Программа элективного курса «Удивительный мир геологии» предназначена для учащихся 9 класса. Курс рассчитан на 17 часов





НазваниеПрограмма элективного курса «Удивительный мир геологии» предназначена для учащихся 9 класса. Курс рассчитан на 17 часов
страница1/4
Дата публикации03.08.2013
Размер0.61 Mb.
ТипЭлективный курс
100-bal.ru > География > Элективный курс
  1   2   3   4

Элективный курс

«Удивительный мир геологии»

Автор – Матасова Светлана Владимировна


  • Учитель географии первой квалификационной категории.

  • Стаж педагогической работы 14 лет.

Пояснительная записка

Вид программы: предпрофильная.

Место в образовательном процессе: согласно существующей типологии элективных курсов данный курс принадлежит к группе предметно-ориентированных курсов, позволяющих диагностировать готовность и способность ученика изучать выбранный предмет, создаёт условия осознанного и успешного выбора профиля.

Программа элективного курса «Удивительный мир геологии» предназначена для учащихся 9 класса. Курс рассчитан на 17 часов.

«Описание Земли» - такое значение в переводе с греческого имеет термин «география». Это наука о людях, о различных местах на Земле, об отношениях между людьми и самой Землёй. Также это повествование о ландшафтах Земли, о движении Земли в простран­стве, о геологических и климатических изменениях... и о многом-многом другом.

География объясняет ученику мир, в котором он живёт, пока­зывает, как эффективно может его использовать человек, как дол­жен стремиться к защите и охране его для будущих поколений. Но далеко не все вопросы об истории нашей Земли, о накоплении зна­ний по географии, о геологии и климатологии изучаются в школе.

Изучая физическую географию, учащиеся получают определенные сведения об одной из важнейших наук о Земле — геологии. Интерес к геологическим вопросам, возникающий у учащихся при прохождений курса физической географии, углубляется и расширяется в процессе изучения элективного курса геологии, из стихийного и поверхностного делается осознанным, осно­ванным на понимании сущности геологической науки и ее важнейших закономерностей.

Геология — наука о вещественном составе и истории зем­ной коры. Она раскрывает закономерности формирования земной коры и ее минеральных богатств, знакомит с мето­дами познания прошлого и методикой прогноза минераль­ных ресурсов.

Геология учит понимать все геологические явления во взаимосвязи и развитии. Поэтому возникает необходимость вооружения школьников знаниями, раскрывающими историю развития природы. Этому должен спо­собствовать элективный курс «Удивительный мир геологии», дающий учащимся целостную систему знаний о земной коре и ее развитии.

Целью элективного курса является развитие и углубление познавательных интересов учащихся по физической географии и о геологической науке, овладение основами данной науки, ознакомлением с геологическим прошлым своего края и практическим применением геологических знаний через вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению горных пород, минералов и окаменелостей своей местности.

Очень часто детей интересуют вопросы, выходящие за рамки школьной образовательной программы, но так необходимые им в жизни. Как правило, многие из них носят краеведческий характер.


Отсюда вытекают задачи обучения данному курсу.

1.Последовательно раскрывать перед учащимися основные геологические закономерности и на основе фактического материала научить детей ориентироваться в геологическом прошлом своего края.

2. Прививать учащимся любовь к геологической науке и исследовательские навыки, научить пользоваться «Справочником-определителем горных пород, минералов и окаменелостей», классифицировать горные породы и минералы своей местности по времени образования и происхождению.

3. Развивать у учащихся способность и умение наблю­дать геологические явления, анализировать геологические факты, проводить сбор кол­лекционного материала, систематизировать его и оформлять в кол­лекцию, проводить работу по чтению геологических карт и разрезов, профилей рельефа, работу с учебной и научной литературой, чтение и конспектирование рекомендованных учителем статей;

са­мостоятельный подбор материалов и их изучение с целью сообщения в классе или составление рефератов по прочи­танной литературе, подготовка докладов по актуальным проблемам геологической науки.

4. Последовательно осуществлять связь теории с прак­тикой, познакомить с практическим применением горных пород и минералов своей местности в жизни человека, привлекать учащихся к выяснению и учету местных запасов месторождений полезных ископаемых, проводить работу по изготовлению наглядных пособий: таблиц,
картин, фотографий, коллекций и т. д.;

5. Открывать перед учащимися перспективы дальней­шего развития геологической науки и использования ее до­стижений в интересах хозяйства страны.

6. Раскрыть творческий потенциал учащихся, развивать их интересы и способности, развивать личный интерес учащихся к поисковой, исследовательской работе, как важным составляющим в овладении новыми современными знаниями, умениями, навыками.

7. Проводить профориентационную работу по выбору будущей профессии.
Изучая геологию, учащиеся должны приобрести опре­деленные практические умения и навыки, способствующие пониманию «каменной книги природы», что дает возмож­ность подготовить их к будущему участию в геологиче­ских исследованиях.

Геология изучает Землю на определенном этапе ее раз­вития. Как известно, в истории земного вещества выделя­ются два возрастных этапа — космический (планетарный) и геологический. Последний начался с того момента, когда Земля приняла примерно современный облик, т. е. «твер­дую кору и скопления воды на своей поверхности», а ее атмосфера стала «ареной метеорологических явлений в со­временном смысле этого слова, ее поверхность — ареной геологических изменений…

Объектом изучения геологии является земная кора. Она состоит из геологических тел — минералов и горных пород. Изучение их в статическом и динамическом состояниях и историческом аспекте пред­ставляет основную задачу данного элективного курса.

Критериями отбора геологических тел для их изучения являются следующие: для минералов — породообразующее значение, использование в качестве руд (металлических и неметаллических), значение для хозяйства своего района; для горных пород — участие в формирова­нии вещественного состава земной коры и геологическом строении своей местности; для ископаемых остатков орга­низмов — значение в качестве руководящих ископаемых для геологических систем, слагающих территорию России и свою местность.

Важнейшей задачей элективного курса является овладение учащимися геологическим методом, в основе которого лежит изучение геологических тел как ключа для понимания истории земной коры. Поэтому при изучении курса минералы и горные по­роды должны рассматриваться не изолированно, а в тесной связи с теми геологическими явлениями, в результате ко­торых они образовались.

Начальной точкой любого геологического исследования являются наблюдение и собирание фактов. Наблюдение в геологии носит несколько иной характер, чем в других естественных науках. Геологу недостаточно описать и объ­яснить то или иное явление, а необходимо установить его отношение к другим явлениям. Наблюдая выходы гор­ных пород, геолог должен помнить, что перед ним не еди­ничные обособленные формы, а части единого горного мас­сива.

Геологу важно уметь сопоставлять отдельные выходы пород, для того чтобы выяснить взаимоотношения между ними и восстановить общую картину геологической исто­рии изучаемой территории.
Содержание курса «Удивительный мир геологии» имеет практиче­скую направленность, так как предусматривает выполнение инди­видуальных и коллективных практических работ; работу школь­ников с определителями и справочниками; подготовку сообщений, докладов, выступлений с лекциями перед учащимися школы об изучаемой теме; оформление стенда «Удивительное ... о камнях».

Таким образом, в результате обучения учащиеся должны знать:

  • особенности геологического прошлого своего края;

  • что такое окаменелости и их разновидности;

  • историю возникновения и время образования горных пород, минералов и окаменелостей своей местности;

  • принципы классификации горных пород и минералов;

  • основные группы горных пород осадочного происхождения и их характерные отличия;

  • применение горных пород и минералов своей местности в хо­зяйственной деятельности человека.

Вышеуказанное определяет и следующие умения:

  • определять горные породы, минералы и окаменелости, ис­пользуя справочник-определитель;

  • отбирать необходимое снаряжение для проведения практиче­ских работ на местности и в лабораторных условиях;

  • представлять результаты практических работ в виде таблиц, диаграмм; самостоятельно применять на практике знания о време­ни образования и происхождении горных пород, минералов и ока­менелостей;

  • вести наблюдения в природе и собирать коллекционный ма­териал; работать индивидуально и в группе; подбирать материалы для докладов, сообщений, лекционных выступлений.

Данный курс способствует развитию у детей географического мышления, формирует представления о природе как средстве обитания человека и её роли в удовлетворении насущных потребностей людей, а также помогает усвоению сведений, необходимых учащимся для последующего выбора профессий и сферы деятельности.

Предлагаемая программа требует тщательного подбора материала с учётом возраста учащихся, использования материалов занимательного характера и таких форм работы, чтобы они способствовали усвоению материала и вызывали интерес к элективному к курсу «Удивительный мир геологии».

Формы организации и методы обучения геологии

Успех занятий зависит от правильной организации. Прежде чем приступить к занятиям, необходимо выявить уровень геологических знаний уча­щихся, приобретенных в процессе изучения курсов природоведения и физической географии, а также определить интерес учащихся к геологическим вопросам. Конечно, он еще неосознан, основан на увлеченности новизной данного материала. Поэтому перед учителем стоит задача — углу­бить этот интерес, сделать его стойким и целенаправлен­ным. Способствовать этому должны формы организации и методы обучения элективного курса.

Опыт преподавания курса геологии позволяет наметить следующие формы организации об­учения данному курсу:

  1. Теоретические занятия (лекции, беседы — на них отсутствуют обязательные элементы урока: учитель сооб­щает новый материал или проводит обобщение и углубле­ние знаний, полученных учащимися ранее в курсе геогра­фии или в процессе самостоятельной работы на занятиях элективного курса);

  2. Лабораторные занятия (изучение геологических до­кументов, чтение геологических карт, разрезов и т. д.);

  3. Полевая практика (изучение особенностей геологи­ческих явлений и геологического строения своей местности в полевых условиях).

  4. Учебные конференции и семинары.

  5. Внеклассная индивидуальная и групповая самостоя­тельная работа (подготовка к докладам, семинарам, кон­ференциям, написание рефератов, постановка опытов, ре­шение задач и т. д.).

Основной формой проведения теоретических занятий является лекция, реже применяются беседа и рассказ.

Содержанием лекций по геологии может быть: 1) вве­дение учащихся в круг проблем по данной томе; 2) сообще­ние новых сведений об изучаемом предмете; 3) раскрытие закономерностей между изучаемыми явлениями и теоре­тическим обобщением; 4) обзорные лекции по какому-либо разделу курса.

При чтении лекций широко используется проблемный подход к изложению материала, что способствует развитию интереса у учащихся к изучению геологии и активизации умственной деятельности учащихся.

Метод беседы применяется при обобщении материала, изученного на лабораторных занятиях или в полевой прак­тике. Беседуя с учащимися о ходе выполнения самостоятельной работы, учитель подводит их к правильному вы­воду о полученных результатах.

Большое значение имеют беседы инструктивного ха­рактера перед проведением лабораторных занятий, поле­вой практики, выполнением самостоятельной индивидуаль­ной работы. В такой беседе устанавливается связь между полученными теоретическими знаниями и предстоящей самостоятельной работой.

Методы самостоятельной работы применяются в тех формах организации обучения, где на первый план высту­пает деятельность учащихся,— на выполнении внеклассных самостоятельных заданий.

Возможные геологические экскурсии (в зависимости от местности) - изучение обнажений:

- процессов выветривания – россыпи, элювий( остаточные породы на месте разрушения), коллювий(обломочный материал, снесенный с водоразделов под действием силы тяжести), коры выветривания(совокупность продуктов разрушения, как остаточных, так и перемещенных);

- деятельности ветра – корразия (вытачивание ветром на горных породах различных углублений, а также штриховка и полировка скал), куэсты, эоловые формы: дюны и барханы;

- деятельности атмосферных осадков – овраги, сели;

- деятельности рек – эрозия, аккумуляция: меандры, старицы, острова, террасы, пойма, дельта, эстуарий, лиманы;

- геологической деятельности подземных вод – карст (сталактиты, сталагмиты), оползни - пример «пьяный лес», грязевой вулканизм;

- деятельности ледников – морены, скульптурные формы (борозды, бараньи лбы, курчавые скалы, троги, кары, котловины выпахивания, озы, друмлины, камы)

- деятельности моря (разрушение- абразия – террасы, фьорды, созидательная – осадконакопление или аккумуляция– пляжи, косы, рифы)

- деятельности озер и болот – лагуны, болота – торф.

Каждый из указанных выше видов работ включает формирование приемов работы с определенным источником информации через усложнение заданий и умственное восприятие учащихся.

Поэтому следует учитывать моменты:

  1. формулирование задачи, которую следует решить;

  2. необходимую теоретическую основу для постановки исследования и наблюдения;

  3. формулирование гипотезы на основе имеющихся знаний;

  4. разработку плана и программы исследования или опыта;

  5. проведение непосредственных наблюдений или опы­тов над явлениями природы;

  6. сбор и фиксация фактов (записи, зарисовки, фотографии);

  7. выводы и обобщения;

  8. применение полученных выводов на практике.

Исследовательский принцип обучения чаще всего ис­пользуется при наблюдениях в полевых и лабораторных условиях.

Придавая большое значение исследовательскому прин­ципу в процессе обучения, нельзя отказываться от исполь­зования работ иллюстративного характера.

Оба вида работ должны находить свое место при из­учении курса, причем между «методом доказательства» го­товых положений и «методом открытий» необходим опре­деленный баланс. Если работа носит исследовательский характер, то теоретический материал должен изучаться на ее основе; если она имеет иллюстративный характер, то строится на материале предшествующего занятия. Ко­нечно, строгое разделение исследовательского и иллюстра­тивного элементов искусственно, так как и в работах иллю­стративного характера могут и должны быть элементы исследования.

При проведении полевой практики учащиеся знако­мятся с важнейшими геологическими явлениями своей местности, с результатами их деятельности, учатся само­стоятельно познавать историю земной коры определенной территории. Не следует превращать полевую практику в обычные экскурсии, на которых учитель чаще всего пока­зывает выделенные заранее объекты и сам развивает ту или иную тему, логически обобщающую материал. Необхо­димо и на полевой практике как можно шире использовать исследовательский принцип в обучении, при котором уча­щиеся под руководством учителя решают поставленные задачи.

Как же конкретно осуществляется применение этого принципа на практике? Например, при изучении темы «Формы залегания осадочных пород», предварительно дав необходимый материал в классе, можно провести геологическую экскурсию, на которой учащиеся рас­сматривают обнажения и зарисовывают формы залегании пород, тем самым закрепляя материал, изученный ранее. Можно также, предварительно не объяснив в классе теоретический материал или дав лишь общие представле­ния о характере залегания горных пород, предложить уча­щимся самостоятельно сравнить залегание пород в различ­ных обнажениях. Все виденное (обнажения, форму зале­гания пород и т. д.) учащиеся зарисовывают в полевом дневнике, а собранный материал затем использует учитель во время лекции. В этом случае учитель только ставит про­блему, а формулирует и решает ее ученик.

Исследовательский принцип в процессе проведения по­левых наблюдений может быть осуществлен путем само­стоятельных наблюдений. Учащимся сообщается только тема их работы, например выяснить, как залегают осадоч­ные горные породы. Учитель предлагает им самостоятельно посетить заранее выбранные объекты. Школьники зарисо­вывают, описывают эти объекты, выясняют, как залегают породы в обнажении. Дальнейшая работа проходит в классе. С помощью учителя учащиеся обобщают материалы наблюдений и делают правильные выводы о формах зале­гания пород. Проведение подобных работ требует умелой организации и хороших знаний по геологии у учителя.

Таким образом, исследовательский принцип в процессе полевых наблюдений может быть осуществлен различными методами, но преимущество последнего неоспоримо: он эффективен, способствует глубокому и прочному усвоению знаний, применению их на практике и направлен на акти­визацию всей познавательной деятельности школьников.

Формирование интереса к определенной области знаний невозможно без чувства удовлетворения школьника своими достижениями. Для их показа большое значение имеют учебные конференции, семинары, которые являются специ­фическими формами организации заня­тий и помогают осуществлять учет и контроль знаний учащихся.

К семинарам учащиеся должны изучить рекомендован­ную литературу, провести наблюдения, собрать материал по теме. На семинаре учащиеся делают сообщения, сопровождая их демонстрацией собранных материалов и подходящих средств наглядности и опытов. После каждого сообщения учащиеся выступают с дополнениями по дан­ному вопросу. Затем учитель подводит итог проделанной работы.

Учебная конференция — одна из форм обучения и под­ведения итогов самостоятельной работы учащихся. Мате­риалом для конференции могут служить, например, итоги изучения геологического строения своей местности на по­левой практике или в процессе внеклассной индивидуаль­ной и групповой работы.

В процессе изучения курса геологии проводятся и экскурсии в геологические и краеведческие музеи, что способствует развитию интереса учащихся к гео­логическому прошлому своего края.

Знакомство с богатствами родного края, с техникой гео­логических исследований вызывает у детей интерес. Они как бы приобщаются к тому научному поиску, который ведется геологами во многих местах нашей Родины. Не­мало ребят выражают желание стать в будущем геолога­ми — исследователями земных недр.

Контроль и учет знаний, навыков и умений учащихся

Трудной педагогической проблемой являются учет и оценка знаний, навыков и умений учащихся по элективному курсу.

Целесообразным представляется учет знаний учащихся с помощью контрольных работ, которые можно проводить после изучения и отдельных разделов, и всего курса. Кон­трольные работы дают возможность быстро и эффективно оценить уровень приобретенных учащимися знаний, навы­ков и умений. В соответствии с психологическими особен­ностями старшего школьника необходимо выделять в конт­рольных работах задания различной степени трудности. При этом важное значение должно придаваться выполне­нию заданий, направленных на проверку умений, как итога всей педагогической деятельности с учащимися. Поэтому задания для контрольной работы должны строиться с уче­том уровней эффективности развивающего обучения:

  1. Воспроизведение знаний (общие понятия, причинно-следственные связи, закономерности) в том виде, как они были усвоены. Примером заданий такого рода могут быть следующие: внешнее описание явления, выбор правиль­ного ответа из множества, подстановка пропущенных слов в формулировках или непосредственное формулирование правил и закономерностей.

  2. Перенос приемов умственной деятельности на зна­комые ситуации (количественное объяснение сущности явления).

  3. Творческое применение знаний и творческий перенос приемов в нестереотипной учебной ситуации при отсут­ствии внешней опоры (умение). Примером заданий с

ис­пользованием данного уровня являются познавательные задачи, иногда требующие проведения определенного ис­следования.

Необходимо, чтобы в контрольной работе степень слож­ности заданий нарастала постепенно (учащиеся должны переходить от более легких уровней к более трудным) и в зависимости от этого должна даваться оценка их знаний (за знания каждого уровня ставится своя оценка, а затем выводится средний балл). В качестве примера заданий для контрольной работы можно привести следующие:

  1. Укажите, какие из перечисленных ниже положений отно­сится к юрскому периоду:

а) среди морских фаций типичны карбонаты, в частности писчий мел;

б) наземная фауна примечательна широким развитием назем­ных, водных и летающих рептилий;

в) климат Восточно-Европейской (Русской) равнины в конце периода был аридным;

г) тектоническая жизнь земной коры в течение всего периода была интенсивной;

д) флора характеризуется господством голосеменных;

е) в конце периода происходит вымирание аммонитов и зу­бастых птищ.

2. В обнажении обнаружены следующие породы (сверху вниз): мел писчий, глина зеленая, коралловый известняк; песок тонкозернистый; галька, глина с включениями гипса. Зари­суйте обнажение. Составьте кривую смены палеогеографических условий.

Подобные задания для контрольных работ составляет учитель, используя материалы учебной и научно-популяр­ной литературы.

Наиболее удачной формой занятий, при проведении которых легко оценить степень усвоения фактических зна­ний и умений учащихся являются семинары и учебные конференции.

Средства обучения курса

  1. учебная литература (учебники, справочники, опре­делители);

  2. наглядные средства обучения:

а) натуральные — природные объекты и явления, геологическое оборудо­вание (как геологические обнажения, наблю­даемые в естественной среде, так и коллекции геологиче­ских документов-минералов, горных пород, ископаемых остатков организмов, которые изучаются в классе. Кол­лекции подразделяются на демонстрационные и раздаточ­ные. Демонстрационные служат для показа при объясне­нии учителем учебного материала или являются эталоном для сравнения образцов на лабораторных занятиях.

Эти коллекции должны содержать для каждого геологического периода наиболее типичные руководящие формы. Демонстрационные коллекции минералов и горных по­род могут пополняться и за счет сборов во время экскур­сии но родному краю, а также из фондов геологических и краеведческих музеев, расположенных вблизи школы.

Раздаточные коллекции минералов и горных пород должны содержать образцы небольшого размера (пример­но 2X3 см) и служить для определения и изучения на лабораторных занятиях.

При изучении истории земной коры необходимо иметь и коллекции главнейших руководящих ископаемых отдель­ных геологических периодов.

Для проведения лабораторных занятий необходимо соответст­вующее учебное оборудование, которое должно находиться в специальном кабинете, где проводятся занятия по геоло­гии. Так как на лабораторных занятиях ставится цель подробного знакомства с химическими свойствами минералов и горных пород, необходимы химические реактивы.

б) изобразительные - объемные (макеты и мо­дели) и плоскостные (картины,

фотографии;

в) условно-графические, (символические) - геоло­гические карты, профили,

разрезы, таблицы, графики, схемы, чертежи;

3) информационно- контролирующие и контролирую­щие средства обучения;

4) технические средства для проекции, ТСО, вспомогательное оборудование.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Темы

Всего

В том числе

Форма контроля



курса


часов


лекции

практ. лаб.

занятия

экскур­сии

семи­нары



1

2


Введение

2

1




1




Входной контроль

3

Геологические

науки

1

1













4

Внутреннее строение Земли.

Вещественный состав земной коры

1










1




5

Минералы и их свойства

1




1







Отчет

6

Горные породы

1




1







Отчет

7

8

Горные породы и

минералы своего края

2




1

1




Коллекция

9

10

Следы жизни на камне

2

1

1







Отчет

11

Полезные ископаемые

1




1




1

Тестирование

12

13


Геологические процессы


2

1







1

Отчет

14

Геологическое летоисчисление

1

1













15

Геологическое картирование

1




1










16

Геологическое строение своего края

1










1

Отчет

17

Итоговое занятие

1










1

Оформление стенда

«Удивительное… о

камнях»



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (2 час).

Лекция по содержанию курса и по геологическому прошлому своей местности (1 час).

Экскурсия в краеведческий музей (1 час).

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса «Удивительный мир геологии» предназначена для учащихся 9 класса. Курс рассчитан на 17 часов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса, курс рассчитан на 17 часов
Программа элективного курса «Удивительный мир геологии» предназначена для учащихся 9 класса. Курс рассчитан на 17 часов iconПрограмма элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» для 10-11 класса
Предлагаемая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной...
Программа элективного курса «Удивительный мир геологии» предназначена для учащихся 9 класса. Курс рассчитан на 17 часов iconРабочая программа Элективного курса по «обществознанию»
Курс для 10 класса: «Человек в современном мире». Курс рассчитан на 17 часов. Это авторский курс, утвержденный на уровне моу «Васильчуковская...
Программа элективного курса «Удивительный мир геологии» предназначена для учащихся 9 класса. Курс рассчитан на 17 часов iconПрограмма элективного курса по основам исторической антропологии «Человек и эпоха»
Программа элективного курса «Человек и эпоха» предназначена для изучения учащимися 10 классов. Курс рассчитан на 36 часов (количество...
Программа элективного курса «Удивительный мир геологии» предназначена для учащихся 9 класса. Курс рассчитан на 17 часов iconПрограмма элективного курса оставлена на основе обязательного минимума...
Элективный курс предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 17 часов
Программа элективного курса «Удивительный мир геологии» предназначена для учащихся 9 класса. Курс рассчитан на 17 часов iconПрограмма элективного курса «Металлы побочных подгрупп и здоровье человека»
Данный элективный курс рассчитан на 17 часов учебного времени, является углубленным и может быть организован в целях профильной подготовки...
Программа элективного курса «Удивительный мир геологии» предназначена для учащихся 9 класса. Курс рассчитан на 17 часов iconПрограмма элективного курса по алгебре для 9 класса «Уравнения, неравенства и их системы»
Программа данного элективного курса рассчитана на 16 часов и предназначена для учащихся 9 класса
Программа элективного курса «Удивительный мир геологии» предназначена для учащихся 9 класса. Курс рассчитан на 17 часов iconРабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания»
Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов
Программа элективного курса «Удивительный мир геологии» предназначена для учащихся 9 класса. Курс рассчитан на 17 часов iconПрограмма элективного курса для 10 класса Составитель: Павлова О....
Курс разработан для предпрофильного обучения на ступени основной средней общеобразовательной школы, рассчитан на 17 часов (1 час...
Программа элективного курса «Удивительный мир геологии» предназначена для учащихся 9 класса. Курс рассчитан на 17 часов iconРабочая программа элективного курса «история в лицах»
Программа курса «История в лицах» предназначена для изучения в 10 классе. Курс рассчитан на 35 часов; 1 час в неделю
Программа элективного курса «Удивительный мир геологии» предназначена для учащихся 9 класса. Курс рассчитан на 17 часов iconМетодические рекомендации по реализации программы элективного курса...
Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Курс рассчитан на 17 часов учебного времени, состоит из 3 отдельных модулей...
Программа элективного курса «Удивительный мир геологии» предназначена для учащихся 9 класса. Курс рассчитан на 17 часов iconРабочая программа элективного курса «рекреационная география»
Программа элективного курса «Рекреационная география» предназначена для учащихся 11 класса (всего 17 часов, 0,5 часов в неделю)
Программа элективного курса «Удивительный мир геологии» предназначена для учащихся 9 класса. Курс рассчитан на 17 часов iconПрограмма элективного курса по русскому языку для учащихся 9-го класса "Практикум по орфографии"
Программа элективного курса «Практикум по орфографии» рассчитана на 17 часов и предназначена для всех учащихся 9 класса
Программа элективного курса «Удивительный мир геологии» предназначена для учащихся 9 класса. Курс рассчитан на 17 часов iconРабочая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье»
«Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной общеобразовательной школы, а так же для профильного...
Программа элективного курса «Удивительный мир геологии» предназначена для учащихся 9 класса. Курс рассчитан на 17 часов iconРабочая программа элективного курса по физике в 11-б классе
Элективный курс предназначен для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений, проявляющих интерес к физике и астрономии, желающих...
Программа элективного курса «Удивительный мир геологии» предназначена для учащихся 9 класса. Курс рассчитан на 17 часов iconПрограмма элективного курса «Физика в профессиях»
Элективный курс предназначен для изучения в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки и рассчитан на 11 часов. Содержание курса...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск