Информация об опыте 3





Скачать 223.26 Kb.
НазваниеИнформация об опыте 3
Дата публикации05.10.2013
Размер223.26 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы


Оболонская Марина Викторовна



    Стр.

  1. Информация об опыте 3



  1. Технология опыта 5



    III. Результативность опыта 15

    IV Библиографический список 16

    V. Приложение к опыту 17-27

    I. Информационный раздел

1. Тема опыта
В преподавании истории важное значение имеет развитие исторических представлений, поэтому на протяжении ряда лет я работала над проблемой

«Развитие исторического мышления у обучающихся II – III ступени через формирование исторических представлений»

Я считаю, что важная задача в обучении истории – это научить ребенка рассуждать, сравнивать, обобщать, т.е развивать историческое мышление.

Чтобы развить мыслительные способности ребенка, необходима целенаправленная работа. В процессе изучения истории ученики должны научиться локализовать исторические события и явления во времени и пространстве.

2. Условия возникновения, становления опыта.
Опыт возник в условиях общеобразовательной школы. Годы работы показали, что в школу приходят дети с разным уровнем обученности и обучаемости, социальным положением семьи. Современные государственные образовательные стандарты предъявляют одинаковые требования ко всем ученикам. Поэтому возникала потребность в подборе таких форм и методов, которые обеспечивали бы усвоение минимума стандарта всеми учениками, способствовали развитию мышления и расширению кругозора учащегося.

3.Актуальность опыта.

Опыт является актуальным, так как позволяет решить противоречия возникающими между традиционной педагогикой, передающей определенный набор знаний, и социальным заказом общества. Современному обществу нужна самодостаточная личность, способная к саморазвитию, самосовершенствованию, умеющая адаптироваться к современным условиям. С целью разрешения противоречия возникла необходимость повысить эффективность современного исторического образования, через участие школьников в учебной деятельности, которое позволит развить мышление и творческие способности личности. Разрешить противоречия можно решая следующие задачи:

  • развивать у учащихся способности к самообразованию и саморазвитию;

  • внедрить технологии медиаобразования в систему развивающих занятий для активизации познавательной деятельности школьников

  • развивать коммуникативные способности, умение общаться в различных социальных группах, ориентироваться в различных жизненных ситуациях;

  • повышать образовательный уровень, работать над развитием нравственности, интеллекта.

Особую актуальность данная проблема приобрела в сельской школе, так как многие учащиеся развиваются в условиях маленькой социокультурной среды и не имеют возможности постоянно расширять свои творческие способности.

Данная проблемная ситуация решается целенаправленно через наглядные образы и ассоциации с современной жизнью.

4. Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущей педагогической идеей моего опыта является концепция развивающего обучения на основе применения опережающего развития мышления, ведущим за собой умственное развитие ребенка.

Ведущими принципами педагогической деятельности является

– опора на субъктивный опыт учащихся;

– многообразие способов, применяемых для достижения результата;
– осознание школьниками хода своих умственных действий;

– включение эмоциональной сферы в процесс обучения;

– взаимодействие учебной и внеучебной работы.

–Формирование умений работать с информацией, и как следствие развитие коммуникативных способностей.

– формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Перед началом работы с учащимися была проведена диагностика на логически-смысловые умения по методике Айзенка. Начальный период работы с детьми характеризовался следующими показателями:

Высокий уровень развития имели – 9 учащихся ( 12,8 %)

Средний уровень развития – 35 учащихся ( 50%)

Низкий уровень развития – 44 учащихся ( 62 %)

С учащимися, которые имели низкий уровень развития, была организована дополнительная работа по повышению познавательной активности учащихся.

5. Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период

  • 2004-2005 гг. - выявление проблем, возникновение идеи опыта, определение целей, постановка задач и выбор методов и средств их решения;

  • 2005-2006 гг. - этап корректировки задач, методов и средств достижения целей:

  • 2006-2007 гг. - становление опыта, оценка результатов»

6. Диапазон опыта

Диапазон опыта охватывает организацию учебной деятельности по истории в классах II ступени (5-9 классы) и III ступени (10 – 11 классы), как общеобразовательную, так и внеурочную.

Общеобразовательная деятельность включает формирование и развитие исследовательских навыков, имеет практическую направленность

( написание творческих работ, рефератов, эссе).

Внеурочная деятельность – эта реализация творческих способностей учащихся в организации олимпиад, мероприятий.
7. Новизна опыта состоит в :

  • целенаправленном формировании образовательной среды, позволяющей использовать современные педагогические технологии, способствующих реализации максимальной самостоятельности обучаемого на уроке и во внеурочное время;

  • в комбинации известных методик и приемов, направленных на развитие познавательного интереса;

  • в разработке наглядного материала для развития образного мышления;

  • в разработке дидактического материала с использованием информационных технологий.

Мой опыт носит репродуктивно - рационализаторский характер.

Трудоемкость опыта заключается в тщательном подборе методов и форм, средств обучения для каждого урока, необходимость обучения учащихся новым видам учебной деятельности, в том числе и элементам информационных технологий.

Работа по теме была организована с учащимися 2-3 ступени.

  1. Теоретическая база опыта

Теоретической основой моего опыта является теория развивающего обучения Л.С.Выготского, который выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся. Идеи Л.С.Выготского были разработаны и обоснованы в рамках психологичес­кой теории деятельности (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин и др.). В интересах общества и самого человека обучение должно быть организовано так, чтобы дос­тичь за минимальное время максимальных результатов развития. Это возможно при наличии познавательного интереса как одного из компонентов учебной мотивации.

Поэтому для наилучшего осуществления своего опыта я включила в учебный процесс систему коллективного взаимообучения (А.Г.Ривина), концепцию развивающего обучения Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, информационные технологии , а также идею сотрудничества педагога и школьника на основе взаимного уважения и доверия. Применение теории развивающего обучения позволяет вовлекать учащегося в различные виды деятельности, использовать в преподавании дидактические игры, дискуссии, а также методы обучения, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи.

11. Технология опыта.

1.Постановка целей и задач.

Цели педагогической деятельности:

  • выработать у школьников понимание и умение обращаться с историческим временем;

  • локализовать исторические факты и соотносить их с определенным местом;

  • повысить уровень обученности учащихся за счет внедрения активных методов обучения;

  • развивать учебно-информационные навыки.

Для достижения этих целей ставились следующие задачи:

1.Развивать образное историческое мышление учащихся и их творческие способности.

2.Научить учащихся оперировать историческим временем (тысячелетие, век, период, эпоха, эра).

3.Научить понимать основы исторической географии и уметь ориентироваться в событиях и явлениях современного мира.

4.Повысить интерес к предмету истории.

2. Организация учебно-воспитательного процесса

В соответствии с поставленными целями и задачами я использовала следующие методы:

  • наглядные (работа с картой, иллюстрациями и схемами в учебнике, учебной картиной, экспонатами и материалами школьного музея);

  • словесные: эмпирический рассказ, беседа (поисковая);

  • проведение уроков с использованием медиаресурсов;

  • практические: работа с контурной картой, тестовые задания, познавательные задачи, разноуровневые задания, игры.

В своей работе я применяю различные организационные формы обучения: индивидуальные задания, фронтальные, групповые.

На вводных уроках, когда происходит знакомство с такими понятиями как историческое время и историческое пространство, учащиеся являются исполнителями, так как им необходимо научиться оперировать полученными знаниями на последующих этапах.

В зависимости от сложности изучаемой темы учащиеся вовлекаются в разнообразные виды творческой деятельности: рисунки, изготовление поделок, составление кроссвордов, написание творческих работ и т.д., создание компьютерных презентаций в программе PoihtPower. Наиболее интересными для учащихся является изготовление различных поделок, рисунков, создание проектов и презентаций, так как здесь проявляется их инициатива и самостоятельность мышления.

3.Формы и методы учебно-воспитательной работы.

Наибольшие трудности в усвоении хронологических знаний приходится на 5 класс. Эти трудности объясняются, во-первых, огромной длительностью изучаемого исторического времени, сложностью установления временных отношений между фактами истории одной или нескольких стран, а во-вторых, счетом лет до нашей эры.

