№
п/п
|
Тема урока
| Кол-
во
часов
| Тип
урока
| Формы
контроля
|
Содержание урока
|
Музыкальный материал
| Дата
проведен
|
план
| факт
|
1 четверть
Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость
|
1.
| Элементы музыкальной речи.
Мелодия.
| 1.
| Урок изучения нового материала
|
Беседа
| речь разговорная и музыкальная. Мелодия – ведущий элемент музыкальной речи. Проведение игры. Обыгрываются разные варианты. Разучивание песни. Движениями изобразить героев песни. Пропеть мелодию с названием ритмических слогов.
| «Мы – второклассники» Д. Кабалев-
ский. «Где живут ноты, или весёлая нотная азбука» (муз. Космачёва,
сл. Френкеля) «Тень – тень» (муз.
Калиникова, сл. народные
|
|
|
2.
| Элементы музыкальной речи.
Ритм, темп, динамика
| 1.
| Урок изучения нового материала
| Беседа.
Сообщение учащихся
| . Работа над песней, по фразам – сначала медленно, затем ускоряя темп.
прохлопать ритм сделать вывод. Работая над словами, дикцией, в зависимости от образа героя тихо или громко.
Динамика. Слушание музыки. Перечисляя все элементы музыкальной речи.
| Попевка «Мы- второклассники» Д.Каба-
левский. «Тень – тень» (муз. Калиникова, с. Народные). «Где живут ноты, или нотная азбука» (муз. Космачёва, сл. Френкеля) «Всё сбывается на свете» (муз. Е. Крылатова, сл. Пляцковского)
|
|
|
3.
| Элементы музыкальной речи.
Регистр, тембр
| 1.
| Изучение нового материала
| Устное высказывание
| Выразительное значение элементов музыкальной речи.
Пение по нотам. Работа над песней с использованием наглядного пособия. Понятие Тембр в форме игры. Работа над текстом., интонацией 1 куплета.
| Попевка «Мы - второклассники» Д. Кабалевский. «Тень – тень» (муз.Калинникова, сл. Народные)
«Где живут ноты или весёлая азбука» (муз. Космачёва, сл.Френкеля)
«Всё сбывается на свете» (муз. Е,Крылатова, сл. Пляцковского)
|
|
|
4.
5.
| Инструменты симфонического оркестра.
С.Прокофьев
«Петя и волк»
| 2.
| Урок изучения нового материала
| Устное высказывание
| Понятия «выразительность звучания музыкальной речи».
Слушание сказки. Знакомство с автором. Музыкальная игра «Узнай-ка». Работа над песнями.
| С.Прокофьев «Петя и волк». «Тень - тень» (муз. Калиникова, сл. Народные.
«Где живут нотки, или весёлая нотная азбука» (муз. Космачёва, сл. Френкеля.
|
|
|
6.
| Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость
|
| Урок
изучения нового материала
| Беседа
| Выразительное значение мелодии; слышать и определять песенный, танцевальный, маршевый характер разных мелодий. Работа над песней. Тоника.
| «Ябеда – корябеда» (муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина) Ж.Бизе Увертюра к опере «Кармен»
|
|
|
7.
| Песенность, танцевальность, маршевость.
Лад, ритм, темп.
| 1.
| Урок
Изучение нового материала
| Устное высказывание
| Повторение пройденного. Беседа о значении темпа. Игра «Конкурс дирижёров» Слушание музыки. Определить характер музыки. Разучивание песни.
| Р.Щедрин «Конёк-горбунок»: «Ночь», «Золотые рыбки», «Шесивие царя Гороха»
«Весёлый старичок»(муз. Г.Портнова,
сл. Д.Хармса)
|
|
|
8.
| Мелодия и
гармония – элементы музыкальной речи.
| 1.
| Урок закрепления
| Фронтальный опрос
| Роль гармонии в музыке. Беседа о выразительных средствах музыки. Работа над песней. Слушание музыки. Определить характер музыки.
| «Весёлый старичок» (муз Портнова,
сл. Д.Хармса
Ф.Шопен «Прелюдия №20»,
«Прелюдия №7»
|
|
|
9.
9 ч
| «Гармония звуков
музыки» -
путешествие в страну Зукляндию
| 1.
| Контроль-
ный урок
| Оценивание певческих навыков.
| Конкурс. 1. разминка, 2. «Музыкальная эстафета»,3. «Гармония рисунка в музыке», 4. Разведчики.
| «Ябеда – Корябеда» (муз Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина)
«Весёлый старичок» (муз Г.Портнова, сл. Д.Хармса)
|
|
|
2 четверть
Интонация
|
10.
| Музыкальные и речевые интонации
| 1.
| Урок изучения нового материала
| Беседа, анализ
| Понятие «интонации». Логическое ударение. Музыкальная интонация. Слушание музыки. Узнать песню по мелодии. Какие интонации присутствуют. Исполнение песни. Работа над интонацией, дикцией..
| И.Бриль. С.Прокофьев «Болтунья»
«Заводные игрушки» (муз Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина)
«Рондо Фарлаама» из оперы
«Руслан и Людмила».
|
|
|
11.
| Грустные и радостные интонации
| 1.
| Урок повторения
| Устное высказывание
| Сходство и различие речевой и музыкальной интонации. Слушание музыки. Средства музыкальной выразительности. Исполнение. Особенности и музыкальной речи.
| Русская народная песня «Ах вы сени…»
«Песня – плач Бабы Яги» (муз.Ефимова, сл. Успенского. Э.Григ «Свадебный день в Трольхаугене» (марш)
|
|
|
12.
| Интонации настойчивости и
решительности
| 1.
| Урок повторения
| Устное высказывание
| «зерно интонации». Исполнение песни.
работа над дикцией, интонацией ритмом, динамическими оттенками. Слушание музыки.
| «Симфония №5» Бетховен
«Песня – плач Бабы Яги» (муз Ефимова, сл. Успенского)
Э.Григ «Свадебный день Трольхаугене»
|
|
|
13.
| Изобразитель -ные интонации
| 1.
| Урок повторения
| Викторина по теме «Интонация»
| Дирижирование. Слушание музыки. Беседа – вывод о прослушанном. Слушание песни. Обратить внимание на то, где находится «зерно интонации.
| «Утро» Э.Григ
«Карнавал животных» К. Сен – Санс
«Снеженика»ит(муз. Я.Дубравина,
сл. Пляцковского)
|
|
|
14.
| Изобразитель-
ные и вырази-тельне интонации
| 1.
| Урок повторения
| Тест
| Знакомство с новыми интонациями на примере рит-мического рисунка в сопровождении музык . инстр.
Прослушивание тем из оперы.
Повторение песни, работа над текстом и чистой интонацией.
| Н.Римский Корсаков «Золотой петушок» (темы Звездочёта, Петушка, царя Дадона) «Снеженика» (сл. Пляцковского, муз. Я. Дубравина) «Котёнок и Щенок» (муз.Попатенко, сл Викторова
|
|
|
15.
| Юмор и шутка в музыке
| 1
| Контрольный урок
| Фронтальный опрос.
Оценивание певческих навыков
| Значение в музыке юмора и шутки в музыке. Работа над интонацией, дикцией, исполнение по группам. Конкурс исполнителей.
| И.С.Бах «Шутка» «Песня о сорванном празднике» (муз. Ефимова, сл.Успенского) «Котёнок и щенок» (муз. Попатенко, сл. Викторова)
|
|
|
16.
| Новый год в Звукляндии
| 1. 7 ч
| Урок –
концерт
| Оценивание певческих навыков
| Праздничный урок с музыкль-
ными героми: Гармоник, Мело-
дика. Исполнение песен, проведение викторины
| «Снеженика» (сл. Пляцковского, муз. Я.Дубравина) «Котёнок и щенок» (муз. Попатенко), сл. Викторова). «Песня-плач Бабы Яги» (муз. Ефимова, сл. Успенского)
|
|
|
3 четверть
Развитие музыки
|
17
| Как изменяется музыка?
Приём повтора.
| 1.
| Урок
Изучения нового мате-риала
| Беседа
Анализ
| Сформировать понятие об изменениях в музыке. Отгады- вание ребусов. Прослушиа- ние музыки. Разучивание песни. Работа над текстом по группам
| «Почему медведь зимой спит» (муз. Л. Книппера, сл. А.Коваленкова)
Ф.Шуберт «Марш». Русская народная песня «Прялица», обр. Абрамского
|
|
|
18
| Контраст элементов музыкальной речи
| 1.
| Урок
изучение нового материала
| Беседа
| Понятии о развитие в музыке.
Продолжение работы над песней. Сольфеджирование.
Беседа о произведении. Работа на песней с прослеживанием развития музыкального сюжета
| «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка.
«Почему медведь зимой спит»
(муз. Л.Книппера, сл. А.Коваленкова0
|
|
|
19.
| Контраст в
музыке.
| 1
| Урок
закрепления
| Устное высказывание
| Продолжение и расширение темы .Повторение песни,
Работа над текстом и чистой интонацией. Повторение выученных песен. Работа над образным строем.
| И.Бриль «Регби» Э.Григ «В пещере горного короля», «Шествие гномов»
«Песня простака и забияки» из мультфильма «Бутерброд с вороной» (муз Г.Гладкова, сл. М.Яснова) «Песенка добряков» (муз. Чичикова, сл. П.Синявского)
|
|
|
20.
| Сказка в музыке.
| 1.
| Повторение.
| Тест
| Понятие «развитие музыки»
Сочинение мелодии песенки- дразнилки. Инструментальная импровизация на созданную мелодию. Контраст в музыке.
| Р.Щедрин «Купание в котлах» из балета «Конёк-Горбунок». «Живет волшебник в городе» (муз. Космачёва, сл. Л.Дербенёва)
|
|
|
21.
| Приём варьирования в музыке.
| 1.
| Изучение нового материала
| Урок высказывания
| Приём варьирования в народной и композиторской музыке. Анализирование, что мелодия видоизменяется и мелодически и ритмически.
работа над песней с тактированием; по группам;
с солистом.
| П.И.Чайковский «Четвёртая симфония» (Фрагмент финала)
Русская народная песня «Во поле берёза стояла». «Живёт волшебник в городе» (муз. И.Космачёва, сл. Л.Дербенёва.
|
|
|
22.
| Музыкальная живопись
| 1.
| Урок
повторения
| Викторина
| Понятие о контрастах музыкальной речи и приёмах варьирования, на примере композитора «музыкальной живописи». Проверка опорных знаний, тестовое задание. Работа над песней.
| Н.Римский Корсаков «Шехерезада»
«Сказки по свету гуляют» (Е.Птичкин, М.Пляцковский)
|
|
|
23.
| Полифоническое развитие музыки.
| 1.
| Урок
коррекции
| Устное высказывание
| Расширение и углубление темы четверти. Игра на умение определить знакомую музыку. Подойти к развитию понятия полифония на музыке композитора. Работа над первым и вторым куплетом
| И.С.Бах «Менуэт», «Гавот»,
За рекою старый дом».
Русская народная песня «Со вьюном я хожу».
|
|
|
24.
| Времена года в музыке.
| 1.
| Изучения нового материала
| Опрос по теме
| Определение вида музыки. Характерные черты музыкального языка Чайковского. Речитатив, интонационная выразительность.
|
П.И.Чайковский «Времена года»
|
|
|
25.
| Весна в музыке.
| 1.
| Урок закрепления
| Тест
| Анализирование услышанной музыки. Изобразительные и выразительны интонации. Определение характера музыкальных фрагментов, подбор стихов к музыке.
|
П.И.Чайковский «Песнь жаворонка», «Белые ночи»
|
|
|
26.
10 ч
| Весна в Звукляндии
| 1
| Контрольный урок
| Фронтальный опрос.
Оценивание певческих умений
| Интонация и развитие – основа музыки. Повторение песен.
Концертное исполнение.
| Музыкальный репертуар для слушания на усмотрение учителя и учащихся.
|
|
|
4 четверть
Построение (формы) музыки
|
27.
| Одночастная и двухчастная
форма
|
1.
| Изучение нового материала
| Беседа
| Понимание, что в музыке ни один выразительный элемент не существует отдельно. Композитор, как и архитектор, музыке придёт форму, музыкаль-ную. Работа над песней с прохлопыванием ритма, метра.
| «Французская народная песня «Пастушья песня» (сл.Сиротской)
П.И.Чайковский «Неаполитанская песенка». Э.Григ «Песня Сольвейг».
«Подарок дождя»(муз. В.Рубашевского, сл. В.Степанова
|
|
|
28.
| Трёхчастная
форма
| 1.
| Урок
закрепления
| Беседа
| Понятие о трёхчастной форме.
Работа по карточкам. Повторение песни, работа над дикцией. Прослушивание и определение формы построения музыки.
| Э.Григ «Танец Анитры».
Французская народная песня «Пастушья песня»
«Подарок дождя» (муз.В.Рубашевского, сл. В.Степанова) Русская народная песня «Со вьюном я хожу»
|
|
|
29.
30.
| Форма
РОНДО
| 2
| Урок изучения нового материала
| Устное высказывание
| Знакомство с новой формой. Прослушивание музыки. Инсценировка сказки. Закрепление пройденного материала.
| «Танец дикарей»
(музыка Е.Накада)
«Спящая княжна»
(муз и сл. А.Бородина
|
|
|
31.
| Вариационная
форма
| 1.
| Урок изучения нового
| Ответить на
вопросы
| Изучение новой формы. На примере рисунков делается вывод, что все рисунки на одну тему, но разные по исполнению цвету. Закрепление пройденного.
| «Танец дикарей» (муз. Е.Накада)
В.А.Моцарт «Вариации на тему французской песне»
|
|
|
32.
| Сонатная
форма
| 1.
| Урок изучения нового
материала
| Устное высказывание
| Знакомство с новой формой музыки. Слушание сонаты. Анализ. Разучивание песни. Работа над текстом, и чистой интонацией.
| «Родина»(муз.Ю.Слонова, сл. Е.Карасёва.
Л.В.Бетховен «Аппассионата»
|
|
|
33.
| Музыкальный образ и форма
| 1.
| Контрольный урок
| Викторина по музыкальным формам
| Работа по карточкам. Тестирование. Повторение песен.
Музыкальная викторина
| «Родина» (муз.Ю.Слонова, сл. Е.Карасёва. М.И.Глинка «Рондо Фарлафа). А.К.Лядов «Музыкальная табакерка». «Две волшебных буквы»
(муз. Ю.Антонова,
сл.М.Пляцковского
|
|
|
34.
| Обобщающий урок –концерт.
| 1.
| Урок коррекции
| Концерт
| .
|
|
|
|