Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 284.94 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации27.10.2013
Размер284.94 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > История > Пояснительная записка
  1   2   3
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»


Факультет истории
Программа дисциплины «Социология знания»
для направления 030600.68 «История» подготовки магистра

магистерской программы «История знания в сравнительной перспективе»


Автор программы:
Баньковская С.П. к-т. филос.н. sbankovskaya@gmail.com
Одобрена на заседании кафедры истории идей и

методологии исторической науки «__»____________2011 г.

Зав. кафедрой И.Н.Данилевский

Рекомендована секцией УМС по истории «__»____________2011 г.

Председатель Н.А. Проскурякова
Утверждена УС факультета истории «__»____________2011 г.

Ученый секретарь О.С.Воскобойников

Москва, 2011

  1. Пояснительная записка

Область применения и нормативные ссылки . Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Курс предназначен для студентов 1-го курса подготовки магистров по направлению 030600.68 «История» в рамках магистерской программы «История знания в сравнительной перспективе» , изучающих дисциплину «Социология знания» (дисциплина профессионального цикла, базовая часть).

Оптимальное усвоение курса предполагает наличие у студентов знаний, полученных в учебных дисциплинах бакалавриата по направлению «История», а также одной из следующих дисциплин: «Социальная философия», «Общая социология», «История социологии», «Социальная антропология».

Программа разработана в соответствии с:

  • оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по истории и по социологии;

  • Образовательной программой 030600.68 «история».

Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки/ специальности История, утвержденным в 2011 г.
1. Цели и задачи курса.

Социология знания как академическая дисциплина рассматривает/исследует 
систематическую связь между мыслью/смыслообразованием и обществом. Социология знания изучает способы, какими люди, организованные в общество, выстраивают, интерпретируют и меняют свои представления о  "реальности". Целью данного курса является не столько точное установление  "характера и формы знания" как такового, сколько определение способов социального производства и воспроизводства знания, в особенности – способов достижения обыденного, практического, «само-собой-разумеющегося» знания. В этой связи «социология знания» будет рассматриваться в контексте различения двух аспектов знания – обыденного/повседневного/практического и научного. Это смещение акцента отличает данный курс от проблематики курсов по «истории идей», «социологии науки», «когнитивной социологии» и «социологии повседневности» и др. (хотя в ходе обсуждения отдельных тем привлечение этой проблематики не исключается). В ходе курса особое внимание будет уделено не только социальным детерминантам производства "знания", но и  результатам непреднамеренного интерсубъективного/коллективного структурирования знания, которое способствует выработке и закреплению представлений об «истинности» знания. «Знание» выступает здесь как широкое понятие, которое отсылает к научным данным, идеям, мнениям, эмоциям, представлениям, образам, и еще более широко – к философии, политическим доктринам, теологии, и научным  теориям. В  курсе будет показано, как эти разнообразные формы знания обусловлены определенной социальной конфигурацией.

В качестве центрального положения о социологии знания принимается следующее: 
социальная организация общества  влияет на форму знания, которая будет ему присуща в этом обществе и в которой оно бытует в этом обществе. Каждый человек (как эксперт в области какого-либо знания, так и не-эксперт) обладает социально ситуированным
знанием. Кроме того, поскольку институционально произведенное знание и то, что отдельный индивид "знает", зачастую одно и то же, социология знания исследует также и узнаваемые конструкции повседневности, "мирской"действительности, в рамках более обширных систем знания и дискурса.

Основные вопросы, рассматриваемые в спецкурсе: Какая связь между идеями и способами их бытования в обществе? Можно ли рассматривать «идеи» независимо от социального порядка? Каково соотношение в обществе между знанием обыденным и экспертным (научным)? Как сообщества экспертов и отношения в этих сообществах, производящих научное знание, влияют на обыденные представления о «реальности»
 и об "истинности/ложности знания" ? Как влияет обыденное знание экспертов на производство ими научного знания? Каково соотношение между знанием и властью, знанием и моралью, знанием и верованием? Как социальные институты влияют на производство, упорядочивание, представление  «информации»? Наконец, как мы отличаем знание от не-знания и что такое «способность знать»? Выбор теорий, первоисточников, ключевых фигур не претендует на всеохватность проблемного поля социологии знания и на исчерпывающую систематизацию исследовательского материала по данной проблематике. Но курс ориентирует в пространстве основных подходов к решению вопросов о социальной природе истины, веры, знания и представлений о реальности.


2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Cлушатели, успешно освоившие курс смогут:
• Продемонстрировать понимание взаимосвязи между формами знания и поведением человека, использовать социологические критерии в анализе форм знания;
• Исторически прослеживать развитие  социологии знания от рационалистического проекта Просвещения до наших дней;
• Адекватно формулировать  теоретические положения основоположников социологии знания;
• Понимать и критически оценивать разнообразие подходов к анализу форм знания;
• Применять основные концепции и отдельные понятия социологии знания к анализу реальных проблемных ситуаций;
• Рассматривать конкретную  практику научных сообществ в контексте различений эпистемических культур;
• Понять особую роль "науки" как  способа производства знания в современном обществе и как специфического социального института;
•Ориентироваться в  современном дискурсе в социальных науках о развитии форм знания.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция


Код по НИУ


Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения,

способствующие формированию и развитию компетенции

Обладание культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

ОНК-4

Дает определение основным понятиям социологии вообще и «социологии знания» в частности; называет ключевые фигуры в области исследований по социологии знания, различает специфику социологии знания, социологии науки, когнитивной социологии, культурной антропологии и других смежных дисциплин со сходной проблематикой; использует профессиональные навыки анализа социально-теоретических источников и литературы

Лекции, практические занятия

Владение практическими навыками применения общепрофессиональных знаний теории и методов исторических исследований; способностью выявлять, понимать, критически анализировать и излагать ретроспективную и актуальную информацию.

ПК12, ПК14, ПК15, ПК16

Ориентируется в многообразии подходов к предмету социологии знания; обосновывает выбор источников и методики работы с ними, понимает последовательность этапов научного исследования, значение основных принципов научной этики в академической деятельности, проводит самостоятельное исследование, умеет поставить исследовательскую проблему, следует правилам научного стиля в написании работы.

Лекции, семинарские и практические занятия, дискуссии, ориентирование в релевантной литературе по рассматриваемой проблематике, адекватный подбор первоисточников для собственной работы, грамотное выполнение конспектов, написание контрольных работ и эссе.


Cпособен порождать принципиально новые идеи и продукты, обладает креативностью, инициативностью

(формируется частично)

СЛК-8

− владеет техникой поиска и составления релевантной библиографии для постановки исследовательской проблемы,

− проявляет исследовательское (экспериментальное) отношение к рассмотрению социальных проблем, способность находить/конструировать эмпирические референты формулируемых проблем

− демонстрирует способность самокритичной, рефлексивной оценки своих исследовательских проектов, умение отслеживать и исправлять ошибки в ходе исследования


лекции, написание эссе, подготовка доклада на семинаре, критический разбор текстов на семинаре, конспектирование первоисточников по установленной схеме.


3. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла магистерской программы.

Изучение данной дисциплины обеспечивает приобретение углубленного образования в области социальных наук, профессиональных знаний о специфике исследовательской работы в социологии и исторической науке, а также академических навыков, связанных с анализом философской и социологической литературы разных эпох и направлений.

Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • знать отечественную и всемирную историю на уровне программы бакалавриата по направлению «История»;

  • знать общую социологию, историю религии, историю искусства, историю философии на уровне программы бакалавриата по направлению «История»;

  • понимать язык литературы по проблемам общей социологии и философии;

  • знать как минимум один иностранный язык в объеме, достаточном для свободного чтения социологической литературы;

  • уметь работать с библиотечными фондами, научной периодикой, справочными материалами;

  • уметь работать с компьютером, ориентироваться в Интернет-ресурсах.


Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при подготовке магистерской диссертации по любой исторической, социологической, философской теме, а также при изучении таких дисциплин, как «Формы знания в исторической ретроспективе», «История наук о человеке XIX-XX вв.», «Теория и история культуры», «Философия истории», «Структуры научного текста», «Политика знания в XIX-XX вв.», «История герменевтических практик (Россия и Запад)», «Сравнительная история интеллектуальных сообществ», «История научной коммуникации и средств трансляции знания в России», «Университет и академия в истории Запада». Согласно концепции магистратуры «История знания в сравнительной перспективе», реализация задач курса будет осуществляться в тесном взаимодействии с работой Исследовательского семинара.


  1. Тематический расчет часов




Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы


Самостоятельная работа

Лекции

Сем. и практ.
занятия

1

Введение в предмет «социологии знания».

26

2

4

20

2

Предыстория и формирование социологии знания

30

2

4

24

3

Классическая социологическая теория и социология знания

26

2

4

20

4

Социология знания К. Мангейма. Мертоновский проект социологии науки.


20

2

2

16

5

Неомарксизм и Ю. Хабермас. Знание и коммуникация.

20

2

2

16

6

Феноменология знания.

20

2

2

16

7



Антропологический подход к анализу форм знания. М. Шелер

20

2

2

16

8

Сильная программа: от Витгенштейна к Эдинбургской щколе. Критика Мангейма.

22

2

4

16

9

«Практический смысл» и «дискурсивное знание». Гидденс и Бурдье.

20

2

2

16

10

Этнометодология и новая теория информации. «Способность знать».

20

2

2

16

11

Производство знания и власть. Воля к знанию. М. Фуко

22

2

2

18

12

Конструирование знания: лабораторный эксперимент и производство факта.

22

2

4

16


Всего часов по дисциплине

258

24

34

210


5. Формы контроля.

- текущий контроль оценивает работу с первоисточниками (письменно в виде конспектов по соответствующей форме и устно – доклады на семинарах)

- промежуточный контроль предполагает написание 2 контрольных работ, оцениваемых по 10-балльной шкале и одного эссе (объемом 7-10 тыс. знаков с проб.);

- итоговый контроль проводится в форме устного экзамена/собеседования (с оценкой результатов по 10-балльной шкале);

- итоговая оценка складывается следующим образом: эссе –40%; контрольные работы(совокупно) – 20%, выступления на семинарах, конспекты –20%; устный экзамен/собеседование – 20%
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск