Скачать 75.14 Kb.
|
Урок русского языка в 5 классеТема: «Собственные и нарицательные имена существительные»Цели: 1) показать пути образования собственных и нарицательных имен существительных; 2) отработать навыки правописания собственных имен существительных; 3) воспитание творческой инициативы, расширение языкового кругозора учащихся. На данном уроке предполагается некоторые виды работ выполнять в парах. Кроме того, при подготовке к уроку была организована также работа детей в группах по 3-4 человека. Так, организованы поиск информации о происхождении собственных имен существительных: Эйфелева башня, Париж, Алтай, о происхождении фамилий и имен (группа девочек подготовила визитки для всего класса) и обработка материалов по данной теме. Большой вклад в подготовку к уроку внесла группа оформителей, которая изготовила своими руками интересный, красочный наглядный материал (рисунки, схемы, таблицы). Ход урока:
Не плач(?) из-за пустяков! Из соседней комнаты послышался плач(?) ребенка.
А) Работа с картой острова. - Перед вами, ребята, карта острова (на доске – карта с изображением гор, рек, озер, городов, но без названий).
(дети говорят, что на карте нет названий, у жителей острова нет адреса).
(сначала ребята дают название острову, а затем всем географическим точкам, расположенным на нем).
(формулируем вывод: существительные, называющие однородные предметы, называются нарицательными, а существительные, называющие единичные предметы, - собственными).
Б) Работа со схемой ( см. приложение №1).
В) Выступление ребят о происхождении слов Эйфелева башня, Париж, Алтай. Содержание сообщений может быть таким: Алтай – горная страна в Азии, на территории России, Монголии и Китая, Название из тюркского ал – «высокий», тай – «гора, хребет», т. е. «высокие горы». Сейчас оно осмысливается как образованное из тюркского алатау – «пестрые горы», что связано с реальным цветом высокогорной части Алтая, где сочетаются белые пятна снега, черные участки каменистых россыпей, зеленые участки растительности, серые гранитные массивы. Париж – столица Франции. Известен уже в 1 веке до н. э. как поселение Лютеция, в основе названия которого галльское lut – «болото», т. е. «селение на болоте». Однако позже получило распространение название по этнониму паризии – галльскому племени, жившему в этих местах. Современная французская форма названия Пари (Paris); принятая в русском языке форма Париж усвоена в искаженном виде через польское посредство. Поспелов Е. М. Школьный топонимический словарь. Москва. Просвещение. 1988г. Г) Работа с параграфом №71 учебника Бабайцевой В. В. «Русский язык. Теория». На доске – вопросы, на которые должны ответить учащиеся после изучения материала учебника:
А) Письменно ответить на вопросы:
Б) Работа в парах.
Предложения-ответы записываются в тетрадь, осуществляется взаимопроверка. В) Обращение к схеме-рисунку. -К именам относятся собственно имя, отчество и фамилия человека. Каждому из вас, ребята, девочки изготовили визитки с вашим именем и его значением (на визитках имя ребенка и краткое пояснение, визитки ребята крепят себе на одежду при помощи булавок). Расскажите о значении своего имени и из какого языка оно заимствовано. Например, было такое сообщение: Марина, Маргарита – греческая богиня красоты Афродита родилась, согласно мифу, из морской пены. На многих островах Средиземного моря были святилища Афродиты, где моряки приносили благодарственные молитвы и складывали дары, предназначенные для своей богини-покровительницы. Наиболее типичный дар моряков – жемчуг. Во многих местах статуя Афродиты украшали им. Отсюда эпитет Афродиты маргарито – жемчужная. Эпитет этой греческой богини морская дал имя Пелагея, а в переводе на латинский – Марина.Г) Творческое задание. - Используя имя своего соседа, постройте предложения по следующей схеме. Используйте в предложении вводное слово пожалуйста. [ O , =]. vvv Д) – Наши фамилии появились давно, несколько веков назад. По какому принципу наши предки брали себе ту или иную фамилию или наделяли определенной фамилией друг друга? Послушайте историю появления некоторых фамилий. Сообщения учащихся. Воронцов. Вороной – черный, от цвета вороного крыла. Судя по распространенности фамилии, воронцами в древности называли брюнетов. Копылов. Копыл – всегда что-то вертикальное, например, брусок, соединяющий полозья, с кузовом саней, стояк и т. п. Есть выражение «копылом торчать» - быть на виду, возвышаться не к месту. Копылом называли гордого, упрямого, неуступчивого человека. Селиванов. Христианское имя Сильван (от латинского «сильва» - лес) преобразовалось в русском просторечии в Селиван, или Селифан, и стало весьма распространенным. Пустовалов. Первоначальный корень этой фамилии – донское слово «полстовал», то есть валяльщик шерстяных покрывал – полстей. Слово это упростилось в «постовал», образовавшее фамилию Постовалов. Но значение этих слов за пределами донских районов было непонятно, и фамилия Постовалов переосмыслилась – стали говорить и писать Пустовалов. После прослушивания сообщений учащиеся делают вывод, что люди при образовании фамилий использовали прозвища, черту характера, имя отца, место жительства и другие признаки. Е) Творческое задание (выполняется устно).
Ж) – А как появляются прозвища? И кому они даются? Выступление учащегося с исследованием по теме «Прозвища в гимназии №1» - Как вы считаете, ребята, в каком случае прозвище можно считать обидным? (когда оно не нравится человеку - носителю этого прозвища).
З) – А теперь поговорим о кличках. Кому они принадлежат?
(обращение к схеме-таблице) Выступление учащегося по теме «Как выглядит собака по кличке Жучка». В ходе обсуждения прослушанного ребята замечают, что собственные имена существительные чаще образуются из нарицательных.
Выступление учащегося о происхождении слова макароны. Макароны. Их придумал некто Марко Арони. Он жил в 18 столетии, владел таверной близ Неаполя. Лапша была уже к тому времени излюбленным блюдом итальянцем. Однажды дочь Арони играла с тестом, сворачивая его в длинные, тонкие трубочки и развешивая их на веревке для белья. Находчивый хозяин сварил трубочки, полил их специальным томатным соусом и подал новое блюдо гостям. Гости были в восторге. Таверна стала излюбленным местом неаполитанцев. (Э. Вартаньян.) И) Соревнование «Кто больше?». Работа в парах с таблицей. Учащиеся заполняют разделы таблицы словами на определенную букву.
После выполнения задания осуществляется проверка по каждому разделу, выясняется, какая группа ребят написала большее количество слов и не допустила ошибок в правописании имен существительных собственных и нарицательных. 5. Домашнее задание: «собрать» фразеологический оборот из слов обеих колонок. царь Аника шапка Пандора ящик Мономах колесо Горох воин Фортуна. Кроме того, нужно объяснить значение ФО, дать этимологический анализ, нарисовать иллюстрации. Работу целесообразнее распределить по группам. 6. Итоги и выводы. |