Скачать 164.33 Kb.
|
Рабочая программа учителя муниципального общеобразовательного учреждения «Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В.Р. Платонова Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан» Кузнецовой Оксаны Александровны второй квалификационной категории по элективному курсу в 10 классе «История России в лицах» Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 1 от «22» августа 2011 г. 2011-2012 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Элективный курс “История России в лицах” предназначен для учащихся 10 класса, изучающих историю на базовом уровне. Программа составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к программам элективных курсов. Объем курса 35 часов Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о жизни и деятельности важнейших деятелей российской истории, кто оказал влияние на ход истории, чьи имена остались в памяти человечества. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей. Актуальность определяется важностью изучения персоналий для понимания изучаемой эпохи, а также имеет практическое значение – подготовку к успешной итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Цели курса:
Задачи курса:
Тематика и характер курса предопределяют следующие особенности его изучения:
Данная программа рассчитана на час в неделю, всего 35 часов. Программа ориентирована на занятия в виде лекций и практикумов, а также заложено использование таких видов контроля, как тестирование, написание и защита рефератов, написание эссе. Курс может завершаться защитой проектных работ по одной или нескольким темам, проект может быть как индивидуальным, так и групповым. Предполагаемые результаты: Полученные знания помогут учащимся глубже понять изучаемые эпохи, вооружат историческими знаниями, дадут представления о деятельности и роли исторических личностей в истории России и будут стимулировать учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории. Поможет успешной сдачи экзамена за курс средней школы. Содержание и структура программы потребуется реализация следующих компетентностей: - умение работать с источниками. - включение самостоятельной работы - творческое преобразование информации в ходе выполнения проекта - формирование коммуникативной, социальной и рефлексивной компетенции - отработка жизненно важных умений и навыков. В процессе освоения программы учащиеся должны: - знать: основные факты, явления, процессы, понятия, персоналии, связанные с проблематикой курса. - уметь: находить, систематизировать и анализировать информацию; выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок; определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам; владеть словом и логикой, представлять результаты индивидуальной и историко-познавательной групповой деятельности в форме конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации. Содержание программы: Раздел 1. Земля русская (9 часов) Тема 1. Рюрик (1 ч.) Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик. Норманнская теория, её роль в русской истории. Тема 2. Первые князья (2 ч.) Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX – середине X в. Объединением вещим Олегом племен вдоль пути “из варяг в греки”. Значение общего похода на Царьград. Древняя Русь и её соседи при Игоре Старом. Князь и дружина. Игорь и Ольга. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Крещение Ольги. Князь – воин. Святослав – “Александр Македонский Восточной Европы”. Поход на Дунай. Война с Византией. Гибель Святослава. Тема 3. Владимир Святой (1 ч.) Легенды, былины, история. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко. Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Причины провала языческой реформы. Крещение Руси как русский и европейский феномен. Оборона Руси от печенегов. Междоусобица на Руси после смерти Владимира Святославича. Тема 4. Первые святые на Руси (1 ч.) Борис и Глеб – князья мученики. Тема 5. Ярослав Мудрый (1 ч.) Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление международного положения Руси. Просвещение. “Русская правда” – княжий закон. Что охранялось законом. Политическое наследие. Причины усобиц. Тема 6. Владимир Мономах (1 ч.) Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Личность Мономаха, его образование, литературный дар, хозяйственные заботы и быт. Организация обороны южных рубежей. Княжеские съезды. Расширение династических связей в пределах Европы. Тема 7. Князья периода феодальной раздробленности (1 ч.) Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств. Владимиро-Суздальская Русь. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский и зарождение русского самовластия. Перенос столицы во Владимир, замок в Боголюбове. Всеволод Большое Гнездо. Галицко-Волынские земли. Владимир Галицкий в “Слове о полку Игореве” и в жизни. Даниил Галицкий. Господин Великий Новгород. Система “выкармливания” князя – особенность Новгородской государственности. Тема 8. Александр Невский (1 ч.) Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей. Тема 9. Деятели русской церкви и культуры (1 ч.) Первый русский митрополит Илларион. Церковь и просвещение. Нестор и другие летописцы. Даниил Заточник, Кирилл Туровский. Раздел 2. Московская Русь (6 часов) Тема 1. Иван Калита (1 ч.) Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало Московской династии. Даниил Московский. Личность Ивана Калиты. Борьба за великокняжеский ярлык. Переезд в Москву митрополита. Способы расширения владений. Тема 2. Дмитрий Донской (1 ч.) Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Тёмном. Тема 3. Сергий Радонежский (1 ч.) Сергий Радонежский. Его роль и значение для русской истории. Тема 4. Иван III (1 ч.) Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог- супруга Московского великого князя. “Москва – Третий Рим”. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Тема 5. Иван IV Грозный (1 ч.) Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие Казани. Установление дипломатических отношений с Англией. Судебник 1550 г.: сословия и власть. Стоглав и “Домострой”. Опричнина как средство утверждения самодержавной деспотии. Культура и быт. Тема 6. Великие живописцы (1 ч.) Иконопись и фрески. Андрей Рублев. “Троица”. Феофан Грек. Дионисий. Раздел 3. Россия в XVII веке (6 часов) Тема 1. Борис Годунов (1 ч.) Борис Годунов – опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества. Развитие барщины и закрепощение крестьян. Тема 2. Минин и Пожарский (1 ч.) Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий Пожарский. Формирование народных ополчений. Изгнание интервентов. Влияние Смутного времени на духовную жизнь общества. Тема 3. Алексей Михайлович “Тишайший” (1 ч.) Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший). Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства. Тема 4. Степан Разин (1 ч.) XVII век – “бунташное время”. Народные восстания. Личность Степана Разина. Каспийский поход. Поражение разинщины. Тема 5. Церковный раскол (1 ч.) Рост нетерпимости и инакомыслия. “Священство выше царства”. “Друзья-враги”: патриарх Никон, протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Староверы. Тема 6. Деятели культуры (1 ч.) Начало разделения культуры “верхов” и “низов”. “Обмирщение” культуры. Общественная мысль. Симеон Полоцкий. Живопись (парсуна). Симон Ушаков. Раздел 4. Россия в XVIII веке (10 часов) Тема 1. Петр Первый (1 ч.) Петр и царевна Софья. Воспитание Петра. Первые самостоятельные шаги Петра. Путешествие за границу. Реформы Петра Первого. Победы на театре войны. Итоги экономического развития. Дело царевича Алексея. Публицистика. Тема 2. Птенцы гнезда Петрова”(1 ч.) Борис Петрович Шереметов. Петр Андреевич Толстой. Алексей Васильевич Макаров. Александр Данилович Меншиков. Тема 3. Женщины на престоле (1 ч.) Екатерина I. Анна Иоанновна. Фавориты и политики. Борьба придворных группировок. Роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов. Тема 4. Елизавета Петровна (1 ч.) Елизавета – дочь Петра Великого. Граф Шувалов. Открытие Московского университета. Тема 5. Екатерина Великая (1 ч.) Екатерина II и её окружение. “Просвещенный абсолютизм”. Усиление крепостничества. Золотой век российского дворянства. Тема 6. Емельян Пугачев (1 ч.) Крестьянская война. Пугачев Е.И. и его сподвижники. Самозванцы до и после Пугачева Е.И.. Тема 7. Павел Ι Павел Ι и его время. Сподвижники: «Гатчинские птенцы». Аракчеев А.А. «Романтический император». «Бедный, бедный Павел…». Заговор 11 марта. Тема 8 Великие полководцы и флотоводцы (2 ч.) Победы на суше и на море. Русское военное искусство. Румянцев П.А. и Суворов А.В.. Спиридов Г.А. и Ушаков Ф.Ф.. Тема 9. Русское “Просвещение” (2 ч.) Расцвет русской культуры. Русское “Просвещение”. Магницкий Л.Ф., Ломоносов М.В., Новиков Н.И., Фонвизин Д.И . Проявление оппозиционной мысли. Великие живописцы и зодчие. Левицкий Д.Г., Боровиковский В.Л. и др.. Русский театр. Волков Ф.Г.. Итоговое повторение (2 часа) Учебно-тематическое планирование курса
Рекомендуемая литература: 1. Анисимов Е.В. Женщины на Российском престоле. Спб.: Весь, 1997. 2. Женщины в исторических судьбах России. Кострома, 1995. 3. Карпов Г.М. История России в лицах. Деятели петровской эпохи. М.: Школа-Пресс, 2002. 4. Манько А.В. История России в лицах. Женщины на русском престоле. М.: Школьная пресса, 2002. 5. Морозова Л.Е. История России в лицах. Первая половина XVII века. М., Школа-Пресс, 2000. 6. Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. М.: Издательство "Мысль", 1985. 7. Перхавко В.П. История России в лицах. IX – начало XVII века. М.: Школа-Пресс, 2000. Энциклопедический справочник школьника. История России. М.: ОЛМА ПРЕСС, 2007. |
Рабочая программа учителя муниципального бюджетного общеобразовательного... Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения «Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера... | Рабочая программа учителя муниципального бюджетного общеобразовательного... Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В. Р. Платонова | ||
Рабочая программа Муниципального бюджетного образовательного учреждения... Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов... | Рабочая программа учителя муниципального общеобразовательного учреждения... ... | ||
Рабочая программа учителя муниципального общеобразовательного учреждения... ... | Рабочая программа учителя муниципального бюджетного общеобразовательного... ... | ||
Рабочая программа учителя муниципального бюджетного общеобразовательного... Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года... | Рабочая программа учителя муниципального бюджетного общеобразовательного... Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года... | ||
Рабочая программа учителя муниципального бюджетного общеобразовательного... ... | Рабочая программа учителя муниципального бюджетного общеобразовательного... Химическое образование занимает одно из ведущих мест в системе общего образования, что объясняется высоким уровнем практической значимостью... | ||
Рабочая программа учителя муниципального общеобразовательного учреждения... Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.... | Рабочая программа учителя Муниципального общеобразовательного учреждения... Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического... | ||
Рабочая программа учителя муниципального бюджетного общеобразовательного... Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта Примерной программы основного общего образования по... | Рабочая программа учителя муниципального бюджетного общеобразовательного... Причем две стороны вопроса о связи музыки с жизнью – «жизнь рождает музыку» и «музыка воздействует на жизнь» должны решаться в неразрывном... | ||
Рабочая программа учителя муниципального бюджетного общеобразовательного... Рабочая программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и... | Рабочая программа учителя муниципального бюджетного общеобразовательного... Д. Б. Кабалевского (Москва «Просвещение» 2009), инструктивно- методического письма «О преподавании в начальных классах в 2011-2012... |