Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение





Скачать 53.81 Kb.
НазваниеМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Дата публикации20.05.2015
Размер53.81 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Высокогорская средняя общеобразовательная школа №7»

Урок литературы в 11 классе

Тема: Талант любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет»

Учитель: Киселёва С.Н.

2013год

Цель урока:

Развивающая:

- развитие навыка комплексного анализа текста;

- развитие чувства художественного слова;

-развитие внимания к деталям художественного текста;

Воспитательная:

- воспитание чувств;

- способность понимания того, что истинная любовь возвышает личность;

Образовательная:

- актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме.

Оборудование урока: запись Второй сонаты Бетховена.

Методические приёмы: комментированное чтение, аналитическая беседа.

Ход урока

I.Слово учителя

На доске проблемный вопрос : Что для человека важнее жизнь или любовь?

Рассказ «Гранатовый браслет», написанный Куприным в 1910 году, посвящён из главных тем его творчества – любви. В эпиграфе стояла первая нотная строка из Второй сонаты Бетховена. Вспомним высказывание Назанского, героя «Поединка», о том, что любовь – это талант сродни музыкальному. ( Возможно прослушивание отрывка) в основе произведения лежит реальный факт-история любви скромного чиновника к светской даме, матери писателя Л.Любимова.

II. Аналитическая беседа

1.Учитель читает следующий отрывок:

« В период между и вторым своим замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называя себя и подчёркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся в любви к ней. Письма эти долго сохранялись в моей семье, и я в юности читал их. Анонимный влюблённый, как потом выяснилось – Жёлтый (в рассказе Желтков), писал, что он служит на телеграфе

(у Куприна князь Шеин в шутку решает, что так писать может только какой-нибудь телеграфист), в одном письме он сообщал, что под видом полотёра проник в квартиру моей матери, и описывал обстановку ( у Куприна Шеин опять-таки в шутку рассказывает, как Желтков, переодевшись трубочистом и вымазавшись сажей, проникает в будуар княгини Веры). Тон посланий был то искренний, то ворчливый. Он то сердился на мою мать, то благодарил её, хоть она никак не реагировала на его изъяснения…

Вначале эти письма всех забавляли, но потом (они приходили, чуть ли не каждый день в течение двух-трёх лет) моя мать даже перестала их читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание влюблённого телеграфиста.

И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя и отец, тогда бывший женихом моей матери, отправились к Жёлтому. Всё это происходило не в черноморском городе, как у Куприна, а в Петербурге. Но Жёлтый, как и Желтков, жил действительно на шестом этаже « заплёванная лестница, - пишет Куприн, - пахла мышами, кошками, керосином и стиркой»- всё это соответствует слышанному мною от отца. Жёлтый ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Как и купринский Шеин, отец больше молчал во время объяснения, глядя «с недоумением и жадным, серьёзным любопытством в лицо этого странного человека». Отец рассказал мне, что он почувствовал в Жёлтом какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти. Дядя же, опять –таки как купринский Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким. Жёлтый принял браслет и угрюмо обещал не писать больше моей матери. Этим всё и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно». Л.Любимов ,1963

2.Беседа

  • Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им в семье высокопоставленного чиновника Любимова?

  • Какие социальные преграды (и только ли они одни) отодвигают любовь героя в сферу недоступной мечты?

  • Можно ли сказать, что в «Гранатовом браслете» выразилась мечта самого Куприна об идеальном, неземном чувстве?

  • Как рисует Куприн главную героиню рассказа, княгиню Веру Николаевну Шеину?

Составление кластера (кластер это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия)


Вера Николаевна


(недоступная, весёлая, гордая, неприступная, спокойная, любезная, холодная, нежная, ласковая)

Выбрать подходящие слова из текста, заполнить кластер и обосновать свой ответ.

(Внешняя недоступность, неприступность героини заявлена в начале рассказа ее титулом и положением в обществе – она жена предводителя дворянства. Но Куприн показывает героиню на фоне ясных, солнечных, тёплых дней, в тишине и уединении, которым радуется Вера, напоминая, может быть, о любви к уединению и красоте природы Татьяны Лариной. Мы видим, что внешне царственно спокойная, со всеми» холодна и свысока любезная» с «холодным и гордым лицом» княгиня старается незаметно помогать мужу» сводить концы с концам», соблюдая приличия, всё-таки экономить, так как «жить приходилось выше средств».

  • Какой приём использует автор для того, чтобы ярче выделить появление в рассказе Желткова?

(Куприн «собирает» всех действующих лиц рассказа, за исключением Желткова, на именины княгини Веры. Княгиня получает не просто дорогие, но с любовью выбранные подарки: « прекрасные серьги из грушевидных жемчужин» от мужа, «маленькую записную книжку в удивительном переплёте…любовное дело рук искусного и терпеливого художника» от сестры. Небольшое общество приятных друг другу людей весело празднует именины, но Вера вдруг отмечает, что гостей тринадцать, и это настораживает её: «она была суеверна»).

  • Как развивается тема любви в рассказе?

  • Как вы считаете, присутствует ли в рассказе «женская любовь»?

(муж Веры, князь Василий Львович, человек весёлый и остроумный, вышучивает ещё незнакомого ему Желткова, показывает гостям юмористический альбом с «историей любви» телеграфиста к княгине. Однако окончание этой смешной истории оказывается почти пророческим: «Наконец умирает, но перед смертью завещает передать Вере две телеграфные пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами»)

  • Генерал Аносов рассказывает свою историю любви, запомнившейся ему навсегда – короткой и простой, которая в пересказе кажется просто пошлым приключением армейского офицера. Для чего автор вводит в текст своего произведения этот персонаж? Что он говорит о любви?

(Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться,»- прав ли Аносов? Это не только мнение мудрого героя Куприна, а это авторская идеализация безнадёжно платонического чувства. Именно такими чувствами наделяет Куприн «маленького человека», бедного чиновника, гнущего спину за канцелярским столом,-Г.С.Желткова.)

  • Как изображается автором Желтков и его любовь?

  • Как вы считаете, есть ли что-то т «таинственное» в облике главного героя рассказа?

(Куприн развивает традиционную для русской литературы тему «маленького человека».)

Составление кластера) (кластер это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия


Желтков


(тихий, незаметный, благородный, решительный, важный, талантливый, обидчивый, мужественный, жалкий, великодушный) Выбрать подходящие слова из текста, заполнить кластер и обосновать свой ответ.

  • Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль в создании этого настроения играет музыка? (прослушать музыку Вторую сонату Бетховена)

( Умирает Желтков, но пробуждается к жизни княгиня Вера, ей открылось нечто недоступное ранее, та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет»)

  • Возвращаемся к проблемному вопросу: Что для человека важнее жизнь или любовь?

III.Заключение.

Вывод: Вопрос о любви очень сложен, настоящая любовь, не просто увлечение, не просто влюблённость, - награда или наказание. Наверное, каждый этот вопрос будет решать по своему. А что важнее любовь или жизнь? Простой вопрос, который, как мне кажется должен решать сам. Хотя я считаю, что жизнь больше любви. А «Гранатовый браслет» пусть останется прекрасной историей, которая очищает человеческую душу.

V. Домашнее задание:

Написать сочинение : Тема любви в рассказе Куприна «Гранатовый браслет»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательное учреждение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №3 г. Томск,...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное казенное учреждение «Управление образования администрации Борисовского района» Муниципальное бюджетное общеобразовательное...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение iconМуниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение iconВсероссийский Конкурс «Школьный кабинет»
Образовательное учреждение: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение iconУтверждена
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение iconУтверждена
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение iconМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение Бакчарского...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение icon1 Согласовано Утверждено
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение iconСогласовано
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение камышинская средняя общеобразовательная школа
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение iconСогласовано
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение камышинская средняя общеобразовательная школа
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение iconI исполнение критерия деятельности
Таймырское муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Дудинская гимназия»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение icon«Азбука гармонии»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Новогромово
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение iconСоставитель М. Н. Бородин. 6-е изд
Муниципальное Казенное Общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с. Псемен»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение iconКузнецов С. Л. Делопроизводство на компьютере
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение октябрьская средняя общеобразовательная школа
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение iconРабочая программа педагога
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение октябрьская средняя общеобразовательная школа
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение icon9. Модель ученического самоуправления
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Каменностепная средняя общеобразовательная школа


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск