Рабочая программа
по курсу «История России XX - начала XXI вв.» (11 класс)
(19 часов)
На базе Федеральной примерной программы по истории России. - М., 2004 и авторской программы А. А. Левандовского, Ю. А. Щетинова, В. С. Морозова «История России: XX-начало XXI вв.». - М.: Просвещение, 2006.
Используемый учебник: Левандовский А. А., Щетинов Ю. А. Россия в XX веке: Учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений /А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов. -6-е изд. - М.: Просвещение, 2002.
В работе с понятиями можно использовать учебное пособие: Словарь терминов и понятий по отечественной истории XX века / науч. ред. В. Ф. Кривошеее. - М, 2003.
Пояснительная записка
Настоящая программа предоставляет возможность всем учащимся получить необходимый российскому гражданину минимум исторических знаний к концу 11 класса. Изучение истории как часть процесса формирования социального опыта личности российского гражданина XXI в. подразумевает единство моральных критериев, стоящих над идеологическим, политическим и культурным разнообразием современного мира. Общая цель исторического образования -приобщение школьников к национальным и мировым культурным традициям и развитие ценностно-ориентированной личности учащегося, воспитания патриотизма, формирования гражданского самосознания россиянина. Делается акцент на проблемном подходе к изучению тем, используются знания, полученные в среднем звене школы/Первостепенное значение придается человеку и его духовному развитию в историческом процессе. Предложенное сочетание курсов отечественной и всеобщей истории может подвергнуться перестановке. В центр внимания учащихся ставится состояние человека и общества, их материальные и культурные потребности, интересы личности и сословий, социальных групп и государства.
Изучение истории на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества;
овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;
формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументированно представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
Календарно-тематическое планирование по курсу «История России XX - начала XXI вв.»
(11 класс) (19 часов)
|
|
Кол-во часов
| Стандарт среднего
(полного) общего образования по истории
(профильный уровень)
|
|
Знания, умения
|
Формы контроля
|
Домашнее задание
|
Элементы
дополнительного
соде ржания
| №
п/п
| Тема урока
| Основные понятия
| Раздел 1. Россия на пороге XX века
| 1
| Социально-
экономическое
развитие России.
Внутренняя
политика само-
державия в кон-
це XIX - начале
XX вв.
«Зубатовщина»
| 1
| Утверждение капи-
талистической мо-
дели экономическо-
го развития.
Завершение про-
мышленного пере-
ворота. Российский
монополистический
капитализм и его
особенности.
Нарастание эконо-
мических и соци-
альных противоре-
чий в условиях
форсированной мо-
дернизации.
Идейные течения,
политические пар-
тии в общественном
движении России на
рубеже Х1Х-ХХ вв.
| Модернизация,
реформа, концентра-
ция производства,
монополии, свободная
конкуренция, картель,
синдикат, трест, кон-
церн, инвестиции,
многоукладная эко-
номика.
Эсеры, эсдеки, кон-
ституционалисты,
легальный марксизм
| Овладеть знаниями
фактического мате-
риала, явлений и
понятий по данной
теме.
Уметь на основе
текста параграфа
и статистических дан-
ных анализировать
принципы развития
экономики страны
в пореформенный
период.
Представлять ре-
зультаты индивиду-
альной работы
в форме тезисного
плана.
Работать с истори-
ческим материалом
и систематизировать
его с целью нахожде-
ния характерных черт
развития экономики
в пореформенное
время
| Контурная
карта, эссе
| § 1-2-4-5
| Отечественные
предприниматели
конца XIX - на-
чала XX вв.
|
|
| 2
| Внешняя полити-
| 1
| Россия в системе
| Тройственный союз,
| Развивать способ-
| Контурная
| §6
|
|
| ка самодержавия
|
| военно-политических
| Антанта, геополитика,
| ности и умения
| карта
|
|
|
|
| в конце XIX -
|
| союзов на рубеже
| стратегические инте-
| сравнивать, сопос-
|
|
|
| начале XX вв.
|
| Х1Х-ХХ вв.
| ресы, раздел сфер
| тавлять по вопро-
|
|
|
| Русско-японская
|
| Противоречия между
| влияния,
| сам, предложенным,
|
|
|
| война
|
| державами на
| гонка вооружений
| и в произвольной
|
|
|
|
|
|
| Дальнем Востоке
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| тельно)
|
|
|
| |