Скачать 284.94 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Факультет истории Программа дисциплины «Социология знания» для направления 030600.68 «История» подготовки магистра магистерской программы «История знания в сравнительной перспективе» Автор программы: Баньковская С.П. к-т. филос.н. sbankovskaya@gmail.com Одобрена на заседании кафедры истории идей и методологии исторической науки «__»____________2011 г. Зав. кафедрой И.Н.Данилевский Рекомендована секцией УМС по истории «__»____________2011 г. Председатель Н.А. Проскурякова Утверждена УС факультета истории «__»____________2011 г. Ученый секретарь О.С.Воскобойников Москва, 2011
Область применения и нормативные ссылки . Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Курс предназначен для студентов 1-го курса подготовки магистров по направлению 030600.68 «История» в рамках магистерской программы «История знания в сравнительной перспективе» , изучающих дисциплину «Социология знания» (дисциплина профессионального цикла, базовая часть). Оптимальное усвоение курса предполагает наличие у студентов знаний, полученных в учебных дисциплинах бакалавриата по направлению «История», а также одной из следующих дисциплин: «Социальная философия», «Общая социология», «История социологии», «Социальная антропология». Программа разработана в соответствии с:
Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки/ специальности История, утвержденным в 2011 г. 1. Цели и задачи курса. Социология знания как академическая дисциплина рассматривает/исследует систематическую связь между мыслью/смыслообразованием и обществом. Социология знания изучает способы, какими люди, организованные в общество, выстраивают, интерпретируют и меняют свои представления о "реальности". Целью данного курса является не столько точное установление "характера и формы знания" как такового, сколько определение способов социального производства и воспроизводства знания, в особенности – способов достижения обыденного, практического, «само-собой-разумеющегося» знания. В этой связи «социология знания» будет рассматриваться в контексте различения двух аспектов знания – обыденного/повседневного/практического и научного. Это смещение акцента отличает данный курс от проблематики курсов по «истории идей», «социологии науки», «когнитивной социологии» и «социологии повседневности» и др. (хотя в ходе обсуждения отдельных тем привлечение этой проблематики не исключается). В ходе курса особое внимание будет уделено не только социальным детерминантам производства "знания", но и результатам непреднамеренного интерсубъективного/коллективного структурирования знания, которое способствует выработке и закреплению представлений об «истинности» знания. «Знание» выступает здесь как широкое понятие, которое отсылает к научным данным, идеям, мнениям, эмоциям, представлениям, образам, и еще более широко – к философии, политическим доктринам, теологии, и научным теориям. В курсе будет показано, как эти разнообразные формы знания обусловлены определенной социальной конфигурацией. В качестве центрального положения о социологии знания принимается следующее: социальная организация общества влияет на форму знания, которая будет ему присуща в этом обществе и в которой оно бытует в этом обществе. Каждый человек (как эксперт в области какого-либо знания, так и не-эксперт) обладает социально ситуированным знанием. Кроме того, поскольку институционально произведенное знание и то, что отдельный индивид "знает", зачастую одно и то же, социология знания исследует также и узнаваемые конструкции повседневности, "мирской"действительности, в рамках более обширных систем знания и дискурса. Основные вопросы, рассматриваемые в спецкурсе: Какая связь между идеями и способами их бытования в обществе? Можно ли рассматривать «идеи» независимо от социального порядка? Каково соотношение в обществе между знанием обыденным и экспертным (научным)? Как сообщества экспертов и отношения в этих сообществах, производящих научное знание, влияют на обыденные представления о «реальности» и об "истинности/ложности знания" ? Как влияет обыденное знание экспертов на производство ими научного знания? Каково соотношение между знанием и властью, знанием и моралью, знанием и верованием? Как социальные институты влияют на производство, упорядочивание, представление «информации»? Наконец, как мы отличаем знание от не-знания и что такое «способность знать»? Выбор теорий, первоисточников, ключевых фигур не претендует на всеохватность проблемного поля социологии знания и на исчерпывающую систематизацию исследовательского материала по данной проблематике. Но курс ориентирует в пространстве основных подходов к решению вопросов о социальной природе истины, веры, знания и представлений о реальности. 2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Cлушатели, успешно освоившие курс смогут: • Продемонстрировать понимание взаимосвязи между формами знания и поведением человека, использовать социологические критерии в анализе форм знания; • Исторически прослеживать развитие социологии знания от рационалистического проекта Просвещения до наших дней; • Адекватно формулировать теоретические положения основоположников социологии знания; • Понимать и критически оценивать разнообразие подходов к анализу форм знания; • Применять основные концепции и отдельные понятия социологии знания к анализу реальных проблемных ситуаций; • Рассматривать конкретную практику научных сообществ в контексте различений эпистемических культур; • Понять особую роль "науки" как способа производства знания в современном обществе и как специфического социального института; •Ориентироваться в современном дискурсе в социальных науках о развитии форм знания. В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
3. Место дисциплины в структуре образовательной программы Настоящая дисциплина относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла магистерской программы. Изучение данной дисциплины обеспечивает приобретение углубленного образования в области социальных наук, профессиональных знаний о специфике исследовательской работы в социологии и исторической науке, а также академических навыков, связанных с анализом философской и социологической литературы разных эпох и направлений. Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при подготовке магистерской диссертации по любой исторической, социологической, философской теме, а также при изучении таких дисциплин, как «Формы знания в исторической ретроспективе», «История наук о человеке XIX-XX вв.», «Теория и история культуры», «Философия истории», «Структуры научного текста», «Политика знания в XIX-XX вв.», «История герменевтических практик (Россия и Запад)», «Сравнительная история интеллектуальных сообществ», «История научной коммуникации и средств трансляции знания в России», «Университет и академия в истории Запада». Согласно концепции магистратуры «История знания в сравнительной перспективе», реализация задач курса будет осуществляться в тесном взаимодействии с работой Исследовательского семинара.
5. Формы контроля. - текущий контроль оценивает работу с первоисточниками (письменно в виде конспектов по соответствующей форме и устно – доклады на семинарах) - промежуточный контроль предполагает написание 2 контрольных работ, оцениваемых по 10-балльной шкале и одного эссе (объемом 7-10 тыс. знаков с проб.); - итоговый контроль проводится в форме устного экзамена/собеседования (с оценкой результатов по 10-балльной шкале); - итоговая оценка складывается следующим образом: эссе –40%; контрольные работы(совокупно) – 20%, выступления на семинарах, конспекты –20%; устный экзамен/собеседование – 20% |