Элективный курс по истории России
«История России в лицах»
Россия в VIII- XVIвв
для учащихся 10-11 классов (17 часов)
Учителя истории и обществознания
Дробязко Т.Н.
МОУ «Новокиевской» СОШ
2010-2011 уч.год П ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс “История России в лицах” (Россия в VIII- XVIвв)
предназначен для учащихся 10–11-х классов, изучающих историю на базовом уровне. Программа составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к программам элективных курсов. Объем курса 17 часов
Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о жизни и деятельности важнейших деятелей российской истории, кто оказал влияние на ход истории, чьи имена остались в памяти человечества. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей.
Актуальность определяется важностью изучения персоналий для понимания изучаемой эпохи, а также имеет практическое значение – подготовку к успешной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Цели курса:
осмысление роли великих деятелей в судьбе России;
осознание роли личности в истории;
ознакомление учащихся с различными точками зрения по поводу деятельности отдельных личностей в различный период истории нашего государства;
развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи;
совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию в отношении к событиям и личностям прошлого, вести дискуссию, что позволит учащимся подготовиться к сдаче ЕГЭ.
Задачи курса:
расширить и углубить знания учащихся об исторических личностях;
через призму деятельности великих исторических личностей рассмотреть их влияние на исторические процессы в истории Российского государства;
развивать умения составлять характеристику исторической личности;
определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям, давать оценку;
воспитывать устойчивый интерес к изучению истории Отечества;
воспитывать патриотические чувства.
Тематика и характер курса предопределяют следующие особенности его изучения:
проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов, проблемный, эвристический характер их рассмотрения);
создание открытых, проблемных, познавательных ситуаций;
большая часть времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся;
в ходе изучения курса актуализируется ранее изученный материал.
Данная программа рассчитана на час в неделю, всего 15 часов. Программа ориентирована на занятия в виде лекций и практикумов, а также заложено использование таких видов контроля, как тестирование, написание и защита рефератов, написание эссе. Курс может завершаться защитой проектных работ по одной или нескольким темам, проект может быть как индивидуальным, так и групповым.
Предполагаемые результаты:
Полученные знания помогут учащимся глубже понять изучаемые эпохи, вооружат историческими знаниями, дадут представления о деятельности и роли исторических личностей в истории России и будут стимулировать учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории. Поможет успешной сдачи экзамена за курс средней школы.
Содержание и структура программы потребуется реализация следующих компетентностей:
- умение работать с источниками.
- включение самостоятельной работы
- творческое преобразование информации в ходе выполнения проекта
- формирование коммуникативной, социальной и рефлексивной компетенции
- отработка жизненно важных умений и навыков.
В процессе освоения программы учащиеся должны:
- знать: основные факты, явления, процессы, понятия, персоналии, связанные с проблематикой курса.
- уметь: находить, систематизировать и анализировать информацию; выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок; определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам; владеть словом и логикой, представлять результаты индивидуальной и историко-познавательной групповой деятельности в форме конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации. Литература для учащихся
1. Сахаров А.Н. Буганов В.И. История России с древнейших времён до конца ΧVΙΙ века. М.: Просвещение, 2008.
2. Буганов В.И. Зырянов А.Н. История России конец ΧVΙΙ - ΧΙΧ век. М.: Просвещение, 2008.
Рекомендуемая литература:
1. Манько А.В. История России в лицах. Женщины на русском престоле. М.: Школьная пресса, 2002.
2. Морозова Л.Е. История России в лицах. Первая половина XVII века. М., Школа-Пресс, 2000.
3. Перхавко В.П. История России в лицах. IX – начало XVII века. М.: Школа-Пресс, 2000.
4.Энциклопедический справочник школьника. История России. М.: ОЛМА ПРЕСС, 2007.
Учебно-тематическое планирование курса
№п/п
| Наименование
раздела
программы
| Тема урока
| Кол-во
часов
| Элементы
содержания
| Требования к уровню подготовки
| Тип урока
| Вид контроля
| Домашнее
задание
| Дата проведения
| План
| Факт
| 1
| Раздел 1. “Земля русская”
| Призвание варягов. Рюрик
| 1
| Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик. Норманнская теория, её роль в русской истории.
| Развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи;
| Комбиниров
| Итоги практической работы
| Сообщение
|
|
| 2
|
Раздел 1. “Земля русская
| Первые князья. Олег. Игорь.
| 1
| Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX – середине X в. Объединением вещим Олегом племен вдоль пути “из варяг в греки”. Значение общего похода на Царьград. Древняя Русь и её соседи при Игоре Старом.
| Развивать умения составлять характеристику исторической личности
| Комбиниров
| Оценка сообщений
| Сообщение
|
|
| 3
| Раздел 1. “Земля русская
| Княгиня Ольга. Святослав
|
| Игорь и Ольга. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Крещение Ольги. Князь – воин. Святослав – “Александр Македонский Восточной Европы”. Поход на Дунай. Война с Византией. Гибель Святослава.
| Через призму деятельности великих исторических личностей рассмотреть их влияние на исторические процессы в истории Российского государства;
| Комбиниров
| Оценка сообщений
| Презентация
|
|
| 4
| Раздел 1. “Земля русская
| Владимир Святой
| 1
| Легенды, былины, история. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко. Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Причины провала языческой реформы. Крещение Руси как русский и европейский феномен. Оборона Руси от печенегов. Междоусобица на Руси после смерти Владимира Святославича
| Представлять результаты индивидуальной и историко-познавательной групповой деятельности в форме конспекта, реферата,
| Комбиниров
| Оценка сообщений
| Эссе
|
|
| 5
| Раздел 1. “Земля русская
| Борис и Глеб – первые святые на Руси
| 1
| Борис и Глеб – князья мученики.
| Умение работать с дополнительными
источниками
| Комбиниров
| Итоги практической работы
| сообщение
|
|
| 6
| Раздел 1. “Земля русская
| Ярослав Мудрый
| 1
| Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление международного положения Руси. Просвещение. “Русская правда” – княжий закон. Что охранялось законом. Политическое наследие. Причины усобиц.
| Находить, систематизировать и анализировать информацию; выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок;
| Комбинир
| Практическая работа
| Тест
|
|
|
7
|
Раздел 1. “Земля русская
|
Владимир Мономах
|
1
|
Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Личность Мономаха, его образование, литературный дар, хозяйственные заботы и быт. Организация обороны южных рубежей. Княжеские съезды. Расширение династических связей в пределах Европы.
|
Проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов, проблемный, эвристический характер их рассмотрения);
|
Комбинир
|
Оценка сообщений
|
Сообщение
|
|
| 8
9
| Раздел 1. “Земля русская
Раздел 1. “Земля русская
| Князья периода феодальной раздробленности.
Александр Невский
| 1
1
| Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств. Владимиро-Суздальская Русь. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский и зарождение русского самовластия. Перенос столицы во Владимир, замок в Боголюбове. Всеволод Большое Гнездо. Галицко-Волынские земли. Владимир Галицкий в “Слове о полку Игореве” и в жизни. Даниил Галицкий. Господин Великий Новгород. Система “выкармливания” князя – особенность Новгородской государственности.
Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей.
| Определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям, давать оценку;
Находить, систематизировать и анализировать информацию; выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок;
| Комбинир
Комбинир
| Оценивание выступлений по критериям
Оценивание выступлений по критериям
| Сообщение
Реферат
|
|
| 10
| Раздел 2. «Московская Русь»
| Иван Калита
| 1
| Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало Московской династии. Даниил Московский. Личность Ивана Калиты. Борьба за великокняжеский ярлык. Переезд в Москву митрополита. Способы расширения владений.
| Большая часть времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся;
| Лекция
| Проверка конспекта в формеплана
| Конспект
|
|
| 11
| Раздел 2. «Московская Русь»
| Дмитрий Донской
| 1
| Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Тёмном.
| Умение работать с дополнительными
источниками
| Беседа
| Оценивание выступлений по критериям
| Презентация
|
|
| 12
| Раздел 2. «Московская Русь»
| Сергий Радонежский
| 1
| Сергий Радонежский. Его роль и значение для русской истории.
| Развивать умения составлять характеристику исторической личности
| Комбинир
| Оценивание выступлений по критериям
| Сообщение
|
|
| 13
| Раздел 2. «Московская Русь»
| Иван III
| 1
| Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог- супруга Московского великого князя. “Москва – Третий Рим”. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.
| Находить, систематизировать и анализировать информацию; выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок;
| Беседа
| Оценка
сообщений
| Эссе
|
|
| 14
| Раздел 2. «Московская Русь»
| Иван Грозный
| 1
| Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие Казани. Установление дипломатических отношений с Англией. Судебник 1550 г.: сословия и власть. Стоглав и “Домострой”. Опричнина как средство утверждения самодержавной деспотии. Культура и быт.
| Проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов, проблемный, эвристический характер их рассмотрения);
| Комбинир
| Тест
| Сообщение
|
|
| 15-16
17
| Раздел 2. «Московская Русь»
| Великие живописцы
Итоговое повторение
| 2
1
| Иконопись и фрески. Андрей Рублев. “Троица”. Феофан Грек. Дионисий.
| Умение работать с дополнительными
источниками
| Комбинир
| Оценка
Сообщений
| Презентация
тест
|
|
|
Учебно-тематическое планирование курса
№п/п
| Наименование
раздела
программы
| Тема урока
| Кол-во
часов
| Элементы
содержания
| Требования к уровню подготовки
| Тип урока
| Вид контроля
| Домашнее
задание
| Дата проведения
| План
| Факт
| 1
| Раздел 1. Россия в XVII веке
| Борис Годунов
| 1
| Борис Годунов – опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества. Развитие барщины и закрепощение крестьян.
| Развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи;
| Дискуссия
| Оценка сообщений
| Сообщение
|
|
| 2
| Раздел 1. Россия в XVII веке
| Кузьма Минин, князь Дмитрий Пожарский.
| 1
| Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий Пожарский. Формирование народных ополчений. Изгнание интервентов. Влияние Смутного времени на духовную жизнь общества.
| Развивать умения составлять характеристику исторической личности
| Лекция
| Тест
| Характеристика
|
|
| 3
| Раздел 1. Россия в XVII веке
| Алексей Михайлович
| 1
| Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший). Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства.
| Через призму деятельности великих исторических личностей рассмотреть их влияние на исторические процессы в истории Российского государства;
| Бесседа
| Оценка
сообщен
| Эссе
|
|
| 4
| Раздел 1. Россия в XVII веке
| Степан Разин
| 1
| XVII век – “бунташное время”. Народные восстания. Личность Степана Разина. Каспийский поход. Поражение разинщины.
| Представлять результаты индивидуальной и историко-познавательной групповой деятельности в форме конспекта, реферата,
| Комбинир
| Оценка
сообщен
| Сообщение
|
|
| 5
| Раздел 1. Россия в XVII веке
| Патриарх Никон, протопоп Аввакум
| 1
| Рост нетерпимости и инакомыслия. “Священство выше царства”. “Друзья-враги”: патриарх Никон, протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Староверы
| Умение работать с дополнительными
источниками
| Комбинир
| Оценка
сообщений
| Реферат
|
|
| 6
| Раздел 1. Россия в XVII веке
| Симеон Полоцкий, Симон Ушаков, Феофан Прокопович
| 1
| .Начало разделения культуры “верхов” и “низов”. “Обмирщение” культуры. Общественная мысль. Симеон Полоцкий. Живопись (парсуна). Симон Ушаков.
| Находить, систематизировать и анализировать информацию; выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок;
| Комбинир
| Оценка
сообщений
| Тест
|
|
| 7
| Раздел 2 Россия в XVIII веке
| Петр I
| 1
| Петр и царевна Софья. Воспитание Петра. Первые самостоятельные шаги Петра. Путешествие за границу. Реформы Петра Первого. Победы на театре войны. Итоги экономического развития. Дело царевича Алексея. Публицистика.
| Определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям, давать оценку;
| Комбинир
| Итоги практической работы
| Презентация
|
|
| 8
| Раздел 2 Россия в XVIII веке
| Птенцы гнезда Петрова
| 1
| Борис Петрович Шереметов. Петр Андреевич Толстой. Алексей Васильевич Макаров. Александр Данилович Меншиков.
| Находить, систематизировать и анализировать информацию; выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок;
| Лекция
| Оценка
сообщений
| Сообщение
|
|
| 9
| Раздел 2 Россия в XVIII веке
| Женщины на престоле
| 1
| Екатерина I. Анна Иоанновна. Фавориты и политики. Борьба придворных группировок. Роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов.
| Большая часть времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся;
| комбинир
| Оценка
сообщений
| Сообщения учащихся
|
|
| 10
| Раздел 2 Россия в XVIII веке
| Елизавета Петровна
| 1
| Елизавета – дочь Петра Великого. Граф Шувалов. Открытие Московского университета.
| Умение работать с дополнительными
источниками
| комбинир
| тест
| Эссе
|
|
| 11
| Раздел 2 Россия в XVIII веке
| Екатерина Великая
| 1
| Екатерина II и её окружение. “Просвещенный абсолютизм”. Усиление крепостничества. Золотой век российского дворянства.
| Развивать умения составлять характеристику исторической личности
| Комбинир
| Практическ
работа
| Сообщение
|
|
| 12
| Раздел 2 Россия в XVIII веке
| Емельян Пугачев
| 1
| Крестьянская война. Пугачев Е.И. и его сподвижники. Самозванцы до и после Пугачева Е.И..
| Находить, систематизировать и анализировать информацию; выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок;
| Лекция
| Практическ
работа
| Хронографич
таблица
|
|
| 13
| Раздел 2 Россия в XVIII веке
| Павел Ι
| 1
| Павел Ι и его время. Сподвижники: «Гатчинские птенцы». Аракчеев А.А. «Романтический император». «Бедный, бедный Павел…». Заговор 11 марта.
| Проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов, проблемный, эвристический характер их рассмотрения);
| Беседа
| Оценка сообщений
| Сообщение
|
|
| 14
15-16
17
| Раздел 2 Россия в XVIII веке Раздел 2 Россия в XVIII веке
Раздел 2 Россия в XVIII веке
| Великие полководцы и флотоводцы
Эпоха Просвещения в России
Итоговое повторение
| 1
2
1
| Победы на суше и на море. Русское военное искусство. Румянцев П.А. и Суворов А.В.. Спиридов Г.А. и Ушаков Ф.Ф..
Расцвет русской культуры. Русское “Просвещение”. Магницкий Л.Ф., Ломоносов М.В., Новиков Н.И., Фонвизин Д.И . Проявление оппозиционной мысли. Великие живописцы и зодчие. Левицкий Д.Г., Боровиковский В.Л. и др.. Русский театр. Волков Ф.Г..
| Умение работать с дополнительными
Источниками
Находить, систематизировать и анализировать информацию; выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок;
| Комбинир
Комбинир
зачет
| Оценка сообщений
Оценка результатов проекта
Итоги теста
| Реферат
Проектная деятельность
|
|
| |