Скачать 0.61 Mb.
|
Элективный курс«Удивительный мир геологии»Автор – Матасова Светлана Владимировна
Пояснительная записка Вид программы: предпрофильная. Место в образовательном процессе: согласно существующей типологии элективных курсов данный курс принадлежит к группе предметно-ориентированных курсов, позволяющих диагностировать готовность и способность ученика изучать выбранный предмет, создаёт условия осознанного и успешного выбора профиля. Программа элективного курса «Удивительный мир геологии» предназначена для учащихся 9 класса. Курс рассчитан на 17 часов. «Описание Земли» - такое значение в переводе с греческого имеет термин «география». Это наука о людях, о различных местах на Земле, об отношениях между людьми и самой Землёй. Также это повествование о ландшафтах Земли, о движении Земли в пространстве, о геологических и климатических изменениях... и о многом-многом другом. География объясняет ученику мир, в котором он живёт, показывает, как эффективно может его использовать человек, как должен стремиться к защите и охране его для будущих поколений. Но далеко не все вопросы об истории нашей Земли, о накоплении знаний по географии, о геологии и климатологии изучаются в школе. Изучая физическую географию, учащиеся получают определенные сведения об одной из важнейших наук о Земле — геологии. Интерес к геологическим вопросам, возникающий у учащихся при прохождений курса физической географии, углубляется и расширяется в процессе изучения элективного курса геологии, из стихийного и поверхностного делается осознанным, основанным на понимании сущности геологической науки и ее важнейших закономерностей. Геология — наука о вещественном составе и истории земной коры. Она раскрывает закономерности формирования земной коры и ее минеральных богатств, знакомит с методами познания прошлого и методикой прогноза минеральных ресурсов. Геология учит понимать все геологические явления во взаимосвязи и развитии. Поэтому возникает необходимость вооружения школьников знаниями, раскрывающими историю развития природы. Этому должен способствовать элективный курс «Удивительный мир геологии», дающий учащимся целостную систему знаний о земной коре и ее развитии. Целью элективного курса является развитие и углубление познавательных интересов учащихся по физической географии и о геологической науке, овладение основами данной науки, ознакомлением с геологическим прошлым своего края и практическим применением геологических знаний через вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению горных пород, минералов и окаменелостей своей местности. Очень часто детей интересуют вопросы, выходящие за рамки школьной образовательной программы, но так необходимые им в жизни. Как правило, многие из них носят краеведческий характер. Отсюда вытекают задачи обучения данному курсу. 1.Последовательно раскрывать перед учащимися основные геологические закономерности и на основе фактического материала научить детей ориентироваться в геологическом прошлом своего края. 2. Прививать учащимся любовь к геологической науке и исследовательские навыки, научить пользоваться «Справочником-определителем горных пород, минералов и окаменелостей», классифицировать горные породы и минералы своей местности по времени образования и происхождению. 3. Развивать у учащихся способность и умение наблюдать геологические явления, анализировать геологические факты, проводить сбор коллекционного материала, систематизировать его и оформлять в коллекцию, проводить работу по чтению геологических карт и разрезов, профилей рельефа, работу с учебной и научной литературой, чтение и конспектирование рекомендованных учителем статей; самостоятельный подбор материалов и их изучение с целью сообщения в классе или составление рефератов по прочитанной литературе, подготовка докладов по актуальным проблемам геологической науки. 4. Последовательно осуществлять связь теории с практикой, познакомить с практическим применением горных пород и минералов своей местности в жизни человека, привлекать учащихся к выяснению и учету местных запасов месторождений полезных ископаемых, проводить работу по изготовлению наглядных пособий: таблиц, картин, фотографий, коллекций и т. д.; 5. Открывать перед учащимися перспективы дальнейшего развития геологической науки и использования ее достижений в интересах хозяйства страны. 6. Раскрыть творческий потенциал учащихся, развивать их интересы и способности, развивать личный интерес учащихся к поисковой, исследовательской работе, как важным составляющим в овладении новыми современными знаниями, умениями, навыками. 7. Проводить профориентационную работу по выбору будущей профессии. Изучая геологию, учащиеся должны приобрести определенные практические умения и навыки, способствующие пониманию «каменной книги природы», что дает возможность подготовить их к будущему участию в геологических исследованиях. Геология изучает Землю на определенном этапе ее развития. Как известно, в истории земного вещества выделяются два возрастных этапа — космический (планетарный) и геологический. Последний начался с того момента, когда Земля приняла примерно современный облик, т. е. «твердую кору и скопления воды на своей поверхности», а ее атмосфера стала «ареной метеорологических явлений в современном смысле этого слова, ее поверхность — ареной геологических изменений… Объектом изучения геологии является земная кора. Она состоит из геологических тел — минералов и горных пород. Изучение их в статическом и динамическом состояниях и историческом аспекте представляет основную задачу данного элективного курса. Критериями отбора геологических тел для их изучения являются следующие: для минералов — породообразующее значение, использование в качестве руд (металлических и неметаллических), значение для хозяйства своего района; для горных пород — участие в формировании вещественного состава земной коры и геологическом строении своей местности; для ископаемых остатков организмов — значение в качестве руководящих ископаемых для геологических систем, слагающих территорию России и свою местность. Важнейшей задачей элективного курса является овладение учащимися геологическим методом, в основе которого лежит изучение геологических тел как ключа для понимания истории земной коры. Поэтому при изучении курса минералы и горные породы должны рассматриваться не изолированно, а в тесной связи с теми геологическими явлениями, в результате которых они образовались. Начальной точкой любого геологического исследования являются наблюдение и собирание фактов. Наблюдение в геологии носит несколько иной характер, чем в других естественных науках. Геологу недостаточно описать и объяснить то или иное явление, а необходимо установить его отношение к другим явлениям. Наблюдая выходы горных пород, геолог должен помнить, что перед ним не единичные обособленные формы, а части единого горного массива. Геологу важно уметь сопоставлять отдельные выходы пород, для того чтобы выяснить взаимоотношения между ними и восстановить общую картину геологической истории изучаемой территории. Содержание курса «Удивительный мир геологии» имеет практическую направленность, так как предусматривает выполнение индивидуальных и коллективных практических работ; работу школьников с определителями и справочниками; подготовку сообщений, докладов, выступлений с лекциями перед учащимися школы об изучаемой теме; оформление стенда «Удивительное ... о камнях». Таким образом, в результате обучения учащиеся должны знать:
Вышеуказанное определяет и следующие умения:
Данный курс способствует развитию у детей географического мышления, формирует представления о природе как средстве обитания человека и её роли в удовлетворении насущных потребностей людей, а также помогает усвоению сведений, необходимых учащимся для последующего выбора профессий и сферы деятельности. Предлагаемая программа требует тщательного подбора материала с учётом возраста учащихся, использования материалов занимательного характера и таких форм работы, чтобы они способствовали усвоению материала и вызывали интерес к элективному к курсу «Удивительный мир геологии». Формы организации и методы обучения геологии Успех занятий зависит от правильной организации. Прежде чем приступить к занятиям, необходимо выявить уровень геологических знаний учащихся, приобретенных в процессе изучения курсов природоведения и физической географии, а также определить интерес учащихся к геологическим вопросам. Конечно, он еще неосознан, основан на увлеченности новизной данного материала. Поэтому перед учителем стоит задача — углубить этот интерес, сделать его стойким и целенаправленным. Способствовать этому должны формы организации и методы обучения элективного курса. Опыт преподавания курса геологии позволяет наметить следующие формы организации обучения данному курсу:
Основной формой проведения теоретических занятий является лекция, реже применяются беседа и рассказ. Содержанием лекций по геологии может быть: 1) введение учащихся в круг проблем по данной томе; 2) сообщение новых сведений об изучаемом предмете; 3) раскрытие закономерностей между изучаемыми явлениями и теоретическим обобщением; 4) обзорные лекции по какому-либо разделу курса. При чтении лекций широко используется проблемный подход к изложению материала, что способствует развитию интереса у учащихся к изучению геологии и активизации умственной деятельности учащихся. Метод беседы применяется при обобщении материала, изученного на лабораторных занятиях или в полевой практике. Беседуя с учащимися о ходе выполнения самостоятельной работы, учитель подводит их к правильному выводу о полученных результатах. Большое значение имеют беседы инструктивного характера перед проведением лабораторных занятий, полевой практики, выполнением самостоятельной индивидуальной работы. В такой беседе устанавливается связь между полученными теоретическими знаниями и предстоящей самостоятельной работой. Методы самостоятельной работы применяются в тех формах организации обучения, где на первый план выступает деятельность учащихся,— на выполнении внеклассных самостоятельных заданий. Возможные геологические экскурсии (в зависимости от местности) - изучение обнажений: - процессов выветривания – россыпи, элювий( остаточные породы на месте разрушения), коллювий(обломочный материал, снесенный с водоразделов под действием силы тяжести), коры выветривания(совокупность продуктов разрушения, как остаточных, так и перемещенных); - деятельности ветра – корразия (вытачивание ветром на горных породах различных углублений, а также штриховка и полировка скал), куэсты, эоловые формы: дюны и барханы; - деятельности атмосферных осадков – овраги, сели; - деятельности рек – эрозия, аккумуляция: меандры, старицы, острова, террасы, пойма, дельта, эстуарий, лиманы; - геологической деятельности подземных вод – карст (сталактиты, сталагмиты), оползни - пример «пьяный лес», грязевой вулканизм; - деятельности ледников – морены, скульптурные формы (борозды, бараньи лбы, курчавые скалы, троги, кары, котловины выпахивания, озы, друмлины, камы) - деятельности моря (разрушение- абразия – террасы, фьорды, созидательная – осадконакопление или аккумуляция– пляжи, косы, рифы) - деятельности озер и болот – лагуны, болота – торф. Каждый из указанных выше видов работ включает формирование приемов работы с определенным источником информации через усложнение заданий и умственное восприятие учащихся. Поэтому следует учитывать моменты:
Исследовательский принцип обучения чаще всего используется при наблюдениях в полевых и лабораторных условиях. Придавая большое значение исследовательскому принципу в процессе обучения, нельзя отказываться от использования работ иллюстративного характера. Оба вида работ должны находить свое место при изучении курса, причем между «методом доказательства» готовых положений и «методом открытий» необходим определенный баланс. Если работа носит исследовательский характер, то теоретический материал должен изучаться на ее основе; если она имеет иллюстративный характер, то строится на материале предшествующего занятия. Конечно, строгое разделение исследовательского и иллюстративного элементов искусственно, так как и в работах иллюстративного характера могут и должны быть элементы исследования. При проведении полевой практики учащиеся знакомятся с важнейшими геологическими явлениями своей местности, с результатами их деятельности, учатся самостоятельно познавать историю земной коры определенной территории. Не следует превращать полевую практику в обычные экскурсии, на которых учитель чаще всего показывает выделенные заранее объекты и сам развивает ту или иную тему, логически обобщающую материал. Необходимо и на полевой практике как можно шире использовать исследовательский принцип в обучении, при котором учащиеся под руководством учителя решают поставленные задачи. Как же конкретно осуществляется применение этого принципа на практике? Например, при изучении темы «Формы залегания осадочных пород», предварительно дав необходимый материал в классе, можно провести геологическую экскурсию, на которой учащиеся рассматривают обнажения и зарисовывают формы залегании пород, тем самым закрепляя материал, изученный ранее. Можно также, предварительно не объяснив в классе теоретический материал или дав лишь общие представления о характере залегания горных пород, предложить учащимся самостоятельно сравнить залегание пород в различных обнажениях. Все виденное (обнажения, форму залегания пород и т. д.) учащиеся зарисовывают в полевом дневнике, а собранный материал затем использует учитель во время лекции. В этом случае учитель только ставит проблему, а формулирует и решает ее ученик. Исследовательский принцип в процессе проведения полевых наблюдений может быть осуществлен путем самостоятельных наблюдений. Учащимся сообщается только тема их работы, например выяснить, как залегают осадочные горные породы. Учитель предлагает им самостоятельно посетить заранее выбранные объекты. Школьники зарисовывают, описывают эти объекты, выясняют, как залегают породы в обнажении. Дальнейшая работа проходит в классе. С помощью учителя учащиеся обобщают материалы наблюдений и делают правильные выводы о формах залегания пород. Проведение подобных работ требует умелой организации и хороших знаний по геологии у учителя. Таким образом, исследовательский принцип в процессе полевых наблюдений может быть осуществлен различными методами, но преимущество последнего неоспоримо: он эффективен, способствует глубокому и прочному усвоению знаний, применению их на практике и направлен на активизацию всей познавательной деятельности школьников. Формирование интереса к определенной области знаний невозможно без чувства удовлетворения школьника своими достижениями. Для их показа большое значение имеют учебные конференции, семинары, которые являются специфическими формами организации занятий и помогают осуществлять учет и контроль знаний учащихся. К семинарам учащиеся должны изучить рекомендованную литературу, провести наблюдения, собрать материал по теме. На семинаре учащиеся делают сообщения, сопровождая их демонстрацией собранных материалов и подходящих средств наглядности и опытов. После каждого сообщения учащиеся выступают с дополнениями по данному вопросу. Затем учитель подводит итог проделанной работы. Учебная конференция — одна из форм обучения и подведения итогов самостоятельной работы учащихся. Материалом для конференции могут служить, например, итоги изучения геологического строения своей местности на полевой практике или в процессе внеклассной индивидуальной и групповой работы. В процессе изучения курса геологии проводятся и экскурсии в геологические и краеведческие музеи, что способствует развитию интереса учащихся к геологическому прошлому своего края. Знакомство с богатствами родного края, с техникой геологических исследований вызывает у детей интерес. Они как бы приобщаются к тому научному поиску, который ведется геологами во многих местах нашей Родины. Немало ребят выражают желание стать в будущем геологами — исследователями земных недр. Контроль и учет знаний, навыков и умений учащихся Трудной педагогической проблемой являются учет и оценка знаний, навыков и умений учащихся по элективному курсу. Целесообразным представляется учет знаний учащихся с помощью контрольных работ, которые можно проводить после изучения и отдельных разделов, и всего курса. Контрольные работы дают возможность быстро и эффективно оценить уровень приобретенных учащимися знаний, навыков и умений. В соответствии с психологическими особенностями старшего школьника необходимо выделять в контрольных работах задания различной степени трудности. При этом важное значение должно придаваться выполнению заданий, направленных на проверку умений, как итога всей педагогической деятельности с учащимися. Поэтому задания для контрольной работы должны строиться с учетом уровней эффективности развивающего обучения:
использованием данного уровня являются познавательные задачи, иногда требующие проведения определенного исследования. Необходимо, чтобы в контрольной работе степень сложности заданий нарастала постепенно (учащиеся должны переходить от более легких уровней к более трудным) и в зависимости от этого должна даваться оценка их знаний (за знания каждого уровня ставится своя оценка, а затем выводится средний балл). В качестве примера заданий для контрольной работы можно привести следующие:
а) среди морских фаций типичны карбонаты, в частности писчий мел; б) наземная фауна примечательна широким развитием наземных, водных и летающих рептилий; в) климат Восточно-Европейской (Русской) равнины в конце периода был аридным; г) тектоническая жизнь земной коры в течение всего периода была интенсивной; д) флора характеризуется господством голосеменных; е) в конце периода происходит вымирание аммонитов и зубастых птищ. 2. В обнажении обнаружены следующие породы (сверху вниз): мел писчий, глина зеленая, коралловый известняк; песок тонкозернистый; галька, глина с включениями гипса. Зарисуйте обнажение. Составьте кривую смены палеогеографических условий. Подобные задания для контрольных работ составляет учитель, используя материалы учебной и научно-популярной литературы. Наиболее удачной формой занятий, при проведении которых легко оценить степень усвоения фактических знаний и умений учащихся являются семинары и учебные конференции. Средства обучения курса
а) натуральные — природные объекты и явления, геологическое оборудование (как геологические обнажения, наблюдаемые в естественной среде, так и коллекции геологических документов-минералов, горных пород, ископаемых остатков организмов, которые изучаются в классе. Коллекции подразделяются на демонстрационные и раздаточные. Демонстрационные служат для показа при объяснении учителем учебного материала или являются эталоном для сравнения образцов на лабораторных занятиях. Эти коллекции должны содержать для каждого геологического периода наиболее типичные руководящие формы. Демонстрационные коллекции минералов и горных пород могут пополняться и за счет сборов во время экскурсии но родному краю, а также из фондов геологических и краеведческих музеев, расположенных вблизи школы. Раздаточные коллекции минералов и горных пород должны содержать образцы небольшого размера (примерно 2X3 см) и служить для определения и изучения на лабораторных занятиях. При изучении истории земной коры необходимо иметь и коллекции главнейших руководящих ископаемых отдельных геологических периодов. Для проведения лабораторных занятий необходимо соответствующее учебное оборудование, которое должно находиться в специальном кабинете, где проводятся занятия по геологии. Так как на лабораторных занятиях ставится цель подробного знакомства с химическими свойствами минералов и горных пород, необходимы химические реактивы. б) изобразительные - объемные (макеты и модели) и плоскостные (картины, фотографии; в) условно-графические, (символические) - геологические карты, профили, разрезы, таблицы, графики, схемы, чертежи; 3) информационно- контролирующие и контролирующие средства обучения; 4) технические средства для проекции, ТСО, вспомогательное оборудование. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Введение (2 час). Лекция по содержанию курса и по геологическому прошлому своей местности (1 час). Экскурсия в краеведческий музей (1 час). |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса, курс рассчитан на 17 часов | Программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» для 10-11 класса Предлагаемая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной... | ||
Рабочая программа Элективного курса по «обществознанию» Курс для 10 класса: «Человек в современном мире». Курс рассчитан на 17 часов. Это авторский курс, утвержденный на уровне моу «Васильчуковская... | Программа элективного курса по основам исторической антропологии «Человек и эпоха» Программа элективного курса «Человек и эпоха» предназначена для изучения учащимися 10 классов. Курс рассчитан на 36 часов (количество... | ||
Программа элективного курса оставлена на основе обязательного минимума... Элективный курс предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 17 часов | Программа элективного курса «Металлы побочных подгрупп и здоровье человека» Данный элективный курс рассчитан на 17 часов учебного времени, является углубленным и может быть организован в целях профильной подготовки... | ||
Программа элективного курса по алгебре для 9 класса «Уравнения, неравенства и их системы» Программа данного элективного курса рассчитана на 16 часов и предназначена для учащихся 9 класса | Рабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания» Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов | ||
Программа элективного курса для 10 класса Составитель: Павлова О.... Курс разработан для предпрофильного обучения на ступени основной средней общеобразовательной школы, рассчитан на 17 часов (1 час... | Рабочая программа элективного курса «история в лицах» Программа курса «История в лицах» предназначена для изучения в 10 классе. Курс рассчитан на 35 часов; 1 час в неделю | ||
Методические рекомендации по реализации программы элективного курса... Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Курс рассчитан на 17 часов учебного времени, состоит из 3 отдельных модулей... | Рабочая программа элективного курса «рекреационная география» Программа элективного курса «Рекреационная география» предназначена для учащихся 11 класса (всего 17 часов, 0,5 часов в неделю) | ||
Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 9-го класса "Практикум по орфографии" Программа элективного курса «Практикум по орфографии» рассчитана на 17 часов и предназначена для всех учащихся 9 класса | Рабочая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной общеобразовательной школы, а так же для профильного... | ||
Рабочая программа элективного курса по физике в 11-б классе Элективный курс предназначен для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений, проявляющих интерес к физике и астрономии, желающих... | Программа элективного курса «Физика в профессиях» Элективный курс предназначен для изучения в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки и рассчитан на 11 часов. Содержание курса... |