Скачать 399.6 Kb.
|
МОУ СОШ №22 с углубленным изучением французского языка г Дзержинска Нижегородской области. Программа элективного курса «Колыбель жизни» Выполнила: Романова Татьяна Михайловна учитель биологии высшей категории МОУ СОШ №22 с углубленным изучением французского языка. 606025, Нижегородская обл., г.Дзержинск, ул. Гайдара 74 «б », Тел. 8 (313) 23 22 24 8 (313) 26 17 89, 8 (313) 24 62 18 E – mail: t_romanova@bk.ru 2007 год Содержание Глава 1. Программа элективного курса «Колыбель жизни»
1. 3. Учебно – тематическое планирование с. 9 1. 4. Основные требования к знаниям и умениям учащихся с. 11 Глава 2. Методические рекомендации по реализации программы элективного курса
2. 3. Процедура обучения с. 13 2. 4. Средства для дифференцированного обучения с. 15 2. 5. Одаренные дети с. 15 Литература с. 16 Приложение с. 18 Глава 1. Программа элективного курса «Колыбель жизни» 1. 1. Пояснительная записка Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Курс рассчитан на 17 часов учебного времени, состоит из 3 отдельных модулей – задач, но связанных друг с другом одной темой «Вода в нашей жизни». Разделы курса представлены в виде сформулированных проблем, которые ребята в ходе изучения решают. Основной целью курса является создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и применение новых педагогических технологий. Задачи курса: Социально-психологические: создание условий для оценки учащимися своих возможностей продолжения образования в выбранном естественно-научном направлении путем знакомства с особенностями научного метода познания природы на примере изучения воды. Академические: формировать интеллектуальные и практические умения, развивать умения работать в группах, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, использовать Интернет - пространство для отображения своих результатов и поиска информации. В ходе курса на основе проведенных исследований и обзора литературы учащимися 9 класса рассматриваются химические свойства воды, причины возникновения жизни, возможность существования жизни на других планетах, значение и роль воды в природе и жизни живых организмов, качество питьевая вода, вопросы, связанные с потреблением воды в промышленности и в жизни человека. Ребята знакомятся с разновидностями воды и уникальными ее свойствами. Выбор темы элективного курса обусловлен тем, что Вода – это интересный объект для исследования, на котором можно проследить биологические и химические закономерности развития жизни. Этот курс связан идейно и содержательно с базовым курсом биологии и химии в 8-х классах. Но на уроках интеграции очень сложно добиться. Данный курс позволяет углубить и расширить представления учащихся об экспериментальном методе познания, о взаимосвязи теории и практики. Новизна этого элективного курса состоит в проблемном изложении содержания, которое отображает взаимосвязи природы и человека, позволяет глубже их понять. Выполнение учащимися некоторых опытов позволяет внести вклад в формирование у них экспериментальных умений. А способность отобразить свой материал в сети Интернет отражает социальную ответственность. Таким образом, данный материал имеет большое познавательное и прикладное значение, так как:
Достижение социально-психологических целей обеспечивается организацией работы в малых группах. Коллективная учебная деятельность, необходимость публичных выступлений на презентациях позволить развивать у учащихся коммуникативные качества. Выполнение группой практических заданий обеспечивает реализацию основных положений метода малых групп. Состав малых групп, время от времени, следует менять. Это обеспечит более успешную социализацию учащихся. В процессе обучения, помимо формирования собственной позиции, ученики смогут освоить следующие умения:
Каждая группа работает над темой, которая ей наиболее интересна, поэтому здесь есть возможность выбора: - проведение биологических, химических, физических исследований; - проведение социологических опросов с разными слоями населения; - обработка литературных и Интернет – ресурсов; - организация и проведение экскурсий; - компьютерная обработка и анализ результатов; - организация собственных выступлений; - техническая обработка результатов и представление их средствами компьютерных и Интернет-технологий. Программа выстроена в логике организации проектной деятельности. Метод проектов – это система взглядов, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий ( Педагогическая энциклопедия). От простого к сложному строится и содержание элективного курса. Учащиеся сначала изучают содержание тем на информативном уровне, а на итоговом занятии представляют свои работы (устные сообщения, презентации, буклеты, информационные листы и др.) на аналитическом уровне. Презентация – итоговая работа по окончании проекта предполагает наличие исследования, анализа. В начале изучения содержания курса ученики создают просто информационные презентации. Для сильных учеников – презентации, решающие какую-либо проблему. А к концу курса итоговая работа для всех учащихся, должна иметь исследовательский характер, строящийся на сравнении, анализе изученного материала и соответствовать одной из проблем, поставленных в начале проекта. Учащиеся должны иметь четкие критерии оценки презентаций разного уровня. Если сильный ученик начинает работать над проблемной презентацией, а затем отрабатывает свое мастерство в создании аналитической презентации, т. е. по сути, выполняет научно-исследовательскую работу по темам курса, то слабый ученик, чтобы приблизиться к результатам более успешных одноклассников работает сначала над информативной, затем проблемной и только потом исследовательской презентацией по теме. Это позволит учителю научить проводить исследования разного уровня учащихся с изначально разными способностями, умениями и навыками. В конце изучения курса планируется проведение итоговой конференции с защитой своих проектов, которая поможет учащемуся, в первую очередь, оценить свои успехи и составить мнение о возможности дальнейшего изучения интегрируемых в курсе учебных предметов. После завершения работы над содержанием курса учащиеся смогут:
Основной акцент при изучении вопросов курса должен быть направлен на активную работу учеников в классе в форме диалога учитель – ученик, активного обсуждения материала в форме ученик(и) – ученик(и), учение – учитель. 1. 2. Содержание курса Общее количество часов – 17. Введение ( 1 час) Тема 1: Современный взгляд на состояние воды ( 4 часа) Вода в моем городе. Пригодность воды к употреблению. Качество воды. Требования к качеству воды. Соответствие питьевой воды ГОСТу по общей жесткости. Влияние кипячения на жесткость воды. Влияние питьевой воды на организм человека Особенности городского водоснабжения. Особенности родниковых вод. Особенности минеральных вод. Воздействие хлора на организм человека. Мнения специалистов. Что мы пьем сегодня. Питьевая вода и заболевания. Вода в моем городе. Пригодность воды к употреблению. Практические работы:
Семинар: Современный взгляд на состояние воды Тема 2 . Химические и биологические свойства воды ( 2 часа) Основные свойства воды. Водные реакции. Вода как растворитель. Растворы в природе и живых организмах. Передвижение растворов в организмах. Практические работы: 1. «Реакции с металлами и неактивными неметаллами». 2. «Растворимость разных веществ» 3. «Передвижение веществ в растениях» Семинар: Свойства воды – какие они Тема 3. Вода в организме человека ( 3 часа) Вода внутри нас. Содержание, распределение и выделение воды в организме. Ежесуточное выделение воды. Зависимость процесса выделения от разных показателей. Цент водного обмена – стволовая часть головного мозга. Общее количество воды. Интерстициальная и внутрисосудистая вода, способы ее подсчета. Вода в клетке, рост организма и количество воды. Истоки взаимодействия. Отношение к воде разных слоев населения. Водяная польза. Избыток воды. Практические работы
Семинар: Вода в организме человека Акция «Я за воду, дающую жизнь» Тема 4: Зарождение жизни ( 3 часа) История возникновения жизни. Развитие многообразия и разнообразия жизни на нашей планете. Существование жизни на других планетах. Вечность жизни. Практические работы
Семинар: Зарождение и развитие жизни Тема 5. Водные ресурсы ( 3 часа часов) Водные ресурсы России. Современный взгляд на проблему сохранения чистой воды. Истощение и загрязнение водных ресурсов. Применение воды в промышленности. Пути решения. Практическая работа
Семинар: Взгляд в будущее. Итоговая конференция ( 1 час ) 1. 3. Учебно-тематический план
1. 4. Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
|
Паспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной... | Методические рекомендации по проведению курса по выбору В пособие даны методические рекомендации по организации занятий курса по выбору «Физика в сельском хозяйстве» для второго года обучения... | ||
Методические указания по самостоятельной работе студентов Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Вторичные метаболиты растений»... | Образовательная программа элективного курса по русскому языку. Категория учащихся: 5 класс Программа элективного курса «Юный лингвист» составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов... | ||
Рабочая программа элективного курса в 9 классе «Графический дизайн. Adobe Photoshop» Требования к минимально необходимому уровню знаний учащихся, необходимых для успешного изучения элективного курса 6 | Программа элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира» Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры | ||
Программа элективного курса «Химия и окружающая среда» Содержание элективного курса нацелено на формирование у учащихся химико-экологических знаний, умений, норм поведения и на развитие... | Методические рекомендации по изучению дисциплины 21 Методические... Целью курса является изучение основных институтов и норм римского права в их историческом развитии и их влияние на нормы современного... | ||
Пояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса... Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ | Методические рекомендации по проведению, оформлению и презентации... М 54 Методические рекомендации по проведению, оформлению и презентации исследовательской работы учащихся/ Составители: Борщева Н.... | ||
Методические указания по самостоятельной работе студентов Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Избранные главы экологической... | Программа элективного курса по биологии "Клетки и ткани" Он предназначен для учащихся 10-11 классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии.... | ||
Рабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания» Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов | Программа элективного курса «Избранные вопросы физики» (2ч в неделю, всего 68часов) ... | ||
Методические рекомендации для самостоятельной работы обучающихся... Смк-уп 2 Методические рекомендации для самостоятельной работы обучающихся и студентов 1, 2, 3 и 4 курса | Программа элективного курса «основы цитологии» Он предназначен для учащихся 10-11 классов, желающих выбрать биологию для дальнейшего обучения, а также для учащихся, проявляющих... |