Программы элективных курсов источниковедение истории России (для учащихся 10 класса) Автор-составитель: С. А. Зинина





НазваниеПрограммы элективных курсов источниковедение истории России (для учащихся 10 класса) Автор-составитель: С. А. Зинина
страница1/10
Дата публикации23.05.2015
Размер1.23 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В МОУ СОШ № 43




ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ




Источниковедение истории России


(для учащихся 10 класса)
Автор-составитель: С.А. Зинина,

учитель истории и обществознания
Предлагаемая программа элективного курса «Источниковедение истории России» рассчитана на использование в 10 классе в объеме 34 часов в системе с курсом «История России», который она дополняет и расширяет. В совокупности они призваны составить предметный блок, выводящий изучение истории, да и всего гуманитарного профиля, на качественно новый, более высокий уровень.

Курс источниковедения ориентирован на развивающую и сопроводительную роль. С его помощью реализуются задачи формирования в первую очередь умений учащихся самостоятельно добывать знания, работая с историческим источником. На первый план ставятся проблемы работы с текстом как первоисточником знания. В контексте общих представлений об историческом процессе ученик получает возможность совершить обратный путь - от частного к общему, от детали к целому. Он всецело погружается в исследовательскую среду, осваивая операции классификатора, интерпретатора, аналитика, адаптатора. Методика изучения текста, его включения в контекст имеющегося знания, выявления степени достоверности – это как раз те навыки, которые чрезвычайно трудно выработать на традиционных уроках истории. Программа, таким образом, носит как рецептурный характер, так и выступает в роли лоцманской карты, позволяющей осваивать практические пути познания.

Разворачиваясь параллельно тематике базового курса "История России", настоящий курс прочно привязан к существующему образовательному стандарту. Более того, необходимый стандарт качества образования подкрепляется также научностью поиска, отбора и систематизации информации, постоянной критической проверкой умозаключений, вырастающих из обработанной информации, а также используемой методологии.

Принципиальная новизна для учащихся курса "Источниковедение истории России" коренится не в понятийном аппарате, что делает его более привлекательным для изучения, а в самом характере материала. Представляя собой заготовку к знаниям, практический материал в виде источника приобретает характер новизны, необработанностью своей содержательной части, а также индивидуальностью формы. Поиск обобщенного знания путем синтеза конкретной информации, пульс живой, хотя и ставшей прошлым, жизни, заключенной в источнике, творческое начало самого характера учебной деятельности - все это создает напряжение мотивирующего потенциала программы.

Отметим еще одну важную черту, определяющую новизну программы: в значительной степени меняется роль учителя в учебном процессе - ему не надо больше быть ни преимущественно рассказчиком, ни контролирующим и оценивающим лицом, поскольку ученик получает такой же доступ к информации и в таком же качестве, что и преподаватель. Учитель в целом ряде случаев как бы теряет монополию на информацию и "на истину". Вместе с тем радикально возрастает необходимость в учителе как носителе концептуального, методического знания, организаторе и режиссере учебного процесса.

Исходя из вышеизложенного, существенно меняется соотношение теоретических и практических форм получения знаний. Система практикумов призвана ввести учащегося в лабораторию историка-исследователя. Включаясь в процесс исследования исторического источника, молодой человек выходит на уровень самостоятельных открытий, сделанных на основе усвоенных приемов и алгоритмов исследовательской деятельности.

Цели курса:

  • сформировать  у учащихся целостное представление об историческом знании и навыки работы с историческими источниками;

  • вооружить учащихся методикой самостоятельного и творческого овладения конкретными уровнями исторического материала.

Задачи курса:

  • освоение источниковедческих форм и приемов работы с источником;

  • обучение учащихся применению анализа источника к изучению базового материала по истории;

  • реализация творческого потенциала личности учащихся в рамках активных форм обучения;

  • обучение учащихся системному подходу в восприятии любой гуманитарной учебной дисциплины;

  • обучение учащихся использованию основных исторических источников;

  • ориентация учащегося на выбор исторической науки как направления продолжения образования, формы будущей профессиональной деятельности.

Учащийся должен знать:

  • основные виды классификации исторических источников;

  • основные даты, события и проблемы отечественной истории;

  • основные подходы к изучению исторических источников, приемы и методы их анализа;

  • основные требования к работе с текстом как историческим источником;

  • основные трудности восприятия исторического источника;

  • специфические формы источников и особенности их написания.

Учащийся должен уметь:

  • сделать оценку внешней формы, объема и содержательной массы исторического источника;

  • провести его идентификацию по времени, типу классификации;

  • определить уровень достоверности и полноты информации;

  • сделать анализ содержания источника;

  • привязать источник к определенным историческим событиям и явлениям, определить, как и чем он их дополняет;

  • сопоставить различные виды исторических источников, сделать выводы;

  • рассмотреть источник в контексте базовых знаний;

  • грамотно прокомментировать результаты своего исследования;

  • правильно оформлять библиографические описания источников в списке литературы и источников;

  • воспроизвести информацию о предмете обсуждения или изучения.

Учащийся должен иметь навыки:

  • комплексного подхода к оценке исторических явлений, да и самого исторического источника;

  • самостоятельной постановки локальной исследовательской проблемы;

  • работы с основными, наиболее распространенными видами исторических источников;

  • пользования алгоритмами научно-исследовательской и аналитической деятельности;

  • сравнительного анализа исторических источников;

  • составления и оформления реферата по тематике курса;

  • поиска информации в информационном пространстве;

  • реализации учебного проекта.

Для получения зачета необходимо выполнить следующие обязательные виды работы: реферат по проблеме курса (на выбор учащегося); итоговая (зачетная) работа по сравнительному анализу исторических источников; проектную работу в форме электронной хрестоматии по источниковедению России (по одному из периодов, на выбор учащегося).
Учебно-тематическое планирование


Наименование тем курса

Всего

часов

В том числе

Формы контроля

Лекция

Практикум

Семи-

нар

Введение

2

1

1

-

Задания на определение подлинности источника (форма, содержание, авторство)

Источниковедение как наука

1

1

-

-

Основные этапы работы с историческим источником

1

0,5

0,5

-

Источниковедение Древней и Московской Руси

8

1

6

1

Реферат. Выступления на семинаре. Анализ исторического источника (по выбору учащегося)

Предки восточных славян в трудах античных авторов, византийских и западноевропейских и восточных источниках

1

-

1

-

Летописи и летописание. Методы исследования летописей.

3

1

2

-

Законодательные акты (X-XV века)

1

-

1

-

Актовые материалы

1

-

1

-

Литературные и публицистические памятники (X-XV века)

2

-

1

1

Источниковедение России

XV-XVII веков

7

2

4

1

Источниковедческий анализ документа. Выступления на семинаре.

Развитие летописной традиции: взлет и падение летописания.

1

0,5

-

0,5

Законодательные акты XVI-XVII веков

2

0,5

1,5

-

Актовые материалы XVI-XVII веков

1

-

1

-

Делопроизводственные материалы (XVI-XVII века)

1

0,5

0,5

-

Литературные и публицистические памятники (XVI-XVII века)

2

0,5

1

0,5

Источниковедение России XVIII - первой половины XIX века

14

4

7,5

2,5

Реферат. Источниковедческий анализ документа. Сравнительный анализ документа.

Законодательные акты. Делопроизводство.

4

1

3

-

Политические сочинения и публицистика

4

1

2

1

Периодическая печать

2

1

0,5

0,5

Мемуары, дневники, частная переписка

4

1

2

1

Заключение

2

-

-

2

Защита рефератов. Сравнительный анализ исторических источников. Защита проектов.

Резерв

1













Итого

34

8

18,5

6,5




 

Содержание программы
Введение (2 ч.)

Источниковедение как наука

Источниковедение как специальная историческая дисциплина. Источниковедение истории России: ожидания и особенности. Исторический источник - основа исторического знания. Откуда берутся и как находят исторические источники.

Исторический источник как предмет изучения. Сущность исторического источника. Информация - содержание исторического источника. Классификация исторических источников: по форме, по типу, по виду. Принципы объективизма и историзма при оценке источников. Источник - объект исследовательской деятельности.

Основные этапы работы с историческим источником.

Источниковедческий анализ и его этапы: определение внешних особенностей памятника, установление его подлинности, прочтение текста источника; установление времени, места, авторства, поиск обстоятельств и мотивов происхождения текста; истолкование текста, определение его достоверности, полноты, научной значимости. Историческая критика источника. Интерпретация (истолкование) источника.
Источниковедение Древней и Московской Руси (8 ч.)

Предки восточных славян в трудах античных авторов,

византийских, западноевропейских и восточных источниках.

Упоминание расселения венедов и восточных славян в "Естественной истории" Плиния Старшего. "Роксоланы, сарматы, венеды ..." - у Птолемея Клавдия и Тацита.

Славяне выходят на историческую арену. О народоправстве у славян в трудах Прокопия Кесарийского. Единство антов и склавинов. Константин Багрянородный о полюдье. "История" Льва Диакона: записки очевидца о Святославе. "Хроники" Иордана: войны готов со славянами.

"Бертинские анналы". Сведения о Руси эпохи Владимира Святославича.

Географические труды арабских авторов о расселении славян. Описание руссов в «Хазарии» Ибн-Фадлана. Описание похода руссов 913-914 годов на Каспий у ал-Масуди. Упоминание о племени  "волыняне" (дулебы).

Летописи и летописание. Методы исследования летописей

Летописи и летописцы. Летописание как часть культурно-исторического процесса. Датировка летописей. Летописный извод. Достоверность летописных сведений. Летописи и художественное творчество.

Общегосударственное летописание. "Повесть временных лет". Областное летописание. Личность летописца.

История создания "Повести временных лет". Три редакции "Повести...". Нестор - первый русский писатель и летописец ("Чтения о Борисе и Глебе", "Житие Феодосия Печерского"). Сильвестр - придворный летописец Мономашичей. "Киевские" и  "новгородские"  пристрастия  "Повести...".

Начальный свод. "Откуда есть пошла русская земля" - исходная проблема летописи. Легенда о призвании варягов. Проблема названия "Русь". Фольклорные элементы  "Повести..." - легенды о Кие, Щеке, Хориве и сестре их Лыбеди; о вещем Олеге, о богатыре-Кожемяке и т.д.

Патриархальность идеи княжеской власти. Завоевание Киева Олегом. Княжения и князья - основа определения этапов становления Руси. Нравственность и патриотизм - основы оценки княжеской доблести. Христианство как эталон жизненных и политических ценностей. 

Договоры, правовые акты в контексте летописи. "Поучение" Владимира Мономаха. Роль вставных новелл в контексте летописных записей (о Борисе и Глебе, об ослеплении князя Василько). Идея единства Руси - сквозная линия "Повести временных лет".

Законодательные акты (X-XV вв.)

Правовые акты: публично-правовые и частно-правовые. "Русская Правда" и ее состав. Авторство "Русской Правды". Понятия древнерусского права: вира, реза, купа, ряд и др. "Устав" Владимира Мономаха. Судные и уставные грамоты.

Актовые материалы

Классификация актов: международные договоры, церковные и гражданские акты, хозяйственные договоры. Договоры. Уставы. Жалованные грамоты. Грамоты полюбовные, деловые, оброчные.

Литературные и публицистические памятники (X-XV вв.)

Своеобразие жанра древнерусской литературы: слово, сказание, послание, поучение, моление, житие. "Слово о законе и благодати" Илариона - первый литературно-философский трактат. От "Слова о полку Игореве" до "Слова о Мамаевом побоище" - эволюция историко-патриотической линии в древнерусской литературе.

Источниковедческое богатство "Слова (моления) Даниила Заточника". Публицистический пафос "Поучения Владимира Мономаха". Жития святых. "Киево-Печерский патерик". "Повесть о белом клобуке"
Источниковедение России XV-XVII веков (5 ч.)

Развитие летописной традиции:

взлет и падение летописания

Своеобразие московского летописания: государственничество и политизированность. Утрата объективности и обеднение содержания. Отражение в летописях политической и идеологической борьбы. От "Московского летописца" к общерусскому летописанию.

"Никоновская летопись". Лицевой свод XVI века. Феномен редактирования: кто редактор - Иван Грозный или Иван Висковатый? Пристрастные летописи Смутного времени.

Законодательные акты XVI-XVII веков

Законодательные своды: Судебник 1497 года и Судебник 1550 года. Сложность состава Судебников. Оправдание ожидания при изучении Судебников. Соборное Уложение 1649 года. Содержание глав, возникновение юридического языка. Крепостное право по версии Соборного Уложения.

Обогащение форм и содержания локальных законодательных актов.

Актовые материалы XVI-XVII веков

Усложнение состава и назначения актовых материалов. Отражение в актах наката крепостнических отношений. Грамоты: порядные, ссудные, данные, служилой кабалы. Складные и поручные записи. Духовные грамоты.

Ханские ярлыки и кормления.

Делопроизводственные материалы (XVI-XVII вв.)

Делопроизводство. Столбцы. Царские указы. Приговоры. Приказы. Разрядные книги. Писцовое делопроизводство. Судебные дела. "Расспросные" и "пыточные речи".

Литературные и публицистические памятники (XVI-XVII вв.)

Возрастание исторической ценности и содержательной наполненности памятников литературы и публицистики. Отступление от старых канонов и создание канонов новых. "Сказание о князьях Владимирских". Запальчивая субъективность источников.

"Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским". Стилистическая изощренность и идеологическая запальчивость. "Домострой" Сильвестра - перенос политических страстей в бытовую среду. Иван Пересветов или Иван Грозный?

Разноголосица Смутного времени: "Сказание Авраамия Палицына", "Иное сказание!". "Сочинение о России в царствование Алексея Михайловича" Г. Катошихина - взгляд на Россию первого русского политического эмигранта.

"Житие протопопа Аввакума" - гениальный памятник предстоящей великой русской литературы.
Источниковедение России XVIII - первой половины XIX века

(14 ч.)

Законодательные акты. Делопроизводство.

Система государственных и местных учреждений Российской империи в XVIII – первой половине ХIХ вв. Переход законодательства от приказной бюрократии к канцелярской. Основные разновидности делопроизводственных материалов. Замена столбцового делопроизводства протокольным. Особенности оформления документов. Тщательная фиксация деталей. Законодательное оформление абсолютизма и крепостного права. Сложность классификации законодательных актов: манифесты, указы, регламенты, наставления, инструкции, наказы. Путаница нормативных и применительных актов.

"Табель о рангах" 1722 года. Печатание актов и их сопровождение. "Генеральный регламент" 1720 года. "Жалованные грамоты..." "Манифест о вольности дворянства" 1762 года.

Комплексный метод изучения делопроизводственных материалов. Приёмы поиска, источниковедческого анализа и использования массовой документации.

Политические сочинения и публицистика

Увеличение роли и места политических сочинений и публицистики как исторических источников. Информационное богатство и идейное разнообразие политической и публицистической литературы. Особенности политических сочинений и публицистики. Методические приёмы их анализа. "Книга о скудности и богатстве" И.Т. Посошкова как образец политической публицистики. Основные идеи и содержание сочинений Ф. Прокоповича, М.В. Ломоносова, В.И. Татищева

Дискуссия о роли абсолютизма в России. "Наказ Екатерины II" - образец риторики просвещенного абсолютизма. "О повреждении нравов в России" князя М.М. Мещерякова - критика абсолютизма умным консерватором.

Либеральная критичность публицистики Н.Н. Новикова. "Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева - радикальный антикрепостнический памфлет.

Идеи Н.М. Карамзина, М.М. Сперанского, П.Я. Чаадаева и славянофилов. Документы декабристских организаций.

Периодическая печать

Возникновение и общественно - политические условия развития российской периодики и ее место в системе источников. "Ведомости" 1702 года - первенец российской печати. Типы изданий и принципы классификации периодических изданий. Внутренняя структура и основные жанры газет и журналов. Методика источниковедческой критики периодики. Два подхода к работе с периодикой: 1) всестороннее изучение органа печати как целостного источника (как темы); 2) поиск и изучение в данном органе отдельных текстов - источников по теме, которая сама по себе не является темой этого органа.

Газета, журнал. "Санкт-Петербургские ведомости" 1728-1917 годов - тип официального издания. "Труды вольного экономического общества" - образец общественного частного издания. "Уединенный пошехонец" (1786 год, Ярославль) - первый провинциальный журнал.

Цензура. Значение архивных фондов цензурных учреждений, редакций и издательств.

Основные идейные направления периодической печати. Журналы и газеты первой половины XIX вв.

Мемуары, дневники, частная переписка

Личностный, субъективный характер мемуаристики и эпистолярии как типа исторических источников. Бытовизм мемуаров, дневников, переписки. Роль авторской оценки. Личность автора как критерий доверия к его информации. Феномен утверждения: "Врет как очевидец".

"Записки Андрея Болотова" - уникальный по пространству и достоверности источник государственной, провинциальной и частной жизни России XVIII века. "Мемуары Екатерины Великой" и "Записки" кн. Екатерины  Дашковой - два взгляда на одни и те же события.

Расцвет эпистолярного жанра. "Дневник А.В. Храповицкого" - взгляд на эпоху Екатерины II изнутри. Дневники частных лиц.

1812 год в воспоминаниях: дневник Д,Давыдова, «Очерки Бородинского сражения» Ф.Н.Глинки, «Записки о 1812 годе» С.Н.Глинки.

Россия первой половины XIX в. глазами иностранцев. 1812 год по воспоминаниям современников – иностранцев. «Николаевская Россия» Астольфа де Кюстина.
Литература для учащихся

  1. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 г. М.: Просвещение, 1987.

  2. Хрестоматия по истории России. Т. 1. С древнейших времен до XVII в. / Сост. И.В.Бабич и др. М.: МИРОС, 1994.

  3. Хрестоматия по истории России. Т. 2. XVII - начало XVIII в. / Сост. И.В.Бабич и др. М.: МИРОС, 1995.

  4. Болотов А.Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова описанные самим им для своих потомков. М., 1986.

  5. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. М.: Аспект-Пресс, 1998 г.

  6. Екатерина II в воспоминаниях современников (оценках историков). М.: Терра, 1998.

  7. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное и другие его сочинения. М., 1960.

  8. Записки очевидца. М.: Современник, 1990.

  9. Изборник. М.: Художественная литература, 1969.

  10. Карамзин Н.М. О древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях. М., 1982.

  11. Кусков В.В. Литература и культура Древней Руси. М.: Высшая школа, 1994.

  12. Кусков В.В. История древнерусской литературы. М.: Высшая школа, 1989.

  13. Митрополит Илларион. Слово о законе и благодати // Альманах библиофила. Вып. 26. М., 1989. С.154-227.

  14. Памятники литературы Древней Руси. М.: Художественная литература, любые выпуски.

  15. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Л., 1979.

  16. Повести о Куликовской битве. М., 1959.

  17. Повесть временных лет. М.; Л., 1950. Ч.1-2.

  18. Рассказы русских летописей XII-XIV веков. М., 2000.

  19. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву; Вольность: Ода. СПб., 1992.

  20. Россия при царевне Софье и Петре I. М.: Современник, 1990 г.

  21. Россия первой половины XIX века глазами иностранцев / Сост. Ю.А.Лимонов. Л.: Лениздат, 1991

  22. Россия XVIII века глазами иностранцев. Л., 1989.

  23. Рыбаков Б.А. Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи. М.: Наука, 1963 г.

  24. Симеон Полоцкий. Избранные сочинения. М.; Л., 1953.

  25. Сказание Авраамия Палицына. М.; Л., 1955.

  26. Смута в Московском государстве. М.: Современник, 1989 г.

  27. Сочинения Ивана Пересветова. М.; Л., 1956.

  28. Сперанский М.М. Проекты и записки. М.; Л., 1961.

  29. 1812 год в русской поэзии и воспоминаниях современников. М.: Правда, 1987.

  30. Художественная проза Киевской Руси XI-XIII веков. М.: Художественная литература, 1957.


Литература для учителя

  1. Горский А.А. «Слово о полку Игореве» и «Задонщина»: источниковедческие и историко-культурные проблемы. М., 1992.

  2. Данилевский И.Н., Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учебное пособие. М., 2004.

  3. Древнерусские письменные источники Х-XIII вв. М., 1991.

  4. Зимин А.А. И.С. Пересветов и его современники: Очерки по истории русской общественной мысли середины XVI в. М., 1958.

  5. Идейно-философское наследие Илариона Киевского. М., 1986. Ч. 1-2.

  6. Исследования по источниковедению истории России до 1917 г.: Сб. ст. М., 1998.

  7. Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины. М.. 1990.

  8. Каштанов С.М. Из истории русского средневекового источника: Акты Х-XVI вв. М., 1996.

  9. Ключевский В.О. Источниковедение: Источники русской истории // Соч.: В 9 т. М., 1989. Т. VII. С. 5-83.

  10. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины: Учебник / Под. ред. Г.А. Леонтьевой. М., 2003.

  11. Румянцев В.Я. Задания и вопросы по истории России с древности по XVIII в. М.: АРКТИ, 2002.

  12. Специальные исторические дисциплины: Учебное пособие. СПб., 2003.

  13. Тартаковский А.Г. Русская мемуаристика XVIII – первой половины XIX в.: От рукописи к книге. М., 1991.

  14. Тартаковский А.Г. Русская мемуаристика и историческое сознание XIX века. М., 1997.

  15. Чеботарева Н.И. Работа с историческим документом // Сборник программ элективных курсов / сост. Н.И.Чеботарева. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2007



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программы элективных курсов источниковедение истории России (для учащихся 10 класса) Автор-составитель: С. А. Зинина iconРабочая программа элективного курса по истории России «История России в лицах»
Элективный курс “История России в лицах” предназначен для учащихся 7 класса, изучающих историю на базовом уровне. Программа составлена...
Программы элективных курсов источниковедение истории России (для учащихся 10 класса) Автор-составитель: С. А. Зинина iconО безотметочном оценивании элективных курсов в гбоу сош №687
Минобразования России от 13. 11. 03г. №14-51-277/13-03 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего...
Программы элективных курсов источниковедение истории России (для учащихся 10 класса) Автор-составитель: С. А. Зинина iconРабочая программа по предмету история России для 11 класса Составитель:...
Рабочая программа курса истории России разработана на основе Федеральной примерной программы по истории России. М., 2004 и авторской...
Программы элективных курсов источниковедение истории России (для учащихся 10 класса) Автор-составитель: С. А. Зинина iconЭлективный курс по истории России «История России в лицах» Россия...
Программа составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к программам элективных курсов. Объем курса 17 часов
Программы элективных курсов источниковедение истории России (для учащихся 10 класса) Автор-составитель: С. А. Зинина iconПояснительная записка Данный элективный курс составлен на основе...
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и является предметно-ориентированным. Данный курс относится к типу элективных...
Программы элективных курсов источниковедение истории России (для учащихся 10 класса) Автор-составитель: С. А. Зинина iconРабочая учебная программа по Истории России для учащихся 9 класса Автор: Ю. Н. Калинин
Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории...
Программы элективных курсов источниковедение истории России (для учащихся 10 класса) Автор-составитель: С. А. Зинина iconРабочая программа по истории для 11 класса составлена на основе примерной...
Основные содержательные линии учебной рабочей программы в 11 классе реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей...
Программы элективных курсов источниковедение истории России (для учащихся 10 класса) Автор-составитель: С. А. Зинина iconРабочая программа по истории для 9 класса составлена на основе Примерной...
Основные содержательные линии учебной рабочей программы в 9 классе реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Новейшая...
Программы элективных курсов источниковедение истории России (для учащихся 10 класса) Автор-составитель: С. А. Зинина iconРабочая программа по обществознанию для учащихся 8-9 класса на 2011-2013...
Автор программы: Бабушкина Светлана Юрьевна, учитель истории и обществознания первой квалификационной категории
Программы элективных курсов источниковедение истории России (для учащихся 10 класса) Автор-составитель: С. А. Зинина iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящая программа для 9 класса создана на основе программы Потемкиной Т. В. (Потемкина Т. В. Учись писать грамотно (трудные случаи)....
Программы элективных курсов источниковедение истории России (для учащихся 10 класса) Автор-составитель: С. А. Зинина iconО ведении элективных курсов 2013 год Общие положения
Настоящее положение регулирует образовательную деятельность в системе предпрофильной подготовки и определяет порядок получения дополнительного...
Программы элективных курсов источниковедение истории России (для учащихся 10 класса) Автор-составитель: С. А. Зинина iconРабочая программа элективного предмета «Человек и его здоровье»
Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса «Человек и его здоровье», составленного группой авторов Л. В....
Программы элективных курсов источниковедение истории России (для учащихся 10 класса) Автор-составитель: С. А. Зинина iconРабочая программа по курсу история 10 класса составлена на основе...
Программа предназначена для школьников второго концентра обучения. Она призвана актуализировать и углубить знания, раннее полученные...
Программы элективных курсов источниковедение истории России (для учащихся 10 класса) Автор-составитель: С. А. Зинина iconПрограмма элективного курса «Удивительный мир геологии» предназначена...
Место в образовательном процессе: согласно существующей типологии элективных курсов данный курс принадлежит к группе предметно-ориентированных...
Программы элективных курсов источниковедение истории России (для учащихся 10 класса) Автор-составитель: С. А. Зинина iconПояснительная записка история 9 класс рабочая программа по истории...
Примерной программе основного общего образования по истории, курсы «Истории России» и «Всеобщей истории» реализуются в Рабочей программе...
Программы элективных курсов источниковедение истории России (для учащихся 10 класса) Автор-составитель: С. А. Зинина iconРабочая программа учебного плана по новой истории и истории России...
Данное тематическое планирование курса «История» состоит из 2 частей: «Новая история,1800 – 1917 гг.» и «История России 1800 – 1917...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск