М. В. Ломоносов в истории Университета и Гимназии выдающееся место принадлежит великому русскому ученому и организатору образования М. В. Ломоносову. Около 30 лет его жизнь и деятельность были неразрывно связаны с эт





Скачать 285.91 Kb.
НазваниеМ. В. Ломоносов в истории Университета и Гимназии выдающееся место принадлежит великому русскому ученому и организатору образования М. В. Ломоносову. Около 30 лет его жизнь и деятельность были неразрывно связаны с эт
страница1/3
Дата публикации05.07.2015
Размер285.91 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3
Реферат по литературе ученицы 8»Э» класса

Хамбековой Татьяны

М. В. Ломоносов

В истории Университета и Гимназии выдающееся место принадлежит великому русскому ученому и организатору образования М. В. Ломоносову. Около 30 лет его жизнь и деятельность были неразрывно связаны с этими прославленными учебными заведениями, где он прошел путь от студента до профессора и ректора. Памятник академику и замечательному просветителю на Университетской набережной, в створе Менделеевской линии - достойное признание нашими современниками его заслуг в развитии обители просвещения и центра научной мысли, расположенных по соседству.

После возвращения Ломоносова в 1741 г. из-за границы, куда он был послан в числе других студентов-стипендиатов, молодой ученый включился в педагогический процесс с чтением курса основ металлургии. В 1742 г. закончил работу для своего первого слушателя Мартина Клейнфельда, озаглавленную "Первое основание горной науки" или, как сам автор называл ее иногда, "Горная книжица".

В опубликованной программе публичных лекций, объявленных с 1 сентября 1742 г., среди других лекторов значился "Михайло Ломоносов, адъюнкт Академии", который "руководство к географии физической, через г. Крафта сочиненное, публично толковать будет; а приватно охотникам наставление давать намерен в химии и истории натуральной о минералах, також обучать в стихотворстве и штиле российского языка" (ПФААН. Ф. 21. Оп. 7. Д. 52. Л. 1 об.).

В это время значительную помеху в деятельности Университета и чтении лекций создавало следствие по "делу Шумахера". История "суда и следствия" глубоко исследована Е. С. Кулябко. Остановимся лишь на позиции, занятой Ломоносовым, и его ответе на вопрос Следственной комиссии: "Есть ли Университет, и честные и славные науки происходят ли и процветают ли?"

В отличие от других "академических профессоров" - доктора П. Кондоиди, асессора В. Адодурова, адъюнкта Г. Теплова, - ответивших на вопрос утвердительно: "... в Академии процветают науки и без сомнения имеется и Университет", Ломоносов написал эмоциональную записку под названием "Нижайшее доказательство о том, что здесь, при Академии, нет Университета".

Можно ли предположить, что Ломоносов не знал о пути, пройденном Петровским университетом, о его профессорах и питомцах, о публичных лекциях и подготовленной, и отпечатанной в типографии учебной литературе, о лабораториях и экспедициях? Всего несколько месяцев прошло, как в августе 1742 г. был утвержден очередной "Каталог лекций" (т. е. расписание занятий в Университете).

Всякий, кто обратится к документам Академии за 1740-е гг., к протоколам собраний ученых, увидит, что вопреки установкам "правления Шумахерова" профессора сделали немало для обучения "природных русских" не только в Гимназии, но и в Университете.

Смысл горестного восклицания Ломоносова - "душу прямого Университета оставили и уничтожили" - заключается в его желании путем категорического отрицания самого существования Университета попытаться достичь невероятного для послепетровской России - предоставления Университету "вольности", того что юриспруденция XIX в. назовет "автономией", а также призвать своих коллег по Академии к еще более ревностному служению "процветанию наук в отечестве".

В развитии Университета и Гимназии Ломоносов на протяжении всей своей жизни видит важнейшее условие процветания науки в России. Именно в этом пафос слов Ломоносова, относящихся к более позднему времени: "... здешний Университет не токмо действия, но и имени не имеет. Но когда бы здешнему Университету учинена была инавгурация, то есть торжественное учреждение, как то в других государствах водится, и на оном бы программою всему свету объявлены были вольности и привилегии, которыми Университет пожалован..." (ПСС. Х. 20-21).

Конечно же, слова Ломоносова о том, что университет Санкт-Петербургский не имеет "действия", не должны восприниматься буквально, как и написанные двумя годами ранее: "Извне почти одне развалины, внутрь нет ничего, что бы Академиею и Университетом могло называться". Перед нами, несомненно, риторический прием. Абсолютизировать подобные эмоциональные высказывания, как это сделала Е. С. Кулябко, назвавшая цитированные суждения Ломоносова о Петербургском университете в 1755 г. "справедливым мнением", - значит вступить в противоречие с фактами.

Обратим наше внимание на некоторые черты будней университетской жизни 1740-х гг. 29 апреля 1743 г. в собрание академиков были вызваны студенты, вернувшиеся из Камчатской экспедиции для заслушивания их отчетов. Студент "Крашенинников продемонстрировал в качестве образца сделанные им описания рыбы, именуемой по-русски "корюхой", также цветка золотистого левкоя... и на вопросы, заданные ему мужами превосходительными Гмелиным, Зигесбеком, Вейбрехтом и Уайльдом, касающиеся естественной истории, весьма изящно ответил ...".

Как известно, студент Крашенинников привез из экспедиции материалы, на основании которых им была написана научная работа, не утратившая своего значения и в наши дни - "Описание земли Камчатки". Несмотря на то что многие академики сочувственно отнеслись к Крашенинникову, на его прошение о предоставлении ему звания адъюнкта предложили ему представить по естественной истории разработанную тему, с тем чтобы они могли лучше судить о его успехах. Решение это было принято 20 мая 1743 г. Но Крашенинников отреагировал молниеносно - через четыре дня "представил собранию свою работу по ихтиологии для доказательства своих успехов в естественной истории" (Протоколы заседаний конференции имп. Академии наук с 1725 по 1803 год. Т. II. СПб., 1897. С. 58-59). Несколько раз до 12 августа 1743 г. академики в своих заседаниях возвращались к оценке прочитанной ими работы Крашенинникова, но в этот день наконец Шумахер зачитал распоряжение Сената о назначениях в Академии: Ломоносов и Тредьяковский стали профессорами, Крашенинников - адъюнктом (Там же. С. 65-66).

21 марта 1746 г. Ломоносов обратился с просьбой, "чтобы для лекций по физике, которые он должен читать по распоряжению Верховного Сената, он мог пользоваться приборами, которые хранятся в Академии" (Там же. С. 128-129). Лекции по физике впервые в истории российской высшей школы Ломоносов предполагал читать на русском языке. Однако это ему удалось лишь в 1747 г., ознаменованному добрыми переменами в университетской жизни.

24 июля 1747 г. в Царском Селе Елизавета Петровна утвердила "Регламент императорской Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге", который на долгие годы определил статус Университета и Гимназии. Введение Регламента было прогрессивной мерой, которая закрепила существовавшую и ранее практику деятельности Университета и Гимназии - публичных лекций, привлечения студентов к научным исследованиям, лабораторных занятий, апробации студенческих работ перед академическим собранием, узаконила требования к профессорам и студентам. Университету в Регламенте были посвящены 14 параграфов - с 36 по 49. "Университет есть собрание учащих и учащихся людей. Первые называются профессора, а другие - студенты" - так начинался ╖ 37, а ╖ 45 содержал перечисление двенадцати предметов, которые преподаются в Университете: от "латынского языка через руской" до "прав натуральных и философии практической или нравственной".

Обращает на себя внимание то, что Гимназия в Регламенте специально не упоминается. Но в ╖ 37, посвященном Университету, есть несколько слов о том, "чтобы впредь сие число (30 человек - Авт.) студентов могло всегда наполняться, то учредить гимназию, при которой 20 человек молодых людей содержать на коште академическом". Но в "Штате Санкт-Петербургской Академии наук и художеств" сотрудники, учителя и ученики Гимназии выделены особо с указанием жалования и общей суммы 2 800 р. на всю "команду" в год (Уставы Академии наук СССР. 1724-1974. М., 1975. С. 58).

В "неразрывности" Университета и Гимназии, соскользнувшей с пера законодателя, видятся два обстоятельства: во-первых, реальная ситуация, уже сложившаяся в практике взаимодействия этих учебных заведений, во-вторых, объединение Университета и Гимназии, которое будет осуществлено Г. Л. Бакмейстером в 1770 г., когда и возникнет Училище Академии.

В том же году, когда был принят Регламент, в жизни Университета и Гимназии случилось большое несчастье, объективно повлиявшее на ход всего учебного процесса. 5 декабря 1747 г. сгорело одно из главных зданий Академии - Кунсткамера. Здание настолько было повреждено пожаром, что Академии было не под силу его восстановление. Тогда "театральный архитектор" Джузеппе Валериани подготовил в 1747-1748 гг. проект комплекса из пяти новых зданий, присоединенных к старому центральному корпусу академии - дворцу царицы Прасковьи Федоровны. Для Университета и Гимназии в проекте было отведено специальное здание в два этажа, имевшее 16 обширных помещений, каждое площадью более 40 кв. м. Но проект этот не был осуществлен.

Чтобы продолжить учебные занятия, срочно нужно было отыскать иное помещение. С 1747 по 1756 гг. студенты Университета были размещены в доме, арендованном у барона Строганова. Дом стоял в непосредственной близости от нынешнего здания исторического и философского факультетов Университета. Здесь же находилась и Гимназия, которая в 1756 г. была переведена в дом, нанятый на подворье Троице-Сергиевой лавры на углу 15-й линии Васильевского острова и набережной Невы.

В доме барона Строганова - отныне "общем" доме студентов - была устроена большая аудитория, и там же был расположен физический кабинет, где профессор Г. В. Рихман распорядился устроить темную камеру, удобную для физических опытов. В обустройстве нового помещения для Университета и Гимназии и организации учебного дела деятельное участие принимал и Ломоносов. Ему было поручено "общо с профессорами оное дело в совершенство привесть и лекции, и часы так расположить, дабы всем потребным наукам учить". Для учебных занятий использовались и другие помещения. Еще 3 августа 1748 г. на Васильевском острове, на 2-й линии, на участке земли, принадлежавшем Академии, было начато, а 12 октября закончено строительство лаборатории Ломоносова. В учебных комнатах лаборатории ученый читал студентам Университета лекции.

Когда было решено поселить студентов в доме барона Строганова, для наблюдения "за нравственностью студентов" в том же доме была отведена квартира И. Э. Фишеру, который свои "наблюдения осуществлял с помощью соглядатаев из отчисленных студентов". Пекарский называет некоторых из них, "которых товарищи, разумеется, не терпели за это". Фишер доносил Канцелярии: "У большей части студентов имеется такое между собой согласие, чтобы всеми мерами гнать и обижать того, кто о худых некоторых студентов поступках мне объявляет. Многие студенты давно уже имели подозрения на студента Филиппа Яремского, что он будто тот, кто все их непорядки открывает. Студент Егор Павинский нарочито пришел в горницу студента Филиппа Яремского и напал на него сонного. А прочие, с оным Филиппом Яремским вместе живущие студенты, все до единого тогда разошлись, так что никого в горнице не оставалось" (Пекарский П. История императорской Академии наук в Петербурге. Т. 1. СПб., 1870. С. 627).

В апреле 1749 г. Канцелярия Академии утвердила очередной учебный план для университетских студентов. Предусматривалось чтение лекций по следующим предметам: по философии - Брауном (3 лекции в неделю), по римской истории - Крузиусом (5 лекций в неделю), по математике - Рихманом (2 лекции в неделю), по всеобщей истории - Фишером (4 лекции в неделю), по новейшей истории европейских государств, их внутреннему политическому состоянию - Штрубе (4 лекции в неделю). От "общих оснований наук" студенты переходили к изучению специальных дисциплин, о чем и говорилось в программе. "Когда по окончании сих лекций студенты к прочим наукам довольно будут приготовлены, тогда по понятию и по охоте каждого им толковать будут практическую астрономию Винсгейм, анатомию и физиологию Бургав, химию Ломоносов, механику Кратценштейн, ботанику Крашенинников, теоретическую астрономию Попов".

Авторитет Ломоносова среди студентов и профессоров основывался прежде всего на его интенсивной педагогической деятельности. Несомненный обучающий эффект имел первый в истории отечественной высшей школы курс физики на русском языке, прочтенный Ломоносовым в 1746-47 гг. Отчет о первой лекции этого курса был опубликован в "Санкт-Петербургских ведомостях" (1746. Nь 50. 24 июня) с примечанием, что она прошла с большим успехом . "Сверх многочисленного собрания воинских и гражданских разных слушателей" на лекции присутствовал и президент Академии наук К. Г. Разумовский "с некоторыми придворными кавалерами и другими знатными персонами". Согласно программе, лекции должны были читаться два раза в неделю по два часа, но из-за отъезда президента, который выразил желание присутствовать и на дальнейших лекциях Ломоносова, их пришлось прервать. Затем они были продолжены в августе 1746 г. и в дальнейшем - с 9 апреля 1747 г.

Лекции на русском языке по физике, которые читал Ломоносов, были принципиально новым событием: во-первых они способствовали распространению знаний среди образованной части петербургской публики, во-вторых, совершился важный почин чтения университетского курса по-русски. Введение в практику обучения студентов десятков терминов важнейших физических понятий на русском языке объективно означало демократизацию высшего образования.

Одновременно с Ломоносовым успешно вел со студентами педагогическую работу великий математик Леонард Эйлер, восемь учеников которого - Головин, Иноходцев, Котельников, Крафт, Лексель, Румовский, Фус, Иоган Эйлер - стали в дальнейшем действительными членами Петербургской Академии наук. С постоянством, достойным уважения, читал многие годы лекции по философии профессор Браун. Влиятельным лицом в Университете был и Фишер, который в 1730-1732 гг. состоял проректором, а в 1732-1739 и 1747-1750 гг. - ректором Гимназии.

Когда в начале 1755 г. возник вопрос о пересмотре общеакадемического Устава, Ломоносов активно принялся за разработку университетского Регламента и штата, но до рассмотрения этих проектов дело так и не дошло. Вопрос о переустройстве Университета и Гимназии ставился в академическом собрании в 1756 г., но опять не был разрешен (Протоколы... Т. II. С. 348, 350, 355).

Вступив с марта 1757 г. в состав членов Академической канцелярии и направив с первых же дней новой деятельности главные свои усилия на организацию и упорядочение учебного дела, Ломоносов убедился, что необходимость "Гимназию и Университет снабдить регламентами неотложна". 7 января 1758 г. он написал об этом президенту и с его согласия в том же году составил проект гимназического Регламента... (ПСС. IX. 477-523).

По мнению Ломоносова, установление "порядка в Санкт-Петербургском университете" должно заключаться не только в пересмотре университетского Регламента, но прежде всего в издании особого акта верховной власти, где были бы перечислены даруемые Университету "привилегии" и, наконец, в устройстве "инавгурации" Университета, т. е. празднества, посвященного оглашению акта об университетских привилегиях. Основным же нововведением в проекте было разделение Университета на три факультета, а студентов на три класса, т. е. курса. На этом Ломоносов настаивал и ранее. Программа преподавания, намеченная Ломоносовым, включала русское право, химию, ботанику, анатомию и восточные языки - дисциплины, которые не предусматривались Регламентом 1747 г.

Необходимо иметь в виду, что западноевропейская университетская традиция, еще не освободившаяся от влияния средневековья, считала пышную процедуру инаугурации обязательной: без нее никакой университет не признавался университетом, так же как и присужденные им ученые степени. Ломоносов, хорошо знавший заграничные университетские порядки, стремился поднять вес Петербургского университета, создав ему положение, равноценное зарубежным университетам, и обеспечить его питомцам должный официальный ранг в кругу иностранных ученых.

История прохождения ломоносовского проекта по официальным инстанциям отчасти рассказана самим Ломоносовым. Проекты университетского и гимназического Регламентов были представлены им непосредственно Разумовскому, который 23 июля 1759 г. переслал их для рассмотрения в Академическую канцелярию (Там же. С. 883-885).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

М. В. Ломоносов в истории Университета и Гимназии выдающееся место принадлежит великому русскому ученому и организатору образования М. В. Ломоносову. Около 30 лет его жизнь и деятельность были неразрывно связаны с эт iconУрок по математике в 6 классе, посвящённый м. А. Ломоносову
Сегодня урок повторения за курс 6 класса хотелось бы посвятить великому русскому учёному. Кому? Расшифруем
М. В. Ломоносов в истории Университета и Гимназии выдающееся место принадлежит великому русскому ученому и организатору образования М. В. Ломоносову. Около 30 лет его жизнь и деятельность были неразрывно связаны с эт iconСократ великий античный мудрец, "олицетворение философии", как назвал...
Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектики, политических и правовых учений. Влияние,...
М. В. Ломоносов в истории Университета и Гимназии выдающееся место принадлежит великому русскому ученому и организатору образования М. В. Ломоносову. Около 30 лет его жизнь и деятельность были неразрывно связаны с эт iconФилософия истории Ф. Гегеля
«Философия истории» принадлежит к числу тех работ ученого, которые не были доведены им до конца и не были подготовлены и опубликованы...
М. В. Ломоносов в истории Университета и Гимназии выдающееся место принадлежит великому русскому ученому и организатору образования М. В. Ломоносову. Около 30 лет его жизнь и деятельность были неразрывно связаны с эт iconТесты по географии Раздел: Население
Самыми высокими в мировой истории темпы прироста населения около (около 20%) были в
М. В. Ломоносов в истории Университета и Гимназии выдающееся место принадлежит великому русскому ученому и организатору образования М. В. Ломоносову. Около 30 лет его жизнь и деятельность были неразрывно связаны с эт iconРеферативно-исследовательская работа Тема: «Становление оперного жанра»
Петру Ильичу Чайковскому — великому русскому композитору. Вся его оперная деятельность — живое подтверждение справедливости этих...
М. В. Ломоносов в истории Университета и Гимназии выдающееся место принадлежит великому русскому ученому и организатору образования М. В. Ломоносову. Около 30 лет его жизнь и деятельность были неразрывно связаны с эт iconУрок-закрепление по теме: «Скорость химических реакций»
Эти слова девиза нашего урока принадлежат великому русскому ученому, химику, фамилию которого вам предстоит разгадать, решив правильно...
М. В. Ломоносов в истории Университета и Гимназии выдающееся место принадлежит великому русскому ученому и организатору образования М. В. Ломоносову. Около 30 лет его жизнь и деятельность были неразрывно связаны с эт iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Библиотека в центре событий в гимназии. Библиотека является составной частью учебно-воспитательного процесса и одним из основных...
М. В. Ломоносов в истории Университета и Гимназии выдающееся место принадлежит великому русскому ученому и организатору образования М. В. Ломоносову. Около 30 лет его жизнь и деятельность были неразрывно связаны с эт iconКлассный час викторина
Использовать информационные технологии я начала несколько лет назад. Особую роль в этом стали курсы Intel – «Обучение для будущего»....
М. В. Ломоносов в истории Университета и Гимназии выдающееся место принадлежит великому русскому ученому и организатору образования М. В. Ломоносову. Около 30 лет его жизнь и деятельность были неразрывно связаны с эт iconУрок по программе Захарова В. Б. Тема: «Основы генетики и селекции»...
Этот урок мы посвятим учёному и гражданину Н. И. Вавилову
М. В. Ломоносов в истории Университета и Гимназии выдающееся место принадлежит великому русскому ученому и организатору образования М. В. Ломоносову. Около 30 лет его жизнь и деятельность были неразрывно связаны с эт iconИкт на уроках истории
Время стремительно… Особенно замечаешь его бег по тем переменам, которые происходят в жизни. Перемены эти связаны, прежде всего,...
М. В. Ломоносов в истории Университета и Гимназии выдающееся место принадлежит великому русскому ученому и организатору образования М. В. Ломоносову. Около 30 лет его жизнь и деятельность были неразрывно связаны с эт iconПрограмма рекомендована
Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье...
М. В. Ломоносов в истории Университета и Гимназии выдающееся место принадлежит великому русскому ученому и организатору образования М. В. Ломоносову. Около 30 лет его жизнь и деятельность были неразрывно связаны с эт iconКоординаты: электронная почта
Круг вопросов, решаемых менеджментом капитала, довольно обширен, так как принимаемые управ­ленческие решения в этой области неразрывно...
М. В. Ломоносов в истории Университета и Гимназии выдающееся место принадлежит великому русскому ученому и организатору образования М. В. Ломоносову. Около 30 лет его жизнь и деятельность были неразрывно связаны с эт iconИзучение творчества В. В. Набокова в школе
В. Набокова для русского литературного процесса, актуальность его произведений, возвращенных лишь около пятнадцати лет назад и вызывающих...
М. В. Ломоносов в истории Университета и Гимназии выдающееся место принадлежит великому русскому ученому и организатору образования М. В. Ломоносову. Около 30 лет его жизнь и деятельность были неразрывно связаны с эт icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» на заседании мо
Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье...
М. В. Ломоносов в истории Университета и Гимназии выдающееся место принадлежит великому русскому ученому и организатору образования М. В. Ломоносову. Около 30 лет его жизнь и деятельность были неразрывно связаны с эт iconРеферат на тему: ”Общественная и революционная деятельность медиков в Башкирии ”
России. Инициатива привлечения общественности, в частности женщин, к попечению о раненых и больных воинах принадлежит Н. И. Пирогову....
М. В. Ломоносов в истории Университета и Гимназии выдающееся место принадлежит великому русскому ученому и организатору образования М. В. Ломоносову. Около 30 лет его жизнь и деятельность были неразрывно связаны с эт iconМ. А. Содержание отбора в мини-футбол спортсменов 13-17 лет
Научная сессия по итогам работы университета в 2011 году состоялась со 20 по 30 марта 2012 года на базе Сибирского государственного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск