Рабочая программа по истории для 5 9 классов общеобразовательной школы Составитель: Макрушина Ирина Геннадьевна





Скачать 448.57 Kb.
НазваниеРабочая программа по истории для 5 9 классов общеобразовательной школы Составитель: Макрушина Ирина Геннадьевна
страница1/4
Дата публикации08.09.2013
Размер448.57 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Наумовская средняя общеобразовательная школа» Томского района
«Утверждаю» Согласовано

Директор ОУ Кошкина Т.А. Зам. директора по УВР Савош Н.А. ____________________ _______________________

«______» ____________ 2012 г. «_____» ________________ 2012 г.


Рабочая программа

по истории

для 5 – 9 классов

общеобразовательной школы


Составитель:

Макрушина Ирина Геннадьевна,

учитель истории

2012

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «История России» предназначена учащимся второй ступени системы общего образования и разработана на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе, Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования по истории и с учетом требований примерной программы основного общего образования по истории, авторской программы А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России», предметная линия учебников «Сферы» для 6 – 9 классов.

В основе издательского проекта «Сферы» лежит идея организации учебно-воспитательного процесса в информационно-образовательной среде, которая представляет собой систему взаимосвязанных компонентов учебно-методического комплекта на бумажных и электронных носителях и включает следующие типы учебно-методических изданий: учебник, электронное приложение к учебнику, тетрадь-тренажёр, книгу рассказов по истории, тетрадь-экзаменатор, учебный атлас. В этой связи в поурочном тематическом планировании к каждому уроку приводятся ссылки на все ресурсы УМК, отвечающие соответствующей теме. Однако это не означает, что все указанные ресурсы должны быть обязательно использованы учителем при проведении урока на соответствующую тему. Учитель может выстраивать собственную модель проведения урока. При этом он может использовать те или иные ресурсы по своему усмотрению и в том порядке и объёме, которые он считает рациональными и приемлемыми, сообразуясь с собственным опытом, подготовленностью и познавательной активностью учащихся.

Данную Рабочую программу реализуют следующие учебники:

  • История. Россия с древнейших времён до конца ХVI века. 6 класс. Учебник для

общеобразовательных учреждений. Автор А.А. Данилов.

  • История. Россия в XVII-XVIII веках. 7 класс. Учебник для общеобразовательных

учреждений. Автор А.А. Данилов.

  • История. Россия в XIX веке. 8 класс. Учебник для общеобразовательных

учреждений. Автор А.А. Данилов.

  • История. Россия в ХХ – начале ХХI века. 9 класс. Учебник для

общеобразовательных учреждений. Автор А.А. Данилов.

В рамках разработки новой концепции исторического образования для основной школы особое значение при составлении учебных программ и пособий приобретают не только новые научные подходы к её содержанию, но также и инновационные приёмы и приёмы обучения, методики изложения нового материала, самостоятельного поиска и усвоения учащимися как объёмов исторической информации, так и различных научных концепций исторического развития России, её места и роли в мировой истории.

Рабочая программа курса «История России» построена так, чтобы исторические знания, получаемые в школе, помогали бы перспективному видению будущего стали действенной частью подготовки молодого поколения к включению его в жизнь и разнообразные формы деятельности, имеющие позитивное общественное значение. Учащемуся надо дать не только определённый объём знаний, замкнутых на конкретных исторических периодах и цивилизациях, но важнее выявить основные линии исторического движения к современному миру; объяснить, как разные исторические события связаны современностью, обнажить корни современных процессов и явлений; показать, что современный мир стоит на фундаменте исторического наследия. Очень важно сделать исторический опыт частью личностного опыта молодых людей, чтобы они ощутили неразрывную связь поколений.

Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание уважения к истории и традициям нашей Родины, освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории и их взаимосвязи и хронологической преемственности; участие в межкультурном взаимодействии, формирование толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачи изучения истории в основной школе:

  • воспитание гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям

человека;

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской,

этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  • развитие представлений о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и

гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству –

многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

  • развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в

различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего с учётом принципа историзма в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

  • овладение элементарными методами исторического познания,

умениями работать с различными источниками исторической информации;

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого

общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нpaвственной сферах при особом внимании к месту и роли России по всемирно-историческом процессе;

  • формирование у школьников умения применять исторические знания для

осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Программа предусматривает возможность интеграции с МХК, литературой и ИКТ.

Программа предполагает развитие информационной культуры учащихся, что позволяет рассматривать и изучать одни и те же объекты (факты, документы и т.д.) с различных точек зрения. Таким образом, учащиеся погружаются в информационно-историческое пространство.

Построенная таким образом программа представляет собой гибкую методическую систему, обеспечивающую такую деятельность педагога и ученика, при которой знания не даются в готовом виде, а добываются учащимися самостоятельно или в совместной деятельности с учителем, родителями, учениками.

Рабочая программа курса «История России» способствует обеспечению гибкого реагирования на запросы личности и предполагает такую систему исторического образования, которая не только сообщала бы совокупность знаний о прошлом, но и ориентировала обучаемых на извлечение из него практических уроков для сегодняшнего дня.

Направленность данной программы на социальные эффекты, производимые образованием (консолидация общества и формирование гражданской идентичности, снижение рисков социально-психологической напряжённости между различными этническими и религиозными группами населения, достижение социального равенства отдельных личностей с разными стартовыми возможностями), помогает учителю построить историческое образование учащихся на основе изучения исторического опыта.

В новых условиях возрастает роль исторического образования как ключевого фактора социализации подрастающего поколения, его воспитания на традициях своего народа, ориентира в достижении средствами образования идеалов социального равенства и консолидации граждан, благосостояния, стабильности и процветания России.

Основное содержание курса «История России»
6 класс (35 ч)

Введение (1 ч.)

Что изучает история Отечества. История России - часть всемирной истории. История региона - часть истории России. Исторические источники о прошлом нашей Родины. Заселение нашей страны.

Тема 1. Восточные славяне (2 ч.)

Восточные славяне и их соседи. Древние люди на территории нашей страны. Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения. Взаимоотношения восточных славян с соседними племенами и государствами.

Тема 2. Русь в IХ - первой половине ХII в. (6 ч.)

Формирование Древнерусского государства. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности - Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе.

Первые русские князья. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава.

Князь Владимир. Крещение Руси. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. «Русская Правда». Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление княжеской власти. Военная организация. Вечевая организация. Система местного управления. Внешняя политика Ярослава Мудрого.

Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Междукняжеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. «Устав» Владимира Мономаха.

Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений (мозаика и фрески, иконы, книги, прикладное искусство). Ценностные ориентации древнерусского общества. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.

Быт и культура Древней Руси. Формирование древнерусской народности. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.

Тема 3. Русь во второй половине XII-ХIII в. (8 ч.)

Раздробление Древнерусского государства. Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Междукняжеские отношения и междоусобные войны. Идея единства Руси. Последствия раздробления Древнерусского государства. Владимиро-Суздальское княжество. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества. Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и Политического устройства Новгородской земли. Галицко-волынская земля. Особенности географического положения. Занятие населения. Рост вотчинной собственности на землю. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотношения между боярами и князем. Даниил Галицкий.

Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение.

Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

Русь и Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества. Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовско-Русского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.

Культура русских земель. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».

Родной край в древности (1 ч.)

Тема 4. Образование единого русского государства (8 ч.)

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Политическое устройство Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.

Московское княжество и его соседи в конце XIV - cepeдине XV в. Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.

Создание единого Русского государства. Конец ордынского владычества. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель.

Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства. Изменения в политическом строе и управлении. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.

Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва Третий Рим».

Культура и быт в ХIV- начале XVI в. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в ХIV - начале ХVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва - центр складывающейся культуры великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. «Сказание о князьях Владимирских». Исторические повести. Памятники куликовского цикла. «Задонщина». «Сказание о Мамаевом побоище». Житийная литература. «Хождение ... » Афанасия Никитина. Главные сооружения Московского Кремля. Феофан Грек. Национальная школа живописи. Андрей Рублев.

Основные социальные слои Российского государства в ХIV-начале XVI в. «Знатные люди» Российского государства. Хозяйство и быт светских и духовных землевладельцев. Быт русского крестьянина. Образ жизни тяглого населения русских городов.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по истории для 5 9 классов общеобразовательной школы Составитель: Макрушина Ирина Геннадьевна iconРабочая программа по литературе 9-а, 9-б классы
Литература, М: Дрофа, 2010 / на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ автор-составитель...
Рабочая программа по истории для 5 9 классов общеобразовательной школы Составитель: Макрушина Ирина Геннадьевна iconРабочая программа по литературе 9-в класс (скк 7 вида)
Литература, М: Дрофа, 2010 / на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ автор-составитель...
Рабочая программа по истории для 5 9 классов общеобразовательной школы Составитель: Макрушина Ирина Геннадьевна iconУколова В. И. «История. Древний мир», 5 класс
Рабочая программа по всеобщей истории для 5 9 классов основной школы охватывает период существования человеческой цивилизации: с...
Рабочая программа по истории для 5 9 классов общеобразовательной школы Составитель: Макрушина Ирина Геннадьевна iconСоставитель М. Н. Бородин. 6-е изд
Босовой Л. Л. «Программа курса информатики и икт для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы...
Рабочая программа по истории для 5 9 классов общеобразовательной школы Составитель: Макрушина Ирина Геннадьевна iconВ рамках работы Городского инновационного комплекса по оптимизации...
Ирина Геннадьевна Литвинская – зав лабораторией дидактики взрослых; президент Ассоциации педагогов по созданию ксо; член-корреспондент...
Рабочая программа по истории для 5 9 классов общеобразовательной школы Составитель: Макрушина Ирина Геннадьевна iconСоставитель М. Н. Бородин. 2-е изд
Босова Л. Л. Программа курса «Информатика и икт» для 5-7 классов средней общеобразовательной школы. / Информатика. Программы для...
Рабочая программа по истории для 5 9 классов общеобразовательной школы Составитель: Макрушина Ирина Геннадьевна iconРабочая программа по информатике и икт 6 класс Составитель: Нистратова...
Настоящая программа разработана на основе авторской программы курса информатики и информационных технологий для 6 классов средней...
Рабочая программа по истории для 5 9 классов общеобразовательной школы Составитель: Макрушина Ирина Геннадьевна iconЛичностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы
Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента...
Рабочая программа по истории для 5 9 классов общеобразовательной школы Составитель: Макрушина Ирина Геннадьевна iconРабочая программа Рождественской средней общеобразовательной школы
Программа предназначена для изучения основ естествознания в 5 классе общеобразовательной школы и является пропедевтическим курсом...
Рабочая программа по истории для 5 9 классов общеобразовательной школы Составитель: Макрушина Ирина Геннадьевна iconРабочая программа по истории для 5 9 классов Составитель программы

Рабочая программа по истории для 5 9 классов общеобразовательной школы Составитель: Макрушина Ирина Геннадьевна iconОбразовательная программа танцевального кружка «Изюминка» возраст детей 7-10 лет
Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента...
Рабочая программа по истории для 5 9 классов общеобразовательной школы Составитель: Макрушина Ирина Геннадьевна iconРабочая программа по русской литературе 10 класса учительницы первой...
Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента...
Рабочая программа по истории для 5 9 классов общеобразовательной школы Составитель: Макрушина Ирина Геннадьевна iconНастоящая рабочая программа разработана на основе Программы по литературе...
Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авторы-составители Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев,-...
Рабочая программа по истории для 5 9 классов общеобразовательной школы Составитель: Макрушина Ирина Геннадьевна iconРабочая программа по курсу «История» предназначена для 7 8 класса...
Она составлена на основе: федерального государственного стандарта для общеобразовательной школы, примерной программы основного общего...
Рабочая программа по истории для 5 9 классов общеобразовательной школы Составитель: Макрушина Ирина Геннадьевна iconУчебного материала по литературе в 10 классе Учебное пособие для 10 класса в двух частях
Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента...
Рабочая программа по истории для 5 9 классов общеобразовательной школы Составитель: Макрушина Ирина Геннадьевна iconРабочая программа по технологии для 6-х классов Автор-составитель
«Технология. Обслуживающий труд», составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск