«Согласовано» «Согласовано» «Согласовано»
Руководитель МО Заместитель по УВР Руководитель МБОУ
__/_____________ МБОУ «Аксубаевский «Аксубаевский лицей»
Протокол№____от лицей»_________/ _______/_______________
«____»______2011г. __________________ Приказ №_____ от
«___»________2011г. «___»_______2011г.
Рабочая программа по истории
МБОУ «Аксубаевский лицей»
Пахомовой Светланы Степановны
учителя первой квалификационной категории
__9_ класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №__1___ от
«_29__»_08. 2011г. 2011- 2012 учебный год
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование предназначено для 9 класса и составлено на основе требований к обязательному минимуму содержания образования по истории, определенных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004 г. № 1089).
Последовательность изучения курсов отечественной, всеобщей истории и истории Татарстана определена в соответствии с приказом МОиН РТ «Об изучении истории и обществоведческих дисциплин в 2008/2009 учебном году» от 08.08.2008 г. № 4978/8 и распределяется следующим образом: «Новая история. ХХ век» (24 часа), «История России. ХХ век» (34 часа) и «История Татарстана и татарского народа» (10 часов). ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ ПОРЕДЕЛЕНЫ В РАЗДЕЛАХ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЧЕРЕЗ ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ И ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ.
ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ НАПРАВЛЕНО НА ДОСТИЖЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЦЕЛЕЙ:
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ; ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ;
СОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАНИЮ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ И ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ; РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПОТОКЕ РАЗНООБРАЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ И ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ, ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ К ЕГЭ
УЧЕНИКИ ДОЛЖНЫ:
знать/понимать
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность всемирной истории;
периодизацию всемирной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем всемирной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути стран Европы, Азии и Америки, их роль в мировом сообществе на разных этапах всемирной истории;
уметь
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА: История России ХХ век (9 класс)
№ п/п
| Раздел, тема
| Количество часов
| Тип урока
| Характеристика деятельности учащихся или виды деятельности
| Виды контроля, измерители
| Планируемые результаты освоения материала
| Домашнее задание
| Дата проведения
| План
| Факт
| 1.
| Росси на рубеже веков. Общая характеристика Российской империи.
|
1
|
| Охарактеризовать многоукладность экономики,-называть признаки монополистического капитализма.
-умение находить противоречие м\у высоким уровнем промышленности и отсталостью с\х в стране.
-уметь находить различия м\у
экономическим и политическим
положением основных классов и социальных слоев населения. основными классами в стране.
-уметь назвать особенности
государственного устройства России
|
| Дать политико -экономическую характеристику ведущих государств мира: территории,
населения, формы правления,
участив военно политических союзах, колониальные захваты,
противоречия, «горячие точки».
Определения: геостратигическое положение. Индустриальное общество, Модернизация,
многоукладная экономика.
Монополистический капитализм.
|
|
|
| 2
| Внутренняя и внешняя политика Николая II
| 1
|
|
Характеристика правления Николая 2 в н.ХХ в.
Внеше-политические приоритеты России в начале царствования Николая II. Миротворческая инициатива русского императора. Международная конференция в Гааге. "Большая азиатская программа". Русско-японская война 1904-1905 гг.
|
| Объяснять основные причины русско-японской войны (1904-1905 гг.) Называть цели участников войны, основные события, и результаты. Обьяснять влияние поражения России в войне на политическую обстановку и назревание революции в стране.
-экспансия,
-агрессия,
-контрибуция,
-Русско-японская война
|
|
| 3
| Общественно-политические движения в начале ХХ века.
| 1
|
| Формирование политических партий в России. Российская социал-демократия. II съезд РСДРП. Большевики и меньшевики. В.И. Ленин. Ю.О. Мартов. Партия социалистов-революционеров. Особенности программных и тактических установок. В.М. Чернов. Деятельность Боевой организации. Е. Азеф. Радикализация либерального движения.
|
| Знать основные положения программных установок различных партий. Продолжить формирование умений работать с историческим документом (программы партий). Объяснять причины активизации деятельности партий после русско-японской войны.
Определения: Манифест 17 октября
1905 г., конституционная монархия,
Дума, Булыгин.-кадеты,
«Союз русского народа»,
«Социал-демократы»,
«Октябристы «Кадеты»,
«Социал-революционеры»
|
|
| 4
| Первая русская революция. 1905-1907 гг.
| 1
|
| Антиправительственное движение в 1901-1904 гг. "Зубатовский социализм". Кровавое воскресение. Основные революционные события. "Верхи в условиях революции". Манифест 17 октября 1905 года. Создание Государственной думы. Формирование либеральных и консервативных политических партий. П.Н. Милюков. А.И. Гучков. В.Н. Пуришкевич.
|
| Понимать и объяснять причины Первой русской революции. Систематизировать события революции и этапы её в таблицу. Называть основные итоги революции, причины поражения и положительные результаты. Продолжить формирование и умение анализировать, обобщать, делать выводы, работать с историчским документом.
Определения:
- зубатовский социализм,гапон,
«Кровавое воскресенье»,
|
|
| 5
| Реформы П.А. Столыпина.
| 1
|
| Альтернативы общественного развития России в 1906 году. Деятельность I Государственной думы, её аграрные проекты. Правительственная программа П.А.Столыпина. Аграрная реформа переселенческая политика, II Государственная дума. Третьеиюньский государственный переворот. Кооперативное движение. Убийство П.А. Столыпина. III Государственная Дума. Общественное и политическое развитие России в 1912-1914 гг. Свертывание курса на политическое и социальное реформаторство.
|
| Знать содержание и значение реформ Столыпина. Объяснять причины, по которым реформы не нашли широкой социальной поддержки в стране. Продолжить формирование умений участвовать в обсуждении аргументированно высказывать свое мнение, работать с историческими документами, картой, самостоятельно делать выводы.
Определения:Отруб, Хутор, Кооперация, Столыпинские галстуки, Военно-полевые суды.
|
|
| 6-7
| Россия в Первой мировой войне.
| 2
|
| Русская внешняя политика после окончания русско-японской войны. Создание двух военно-политичских блоков в Европе. Обострение русско-германских противоречий. Начало Первой мировой войны, её причины, цели и планы воюющих сторон. Военные действия на Восточном фронте. в 1914-1916 гг. Итоги военной кампании 1914-1916 гг. Психологический перелом армейских настроений. Обострение внутриполитической ситуации. Влияние военного фактора на экономическое и социальное положение в стране. Война и психологическое состяние общества. Отношение политичских партий к войне. "Верхи" в условия войны. Дискредитация царизма и государственной власти. "Распутинщина". IV Государственная дума. Прогрессивный блок и нарастание революционного движения.
| .
| Объяснять причины, цели и итоги участия России в I Мировой войне. Назывть основные военные операции, работать с картой, составлять таблицу выделяя главное. Понимать и объяснять причины обострения внутриполитической ситуации и назревания в стране революции.
Определения:
Знать: Антанта,
Тройственный союз,
Брусиловский прорыв.
28 июня 1914
28 июля 1914
|
|
| 8
| Серебрянный век русской культуры.
| 1
|
| Духовное состояние общества в начале ХХ века. Основные тенденции развития русской культуры начала ХХ века. Развитие науки русская философия: поиски общесвенного идеала. Русская идея. Печать и журналистика. Просвещение. Литература: традиции реализма и новое направление. Серебряный век русской поэзии. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное искусство. Русский авангард. "Мир искусства", "Голубая роза", "Бубновый валет", архитектура и скульптура. Драматичский театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительные искусства, русские сезоны Дягилева, рождение кинематографа.
|
| Называть основные достижения русской культуры начала ХХ века. Понимать и объяснять суть художественных ценностей новых направлений в искусстве начала ХХ века. Уметь самостятель работать с дополнительной литературой, готовить сообщения, делать выводы, грамотно излагать материал на поставленные вопрсы.
|
|
| 9
| От Февраля к Октябрю.
| 1
|
| -экономическая политика. Рождение
новой власти на местах.
Альтернативы развития страны
после февраля. Возвращение из
эммиграции В.И. Ленина.
Апрельские тезисы. Выработка
новой стратегии и тактики РСДРП
(б). Апрельский кризис временного
правительства. Образование
первого коалиционного
Н правительства, его внутренняя и
а внешнияя политика. Июльские
ч события в Петрограде. Переход
а РСДРП (б) на нелегальное
л положение. Выступление генерала
о Корнилова и его последствия. Курс
большевиков на захват власти. Л.Д.
Ф Троцкий. Октябрьский переворот в
е Петрограде. Крах
в праволиберальной альтернативы.
ральской революции. Обьективные и субьективные причины революции. Двоевластие: суть и причины его появления. Отречение Николая II. Приоритеты новой власти. Курс на продолжение войны. Демократизация русского общества.
|
| Понимать причины падения монархии в России, что февральская революция - попытка осуществления буржуазно-либерального пути развития страны. Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать выводы, анализировать исторические источники. Объяснять сущность двоевластия. Характеризовать лидеров большевиков. Знать различные точки зрения на трактовку октябрьского переворота.
Определения:
Кризис власти,
«министер
ская чехорда»,
правительство «народного доверия», Временное правительствпацифизм.
Корнилов
ский мятеж,
Советы,ВРК.
Пред.кн. Львов,
Иностр. Милюков,
Военн.Гучков
Юстиции
Керенский
Обер-прокурор
К.Львов.
|
|
|
| 10
| Становление советской власти.
| 1
|
| II Всероссийский съезд советов. Первые декреты советской власти. Создание коалиционного советского правительства. Судьба Учредительного собрания. Крах лево-демократической альтернативы. III Всеросийский съезд советов. Формирование советской государственности. Отношение большевиков к продолжающейся мировой войне. Доктрина мировой революции и революционной войны. Борьба в РСДРП (б) по вопросу о сепаратном мире. Брест-литовский мирный договор; его условия, экономичские и политические последствия их принятия.
|
| Знать решения II схезда советов. Понимать суть изменений во взглядах руководства партии большевиков на судьбу учредительного собрания. Объяснять, что значит сепаратный мир.
Определения:
Декрет о мире,
о власти.
-Декрет о земле.
коалиционное собрание,
Учередитель
ное собрание.
Двоевластие.
Черезвычай
ная продовольственная политика.
сепаратный мир
|
|
|
| 11-12
| Гражданская война.
| 2
|
| Причины гражданской войны и её этапы. Расстановка противоборствующих сил. Поход генерала П.Н. Краснова на Петроград, вооруженное сопротивление в Москве, "мятеж" генерала Н.Я. Духонина, выступления атаманов А.М. Каледина, А.И. Дутова, Г.С. Семенова. Формирование белого движения, создание Красной армии. Иностранная интервенция. Формирование восточного фронта, ликвидация советской власти в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Создание региональных правительств Уфимская директория. "Мятеж" адмирала Колчака. Борьба с ним. Формирование Южного фронта. Борьба с войском Донского атамана П.Л. Красного. Добровольческая армия генерала Деникина. Белый террор. Движение зеленых. Н.И. Махно. Разгром армии Деникина. Борьба с Н.Н.Юденичем на Северном фронте. Борьба с П.Н. Врангелем в крыму. Война с польшей. Окончание гражданской войны.
|
| Объяснять причины гражданской войны и иностранной интервенции. Знать и объяснять цели, политическую и экономическую програму белых и красных. Объяснять причины поражения белого движения и победы красных в гражданской войне. Называть лидеров белого и красного движения. Давать им характеристику, готовить сообщения, рефераты. Работать с историческим документом, исторической картой. Учащиеся должны иметь представление о "третьей силе", которая противостояла белому и красному движениям. Называть причины и характер "малой гражданской войны". Понимать как война повлияла на политику большевиков. Оценивать гражданскую войну с позиций нравственности и гуманизма как трагедию народа.
Определения: Гражданская война.
«Локальная»гр.война,
Иностранная интервенция., ВЧК, НРК
РВСР, ВЦИК,15 января декрет СНК об
организации РККА,29 мая 1918 г. о мобилизации трудящихся в Красную Армию,«военный коммунизм».
Продразветка, «красный террор»
|
|
|
| 13
| Новая экономичская политика.
| 1
|
| Экономический и политический кризис начала 20-х гг. Переход от политики военного коммунизма к новой экономической политики. Сущность НЭПа и его экономические итоги. Социальная структура и социальная психология в 20-е гг. Кризис НЭПа, его причины. Альтернативные варианты преодоления кризисных явлений. Развитие политического процесса в 20-е гг. Отношение к НЭПу в различных слоях населения и в партии. Эволюция взглядов В.И. Ленина на НЭП. Главное противоречие НЭПа. Формирование однопартийной системы. Превращение РКП(б) в главное значение государственной структуры. Образование СССР. Борьба за власть в политическом руководстве после смерти В.И. Ленина. Усиление И.В. Сталина.
|
| Называть причины, сущность НЭПа. Сравнивать политику военного коммунизма и новую экономичскую политику. Называть основные мероприятия и итоги НЭПа. Работать с историческим документом. Объяснять главное противоречие НЭПа: начало создания рыночных отношений и стремлениек государсва к жесткому контролю над всеми сферами жизни общества. Понимать причины и предпосылки образования СССР. Знать варианты проектов образования СССР. Уметь анализировать содержание исторической карты. Знать и объяснять понятия: продразверстка, продналог, "военный коммунизм", НЭП, концессия, "командные высоты" в экономике, однопартийная система, федерация, унитарное государство.
|
|
|
| |