Поскольку пятиклассники мыслят конкретно и имеют слабый запас образов об историческом времени, я начинаю знакомить их с хронологией, отталкиваясь от их личного опыта, от сегодняшней жизни, постепенно уходя «в глубь веков». Для большей наглядности на доске графически я изображаю отрезок жизни любого ученика, отрезок жизни его родителей, отрезок жизни его дедушек и бабушек . Отрезки, начинающиеся от одной точки отсчета, от сегодняшнего дня, постепенно удлиняясь, уходят влево. Затем я предлагаю для закрепления представления в тетрадях начертить аналогичные отрезки своей жизни. Так у детей создаются образные представления о длительности исторического времени, о его последовательности. Для закрепления данного урока я задаю учащимся дома самостоятельно начертить в тетрадях линию времени.

Основоположник методики преподавания истории А.И. Стражев писал: «Представление любого исторического события и явления в рамках точного времени — условие, без которого не может быть научного понимания исторического процесса. Хронологические даты, взятые в совокупности и системе, представляют собой при размещении исторических фактов такую же основу, как градусная сеть при размещении географических данных: только с их помощью можно установить правильное взаимоотношения между явлениями исторического процесса, определить с совершенной точностью все факты и события в их временных отношениях. Хронологические даты являются своего рода вехами, которые расставляем на историческом пути и которые помогают нам видеть направление исторического процесса, этапы его развития».

События в общественно-историческом процессе совершаются в пространстве и во времени. Локализация фактов во времени требует от учеников знания хронологии, а локализация в пространстве – знания исторической географии.

Развитие человеческого общества совершается во времени.

Сформировать представление об историческом времени – значит выработать у учеников понимание категорий времени (год, век, тысячелетие, период, эпоха, эра). Я учу их видеть длительность, последовательность событий, т.е. прививаю навыки работы с хронологией, устанавливаю и прослеживаю синхронные связи между событиями и явлениями. Это помогает уяснить общую картину развития общества, осознать историю как закономерный процесс, развертывающийся во времени, которое необратимо.

Далеко не все даты можно обозначать образно, хотя к этому важно стремиться. Необходимые для запоминания даты я называю и записываю на доске, включаю их в домашние задания, прорабатываются при закреплении учебного материала с помощью тестирования. Работая так из урока в урок, я помогаю учащимся создавать ассоциативные связи исторических фактов и их дат. При увеличении количества дат у учащихся неизбежно возникает «хронологическая путаница». Для преодоления «хронологической путаницы» используются следующие приемы: составление хронологических комплексов, заполнение хронологических таблиц и календарей событий, последующая работа с ними; создание представлений о веках, частях века и периодах. В сочетании с этими приемами применяются методические средства: линии и ленты времени, хронологические и синхронистические таблицы, календари событий.

Представить глубину, длительность, последовательность исторического времени, а также сформировать представление о веке, тысячелетии, эре помогает работа с линией времени .

При объяснении обратного счета времени возникают определенные трудности, так как ученики затрудняются в восприятии этого объяснения, оно противоречит сложившимся у них представлении о естественной последовательности чисел и порядке лет в веке. Поэтому в 5 классе важнейшим приемом обучения я считаю должна быть использована меловая «линия времени». Давно замечено, что детям гораздо легче понять измерение пространства, чем измерение времени. «Расстояние становится понятным потому, что он имеет в своем жизненном опыте определенный масштаб для его измерения (это далеко, а это близко; это так же далеко, как дойти до этой улицы и т.п.) – пишет методист В.Г.Карцев.

На начальной ступени преподавания истории, я постоянно использую меловую линию времени. Я учу детей определять века, его части, находить даты на линии времени, определять, сколько времени прошло от изучаемого события до наших дней. И в то же время - это постоянная тренировка умения оперировать годами и веками нашей эры и периода до нашей эры. Для закрепления временных представлений я постоянно использую хронологические задачи (См.приложение 1)

Для лучшего закрепления временных представлений я предлагаю более сильным ученикам творческие задания – придумать свои задачи на «счет лет в истории». Такой прием помогает более прочному запоминанию исторических дат.

Умение определять век, год, длительность исторического периода продолжается и на следующий ступени обучения истории. Представление о последовательности событий создаются с помощью хронологической таблицы.

Прием заполнения хронологических таблиц является довольно распространенным. Наиболее общими являются сводные хронологические таблицы, аналогичные тем, которые помещены на форзацах учебников истории. Они имеют две колонки (даты; события) и содержат перечень наиболее значительных исторических фактов изучаемого курса.

Например, составить хронологическую таблицу Крымской войны, этапы закрепощения крестьян, русско-турецких войск, столетней войны, участие России в Семилетней войне и пр.(См. приложение № 2)

Их назначение состоит в том, чтобы устанавливать обязательный для усвоения минимум хронологических дат. Они наглядно воспроизводят перечень важнейших событий по курсу истории и служат таблицами-справочниками.

Разновидностью табличных записей хронологических дат являются календари исторических событий. С помощью календарей можно воспроизвести подробную хронику наиболее важных событий, подчеркнуть динамизм, быстроту и напряженность действий участников, подвести учеников к пониманию сущности изучаемых событий, запоминанию их датировки.

Например, Февральская революция 1917 года в России, октябрьский переворот 1917 г., первая русская революция 1905 г. пр.

Особенно эффективным в преодолении хронологической путаницы и прочном закреплении знания важнейших исторических дат является прием создания у учащихся обобщенных представлений о периодах общественного развития и их составных частях – о веках и частях века. Такие представления можно создать с помощью эмоциональных образов главных исторических фактов соответствующего времени. Образы оставляют у учащихся яркие воспоминания, а по ассоциации с ними ученики запомнят весь комплекс фактов и дат, относящихся к данному веку или его части .

Работа с «линией времени», с хронологическими таблицами способствует постепенному формированию у учащихся представления о линейности исторического времени. Дети приходят к пониманию, что время движется только в одном направлении из прошлого, через настоящее в будущее. Бег времени не остановишь: то, что произошло вчера, уже не может в той же форме произойти сегодня, завтра или послезавтра. Так называемый «обратный» счет лет до нашей эры есть лишь некоторая условность записи исторических дат, на самом деле время движется вперед. Графически эта выражено в «линии времени».

Дальнейшее развитие временных представлений связано с систематическим выполнением дома и в классе заданий по хронологии.

Если попросить людей, уже давно закончивших школу, вспомнить, с чем ассоциируются у них уроки географии и уроки истории, то в первом случае они, скорее всего, назовут карту, а во втором – даты. В соответствии с такими представлениями в «компетенцию» географии входит пространство, а в «сферу влияния» истории – время, т.е. первая наука, отвечает на вопрос «где?», вторая – на вопрос «когда?». С подобным разграничением объектов, изучаемых двумя науками, конечно же, нельзя согласиться.

Роль историко-географических знаний в процессе обучения истории довольно-таки значительна. Излагая исторические факты, учитель не только точно датирует, но и локализует их, т.е. соотносит с определенным местом. Делает это с помощью исторической карты. «Не помещенное во времени и пространстве историческое событие, – писал А.И. Стражев, – представляется нам пустой абстракцией, лишенной реального содержания, не отражающей исторической действительности».

Подобно хронологии, локализация исторических событий и явлений содействует правильному пониманию исторического процесса и его закономерностей. Многие события и явления могут быть поняты учениками только на основе их пространственных взаимоотношений, в связи с определенной географической обстановкой. Эта касается, прежде всего, фактов хозяйственной жизни общества, особенно на ранних стадиях его становления (зависимость развития экономики от характера местности, от климата и плодородия почв, наличия рек, озер и морей, удобных путей сообщения, от залегания полезных ископаемых и т.п.)

Для локализации исторических событий и явлений в учебном процессе используются различные типы карт. Они различаются своим содержанием или, как говорят картографы, нагрузкой и выполняют присущие каждому типу специфические учебные задачи.

Первое знакомство школьников с картой происходит, как правило, в шестом классе на уроках географии. Но уже в пятом классе, т.е. на начальном этапе изучения истории школьники уже сталкиваются с таким понятием как историческая карта. И здесь возникают определенные трудности, связанные с такими географическими понятиями как стороны горизонта, части света, устье и исток рек и пр., так как эти знания у учащихся присутствуют фрагментарно и их приходится формировать заново. Моя задача научить учащихся «читать карту», как читают историческую книгу.

В преподавании истории, я использую различные виды школьных карт – настенная историческая карта, карта в историческом атласе, карта в учебнике, карта-схема. «Знать карту – это значит не только ее условную пунктуацию, ее символику, города, границы, реки и пр., но и видеть за этими условными знаками живую историческую действительность, сложность экономических, социально-политических и культурных взаимоотношений» – писал Стражев. В настоящее время большую практическую направленность имеют электронные учебники. Достоинством данных учебников является наличие большого количества анимированных исторических карт, наличие видеофрагментов. Использование на уроках электронных компакт-дисков повышает познавательную активность учащихся, что способствует повышению качества знаний.

Среди печатных настенных карт пока еще нет такой, которая помогла бы пятиклассникам усвоить материал «Жизнь первобытных людей». Поэтому на вводных уроках я вывешиваю географическую карту полушарий. Такая карта дает представление о материках и частях света (Европа и Азия) и на ней я обозначаю следы жизни древнейших людей, границы наибольшего распространения ледников, районы древнейшего земледелия. Вторым элементом в своей работе я считаю необходимым знакомство с внешним видом географической карты, затем я знакомлю учащихся с внешним видом исторической карты, обращаю внимание на условные обозначения, на окраску карт и их отличие от географических. Важным условием при формировании пространственных представлений я считаю важным присутствие исторических карт на уроке. Сложностью при формировании представлений является также то, что учащиеся еще недостаточно ориентируются по сторонам света, поэтому я учу детей читать карту. Для этого я на карту прикрепляю схематично выполненный компас и с помощью простых упражнений учимся определять направление от одной точки до другой. Например:

1. «Вы находитесь в древнем египетском городе Мемфисе с компасом в руках. Какое направление нужно избрать, чтобы попасть в финикийский город Тир? 2. Сравните местоположение Египта и той местности, где расположена ваша школа. Где и почему больше жарких солнечных дней в году?» Большое внимание в формировании пространственных представлений я уделяю умению работать с картографическими знаками. При объяснении учебного материала я сопровождаю свой рассказ указанием точных географических ориентиров, сторон горизонта, а также объясняю, что города, населенные пункты, места сражений показываются точкой, реки – по течению, границы государства – непрерывной линией. Более прочному усвоению таких понятий способствует меловая карта-схема на доске или картонные шаблоны, сделанные на основе изношенных и списанных печатных карт.

В учебном процессе распространены два пути осмысления условных знаков на карте – это «от карты к ее условным знакам», и «от условных знаков к карте». В первом способе я предлагаю рассмотреть цветовую гамму карты «Рост древних государств мира» и определить, что обозначает фиолетовый цвет. Учащиеся находят в условных обозначениях объяснение, фиолетовым цветом обозначена держава Александра Македонского. Второй путь таков: при объяснении темы «Военные походы фараонов», я рассказываю детям, что основной ценностью добычи в Нубии у фараонов было золото, на Синайском полуострове медь, предлагаю найти в условных обозначениях соответствующие знаки и показать их на карте. С условными знаками учащиеся знакомятся постепенно в ходе работы с различными картами. Большинство знаков запоминается легко, поскольку они одни и те же для всех карт: город обозначается кружком, границы – линией, направление походов – стрелками, место сражения – скрещенными мечами. В отличие от этих знаков цвет на разных картах играет разную роль. Например, в альбоме карт учебника одним условным знаком, а именно зеленым цветом, выделены: на одной карте особенности рельефа (низменности), а на другой – особенности хозяйства (древнейшие районы земледелия и скотоводства), на третьей – политические образования; то же явление характерно и для настенных карт. Поэтому чтобы учащиеся не путались, я всегда обращаю внимание на то, какую роль играет тот или иной цвет на каждой конкретной карте. Виды заданий по карте разнообразны. После показа по карте я предлагаю учащимся повторить то, что я показала по карте, остальные учащиеся тут же в классе находят соответствующие места в атласах – это один вид заданий.

Второй – самостоятельно найти объект на карте по его словесному описанию, третий – самостоятельно определить словами местоположение показанного на карте и названного объекта. Умение выполнять указанные задания, необходимы учащимся на каждом шагу.

Я приучаю учащихся свой показ по карте сопровождать словесным описанием. Если нужно, например, показать Новгород, то учащийся при своем ответе говорит, что Новгород находится на северо-западе русских земель, на р. Волхове, близ озера Ильмень. Точно также учащиеся предварительно говорят, что Аттика находится в Средней Греции на восточном побережье Балканского полуострова, Венеция – в северо-западном углу Адриатического моря и др. Например: «Граница империи Карла Великого проходила на севере по берегу моря от Бретани до устья Лабы (Эльбы); на востоке – от устья Лабы мимо западной границы чехов и моравов к Адриатическому морю; на юге граница пересекала Италию южнее Рима (исключая папскую область) и шла по побережью Средиземного моря от Альп до Барселоны; на западе – от Барселоны несколько юго-западнее Пиренеев и по берегу Атлантического океана до Бретани».

При описании государственных границ я пользуюсь не только физико-географическими «ориентирами», как названия рек, морей, гор, но и названиями государств, народов, с территорией которых соприкасается описываемая граница. Очень важно подчеркнуть, что восточная граница империи Карла Великого соприкасалась с землями западных и южных славян, среди различных племен которых только начинали возникать государства, а западная – с Кордовским халифатом; что в целом в этих границах создалась основа будущих трех государств: Франции, Германии и Италии. При таком методе работы перед учениками создается прочное наглядное представление о государственных территориях Европы.

Характеризуя образ Европы, я учу учащихся «читать» карту, т.е. связывать ее с важнейшими явлениями и событиями Европы в различные хронологические рамки.

При изучении темы «Основание греческих колоний» основная работа для учащихся связана с картой:

  1. мы изучаем названия важнейших колоний, их месторасположение по карте;

  2. для создания яркого наглядного образа греческих колоний я использую иллюстрации в учебнике, мифы об аргонавтах, для закрепления я предлагаю учащимся следующее домашнее задание нарисовать, что греки вывозили в колонии, а что привозили из них.

Для более успешного усвоения учебного материала я использую такой прием как «Живая карта». Используя его, можно придать карте необходимую выразительность и наглядность, привлечь внимание к главному, абстрагироваться от второстепенного, успешно закрепить в памяти учащихся необходимое знание картографического материала, по мере изложения событий на карту наносятся аппликации, события как бы «оживают» на глазах детей, что помогает прочному запоминанию и усвоению материала. Например, рассказывая о борьбе с монголо-татарским игом, я последовательно прикрепляю аппликацию – фигуру монгольского воина на территорию Рязанского, Владимиро-Суздальского и других княжеств (См приложение № 3). По ходу изучения крестьянских восстаний, ход восставших войск и захваченные ими города обозначаю аппликацией в виде костров. «Ожившая» карта воздействует на чувства детей. Они всегда задают вопрос: «Сколько же надо приложить усилий, чтобы победить?». При изучении темы «Первые русские князья» в 6 классе на карте появляются портреты князей в местах их княжения (См. приложение №4).

«Живая» карта используется и для раскрытия сложных понятий. Прослеживая с помощью аппликаций специализацию районов и торговые связи России в XVII веке, ученики наглядно убеждаются в развитии торговли по всей стране. Это облегчает усвоение понятия «начало складывания всероссийского рынка».

При закреплении темы «Древний Египет», «Древний Восток» я использую один из таких приемов, как историко-географический диктант. Я указкой показываю контуры государств, реки, города дети должны написать в тетрадях то, что я показываю, этот прием способствует развитию зрительной памяти.

Значительное внимание я уделяю работе с контурной картой. Контурная карта – одно из средств практического обучения истории. Контурная карта побуждает учащихся работать с картами в учебнике или атласе. Выполнить задание по контурной карте, учащиеся могут лишь, имея под рукой справочную историческую карту. Уже тот факт, что я проверяю правильность выполнения задания по контурной карте и выставляю за нее оценки, усиливает интерес учащихся к истории, и носит целенаправленный характер. Ряд заданий, которые даются при оформлении контурной карты требует от учащихся творческого решения, осмысленного отношения к изученным сведениям по исторической географии. Например, задание провести на контурной карте наиболее удобный путь для купеческого каравана из Вавилона в Мемфис. Выполнение такого задания требует от учащихся внимания и сосредоточенности, ведь необходимо определить, где между названными городами лежали непроходимые пустыни, а где – населенные пункты. В результате работы с контурными картами в 5 классе у учащихся заметно вырастает интерес к исторической карте. Многие уже умеют находить нужные географические объекты, даже если они не были показаны на настенной карте.

В настоящее время , в связи с высокими темпами компьютеризации повседневной жизни человека актуальной задачей является использование в процессе преподавания истории и обществознания информационных технологий. В свою работу я включаю компьютерные технологии, которые предусматривают следующие виды деятельности:

– знакомство с историческими событиями, которые сопровождаются показом видеофрагментов, фотографий;

– изучение истории культуры;

– работа с анимированными картами, схемами, таблицами.

– активизация познавательной активности учащихся с различными типами восприятия, за счет включения их в создание мультимедийных презентаций.

Так при изучении темы «Искусство Древнего Египта» в 5 классе мной была подготовлена презентация, рассказывающая о скульптуре, архитектуре, живописи Древнего Египта (См. приложение № 5- конспект урока). При изучении темы «Борьба русского народа против иноземных захватчиков в XIII веке» в 6 классе, я применила анимированную карту «Ледовое побоище» и видеофрагмент «Александр Невский». Данный прием позволяет погрузиться в историческое пространство и историческое время, способствует более полному усвоению учебного материала.

Для дальнейшего закрепления временных и пространственных представлений я использую тестовые задания, которые включают в себя и знание хронологической последовательности. Например, тесты на хронологические знания, где проверяется знание дат и событий, умение определять последовательность событий, вести счет лет картографические знания и умения – на знание места действия, на умение читать легенду карты (См. приложение № 7).

Применение компьютерных технологий продолжается и во внеурочное время (викторины, игры-путешествия, кроссворды, рисунки, игры и т.д.) (См.приложение 8)

Большинство учащихся, окончив школу и став взрослыми, по всей вероятности, не встретятся более с исторической картой. Но они навсегда сохранят интерес к карте, умение читать ее, навыки работы с ней. А это, конечно, главное, поскольку мы живем в сложном непрерывно меняющемся мире, ориентироваться в котором наряду с газетой, книгой, радио и телевидением нам помогает карта.

6. Результативность

В ходе решения поставленных целей и задач учащиеся научились пользоваться картой как источником знаний. На основе легенды извлекать информацию о географическом положении различных стран и вытекающих из него занятий людей пр. Полученные на уроках истории картографические знания помогают учащимся свободно ориентироваться по карте и на уроках географии. Учащиеся умеют составлять хронологические и синхронистические таблицы, ориентируются в историческом времени, оперируют датами, понятиями «что было раньше и на сколько раньше», «сколько лет назад это было» и т.д. Повысился их интерес к изучаемому предмету – они принимают активное участие во внеклассной работе по истории. Повысилось качество знаний учащихся по истории.

Качество знаний учащихся.


уч. год

класс

Кол-во обучающихся

Успеваемость

Кол-во уч-ся обучающ. на «4» и «5»

Качество знаний

2004\2005

70

100 %

35

50 %

2005\2006

69

100 %

35

51 %

2006\2007

63

100 %

42

66 %


К результативности своей деятельности я отношу:

– положительную мотивацию на уроках истории с применением ИКТ, создание условий для получения учебной информации из различных источников.

– повышения уровня использования наглядности на уроке.

Развитие исторического мышления в среднем звене, способствует тому, что учащиеся и в старших классах интересуются историей и успешно выступают на предметных олимпиадах.
Районные предметные олимпиады

2004-2005 учебный год

  • правоведение: 9 класс –II место, 10 класс – II место

2005-2006 учебный год

  • обществознание: 9 класс – III место

  • правоведение : 9 класс – III место, 10 класс – III место

2006-2007 учебный год

  • история России: 11 класс – III место

  • обществознание: 10 класс – II место

  • правоведение: 9 класс – I место, 10 класс– II место, 11 класс– II место

  • избирательное право : 10 класс – I место, 9 класс II место

2007-2008 учебный год

  • история России: 10 класс –III место

  • правоведение: 10 класс –I место, 11 класс – II место.


Библиографический список:


  1. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся М.: Просвещение, 1982.

  2. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе.– М.: Просвещение, 1988.

  3. Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории. М.: Просвещение, 1978.

  4. Ежова С.А., Лебедева И.М., Дружкова А.В. Методика преподавания истории в средней школе. М.: Просвещение, 1986.

  5. Стражев А.И. Методы работы с исторической картой. Преподавание истории в школе №10, 2002.

  6. Кулагина Г.А. 100 игр по истории. М.: Просвещение, 1967.

  7. Безносов А.Э., Кушнерева Ю.В. История Россия и мир 7-8 кл.(тесты), М.: «Дрофа», 1999.

  8. Брандт М.Ю. История древнего мира (тесты) М.: «Дрофа», 2001.

  9. Брандт М.Ю. История средних веков (тесты) М.: «Дрофа», 2002.

  10. Цветкова Г.А. Тематический контроль по истории средние века.

М.: «Интеллект-центр», 2002

  1. Бахтина О.И. Задания для самостоятельной работы по истории древнего мира. М.: Просвещение, 1988.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Информация об опыте 3 iconБраило Виктория Викторовна Содержание
Информация об опыте
Информация об опыте 3 iconИ нформация об опыте реализации общественными организациями программ помощи инвалидам
Вп-п12-6370, абз. 2 п. 18, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации обобщена и направляется для...
Информация об опыте 3 iconМоу «Берсеневская сош» Содержание I. Информация об опыте II. Технология...
Компьютер, Интернет уверенно входят в нашу жизнь. Почти каждый ученик имеет дома компьютер. Ему доступна любая информация. Все пользуются...
Информация об опыте 3 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Информация об опыте 3
Информация об опыте 3 iconI. Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта
Жуков С. В. Королюк Е. Г. Избранные лекции по медицине катастроф. – Тверь, 2007. – 120с
Информация об опыте 3 iconИнформация об опыте Условия возникновения и становления опыта
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы как фактор формирования положительной мотивации...
Информация об опыте 3 iconИнформация об опыте Условия возникновения, становления опыта
Тема опыта: Повышение мотивации обучающихся II и III ступеней обучения посредством использования интерактивных компьютерных моделей...
Информация об опыте 3 iconИнформация об опыте 2 Технология описания опыта 6
...
Информация об опыте 3 iconИнформация и информационные процессы. Аппаратно-программное устройство компьютера
Слово «информация» происходит от латинского «informatio» — осведомление, разъяснение, изложение. Ну, что же такое информация на самом...
Информация об опыте 3 iconКалендарно-тематическое планирование по предмету «Информатика и икт» для 8 гимназического класс
Информация. Информатика. Информация в неживой природе. Информация в живой природе
Информация об опыте 3 iconОб опыте антинаркотической работы администрации города Ставрополя...
Об опыте антинаркотической работы администрации города Ставрополя за период 2007-2012 г г
Информация об опыте 3 iconКонтрольная работа на тему Средства хранения и поиска документов
«информация». Информация это все: от простой записки до научной монографии. Информация это все фиксированные сообщения: книги, газеты,...
Информация об опыте 3 iconВсе ответы должны сопровождаться ссылками на страницы, где найдена...

Информация об опыте 3 icon5 Итого участия обучающихся в олимпиадах; Информация о поступлении выпускников оу в учреждения
Информация о профильной направленности обучения в соответствии с реализуемыми программами
Информация об опыте 3 iconСодержание №1 2011 официальная информация указ президента российской федерации о праздновании
В. Д. Глотов, В. В. Митрикас, С. А. Платонов, А. А. Бермишев оперативная информация
Информация об опыте 3 iconИтоги участия обучающихся в олимпиадах; Информация о поступлении...
Информация о профильной направленности обучения в соответствии с реализуемыми программами


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск