур Минобразования России, 1998.
Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. - М., ЦРИБ "Турист", 1983.
Верба И.А., Голицин С.М., Куликов В.М. Туризм в школе: Книга руководителя путешествия. – ФиС, 1983.
Временные правила подготовки и проведения соревнований учащихся Российской Федерации «Школа безопасности». – М.: ЦДЮТур Минобразования России, 1999.
Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению и летнему отдыху детей и молодёжи. /Сост. Ю.С. Константинов. – М.: ЦДЮТур Минобразования России, 1999.
Задания
Опираясь на предложенную литературу, выписать в тетрадь меры по обеспечению безопасности туристических походов.
Подготовиться к 2-х дневному походу.
Тема 4. Первая медицинская помощь в условиях автономного существования.
Рекомендации по сохранению здоровья в условиях дикой природы.
Первая медицинская помощь при укусах ядовитых хищников и насекомых.
Первая помощь при термических ожогах.
Помощь при обморожении, замерзании, простудных заболеваниях.
Профилактика теплового и солнечного ударов, ожогов, снежной слепоты.
Ранения режущими и колющими орудиями, первая помощь при ранениях.
Первая помощь при ушибах, растяжениях, вывихах, переломах, сотрясении мозга.
Литература
Аксенов Ю.В. и др. Медицина катастроф: Учебное пособие. – М., 1996.
Биржаков М.Б. Безопасность в туризме. – М., 2005.
Волович В.Г. Академия выживания. – М.: ТОЛК, 1996
Основы медицинских знаний учащихся. Под ред. Гоголева М.И. - М., Просвещение, 1991.
Поляков В.В. Безопасность человека в экстремальных условиях. - М.: Знание, 1992.
Шимановский В.Ф., Стуков Г.А. Разбор несчастных случаев в туризме: Методические рекомендации. - М.: ЦРИБ «Турист», 1983.
Задания
Опираясь на предложенную литературу, выписать в тетрадь способы и особенности оказания первой помощи при термических ожогах, обморожении, замерзании, простудных заболеваниях, ранениях режущими и колющими орудиями, ушибах, растяжениях, вывихах, переломах, сотрясении мозга.
Опираясь на предложенную литературу, выписать в тетрадь способы профилактики теплового и солнечного ударов, ожогов, снежной слепоты.
Подготовиться к решению практических задний во время 2-х дневного похода.
Тема 5. Психология выживания в экстремальных ситуациях.
Клинические особенности психогений при экстремальных ситуациях.
Психические нарушения при остро возникших жизнеопасных ситуациях.
Паника. Факторы возникновения массовой паники.
Механизмы развития паники.
Предотвращение и ликвидация.
Личностные факторы выживания человека в природе.
Литература
Волович В.Г. С природой один на один. – М., 1989.
Личевский Э.Э. Психологический климат туристской группы. – М., 1981.
Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. – М., 1992.
Задания
Опираясь на предложенную литературу, выписать в тетрадь факторы возникновения паники, механизмы развития паники, способы предотвращения и ликвидации паники.
Подготовиться к решению практических задач.
Тема 6. Дальний и международный туризм. План
Особенности дальнего и международного туризма.
Опасные ситуации во время нахождения за границей или на незнакомой территории.
Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях за границей.
Литература
Арнольди И.А. Акклиматизация человека на севере и юге. – М.: Медгиз, 1962
Талаев В.И. Ориентирование на местности без карты // Военные знания. 1997. Сентябрь.
Уилсон Н. Руководство по ориентированию на местности: выбор маршрута и планирование путешествия. – М., 2004
Задания
Опираясь на предложенную, литературу дополнить конспект.
Подготовиться к решению практических задач.
Тема 7. Ориентирование на местности, в незнакомом городе. Действия при происшествиях за границей. План
Понятие ориентирование и географическая проекция.
Виды табельных приборов и средств ориентирования.
Приемы ориентирования при помощи табельных средств и приборов.
Ориентирование по местным предметам.
Определение направления выхода.
Выход к населенному пункту.
Ориентирование без карты и компаса.
Приемы ориентирования по местным признакам.
Использование визуальных и слуховых маркеров ориентировки.
Литература
Алешин В.М., Серебреников А.В. Туристская топография. - М., Профиздат, 1985.
Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. – М., 1983.
Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. – М., 1997.
Куприн А.М. Занимательно об ориентировании: Пособие для учащихся. – М.: Толк, 1996 – 144 с., ил.
Задания
Используя записи в тетради и дополнительные конспекты из предложенной литературы, подготовиться к решению практических задач на пересеченной местности.
Тема 8. Акклиматизация человека к различным природным условиям. План
Климатогеографические зоны Земли.
Особенности выживания в джунглях.
Особенности выживания в лесисто-болотистой местности.
Особенности выживания в зимней аварийной ситуации.
Особенности выживания в пустыне.
Особенности выживания на море.
Литература
Стрижев Ю.А. Туристу о природе. - М., Профиздат, 1986.
Арнольди И.А. Акклиматизация человека на севере и юге. – М.: Медгиз, 1962.
Григорьев В.Н. Водный туризм. - М., Профиздат, 1990.
Ильичев Ю.А. Зимняя аварийная ситуация. – М. – 1991, 97 с.
Палкевич Я. Выживание в городе. Выживание на море. – М., 1992.
Задания
Опираясь на предложенную литературу, выписать в тетрадь особенности выживания в зимней аварийной ситуации, в пустыне, на море.
Подготовиться к тесту.
Тема 9. Проблемы добровольной и вынужденной автономии в природных и городских условиях. План
Факторы выживания.
Основные правила поведения в экстремальной ситуации.
О резервных возможностях человеческого организма.
Резервные возможности человеческого организма в экстремальных условиях.
Голодание и его переносимость.
Литература
Палкевич Я. Выживание в городе. Выживание на море. – М., 1992.
Баланко С.В. Школа выживания. М. – 1992, - 135 с.
Волович В.Г. Академия выживания. – М., 1996.
Волович В.Г. Как выжить в экстремальной ситуации. – М., 1990.
Волович В.Г. С природой один на один. – М., 1989.
Кудряшов Б.Г. Энциклопедия выживания. Один на один с природой. Краснодар: «Советская Кубань», 1996. – 384 с.
Задания
Используя записи в тетради и дополнительные конспекты из предложенной литературы, подготовиться к решению практических задач на пересеченной местности.
Тема 10. Способы обеспечения жизнедеятельности и правила поведения при вынужденном автономном существовании.
План
Сооружение временного укрытия.
Способы добычи огня, разведения костра.
Обеспечение водой.
Поиск и приготовление пищи.
Сигналы бедствия.
Литература
Ужегов Г.Н. Секреты выживания в чрезвычайных ситуациях. – М.: Толк, 1996 – 144 с., ил.
Штюрмер Ю.А.. Карманный справочник туриста-М., Профиздат -1982.
Волович В.Г. Академия выживания. – М.: ТОЛК, 1996.
Ласлов А.Т. и др. Способы автономного выживания человека в природе. – М., 2004., 2005.
Задания
Используя записи в тетради и дополнительные конспекты из предложенной литературы, подготовиться к решению практических задач на пересеченной местности.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Рекомендуемая литература:
Основная:
Аксенов Ю.В. и др. Медицина катастроф: Учебное пособие. – М., 1996.
Балабанов И.В. Узлы. – Москва, 1998. – 80 с.
Баланко С.В. Школа выживания. М. – 1992, - 135 с.
Бардин К.В. Азбука туризма. – М., 1981.
Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. – М., 1983.
Верба И.А., Голицын С.М., Куликов В.М. Туризм в школе: Книга руководителя путешествия. – М.:, 1983.
Волович В.Г. Академия выживания. – М., 1996.
Волович В.Г. Как выжить в экстремальной ситуации. – М., 1990.
Волович В.Г. С природой один на один. – М., 1989.
Ильичев А.А. Популярная энциклопедия выживания.: Изд. 2-е, испр., доп. и перераб. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000, - 488 с, ил.
Ильичев Ю.А. Зимняя аварийная ситуация. – М. – 1991, 97 с.
Кошельков С.А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и соревнований учащихся. – М., 1997.
Кудряшов Б.Г. Энциклопедия выживания. Один на один с природой. Краснодар: «Советская Кубань», 1996. – 384 с.
Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. – М., 1997.
Куприн А.М. Занимательно об ориентировании: Пособие для учащихся. – М.: Толк, 1996 – 144 с., ил.
Латчук В.Н., Марков В.В., Маслов А.Г. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 кл.; Метод. пособие. – М.: Дрофа; Дик, 1999. – 128 с.
Личевский Э.Э. Психологический климат туристской группы. – М., 1981.
Лукьянов Е.А. Материалы к курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». – Спб., 1996. – 141 с.
Малахов Г.П. Голодание. – Спб, 1996.
Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Латчук В.Н. Способы автономного выживания человека в природе: Учепбн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.
Михайлов Л.А., Копылов Н.Д., Щеголев И.А. и др. Основы безопасности жизнедеятельности человека: Методическое пособие для учителя. Для 5-6 классов: 2-е изд./Михайлов Л.А. и др. – Спб.: «Специальная литература», 1998. – 176 с.
Михайлов Л.А., Старостенко А.В. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика обучения: 5 – 6 классы: Пособие для учителя. Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 240 с.
Основы безопасности жизнедеятельности. 6 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений / А.Г. Маслов, В.В. Марков, В.Н. Латчук, М.И. Кузнецов и др. – 5-е изд., испр, - М.: Дрофа, 2003. – 192 с., ил.
Палкевич Я. Выживание в городе. Выживание на море. – М., 1992.
Рыжавский Г.Я. Биваки. – М.: ЦДЮТ, 1995. – 112 с.
Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению и летнему отдыху детей и молодежи / Сост. Ю.С. Константинов. – М., 1999.
Талаев В.И. Ориентирование на местности без карты // Военные знания. 1997. Сентябрь.
Ужегов Г.Н. Секреты выживания в чрезвычайных ситуациях. – М.: Толк, 1996 – 144 с., ил.
Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. – М., 1992.
Штюрмер Ю.А.. Карманный справочник туриста-М., Профиздат -1982.
Интернет ресурс клуба туристов «Московская застава». http://hibaratxt.narod.ru
Дополнительная:
Арнольди И.А. Акклиматизация человека на севере и юге. – М.: Медгиз, 1962.
Бардин К.В. Азбука туризма.- М., Просвещение, 1981.
Берман А.Е. Путешествия на лыжах. М., ФиС, 1968.
Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. - М., ЦРИБ "Турист", 1983.
Верба И.А., Голицин С.М., Куликов В.М. Туризм в школе: Книга руководителя путешествия. – ФиС, 1983.
Волков Н.Н. Спортивные походы в горах. - М., ФиС, 1974.
Временные правила подготовки и проведения соревнований учащихся Российской Федерации «Школа безопасности». – М.: ЦДЮТур Минобразования России, 1999,
Кощеев А.К. Дикорастущие съедобные растения в нашем питании. – М.: Пищ. пром-ть, 1980.
Линчевский Э.Э. Психологический климат туристской группы. - М., ФиС,1981.
Маринов Б. Проблемы безопасности в горах. - М., ФиС, 1981.
Обручев С.В. Справочник путешественника и краеведа. – М.: Географгиз, 1949.
Остапец - Свешников А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. – М.: Педагогика, 1985.
Огородников Б.И. С картой и компасом по ступеням ГТО. - М., ФиС, 1989.
Основы медицинских знаний учащихся. Под ред. Гоголева М.И. - М., Просвещение, 1991.
Поляков В.В. Безопасность человека в экстремальных условиях. - М.: Знание, 1992.
Рыжавский Г.Я. Биваки. - М., ЦДЮТур МО РФ, 1995.
Стрижев Ю.А. Туристу о природе. - М., Профиздат, 1986.
Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению и летнему отдыху детей и молодёжи. /Сост. Ю.С. Константинов. – М.: ЦДЮТур Минобразования России, 1999.
Туризм и спортивное ориентирование. Учебник для институтов и техникумов физической культуры. Сост. Ганопольский В.И. - М., ФиС, 1987.
Туристско-краеведческие кружки в школе. Под ред. Титова В.В. - М., Просвещение, 1988.
Турова А.Д. Лекарственные растения СССР и их применение. - М.: Медицина, 1974.
Ужегов Г.Н. Секреты выживания в чрезвычайных ситуациях. – «АНС», 1999.
Школа альпинизма. - М., ФиС, 1989.
Шимановский В.Ф., Стуков Г.А. Разбор несчастных случаев в туризме: Методические рекомендации. - М.: ЦРИБ «Турист», 1983.
Штюрмер Ю.А. Профилактика туристского травматизма. - М., ЦРИБ "Турист", 1992.
Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. - М., ФиС, 1983.
Штюрмер Ю.А. Краткий справочник туриста. - М., Профиздат, 1985.
Энциклопедия туриста. – М.: Научн. изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1993.
Материально-техническое обеспечение дисциплины
Материально-техническое обеспечение дисциплины должно состоять из следующего снаряжения:
|