Скачать 100.69 Kb.
|
27 ноября 2010 г. 21. Тема: И. С. ТУРГЕНЕВ. ДУХОВНЫЙ МИР КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕТЕЙ В ОЧЕРКЕ «БЕЖИН ЛУГ» Цели урока:
Тип урока: урок анализа (углубленного изучения) произведения. Методы и приемы: частично-поисковый (эвристическая беседа с последующим выводом, выбор примеров подтверждений с опорой на наглядность); Оборудование: портрет И. С. Тургенева, иллюстрации. Ход урока:
Сегодня у нас необычный урок – это урок-образ. Мы заглянем в мир детства рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг», с содержанием которого вы познакомились на прошлом уроке. Представьте себе тихую росистую ночь, неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Ребят, незнакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая друг другу страшные истории. Присоединимся к ним и мы с вами. Всмотримся в эти лица. 3. Беседа (по реализации домашнего задания) - К сегодняшнему уроку вы готовили задания по выбору. Выбирали героев по своему интересу. - Сколько ребят сегодня в ночном и как их зовут? [План (заполняется по ходу урока):
4. Работа с иллюстрациями - Давайте познакомимся с Федей. Найдите и прочтите отрывок из рассказа о том, как Тургенев описывает этого героя. - На что (какие детали) обращает наше внимание автор во внешности этого мальчика? (на лицо, на одежду). - Как в литературе называется описание лица, одежды? (внешний вид). [Запись первого пункта плана к раскрытию образа]. - Найдите и прочтите описание Павлуши (группа детей о Павлуше). - Какая деталь привлекла внимание автора в этом образе? (глядел он очень умно и прямо, в голосе звучала сила). - Почему на глаза обращает внимание писатель? - Здесь изображен Илюша. Докажите тургеневскими словами, что это он. («Тупая, болезненная заботливость…» ) - Что же заботит 12-летнего мальчика? (он вместе с братом Авдюшкой и другими ребятами работает на бумажной фабрике). Писатель очень хорошо знал, каков труд на старой бумажной фабрике. Бумажная масса варилась в чанах, над ними поднимались едкие испарения, в рольне было жарко и влажно. Представим себе, что значит проработать в такой атмосфере день-деньской, допоздна. Немудрено, что мальчик как будто чем-то придавлен; по силам ли подростку такая жизнь? Вот вам одна из составляющих мира детства крестьянских ребятишек 19 века. - Чем же возбуждал любопытство Тургенева четвертый мальчик Костя? (У него задумчивый и печальный взор: глаза его хотели что-то высказать). Почему печальный взор? - В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. И хотя он и показывает какие-то недостатки их внешности, но писатель с симпатией относится к детям. Итак, мальчики сидят у костра и рассказывают страшные истории. - Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? Что же вы узнали? (Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.) Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева. - Дети интересны охотнику? (Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами). - А вам, современным детям, живущим в 21 веке, интересны истории, рассказанные крестьянскими детьми 19 века? - Удалось ли рассказчикам донести до нас истории? Оцените их рассказы. Чья история показалась вам более интересной? - Какие истории вам запомнились? - А сколько их звучит в рассказе? Вы не задумывались? Представим себе, что мы с вами тоже находимся рядом с этими детьми. Какую бы быличку вы рассказали? 5. Таблица «Истории, рассказанные мальчиками»
- Автор распределяет «страшные истории» между несколькими мальчиками. Тургенев искусно показывает, что и выбор поверья, и освещение его тем или иным рассказчиком каждый раз зависит от особенностей его характера. Каждый рассказ – это не только «страшная история», навеянная темнотой ночи, таинственными звуками; эта еще и внутренний мир каждого ребенка, гамма чувств, верований, переживаний. - Кто является главным знатоком поверий? (Илюша передает наиболее страшные истории. Все это вполне соответствует его характеру: напуганность, моральная подавленность.) - А Костя? Он выбирает поверья о русалке, и в рассказе проявляет чувствительность и жалость. Это соответствует его характеру. - А Павлуша? (Он не рассказывает никаких поверий. Он рассказывает о действительном случае – о «предвидении», т.е. о солнечном затмении. Он хотя и иронизирует над суеверными людьми, но делает это после того, как «предвидение» не осуществилось. Его ум все еще остается бессильным перед страхами, внушенными с детства.) - Вот мы и познакомились с детьми. Но о них хочется знать еще больше. В чем еще раскрывается их характер? (в поступках – это еще один способ раскрытия характера). - Какой пункт в характеристику героев мы не внесли? (Речь героев). Тургенев очень точно, детально передаёт речь своих героев. Он не только употребляет «народные» слова: диалектизмы, просторечия, но и делает речь героев индивидуальной. Особенности речи каждого мальчика дают читателям возможность лучше понять характеры героев. - Кто из героев у вас вызвал симпатию и почему? - О ком автор рассказчик говорит: «Что за славный мальчик»? (Павлуша) - Павлуша – единственный мальчик, которого Тургенев называет полным именем – Павел. Почему? - Как сложилась судьба Павлуши? (убился, упав с лошади) - Почему автор заканчивает свой очерк сообщением о гибели Павлуши? 6. Работа над сравнительной характеристикой.
7. Подведение итогов урока - Какой же мир детства в рассказе Тургенева? Выберите из предложенных определений подходящие, на ваш взгляд, к определению мира детства. (Доброта, озлобленность, богатство духовного мира, впечатлительность, пытливость, впечатлительность, любознательность, агрессивность, смелость, отзывчивость, необразованность, суеверность). Мир детства в рассказе «Бежин луг» многоцветный. Это счастье и горе, радость и печаль, взлеты и падения. 8. Домашнее задание |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема нашего урока: Иван Сергеевич Тургенев – мастер портрета и пейзажа, на примере рассказа «Бежин луг». Сегодня на уроке мы будем... | Урок литературы в 6 классе по теме «Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир» Цель урока: Выявить роль пейзажа как художественного приема в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» | ||
Разработка интегрированного урока по произведению И. С. Тургенева «Бежин луг» (7-ой класс) Цель урока: Выявить роль пейзажа как художественного приема в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» | Конспект урока роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»... Цель урока: Выявить роль пейзажа как художественного приема в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» | ||
Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг» (выразительно читать и составить... Упражнения для закрепления: Если учебник состоит из 4-х частей, тогда стр. 16-18 письменно в тетради. Если учебник из 2-х частей,... | Налогообложение страховых организациий Цель урока: Выявить роль пейзажа как художественного приема в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» | ||
Развитие коммуникативной компетенции средствами предмета Цель урока: Выявить роль пейзажа как художественного приема в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» | Рынок ценных бумаг Самостоятельная работа студентов для специальности... Цель урока: Выявить роль пейзажа как художественного приема в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» | ||
Учитель истории и обществознания Цели занятия: образовательная :... Цель урока: Выявить роль пейзажа как художественного приема в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» | Конспект Тема: «Серебряный век» в русской поэзии. ( Духовный кризис или духовный подъём?) Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования | ||
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные... Цель изучения предмета «Музыка» в школе с учётом специфики учебного предмета является | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Продолжить знакомство с миром музыки, заинтересовать ребят, увлечь их музыкой, развивать эмоциональное восприятие, обогащать духовный... | ||
Тема урока Основные понятия Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют | Урока православной культуры во 2 классе. Тема: «Как Бог простил людей.... Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, уважение к верованиям и традициям русского народа, обогатить духовный мир учащихся | ||
Рабочая программа по ритмике 2 класс федорова Л. П Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда “дух” и “тело”,... | Урок обобщение по теме «Природные сообщества (лес, луг, водоем, поле)» Цель: обобщить и систематизировать знания о природных сообществах – лес, луг, водоем, поле |