Методические рекомендации по реализации программы элективного курса Оценивание работы учащихся с. 13





Скачать 399.6 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по реализации программы элективного курса Оценивание работы учащихся с. 13
страница1/4
Дата публикации04.10.2013
Размер399.6 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Информатика > Программа
  1   2   3   4


МОУ СОШ №22 с углубленным изучением французского языка г Дзержинска Нижегородской области.

Программа

элективного курса

«Колыбель жизни»

Выполнила:

Романова Татьяна Михайловна

учитель биологии высшей категории

МОУ СОШ №22 с углубленным

изучением французского языка.

606025, Нижегородская обл., г.Дзержинск, ул. Гайдара 74 «б »,

Тел. 8 (313) 23 22 24

8 (313) 26 17 89, 8 (313) 24 62 18

E – mail: t_romanova@bk.ru

2007 год

Содержание
Глава 1. Программа элективного курса «Колыбель жизни»


  1. 1. Пояснительная записка с. 3




  1. 2. Содержание курса с. 7


1. 3. Учебно – тематическое планирование с. 9
1. 4. Основные требования к знаниям и умениям учащихся с. 11


Глава 2. Методические рекомендации по реализации программы

элективного курса


  1. 1. Оценивание работы учащихся с. 13

  1. 2. Итоговое оценивание с. 13

2. 3. Процедура обучения с. 13

2. 4. Средства для дифференцированного обучения с. 15

2. 5. Одаренные дети с. 15
Литература с. 16

Приложение с. 18

Глава 1. Программа элективного курса «Колыбель жизни»
1. 1. Пояснительная записка
Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Курс рассчитан на 17 часов учебного времени, состоит из 3 отдельных модулей – задач, но связанных друг с другом одной темой «Вода в нашей жизни». Разделы курса представлены в виде сформулированных проблем, которые ребята в ходе изучения решают.

Основной целью курса является создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и применение новых педагогических технологий.

Задачи курса:

Социально-психологические: создание условий для оценки учащимися своих возможностей продолжения образования в выбранном естественно-научном направлении путем знакомства с особенностями научного метода познания природы на примере изучения воды.

Академические: формировать интеллектуальные и практические умения, развивать умения работать в группах, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, использовать Интернет - пространство для отображения своих результатов и поиска информации.

В ходе курса на основе проведенных исследований и обзора литературы учащимися 9 класса рассматриваются химические свойства воды, причины возникновения жизни, возможность существования жизни на других планетах, значение и роль воды в природе и жизни живых организмов, качество питьевая вода, вопросы, связанные с потреблением воды в промышленности и в жизни человека. Ребята знакомятся с разновидностями воды и уникальными ее свойствами.

Выбор темы элективного курса обусловлен тем, что Вода – это интересный объект для исследования, на котором можно проследить биологические и химические закономерности развития жизни. Этот курс связан идейно и содержательно с базовым курсом биологии и химии в 8-х классах. Но на уроках интеграции очень сложно добиться. Данный курс позволяет углубить и расширить представления учащихся об экспериментальном методе познания, о взаимосвязи теории и практики.

Новизна этого элективного курса состоит в проблемном изложении содержания, которое отображает взаимосвязи природы и человека, позволяет глубже их понять. Выполнение учащимися некоторых опытов позволяет внести вклад в формирование у них экспериментальных умений. А способность отобразить свой материал в сети Интернет отражает социальную ответственность.

Таким образом, данный материал имеет большое познавательное и прикладное значение, так как:

  • Позволяет познакомиться с научными методами: наблюдение, гипотеза, опыт, теория и реально оценить свои возможности для дальнейшего профильного образования;

  • Создает условия для эффективной устной, письменной, мультимедийной и сетевой коммуникации в различных формах, управление ею и понимание ее;

  • Включает много проблемных задач, позволяющих учащимся каждый раз пройти по извечному пути познания;

  • Дает возможность осуществить интегрированный подход к изучению воды как вещества с точки зрения химии и биологии;

  • Дает возможность применять новые идеи и доводить их до других людей, осознавать свои потребности, проводить мониторинг собственного понимания и обучения;

  • Умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами;

  • Способность действовать в интересах сообщества, этично себя вести в межличностном, профессиональном и социальном контекстах;

  • Есть место для осуществления профориентационной работы;

  • Благодаря большому объему материала и простоте необходимого оборудования можно обеспечить уровневой работой 5-6 групп из 2-4 человек на каждый урок курса.

Достижение социально-психологических целей обеспечивается организацией работы в малых группах. Коллективная учебная деятельность, необходимость публичных выступлений на презентациях позволить развивать у учащихся коммуникативные качества. Выполнение группой практических заданий обеспечивает реализацию основных положений метода малых групп. Состав малых групп, время от времени, следует менять. Это обеспечит более успешную социализацию учащихся.

В процессе обучения, помимо формирования собственной позиции, ученики смогут освоить следующие умения:

  • Планирование исследований, выдвижение гипотез, описание результатов наблюдений;

  • Выполнение простейших лабораторных работ;

  • Работа в сотрудничестве с товарищами в рамках исследовательской деятельности;

  • Представление результатов работы в различных видах.

Каждая группа работает над темой, которая ей наиболее интересна, поэтому здесь есть возможность выбора:

- проведение биологических, химических, физических исследований;

- проведение социологических опросов с разными слоями населения;

- обработка литературных и Интернет – ресурсов;

- организация и проведение экскурсий;

- компьютерная обработка и анализ результатов;

- организация собственных выступлений;

- техническая обработка результатов и представление их средствами компьютерных и Интернет-технологий.
Программа выстроена в логике организации проектной деятельности. Метод проектов – это система взглядов, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий ( Педагогическая энциклопедия). От простого к сложному строится и содержание элективного курса.

Учащиеся сначала изучают содержание тем на информативном уровне, а на итоговом занятии представляют свои работы (устные сообщения, презентации, буклеты, информационные листы и др.) на аналитическом уровне.

Презентация – итоговая работа по окончании проекта предполагает наличие исследования, анализа. В начале изучения содержания курса ученики создают просто информационные презентации. Для сильных учеников – презентации, решающие какую-либо проблему. А к концу курса итоговая работа для всех учащихся, должна иметь исследовательский характер, строящийся на сравнении, анализе изученного материала и соответствовать одной из проблем, поставленных в начале проекта. Учащиеся должны иметь четкие критерии оценки презентаций разного уровня. Если сильный ученик начинает работать над проблемной презентацией, а затем отрабатывает свое мастерство в создании аналитической презентации, т. е. по сути, выполняет научно-исследовательскую работу по темам курса, то слабый ученик, чтобы приблизиться к результатам более успешных одноклассников работает сначала над информативной, затем проблемной и только потом исследовательской презентацией по теме. Это позволит учителю научить проводить исследования разного уровня учащихся с изначально разными способностями, умениями и навыками.

В конце изучения курса планируется проведение итоговой конференции с защитой своих проектов, которая поможет учащемуся, в первую очередь, оценить свои успехи и составить мнение о возможности дальнейшего изучения интегрируемых в курсе учебных предметов.

После завершения работы над содержанием курса учащиеся смогут:

  • объяснять строение молекул, химические свойства воды;

  • понимать уникальность воды как природного соединения, необходимость рационального использования водных ресурсов;

  • проводить химические и биологические опыты по определению свойств воды;

  • использовать компьютерные инструменты для наглядного представления результатов исследования;

  • Работая в группах, узнать как можно больше о различных свойствах, особенностях, значении воды на Земле;

  • Оценить ее необходимость для жизни и существования живых существ;

  • Проследить уникальность и незаменимость этого вещества на Земле;

  • Представить результаты своей работы в группах на конференции и на страницах Летописи.

Основной акцент при изучении вопросов курса должен быть направлен на активную работу учеников в классе в форме диалога учитель – ученик, активного обсуждения материала в форме ученик(и) – ученик(и), учение – учитель.

1. 2. Содержание курса

Общее количество часов – 17.
Введение ( 1 час)
Тема 1: Современный взгляд на состояние воды ( 4 часа)



Вода в моем городе. Пригодность воды к употреблению. Качество воды. Требования к качеству воды. Соответствие питьевой воды ГОСТу по общей жесткости. Влияние кипячения на жесткость воды. Влияние питьевой воды на организм человека Особенности городского водоснабжения. Особенности родниковых вод. Особенности минеральных вод. Воздействие хлора на организм человека. Мнения специалистов. Что мы пьем сегодня. Питьевая вода и заболевания. Вода в моем городе. Пригодность воды к употреблению.

Практические работы:

  1. «Влияние кипячения на жесткость воды».

  2. «Соответствие питьевой воды ГОСТу по содержанию в ней железа, фтора, йода, хлора»

  3. «Качество воды в моем городе»

  4. «Изучение качества питьевой воды»


Семинар: Современный взгляд на состояние воды

Тема 2 . Химические и биологические свойства воды ( 2 часа)

Основные свойства воды. Водные реакции. Вода как растворитель. Растворы в природе и живых организмах. Передвижение растворов в организмах.
Практические работы:
1. «Реакции с металлами и неактивными неметаллами».

2. «Растворимость разных веществ»

3. «Передвижение веществ в растениях»
Семинар: Свойства воды – какие они
Тема 3. Вода в организме человека ( 3 часа)
Вода внутри нас. Содержание, распределение и выделение воды в организме. Ежесуточное выделение воды. Зависимость процесса выделения от разных показателей. Цент водного обмена – стволовая часть головного мозга. Общее количество воды. Интерстициальная и внутрисосудистая вода, способы ее подсчета. Вода в клетке, рост организма и количество воды. Истоки взаимодействия. Отношение к воде разных слоев населения. Водяная польза. Избыток воды.
Практические работы


  1. « Необходимость именно воды для человека»

  2. «Зависимость выделенной воды от разных показателей».

  3. «Подсчет разновидностей воды в нашем организме»


Семинар: Вода в организме человека

Акция «Я за воду, дающую жизнь»
Тема 4: Зарождение жизни ( 3 часа)
История возникновения жизни. Развитие многообразия и разнообразия жизни на нашей планете. Существование жизни на других планетах. Вечность жизни.
Практические работы


  1. «История развития жизни на Земле»

  2. «Источники жизни на других планетах»


Семинар: Зарождение и развитие жизни
Тема 5. Водные ресурсы ( 3 часа часов)
Водные ресурсы России. Современный взгляд на проблему сохранения чистой воды. Истощение и загрязнение водных ресурсов. Применение воды в промышленности. Пути решения.
Практическая работа


  1. «Законодательство Российской Федерации по охране водных ресурсов»


Семинар: Взгляд в будущее.
Итоговая конференция ( 1 час )


1. 3. Учебно-тематический план





Название

темы

Количество

часов

Форма

проведения

Образовательный продукт

1.

2.

3.
4.

5.
6.

7.

8.

9.
10.

11.


12.

13.

14.
15.
16.

17.

Введение

Тема 1. Современный взгляд на состояние воды ( 4 часа )

Вода в моем городе. Пригодность воды к употреблению. Качество воды.

Соответствие питьевой воды. Влияние на организм.

Особенности городского водоснабжения. Питьевая вода и заболевания.

Семинар «Современный взгляд на состояние воды»
Тема 2. Химические и биологические свойства воды ( 2 часа)

Основные свойства воды. Вода как растворитель.
Передвижение растворов в организме.
Тема 3. Вода в организме человека (3 часа )

Вода внутри нас.

Общее количество воды. Ее разновидности.

Водяная польза. Избыток воды.
Тема 4. Зарождение жизни

( 3 часа)

История возникновения жизни.

Существование жизни на других планетах.
Семинар «Зарождение и развитие жизни»
Тема 5. Водные ресурсы

(3 часа )

Водные ресурсы России.
Истощение и загрязнение водных ресурсов.

Семинар «Взгляд в будущее»

Итоговая конференция

1

1
1

1

1
1

1

1

1
1

1


1

1

1
1
1

1


Лекция

Практикум

( № 3, 4)

Практикум

(№ 1, 2)
Лекция, работа в Интернет
Защита промежуточ-

ных работ


Лекция, практика

(№ 5,6)

Лекция, практика

(№ 7)

Лекция, работа в Интернет
Практикум

( № 8, 9, 10)

Лекция, работа в Интернет


Работа в Интернет,

практикум

( №11)

Практикум

№ 12
Защита промежуточ-

ных работ

практикум в Интернет

лекция
защита, подготовка к конференции

защита работ


Презентация, буклет

Презентация, буклет
Информационные бюллетени, решение проблемы
Вики-статья в Интернет, очерки


Эксперимент

Очерк +схема

Презентации, реферат, решение проблемы

Фотографии, отчеты

Презентации,

очерки


презентация, очерки, реферат, решение проблемы
реферат, очерки, модель, решение проблемы

конспект, схема,

презентация, буклет, очерки

реферат, очерки, конспект

очерки, конспект, решение проблемы
вики – статья

очерки, буклет


1. 4. Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:

  • Устройство светового и электронного микроскопа;

  • Строение молекул, биологические и химические свойства воды;

  • Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

  • Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

  • Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды организма.

  • Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. Царства бактерий, грибов, растений и животных;

  • Место и роль человека в системе органического мира;

  • Влияние экологических факторов на организмы;

  • Методы изучения живых объектов;

  • Вещества простые и сложные. Качественный и количественный состав вещества. Понятие о валентности и степени окисления;

  • Человек в мире веществ: материалы и химические процессы. Химическая картина мира;

  • Вещество и его агрегатные состояния. Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси разного агрегатного состояния;

  • Вещества простые и сложные. Качественный и количественный состав вещества;

  • Общее представление о строении молекул. Химическая связь. Типы химических связей;

  • Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни.


Учащиеся должны уметь:

  • Умение проводить работы с различными источниками информации;

  • Умение решать интеллектуальные проблемы, биологические задачи и выполнять исследования;

  • Умение проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов;

  • Использовать компьютерные инструменты для наглядного представления результатов исследования

  • Умение применять биологические знания для объяснения процессов и явлений жизнедеятельности собственного организма;

  • Умение самостоятельно приобретать новые знания по данным предметам в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • Умение самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности, решения практических задач;

  • Способность и готовность использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для заботы о собственном здоровья;

  • Понимать уникальность воды как природного соединения, необходимость рационального использования водных ресурсов;

  • Умение наблюдать природные явления, проводить химический эксперимент, а также производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций.


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по реализации программы элективного курса Оценивание работы учащихся с. 13 iconПаспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса
Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной...
Методические рекомендации по реализации программы элективного курса Оценивание работы учащихся с. 13 iconМетодические рекомендации по проведению курса по выбору
В пособие даны методические рекомендации по организации занятий курса по выбору «Физика в сельском хозяйстве» для второго года обучения...
Методические рекомендации по реализации программы элективного курса Оценивание работы учащихся с. 13 iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов
Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Вторичные метаболиты растений»...
Методические рекомендации по реализации программы элективного курса Оценивание работы учащихся с. 13 iconОбразовательная программа элективного курса по русскому языку. Категория учащихся: 5 класс
Программа элективного курса «Юный лингвист» составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов...
Методические рекомендации по реализации программы элективного курса Оценивание работы учащихся с. 13 iconРабочая программа элективного курса в 9 классе «Графический дизайн. Adobe Photoshop»
Требования к минимально необходимому уровню знаний учащихся, необходимых для успешного изучения элективного курса 6
Методические рекомендации по реализации программы элективного курса Оценивание работы учащихся с. 13 iconПрограмма элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира»
Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры
Методические рекомендации по реализации программы элективного курса Оценивание работы учащихся с. 13 iconПрограмма элективного курса «Химия и окружающая среда»
Содержание элективного курса нацелено на формирование у учащихся химико-экологических знаний, умений, норм поведения и на развитие...
Методические рекомендации по реализации программы элективного курса Оценивание работы учащихся с. 13 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины 21 Методические...
Целью курса является изучение основных институтов и норм римского пра­ва в их историческом развитии и их влияние на нормы современного...
Методические рекомендации по реализации программы элективного курса Оценивание работы учащихся с. 13 iconПояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса...
Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ
Методические рекомендации по реализации программы элективного курса Оценивание работы учащихся с. 13 iconМетодические рекомендации по проведению, оформлению и презентации...
М 54 Методические рекомендации по проведению, оформлению и презентации исследовательской работы учащихся/ Составители: Борщева Н....
Методические рекомендации по реализации программы элективного курса Оценивание работы учащихся с. 13 iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов
Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Избранные главы экологической...
Методические рекомендации по реализации программы элективного курса Оценивание работы учащихся с. 13 iconПрограмма элективного курса по биологии "Клетки и ткани"
Он предназначен для учащихся 10-11 классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии....
Методические рекомендации по реализации программы элективного курса Оценивание работы учащихся с. 13 iconРабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания»
Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов
Методические рекомендации по реализации программы элективного курса Оценивание работы учащихся с. 13 iconПрограмма элективного курса «Избранные вопросы физики» (2ч в неделю, всего 68часов)
...
Методические рекомендации по реализации программы элективного курса Оценивание работы учащихся с. 13 iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы обучающихся...
Смк-уп 2 Методические рекомендации для самостоятельной работы обучающихся и студентов 1, 2, 3 и 4 курса
Методические рекомендации по реализации программы элективного курса Оценивание работы учащихся с. 13 iconПрограмма элективного курса «основы цитологии»
Он предназначен для учащихся 10-11 классов, желающих выбрать биологию для дальнейшего обучения, а также для учащихся, проявляющих...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск