Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 451.42 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации20.02.2014
Размер451.42 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
  1   2   3   4



Управление образования администрации

Старооскольского городского округа

Муниципальное образовательное учреждение

МОУ ДПК (ПК)

«Старооскольский городской институт усовершенствования учителей»

«Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как фактор повышения качества знаний и сохранения здоровья обучающихся второй ступени»


Автор опыта: Шляхова

Валентина Николаевна,

учитель биологии

МОУ «СОШ № 12 с углубленным

изучением отдельных предметов»

2010 год

Содержание:
Информация об опыте -------------------------------------------------------------------------------------------------_3
Технология опыта ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 9
Результативность опыта ----------------------------------------------------------------------------------------------- 12
Библиографический список ----------------------------------------------------------------------------------------- 15
Приложение к опыту ----------------------------------------------------------------------------------------------------- 16

Тема:

«Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как фактор повышения качества знаний и сохранения здоровья обучающихся второй ступени»

Условия возникновения и становления опыта

Опыт возник в условиях муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов», расположенного в микрорайоне Лебединец, в юго-западной части города Старый Оскол. Социальная среда неоднородна: большинство обучающихся из рабочих семей со средним достатком (40%), есть дети из семей бюджетников (25%), служащих (20%), бизнесменов (10%), 5% - это дети из малообеспеченных и неполных семей.

В школе функционируют 2 спортивных зала, спортивная площадка, беговая дорожка, кабинет психолога и учителя-логопеда, социального педагога, актовый зал, столовая, медицинский и стоматологический кабинет, библиотека и читальный зал, музей школы, лингафонный кабинет, три кабинета оборудованы интерактивными досками и 4 кабинета - мультимедийными проекторами.

Школа, в которой работает автор опыта, в 2007 году включилась в экспериментальную работу «Создание педагогической системы школы, содействующей здоровью учащихся» под научным руководством Ирхина Владимира Николаевича, доктора педагогических наук, профессора кафедры теоретических наук физического воспитания БелГУ.

С декабря 2009 года ведется научно-исследовательская деятельность «Мониторинг изучения эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения», руководителем которой является Куропаткина Анна Николаевна, начальник отдела координации и прогнозирования повышения квалификации педагогических кадров МОУ ДПО (ПК) «СОГИУУ».

Задачами построения образовательного пространства муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов» является создание условий для полноценного формирования свободной, физически здоровой личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс средней школы, ориентированной на нравственные ценности, способной к саморегулированию и самоконтролю.

Состояние здоровья подрастающего поколения - важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее. В Российской Федерации насчитывается около 18 млн. детей подросткового возраста. Самый значительный рост заболеваемости (в 1,5 раза) за последние 10 лет отмечается среди подростков второй возрастной ступени. Итоги Всероссийской диспансеризации детского населения РФ неутешительны: недуги органов дыхания и пищеварения, эндокринной и костно-мышечной, соединительной ткани, кроветворных органов. Не такая уж редкость и новообразования. Увеличивается количество учеников с эндокринно-обменными нарушениями. Но в числе лидеров – функциональные расстройства сердечнососудистой системы. Анализ результатов диспансеризации свидетельствует о том, что эта возрастная группа может быть охарактеризована как критическая.[1], [7]

Поэтому здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. В нашей школе забота о здоровье является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и осуществляется на профессиональной основе.

Шляхова Валентина Николаевна работает в системе образования 37 лет, учителем биологии в данной школе - 10 лет.

Данный опыт явился составной частью проблемы школы «Формирование устойчивых навыков здорового образа жизни на уроках биологии как средство повышения уровня обученности, воспитанности, укрепления здоровья и развития творческих способностей обучающихся».

Началом работы по теме опыта стало обследование детей по различным видам заболеваний и проведение диагностики по определению исходного уровня познавательной активности обучающихся второй ступени.



По итогам обследования детей по различным видам заболеваний можно определенно сказать, что наблюдается рост числа таких заболеваний, как заболевания глаз, сердца, желудочно-кишечного тракта.

Необходимость создания условий для повышения интереса к здоровому образу жизни всех учащихся привела к мысли об использовании современных здоровьесберегающих технологий на уроках биологии.
Актуальность опыта.

Здоровье человека — тема актуальная для всех времен, а в XXI веке она становится первостепенной. Чтобы сохранить здоровье, человеку необходимо организовать свою жизнь с учетом сложившихся объективных экологических условий, устранить нежелательные факторы или снизить их воздействие, свести к минимуму их вредное влияние на человеческий организм.

В связи с этим возникает необходимость обучения человека правилам поведения в неблагоприятных условиях окружающей среды, формирования гигиенических знаний, норм и правил здорового образа жизни, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья, рассмотрения воспитания ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.

Школа является важнейшим звеном в этом процессе, следовательно, заботу о сохранении и укреплении здоровья детей необходимо рассматривать как органическую часть целостного педагогического процесса.

Анализ практики школьного образования показывает, что в качестве учебной дисциплины биология традиционно рассматривается как предмет второстепенный, маловажный. Детальный анализ традиционного школьного образования позволяет утверждать, что преобладающий в отечественном образовании предметно-ориентированный стиль обучения не полностью удовлетворяет базовым доминирующим потребностям школьников в здоровьесберегающей деятельности. Подавляющееся в этом случае стремление ученика к самоопределению и самореализации является серьезным условием, определяющим состояние социальной и психологической неудовлетворенности, а отсюда – и снижение уровня его здоровья.

В контексте данной проблемы возникают противоречия между необходимостью:
– воспитания здорового подрастающего поколения и реальным неудовлетворительным состоянием здоровья большинства современных школьников; 
– реализации личностно-ориентированного подхода к организации здоровье-сбережения на уроках биологии в школе и имеющим место предметно-ориентированным характером осуществления данной деятельности;

- отсутствия заинтересованности в изучении биологии у обучающихся и высокими требованиями программы по данному предмету;

- традиционного подхода к организации и проведению уроков биологии и широкими возможностями использования здоровьесберегающих технологий, позволяющих повысить эффективность преподаваемого предмета.

С учетом изложенных противоречий была сформулирована тема исследования: «Использование элементов здоровьесберегающих технологий как фактор повышения качества знаний и сохранения здоровья обучающихся второй ступени».

Ведущая идея опыта заключается в организации таких форм, способов и приемов учебной деятельности на уроках биологии, которые реально способствуют приобретению навыков здорового образа жизни и сохранению учебной мотивации учащихся, позитивным изменениям их познавательной активности, обеспечивают более качественный уровень их образованности и обученности.

Длительность работы над опытом. Работа над темой ведется с декабря 2007 года, когда школа включилась в опытно-экспериментальную работу «Технология создания педагогической системы, содействующей здоровью учащихся» по 2010 год.

I-й этап (сентябрь 2007г. – май 2008г.) включал сбор и анализ материалов по теме опыта.

II-й этап (сентябрь 2008 г. - май 2009 г.) являлся непосредственно этапом реализации опыта.

III-й этап (сентябрь 2009г. – май 2010 г.) был посвящён анализу результатов опыта и подведению итогов работы.

Диапазон опыта представлен единой системой «урок-внеклассная работа».

Теоретическая база опыта. В основе педагогического опыта лежат идеи Н.К.Смирнова, В.Д.Сонькина, В.Н.Ирхина, В.И.Акиньшина, Л.С. Выготского, И.С. Якиманской, В.В. Гузеева, Базарного В.Ф., Т.И.Шамовой.

Для повышения познавательной активности обучающихся второй ступени были использованы следующие понятия:

  • «Познавательная активность»

  • «Деятельностно-ориентированный подход»

  • «Здоровьесберегающие технологии»

Познавательная активность. Активизация познавательной деятельности есть процесс и результат стимулирования школьников (Т.И. Шамова). Под активностью ребенка в учебном процессе подразумевается такой вид деятельного отношения, который характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью к усвоению знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Т.И. Шамова [11] убедительно доказывает, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе.

Содержание и организация учебного процесса по технологии личностно-ориентированного развивающего обучения И.С.Якиманской направлены на раскрытие и использование индивидуального (субъективного) опыта каждого ученика, включая опыт его предшествующего обучения и личностно-значимых способов познания и переработки учебного материала посредством организации целостной учебно-познавательной деятельности.

Деятельностно-ориентированный подход к пониманию активности обуславливает необходимость пробуждать познавательную активность у учащихся непосредственно на уроках.[12] В опыте, опираясь на принципы деятельностного подхода, разработаны методические приемы, позволяющие превратить ученика из пассивного слушателя в деятельностного участника урока.

Здоровьесберегающие технологии обучения.

Технологии коллективного способа обучения (КСО).

Применение технологии коллективного способа обучения оказывает благоприятное влияние на функциональное развитие нервной системы, умственную работоспособность, зрительную систему. У детей совершенствуется память, логическое мышление, актуализируется предшествующий опыт и знание. Наблюдения показывают, что учащиеся становятся более раскрепощенными и в то же время у них повышается ответственность за результаты не только своего, но и коллективного труда. Важным является то обстоятельство, что каждый учащийся имеет возможность выполнять задания в индивидуальном темпе, поскольку работа в парах сменного состава осуществляется в свободном режиме. Двигательная активность на уроках с использованием этого способа валеологизации выше в 2,5 раза по сравнению с традиционными уроками, т.е. дети в 2,5 раза чаще встают, выходят к доске, передвигаются по классу. На обычных уроках дети компенсируют недостаток двигательной активности увеличением двигательного беспокойства (вертятся, ложатся на парту и т.д.). При традиционном обучении двигательное беспокойство отмечается чаще в 3,8 раза по сравнению с учащимися экспериментальных классов; наблюдается тенденция к более частому возникновению вегетососудистой дистонии; ниже умственная работоспособность, а учащиеся в 3,8 раза больше допускают ошибок. Таким образом, КСО по уровню двигательной активности в процессе обучения можно отнести к занятиям в режиме динамических поз.[8]

Технология разноуровневого обучения также позволяет учащимся работать в индивидуальном темпе, самостоятельно. Система уровневой дифференциации дает ученику право выбора уровня усвоения учебного материала. При такой организации учебного процесса практически каждому ученику гарантирован успех, снижающий чувство тревожности, неуверенности в собственных силах. А это, в свою очередь, повышает мотивацию к учению и создает благоприятный психологический климат в классе.

Учет индивидуальных особенностей ученика на уроке со всей очевидностью проявляется в использовании типо-дифференциального подхода в процессе обучения (В.В.Ильюшенков, Т.А.Берсенёва). Суть данного подхода состоит в различении учащихся с право - или левополушарной активностью головного мозга. Полушарная асимметрия отражается на особенности восприятия учебного материала школьниками, на скорости их «врабатывания» в урок, активности и работоспособности, психосоциальной ориентации и т.д.

В работе учителя приоритетными являются несколько принципов здоровьесберегающей технологии Н. К. Смирнова:

1.Организация обучения через разные каналы восприятия информации (зрение, слух, ощущение) в зависимости от возрастных особенностей учащихся, а также целей и задач урока.

  1. Создание здоровьесберегающего пространства классной комнаты.

3. Знание недельных зон работоспособности и планирование уроков разной степени сложности.

  1. Знание об уровнях работоспособности учащихся в течение рабочего дня.

  2. Планирование контрольных работ, уроков нового материала, уроков обобщения в зависимости от места урока в сетке расписания.

  3. Распределение интенсивности умственной нагрузки в течение урока и рабочего дня.[9]

Новизна опыта состоит:

- в комбинации элементов известных педагогических технологий при организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников;

- в комбинировании приемов известных методик и современных здоровьесберегающих технологий:

- электронных пособий;

- Интернет-технологий;

-презентаций;

-работы с интерактивной доской;

-дидактических систем, основанных на использовании различных обучающих программ (информационных, тренинговых, контролирующих и др.)

Кроме того, автором опыта создан банк данных мультимедийных продуктов, банк текстовых дидактических материалов по биологии (индивидуальные карты с заданиями и упражнениями, наглядный материал, памятки). В календарно-тематическое планирование интегрированы темы уроков в соответствии с программой здоровья В.Н.Ирхина. (Приложение 7)

Технология опыта.

Цель педагогической деятельности:

- создание условий для обучения и воспитания, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся в процессе изучения биологии посредством использования современных здоровьесберегающих технологий.

Для достижения данной цели автором педагогического опыта были определены следующие задачи:

  • создать воспитательное пространство, предметную среду, направленную на формирование потребности учащихся быть здоровыми;

  • введение в педагогическую практику такой организации образовательного процесса, которая позволяла бы ученику выбирать индивидуальную здоровьесберегающую программу изучения биологии и других предметов, стимулирующую самообучаемость школьника, его способность к обобщению мыслительной деятельности и рефлексии;

  • познакомить с теоретическим материалом о здоровом образе жизни в сочетании с “минутками здоровья” (упражнения для глаз, для осанки, дыхательные движения и т.д.)

  • использовать педагогические средства, направленные на ослабление влияния таких социальных факторов, как распространённость наркомании, токсикомании, алкоголизма, курения.

Исходя из этого, задача учителя не просто дать базовые знания обучающимся, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Применение таких методов и приемов обучения делает урок автора опыта насыщенным и занимательным, вызывает интерес у школьников к учебному предмету, способствует созданию положительной эмоциональной обстановки учения, развитию способностей обучающихся. (Приложение №1) Проблема совершенствования преподавания предмета решается на основе деятельностного подхода, принципов целенаправленности, научности, систематичности и последовательности, а также наглядности, доступности, связи обучения с жизнью, воспитывающего и развивающего обучения. Реализация данных принципов позволяет научить школьников анализировать, обобщать, выделять главное, сравнивать, систематизировать и делать самостоятельные выводы, применять полученные знания по биологии в ситуациях повседневной жизни.

Формирование здорового образа жизни и понимания ценности здоровья на уроках учитель рассматривает как проявление уровня культуры личности, в первую очередь, педагога.

Организация учебно-воспитательного процесса основана на использовании следующих способов включения обучающихся в учебно-познавательную деятельность:


Класс

Формы

организации работы

Умение работать

с информацией

Виды познавательной деятельности

учащихся

5

Поисковая

Поиск и отбор информации

Работа со справочной литературой, с материалами энциклопедий

6

Поисково-исследовательская

Поиск и отбор информации из различных источников, осмысление, сравнение

Подготовка сообщений, создание творческих работ

7

Исследовательская

Анализ информации, полученной из разных источников

Подготовка памяток, алгоритмов, тестов, проектная деятельность

В основу учебно-воспитательного процесса школы положены три принципа: здоровье – развитие – обучение.

Учитель осуществляет ряд шагов:

  • делит класс на группы;

  • организует различные формы занятий (уроки, видеопрезентации);

  • применяет различные формы контроля и коррекции (самоконтроль, взаимопроверка, итоговая аттестация).

Для решения поставленных задач автором опыта применялись методы:

- по степени активности познавательной деятельности: объяснительный, иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский;

- по источнику получения знаний: индивидуальные, групповые, фронтальные;

- по приоритету средств: визуальные, вербальные, информационные;

-по характеру учебной деятельности: традиционные, игровые, поисковые, проблемные.

На уроках она создает условия для полноценного проявления и развития личностных особенностей ученика, используя следующие принципы:

а) отношение учителя к ученику;

б) самостоятельное «строительство» знания учеником с помощью критического отношения к изучаемой информации, самостоятельного решения задач.

Решающим фактором роста ориентации школьников на саморазвитие в учебном процессе является психологический климат класса и психологический климат урока, создаваемые учителем. Поэтому учитываются этапы развития психологического климата: от чувства безопасности – к чувству принадлежности; от чувства принадлежности – к признанию достижений; от признания достижений – к стремлению выразить себя в учебной деятельности.

Использование физических упражнений, приведение примеров из жизни делают урок педагога насыщенным, интересным, продуктивным и полезным. Помогают в этом несколько простых принципов, разработанных автором опыта, которые можно свободно использовать как на уроках биологии, так и на других предметах. (Приложение 2,3)

Комбинированный урок является примером использования в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий как совокупности приемов и методов, направленных на создание и укрепление здоровья учащихся, формирование у них культуры здоровья. Урок включает элементы технологии критического мышления – кластер, синквейн, ранжирование. (Приложение 3)

Условно здоровьесберегающие предметные уроки автор опыта делит на следующие виды:

I вид

Это запланированный «Урок здоровья» по предмету. Например, «Работа скелетных мышц и их регуляция», «Осанка. Плоскостопие», «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет», «Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Гигиена органов дыхания», «Энергозатраты человека и пищевой рацион» и другие.

II вид

Урок, в который включены элементы здоровьесбережения:

- ежеурочные минутки здоровья, возникающие из наблюдений учителя над распространением вредных привычек; по обучению учащихся новым упражнениям для снятия стресса, утомления, по развитию внимания, памяти, логического мышления и т.д.;

- это эвристические вопросы для учащихся при изучении нового материала.

III вид

Стандартный, типичный, хорошо продуманный урок по предмету, на котором на первый взгляд ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок, т.к. это урок, на котором учитель:

- полноценно выполняет учебную программу, формируя у обучающихся интерес к своему предмету;

- устанавливает с ними доверительные, партнерские отношения;

- предотвращает возникновение дискомфортных состояний, т.е. продумывает урок максимального умственного, психического, физического, нравственного комфорта;

- максимально использует индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения;

- это урок, на котором каждый ученик понимает значимость данного урока для будущего и творчески работает на нем, используя свои способности.

К такому уроку применяются разработанные учителем требования (Приложение 4) и здоровьесберегающие технологии (Приложение 5)

Результативность опыта

Для определения результативности опыта были выделены критерии:

- уровень обученности (успеваемость и качество знаний учащихся);

- отношение обучающихся к изучению биологии;

- уровень мотивации учения;

- уровень успешности;

- уровень познавательной активности.

Изучение этих показателей проводилось на этапе обучения школьников в 5-7 классе с 2007 по 2010 учебный год.

Проведенный анализ уровня обученности за это время позволяет заключить, что при стабильной 100% успеваемости уровень качества знаний обучающихся первой ступени повысился с 72% до 84,2%.

Таблица 1. Динамика уровня обученности учащихся 5-7 класса за три года

Учебный год

2007-2008

2008-2009

I полугодие 2009-2010

Уровень успеваемости учащихся

100%

100%

100%

Уровень качества знаний учащихся

72%

78%

84,2%


Диагностика изменения отношения учеников к предмету проводилась с помощью теста-рисунка «Твое отношение к уроку биологии». Результаты сведены в таблицу 2, из которой виден рост положительного отношения к биологии при сокращении нейтрального и отрицательного.

Таблица 2. Динамика изменения отношения к предмету «Биология» за три года


Отношение

2007-2008 уч.год:

6 «А»

2008-2009 уч. год:

7 «А»

I полугодие 2009-2010 уч. г

8«А»

Отрицательное

22%

5%

0%

Нейтральное

44%

20,6%

11%

Положительное

42,5%

68,5%

84,5%


Анализ результатов анкетирования показывает, что личная значимость уроков биологии по формированию ЗОЖ достаточно высока, большинство обучающихся понимает свою активную роль в сохранении и укреплении здоровья, однако не все обучающиеся соблюдают порядок дня, соответствующий требованиям здорового образа жизни




Большая часть обучающихся дает адекватную оценку своему образу жизни. Кроме того, поступающую информацию большинство обучающихся воспринимает как значимую для себя лично, для своего здоровья.

Анализ качественных показателей во время срезов, одним из которых была познавательная активность, выявил изменения, которые можно проследить в таблице 5.


Уровень познавательной активности

2007-2008 уч.год:

5 «А»

2008-2009 уч. год:

6 «А»

I полугодие 2009-2010 уч. года:

7 «А»

Высокая познавательная активность

27%

33%

42%

Средняя познавательная активность

51%

48%

47%

Низкая познавательная активность

22%

19%

11%


Результаты опыта работы учителя свидетельствуют о достаточной эффективности реализуемых приемов и методов обучения, направленных на повышение познавательной активности обучающихся второй ступени в процессе преподавания биологии на основе применения современных здоровьесберегающих технологий, создание условий для самореализации школьников в учебной деятельности.

На основе анализа результатов проведенной работы были сделаны следующие выводы:

- познавательная активность учащихся на уроках биологии к 7 классу в течение трех лет повышается, что объясняется превращением ученика из объекта учебного процесса в его субъект посредством применения здоровьесберегающих технологий в процессе обучения;

- активизируются процессы саморазвития и самообразования школьников, которые позволяют добиться успешности каждого ученика в процессе изучения курса биологии.

Автор опыта доказывает целесообразность использования здоровьесберегающих технологий.

Мероприятия по здоровью, проводимые автором опыта, оцениваются большинством обучающихся как интересные и разнообразные по формам.

Таким образом, наблюдается значительный эффект использования данных технологий, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Библиографический список


  1. Антропова М.В, Манке Г.Г, Бородкина Г.В и др. Факторы риска и состояния здоровья учащихся // Здравоохранение Российской Федерации.- 1997.- №3.- С.29-33.

  2. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. / Л.С. Выготский.- СПб. 1997.

  3. Гузеев, В.В. Методы обучения и организационные формы уроков/ В.В.Гузеев.- М.: Знание, 1999.– 120

  4. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения /Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина.- М. : Триада-фарма. – 2002 г. –с.114)

  5. Ирхин, В.Н. Эксперимент в школе здоровья (из опыта работы школы здоровья Белгородской области) / В.Н. Ирхин: метод. Пособие. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – 112 с.

  6. Казакова Т.Н. «Технологии здоровьесбережения в образовательном учреждении»/ Т.Н.Казакова.- М. 2005.

  7. Кучма В.Р, Сердюковская Г.Н, Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников.- М., 2000.

  8. Кучма В.Р, Степанова М.И. Современные гигиенические подходы к оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков / В.Р.Кучма.-Здоровье населения и среда обитания.-2002.- №2.- С.1-4.

  9. здоровьесберегающуюМаксимов, В.Г. Педагогическая диагностика в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.
    «Особенности состояния здоровья современных школьников». Материалы Научного центра здоровья детей РАМН

  10. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России / А.Г.Сухарев.-Здоровые дети России в 21 веке.-М.-2000.-С.44-53

  11. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПКиПРО, 2002. – 121 с.

  12. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе»\ Н.К.Смирнов. – М.: АРКТИ, 2005. – 320 с

  13. Сонькин В.Д. «Мониторинг степени здоровья в образовательной школе»\ В.Д.Сонькин.-М.-2000

  14. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников/ Т.И. Шамова. М.: Педагогика, 1982.

  15. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе\ И.С.Якиманская. – М.: Сентябрь, 1996.

Приложение
1. Приложение 1 Основные требования к стандартному уроку

2. Приложение 2 Здоровьесберегающие технологии

стандартного урока

3. Приложение 3 Основные прицципы здоровьесберегающего

урока

4. Приложение 4 Доклад на педагогическом совете

«Формирование здорового образа жизни

обучающихся на уроках биологии

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск